Научная статья на тему 'Понятие и общие принципы формирования кластеров цифровой экономики в России'

Понятие и общие принципы формирования кластеров цифровой экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / КЛАСТЕР / CLUSTER / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / CLUSTERING / КЛАСТЕРЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ECONOMIC CLUSTERS / КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАСТЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ / CLASSIFICATION OF RUSSIAN DIGITAL ECONOMY CLUSTERS / ПРОГРАММА "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / "DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION" PROGRAM / CLUSTERS OF THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна

Согласно целям развития экономического уклада и переходу на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности страны в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» определяется задача создания кластеров цифровой экономики. Данная задача обосновывается проявлением в кластере синергетического эффекта при котором участие даже конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным. В статье для подтверждения необходимости применения кластерного подхода к развитию отечественной цифровой экономики проводится анализ лучших мировых практик. Результаты проведенного исследования кластеров Германии и Франции доказывают эффективность применения данного подхода к организации экономики страны. В статье также на базе анализа соответствующей терминологии приведено определение понятия кластера цифровой экономики. А также разработана, с учетом существующей структуры кластеров России и основных постулатов программы «Цифровая экономика Российской Федерации», классификация кластеров российской цифровой экономики. Развитие кластеров цифровой экономики в России требует сфокусировать внимание на решении следующих основных задач: создание управляющих компаний кластеров; поддержка правительства, выраженная как в финансировании, так и координации деятельности основных субъектов кластера; стимулирование к участию в кластерах частных инвесторов; поддержка исследований и научных разработок; формирование эффективного менеджмента в кластерах; стимулирование и сопровождение стартапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND GENERAL PRINCIPLES OF FORMING CLUSTERS FOR THE DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA

Due to economics’ objectives and using of information and telecommunication technologies in all spheres of social and economic activity of the country, the program "Digital economy of the Russian Federation" defines the task of creating clusters of the digital economy. This problem bases on cluster’s synergetic effect any enterprise participated in this cluster has its benefit even in case of competition. To confirm the using of clusters benefits an analysis of global best practices performs in the article. The results of the analysis of clusters in Germany and France prove the effectiveness of this approach to the organization of the country's economy. The article also provides a digital economy cluster definition based on the analysis of the appropriate terminology. Moreover, due to existing structure of clusters in Russia and «Digital economy of the Russian Federation» program, was developed the classification of Russian digital economy clusters. The development of digital economy clusters in Russia we need to solve next tasks: create cluster management companies; government support in financing and coordination of the main cluster entities activity; encourage of private investors to participate in clusters; support for research and development; form of effective management in clusters; stimulate and support of startups.

Текст научной работы на тему «Понятие и общие принципы формирования кластеров цифровой экономики в России»

УДК 330.322.2

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

© 2018

Стефанова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Цифровая экономика» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (443090, Россия, Самара, Московское шоссе 77, e-mail: stefna@yandex.ru)

Аннотация. Согласно целям развития экономического уклада и переходу на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности страны в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» определяется задача создания кластеров цифровой экономики. Данная задача обосновывается проявлением в кластере синергетического эффекта при котором участие даже конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным. В статье для подтверждения необходимости применения кластерного подхода к развитию отечественной цифровой экономики проводится анализ лучших мировых практик. Результаты проведенного исследования кластеров Германии и Франции доказывают эффективность применения данного подхода к организации экономики страны. В статье также на базе анализа соответствующей терминологии приведено определение понятия кластера цифровой экономики. А также разработана, с учетом существующей структуры кластеров России и основных постулатов программы «Цифровая экономика Российской Федерации», классификация кластеров российской цифровой экономики. Развитие кластеров цифровой экономики в России требует сфокусировать внимание на решении следующих основных задач: создание управляющих компаний кластеров; поддержка правительства, выраженная как в финансировании, так и координации деятельности основных субъектов кластера; стимулирование к участию в кластерах частных инвесторов; поддержка исследований и научных разработок; формирование эффективного менеджмента в кластерах; стимулирование и сопровождение стартапов.

