Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцова Ю.Г.

Рассматривается механизм совершенствования информационного законодательства. Выделены его составляющие: механизм совершенствования национального законодательства; механизм правового регулирования международных информационных отношений. Дано определение механизма совершенствования национального информационного законодательства. Выделяются основные и дополнительные элементы механизма правового регулирования международных информационных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ELEMENTS OF THE MECHANISM OF IMPROVEMENT OF INFORMATION LEGISLATION

The mechanism of improvement of information legislation is considered. Its components are highlighted: the mechanism of improvement of national legislation; the mechanism of legal regulation of international information relations. The definition of the mechanism of improvement of the national information legislation is given. The main and additional elements of the mechanism of legal regulation of international information relations are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 340.1

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ю.Г. ИВАНЦОВА (Белорусский государственный университет, Минск)

Рассматривается механизм совершенствования информационного законодательства. Выделены его составляющие: механизм совершенствования национального законодательства; механизм правового регулирования международных информационных отношений. Дано определение механизма совершенствования национального информационного законодательства. Выделяются основные и дополнительные элементы механизма правового регулирования международных информационных отношений.

Ключевые слова: механизм, механизм совершенствования информационного законодательства, совершенствование законодательства.

В доктрине права термин «совершенствование законодательства» встречается довольно часто. Изучению данного научного направления посвящены работы таких теоретиков права, как С.Н. Братуся, И.С. Самощенко, Н.В. Сильченко, А.С. Пиголкина и других. Вопросы совершенствования информационного законодательства, в том числе его систематизации, в разное время были объектом исследования белорусских, украинских и российских ученых. Среди них: М.С. Абламейко, В.М. Брижко, В. Д. Гавловський, А.Ю. Головина, В.А. Зализняк, И.В. Панова, В. Пилипчук, Т.А. Полякова, Ю.Г. Просвирнин, М.М. Рассолов, О.В. Синеокий, К.Г. Татарникова В.С. Цымбалюк и другие. Термин «совершенствование» применительно к информационному законодательству учеными используется в основном для указания проблем функционирования информационного законодательства и выработки определенных мероприятий по его совершенствованию. В общем смысле совершенствование информационного законодательства - многоэтапный процесс, направленный на преобразование информационного законодательства с целью повышения его эффективности и улучшения структурного строения.

В юридической науке зачастую наряду с термином «совершенствование законодательства» встречается понятие «механизм», однако должного теоретического осмысления «симбиоз» указанных правовых понятий так и не нашел. Категория «механизм» в области общественных отношений, как правило, употребляется в связи с осуществлением какого-либо явления, деятельности [1, с. 35]. Термин «механизм» (от гр. шесИаие - орудие, машина) имеет три определения: 1) последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление; 2) система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности; 3) внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, привод [2, с. 343]. На наш взгляд, для регулирования общественных отношений в информационной сфере наиболее подходящими видятся первое и второе определение, так как третье характеризует его с технической стороны, что может сузить понимание данного термина применительно к информационному законодательству. Как отмечает А.В. Ольшевский, некорректно переносить технические категории на социальные явления [1, с. 34].

Словоформа «механизм совершенствования» употребляется в научной литературе в основном применительно к проблеме совершенствования системы управления. В основном в правовой доктрине разработаны и широко используются учеными следующие понятийные формы: «механизм правового регулирования»; «механизм обеспечения эффективности воздействия права»; «механизм правового воздействия на общественные отношения»; «механизм правотворчества»; «механизм реализации права» и т. п. Традиционно механизм правового регулирования определяется как совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений [3, с. 33-34; 4, с. 93; 5, с. 15]. Вопросам механизма правового регулирования (воздействия) в доктрине права посвящены труды таких ученых, как С.С. Алексеев [3], В.Н. Дубовицкий [4], М.Ю. Осипов [6] Ю.А. Тихомиров [5], М.Г. Шарце [7] и других.

