<e
ПОНЯТИЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ГЛАВОЙ 23 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
CONCEPT AND OBJECTIVE SIGNS OF THE CRIMES PROVIDED BY CHAPTER 23 OF THE CRIMINAL CODE OF
RUSSIAN FEDERATION
УДК 343
Е.В. ЦАРЕВ,
кандидат юридических наук, доцент (Нижегородский институт управления -филиал РАНХиГС, Россия, Нижний Новгород) tsarevzhenya@yandex.ru
EVGENY V. TSAREV,
Candidate of Law, Associate Professor
(Nizhny Novgorod Institute of management - branch of RANEPA, Nizhny Novgorod, Russia)
Аннотация: увеличение количества так называемых должностных и служебных преступлений, появление новых статей в главах 30 и 23 УК РФ, усиление борьбы с коррупционными преступлениями обусловливают необходимость системного анализа признаков указанных общественно опасных деяний. В связи с этим актуальным является исследование понятия и объективных признаков преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
В статье обосновывается необходимость правильного толкования отдельных признаков указанных преступлений как в теории, так и в правоприменительной практике. Определены основания выделения преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, а также особенности уголовно-правового преследования за их совершение. Выделены недостатки и противоречия в определении некоторых объективных признаков рассматриваемой группы преступлений.
В заключение делается вывод о том, что преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях схожи с преступлениями, предусмотренными главой 30 УК РФ, также имеются противоречия в определении различных видов объекта рассматриваемых составов преступлений. Некоторые объективные признаки нуждаются в более детальном толковании, что свидетельствует о необходимости научно-практического осмысления и модернизации анализируемых норм.
Ключевые слова: преступление, квалификация, объективные признаки, служба, коммерческие организации.
Для цитирования: Царёв Е.В. Понятие и объективные признаки преступлений, предусмотренных главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 3. С.18-23.
Abstract: the increase in the number of so-called official and service crimes, the emergence of new articles in chapters 30 and 23 of the criminal code, strengthening the fight against corruption crimes, necessitate a systematic analysis of the signs of these socially dangerous acts. In this regard, it is important to study the concept and objective signs of crimes against the interests of service in commercial and other organizations.
The article substantiates the need for the correct interpretation of certain features of these crimes, both in theory and in law enforcement practice. The grounds for the allocation of crimes under Chapter 23 of the criminal code, as well as the features of criminal proceedings for their Commission. Shortcomings and contradictions in definition of some objective signs of the considered group of crimes are allocated.
In conclusion, it is concluded that crimes against the interests of service in commercial and other organizations are similar to crimes under Chapter 30 of the criminal code, there are also contradictions in the definition of different types of object of the considered crimes. Some objective features require a more detailed interpretation, which indicates the need for scientific and practical understanding and modernization of the analyzed norms.
Keywords: crime, qualification, objective features, service, commercial organizations.
КРИМИНОЛОГИЯ
For citation: Tsarev E.V. Concept and objective signs of the crimes provided by Chapter 23 of the Criminal Code of Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 3. P. 18-23.
Ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях предусмотрена главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации1. Предшествующее уголовное законодательство не выделяло указанную группу преступлений. Как правило, соответствующие общественно опасные деяния охватывались нормами, предусматривающими ответственность за должностные или хозяйственные преступления.
Выделение анализируемой нами главы УК РФ стало закономерным результатом формирования в конце 80-х - начале 90-х годов в России частного сектора экономики и появления новых лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Указанные субъекты не могли быть отнесены к категории должностных лиц и привлечены к ответственности за должностные преступления, предусмотренные УК РСФСР 1960 года. Несмотря на это, их деяниями, связанными с использованием своего положения, причинялся существенный вред как организациям, в которых они работали, так и иным организациям, гражданам, обществу и государству. Преодоление соответствующего пробела в уголовном законодательстве произошло благодаря принятию нового УК РФ 1996 года, регламентирующего уголовную ответственность новых субъектов экономических отношений, в том числе появлению главы 23 (Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях), расположенной в разделе VIII (Преступления в сфере экономики).
Также следует отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особенности уголовного преследования лиц, совершивших преступления, предусмотренные главой 23 УК РФ. В соответствии со ст. 23 УПК РФ, если указанные лица и их деяние причинили вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинили вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Таким образом, уголовная ответственность за анализируемые нами преступления отсутствует только в том случае, если они причи-
1 Далее - УК РФ.
