Научная статья на тему 'Понятие и феномен мотивации персонала'

Понятие и феномен мотивации персонала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1717
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРСОНАЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меджидова Карина Омаровна

В статье анализируются различные формы мотивации персонала. Раскрывается понятие мотивации и мотивов деятельности личности, предложенное разными отечественными и зарубежными авторами. Содержатся подходы разных научных направлений к исследованию феномена мотивации. Представлена значимость мотивации работников как системы разнообразных способов влияния на персонал для достижения запланированных целей работников и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и феномен мотивации персонала»

строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в Профессии. Важнейшие интегральные характеристики личности развивающегося личности: направленность, компетентность, эмоциональная гибкость.

Источником развития личности являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств т.д. [1].

В качестве фундаментального условия профессионального становления она предлагает рассматривать переход профессионального самосознания на более высокий уровень развития; в качестве психологического механизма - превращение собственной жизнедеятельности личности в предмет его практического преобразования; в качестве движущих сил - противоречивое единство Я действующего, Я отраженного и Я творческого.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.

Список литературы

1. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е.П. Ильина. СПб.: Питер, 2007.

2. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: Per Se, 2002.

3. Теории личности У. Джеймса. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М. «Аст». «Астрель», 2009.

4. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». СПб.: Питер, 2011.

5. ЩукинаМ. Психология саморазвития личности: монография. СПб.: СПГУ, 2015.

ПОНЯТИЕ И ФЕНОМЕН МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Меджидова К.О.

Меджидова Карина Омаровна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: в статье анализируются различные формы мотивации персонала. Раскрывается понятие мотивации и мотивов деятельности личности, предложенное разными отечественными и зарубежными авторами. Содержатся подходы разных научных направлений к исследованию феномена мотивации. Представлена значимость мотивации работников как системы разнообразных способов влияния на персонал для достижения запланированных целей работников и организации.

Ключевые слова: мотивация, личность, деятельность, персонал, реализация, управление, поведение.

Понятие мотивации прочно вошло в терминологию психологов, социологов, экономистов и управленцев. Очевидным является тот факт, что изучение мотивации с психологической, социологической, экономической или управленческой точек зрения имеет не только свои особенности, но и общую канву размышлений.

Феномен мотивации является одним из наиболее разработанных явлений, изучаемых в русле общепсихологического, психолого-педагогического, социально-психологического, экономического и социологического знания. Несмотря на разнообразие подходов, большинством авторов мотивация понимается как совокупность или система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей и целей организации. И всё-таки данные подходы дополняют друг друга

Мотивация составляет ядро, стержень всего социального управления. Все организации озабочены вопросом, что следует делать для того, чтобы получить устойчивый высокий уровень показателей работы своих сотрудников. Целью, конечно, является развитие мотивационного процесса и рабочей среды, которые бы соответствовали достижению работников результатов, соответствующих ожиданиям руководства.

Мотивация представляет собой сложный процесс детерминации поведения и мышления человека, его побуждения к определенному поведению и деятельности под воздействием внутриличностных и внешних факторов.

Понятие мотивации включает два аспекта: объективный, отражающий влияние на человека среды, внешнего мира, и субъективный, связанный с особенностями его восприятия и реагирования на него.

Эти два аспекта нашли свое выражение в понятиях мотивирования, т.е. побуждения человека к определенной деятельности с помощью внешних и внутриличностных факторов, и мотивированности как психологического состояния, характеризующего готовность индивида к определенному поведению.

В основе любой активности человека лежат его желания, ценности и потребности.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через данную деятельность человек осуществляет свои идеи и замыслы, реализует свои идеи в преобразуемой им действительности [5].

А. Адлер утверждает, что человек в своем стремлении к совершенству постоянно находятся в движении к личностно и жизненно значимым целям [1].

В этом стремлении к совершенству люди сознательно планируют свои действия и определяют свою судьбу, тем самым, создавая свой неповторимый и индивидуальный стиль поведения, стиль жизни. И тем самым люди берут на себя ответственность за то, кем они становятся и как они поступают.

Процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив А. Адлер определяет, как мотивацию личности.

В психологической литературе существует множество определений понятия «мотивация».

Мотивация - это система осознаваемых или неосознаваемых психических факторов, побуждающих индивида к совершению определенных действий и определяющих их направленность к цели.

С.Ю. Трапицын предлагает под мотивацией понимать «систему мотивационного управления как процесс внешнего и внутреннего побуждения себя и других экономических субъектов к определённой деятельности для достижения конечных целей организации и удовлетворения личных потребностей через трудовую деятельность» [6].

Такое определение, на наш взгляд, достаточно полно отображает сущность мотивации, отличающуюся комплексностью понятия, которое включает достижение поставленных целей организации и удовлетворение личных потребностей экономическими субъектами через трудовую деятельность в процессе внешнего и внутреннего управления их побуждениями.

По мнению А.И. Турчинова, «под мотивацией понимает процесс побудить человека при содействии внутриличностных и внешних факторов к установленной деятельности, обращенной на достижение персональных и общих целей. Можно

238

говорить о противоречивости мотивации: с одной стороны, она выступает как внешнее по отношению к индивидууму побуждение, а с другой - применяются внутренние «толчки». Помимо того, мотивация играет одну из функций управления и как побудительная сила» [7].

