Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ'

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / ЗАКОН / ADVERTISING / ADVERTISING SERVICES / REALIZATION OF RIGHTS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зрайченко Е.А.

Статья посвящена анализу правовой сущности рекламной деятельности. В рамках исследования был сделан вывод, что понятийный аппарат рекламы законодателем проработан не до конца. Это связано с тем, что рекламная деятельность регулируется различными нормами права, таким образом, может пониматься по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND LEGAL ESSENCE OF ADVERTISING

The article is devoted to the analysis of the legal nature of advertising. As part of the study, it was concluded that the legislator has not worked out the conceptual apparatus of advertising to the end. This is due to the fact that advertising is regulated by various rules of law, so it can be understood differently.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ»

УДК 347

Зрайченко Е.А. студент магистратуры 2 курса специализация юриспруденция ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ)

Россия, г .Киров ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ РЕКЛАМЫ

Аннотация: статья посвящена анализу правовой сущности рекламной деятельности. В рамках исследования был сделан вывод, что понятийный аппарат рекламы законодателем проработан не до конца. Это связано с тем, что рекламная деятельность регулируется различными нормами права, таким образом, может пониматься по-разному.

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, рекламные услуги, реализация прав, закон.

Zraichenko E.A.

Undergraduate 2 course, jurisprudence «Vyatka State University» (FSBEIHE «VyatSU»)

Kirov

CONCEPT AND LEGAL ESSENCE OF ADVERTISING

Annotation: The article is devoted to the analysis of the legal nature of advertising. As part of the study, it was concluded that the legislator has not worked out the conceptual apparatus of advertising to the end. This is due to the fact that advertising is regulated by various rules of law, so it can be understood differently.

Keyword: advertising, advertising services, advertising, realization of rights, law.

Как известно реклама - двигатель прогресса, поэтому сложно переоценить ее значение. В эпоху современной действительности реклама является неотъемлемой частью общественной жизни, что говорит о необходимости четкого правового регулирования правоотношений, возникающих в процессе ее производства и распространения.

В настоящее время реклама многими научными дисциплинами, и имеет отношение к различным сферам практической деятельности. Выделяют направления, в которых реклама имеет особое значение, и потому особо нуждается в исследованиях: это такие предметы как социология, журналистика, экономика, маркетинг, правоведение и др. Каждая из указных дисциплин анализирует рекламу с учетом ее вовлеченности именно в определенную сферу, в связи, с чем существует колоссальное множество определений рекламы. В связи с рассматриваемой темой, рассмотрим понятие рекламы исключительно в юридическом

аспекте.

Законодатель в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», определил, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с пользованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1].

Основные положения действующего Закона «О рекламе» имеет ограничения в своем применении, и не распространяются на:

- политическую рекламу (довыборную агитацию);

- информацию, являющуюся обязательной для потребителя;

- справочную, информационную, аналитическую информацию;

- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов;

- указатели, вывески, не содержащие сведения рекламного характера;

- объявления юридических, физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

- информацию о товаре и его производителе, об импортере, экспортере;

- любые элементы оформления товара, которые помещены на товаре, его упаковке, не относящиеся к другому товару;

- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, о продавце, изготовителе товара, которые ограничены, интегрированы в произведениях науки, искусства, литературы, и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Законодатель также обозначил и цель рекламы - это развитие рынка рекламных услуг, товаров, работ на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения единства российского экономического пространства, реализации прав на получение достоверной информации, предупреждения нарушений законодательства «О рекламе», пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

На наш взгляд, понятийный аппарат, используемый при правовой регламентации рекламной деятельности, законодателем проработан не до конца. В рамках правового поля рекламная деятельность регулируется различными нормами права, таким образом, может пониматься по-разному.

К примеру, если мы рассматриваем рекламу через призму

предпринимательской деятельности по оказанию услуг, которая в свою очередь связана договорными правоотношениями. Также можно иным образом толковать рекламу, с точки зрения ее оценки, прежде всего, как регулируемый вид деятельности. Таким образом, не всегда очевидно правовое содержание рекламной деятельности.

В случае, когда мы рассматриваем рекламу через договорные обязательства, они должны регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ, в частности п. 1 ст. 770 ГК РФ [2].

Немаловажным аспектом является и должное поведение стороны сделки по выполнению специальных требований при осуществлении рекламной деятельности. Законодатель определил, что если одна из сторон нарушает специальные требования по осуществлению рекламной деятельности, то, прежде всего, защищаться должны интересы другой стороны. Данная позиция закреплена в Федеральном законе «О рекламе» [1] и Законе «О защите прав потребителей» [4].

Также примером законодательного противоречия могут служить положения о рекламе, закрепленные Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5]. Это связано с тем, что законодатель определяет рекламу, как особый вид информации.

Немаловажным остается и законодательный аспект регулирования интеллектуальной собственности, так как положения 4 части ГК РФ [3] и по сей день не в полной мере затрагивает особенности осуществления рекламной деятельности, которая связанна с использованием произведений, объектов смежных прав, товарных знаков и иных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Так, на практике возникают прецеденты получения необоснованных преимуществ отдельными участниками рынка, посредством недобросовестного использования исключительных прав (к примеру, необоснованное завышение компенсации за допущенные нарушения исключительных прав на используемые в рекламе произведения).

Иными словами, на сегодняшний день не сформирован общепризнанный единый подход к понятию «реклама» и «рекламная деятельность», ни на законодательном уровне, ни в юридическом научном аспекте.

Таким образом, правовую сущность рекламы следует рассматривать с точки зрения развития социального и экономического пространства, которые направлены как на совершенствование сферы предпринимательской, информационной деятельности, так и на защиту социальных ценностей. Правоприменительная практика сделать вывод о том, что реклама есть проявление свободы слова и на нее распространяются гарантии такой свободы, в том числе требование соразмерности ее ограничений преследуемым целям защиты общественных интересов.

Использованные источники:

1. О рекламе [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 : ред. от 02.08.2019 // Российская газета, N 51, 15.03.2006. Режим доступа: справ.-поисков. система «КонсультантПлюс»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ : ред. от 18.03.2019 // Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996. Режим доступа: справ. -поисков. система «КонсультантПлюс»;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.12.2006 N 230-Ф3 : ред. от 18.07.2019 // Российская газета, N 289, 22.12.2006. Режим доступа: справ. -поисков. система «КонсультантПлюс»;

4. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : закон от 07.02.1992 N 2300-1 : ред. от 18.07.2019 // "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15, ст. 766. Режим доступа: справ. -поисков. система «КонсультантПлюс»;

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ : от ред. от 03.04.2020 // Российская газета, N 165, 29.07.2006. Режим доступа: справ. -поисков. система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.