нили вред исключительно частной организации (в которой ни в каком виде не участвует ни государство, ни муниципальное образование) и отсутствует заявление или согласие руководителя (учредителя) о возбуждении уголовного дела. Во всех остальных случаях уголовная ответственность за совершение преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, наступает на общих основаниях.
Исходя из названия и содержания исследуемой нами главы УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» - это запрещенные главой 23 УК РФ умышленные общественно опасные деяния, посягающие на интересы службы в коммерческих и иных организациях и причиняющие либо создающие угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Родовой объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики. В большинстве словарей под экономикой понимается совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции [1], а также народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы [2].
Как справедливо замечает А.В. Наумов, видовой объект преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях не охватывается только сферой экономики2. Например, к иным организациям относятся политические партии, целью деятельности которых является участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества, а также представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Следовательно, злоупотребление полномочиями руководителями в указанной организации будет причинять вред политической, а не экономической сфере. Несмотря на это, в соответствии с действующим законодательством получение денег за включение в муниципальный список кандидатов от регионального отделения партии квалифицируется по ст. 204 УК РФ (Коммерческий подкуп).
Видовой объект - общественные отношения, обеспечивающие законные интересы службы в коммерческих и иных организациях.
2 Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: в
3 т. Т. 2: Особенная часть (главы 1-Х). - Москва: Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, 2016. С. 523.
КРИМИНОЛОГИЯ
Под интересами службы следует понимать надлежащее исполнение служащими своих трудовых функций, обеспечивающих реализацию законных целей и задач организации, в которой они несут службу.
Коммерческими организациями, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ч. 1 ст. 50). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ч. 2 ст. 50).
К иным организациям относятся некоммерческие организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 50 ГК РФ). Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах [8]:
1) потребительских кооперативов (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
2) общественных организаций (политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);
3) общественных движений;
4) ассоциаций (союзов) (некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты);
5) товариществ собственников недвижимости (товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества);
6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
8) фондов (общественные и благотворительные фонды);
9) учреждений (государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения);
10) автономных некоммерческих организаций;
11) религиозных организаций;
12) публично-правовых компаний;
13) адвокатских палат;
14) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
15) государственных корпораций;
16) нотариальных палат (ч. 3 ст. 50).
Необходимо отметить, что субъектами рассматриваемых преступлений не являются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Следовательно, совершаемые ими преступления не посягают на интересы службы в коммерческих и иных организациях. Таким образом, видовой объект преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, не охватывает интересы службы в вышеуказанных организациях и подлежит ограничительному толкованию [5].
Что касается непосредственного объекта анализируемой группы преступлений, то, на наш взгляд, понятие непосредственного объекта преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях должно выводиться из законодательного определения состава преступления, признаки которого закреплены в диспозиции соответствующей нормы с учетом тех общественных отношений, которые составляют содержание видового объекта.
В качестве основного непосредственного объекта рассматриваемых деяний выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальную управленческую деятельность коммерческих и иных организаций (ст.ст. 201, 201.1, 204-204.2 УК РФ), а также общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование некоторых видов деятельности (службы), таких как частная охранная или детективная, частный нотариат или аудит (ст.ст. 202, 203 УК РФ).
Исходя из вышеуказанных особенностей непосредственного объекта преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях условно можно разделить на две группы:
1. Преступления против правильного осуществления полномочий лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации (ст.ст. 201, 201.1, 204-204.2 УК РФ), - общие составы.
КРИМИНОЛОГИЯ
2. Преступления против правильного в соответствии с задачами профессиональной деятельности осуществления полномочий служащими частных охранных или детективных служб, частными нотариусами или аудиторами (ст. 202 и ст. 203 УК РФ) - специальные составы [7].
В некоторых составах исследуемых преступлений в качестве последствий указаны существенный вред или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Последствия преступления могут оказывать влияние на определение тех общественных отношений, которые составляют содержание дополнительного объекта.
Дополнительными непосредственными объектами рассматриваемых преступлений могут выступать общественные отношения, обеспечивающие имущественные интересы или законные интересы граждан, организаций, общества и государства, общественные отношения, охраняющие здоровье или жизнь человека.
Для некоторых преступлений, входящих в главу 23 УК РФ, обязательным признаком, характеризующим объект как элемент состава, является предмет преступления, а также потерпевший.
