Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОБРАЗ В СИСТЕМНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ'

ПОНЯТИЕ И ОБРАЗ В СИСТЕМНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактический приём / противоречие / моделирование / выводное знание / понятийное мышление / образное мышление / didactic technique / contradiction / modeling / inferential knowledge / conceptual thinking / figurative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Поляруш

В статье обосновывается идея о том, что использование образа в педагогической деятельности способствует более глубокому и осознанному усвоению учебного материала. Автором предложен дидактический приём выведения нового знания через системное моделирование, основанного на диалектическом противоречии. Образ как чувственное отражение реальности, наложенный на выводимый – пока абстрактный – объект, служит инструментом адекватного соединения способности с предметом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND IMAGE IN SYSTEM MODELING

The article substantiates the idea that the use of an image in pedagogical activity contributes to a deeper and more conscious assimilation of educational material. The author proposes a didactic method of deriving new knowledge through systemic modeling based on dialectical contradiction. The image, as a sensory reflection of reality, superimposed on the deduced – so far abstract – object, serves as an instrument for the adequate connection of the ability with the object.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОБРАЗ В СИСТЕМНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ»

ПОНЯТИЕ И ОБРАЗ В СИСТЕМНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-2-53-55

Аннотация. В статье обосновывается идея о том, что использование образа в педагогической деятельности способствует более глубокому и осознанному усвоению учебного материала. Автором предложен дидактический приём выведения нового знания через системное моделирование, основанного на диалектическом противоречии. Образ как чувственное отражение реальности, наложенный на выводимый - пока абстрактный -объект, служит инструментом адекватного соединения способности с предметом.

Ключевые слова: дидактический приём, противоречие, моделирование, выводное знание, понятийное мышление, образное мышление.

Центральная проблема педагогической деятельности - это проблема адекватного (предмету и наличным способам ученика) введения в предмет. Всеобщая форма соединения с предметом заключается в совместно-разделённой предметной деятельности. Суть её заключается в том, что два индивида - способный владеть предметом и другой, у которого эта способность отсутствует, - начинают деятельность с предметом совместно, а по мере освоения учащимся логики предмета учащий уменьшает свою - он как бы передаёт свою способность, в этой форме представленную, другому, кто эту способность осваивает. У учащегося формируется деятельность с предметом, и она осуществляется по такому способу, который диктуется ему как педагогом, так и предметом - в идеале это одно и то же, ведь педагог -живой представитель предмета, и он знает его во всех формообразованиях, их объективно-необходимом движении.

Задача преподавателя заключается в чётком определении момента связи, необходимость и достаточность которого конкретно обоснована. Этот момент есть всегда конкретное тождество определений способности и определений предмета. Это тождество есть форма истины, но как истина это тождество определено лишь с субъективной стороны, т.е. объект дан лишь в тех определениях, которые свойственны действующей способности, а определения объекта, выходящие за рамки

этой способности, за этими рамками и остаются, остаются вне знания, вне субъективного.

Момент истины, соотнесённый с субъектом, есть исходный момент педагогической деятельности. Это начало педагогической деятельности [1].

Любая наука (в образовательном процессе дисциплина есть дидактические преобразованная наука) представляет собой систему понятий. Понятие - базовая форма мышления. И этой формой рационального мышления необходимо овладеть в процессе обучения. Гегель впервые исследовал диалектическую природу понятия. Как актуально звучит мысль Гегеля, высказанная ещё в начале XIX века: «Понятие надо вывести, а не произвольно или механически взять, не «раскрывая», не» уверяя», а доказывая, исходя из противоречий... в них всё развитие» [2].

Высшей формой овладения понятием выступает системное моделирование, основанное на выявлении и разрешении противоречий. Именно в противоречии заключена идея (содержание) вещи, которую необходимо познать.

Предположим, что начало педагогической деятельности определено: учителем выявлен уровень владения учащимися базовыми понятиями, необходимыми в процессе моделирования при выведении нового понятия. В этом моменте педагог решает, в каком соотношении между собой в этом процессе будут выступать понятия и

образы как эквиваленты. Совершенно очевидно, что в любом случае применения образа в моделировании не избежать.

Итак, образное мышление - это связь с окружающим миром, а воображение - генерация новых идей на основе взаимодействия с этим миром. Воображение - это психический процесс, который позволяет нам отобразить уже раннее увиденное в чем-то абсолютно новом. Именно воображение выступает базовым компонентом системного моделирования. Запуская цепочку причинно-следственных связей в моделировании объекта, заключённых в выявлении и разрешении противоречий, дидактически необходимо выявить начало этого объекта. Универсальным исходным пунктом в моделировании выступает функция моделируемой вещи. Функции подчиняются свойства и далее - соответствующая конструкция выводимого объекта. И, когда, наконец, выведен объект, обладающий заданными функциями, он получает своё наименование, что соответствует научному понятию.