В то же время по отношению к информационному законодательству и законодательству вообще данный термин в юридической литературе встречается редко и определяется неоднозначно. Например, используемый И.И. Пляхимовичем термин «механизм совершенствования законодательства» определяется через комплекс организационно-правовых мер, обеспечивающих постоянную и эффективную деятельность государственных органов и организаций по изучению действующего законодательства, подготовке и реализации предложений по его совершенствованию [8, с. 10]. К основным составляющим данного механизма ученый относит: четкое распределение всех отраслей и институтов законодательства между государственными органами с закреплением их обязанности принимать меры для совершенствования конкретных отраслей и институтов; возложение на правоприменительные и нормотворческие ор-

ганы обязанности вырабатывать предложения по улучшению соответственно применяемых и издаваемых ими актов; определение субъекта, отвечающего за совершенствование законодательства в целом и осуществляющего необходимое научное обеспечение; обязательное формирование ежегодных планов подготовки проектов подготовки законодательных актов, утверждаемых Президентом, и ежегодных планов подготовки проектов нормативных правовых актов, утверждаемых Правительством [8, с. 10].

Так, И.И. Пляхимович определяет механизм совершенствования законодательства через субъектов правотворческого процесса и планирования развития законодательства. Мы же предлагаем механизм совершенствования информационного законодательства рассматривать в рамках теории законодательства. Следует отметить, что среди элементов механизма совершенствования законодательства ученый не включает в полной мере сам процесс «систематизации законодательства» [9] и не определяет особенности применения его форм (видов), чем сужает его границы.

Совершенствование законодательства, по И.И. Пляхимовичу, включает следующие элементы: а) государственные органы, учреждения и организации, осуществляющие в национальном масштабе координацию законопроектной деятельности и подготовку проектов нормативных правовых актов; б) краткосрочное и среднесрочное планирование развития законодательства; в) систему национального учета и опубликования нормативных правовых актов; г) непрерывный процесс систематизации законодательства [9].

Таким образом, в литературе не выработано общетеоретическое понятие «механизм совершенствования законодательства», и в принципе к отдельным структурным частям законодательства разрабатывается свой механизм совершенствования. По нашему мнению, исходя из структуры непосредственно информационного законодательства, можно предложить механизм его совершенствования, который будет включать два элемента: механизм совершенствования национального законодательства и механизм правового регулирования международных информационных отношений.

Отдельными «воздействующими» элементами, определяющими вектор движения (развития) информационного законодательства Республики Беларусь, выступают:

1) Конституция Республики Беларусь, программные акты - для нормативных правовых актов, регулирующих внутригосударственные информационные отношения. Данный тезис сформулирован нами на основе теории, выдвинутой Н.В. Сильченко в работах, посвященных вопросам совершенствования законодательства. Согласимся с указанным тезисом в том, что на развитие законодательства (вектор движения законодательства) влияют два полюса: Конституция и программа социального экономического развития законодательства. Основной Закон государства определяет правовое поле, в пределах которого может развиваться законодательство [10, с. 5]. В нашем случае к программным актам, определяющим направления законодательства и регулирующим информационные отношения, можно отнести: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. «Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы»; постановление Министерства связи и информатизации от 14 февраля 2012 г. «О некоторых мерах по реализации Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы» и др.;

2) Конституция Республики Беларусь и принципы международного права - для нормативных правовых актов, регулирующих международные информационные отношения (данные элементы будут рассмотрены в рамках механизма правового регулирования международных информационных отношений ниже).

Наглядно, механизм совершенствования информационного законодательства можно представить графически (рисунок).

На схеме отображены основные элементы механизма совершенствования информационного законодательства и их взаимодействие между собой. Механизм совершенствования национального законодательства складывается из выбора основного направления совершенствования информационного законодательства и последовательных шагов по его совершенствованию, что видно из рисунка.

Основным направлением развития национального законодательства является сближение информационного права и законодательства. Здесь необходимо определить, как соотносятся структуры информационного законодательства и информационного права, через какие элементы они взаимодействуют и пр. В итоге мы сможем выработать два пути дальнейшего совершенствования информационного законодательства; 1) принятие консолидированных актов или разработка на основе консолидированных актов основополагающего кодифицированного акта; 2) обратный путь - принятие основного кодифицированного акта, а затем на его основе консолидированных актов.

