юридические науки
Воробьёва Ольга Александровна, Чертакова Елена Михайловна ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ...
УДК 347.1
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
© 2017
Воробьёва Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Предпринимательское и трудовое право» Чертакова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. заведующая кафедрой «Предпринимательское и трудовое право»
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность работы заключается в том, что сложившаяся система правового регулирования гражданско-правовых отношений нуждается в дальнейшем совершенствовании. В статье рассмотрены понятие и принципы гражданского права, в том числе и основные направления развития отечественного гражданского законодательства. Также в работе уделяется внимание защите гражданских прав и их восстановлению в случаях нарушения. В настоящей статье также затронуто значение принципа обеспечения восстановления права. Также обращается внимание на то, что особенности изложения ст. 1 ГК РФ, как наличие оговорки относительно принципа добросовестности, соблюдение которого требуется при установлении, осуществлении и защите гражданских прав, в то время как другие принципы закрепляются без всяких оговорок. Рассмотрены меры принудительного воздействия (меры охраны) в гражданском праве, применяемые к нарушителям, к которым относятся: меры защиты, меры ответственности, меры оперативного воздействия, а также меры самозащиты. В данной работе акцентируется внимание на том, что необходимо повышать уровень правоприменительной деятельности судов всех инстанций, поскольку от нее в первую очередь зависит авторитет и эффективность норм действующего права. Так же в статье рассмотрены возможности применения аналогии закона и аналогии права.
Ключевые слова: юриспруденция; право; гражданское право; понятие гражданского права; принципы гражданского права.
CONCEPT AND PRINCIPLES OF CIVIL LAW
© 2017
Vorobyova Olga Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
associate professor of the department "Pre-admission and labor law" Chertakova Elena Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, acting Head of the department "Entrepreneurship and labor law" Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The urgency of the work lies in the fact that the current system of legal regulation of civil-law relations needs further improvement. The article deals with the concept and principles of civil law, including the main directions of development of domestic civil legislation. Also in the work attention is paid to the protection of civil rights and their restoration in cases of violation. This article also touches upon the importance of the principle of securing the restoration of law. Also attention is drawn to the fact that the features of the exposition of Art. 1 of the Civil Code of the Russian Federation, as a reservation on the principle of good faith, the observance of which is required in the establishment, implementation and protection of civil rights, while other principles are fixed without any reservations. The measures of compulsory influence (measures of protection) in civil law, applied to violators, which include: protection measures, measures of responsibility, measures of operative influence, as well as self-defense measures are considered. This paper focuses attention on the fact that it is necessary to increase the level of law enforcement activity of courts of all instances, since the authority and effectiveness of the norms of the current law depend first of all on it. Also in the article possibilities of application of analogy of the law and analogy of the law are considered.
Keywords: jurisprudence; law; civil law; the concept of civil law; Principles of civil law.
Проанализировав гражданское законодательство Российской Федерации, а также накопленный опыт его практического применения позволяют сделать вывод, что в настоящее время система этого законодательства, основанная на Гражданском кодексе РФ и названных в нем федеральных законах, отражает особенности и задачи гражданского права. Эта система уже доказала свою способность успешно регулировать складывающиеся в Российской Федерации рыночные отношения. Она в целом может быть сохранена и на достаточно длительную перспективу. Вместе с тем сложившаяся система правового регулирования гражданско-правовых отношений нуждается в дальнейшем совершенствовании[1].
Развитие отечественного гражданского законодательства необходимо проводить по следующим основным направлениям. Во-первых, расширение, в том числе, изменение и дополнение норм ГК РФ; во-вторых, обновление законодательных актов, которые уже имеются; в-третьих, принятие новых нормативно-правовых актов. Следует отметить также, что, нужно поднимать уровень правоприменительной деятельности судов всех инстанций, потому что от этого в первую очередь зависит авторитет и результативность норм действующего права.
Совершенствование гражданского законодательства должно идти параллельно с повышением уровня правоприменительной практики. В рамках проводимой
судебной реформы необходимо выделить особую роль альтернативных механизмов разрешения споров, основанных на соглашениях субъектов гражданского права.
При осуществлении гражданского законодательства РФ немаловажным являются принципы, с помощью которых характеризуется сущность права, его содержание и назначение в обществе.
Под принципами права понимают руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность, а также назначение в обществе[2].
В ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены основные начала (принципы) гражданского законодательства. В их числе обозначен принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, в том числе принцип судебной защиты прав. Данные принципы тесно связаны между собой. Иногда в юридической литературе они рассматриваются и как единый принцип. В широком смысле слова восстановление права совпадает в таком случае с защитой права независимо от того, осуществляется ли это в форме восстановления положения, пресечения нарушения, признания права и т.п. (ст. 12 ГК РФ). Содержание категории «восстановление права» (положения), использованной в ст. 1 и ст. 12 ГК РФ, не совпадает. В первом случае она используется - в широком, а во втором - в узком смысле слова[3].
