Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1290
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
механизм административно-правового регулирования / государственное управление / органы исполнительной власти / организационные правоотношения / публично-властные субъекты / the mechanism of administrative and legal regulation / public administration / executive authorities / organizational legal relations / public authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С. М. Рукавишников

актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки понятия механизма административно-правового регулирования, поскольку выявление всех основных его признаков будет способствовать формированию теоретической основы повышения эффективности государственного управления. Цель статьи – выявить основные признаки механизма административно-правового регулирования и с учетом особенностей государственно-управленческих отношений определить его специфику в сравнении с иными отраслевыми механизмами. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического методов. Анализируя содержание юридической литературы, автор пришел к выводу о том, что осмысление механизма административно-правового регулирования раскрывает наличие как общих черт, характеризующих его как часть единого механизма правового регулирования, так и собственных отличительных признаков, показывающих управленческую направленность образующих его основу административно-правовых средств и их нацеленность на повышение эффективности государственного управления в соответствии с его задачами и принципами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and features of the mechanism of administrative and legal regulation

the relevance of the article is connected with the need to develop the concept of the mechanism of administrative and legal regulation, since the identification of all its main features will contribute to the formation of a theoretical basis for improving the efficiency of public administration. The purpose of the article is to identify the main features of the mechanism of legal regulation and, taking into account the peculiarities of state-management relations, to determine the features of the mechanism of administrative and legal regulation in comparison with other industry mechanisms. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing the content of legal literature, the author came to the conclusion that the understanding of the mechanism of administrative and legal regulation shows the presence of common features characterizing it as part of a single mechanism of legal regulation and its own distinctive characteristics, showing a managerial orientation form the basis of administrative-legal means and their focus on improving the efficiency of public administration in accordance with its goals and principles.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

С. М. Рукавишников,

кандидат юридических наук, докторант кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

S. M. Rukavishnikov,

Candidate of Law, Doctoral .student of the Department of Administrative and Municipal Law of the Saratov State Law Academy Privet085@gmail.ru

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА э

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ §

ф

Аннотация: актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки ф понятия механизма административно-правового регулирования, поскольку выявление § всех основных его признаков будет способствовать формированию теоретической основы повышения эффективности государственного управления. Цель статьи - | выявить основные признаки механизма административно-правового регулирования и с учетом особенностей государственно-управленческих отношений определить его специфику в сравнении с иными отраслевыми механизмами. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического методов. Анализируя содержание юридической литературы, автор пришел к выводу о том, что осмысление механизма административно-правового регулирования раскрывает наличие как общих черт, характеризующих его как часть единого механизма правового регулирования, так и собственных отличительных

о

признаков, показывающих управленческую направленность образующих его основу и

административно-правовых средств и их нацеленность на повышение эффектив- д

ности государственного управления в соответствии с его задачами и принципами. д

Ключевые слова: механизм административно-правового регулирования, госу- I

дарственное управление, органы исполнительной власти, организационные право- д

отношения, публично-властные субъекты. §

The concept and features of the mechanism °

of administrative and legal regulation 3

a s

Abstract: the relevance of the article is connected with the need to develop the o

concept of the mechanism of administrative and legal regulation, since the identification ^

of all its main features will contribute to the formation of a theoretical basis for improving § the efficiency of public administration. The purpose of the article is to identify the main features of the mechanism of legal regulation and, taking into account the peculiarities of state-management relations, to determine the features of the mechanism of administrative

and legal regulation in comparison with other industry mechanisms. The tasks were ^

implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and '

the formal legal method. Analyzing the content of legal literature, the author came to the K

conclusion that the understanding of the mechanism of administrative and legal regulation °

shows the presence of common features characterizing it as part of a single mechanism of 6

legal regulation and its own distinctive characteristics, showing a managerial orientation s

form the basis of administrative-legal means and their focus on improving the efficiency of § public administration in accordance with its goals and principles.

125

Keywords: the mechanism of administrative and legal regulation, public administration, executive authorities, organizational legal relations, public authorities.

