Научная статья на тему 'Понятие художественного пространства и времени в школьном курсе литературы (на примере творчества В. П. Астафьева)'

Понятие художественного пространства и времени в школьном курсе литературы (на примере творчества В. П. Астафьева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2111
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРА / ТЕКСТ / ВОСПРИЯТИЕ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ТВОРЧЕСТВО / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ / ВОЙНА / В. П. АСТАФЬЕВ / V. P. ASTAFYEV / TEACHING / PERSONALITY / LITERATURE / TEXT / PERCEPTION / PLACE / TIME / CREATIVE WORK / SELF-DETERMINATION / AUTOBIOGRAPHY / WAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Доронина Татьяна Анатольевна

Статья посвящена проблеме формирования понятия о художественном пространстве и времени у учащихся 5-11 классов. Приводится практико-методологическое обоснование необходимости и эффективности применения пространственно-временных характеристик в школьном анализе художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Artistic Place and Time in School Literature Classes (in respect to V. P. Astafyev works)

The article is devoted to the problem of notion shaping as to artistic place and time among high school students. The article provides practical methodologic reasons for the necessity and efficiency of application of place and time characteristics in high school's analysis of a literary work, covers basic lines of use of the said literary notions in the academic process.

Текст научной работы на тему «Понятие художественного пространства и времени в школьном курсе литературы (на примере творчества В. П. Астафьева)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вать учащемуся право на принятие значимых решений; развивать у самого себя страсть к творчеству.

Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурвич, Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Е. М. Гурвич // Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб. — М., 2001. — С. 68—80.

2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 239 с.

3. Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. — М. : АРКТИ, 2003. — 112 с.

Поступила 23.12.08.

ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ (на примере творчества В. П. Астафьева)

Т. А. Доронина (средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы)

Статья посвящена проблеме формирования понятия о художественном пространстве и времени у учащихся 5—11 классов. Приводится практико-методологическое обоснование необходимости и эффективности применения пространственно-временных характеристик в школьном анализе художественного произведения.

Ключевыге слова: обучение; личность; литература; текст; восприятие; пространство; время; творчество; самоопределение; автобиографичность; война; В. П. Астафьев.

Перед современной школой стоит ответственная задача — сформировать духовно богатую, разносторонне развитую личность, способную конструктивно и вместе с тем критически относиться к окружающему миру.

В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли лидирующую позицию занимает литература. Она оказывает влияние на самоопределение, эволюцию нравственных оценок и представлений, укрепление гражданской позиции учащихся. Особого внимания к себе требуют вопросы углубления знаний и совершенствования умений школьников, связанных с полноценным анализом литературного произведения. Понимание читателем изучаемого произведения во многом обусловлено способностью рассматривать его важнейшие художественные

характеристики. Большие возможности в этом отношении открывает анализ художественного произведения в аспекте его пространственно-временных координат.

Современные научные представления о пространстве и времени сформулированы в теории относительности

А. Эйнштейна. Концепция пространства и времени, лежащая в ее основе, берет свое начало от Аристотеля, Г. В. Лейбница и Г. Гюйгенса. Большой вклад в ее разработку внесли создатели неевклидовых геометрий Н. И. Лобачевский, Б. Ри-ман. Согласно этим представлениям пространство и время являются не некими самостоятельными сущностями, а всеобщими и неотъемлемыми свойствами и отношениями материальных систем. Пространственные и временные отноше-

© Доронина Т. А., 2009

№ 3, 2009

ния рассматриваются как производные от материальных взаимодействий между физическими явлениями, событиями. Вместе с тем пространство и время неразрывно связаны между собой, являясь сторонами одного пространства-времени. Взаимосвязь пространства и времени, их зависимость от материи и движения подтверждаются экспериментальными данными, которые свидетельствуют о том, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости их движения и от интенсивности полей тяготения, создаваемых скоплением масс вещества. Таким образом, нет абсолютных, т. е. раз и навсегда данных, единых и универсальных для всей вселенной пространственно-временных отношений, они зависят от взаимного расположения и движения материальных систем. Пространство трехмерно, время же имеет только одно измерение. Вместе они составляют единый четырехмерный континуум. Течение времени необратимо. Это означает, что всякий материальный процесс развивается только в одном направлении — от прошлого к будущему.

Философские построения и многообразие научных гипотез отражали процесс многостороннего понимания содержания, конструктивных и функциональных особенностей времени и пространства в искусстве. Кроме объективно-субъективного выражения, пересечения и монтажа различных слоев времени и пространства, в методологии анализа произведения искусства подчеркивается целостность категорий в их восприятии, отражении и трансформации реальных отношений.

