ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В.Н. Барсукова
ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся того, что собой представляет достойная жизнь человека. На основе анализа понятия жизни человека вообще как биосоциального существа, а также критериев достойности жизни сформулировано авторское определение рассматриваемой категории.
Ключевые слова: достойная жизнь, критерии, уровень жизни, качество жизни, образ жизни.
V.N. Barsukova
DEFINITION AND CRITERIA FOR A DIGNIFIED LIFE
The article is devoted to disclosure issues relating to what constitutes dignified human life. Based on the analysis of the concept of human life in general, as a biosocial being, as well as the criteria for a dignified life, formulated by the author's definition of the category. Keywords: decent life criteria, standards of living, quality of life, lifestyles.
Право на достойную жизнь — одно из важнейших прав человека, декларирование и осуществление которого напрямую связывается с социальной функцией государства. Провозглашение России в качестве социального правового государства, основной целью которого является обеспечение указанного права, на конституционном уровне произошло только в 1993 г. (ст. 7 Конституции РФ). Говорить об эффективности реализации права на достойную жизнь в Российской Федерации сегодня рано. Существует целый комплекс факторов, препятствующих этому (экономических, политических, нормотворческих и т.д.). К сожалению, ни в науке, ни, тем более, на нормативном уровне не сформировано четкое представление о том, что собой представляет достойная жизнь на современном этапе развития человечества, каковы ее критерии. В литературе термин «достойная жизнь» нередко отождествляется с термином «достойное существование»1. Последний ввел в употребление известный российский ученый А.П. Куницын2, а в дальнейшем его содержание было раскрыто в работах представителей «нового» либерализма в России в конце XIX — начале XX в. (В.С. Соловьёв, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.).
Представление о достойном существовании в трудах указанных ученых связывалось, с одной стороны, с возможностью реализации совокупности социально-экономических прав — прав «второго поколения», а, с другой — с творческой реализацией личности. Многие современные авторы также используют термин
© Барсукова Вероника Николаевна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
«достойное существование», но понимают его уже не столь однозначно. Так, например, Е.В. Бакланова различает достойное существование в общесоциальном и в правовом смыслах. В первом значении достойным признается такое существование человека, которое и самим человеком, и тем обществом, в котором он живет, признается заслуживающим уважения. Во втором — категория достойного существования характеризуется высоким уровнем реализации всех остальных его прав и находит юридическое воплощение в правовых статусах3.
Имеют место также ситуации, когда авторы (например, У.А. Старшова4) используют конституционно закрепленный термин «достойная жизнь», однако придают ему тот же смысл, который вкладывали в него представители нового либерализма, а подчас и вовсе суживают его до утилитарных ценностей5. Встречается и другое мнение, согласно которому понятия «достойное существование» и «достойная жизнь» следует различать. Весьма последовательно аргументирует данную мысль И.С. Салихова. В обоснование своей точки зрения она пишет, что «существование» обычно используется как синоним «бытия» материи и сознания6, жизнь же представляет собой процесс развития и выступает таким способом существования, «при котором все проявления и изменения какого-либо единого целого совершаются в силу его внутренних причин, лежащих в нем самом»7. Таким образом, под достойной жизнью автор предлагает понимать такой способ человеческого бытия, который осуществляется в соответствии с требованиями человеческой экологии, заключающейся в таком развитии человеческого созидательного потенциала, где конкретный человек самореализуется с наибольшей отдачей8. з Проведенный анализ научных воззрений, с одной стороны, демонстрирует
° О О О о
? смешение понятий «достойная жизнь» и «достойное существование», а с другой, 3 крайнюю размытость представлений о том, что собой представляют рассматри-| ваемые явления (диапазон мнений простирается от абсолютно утилитарных I подходов до полностью идеалистических). Данная ситуация не случайна, она | обусловлена отсутствием концептуального подхода к изучению указанных по! нятий. Полагаем, что достоверное представление о том, что собой представляет § достойная жизнь, может сложиться при условии синтеза знаний о том, что есть | жизнь вообще, а также о критериях ее достойности.