Следуя по одному из названных путей, будем придерживаться формализованного требования Указа Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» (абз. 2 п. 13): отрасли законодательства базируются на кодексах, за исключением отраслей, кодификация которых затруднена либо преждевременна (хозяйственное право, право социального обеспечения и др.). Такие отрасли должны основываться на комплексе консолидированных законов. Кодекс или консолидированный закон определяют основные институты конкретной отрасли законодательства, а также нормативные правовые акты, которые необходимо принять [11].

Другим направлением механизма совершенствования национального законодательства является определение последующих шагов его совершенствования, а именно теоретическое обоснование использования отдельного вида (формы) систематизации применительно к национальному информационному законодательству: инкорпорации, консолидации и кодификации.

Механизм

правового регулирования международных информационных отношений

Информационное право

Нормы других отраслей законодательства

«

о я

я

у

к я я

П

43

о

акты т 43 »

я е

НПА, нормы, которых регулируют национальные информационные отношения

НПА, нормы которых регулируют международные информационные отношения

Сближение права с законодательством

- N- Информационное законодательство Республики Беларусь - комплексный нормативный массив

Механизм совершенствования национального законодательства Республики Беларусь

Систематизация (выбор пути совершенствования)

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация

(с учетом норм других отраслей законодательства)

Консолидированные акты

Комплексная отрасль законодательства

Механизм совершенствования информационного законодательства

Таким образом, механизм совершенствования национального информационного законодательства складывается из выбора основного направления совершенствования информационного законодательства и последовательности шагов по его совершенствованию. Основное направление совершенствования национального законодательства - сближение информационного законодательства и информационного права. Под последовательными шагами понимаются инкорпорация, консолидация и последующая кодификация информационного законодательства. В перспективе совершенствование национального информационного законодательства приведет к образованию новой комплексной отрасли законодательства.

Важным элементом механизма совершенствования информационного законодательства является механизм правового регулирования международных информационных отношений.

Исходя из общетеоретического понимания «механизма правового регулирования», под «механизмом правового регулирования международных информационных отношений» следует понимать совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование международных информационных отношений.

Справедливыми в данном случае будут являться вопросы, что такое юридические средства, которые оказывают влияние на международные информационные отношения, и из каких элементов состоит механизм правового регулирования международных информационных отношений. В доктрине международного права механизму международного правового регулирования, в частности его элементам, уделяется большое внимание [12; 13]. Первым элементом механизма международно-правового регулирования, по мнению И.И. Лукашука, является международно-правовая норма. Юридическая функция норм в этом механизме состоит в нормативном регламентировании отношений между субъектами. Вторым элементом механизма международно-правового регулирования являются международно-правовые отношения. Речь идет об особой разновидности международных отношений. Такое отношение представляет собой взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовых норм [13, с. 175-176].

Международные информационные отношения регулируются нормами права, поэтому, разделяя мнение И.И. Лукашука, отметим, что основным элементом механизма правового регулирования международных информационных отношений, его нормативной основой, является норма права.

Формой закрепления (источником) нормы выступает международный договор. Важным при реализации международных договоров является не только факт создания правовой нормы, но и степень её поддержки со стороны государства [12, с. 23]. Так, например, Республика Беларусь берет на себя обеспечение обязательств по международным договорам двумя способами.

Для первого характерно то, что для их реализации в Республике Беларусь не требуется принятия каких-либо законодательных актов. Второму способу свойственно обязательное принятие внутригосударственных актов в целях реализации международных договоров (данная оговорка может содержаться как в самом международном договоре, так и во внутреннем законодательстве государства).

Помимо международных норм большую роль играют рекомендательные положения, которые можно также рассматривать как юридические средства, воздействующие на международные информационные отношения. Кроме этого, несмотря на имеющийся в большинстве своем рекомендательный характер, важная роль в регулировании международных информационных отношений принадлежит положениям, закрепленным во внутренних актах международных организаций. Например, несмотря на то, что решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ в сфере регулирования международных информационных отношений имеют рекомендательный характер, они оказывают существенное воздействие на развитие национального информационного законодательства Республики Беларусь и международного информационного законодательства, принятого интеграционными объединениями государств-членов СНГ.