Предмет преступления - обязательный признак деяний, предусмотренных ст.ст. 204-204.2 УК РФ. В частности, таковым может являться предмет коммерческого подкупа в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Необходимо отметить, что в последние годы предмет преступления стал пониматься более широко. К нему, кроме вещей материального мира, многие ученые3 относят неовеществлен-ные явления, объекты внешнего мира, например, информацию, субъективные права [3].
Потерпевшими от рассматриваемых преступлений могут быть любые физические лица, которым соответствующими деяниями причиняется материальный, физический или моральный вред. Потерпевший указан только в ч. 2 ст. 202 УК РФ и, следовательно, является обязательным квалифицирующим признаком злоупотребления полномочиями частными нотариусами или аудиторами. Им может быть несовершеннолетнее либо недееспособное лицо.
Также следует отметить, что в составах коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) и мелкого
3 Букалерова Л.А. Информационные преступления в сфере государственного и муниципального управления: законотворческие и правоприменительные проблемы: автореф. дис.
... д-ра юрид. наук. - Москва, 2007. 65 с.; Шульга А.В. Объект и предмет преступлений, посягающих на собственность в условиях рыночных отношений и информационного общества: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Краснодар, 2009. 63 с.
коммерческого подкупа (ст. 204.1 УК РФ) лицо, передающее предмет указанных преступлений лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, не может рассматриваться в качестве потерпевшего от этого преступления, поскольку оно одновременно является его субъектом, т.е. «потерпевшим-преступником». В то же время лицо, давшее незаконное вознаграждение в результате вымогательства предмета подкупа и в рамках оперативно-разыскного мероприятия, признается потерпевшим.
Объективная сторона большинства преступлений главы 23 УК РФ совершается путем действий. К ним относятся превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ), мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ). Остальные преступления могут быть совершены как путем действий, так и бездействия - злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 201.1 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) [9].
По законодательной конструкции составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях сконструированы как по типу формальных, так и материальных. Формальные составы преступлений нашли отражение в статьях, предусматривающих уголовную ответственность за коммерческий подкуп (ст.ст. 204-204.2 УК РФ), а преступления, предусмотренные ст.ст. 201-203 УК РФ, имеют материальные составы.
Необходимо отметить, что деяния некоторых преступлений с формальным составом имеют определенные стоимостные критерии, которые определены в примечаниях к статьям и позволяют отграничить преступление от проступка и правонарушения либо провести разграничение между простым, квалифицированным и особо квалифицированным видами преступления. К таким категориям относятся:
• значительный размер (ч. 2 ст. 204, ч. 6 ст. 204 и ч. 1 ст. 204.1 УК РФ);
• крупный размер (п. «в» ч. 3 ст. 204, п. «г» ч. 7 ст. 204 и п. «в» ч. 2 ст. 204.1 УК РФ);
• особо крупный размер (ч. 4 ст. 204, ч. 8 ст. 204 и ч. 3 ст. 204.1 УК РФ).
Несмотря на то, что по технико-юридической конструкции соответствующий размер относится к деянию, запрещенному соответствующей ста-
КРИМИНОЛОГИЯ
тьей УК РФ, указанные категории характеризуют предмет преступления, а не его последствия, в связи с чем составы преступлений в вышеперечисленных статьях являются формальными.
Поскольку среди анализируемых деяний есть преступления, сконструированные как материальные, обязательными для доказывания являются последствия, которые указаны в соответствующих статьях. В частности, в статьях главы 23 УК РФ предусмотрены следующие последствия:
• существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201, ч. 1 ст. 202 УК РФ);
• существенный вред охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 201.1 УК РФ);
• существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 203 УК РФ);
• тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201, п. «б» ч. 2 ст. 201.1, ч. 2 ст. 203 УК РФ).
Вышеназванные общественно опасные последствия имеют, как правило, оценочный характер. В связи с этим следствие и суд устанавливают их наличие в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Мы поддерживаем позицию тех ученых, которые считают, что необходимо дать законодательное толкование этих понятий или соответствующий комментарий указанных признаков преступлений в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данной категории уголовных дел4.
Не внесло ясности в разрешение указанного вопроса и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий», в п. 18 которого под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных перегово-
4 Уголовное право России. Особенная часть [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Ф.Р Сундурова, М.В. Талан. -Москва: Статут, 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п. [6].
Под нарушением законных интересов граждан или организаций следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества) [4].