Механизм административно-правового регулирования к настоящему времени не нашел широкого освещения в научной литературе. Во многом это связано с тем, что в основе он имеет единое родовое понятие - «механизм правового регулирования», - исследуемое теоретиками права, вследствие чего механизм административно-правового регулирования вобрал в себя его общие черты и системно-структурную организацию. В науке же административного права исследуемый механизм преимущественно рассматривается для конкретизации правовых средств, комплексно используемых для придания стабильности и эффективности государственному управлению :0 в определенных отраслевых или межотраслевых рамках [1; 2]. g Тем не менее основные подходы к механизму правового регули-^ рования должны быть положены в основу определения соответствуем ющего понятия в административном праве. С. С. Алексеев понимал оЗ механизм правового регулирования в качестве взятого в единстве ком-§ плекса правовых средств, способствующих воздействию с помощью g права на социальные связи [3, с. 30]. Как систему последовательно организованных правовых средств данный механизм рассматривает ^ и А.В. Малько, однако ограничивает его предназначение необходимо-§ стью преодоления препятствий, не дающих удовлетворить интересы i5 субъектов права [4, с. 280].

Для правильного понимания механизма административно-право-^ вого регулирования следует отталкиваться от того, что он являет соц- бой систему административно-правовых средств, обеспечивающих § воздействие на государственно-управленческие отношения, с тем О чтобы организовать их в соответствии с целями, задачами и прин-g ципами государственного управления и устранить мешающие этому С препятствия.

Прежде чем изложить особенности механизма административно-126 правового регулирования, необходимо определить общие признаки механизма правового регулирования, поскольку они определяют CV его сущность и не могут отсутствовать в том или ином отраслевом ® механизме. Эти признаки обусловлены наиболее общими закономер-^ ностями развития права в целом и каждой из его отраслей в частности. В наиболее емкой и исчерпывающей форме круг общих признаков механизма правового регулирования перечислен К.В. Шундиковым, по мнению которого к числу таковых следует отнести: ■ обладание собственным специфическим предметом;

■ ориентированность на реализацию особых правовых целей;

■ способность оказывать характерное лишь для данного механизма специально-юридическое воздействие права, обусловленное применением определенных методов и средств;

■ воплощение исключительно в особой форме, предусмотренной в нормативно-правовых актах;

■ направленность на конкретные значимые для общества результаты [5, с. 9]. -а

Эти признаки актуальны для каждого отраслевого механизма О

правового регулирования - административно-правового, граждан- ^

ско-правового, уголовно-правового и других. В то же время каждый а

из перечисленных признаков имеет собственное содержание в кон- °

тексте механизма административно-правового регулирования и иных |

отраслевых механизмов. о

Следует иметь в виду, что предмет механизма правового регули- ^

рования не может рассматриваться как нечто отличное от предмета §

правового регулирования. Если обратиться к предмету последнего, |

то таковой образуют всевозможные социальные связи, объективно §

поддающиеся по своей природе нормативно-организационному воз- ё

действию и нуждающиеся в подобном воздействии в имеющихся |

условиях, что реализуется посредством норм права и прочих входящих О

в механизм правового регулирования юридических средств [6, с. 211]. О

Предметом механизма правового регулирования может быть то, на что |

направлен этот механизм. Воздействие в данном случае ориентируется §

на общественные отношения, позволяя воплощать в действительность Ц

правила поведения, образующие содержание правовых норм. §

Механизм административно-правового регулирования также °

имеет свой предмет, в основе которого лежат социальные связи, §§

складывающиеся в процессе публичного, прежде всего государствен- .1

ного, управления. Легально определенное понятие государственного §

управления, однако, для выявления предмета административно- | правового регулирования не подходит, выражая в наиболее широкой

форме функционирование любых государственно-властных субъектов, 127

осуществляющих свою компетенцию в областях обеспечения нацио- ^

нальной безопасности Российской Федерации и ее социально-эконо- § мического развития, что вытекает из содержания ст. 3 Федерального

закона от 28 июня 2014 г. .№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании |

в Российской Федерации» (в ред. от 31 июля 2020 г.) [7]. |

Предмет административно-правового регулирования основан |

на понимании государственного управления в более узком смысле - п как деятельности органов исполнительной власти и некоторых иных

публично-властных субъектов, организующих исполнение и непосредственно исполняющих законы и принятые в целях обеспечения их реализации подзаконные нормативные правовые акты. В связи с этим любые правоотношения, его образующие, носят организационный характер. В то же время необходимо учесть, что властно-организационные отношения могут выходить за рамки осуществления исключительно исполнительной власти и возникать в процессе функционирования иных публично-властных субъектов, но в силу сходства форм и методов реализации их компетенции, а также организационного характера контроля за деятельностью органов исполнительной власти также являются административно-правовыми. В обобщенной форме такими социальными связями выступают организационные правоотношения в сфере осуществления исполнительной власти, ;0 внутриорганизационные отношения, складывающиеся внутри аппарата любых государственных органов, контрольно-организационные ^ отношения общегосударственного и регионального масштабов, право-0; отношения в сфере отправления правосудия по административным § делам [8, с. 32-35].