Е.А. Суханов в этой связи указывает на то, что прин-
Vorobyova Olga Aleksandrovna, Chertakova Elena Mikhailovna CONCEPT AND PRINCIPLES OF CIVIL ...
juridical science
цип всесторонней защиты и судебной защиты гражданского права в целом характеризует правоприменительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования.
Согласно этому принципу участникам гражданских правоотношений даются обширные возможности защиты своих прав и интересов, а именно, они могут воспользоваться, как судебной защитой, так и самозащитой, а также применить некоторые другие меры, оказывающие неблагоприятное имущественное воздействие[4].
А.Я. Рыженков обосновывает существование необходимости судебной защиты как самостоятельного принципа гражданского законодательства^].
Н.Д. Егоров, рассматривая данный принцип, пишет, что в соответствии с рассматриваемым принципом гражданское законодательство должно обеспечить восстановление нарушенных прав при помощи различных способов (ст. 12 ГК РФ).
Восстановление гражданских прав - это результат применения охранительных норм гражданского права. В этих нормах содержатся меры гражданско-правовой охраны, которые реализуются в охранительных гражданских правоотношениях.
Как отмечалось выше, данные элементы в своей совокупности образуют механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений. Сердцевину данного механизма образует защита гражданских прав, которая в материально-правовом смысле слова обычно определяется как система мер правового воздействия (мер охраны), которые применяются в случае нарушения права и направлены на его восстановление.
Одним из главных институтов гражданского права является защита гражданских прав, которая предусмотрена законом система мер, направленных на обеспечение неприкосновенности права, восстановление нарушенного права и пресечение действий, нарушающих право[6].
Восстановление и защита права неразрывно связаны между собой, как отмечалось выше. Защита права может быть осуществлена также путем пресечения действия или признания права. Но в широком смысле слова и в этом случае имеет место восстановление права в том виде и состоянии, как оно было до нарушения. Для целей настоящей статьи необходимо рассмотреть положения ст. 12 ГК РФ, так как именно с их помощью обеспечивается восстановление (защита) права. Кроме того, рассматривая принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, необходимо показать его связь с охранительными правоотношениями, охранительными нормами, охранительными мерами, которые, как мне представляется, в своей совокупности образуют механизм реализации данного принципа.
Способы защиты в «восстановительном смысле» этого слова, а именно как действия, с помощью которых право приводится в «состояние», существовавшее до нарушения, перечислены в ст. 12 ГК РФ. Следует отметить, что эти способы - это и меры принудительного воздействия (санкции). Охранительная связь является той формой, в которой существуют и реализуются способы защиты гражданских прав в двух обозначенных аспектах.
Поэтому, мера принуждения, а также способ защиты права - это категории, равнозначные по содержанию и назначению, однако не всегда совпадающие по объему (только в этом смысле их можно рассматривать как самостоятельные).
Самозащита гражданских прав и оперативное воздействие также являются способами защиты гражданских прав.
Все меры принудительного воздействия (меры охраны) в гражданском праве, применяемые к нарушителям, принято подразделять на четыре группы - меры защиты, меры ответственности, меры оперативного воздействия и меры самозащиты. Данные меры, как отмечалось,
предусмотрены в охранительных нормах.
Реализация принципа обеспечения восстановления нарушенного права достигается благодаря охранительным нормам, охранительным правоотношениям, охранительным соглашениям и мерам охраны, которые образуют механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений. Последний направлен на достижение полного восстановления (защиты) гражданских прав. Кроме того, роль принципа восстановления права состоит в том, что при отсутствии охранительной нормы, с помощью которой возможно защитить право потерпевшего лица, суд, руководствуясь аналогией права (данным основным началом), выносит решение о восстановлении в полном объеме нарушенного права (того положения, которое существовало до нарушения)[7].
Таким образом, несмотря на существование различных взглядов на правовую природу восстановления положения, существовавшего до нарушения права, следует признать, что это, в первую очередь, один из широко применяемых универсальных способов защиты гражданских прав, обладающий определенными особенностями, связанными с достижением конечной цели в виде восстановления состояния законного равновесия прав и обязанностей, то есть того состояния, в котором оно было до нарушения. К числу его особенностей можно отнести следующее:
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, используется только тогда, когда существует реальная возможность восстановления права путем устранения последствий правонарушения;
- самостоятельное применение восстановления положения, существовавшего до нарушения права, можно встретить крайне редко, как правило, его дополняет какой-либо другой способ защиты;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, в качестве цели преследует возрождение состояния законного равновесия прав и обязанностей путем ликвидации последствий допущенных нарушений;
- применение восстановления положения, существовавшего до нарушения права, допустимо при наличии как неправомерного, так и правомерного действия, результатом которых явилось нарушение права.
Даже беглый обзор литературы показывает, насколько неопределенным является понятие добросовестности как принципа гражданского права.
Так, имеется ее определение как «субъективного состояния лица, которое не знает и не может (не должно) знать о факте, знание которого с точки зрения закона делает поведение лица недобросовестным, неправомер-ным»[8].