Избегая психологических тонкостей в формулировках понятий «образ» и «воображение», лингвистически имеющих общий корень, представим некоторые примеры применения образа в выведении понятия через моделирование.

Одной из двух идей живого тела выступает максимум информации. В зависимости от возраста обучающихся, эту идею можно сопроводить образом: располагая информацией о месторасположении своей школы (вуза), вы выбрали самый короткий маршрут, а не двигались через Северный полюс. Следовательно, информационная молекула живого тела должна иметь очень большие размеры. Образ толстой книги, содержащей большой объём информации, эффективно накладывается на свойства и структуру ДНК. Скелеты длинных молекул, так же содержащих колоссальную информацию, могут создать только атомы углерода. Противоречие: длинные молекулы так же неустойчивы, как толстая книга. Как разрешение противоречия книгу скрепляют прочным переплётом. Каким образом природа укрепляет углерод - углеродные связи? Актуализация химиче-

ских знаний генерирует разрешение выявленного противоречия: атомы азота, в силу особенностей своего электронного строения, способны укреплять углерод - углеродные связи. Так, выведена основа полимерных молекул ДНК, а также молекул белка.

Выведение понятий в процессе системного моделирования через привлечения образа как аналогии содержит в себе уникальную возможность выявления междисциплинарных связей. Так, продуктивно проявляет себя образ вращения по спирали в механическом домкрате при выведении структуры белков актина и миозина в мышечном волокне. Спиралевидное движение экономит энергию при выполнении определенной работы. Поскольку второй универсальной идеей живой материи выступает минимум энергии, то вращение по спирали выступает самой экономной формой движения в мышечной системе.

Продолжая рассуждать об образе как дидактическом ресурсе, в частности, в биологии, целесообразно наложить образ разветвляющейся на множество рукавов реки при выведении понятия «кровеносный капилляр». Как было отмечено выше, педагог с самого начала процедуры моделирования определяет исходный момент, генерирующий все дальнейшие ходы рассуждений. Начало вещи - это всегда её функция в общей структуре объекта. Именно капилляры выполняют основную функцию кровеносной системы - доставка крови к клеткам тканей. Следовательно, кровь в капиллярах должна иметь очень низкую скорость течения, чтобы успеть выполнить свою функцию. Здесь наглядно реализуется образ реки, имеющей определённую скорость течения, подобно течению крови в артерии. Противоречие между необходимым замедлением крови в капиллярах выводится через образ реки, которая разветвляется на множество узких рукавов, где суммарная площадь русла намного превышает площадь реки: чем больше площадь русла, тем ниже скорость течения.

Также дидактически целесообразно использовать образ реки и при выведении понятия «эритроцит». Эволюционно кровь

всё более насыщалась дыхательными белками, что порождало собой противоречие: чем выше концентрация белка в крови, тем ниже скорость её течения. Здесь возможно продемонстрировать движение чистой воды в пробирке и концентрированного раствора яичного белка. Разрешение противоречия демонстрируется через образ реки, по которой сплавляют лес: скорость течения реки не зависит от находящихся на её поверхности предметов. Подобно брёвнам на реке, эволюция концентриро-

структурах, что соответствует клеткам в применении к живым организмам [3]. Таким образом, выведено понятие «эритроцит».

Подводя итог, следует заметить, что образ в педагогической деятельности имеет универсальное значение, поскольку образы - это своеобразные «маркеры» с окружающим нас миром, а научная картина мира формируется на основе всего комплекса наук и, соответственно, учебных дисциплин [4].

вала дыхательные белки в отдельных

Библиографический список

1. Лобастов Г.В. Развивающее обучение и воспитание. М.: Московский государственный институт электроники и математики, 1994. - 25 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: «Мысль», 1977. - 303 с.

3. Воронцов В.А. Тайна капли крови. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1990. - 132 с.

4. Образное мышление. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/91192/ (дата обращения 06 09.2021).

CONCEPT AND IMAGE IN SYSTEM MODELING

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

(Russia, Achinsk)

Abstract. The article substantiates the idea that the use of an image in pedagogical activity contributes to a deeper and more conscious assimilation of educational material. The author proposes a didactic method of deriving new knowledge through systemic modeling based on dialectical contradiction. The image, as a sensory reflection of reality, superimposed on the deduced - so far abstract - object, serves as an instrument for the adequate connection of the ability with the object.

Keywords: didactic technique, contradiction, modeling, inferential knowledge, conceptual thinking, figurative thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.