_I
ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
И.Г. ЧИСТОБОРОДОВ,
старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка
(Академия управления МВД России)
I.G. CHISTOBORODOV,
senior teacher of chair managements of services activity providing a public order (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 342.9
Понятие и признаки административно-правового режима избирательной кампании
Concept and administrative legal regime signs election campaign
В статье рассматривается понятие «административно-правовой режим избирательной кампании» и его характерные признаки.
Административно-правовой режим, характерные признаки административно-правового режима, отличительные признаки административно-правового режима.
In the article the concept "administrative legal regime of election campaign" and its characteristic signs is considered.
Administrative legal regime, characteristic signs of an administrative legal regime, distinctive signs of an administrative legal regime.
Развитие гражданского общества представляет собой сложный и противоречивый процесс, в ходе которого случается обострение противоречий. Это может привести к возникновению социальных конфликтов, которые наносят ущерб (иногда необратимый) государственным и общественным интересам, и важная роль в их предотвращении принадлежит праву.
Право выступает регулятором общественных отношений с помощью различных методов регулирования. В теории права под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.
Административно-правовой метод — один из основных и применяется для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении.
Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу.
В то же время в теории управления в качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению, бытует мнение о том, что управление (включая государственное) «будет только тогда эффективным, когда оно не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является процессом их определенного взаимодействия» [7, с. 40—49]. Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между управляющим субъектом и управляемым объектом при установлении различных административно-правовых режимов можно рассматривать только в качестве вспомогательного, чтобы лучше понять природу правовых режимов, необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.
I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
130
С термином «режим» мы довольно часто встречаемся в повседневной жизни, быту, он употребляется в качестве понятия в технических и экономических науках. Этот термин нашел применение в философии и юриспруденции (теория права и государства, конституционное право, гражданское право, уголовно-исполнительное право, трудовое право, земельное право, административное право и др.). Термин «режим» толкуется в русском языке в нескольких значениях.
Так, по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ему соответствуют три смысловых значения.
1. Распорядок дел, действий.
2. Условия деятельности, работы, существования чего-нибудь. Например, рабочий режим, режим работы машины.
3. Государственный строй. Например, реакционный режим военной диктатуры [5, с. 969].
Энциклопедический словарь раскрывает этимологию слова французского «regime» и латинского «regimem» как «управление» [9, с. 1124]. В нем приведены такие же, как и в предыдущем случае, значения данного слова: «...государственный строй, метод управления; установленный распорядок жизни; совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Исходя из этих определений, можно утверждать, что режим в контексте излагаемого материала означает „установленный порядок жизни"» [3, с. 1670].
Целью административно-правового режима является создание стабильного порядка в государстве и обществе, что достигается предположительно посредством неукоснительного соблюдения прав и законных интересов граждан. Действия государства и его структур в рамках обеспечения прав граждан и общественной безопасности прежде всего направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности.
Объектами общественной безопасности являются права и свободы, жизнь и здоровье граждан, собственность, государственные и общественные институты, функционирование которых обеспечивает удовлетворение жизненно важных интересов.
Административно-правовой режим составляет совокупность определенных законодательством приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.
Институт административно-правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях
обеспечения международной (порядок использования воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши; противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности) и внутригосударственной безопасности.
Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение суверенитета и обороны государства, общественного порядка и общественной безопасности; охраны здоровья и жизни граждан, функционирования институтов гражданского общества и государственных институтов.
Классификация любого, включая и правовое явление, начинается с поиска и определения того, что лежит в основе деления и, в то же время, является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое. Классификация правовых режимов, осуществляемая законодателем и исследователями, проводится по различным основаниям. Наиболее общими из них являются следующие:
— по сфере действия — это наиболее общий подход к классификации, позволяющий подразделять на международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;
— по отрасли права часто выделяют административно-правовой режим, который, в силу комплексного характера административного законодательства, может одновременно отражаться в различных отраслях права;
— по продолжительности действия (временные или постоянные);
— по основанию установления;
— по объекту правового воздействия;
— по субъекту реализации устанавливаемых правовых предписаний.
Согласно практике, государственное управление далеко не всегда достаточно обеспечено необходимыми административно-правовыми режимами, что влечет за собой многочисленные нарушения со стороны чиновников (например, факты коррупции). Поэтому существует необходимость установления конкретных полномочий, в рамках которых должны действовать государственные служащие. С помощью законодательства определяется совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.
Субъектами правового воздействия являются физические и юридические лица, граждане, должностные лица, общественные объединения. Эффективность соблюдения ими правовых предписаний в данном случае непосредственным образом оказывает влияние на качество и уровень законности в сфере государственного управления.
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
Регламентация административно-правовых режимов осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы. Определенную роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые могут предписывать следующее:
— устанавливать определенные виды административно-правовых режимов;
— предусматривать перечень актов правоприменения во исполнение норм, содержащихся в соответствующих федеральных законах;
— содержать правоприменительные полномочия и пр.
Среди ученых, занимающихся исследованием сущности и содержания различных правовых режимов, нет единства во взглядах на сущность тех административно-правовых режимов, которые являются обязательной составной частью особых правовых режимов.