В то же время, рассматривая акты международных организаций, нельзя не обращать внимания на модельные акты. Так, эффективное решение государствами общих вопросов, связанных с развитием информационного общества, породило особую систему модельных актов, имеющих рекомендательный характер. Элементами данной системы являются: модельные законодательные акты стран СНГ; типовые проекты законодательных актов Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества в сфере информационных технологий; типовые законы ЮНСИТРАЛ (например, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, об электронной торговле) и другие.

Анализ модельных актов показал, что, несмотря на имеющуюся международную составляющую (приняты субъектами международного права) их положения являются основой для принятия национальных нормативных правовых актов и предназначены для регулирования исключительно внутренних информационных отношений.

Кроме этого, нельзя не подчеркнуть роль положений рекомендательных актов, которые учитываются при заключении международных договоров, регулирующих международные информационные отношения, таких как: Хартия глобального информационного общества (Окинава, Япония, 2000 г.); Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (Женева, Швейцария, 2003 г.), другие международные документы.

Таким образом, нормы права, регулирующие международные информационные отношения, закрепляются в следующих международных актах:

а) в международных договорах (при реализации самоисполняемых международных договоров);

б) «первично» - в международных договорах, и «вторично» - в нормативных правовых актах (при реализации международных договоров, для которых характерно обязательное принятие внутригосударственных актов);

в) во внутренних нормативных правовых актах (при регулировании трансграничных частноправовых отношений, о которых речь пойдет ниже).

В некоторых же случаях роль «специфического» юридического средства воздействия на международные информационные отношения в механизме правового регулирования международных информационных отношений могут играть акты органов международных организаций (на примере решений Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ).

Следует отметить, что механизм правового регулирования невозможно представить вне системы международных отношений. Как верно указывает Н.В. Сильченко, международные отношения выступают одним из полюсов развития законодательства, «изменения которых в свою очередь являются главной (изначальной, решающей, определяющей) силой развития законодательства» [15, с. 69]. Международные отношения служат предметом правового регулирования и являются взаимодействующей внешней средой [12, с. 16]. Рассматривая международные информационные отношения, необходимо отметить, что в доктрине международного информационного права нет единства мнений относительно состава данных отношений, в состав которых ученые включают:

- отношения, связанные с распространением информации, а также отношения относительно деятельности средств массовой информации [16];

- межгосударственные отношения в информационной сфере, связанные с обращением информационных ресурсов в ходе международного сотрудничества, а также трансграничной передачей информационных ресурсов иными субъектами, чем государства [17];

- межгосударственные отношения, возникающие в связи с распространением средств массовой информации и коммуникации, внедрением информационно-коммуникационных технологий [18, с. 15];

- трансграничные (или международные) отношения, которые возникают во всех сферах жизни и деятельности людей, общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации [19, с. 166] и пр.

Ученые при определении информационных отношений международного характера оперируют такими категориями, как «межгосударственные», «трансграничные» отношения. В связи с этим можно разделить международные информационные отношения на две группы:

1) «межгосударственные» публично-правовые международные информационные отношения, которые складываются между различными государствами и другими субъектами, обладающим суверенитетом;

2) «трансграничные» частноправовые международные информационные отношения. Трансграничный характер правоотношений обусловлен тем, что правоотношения пересекают государственные границы благодаря присутствию в их составе иностранного элемента. Тем не менее, как показывает практика, далеко не во всех случаях данные отношения приобретают международный характер [20]. Особенность международных информационных отношений, имеющих частноправовой характер, проявляется в том, что они регулируются как нормами внутреннего информационного законодательства, так и нормами международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Существенное влияние на «вектор» развития международного информационного законодательства оказывают принципы международного права. Например, О.И. Тиунов отмечает, что любое положение международного договора, противоречащее императивной норме, должно признаваться недействительным [21, с. 19]. Вследствие этого третьим элементом механизма правового регулирования являются правовые принципы, наделенные «очевидным нормативно-ориентирующим смыслом» [5, с. 56].