Другим обязательным признаком объективной стороны преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях с материальным составом является причинная связь между деяниями, связанными со службой, и наступившими общественно опасными последствиями. Причинная связь между деянием и последствиями должна устанавливаться применительно к каждому исполнителю преступления и означать, что именно действия, совершенные вопреки интересам службы, повлекли существенное нарушение охраняемых благ5.
Обстановка совершения преступления является конструктивным признаком преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ (Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа). Остальные факультативные признаки объективной стороны - время, место, способ, орудия и средства совершения преступления - не нашли отражения в основных составах рассматриваемых нами деяний.
На основании проведенного исследования понятия и объективных признаков преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на значительную самобытность указанной группы преступлений, они схожи с преступлениями, предусмотренными главой 30 УК РФ. Также имеются противоречия в определении различных видов объек-
5 Уголовное право России. Особенная часть [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. -Москва: Статут, 2012. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
КРИМИНОЛОГИЯ
та рассматриваемых составов преступлений. Некоторые объективные признаки нуждаются в более детальном толковании. Все вышеизло-
женное свидетельствует о необходимости научно-практического осмысления и модернизации анализируемых норм.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/333910
2. Большой экономический словарь [Электронный ресурс]. - Москва: Институт новой экономики, 1997. URL: https:// big_economic_dictionary.academic.ru
3. Бикмурзин М.П. Предмет преступления: теоретико-правовой анализ. - Москва, 2006. 184 с.
4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996 г № 69-ФЗ / Н.А. Агешкина [и др.]. - Саратов, 2013. 848 с.
5. Изосимов С.В. Уголовное законодательство об ответственности за служебные преступления, совершаемые в коммерческих и иных организациях. - Санкт-Петербург: Юридический центр - Пресс, 2013. 948 с.
6. Максимов С.В. Классификация субъектов должностных преступлений [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2010. № 11. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Омигов В.М., Яковлев Д.В. 5.1. Коммерческий подкуп: уголовно-правовая и криминалистическая характеристика // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 195-199.
8. Шнитенков А.В. Комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юстицинформ, 2011. 117 с.
9. Комарова О.А. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и проблемные аспекты правового регулирования указанной группы преступлений (гл. 23 УК РФ) // Аллея науки. 2017. № 3. С. 765-768.
10. Григонис Э.П. Объект преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Мир юридической науки. 2017. № 5. С. 25-30.
— References —
1. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Elektronnyi resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/333910
2. Bol'shoi ekonomicheskii slovar' [Elektronnyi resurs]. - Moskva: Institut novoi ekonomiki, 1997. URL: https://big_economic_dictionary. academic.ru
3. Bikmurzin M.P. Predmet prestupleniya: teoretiko-pravovoi analiz. - Moskva, 2006. 184 s.
4. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 69-FZ / N.A. Ageshkina [i dr.]. - Saratov, 2013. 848 s.
5. Izosimov S.V. Ugolovnoe zakonodatel'stvo ob otvetstvennosti za sluzhebnye prestupleniya, sovershaemye v kommercheskikh i inykh organizatsiyakh. - Sankt-Peterburg: Yuridicheskii tsentr - Press, 2013. 948 s.
6. Maksimov S.V. Klassifikatsiya sub''ektov dolzhnostnykh prestuplenii [Elektronnyi resurs] // Rossiiskii sledovatel'. 2010. № 11. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».
7. Omigov V.M., Yakovlev D.V. 5.1. Kommercheskii podkup: ugolovno-pravovaya i kriminalisticheskaya kharakteristika // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2010. № 2. S. 195-199.
8. ShnitenkovA.V. Kommentarii k glave 23 Ugolovnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii «Prestupleniya protiv interesov sluzhby v kommercheskikh i inykh organizatsiyakh». - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Yustitsinform, 2011. 117 s.
9. Komarova O.A. Obshchaya kharakteristika prestuplenii protiv interesov sluzhby v kommercheskikh i inykh organizatsiyakh i problemnye aspekty pravovogo regulirovaniya ukazannoi gruppy prestuplenii (gl. 23 UK RF) // Alleya nauki. 2017. № 3. S. 765-768.
10. Grigonis E.P. Ob''ekt prestuplenii protiv interesov sluzhby v kommercheskikh i inykh organizatsiyakh // Mir yuridicheskoi nauki. 2017. № 5. S. 25-30.
(статья сдана в редакцию 29.07.2019)