| Жизнь, будучи глубоко философской категорией, неоднократно становилась
'I предметом научных изысканий, как следствие, возникали многочисленные кон-| цепции, различным образом интерпретирующие ее9. На наш взгляд, раскрывая | понятие жизни человека, следует исходить из устоявшегося в философии мнения о том, что бытие человека необходимо рассматривать в двух формах: во-первых, бытие человека в мире вещей (в приведенном контексте человек рассматривается ё как объект, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. био-§ логическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.)); во-вторых, | собственное человеческое бытие (в данном случае человек рассматривается уже | не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо)10. То есть непременными атрибутами жизни человека как биосоциального существа являются следующие: 1) биологические потребности (в пище, воде, тепле и др.); 2) социальные (в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.); 3) духовные потребности (в знаниях, 132 самосовершенствовании и других элементах духовной культуры).
Таким образом, жизнь человека представляет собой состояние комплексной реализации его потребностей как биосоциального существа, а именно биологических, социальных и духовных.
Что касается критериев достойной жизни, то в настоящее время достаточно отчетливо просматривается ряд факторов, препятствующих их формированию. Во-первых, в каждом обществе есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность. Различие в понимании достойности жизни обусловлено существенной дифференциацией уровня социально-экономического развития различных государств, различиями в культурных традициях, стереотипах, менталитете наций11, а также динамичностью морали. Во-вторых, «достойную жизнь» чаще всего пытаются охарактеризовать с точки зрения материальной обеспеченности человека, уровня реализации его социально-экономических прав. Однако обеспеченность материальными благами — далеко не единственное условие достойности жизни. Сюда входит и уровень духовного развития, самореализации, безопасности (как физической, так и нравственной) и многие другие компоненты. Поэтому учет только имущественной составляющей не дает правильных результатов. В литературе высказывается заслуживающая внимания мысль, что социально-правовые критерии достойной жизни человека представляют собой многокомпонентную открытую систему. Уровень самореализации человека, выступающий в этой системе в качестве интегрального (системообразующего) критерия, конкретизируется на следующие критерии: 1) позволяющие дать оценку достаточности материальных благ, необходимых для обеспечения реальной возможности воплощения индивидуальных интересов и потребностей; 2) достаточности нематериальных благ, необходимых для обеспечения реализации индивидуальных т интересов и потребностей; 3) юридической гарантированности и защищенности К
о 12 П
права на достойную жизнь12. р
а
Кроме того, в настоящее время как зарубежными, так и отечественными в
п
специалистами, разработано и получило практическое применение довольно |
большое количество методик расчета рейтингов и индексов качества и уровня у
жизни населения, представляющих собой альтернативу традиционному под- п
ходу, основывающемуся на подсчете дохода на душу населения. Рассмотрим н
наиболее популярные из них. Так, например, при расчете Индекса развития |
человеческого потенциала (ИРЧП) (Human Development Index) анализируется и
объем потребления материальных благ, а также возможности и условия для Ч
развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. о
Знаменательно включение в эти показатели субъективных оценок, связанных К
с представлениями людей о достойной жизни, характеристик социального са- е
мочувствия личности, удовлетворенности гражданскими свободами, правами и
человека, безопасностью существования и т.д.13 g
«Индекс качества жизни» («OECD Better Life Index») включает 11 параме- 11
тров: жилье, доход, работа, сообщество, образование, окружающая среда, во- ~
влеченность в гражданскую активность, здоровье, удовлетворенность жизнью, ££ безопасность, баланс работы и отдыха14.
При составлении Рейтинга удовлетворенности жизнью учитываются следующие индексы: правопорядка, пищи и крова, личной экономической ситуации, личного здоровья, гражданской вовлеченности, благополучия, доверия к национальным институтам (армия, правосудие, система выборов и другие), коррупции, развития молодежи, базовых нужд сообщества, многообразия, оптимизма, 133
использования респондентами электронных средств коммуникации, насилия, религиозности15.