Так, Л.Л. Попов дает определение административно-правового режима как определенного нормами административного права особого порядка функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления [6, с. 207].
В.Б. Рушайло считает, что административно-правовой режим «есть установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных ситуациях обеспечения и поддержания общественной безопасности специально созданными для этой цели государственными органами и общественными объединениями» [8, с. 24].
А.В. Мелехин определяет административно-правовой режим как определенную законодательством совокупность приемов методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленной цели» [4, с. 378].
Ю.А. Тихомиров полагает, что «административно-правовой режим представляет собой специфический порядок деятельности субъектов права в различных сферах государственной жизни». По его мнению, по критерию цели режимов их можно разделить на три большие группы. Первая группа охватывает административно-правовые режимы для определенных государственно-правовых состояний (чрезвычайного и военного положений, охраны государственной границы, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.). Вторая группа включает в себя функциональные административно-пра-
вовые режимы, призванные обеспечить функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т. д.). Третья группа режимов включает легализующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности [10, с. 404].
Предложенная Ю.А. Тихомировым классификация, на наш взгляд, требует дополнения. Полагаем, что необходимо выделить еще и четвертую группу, позволяющую гражданам реализовать свои права в какой-либо сфере общественных отношений, например, в эту группу может войти административно-правовой режим избирательной кампании. Он предоставляет возможность гражданам реализовать свои права в конкретный промежуток времени и на определенной территории с помощью уполномоченных на то органов. Полагаем, что избирательную кампанию с момента назначения (объявления даты) выборов и до подведения итогов голосования возможно рассматривать как одну из разновидностей административно-правовых режимов.
Изучив различные точки зрения, мы предлагаем собственное определение административно-правового режима — это совокупность правовых установлений и необходимых процедур, обеспечивающих порядок реализации гражданами своих прав и обязанностей в определенный период времени и на определенной территории, в условиях обороны и обеспечения безопасности государственного устройства, защиты интересов личности и общества в целом, обеспечиваемые федеральными органами государственной власти, государственными органами субъектов РФ, органами муниципального самоуправления.
Указанный режим вводится в действие изданием правового акта уполномоченным на то должностным лицом (либо органом) на определенный промежуток времени на территории проведения выборов с целью обеспечения избирательных прав граждан, общественного порядка и функционирования институтов демократического общества. Организующая роль по обеспечению административно-правового режима избирательной кампании отводится специально созданным избирательным комиссиям, которые координируют деятельность государственных и муниципальных органов.
Отнести совокупность правовых установлений (актов) и необходимых процедур избирательной кампании к административно-правовому режиму можно по следующим основным характерным признакам: порядок проведения выборов четко регламентирован нормативными правовыми актами; строго определена процедура реализации избирательных прав граждан;
131
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
132
момент назначения и объявления даты выборов можно определить как введение в действие избирательного административно-правового режима; избирательный административно-правовой режим вводится в действие с момента издания правового акта соответствующего должностного лица, либо уполномоченного на то органа; объявление итогов голосования нужно считать окончанием действия избирательного административно-правового режима; избирательный режим вводится на определенной территории (территории проведения выборов) в зависимости от уровня проведения выборов (федеральный, региональный, муниципальный); четко определены субъекты правового воздействия, реализующие свое пассивное и активное избирательное право; введение в действие избирательного административно-правового режима обеспечивает легитимную смену власти, что позволяет сохранить государственное устройство и функционирование институтов гражданского общества; организованы специальные органы, предназначенные осуществлять подготовку и проведение выборов на различных уровнях (избирательные комиссии); государственные органы исполнительной власти приобретают дополнительные полномочия и обязанности [1, 2]; определена юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан (нарушения избирательного режима).
Административно-правовой режим избирательной кампании также можно охарактеризовать как комплекс общественных отношений,
Список литературы
1. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 511 // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 4209.
2. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 сентября 2007 г. № 589 // Рос. газ. 2007. № 213.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. В 4-х т. Т. 3.
складывающихся в процессе проведения выборов, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью организационных, технических, технологических, информационных и других средств. От других административно-правовых режимов его отличают следующие признаки. Во-первых, это значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования, общества и государства. Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности органов государственной власти в обеспечении избирательных прав граждан. В-третьих, то, что этот режим выражает не только степень налагаемых ограничений, но и позволяет только в конкретный период и на определенной территории реализовать избирательные права граждан.
Полагаем, что существующие классификации административно-правовых режимов, предложенные различными авторами, возможно дополнить новой группой режимов, позволяющих гражданам реализовывать свои права в какой-либо сфере общественных отношений, в которую входит административно-правовой режим избирательной кампании. Предлагаемый автором административно-правовой режим избирательной кампании имеет свои специфические признаки, которые позволяют утверждать о том, что исследуемый режим отличается от других прежде всего своей направленностью, а именно тем, что он сконцентрирован на реализации избирательных прав граждан.
4. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2011.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1993.
6. Попов Л.Л. Административное право в Российской Федерации: учебник. М., 2014.
7. Россинский Б.В. О предмете и системе административного права / Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития (материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г.). М., 2002.
8. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., 2000.
9. Советский энциклопедический словарь. М., 1990.
10. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса: учебник. М., 1998.
E-mail: [email protected].