А.В. Коновалов определяет добросовестность как «стремление участника гражданского оборота максимально исключить возможность нарушения его поведением субъективных прав и законных интересов других лиц, осуществить свои права в строгом соответствии с их объемом и назначением»[9].
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 описывает добросовестное поведение как «ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающее права и законные интересы другой стороны, содействующее ей, в том числе в получении необходимой информации» (п. 1).
Следует согласиться с А.В. Коноваловым в том, что «недостаточно ясное и конкретное (в необходимых случаях - вплоть до казуистичности) формулирование понятия добросовестности поведения участников гражданского оборота наносит существенный вред регулированию гражданских правоотношений».
Возведение добросовестности в ранг одного из основных начал гражданского законодательства и признание его гражданско-правовым принципом повлекли закономерное изменение институциональных норм в силу системности права и согласованности норм отдель-
470
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
юридические науки
Воробьёва Ольга Александровна, Чертакова Елена Михайловна ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ...
ных институтов в рамках одной отрасли. Особенно четко прослеживается конкретизация применения данного принципа в тех разделах Гражданского кодекса РФ, которые подверглись изменению в рамках глобального реформирования гражданского законодательства. Так, например, заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно (п. 5 ст. 166 ГК), возложение ответственности на членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица и определяющих действия юридического лица, закон связывает с их недобросовестностью (ст. 53.1 ГК РФ)[10].
М.К. Сулейменов акцентирует внимание на такой особенности изложения ст. 1 ГК РФ, как наличие оговорки относительно принципа добросовестности, соблюдение которого требуется при установлении, осуществлении и защите гражданских прав, в то время как другие принципы закрепляются без всяких оговорок. Исходя из этого делается вывод, "...что принцип добросовестности, хоть он и закреплен в ст. 1 ГК РФ, посвященной основным началам гражданского права, является, тем не менее, принципом ограниченного действия"[11]. Такой подход не умаляет значимости принципа добросовестности, тем более что наряду с принципами справедливости, разумности и гуманизма этот принцип относится к нравственно-этическим основам построения системы права в целом. Даже будучи невидимыми в большинстве норм данные принципы вплетены в их сущность.
Не вдаваясь в рассуждения о понятии добросовестности как правовой категории (этому явлению посвящено значительное число специальных исследований), отметим, что принцип добросовестности является неким ограничителем свободы воли участников гражданского оборота, обязывая их при использовании своих прав и исполнении своих обязанностей заботиться о соблюдении прав и законных интересов других участников имущественного оборота.
При построении правовых норм законодатель достаточно часто оперирует категориями «добросовестность», «разумность», «справедливость». Несмотря на общую принадлежность к нравственным принципам гражданского общества, эти категории нетождественны. С.А. Иванова полагает, что принцип справедливости (как общий принцип права) нашел воплощение в принципах разумности и добросовестности (как отраслевых принципах права)[12].
М.К. Сулейменов акцентирует внимание на том, что «справедливость по сравнению с добросовестностью и разумностью носит более объективированный характер, так как связана не только с личными представлениями субъекта права, но и с общественно значимыми критериями социальной справедливости»[11].
Добросовестность и справедливость роднит то, что они являются принципами, в соответствии с которыми гражданские права ограничиваются. И если требования добросовестности предъявляются к субъектам имущественного оборота при осуществлении их прав и исполнении обязанностей, то справедливость является тем мерилом, которым должен руководствоваться законодатель при нормативном установлении пределов ограничения гражданских прав[10].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воробьёва О.А. Принципы гражданского права // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2016. № 4 (27). С.37-39
2. Леушин В.И., Перевалов В.Д. Принципы права // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1998.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
4. Суханов Е.А. Принципы гражданского права // Гражданское право: В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов.
М., 2005.
5. Рыженков А.Я. Необходимость судебной защиты как принцип гражданского законодательства // Современное право. 2013. № 12. С. 56 - 60.
6. Сулейменов М.К. Понятие и способы защиты гражданских прав // Защита гражданских прав / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2011.
7. Кархалев Д.Н. Принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав // Гражданское право. - М.: Юрист 2014. № 5. - С. 15-18
8. Скловский К.И. Толкование добросовестности как обязанность суда // Закон. 2017. N 1. С. 106 - 109.
9. Коновалов А.В. Комментарий к ст. 1 ГК РФ // Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий: В 3 т. / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2014. Т. 1. С. 25.
10. Демидова Г.С. Реализация принципа добросовестности при осуществлении наследственных прав // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 11
11. Сулейменов М.К. Добросовестность в гражданском праве: проблемы теории и практики. Добросовестность в гражданском праве: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках ежегод. циви-листических чтений, посвящен. 20-летию Гражданского кодекса Республики Казахстан (Алматы, 22 - 23 мая 2014 г.) / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2014. С. 10 - 11.
12. Иванова С.А. Некоторые проблемы реализации принципа социальной справедливости, разумности и добросовестности в гражданском праве // Законодательство и экономика. 2005. N 4. С. 31.
Статья поступила в редакцию 02.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017