Ключевые слова: цифровая экономика, кластер, кластеризация, кластеры цифровой экономики, экономические кластеры, классификация кластеров цифровой экономики России, программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

THE CONCEPT AND GENERAL PRINCIPLES OF FORMING CLUSTERS FOR THE DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA

© 2018

Stefanova Natalia Aleksandrovna, candidate of economic Sciences,

associate Professor of «Digital Economy» Povolzhskiy state University of Telecommunications and Informatics (443090, Russia, Samara, the Moscow highway 77, e-mail: stefna@yandex.ru)

Abstract. Due to economics' objectives and using of information and telecommunication technologies in all spheres of social and economic activity of the country, the program "Digital economy of the Russian Federation" defines the task of creating clusters of the digital economy. This problem bases on cluster's synergetic effect - any enterprise participated in this cluster has its benefit even in case of competition. To confirm the using of clusters benefits an analysis of global best practices performs in the article. The results of the analysis of clusters in Germany and France prove the effectiveness of this approach to the organization of the country's economy. The article also provides a digital economy cluster definition based on the analysis of the appropriate terminology. Moreover, due to existing structure of clusters in Russia and «Digital economy of the Russian Federation» program, was developed the classification of Russian digital economy clusters. The development of digital economy clusters in Russia we need to solve next tasks: create cluster management companies; government support in financing and coordination of the main cluster entities activity; encourage of private investors to participate in clusters; support for research and development; form of effective management in clusters; stimulate and support of startups.

Keywords: digital economy, cluster, clustering; clusters of the digital economy; economic clusters, classification of Russian digital economy clusters, «Digital economy of the Russian Federation» program.

Цифровая экономика (ЦЭ) в России это уже не миф, а реальность. Чему свидетельствуют следующие основные предпосылки, выраженные в статистических данных [1]:

- развитие ИТ-инфраструктуры предприятий (рисунок 1);

- развитие физической инфраструктуры доступа к Интернету и рост числа пользователей Интернета (рисунок 2);

- развитие электронной коммерции;

- развитие ИТ-отрасли страны;

- развитие национальной системы электронного правительства.

Согласно новым целям развития современной экономики, характеризующейся переходом на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности страны, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» определяется такая задача как создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ) [2].

В частности, в рамках данной задачи, для развития институциональной среды исследовательской инфра-

структуры цифровой экономики необходимо:

- выявлять и поддерживать отдельные территории с высоким исследовательским, образовательным, инновационным и производственным потенциалом в области цифровой экономики;

- реформировать систему кластеров, объединяющих усилия вузов, научных организаций, крупных компаний малого и среднего бизнеса, под потребности цифровых платформ (предполагается запуск к 2025 г. не менее 10 кластеров как вновь созданных, так и переориентированных, функционирующих в области цифровых платформ);

- реформировать систему технопарков, относящихся к тематике цифровых платформ (предполагается запуск к 2025 г. не менее 15 технопарков как вновь созданных, так и переориентированных, функционирующих в области цифровых платформ.

Таким образом, актуальность темы исследования обосновывается общегосударственными целями развития цифровой экономики посредством применения кластерного подхода.

Как видно представленные задачи определяют кластеризацию как обязательный подход при построении новой экономики России, но при этом почему-то построение кластеров ограничивается только целями развития

Stefanova Natalia Aleksandrovna

THE CONCEPT AND GENERAL .

институциональной среды исследовательской инфраструктуры цифровой экономики. При том, что давно доказанным фактом является необходимость применения кластерного подхода для эффективного развития всех составляющих экономической системы страны, а не только выше упомянутых.

Рисунок 1 - Организации, использующие CRM-, ERP-, SCM-системы по видам экономической деятельности в 2015 г.

Рисунок 2 - Абоненты широкополосного Интернета

Поэтому для того чтобы осмыслить, чем выражается представленная необходимость и уточнения задач программы «Цифровая экономика Российской Федерации», сначала нужно обратиться к понятию экономических кластеров.

Понятие «кластер» разными авторами определяется неоднозначно в зависимости от области их исследования. Термин кластер заимствован с Запада и переводится с английского (cluster) как «скопление», «гроздь». Следовательно, во всех встречающихся в различных источниках толкованиях исследуемого понятия точно содержатся различные синонимы от английского перевода данного слова. Рассмотрим какие встречаются интерпретации данного термина в отечественной науке [3-7].

В общем поверхностном представлении кластер -это совокупность определенного числа компаний, объединенных общей деятельностью или по географическому признаку.

В более глубоком толковании кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.