Главной целью Всемирного индекса счастья (The Happy Planet Index) служит выявление реального уровня благосостояние стран путем соотнесения показателей удовлетворенности жителей каждой страны и средней продолжительности их жизни с количеством потребляемых ими природных ресурсов16. Результаты данного индекса показывают, что экономическое благополучие далеко не всегда делает людей счастливыми.
Доклад о мировом счастье» («World Happiness Report») составляется на основе, таких показателей, как ВВП на душу населения, уровень социальной поддержки, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень персональной свободы, уровень щедрости и филантропии, восприятие коррупции, причины для радости и причины для беспокойства в предшествовавшие опросу дни. Россия, судя по результатам подсчета перечисленных индексов, далека от первых мест по уровню жизни своих граждан. Так, по данным ИРЧП (2014 г.) наше государство занимало в 2014 г. 57-е место, Рейтинга удовлетворенности жизнью — 76-е место из 146, Всемирного индекса счастья — 122-е место, Доклада о мировом счастье — 67-е место. Первые места традиционно принадлежат странам северной Европы (Норвегия, Дания).
Ни один из описанных индексов, разумеется, не дает идеальной формулы вычисления уровня достойной жизни, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако их комплексный анализ позволяет сделать вывод о том, что система критериев достойной жизни должна включать в себя две группы: 1) критерии, характеризующие уровень выполнения государством обязанности обеспечить достойную жизнь своим гражданам; 2) критерии, характеризующие уровень выполнения человеком обязанности жить достойно (вести достойный образ жизни).
Поскольку первая группа критериев достойной жизни детерминирована обязательствами государства перед человеком, то ее непременными атрибутами являются такие категории, как достойный или достаточный уровень жизни и качество жизни. Понятие «достаточного» или «достойного» уровня жизни может быть выведено на основе анализа содержания п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека. Исходя из содержания данных документов, он включает в себя достаточное питание, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, а также право на непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, достаточный (достойный) уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых человеком, меру удовлетворения основных жизненных потребностей. Близким по смыслу к данной категории является уровень благосостояния, под которым понимается мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Качество жизни, в отличие от достойного уровня жизни, будучи интегрированным понятием, включающим в себя множество разнородных, часто не поддающихся количественной оценке факторов17, не сводится исключительно к материальной составляющей. Это параметр призван характеризовать социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами человека, безопасностью существования, уровень его защищенности, реализации внутреннего потенциала человека, его интеллекта, творческого смысла жизни и др.
Вторая группа критериев достойной жизни носит субъективный характер, их выполнение уже зависит в основном от человека. Эта группа критериев ориентирована на достойный образ жизни человека, под которым понимается такой образ жизни, когда человек не только обладает знаниями о содержании принятых в обществе социальных норм (моральных, религиозных, правовых и т.д.), но и осознанно их выполняет. Достойный образ жизни — это образ жизни, который соответствует внутреннему достоинству человека, и вызывает у сограждан чувство искреннего уважения и почтения, обусловленное наличием у человека высоких моральных качеств (совесть, трудолюбие, честность, отзывчивость, порядочность и т.д.) и их выражением во вне (в поступках и поведении).
Таким образом, система критериев достойной жизни носит многоуровневый, разветвленный характер, она не замыкается на уровне реализации прав второго и третьего поколения, так же как и на уровне выполнения государством обязанности обеспечить своим гражданам достойную жизнь, и учитывает как объективные, так и субъективные факторы.
Итак, анализ признаков жизни человека как биосоциального существа и критериев ее достойности позволяет сформулировать следующее определение достойной жизни:
достойная жизнь человека представляет собой состояние комплексной реализации его биологических, социальных и духовных потребностей, обеспечиваемой человеком как самостоятельно, так и при помощи государства, и определяемой такими критериями, как достойный уровень, качество и образ жизни.
Кроме того, по итогам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы:
право на достойную жизнь основывается на принципах высшей ценности человеческого достоинства и неприкосновенности жизни;
в содержание права на достойную жизнь входят права первого, второго и третьего поколения;
помимо права на достойную жизнь, человек наделен обязанностью вести достойный образ жизни, это является непременным условием его достойной жизни.