Во-первых, все принятые международные договоры, регулирующие международные информационные отношения, должны соответствовать общепризнанным принципам, которые применяются ко всем сферам правового регулирования в международном праве, в том числе и к информационной сфере. Здесь уместно согласиться с Б.А. Цеповым в том, что материальное содержание основных принципов международного права (lex generalize), таких как международное сотрудничество, уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, мирное урегулирование споров, уважение прав и свобод человека и др., применительно к условиям международной информационной деятельности указывает на необходимость их использования для регулирования этой сферы международных отношений [22].

Во-вторых, в отличие от основных принципов международного права, на основании которых должны приниматься все международные договоры, можно выделить принципы, имеющие непосредственное отношение к информационной сфере. Так, например, общими ориентирами для всего международного информационного законодательства будут являться идеи распространения, поиска, получения информации, а также право на свободу убеждений и на свободное их выражение, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.), и Международном пакте о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.).

Указанные принципы существенно влияют как на международные договоры, регулирующие международные информационные отношения, так и на внутренние информационные отношения путем от-

ражения в Основном Законе - Конституции Республики Беларусь (ст. 28, 33, 34 и др.) - и других нормативных правовых актах внутреннего законодательства, соответствующих Основному Закону.

Таким образом, международные принципы в информационной сфере, во-первых, выступают ориентиром в «строительстве» правовой базы, состоящей из международных договоров, регулирующих международные информационные отношения; во-вторых, трансформация международных принципов в информационной сфере во внутреннее законодательство государства приводит к формированию новых норм, регулирующих уже внутригосударственные отношения.

Исходя из того, что государства берут на себя обязательства по выполнению норм международных договоров и, соответственно, как было указано выше, имплементируют их во внутреннюю национальную правовую систему, непосредственным «полюсом» развития правового регулирования международных информационных отношений является Конституция государства.

Помимо того, что Основной Закон определяет правовое поле, в пределах которого может развиваться законодательство [10, с. 5], он еще закрепляет механизмы имплементации источников (норм) международного права в национальную правовую систему [23, с. 11]. Рассматривая Конституцию Республики Беларусь как элемент механизма правового регулирования международных информационных отношений, можно отметить, что она позволяет выбрать оптимальную форму имплементации норм международных договоров во внутреннее законодательство.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

1) механизм совершенствования информационного законодательства состоит:

- из механизма совершенствования национального законодательства;

- и механизма правового регулирования международных информационных отношений;

2) механизм совершенствования национального информационного законодательства складывается из выбора основного направления совершенствования информационного законодательства и последовательности шагов по его совершенствованию. Основное направление совершенствования национального законодательства - сближение информационного законодательства и информационного права. Под последовательными шагами понимаются инкорпорация, консолидация и последующая кодификация информационного законодательства. В перспективе совершенствование национального информационного законодательства приведет к образованию новой комплексной отрасли законодательства;

3) механизм правового регулирования международных информационных отношений - совокупность юридических средств (элементов), при помощи которых осуществляется правовое регулирование международных информационных отношений. В механизме правового регулирования международных информационных отношений можно выделить основные и дополнительные элементы. В качестве основных элементов выступают нормы права и регулируемые нормами права международные информационные отношения. В качестве дополнительных элементов (или «полюсов», которые воздействуют на международные информационные отношения) выступают международные принципы в информационной сфере и Конституция Республики Беларусь. Роль международных принципов в информационной сфере состоит в конкретизации сферы международных информационных отношений. Конституция Республики Беларусь позволяет выбрать оптимальную форму имплементации. Ключевые элементы механизма правового регулирования международных информационных отношений составляют его основу, а движущей частью являются дополнительные элементы. Без дополнительных элементов механизм правового регулирования международных информационных отношений будет не жизнеспособен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ольшевский, А.В. Механизм совершенствования системы управления органами внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / А.В. Ольшевский ; Акад. управления. - М., 2004. - 255 с.

2. Юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. - М. : Институт новой экономики, 2010. - 1152 с.

3. Алексеев, С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев. -М. : Юрид. лит., 1966. - 187 с.