Кластер с точки зрения системного подхода представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности различных отраслей, объединенных посредством их самоорганизации и действия определенных предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде, элементы которой находятся в тесной

взаимосвязи и взаимозависимости, и совместно функционирующих с определенной целью. Естественно, целью такого взаимодействия является достижение дополнительных выгод для каждого из субъектов в отдельности и всей системы в целом.

Некоторые авторы определяют кластер как сосредоточение участников определенного рынка или отрасли, сплотивших свои усилия на базе юридических соглашений с целью сокращения себестоимости произведенной продукции услуг, а также получения иных положительных эффектов. При этом основные выгоды получаются по большей части за счет реализации горизонтальных связей.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что кластер представляет собой комплекс территориально сосредоточенных отраслевых фирм, научно-исследовательских организаций, университетов и других хозяйствующих субъектов, взаимоусиливающих друг друга и повышающих конкурентные преимущества отдельных участников и кластера в целом.

Процесс же кластеризации - это собственно и есть разделение элементов определённого множества на группы в зависимости от их специфики и однородности, поэтому для того чтобы отобраться в кластер, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга. Кластеризация зависит от целей данного процесса, сферы исследования, факторов идентификации кластера и поэтому носит итеративный характер. При этом конечной целью формирования кластеров в любой сфере является получение некоторых выгод.

Применение кластерного подхода к развитию экономики страны рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных инструментов развития как отдельных территорий, так и сфер хозяйственной деятельности общества, поскольку именно в кластере достигается, прежде всего, синергетический эффект, и участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным. Кроме того, кластеризация в экономике обладает следующими основными преимуществами [8-10]:

- сплочение различных хозяйствующих субъектов независимо от их географической, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы в единую целостную систему эффективного производства конечного продукта;

- полное сохранение частными собственниками кластера своих прав собственности - главного требования рыночной экономики. Это, в свою очередь, не требует содержания значительного аппарата управления, то есть снижает издержки. Общее руководство кластером реализуется специальным собирательным органом, состоящим из представителей всех участников, а также с участием потребителей, региональных властей и общественности;

- сокращение трансакционных издержек, за счет того, что между участниками кластера устанавливаются теперь не только рыночные, но и доверительные отношения сотрудничества для достижения единой цели с применением общих стратегических планов. Ведь в кластере, как в замкнутой структуре, имеется реальная возможность более тщательного учета, контроля и планирования всех издержек и выгод;

- упрощение управляемости кластером как единой структуры государственными органами. Так в отличие от регулирования и мониторинга деятельности каждого отдельно взятого предприятия, эффективнее управлять взаимосвязями этих предприятий и их единым координационным центром.

Также можно отметить, что вектор развития российской экономики на цифровой платформе никаким образом не исключает получения ею данных преимуществ, а только добавляет новые. Например, повышение эффек-

тивности взаимодеиствия всех участников друг с другом и внешнеИ средоИ за счет цифровой трансформации их основных бизнес-процессов.

Далее для подтверждения необходимости применения кластерного подхода к развитию экономики представим лучшие мировые практики [11-12].

В большинстве своем кластеры в Германии начали зарождаться еще в 90-е годы и к настоящему времени сформировались в единую динамично развивающуюся систему. В настоящее время они уже отличаются своей технологической направленностью, количеством участников, структурой, набором сервисов для участников, соотношением крупных и малых предприятий, а также рядом других параметров. В среднем в состав этих кластеров входит 100-300 организационных единиц, однако, при этом только треть из них проявляет высокую деловую активность. Деятельность всех кластеров координируется специальными органами - секретариатами, штатностью от 2 до 10 сотрудников. К основным функциям секретариатов относятся: формирование различных баз данных для участников (контакты, каталоги продукции и услуг, кадры, матрицы компетенций и т.п.); проведение широкого спектра информационных и коммуникационных мероприятий; подготовка и повышение квалификации кадров; связи с общественностью и органами государственной власти; выбор участников совместных проектов; планирование совместной деятельности, в том числе с государственными инициативами; организация межкластерного сотрудничества; поиск партнеров и др. Как видно решение этих задач представляет собой некоторый консалтинго-сервисный процесс, посредством которого предоставляются услуги участникам кластеров. Кластеры географически распределены по всей территории Германии.