А. Маслоу подчеркивал, что на протяжении всей своей жизни человек постоянно что-то желает. Как только удовлетворяется одно желание, появляется другое и т.д. В данном случае под словом «желание» понимается «потребность».

А. Маслоу подчеркивает, что стремление человека к более высоким целям говорит о его психологическом здоровье, тогда как фиксация на некоторых потребностях одного уровня свидетельствует о невротизации (например, сексуальные потребности, потребности в безопасности и т.д.) [4].

В соответствии с иерархией надобностей по А. Маслоу - в основании мотивации людей положены пять категорий нужд, отображенных в строгой иерархии (рис. 1), где нужды высочайшего уровня, возможно, смогут быть удовлетворены вслед за тем, как удовлетворены нужды низшего уровня:

Социальные

(потребности в

причастности, чувства социального взаимодействия привязанности ^ поддержки)

Потребности в безопасности

(в защите от физических н психологических опасностей опасностей со стороны окружающего мира, придающие уверенность в будущем)

Ж Физиологические А

(потребности в пище, воде, воздухе и т.д., необходимые для жизнедеятельности Ш организма) Н^

Рис. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу

Значимость теории Маслоу заключается в том, что руководители стали уделять внимание мотивации сотрудников, исходя из понимания, какие виды потребностей являются на данный момент для данных сотрудников наиболее актуальными.

Модель мотивационного процесса представлена на рис. 2. В основе мотивации находятся потребности человека, преобразующиеся в мотивы. Мотивы определяют поведение, рассматриваемое как целевые установки. Однако сложность в реализации мотивации через потребности связана с различиями в оценке индивидуальных потребностей.

Рис. 2. Модель мотивационного процесса

Значимость мотивации работников заключается в том, что она определяет будущее компании. Руководители компании должны понимать, что мотивирует работников к труду, чтобы мотивировать их в дальнейшем. Таким образом, мотивируя себя, каждый работник задаётся вопросом: «Что я хочу получить от работы?»: заработную плату, карьеру, общение [3]. Ответ отражает потребности человека, его предпочтения, на которые ориентируется руководство компании.

Для активизации деятельности персонала руководители воздействует на работников посредством методов мотивации [2] (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Экономические методы управления мотивацией

Неэкономические

Рис. 4. Неэкономические методы управления мотивацией

Подводя итог вышеизложенным доводам, понятие «мотивация» в представленном исследовании определяется, с одной стороны, как процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее совершенного удовлетворения потребностей обоих (управленческий аспект), с другой стороны - это система разнообразных способов влияния на персонал для достижения запланированных целей и работника, и организации (экономический аспект).

Изучение мотивации осуществляется не только в рамках содержательных теорий, но и процессными теориями, которые особое внимание уделяют процессу взаимодействия различных мотивов. Данные теории основываются на возможности выбора альтернативного действия, с последующим его осуществлением и проверкой результативности. Ведущими процессными теориями трудовой мотивации являются: теория партисипативного управления, комплексная процессная теория, теория равенства, теория постановки целей и теория ожидания.

В рамках теории ожидания исследуется взаимодействие следующих блоков: результат, условие и исполнение.

Теория постановки пришла к выводу, что человек сам ставит перед собой цели, основываясь на которых он выполняет конкретные действия, то есть работу. После достижения поставленной цели, человек достигает удовлетворенности.

Теория равенства считает, что в рамках процесса выполнения трудовой деятельности человек постоянно проводит сравнение между полученным вознаграждением и потраченными усилиями и определяет соотношение его размеров с размерами вознаграждения, а также сопоставляет его и вознаграждение других людей.

Иногда поведение человека обусловлено сразу несколькими потребностями, которые, как правило, выстраиваются в некую иерархическую систему, где есть ведущие и более глобальные потребности.

Таким образом, мотивация понимается как совокупность или система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. М.: Юнити-Дана, 2008. 392 с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.

3. Герчиков В.И. От социального планирования - к управлению персоналом. Новосибирск, 2007. 135 с.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Academia, 1999. 208 с.

5. Комарова Е. Мотивационная функция социального пакета: чем заинтересовать работника XXI века // Управление персоналом, 2010. № 8 (186). С. 57.

6. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 424 с.

7. Нефедова К. Мотивационный подход к оценке карьеры // Управление персоналом, 2010. № 6 (184). С. 33.

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Гавло Е.А.1, Отт Т.О.2

1Гавло Елизавета Андреевна - магистрант, Социально-психологический институт; 2Отт Татьяна Олеговна - кандидат психологических наук, доцент, Институт образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аннотация: в статье рассматривается феномен коммуникативной культуры как средство и критерий социализации детей с интеллектуальными нарушениями, в связи со специфическими особенностями данной категории детей. Ключевые слова: коммуникативная культура, социализация, интеллектуальные нарушения, коррекционно-развивающая работа.

Приобщение к культуре выступает основным путем воспитания и развития, значительная часть этого пути протекает в школе, где ребенок осваивает большую часть культуры общества.

Культура - это сложное и многогранное явление, освоение которого идет через процесс социализации, в котором индивид самостоятельно отбирает и усваивает культурные образцы, ценности, нормы, черты образа и стиля жизни, характерные для определенных социокультурных групп, социально значимые знания и навыки.

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.