DOI 10.24412/2227-7315-2024-4-224-229 УДК 34.05
Е.О. Соломатин
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПО ПРАВУ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ
Введение: экспоненциальное развитие искусственного интеллекта несет новые вызовы, в том числе в юридической сфере. Возникает необходимость создания научной и правовой базы для эффективного применения технологий искусственного интеллекта. С1 августа 2024 г. вступил в силу так называемый Закон Европейского Союза (ЕС) об искусственном интеллекте. В России также формируются инициативы полноценного законодательного регулирования искусственного интеллекта. Цель — сопоставить ряд особенностей подходов к пониманию и классификации искусственного интеллекта в России и ЕС, сделать предложения в части совершенствования российской нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта правового регулирования. Методологическая основа: общенаучные и специальные юридические методы познания. Формально-догматический метод позволил изучить нормативно-правовые акты России и ЕС, доктринальные подходы и сформировать научные определения. Сравнительно-правовой метод исследования применялся при сопоставлении правового регулирования России и ЕС. Результаты: исследованы понятие «искусственный интеллект» и его характеристики по праву России и ЕС, представлен авторский взгляд в отношении вопросов правового регулирования искусственного интеллекта в будущем. Выводы: России необходима разработка комплексного правового регулирования искусственного интеллекта на базе текущих стратегических и программных документов. В связи с наличием схожих подходов к пониманию искусственного интеллекта, правовой опыт ЕС может быть полезен при формировании российского законодательства.
Ключевые слова: искусственный интеллект, машинное обучение, база данных, объекты гражданских прав, программа для ЭВМ, экспериментальные правовые режимы.
Е.О. Solomatin
CONCEPT AND CLASSIFICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE UNDER THE LAW OF THE EUROPEAN UNION AND RUSSIA
Background: the exponential development of artificial intelligence brings new challenges, including in the legal sphere. There is a need to create a scientific and legal framework for the effective application of artificial intelligence technologies. On August 1,2024, the so-called European Union (EU) Artificial Intelligence Act came into force. In Russia, initiatives for full-fledged legislative regulation of artificial intelligence are also being formed. Objective — to compare a number of features of approaches to the understanding and classification of artificial intelligence in Russia and the EU, to make proposals in terms of improving the Russian regulatory framework taking into account the foreign experience of legal regulation. Methodology: general scientific and special legal methods of cognition. Formal-dogmatic method allowed us to study normative legal acts of Russia and the EU, doctrinal approaches and form scientific definitions. Comparative-legal method ofresearch was used in comparing the legal regulation of Russia and the EU. general scientific and special legal methods of cognition. The formal dogmatic method made Results: the concept of "Artificial Intelligence"
© Соломатин Евгений Олегович, 2024
Преподаватель права (Школа № 2123 им. Мигеля Эрнандеса); e-mail: [email protected] © Solomatin Evgenii Olegovich, 2024 224 Law teacher (Miguel Hernandez School No. 2123)
and its characteristics under Russian and EU law were studied, and the author's view on the issues of legal regulation of artificial intelligence in the future was presented. Conclusions: Russia needs to develop a comprehensive legal regulation ofartificial intelligence on the basis of current strategic and program documents. Due to the presence of similar approaches to the understanding ofartificial intelligence, the EU legal experience may be useful in the formation of Russian legislation.
Keywords: artificial intelligence, machine learning, database, objects of civil rights, computer program, experimental legal regimes.
Очевидно, что сегодня законодательство не успевает за инновациями, и стоит признать, что в связи со слабой разработанностью вопроса о правовом регулировании технологий искусственного интеллекта в науке общество сталкивается с обоснованными опасениями, связанными с неопределенностью отношений в данной области. Трудно переоценить значимость как принятых, так и разрабатываемых нормативных правовых актов в сфере искусственного интеллекта в России и Европейском Союзе (далее — ЕС), поскольку очевидна необходимость использовать потенциал инновационных технологий на благо общества и в то же время противодействовать опасностям, которые они могут представлять. На данный момент в Российской Федерации существуют стратегические документы, предусматривающие будущее направление правового регулирования, Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, акты, создающие экспериментальные режимы. Параллельно идет разработка полноценного законодательного регулирования искусственного интеллекта1.