Кластеры в Северном регионе Германии начали активно формироваться в конце 20 века и связано это с тем, что именно тогда произошла радикальная структурная перестройка экономики, базирующаяся, в свою очередь, на изменении структуры промышленного производства, появлении и развитии высокотехнологичных бизнесов. На площадках прежних промышленных гигантов стали формироваться индустриальные парки и технопарки, выстраивались новые производственно-технологические цепочки, в целом изменялась бизнес-модель поведения на рынке основных субъектов хозяйствования. Развитие новых индустрий потребовало более тесного взаимодействия с научными и образовательными учреждениями. Именно это требование легко удовлетворяется посредством кластерного подхода. В настоящее время данный регион Германии является одним из самых экономически развитых. При этом порядка 30% доходов его бюджета обеспечивает промышленная сфера.

Еще один технологический центр Германии «Dortmund» работает с 1984 года и расположен г. Дортмунде рядом с Техническим университетом, Университетом прикладных наук, а также другими научными учреждениями. И это не случайность, а специально выстроенная инфраструктура, которая и обеспечивает постоянный приток новых инновационных проектов. Таким образом этот центр представляет собой крупный университетский бизнес-инкубатор, резидентами которого являются малые инновационные компании. По масштабам своей деятельности «Dortmund» входит в тройку лидеров Германии. На его территории размещено 360 компаний, в которых задействованы более 8500 сотрудников. Центр осуществляется деятельность в рамках основных специализаций технического университета и включает департаменты программирования, техники структуры и соединений, логистики и информационных технологий, микро- и нанотехники, роботизации и автоматизации, производственных технологий. Как видно, именно данный центр является научно-технологической опорой для развития цифровой экономики Германии. С точки зрения изучения его опы-

та интересным является структура учредителен центра: городская администрация - 46%; коммерческие банки -26%; торгово-промышленная палата города - 16%; технический университет - 12%. Как видно, развитию кампуса вовсе не мешает, а, наоборот, только стимулирует к достижению высокого уровня эффективности, тесное сотрудничество государственных органов и частных предпринимателей. Управляющая компания технологического центра предоставляет резидентам возможность аренды офисных, лабораторных и производственных площадей, а также оказывает широкий перечень услуг. Кроме того, в кластере организуются встречи с инвесторами, проводятся обучающие тренинги, мастер-классы опытных предпринимателей, экспертиза проектов и т.п. Срок нахождения компаний в центре в среднем составляет от 3-х до 6 лет. Именно такого интервала времени достаточно для того чтобы неопытные компании за счет содействия центра получили необходимые компетенции и далее уже самостоятельно эффективно осуществляли свою деятельность. Но на этом взаимодействие центра с его участниками не заканчивается. Так для достигших определенного уровня развития компаний, готовых уже перейти в производственную стадию городская администрация предлагает другую специализированную площадку - для размещения производств.

Можно сделать вывод, что в настоящее время в Германии подобные технологические центры являются объектами сосредоточения интеллектуального капитала, молодежи, инноваций и инвестиций, приобретая тем самым значимую роль в формировании цифровой экономики и бюджета соответствующих территорий. При этом данные центры заручились значительной поддержкой со стороны органов власти как с позиции финансовой поддержки, так и законодательного регулирования.

Государственная политика Франции в сфере инновационной политики и кластерного развития направлена на стимулирование сотрудничества предприятий, вузов и научных организаций, а также развитие малого и среднего бизнеса. В настоящее время в стране при поддержке государства функционирует 71 кластер. В общей сложности французское правительство стимулирует развитие кластеров на протяжении уже более 10 лет, используя при этом разнообразный инструментарий содействия. Так на современном этапе государственная поддержка кластеров во Франции сфокусирована на инновационном развитии и продвижении продукции на внутреннем и внешних рынках. Действующая государственная программа ориентирована на содействие деятельности управляющих компаний и финансирование совместных инновационных проектов. При этом обязательное условие получения государственной поддержки - участие в проекте научных, образовательных и предпринимательских организаций. Кроме того, проект должен включать проведение НИОКР, соответствующие стратегическим приоритетам развития экономики страны. Также важно отметить, что каждый кластер должен пройти процедуру аккредитации специальной экспертной группой при правительстве. Еще одним новшеством кластерной политики Франции является программа финансирования межкластерного взаимодействия. Поддержка деятельности управляющих компаний кластеров осуществляется в пропорции 50/50 (50% - государство, 50% - членские взносы, платные услуги и сервисы для внешних организаций).

