Понятие и основания применения наказаний в исламском праве Мавераннахра Болгова В. В.
Болгова Виктория Владимировна / Bolgova Viktoriya Vladimirovna - доктор юридических наук, профессор,
кафедра теории и истории государства и права,
Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: в статье рассматриваются основы построения системы наказаний в исламском праве Мавераннахра, определяются принципы применения отдельных видов наказаний, проводится сравнение оснований их применения, дается характеристика наказаний во взаимосвязи с их целями.
Abstract: this article discusses the basics of building a system of punishment in Islamic law Mavrannahra defined principles for the use of certain types of sentences, compares the grounds of their application, and describes the punishment in relation to their objectives.
Ключевые слова: исламское право, наказание, правонарушение, основание применения, принципы, система. Keywords: Islamic law, penalty, offense, base applications, principles, system.
Термин «Мавераннахр» происходит от арабского «ма вара'а ан-нахр» - «то, что за рекой». Впервые это слово появилось в третьей четверти VII в., когда рабы, завоевав Хоросан, вышли к реке Амударья и начали совершать набеги на земли, лежащие по ту сторону реки. Постепенно, с продвижением арабов к северу от Амударьи, географическое понятие «Мавераннахр» наполнялось все более конкретным содержанием, а сами земли, охватываемые этим понятием, расширялись за счет присоединения Согд, Фергану, Истиджаб, Хутталь, Илак, Шаш, а в отдельные периоды даже области Мевра, Хорезма и частично Туркестана. Древнейшие и наиболее крупные города Мавераннахра - Самарканд, Бухара, Худжанд, Хива, Туркестан и др.
Постепенно к X-XIII вв. Мавераннахр в силу целого ряда причин превратился из сугубо географического понятия в понятие политическое. Под ним стала пониматься территория Центральной Азии с мусульманским населением.
Особенности географического положения, исторические условия сделали эту территорию своеобразным конгломератом культур, традиций, выходящих за рамки исламского мира, включающих культуру и науку Индии, а также зароастрийское знание ученых Хорезма.
Все исследователи истории и культуры Мавераннахра отмечают богатство местной культуры и традиций. Например, В. В. Бартольд писал: «если представители науки приглашались из Персии, то мусульманская богословская школа всецело основывалась на местных традициях», в которых, помимо черт, характерных для всего мусульманского мира, «проявлялись и местные особенности» [1. C. 532-533].
Население Мавераннахра исторически было многонациональным. Что касается религиозной обстановки, то она отличалась, по мнению многих современных специалистов, толерантностью и веротерпимостью. Такие культурно-исторические условия во многом благоприятствовали тому, что в исламском праве Мавераннахра широкое распространение получил именно ханафитский мазхаб исламского права [4]. Одно из основных положений ханафитского мазхаба о признании вторичности действий (амал) по отношению к вере рассматривает словесное признание или осознание в душе истинности Аллаха достаточными основаниями, чтобы считать человека верующим мусульманином [2]. Эти главные принципы ханафитской школы позволили многонациональное население Мавераннахра, людей, которые были лишены конкретных знаний об исламе и даже далеко не всегда соблюдали все положенные предписания, рассматривать в качестве истинно верующих мусульман. Ханафиты, в отличие от представителей других мазхабов, полагают, что каждый, заявивший об исламе, даже в мыслях, имеет право на приобщение к Корану, умме, на милость Всевышнего.
Эта отправная точки ханафизма создает благоприятную почву для терпимого отношения к местным обычаям. Более того, одно из правил, характерных для ханафитского фикха Мавераннахра гласит, что вновь создаваемая норма фикха не должна затруднять привычную жизнь верующих, если таковое затруднение обнаружится, что эта норма (фетва) будет отменена, а проблема должна быть решена заново.
Терпимость, как одна из характерных черт ханафитского мазхаба, нашла отражение и в системе правил о применении наказаний, выработанных факихами Мавераннахра.
Общим для всех исламских мазхабов является деление наказаний на три типа: 1) хадд; 2) таазир; 3) возмездие (кисас) [7; 8].
Выдающийся факих Мавераннахра Бурхануддин Маргинани в своем фундаментальном труде «Хидоя» различает эти разновидности наказаний следующим образом:
1. Хадд - наказание, определяемое согласно божественному праву. «Первоначальная цель хадда есть устрашение ради предупреждения соединенных с правонарушением деяний, но не искупления вины, как явствует уже из того, что хадд применяется не только к мусульманам, но и к неправоверным» [3. С. 428]. Основа хадда - Коран.
Степень хадда всегда определена законом. Ни судья, ни потерпевшие на нее не влияют, хотя последним предоставлено право прощения. В обязанности судьи, тем не менее, входит установление фактов, свидетельствующих о совершении преступления, являющегося основанием для хадда, проверка доказательств, установление направленности воли правонарушителя.
Так, например, худуд за употребление вина (хадди-шурб) [5] может применяться, если: мусульманин пьет вино и будет схвачен, пока дыхание его еще пахнет вином; если будет приведен к судье в пьяном виде и свидетели покажут, что он пил вино; мусульманин признается сам, пока его дыхание пахнет вином. Для установления факта употребления вина необходима совокупность доказательств (одного запаха недостаточно) - должны быть даны показания не менее чем двух свидетелей (мужчин, как правило) либо иметь место признание виновного.