В настоящее время реальность такова, что жизнь российских граждан далека от того, чтобы назвать ее в полном смысле слова достойной, по многим показателям наше государство сильно уступает другим странам. Однако именно высокий уровень реализованности права на достойную жизнь является реальным доказательством благополучия государства, его стабильности и мощи. Именно поэтому вопрос об обеспечении достойной жизни находится на пике актуальности. Необходимы реальнее шаги со стороны государства в направлении выполнения его главной цели. При этом следует понимать, что уповать исключительно на активизацию государственной деятельности неправильно. Каждый из нас должен работать над тем, чтобы наша жизнь стала достойной.
1 См.: Арбузов С.Ю. Конституционное право человека на достойную жизнь и его место в системе прав человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 8 (14): в 4 ч. Ч. VI. C. 21-24.
2 См.: Куницын А.П. Право естественное. URL: http://az.lib.ru/k/kunicyn_a_p/text_1820_pravo.shtml (дата обращения: 20.07.2015).
3 См.: Бакланова Е.В. Сущность и критерии достойной жизни человека и общества как цели социального государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
4 См.: Старшова У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
5 См.: Липатова С. Конституционное право человека на достойную жизнь и достойное ее завершение // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. М., 2006. № 99; Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: дис. ... канд юрид. наук. М., 2006. С. 73.
6 См.: Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1985. С. 1287.
7 См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2005. С. 224.
8 См.: Салихова И.С. Право человека на достойную жизнь как юридическая категория // Пробелы в российском законодательстве. М., 2009. № 4. С. 129-133.
9 См.: Бондаренко О.Я. Проблема жизни в философии. URL: http://zhurnal.lib.ru/b/bondarenko_o_j/ zhizn.shtml (дата обращения: 19.07.2015).
10 См.: Рябоконь Н.В. Философия УМК. Минск, 2009.
11 См.: Кислов А.Г., Кропанева Е.М., Москаленко М.Р. Достойное существование человека как этическая категория // Человек в мире культуры. 2012. № 4.
12 См.: Бакланова Е.В. Указ. раб.
13 См.: КропаневаЕ.М. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2009.
14 «Gallup World Poll» Gallup Media. URL: https://worldview.gallup.com/default.aspx (дата обращения: 27.07.2012).
15 «Gallup World Poll» Gallup Media. URL: https://worldview.gallup.com/default.aspx (дата обращения: 27.07.2012).
16 См.: Николаенкова М.С., Иванова Е.В., Невежин В.П. Влияние реализации человеческого потенциала на международную миграцию. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/---ep14-11/1324-a (дата обращения: 17.07.2015).
17 См.: СейкоЛ.Ф. Государственное регулирование экономического роста и качества жизни населения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 11.
Е.Ю. Курышев
РЕФОРМА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИЙ В ПРАВЕ
Статья посвящена исследованию одной из форм инноваций в праве — реформе права. С позиций исторического и теоретико-методологического подхода анализируется существующий механизм инновационного реформирования права и различных правовых систем. Определяются основные признаки и направления реформы права, соотношение с такими формами инноваций, как эндогенная инновация права и рецепция права в рамках обновления права.
Ключевые слова: реформа права, инновации в праве, форма инноваций в праве, обновление права, обновление правовой системы.
E.Yu. Kuryshev
REFORM AS A FORM OF INNOVATION IN THE LAW
The article is devoted to the research of the form of innovation in the law — the reform of the law. From the standpoint of historical and theoretical-methodological approach the existing mechanism of the innovative reform of the rights and the different law systems is analyzed here. The main features and areas of the law reform, correlation with such forms of innovations as endogenous law innovation and reception of the law within the law renovation are defined in this article.
Keywords: the law reform, innovations in the law, the form of law innovations, the law renovation, the renovation of the law system.
Реформа выражается в изменении формы, содержания или сущности чего-либо и предполагает существенные модификации в механизме функционирования объекта. В качестве ее последствий возможны смена основополагающих
© Курышев Евгений Юрьевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданского права (Саратовский военный институт внутренних войск МВД России); e-mail: [email protected]