Перед российскими юристами поставлена особая задача, поэтому Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. предусматривает, что к 2030 г. в Российской Федерации должна функционировать гибкая система нормативно-правового регулирования в области искусственного интеллекта2.
Представляется актуальным обратить внимание на правовой опыт ЕС в части формирования законодательства об искусственном интеллекте. 1 августа 2024 г. вступил в силу Регламент Европейского Парламента и Совета, закрепляющий Гармонизированные правила об искусственном интеллекте и внесении изменений в соответствующие законодательные акты ЕС — Закон ЕС об искусственном интеллекте. России необходим аналогичный комплексный закон, регулирующий процесс разработки и применения искусственного интеллекта, а также предусматривающий защиту прав и свобод человека от рисков, связанных с его использованием.
Существуют разнообразные концептуальные подходы к интерпретации понятия искусственного интеллекта. Те или иные дефиниции и объяснения в значительной степени зависят от целей выработки понятия и его применения [1, с. 5]. Одни ученые характеризуют искусственный интеллект как определенную вычислительную машину, обладающую свойствами разума [2, с. 4] и сознания [3, с. 13]. Другие понимают под ним самоорганизующиеся компьютерно-программ-
1 См.: В России разрабатывают закон об искусственном интеллекте // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230628/zakon-1880810358.html (дата обращения: 09.02.2024).
2 См. п.п. 50, 51 Указа Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2019. № 41, ст. 5700). 225
ные, киберфизические или био-кибернетические системы (юниты), наделенные антропоморфно-разумными мыслительными способностями [4, с. 30].
В основе определения искусственного интеллекта в праве ЕС лежит вытекающий из изложенного ранее тезис, согласно которому признается отсутствие единой дефиниции и понятие «искусственный интеллект» часто используется как собирательный термин для различных компьютерных приложений, основанных на технологиях, наделенных способностями, свойственными человеческому интеллекту. Закон ЕС об искусственном интеллекте — это первая в истории попытка ввести горизонтальное регулирование искусственного интеллекта в рамках интеграционного объединения. Очевидно, выбор регламента в качестве формы принимаемого Закона ЕС об искусственном интеллекте сделан неслучайно. Основная задача состоит в том, чтобы избежать фрагментации правового регулирования. Это важно как для защиты прав и свобод человека от злоупотребления искусственным интеллектом, так и для того, чтобы избежать каких-либо необоснованных запретов в отношении инновационных решений, которые могли бы ограничить технологический прогресс. В документе дается определение понятию «система искусственного интеллекта» в качестве программного обеспечения, разработанного с использованием информационно-коммуникационных технологий и способного для заданного набора целей, определенных человеком, генерировать выходные данные, такие как контент, прогнозы, рекомендации или решения, влияющие на сферу, с которой они взаимодействуют (ст. 3(1) Закона ЕС об искусственном интеллекте). С точки зрения юридической техники, было принято весьма удачное решение предусмотреть в приложении 1 к Закону ЕС об искусственном интеллекте различные подходы, которые могут использоваться при разработке искусственного интеллекта (включая машинное обучение, индуктивное (логическое) программирование, базы знаний, статистические подходы, методы поиска и оптимизации, глубокое обучение и иные). Этот перечень может дополняться без необходимости принятия нового документа, а лишь путем внесения изменений в будущий регламент.
Российское нормативное определение искусственного интеллекта содержится в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»1 (далее — Указ Президента РФ № 490). «Искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ № 490). Иными словами, под искусственным интеллектом понимается технологическое решение, которое способно имитировать интеллектуальную (разумную) деятельность человека и получать хотя бы минимально сопоставимые результаты. В подп. «м» п. 5 названного Указа также
226
1 См.: СЗ РФ. 2019. № 41, ст. 5700.