4. Дубовицкий, В.Н. Механизм правового регулирования: лекция по общей теории права / В.Н. Дубовицкий // Весшк ГрДУ. Сер. 4, Правазнауства. - 2011. - № 4 (121). - С. 87-94.

5. Тихомиров, Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика / Ю.А. Тихомиров. - М. : Формула права, 2008. - 400 с.

6. Осипов, М. Ю. Механизм правового регулирования и его типы / М. Ю. Осипов // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 3. - С. 134-141.

7. Шарце, М.Г. Механизм правового регулирования : текст лекций / М.Г. Шарце. - М. : Изд-во УДН, 1988. - 48 с.

8. Пляхимович, И.И. Создаем механизм совершенствования законодательства / И.И. Пляхимович // Право.Ьу. - 2010. - № 2. - С. 10-16.

9. Сильченко, Н.В. О концепции совершенствования белорусского законодательства [Электронный ресурс] / Н.В. Сильченко // Государство и право: теория и практика : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - Режим доступа : http://elib.bsu.by/. - Дата доступа: 17.05.2018.

10. Сильченко, Н.В. Проблемы законотворчества и развития правовых систем : учеб. пособие / Н.В. Сильченко. - Гродно : ГрГУ, 1997. - 104 с.

11. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Респ. Беларусь от 10 апр. 2002 г. № 205 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

12. Курдюков, И. Государства в системе международно-правового регулирования / И. Курдюков. -Изд-во Казанского ун-та, 1979. - 176 с.

13. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть : учебник / И.И. Лукашук. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Изд-во БЕК, 2001. - 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь от 24 февр. 2012 г., № 3 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

15. Сильченко, Н.В. Концепция совершенствования законодательства: понятие, структура, содержание / Н.В. Сильченко // Весшк Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. - 2001. - № 3. - С. 68-73.

16. Колосов, Ю.М. Массовая информация и международное право / Ю.М. Колосов. - 2-е изд., стер. - М. : Статут, 2014. - 160 с.

17. Задорожный, А. Международное информационное право : учебник [Электронный ресурс] / А. Задо-рожный, А. Пазюк. - Режим доступа : http://cyberpeace.org.ua/ru/uchebnik_mezhdunarodnoe_ inform.html. -Дата доступа: 02.05.2018.

18. Забара, И.Н. К вопросу о направлениях развития науки международного информационного права / И.Н. Забара // Российский юрид. журн. - 2013. - № 4 (91). - С. 15-19.

19. Цимбалюк, В.С. 1нформацшне право (основи теорп i практики) / В.С. Цимбалюк. - Кшв : Освгга Украши, 2010. - 388 с.

20. Горшкова, Л.В. Правовые проблемы регулирования частноправовых отношений международного характера в сети Интернет [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Л.В. Горшкова ; Моск. гос. юрид. акад. - М., 2005. - Режим доступа : http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1210771. -Дата доступа: 20.05.2018.

21. Тиунов, О.И. Суверенное равенство государств в системе основных принципов международного права / О.И. Тиунов // Журнал российского права. - 2014. - № 5. - С. 5-21.

22. Цепов, Б. А. Правовые аспекты нового международного порядка в деле использования средств массовой информации [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / Б. А. Цепов ; Дипломатическая акад. МИД СССР. - М., 1983. - Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp? bookID=69451. - Дата доступа: 20.05.2018.

23. Сшьчанка, М.У. Аб праявах адной з тэндэнцый развщця канстытуцый сучасных еурапейсюх дзяржау / М.У. Сшьчанка // Право и демократия. - Вып. 23. - Минск : БГУ, 2012. - С. 8-13.

Поступила 30.07.2018

CONCEPT AND ELEMENTS OF THE MECHANISM OF IMPROVEMENT OF INFORMATION LEGISLATION

Yu. IVANTSOVA

The mechanism of improvement of information legislation is considered. Its components are highlighted: the mechanism of improvement of national legislation; the mechanism of legal regulation of international information relations. The definition of the mechanism of improvement of the national information legislation is given. The main and additional elements of the mechanism of legal regulation of international information relations are highlighted.

Keywords: mechanism, mechanism for improving information legislation, improving legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.