В качестве примера успешного французского кластерного менеджмента можно привести управляющую компанию кластера Medicen Paris Rigion, располагающегося в Парижском регионе и объединяющего 249 участников, из которых 198 это малые инновационные компании 24 крупных предприятия. При содействии со стороны управляющей компании реализовано 257 совместных проектов на сумму 1,4 млрд. евро. Высшим органом управления является административный совет во главе с руководителем одной из крупных компаний-

Stefanova Natalia Aleksandrovna THE CONCEPT AND GENERAL ..

участников. За отдельные направления работы отвечают 5 тематических комиссий подотчетных административному совету. Секретариат, состоящий из порядка 10 человек, выполняет аналогичный набор функций такой же, как и в Германии.

Примером крупного кластера Франции также является Cap Digital. Он объединяет всего 1010 участников, из которых большинство - это малые и средние компании. Управляющая компания расположена в Париже и включает 43 сотрудника. Примерная структура финансирования управляющей компании составляет по 25% от республиканского и регионального бюджета, взносов участников кластера, доходов от платных услуг. В общей сложности компании удается привлекать в кластер порядка 7 млн. евро в год. В состав предоставляемых сервисов для участников входят разработка программы роста, организация встреч и семинаров, организация обучения, помощь в поиске и получении государственного финансирования, организация проведения форумов и бизнес туров, обеспечение доступа к внутренним базам данных, поддержание деловых связей с университетами. При этом комиссия управляющей компании составляет 1% от объема полученных средств.

Знакомство с различными практиками управления кластерами, а также организацией инновационной деятельности во Франции и Германии позволяет сделать вывод о том, что стратегически важную задачу объединения интересов и усилий правительства страны, производственных и финансовых предприятий, научных организаций, вузов в рамках реализации совместных проектов, используя кластерный подход, все же удается решать и весьма эффективно.

Таким образом, уже на практике доказано, что кластерные модели объединения организаций в эффективные экономические структуры, являются импульсами, которые посредством концентрации и специализации производства, использовании современных коммуникаций, координации, кооперации и сотрудничества помогают находить точки роста каждого конкретного региона или отрасли, обеспечивая тем самым их эффективное развитие.

Следовательно, вполне очевидно, что для эффективного развития цифровой экономики в России необходимо применять кластерный подход.

Итак, кластер цифровой экономики - это совокупность производственных предприятий, объединенных как вертикальными (цепи покупок и продаж), так и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов) связями, финансовых и научных организаций, вузов, представительств правительства страны, ограниченная либо их территориальной либо отраслевой общностью, управляемая специальной администрацией, и основной целью функционирования которой является получение синергетического эффекта от взаимодействия и приложения совместных усилий по цифровой трансформации основных бизнес-процессов.

При этом развитие кластеров цифровой экономики, с учетом опыта передовых в этой сфере стран, в России требует сфокусировать внимание на решение следующих основных задач:

- формирование эффективного менеджмента в кластерах, в том числе за счет создания управляющих компаний кластеров;

- поддержка правительства, выраженная как в финансировании, так и координации деятельности основных субъектов кластера;

- стимулирование к участию в кластерах частных инвесторов, научных сообществ, образовательных учреждений;

- поддержка исследований и научных разработок;

- стимулирование и сопровождение стартапов.

Решение именно этих задач на данный момент является в России слабой стороной деятельности националь-

ных кластеров. Например, для решения первой задачи только сейчас начинают рассматриваться инициативы и апробируются первые варианты проектных офисов при правительстве страны. Если проанализировать сущность проектных офисов, то можно убедиться, что в принципе их создание и эффективное функционирование позволит решить и большинство перечисленных других задач. А применение цифровых проектных офисов усилит эффект от их применения. Можно отметить, что данные организационные единицы могут строиться по аналогии с западными секретариатами технопарков.

Задача стимулирования и сопровождения стартапов также в России уже решается определенными структурами, например, в форме региональных центров инноваций. То есть в России, очевидно, уже имеются некоторые предпосылки к созданию кластеров цифровой экономики.