уточняется, что именно понимается под техническим решением: «технология, программа для электронно-вычислительных машин (программа для ЭВМ), база данных или их совокупность, а также сведения о наиболее эффективных способах их использования». Из данного определения можно сделать вывод, что в российском праве формируется отношение к искусственному интеллекту как к объекту гражданских прав, поскольку технологическим решением признается программа для электронно-вычислительных машин (программа для ЭВМ). В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1225), это технологическое решение является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности1, следовательно, объектом гражданских прав, так как результаты интеллектуальной деятельности упоминаются именно в таком качестве (ст. 128)2.
Что касается подходов к классификации искусственного интеллекта, то в рассматриваемых правовых режимах наблюдается больше различий, чем сходств. Весьма интересная классификация предусмотрена Законом ЕС об искусственном интеллекте. Составители документа применили подход, основанный на оценке риска систем искусственного интеллекта. Так, проводится различие между видами использования искусственного интеллекта, которые создают неприемлемый риск, высокий, низкий или минимальный риск. Список запрещенных практик содержится в разд. 2 документа и включает все те системы искусственного интеллекта, использование которых считается неприемлемым как противоречащее ценностям ЕС, например путем нарушения основных прав. Запреты распространяются на системы искусственного интеллекта, связанные с подсознательными методами, недоступными сознанию человека, направленными на причинение вреда, использующие любую из уязвимостей определенной группы лиц, на те, которые могут применяться государственными органами или от их имени для оценки или классификации благонадежности физических лиц в течение определенного периода на основе их социального поведения или известных либо прогнозируемых личных характеристик, а также использующие удаленную биометрическую идентификацию в режиме реального времени в общедоступных местах в целях обеспечения соблюдения законов, за исключением случаев целенаправленного поиска жертв преступлений, предотвращения угрозы или судебного преследования (ст. 5 Закона ЕС об искусственном интеллекте). Высокорискованный искусственный интеллект (например, биометрическая идентификация и категоризация физических лиц, управление и эксплуатация критически важной инфраструктурой, управление миграцией, предоставлением убежища и пограничным контролем) подлежит дополнительным проверкам и контролю со стороны уполномоченных органов. Так, перед размещением на рынке или вводом в эксплуатацию системы искусственного интеллекта высокой степени риска поставщик или уполномоченный представитель должен зарегистрировать эту систему в соответствующей базе данных ЕС (ст. 49 Закона ЕС об искусственном интеллекте). К системам искусственного интеллекта с низкими рискам относятся в числе прочих чат-боты, для ведения которых необходимо оповещение пользователя о том, что он общается с искусственным интеллектом. Такие системы подле-
1 См.: Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в ред. от 13 июня 2023 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52, ч. 1, ст. 5496; 2023. № 25, ст. 4424.
2 См.: Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля
2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301; 2023. № 31, ч. 3, ст. 5773. 227
жат минимальным проверкам и контролю. Приведенная классификация и меры представляются вполне обоснованными. Ученые-юристы позитивно оценивают такое деление, поскольку при работе с системами искусственного интеллекта необходимо грамотно управлять рисками их использования и осуществлять мониторинг оптимизации различных общественных процессов [5, с. 63-72].
В российской правовой системе также классифицирован искусственный интеллект. Различаются понятия «искусственный интеллект» и «технологии искусственного интеллекта» (к которым относятся компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальная поддержка принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта) (ст. 5 Указа Президента РФ № 490), поскольку сам по себе искусственный интеллект может составлять часть различного рода технологий. Предусмотрены также подвиды перспективных методов искусственного интеллекта: автономное решение различных задач, автоматический дизайн физических объектов, автоматическое машинное обучение, алгоритмы решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) незначительных объемов данных, обработка информации на основе новых типов вычислительных систем, интерпретируемая обработка данных, другие методы1.