§ Наиболее часто возникают организационные правоотношения 5 в сфере осуществления исполнительной власти, поскольку ими ох-^ ватываются все области государственного управления: администра-^ тивно-политическая, экономическая и социально-культурная, включая § и все составляющие их отрасли (образование, наука, культура, промышленность, транспорт, внутренние дела и проч.). с- Механизм административно-правового регулирования направлен ^ на реализацию собственных правовых целей. Цель является одной о- из основных категорий философии, где в качестве таковой рассматри-§ вается обусловленный мыслительным процессом идеальный резуль-О тат, для достижения которого осуществляется какая-либо деятельность ^ или предпринимаются определенные действия, а также их внутрен-С не-побуждающий идеальный мотив. Среди целей выделяют конкретную (идеальный образ предмета непосредственной деятельности) 128 и абстрактную (представление об идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность) [9, с. 459]. Цель в праве, очевидно, (V имеет конкретное содержание, поскольку правовое регулирование ® представляет собой непосредственную деятельность уполномоченных ^ на то субъектов, направленную на достижение сложившегося у них понимания об идеале.

Такое восприятие цели соответствует представлениям, сформировавшимся в юридической науке. В частности, А. В. Малько в качестве цели правового регулирования рассматривает будущий эталонный

результат выполняемой деятельности, для достижения которого субъектом правотворчества осуществляется правовое регулирование социальных связей; особую форму знания, рассчитанного на изменение действительности при помощи права, преобразование существующих общественных отношений [10, с. 457-458]. В несколько более лаконичной форме цель правового регулирования Д.А. Керимовым выражена в качестве идеального воплощения возможного либо должного

поведения субъектов права [11, с. 34]. -а

Цели административно-правового регулирования в зависимости О

от его уровня принадлежат к числу отраслевых целей. Они выра- ^

жаются в обеспечении гомеостазиса системы публичного управле- §

ния [12, с. 23], проявляющегося в способности названной системы °

поддерживать при помощи саморегуляции равновесие и стабильность ||

управленческих отношений для максимального благоприятствования О

реализации прав, свобод и законных интересов граждан и организа- ^

ций, компетенции субъектов публичного управления. §

В детализированном виде достижение цели административно- |

правового регулирования предполагает: |

1) формирование предпосылок для эффективного функциони- ^ рования субъектов государственного управления как необходимого | условия реализации потребностей общества, государства и граждан; О

2) достижение такого уровня организации государственного о управления, при котором обеспечивался бы политический режим, 1 основанный на демократических началах; §

3) создание гарантий осуществления индивидуальными и кол- Ц лективными субъектами административного права закрепленных за § ними прав, свобод и законных интересов в сфере реализации испол- ^ нительной власти; §

4) поддержание на должном уровне механизма защиты прав и за- а конных интересов физических и юридических лиц от незаконных § действий и решений органов государственного управления и их долж- | ностных лиц.

Для механизма административно-правового регулирования харак- 129

терна способность оказывать специально-юридическое воздействие ^

правовых норм, обусловленное применением ряда общеизвестных §

в контексте теории права методов, однако имеющих в администра- 5

тивном праве существенные особенности. |

Метод рассматривается как образ или способ действия либо |

прием или система приемов осуществления какой-либо деятельно- |

сти [13, с. 538], в том числе правового регулирования. Соответственно, п метод административно-правового регулирования может определяться

как упорядоченная совокупность приемов и способов воздействия норм административного права на волю и деятельность (поведение) индивидуальных и коллективных участников социальных связей в сфере реализации исполнительной власти, направленных на эффективное осуществление функций государственного управления и обеспечение вышеизложенных целей административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования, очевидно, имеет собственную специфику, порожденную характером взаимоотношений между участниками государственно-управленческой деятельности, их юридическим неравенством и возможностью властвующего субъекта оказывать на подвластный объект определяющее организационно-управленческое воздействие. Подобная взаимосвязь между участниками управленческих отношений обусловливает ;0 доминирование императивного метода административно-правового регулирования и ограниченность использования диспозитивного, ^ допускаемого в установленных императивными нормами случаях о; и пределах [14, с. 23-24].