Изменения представлений о содержании и функциональной значимости категорий времени и места в философско-эстетической науке шло от объективности понимания значений к субъективности трактовок, от односложности функций до многогранности и многофункциональности выражений, что непременно увязывалось с целенаправленностью процесса художественного познания. Эволюция

данных представлений расширяла горизонты методологического исследования категорий, вносила новые аспекты рассмотрения понятий: от односложных указаний на время и место действия к осмыслению их концептуального содержания и многогранности воплощения.

Литературоведением категории художественного пространства и времени продуктивно разрабатывались в следующих направлениях: специфика пространственно-временной образности в литературном произведении (работы Б. Н. Эйхенбаума, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана и др.); содержательность изображенных свойств и трансформаций пространственно-временных координат (труды Е. Фарыно, А. Я. Гуревича, Ф. П. Федорова, З. Я. Тураевой и др.); место и продолжительность в сюжетно-композиционном построении художественного действия (исследования Б. В. Томашевского, Б. А. Успенского, З. Я. Минц и др.); зависимость пространственно-временных изображений от родожанрового варианта текста (работы В. Е. Хализева, Б. О. Кормана, Д. Н. Мед-риш, Л. В. Казанцевой и др.); влияние культурно-исторических традиций на художественное осмысление и воплощение категорий в отдельном литературном произведении (взгляды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, З. Я. Минц, В. Н. Топорова); соединение пространственновременных примет в хронотопическое единство (исследования М. М. Бахтина,

В. Е. Енукидзе, Л. В. Казанцевой).

В школьном анализе литературного произведения рассмотрение организационно-структурных возможностей художественного пространства и времени позволит учащимся углубить представление о поэтике категорий, обогатить знание о художественной условности в различных родах литературы, сюжетном и композиционном развитии повествования, о своеобразии отдельного авторского стиля и общности творческих установок литературных направлений в воспроизведении действительности. Анализ произ-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ведения в его пространственно-временных координатах способствует расширению теоретических знаний учащихся и углублению осмысления художественного текста.

Наиболее целесообразной в процессе формирования понятия о художественном пространстве и времени представляется работа с прозой В. П. Астафьева, в которой отчетливо проявилась такая отличительная черта русской классической литературы, как историзм — обостренное чувство связи времен. Для Астафьева взаимосвязаны прошлое, настоящее и будущее; он как бы соединяет времена, подчеркивает их неделимость и неотделимость от судеб людей и родной земли.

Особенностью творчества этого самобытного писателя является автобиографизм (ведущая составляющая понятия «пространство и время»). По словам Ю. Лощица, «Астафьев нашел себя как писатель, когда из вязкой почвы придуманных сюжетов и конфликтов, газетных штампов вырвался к тому, что сам пережил, перестрадал, передумал»; индивидуальная окраска, автобиографическая мотивировка его прозы воспринимается «не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений» [3, с. 5, 6]. В. Курбатов о произведениях писателя высказался так: «...сейчас почти со смятением видишь, что в книге сошлась вся Россия последних десятилетий. И, сохрани Бог, случись с нами что, по этой великой художественной археологии можно воскресить ее всю.» [1, с. 5]. Это действительно так.

Эпоха 30—40-х гг. XX в. показана писателем в «повествовании в рассказах» под общим заглавием «Последний поклон» и повести «Кража».

«Последний поклон» — книга новелл и рассказов автобиографического характера, складывавшаяся постепенно и собранная в единое повествование, в обширную панораму народной, крестьянской жизни предвоенных лет. Главное действующее лицо (герой, от имени ко-

торого ведется повествование) — мальчик, подросток, а рассказывает о нем умудренный жизненным опытом, хорошо образованный человек, размышления и комментарии которого гармонично сочетаются с воспоминаниями, впечатлениями ребенка, его восприятием событий. Писатель страницу за страницей перелистывает свое детство, создавая лирическую летопись обширнейшей крестьянской семьи и деревни в целом. Автор воссоздает истинный облик дорогой его сердцу родины и признается ей в любви.

Тема родины и тема времени тесно связаны в «Последнем поклоне». За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Астафьев высказывает свой взгляд на мир, на события, на то, что остается неизменным и вечным. Мы соприкасаемся с миром широким и светлым, исполненным добра, любви и уважения к людям.