Сравнивая классификации, предусмотренные нормативными актами России и ЕС, можно сделать вывод, что в России вектор регулирования направлен на проектную деятельность и создание новых технологий, в то время как в ЕС прослеживается уклон в сторону риск-ориентированного подхода и защиты человека от возможных опасных последствий искусственного интеллекта. Вероятно, стоит двигаться в сторону сближения этих двух подходов в целях унификации законодательства в сфере искусственного интеллекта, поскольку последствия его применения могут иметь значение для всего мира.
На основе анализа доктринальных источников и законодательства России и ЕС можно сделать следующие выводы теоретического и практического характера.
1. Сегодня представляется невозможным вывести единое определение, охватывающее все аспекты искусственного интеллекта, поэтому необходимо придерживаться вариативных теоретических и практических концепций.
2. Понятия искусственного интеллекта в России и ЕС имеют общие черты, которые базируются на схожих доктринальных установках. Можно позитивно оценить то, что составители правовых актов стремятся построить гибкое правовое регулирование, пытаясь учесть будущие технологические разработки.
3. В Законе ЕС об искусственном интеллекте принято удачное решение в части формулирования понятия искусственного интеллекта: в отдельное приложение выделены сферы, охватывающие разные степени риска его использования, которые могут в дальнейшем дополняться.
4. При сопоставлении определений искусственного интеллекта в российской правовой системе и в ЕС наблюдается сходство в том, что есть четкое разграничение понятий «искусственный интеллект» и технологий (подходов), которые за ним стоят.
5. В России на данный момент прослеживается тенденция отнесения искусственного интеллекта к объектам гражданских прав, а в ЕС этот вопрос пока остается открытым.
1 См.: Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении критериев определения принадлежности проектов к проектам в сфере искусственного интеллекта» от 29 июня 2021 г. № 392 228 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 29.07.2021.
6. Исходя из имеющихся классификаций искусственного интеллекта, в России вектор регулирования направлен на проектную деятельность и создание новых технологий, в то время как в ЕС прослеживается уклон в сторону риск-ориентированного подхода и защиты человека от возможных опасных последствий искусственного интеллекта.
7. В России представляется необходимой разработка комплексного правового регулирования искусственного интеллекта. Кроме того, очень важно начать формирование интеграционного права ЕАЭС в сфере искусственного интеллекта. В связи с этим России целесообразно инициировать соответствующий переговорный процесс с государствами — членами ЕАЭС в целях выработки совместного гармонизированного подхода.
8. Важно обратить внимание на необходимость нахождения баланса между интересами личности, бизнеса и принятием обществом новых технологий, связанных с искусственным интеллектом. В этом отношении могут быть полезны экспериментальные правовые режимы, которые позволят найти такое правовое регулирование, которое, с одной стороны, приемлемо для общества и человека, а с другой стороны, способствует технологическому развитию и масштабированию технологий.
Библиографический список
1. Шилейко А.В. Дискуссии об искусственном интеллекте. М.: Знание, 1970. 48 с.
2. Смит С. Введение // История искусственного интеллекта. Сиэтл (Вашингтон, США): Университет Вашингтона, 2006. 27 с.
3. Тьюринг А. Вычислительные машины и разум [пер. с англ. К. Королева]. М.: АСТ, 2018. 128 с.
4. Морхат П.М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 420 с.
5. Шахназаров Б.А. Правовое регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 9. С. 63-72.
References
1. Shileyko A.V. Discussions About Artificial Intelligence. M.: Znanie, 1970. 48 p.
2. Smith C. Introduction // History of Artificial Intelligence. Seattle (Washington, USA): University of Washington, 2006. 27 p.
3. Turing A. Computing Machines and the Mind [translated from the English by K. Korolev]. M.: AST, 2018. 128 p.
4. Morkhat P.M. The Legal Personality of Artificial Intelligence in the Field of Intellectual Property Law: Civil Law Problems: diss. ... Doc. of Law. M., 2018. 420 p.
5. Shakhnazarov B.A. Legal Regulation of Relations Using Artificial Intelligence // Current Problems of Russian Law. 2022. No. 9. Р. 63-72.