§ Как и любой другой отраслевой механизм правового регулиро-§ вания, механизм административно-правового регулирования про-^ является в характерных только для него нормативно установленных формах. Форму административно-правового регулирования можно ^ рассматривать в качестве объединенного комплексным применением § специального набора средств воздействия, рассчитанного на определенные правоотношения, регламентируемые административно-право-с- выми нормами.

^ Формы административно-правового регулирования, рас-0- считанные на усиление результативности деятельности органов § государственного управления и их должностных лиц, данное предО назначение реализуют через повышение системной и структурной ^ организации данных органов, рационализацию выполняемых ими С функций и полномочий, организацию их взаимодействия. При наличии комплексного правового регулирования какого-либо сегмента 130 государственно-управленческих отношений повышаются возможности обеспечения единства государственного управления и под-СЧ держания согласованности организационно-властного воздействия ® на управляемые объекты со стороны всех уполномоченных субъектов ^ управления вне зависимости от того, на каком уровне управления они находятся и какую организационную подсистему образуют. Имеет большое значение согласованность форм административно-правового регулирования по характеру и содержанию, чем обеспечивается формирование его целостной системы.

Одной из форм административно-правового регулирования является режимное регулирование, в основе которого лежит принятие комплекса законодательных и подзаконных актов, вводящих систему правил, определяющих на постоянной или временной основе нестандартные параметры деятельности тех или иных участников социальных связей с государственно-управленческим содержанием [15, с. 182].

Различные отраслевые механизмы правового регулирования на- §

правлены на достижение социально полезных результатов, что опреде- О

ляет их сходство. Однако сами эти результаты имеют принципиальное ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различие. Так, результат реализации механизма гражданско-правового §

регулирования состоит в создании стабильно функционирующей систе- °

мы социальных связей, связанных с удовлетворением имущественных ||

и личных неимущественных интересов всех субъектов гражданско- О

правовых отношений. Механизм же административно-правового ^

регулирования направлен на достижение определенного государствен- §

но-управленческого результата, который предусмотрен материальной |

нормой административного права. Полученный управленческий резуль- §

тат представляет собой тот параметр, который показывает соответствие ё

сущего должному. Полученные результаты отражают реализацию |

компетенции субъектов исполнительной власти, отдельных государ- О

ственных служащих, прав и законных интересов граждан и организаций о

в их взаимоотношениях с названными субъектами. |

Таким образом, осмысление механизма административно-право- §

вого регулирования раскрывает наличие как общих черт, характери- Ц

о

зующих его как часть единого механизма правового регулирования, §

так и собственных отличительных признаков, показывающих управ- ^

ленческую направленность образующих его основу административ- 5

но-правовых средств и их нацеленность на повышение эффектив- .1

ности государственного управления в соответствии с его задачами §

и принципами. |

Список литературы: 131

1. Нагорных, Р.В. Механизм административно-правового регулирования " государственной службы в правоохранительной сфере и его содержание / ^ Р.В. Нагорных // Пенитенциарная наука. - 2019. - Т. 13. - № 1. - С. 28-34. ^

2. Веремеенко, И.И. Механизм административно-правового регулиро- § вания в сфере охраны общественного порядка: Предмет и понятие. Ч. 1 / | И.И. Веремеенко. - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1981. - 111 с. |

3. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалисти- § ческом государстве / С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 1966. п - 187 с.

4. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001. - 304 с.

5. Шундиков, К.В. Механизм правового регулирования : учеб. пособие / К.В. Шундиков. - Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2001. - 102 с.

6. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. - М.: Бек, 1995. - 320 с.

7. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 26, ч. 1, ст. 3378; - 2020. -№ 31, ч. 1, ст. 5023.

8. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2016. - 352 с.

9. Философская энциклопедия : в 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т. 5.- 740 с.

10. Матузов, Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

jj 11. Керимов, Д.А. Категория цели в советском праве / Д.А. Керимов //

ЭС Правоведение. - 1964. - № 3. - С. 31-38.

S 12. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник. 3-е изд., пере-

смотр. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, в; 2008. - 816 с.

щ 13. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова.

g - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

g 14. Алехин, А.П. Административное право России. Первая часть: учебник

С; / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2011. - 520 с.

15. Лакаев, О.А. К вопросу об особенностях административно-право-^ вых режимов / О. А. Лакаев // Гуманитарные и юридические исследования. * - 2019. - № 4. - С. 181-185. Р

«V О «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.