«Последний поклон» — это поистине кладезь народной мудрости. Герои «повествования в рассказах» — простые люди, которые веками строили, ладили свою жизнь так, чтобы все в ней было правильно, справедливо. Они не в книгах, а в сердце своем хранят все лучшее, что накоплено поколениями. В их памяти — опыт предков, опыт народной жизни.

Впечатления беспризорного детства писателя нашли отражение в повести «Кража» — произведении, которое учит воспринимать чужую боль, как свою. Знание истории, без которого нет и не может быть настоящего гражданина, — это вместе с тем и понимание тягот, невзгод и лишений, которые вынесли на своих плечах наши отцы и матери, деды и прадеды. Книги В. П. Астафьева помогают нам охватить их глазом, понять умом. В них настойчиво звучит простая истина: не случаен ни один жизненный путь, потому что каждый человек есть образ времени, эпохи.

Неисчерпаема в нашей литературе тема войны. Появляются новые материалы, становятся известными новые факты, углубляется взгляд на войну. Совре-

111!111Й1И1!Ш № 3,

менников интересуют не просто солдат, а человек, не столько сражения и подвиги, сколько война как особый образ жизни, экстремальная ситуация, растянувшаяся на годы. Астафьев знает то, о чем пишет, ибо на фронте он был солдатом. В изображении Великой Отечественной войны писатель следует традициям Л. Н. Толстого, утверждая, что война — это горе и противоестественное явление. В современной пасторали о безысходной любви двух молодых людей «Пастух и пастушка» война показана как катастрофа. Об этом свидетельствуют картины варварства и разрушения, трагичной жизни природы в условиях войны, страданий земли от агрессии огня ко всему живому. Чувство связи защитников России с родной землей автором представлено как проявление духовности русских солдат; осознание гармонии с природой — как основа национальной культуры; история любви — как победа законов жизни во время войны.

Последние рассказы писателя о войне особенно интересны глубиной мысли человека, не просто много пережившего, испытавшего, но и за долгие годы осознавшего каждый поступок, сделавшего выводы, которые могут предостеречь молодое поколение от ошибок.

В рассказе «Связистка» панорама войны открывается через реальные события, историю страны и жизнь людей в страшных, часто невыносимых условиях, поведение в экстремальной ситуации; тему покаяния, ответственности за каждый свой поступок без какого-либо намека на самооправдание. О войне, об ответственности человека за свое поведение повествует и рассказ «Трофейная пушка». Модель общества, моральные принципы эпохи нашли отражение в рассказе о судьбе самого обыкновенного человека, побывавшего на войне и изувеченного там («Жестокие романсы»).

Послевоенная эпоха со всеми ее сложностями изображена В. П. Астафьевым в рассказе «Пролетный гусь». Это произведение — тяжкое раздумье о судьбе соотечественников в первые пос-

левоенные годы, о равнодушии государства к своим гражданам, к своим защитникам.

Современная автору жизнь нашла отражение в рассказе-предостережении «Людочка» о 70—80-х годах XX в. В нем описываются круг природы, круг людей, отсутствие проторенной дороги к Богу, неумение войти в спасительный круг; одиночество героини; опустошение в природе, олицетворяющее пустоту в душах людей.

Показывая через судьбы простых людей жизнь всей страны, В. П. Астафьев каждым своим произведением настойчиво и планомерно ведет читателей к осмыслению, пониманию главных жизненных ценностей, к осознанию разумности и духовности окружающего мира. Основа светлого таланта писателя — в утверждении ценности жизни, в сердечном, любовном отношении к миру, людям, в сопричастности их страданиям.

Поскольку художественное пространство и время являются фундаментальными основами литературного текста, школьное обращение к анализу данных категорий определяет рассмотрение таких художественных особенностей текста, как идейно-тематическое содержание, характеристика героев, организация произведения как художественного целого и т. д. Исходя из того что данные понятия являются в художественном тексте «объектом, субъектом и орудием изображения» [2, с. 211], категории художественного пространства и времени должны использоваться в качестве инструмента анализа литературного произведения и объекта теоретических знаний учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курбатов, В. Свет полудня и заката/ В. Курбатов // Астафьев В. П. Восьмой побег : повесть, рассказы. — М., 2007. — 640 с.

2. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970. — 384 с.

3. Лощиц, Ю. У жизненных начал (штрихи к портрету Виктора Астафьева) / Ю. Лощиц // Лит. в шк. — 1979. — № 1.

Поступила 19.03.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.