Поэтому главной задачей в настоящее время для эффективного развития отечественной цифровой экономики является, во-первых, создание кластеров, во-вторых, стимулирование ко входу в кластер частных инвесторов, научных сообществ, вузов, и, в-третьих, построение эффективной системы управления кластером.

Вернемся к задаче, поставленной правительством РФ в общенациональной программе по развитию отечественной цифровой экономики - создание или переориентация существующих кластеров ЦЭ.

Очевидно, что на данном этапе развития цифровой экономики в России, пока рано говорить о ее кластерах, сформированных по географическому признаку, поскольку пока в принципе отсутствует такая площадка для переориентации, а также не имеется как таковой базы для построения новой. Поэтому в настоящее время выгоднее определять кластеры ЦЭ в России по признаку их специализации.

Если взглянуть на современную карту кластеров России, то можно увидеть следующий перечень их ключевой специализации (рисунок 3) [13]. Как видно, большинство кластеров промышленной специализации.

Рисунок 3 - Специализация кластеров в Росссии, 2016г.

Важно отметить, что в той же программе «ЦЭ РФ», в целях обеспечения перехода к цифровой экономике определены цели и задачи в рамках восьми направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2025 года:

- цифровое государственное регулирование и управление;

- информационная инфраструктура;

- исследования, разработки и апробация цифровых технологий;

- цифровое образование;

- информационная безопасность цифровой инфраструктуры;

- умный город;

- цифровое здравоохранение.

Следовательно, именно по этим направлениям и ло-

гично создавать или переориентировать специализиро- Статья поступила в редакцию 22.01.2018 ванные кластеры ЦЭ в России. Если обратится к рисун- Статья принята к публикации 24.03.2018 ку 3, то можно заметить, что в настоящее время в представленном перечне отсутствуют кластеры по государственному регулированию и управлению. А остальные в какой-то мере частично реализуются настоящими отечественными кластерами, поэтому по ним можно просто трансформировать их деятельность согласно требованиям программы «Цифровая экономика в России».

Не остается сомнений, что цифровая экономика в России начала развиваться. Но для ускорения и повышения эффективности данного процесса необходимо использовать всевозможные инструменты. Одним из которых и является кластеризация. Именно она позволит объединить усилия различных хозяйствующих субъектов, государственных органов, научно-образовательных объединений для получения синергетического экономического эффекта, и повысить тем самым качество жизни всего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Электронный ресурс Росстата [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.02.2018).

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I 5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 15.02.2018).

3. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: Кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева - Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. - 230 с.

4. Просалова В.С. Теоретические подходы к формированию понятия кластера, его специфические признаки и классификация / В.С. Просалова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5. - С. 184-188.

5. Соснина Т.Н. Терминологический статус понятия «кластер»: многофункциональность, специфика экономического варианта прочтения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://publications.ssau.ru/files/SOSNlNA/ MAGAZZ35.pdf (дата обращения: 14.04.2017).

6. Хасаев Г.Р. Кластер как современный инструмент повышения конкурентоспособности в регионе через партнерство - к будущему / Г.Р. Хасаев, Ю.В. Михеев, М.И. Уманский // Компас промышленной реструктуриза ции. - 2004. - № 1. - С. 24-27.

7. Актуальность организации строительного кластера в Республике Башкортостан / М.Н. Исянбаев, В.Я. Ахметов, Э.Р. Чувашаева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2017. - № 4. - С. 49-54.

8. Егорова Л. А. Кластеризация экономики как перспективное направление ее развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S5. - С. 11-15.

9. Малиновский Е. А. Кластеризация экономики как один из аспектов экономического роста РФ // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 661-663.

10. Что такое кластер в экономике и какие преимущества он несёт? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prodengit:v.ru/artides/id/7/197/ (дата обращения 15.02.2018)

11. Территориальные кластеры [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.innokam.ru/docs/ дайджест%20новостей%20территориальные%20класте-ры%20№9%2016-%2030%20июня%202016^ (дата обращения 15.02.2018)

12. Изучение лучших практик промышленных кластеров и технопарков в Германии и Франции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://innoclusters.ru/novosti/ izuchenie-luchshih-praktik-promyshlennyh-klasterov-i-tehnoparkov-v-germanii-i-francii-2/ (дата обращения 15.02.2018)

13. Карта кластеров России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://clusters.monocore.ru/list (дата обращения 15.02.2018)._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.