Важно подчеркнуть весьма характерную для ханафизма черту. Толкование положений фикха в этой школе производится на основе принципов рациональности [6]. Применительно к рассматриваемому нами случаю применения наказания, факихи Мавераннахра, вслед за основателем ханафизма Абу Ханифой, говорят о том, что хадд должен применяться только при установлении факта злоупотребления, иначе наказание не достигает своей цели. О злоупотреблении можно говорить только в том случае, если рассудок пьющего помрачается до невозможности различать предметы [3. C. 461].
Споря с основателем шафиитского мазхаба Имамом Шафии Бурхануддин Маргинани, например, говорит о том, что необходимо отыскивать причины того, что внешне кажется опьянением. Наказуемо должно быть именно деяние, при достоверном установлении, что признаки опьянения не стали следствием дозволенных действий или состояний (слабости, употребления разрешенных напитков, принуждения в отношении лица, нахождения рядом с лицами в состоянии опьянения и т. д.).
2. Таазир - кара, степень которой не определена ни в отношениях божеского, ни в отношениях частного права. Поводом к его применению служит какое-либо нарушение, за которое не определено хадда, независимо от того, состоит ли это нарушение в слове или в действии. В отличие от хадда, степень которого прямо определена законом, таазир определяется по усмотрению судьи.
Таазир, также как и хадд, основан на авторитете Корана. Его цель - исправление. В основе таких представлений лежит одно из предписаний, согласно которому мужчина обязан карать свою жену ради исправления и совершенствования. Именно цель таазира делает невозможным определение его заранее и однозначно: для исправления разных людей нужны разные наказания.
Но, помимо Корана, ханафитский мазхаб в основе таазира видит разум и аналогию, которые требуют наказания за действия преступного характера (незначительные преступления, проступки) для того, чтобы они не стали обычными.
Ханафиты различают таазир по порядку и основаниям применения. Если нарушения касаются исключительно божеского права (нарушается Закон), то таазир вправе применить любое лицо, ибо Пророк разрешил каждому собственноручную защиту против зла: «Кто из вас заметит зло, пусть воспротивится ему собственноручно; если же не в состоянии сделать этого, пусть воспрепятствует языком». Если же нарушение касается частного права (человеческого), то таазир может применяться только по жалобе потерпевшего, а налагается только судьей, в том числе и третейским.
2. Возмездие (кисас). В отличие от двух первых видов, наказанием в собственном смысле не является. К числу наказаний эту разновидность принуждения относят, скорее, по традиции, сложившейся, скорее, у европейских исследователей права, привыкших к неким универсальным и общим категориям.
В исламском праве возмездие - право родственников жертвы, либо самой жертвы настоять на наказании, либо принять материальную компенсацию, либо простить причинителя вреда. Основанием для возмездия является либо смерть, либо причинение вреда (физического).
Реализуется возмездие вне законной процедуры, предметом формирования фетв, как правило, не является. Бурхануддин Маргинани весьма однозначно относит возмездие к так называемому человеческому праву и в Хидое вопрос о возмездии не рассматривает, так как он не является предметом Закона.
Таким образом, характеризуя систему наказаний в исламском праве Маверннахра, можно сделать следующие выводы:
1. В основе представлений о наказаниях лежит деление права на закон (божественное право) и частное право (человеческого право). Источниками первого выступают в ханафизме Коран, Сунна, Иджмы сподвижников Пророка, индивидуальные мнения сподвижников Пророка, Кийяс, Истихсан, Урф. Источниками второго - воля человека.
2. Наказание - институт божественного права, следовательно, и основания, и порядок применения, и, собственно, содержание наказания определяется из вышеуказанных источников права. В человеческом праве наказаний нет, есть только право жертвы или ее родственников на равное возмездие.
3. Наказания различаются на хадд и таазир в зависимости от целей, оснований и порядка их применения.
4. В случае применения хадда предметом судебной деятельности является установление достоверных доказательств, подтверждающих факт совершения преступления. Для таазира требуется и установление факта правонарушения, и реализация усмотрения судьи на определение степени таазира с тем, чтобы достичь цели исправления правонарушителя.
5. Одной из ключевых особенностей правовой традиции, сложившейся в учениях факихов Мавераннахра, является ее рациональность, гибкость, обоснованность аргументации, а также учет местных обычаев.
Литература
1. Бартольд В. В. Сочинения. Т. IX. М, 1977. С. 532-533.
2. Батыр Р. Учение Абу-Ханифы об ирджа [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/books/theology/7954.
3. Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2. ч. Ч. 1. Т. I-II. - М., 2008.
4. Минниахметов Р. А. Ханафитская школа в исламском праве. // Правовое государство: теория и практики.
2014. Т. 2 № 36. С. 74-80.
5. Нуриев А. Д. Употребление спиртного напитка в мусульманском праве раннего Средневековья: предмет и состав предступления. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
2015. № 2. С. 163-166.
6. Обидов Д. С. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2008.
7. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
8. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.