ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
вать учащемуся право на принятие значимых решений; развивать у самого себя страсть к творчеству.
Таким образом, работа над исследовательским проектом позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим миром, которые помогут ему принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.
список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурвич, Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Е. М. Гурвич // Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб. — М., 2001. — С. 68—80.
2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 239 с.
3. Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. — М. : АРКТИ, 2003. — 112 с.
Поступила 23.12.08.
ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ (на примере творчества В. П. Астафьева)
Т. А. Доронина (средняя общеобразовательная школа № 27 г. Пензы)
Статья посвящена проблеме формирования понятия о художественном пространстве и времени у учащихся 5—11 классов. Приводится практико-методологическое обоснование необходимости и эффективности применения пространственно-временных характеристик в школьном анализе художественного произведения.
Ключевыге слова: обучение; личность; литература; текст; восприятие; пространство; время; творчество; самоопределение; автобиографичность; война; В. П. Астафьев.
Перед современной школой стоит ответственная задача — сформировать духовно богатую, разносторонне развитую личность, способную конструктивно и вместе с тем критически относиться к окружающему миру.
В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли лидирующую позицию занимает литература. Она оказывает влияние на самоопределение, эволюцию нравственных оценок и представлений, укрепление гражданской позиции учащихся. Особого внимания к себе требуют вопросы углубления знаний и совершенствования умений школьников, связанных с полноценным анализом литературного произведения. Понимание читателем изучаемого произведения во многом обусловлено способностью рассматривать его важнейшие художественные
характеристики. Большие возможности в этом отношении открывает анализ художественного произведения в аспекте его пространственно-временных координат.
Современные научные представления о пространстве и времени сформулированы в теории относительности
А. Эйнштейна. Концепция пространства и времени, лежащая в ее основе, берет свое начало от Аристотеля, Г. В. Лейбница и Г. Гюйгенса. Большой вклад в ее разработку внесли создатели неевклидовых геометрий Н. И. Лобачевский, Б. Ри-ман. Согласно этим представлениям пространство и время являются не некими самостоятельными сущностями, а всеобщими и неотъемлемыми свойствами и отношениями материальных систем. Пространственные и временные отноше-
© Доронина Т. А., 2009
№ 3, 2009
ния рассматриваются как производные от материальных взаимодействий между физическими явлениями, событиями. Вместе с тем пространство и время неразрывно связаны между собой, являясь сторонами одного пространства-времени. Взаимосвязь пространства и времени, их зависимость от материи и движения подтверждаются экспериментальными данными, которые свидетельствуют о том, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости их движения и от интенсивности полей тяготения, создаваемых скоплением масс вещества. Таким образом, нет абсолютных, т. е. раз и навсегда данных, единых и универсальных для всей вселенной пространственно-временных отношений, они зависят от взаимного расположения и движения материальных систем. Пространство трехмерно, время же имеет только одно измерение. Вместе они составляют единый четырехмерный континуум. Течение времени необратимо. Это означает, что всякий материальный процесс развивается только в одном направлении — от прошлого к будущему.
Философские построения и многообразие научных гипотез отражали процесс многостороннего понимания содержания, конструктивных и функциональных особенностей времени и пространства в искусстве. Кроме объективно-субъективного выражения, пересечения и монтажа различных слоев времени и пространства, в методологии анализа произведения искусства подчеркивается целостность категорий в их восприятии, отражении и трансформации реальных отношений.
Изменения представлений о содержании и функциональной значимости категорий времени и места в философско-эстетической науке шло от объективности понимания значений к субъективности трактовок, от односложности функций до многогранности и многофункциональности выражений, что непременно увязывалось с целенаправленностью процесса художественного познания. Эволюция
данных представлений расширяла горизонты методологического исследования категорий, вносила новые аспекты рассмотрения понятий: от односложных указаний на время и место действия к осмыслению их концептуального содержания и многогранности воплощения.
Литературоведением категории художественного пространства и времени продуктивно разрабатывались в следующих направлениях: специфика пространственно-временной образности в литературном произведении (работы Б. Н. Эйхенбаума, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана и др.); содержательность изображенных свойств и трансформаций пространственно-временных координат (труды Е. Фарыно, А. Я. Гуревича, Ф. П. Федорова, З. Я. Тураевой и др.); место и продолжительность в сюжетно-композиционном построении художественного действия (исследования Б. В. Томашевского, Б. А. Успенского, З. Я. Минц и др.); зависимость пространственно-временных изображений от родожанрового варианта текста (работы В. Е. Хализева, Б. О. Кормана, Д. Н. Мед-риш, Л. В. Казанцевой и др.); влияние культурно-исторических традиций на художественное осмысление и воплощение категорий в отдельном литературном произведении (взгляды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, З. Я. Минц, В. Н. Топорова); соединение пространственновременных примет в хронотопическое единство (исследования М. М. Бахтина,
В. Е. Енукидзе, Л. В. Казанцевой).
В школьном анализе литературного произведения рассмотрение организационно-структурных возможностей художественного пространства и времени позволит учащимся углубить представление о поэтике категорий, обогатить знание о художественной условности в различных родах литературы, сюжетном и композиционном развитии повествования, о своеобразии отдельного авторского стиля и общности творческих установок литературных направлений в воспроизведении действительности. Анализ произ-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ведения в его пространственно-временных координатах способствует расширению теоретических знаний учащихся и углублению осмысления художественного текста.
Наиболее целесообразной в процессе формирования понятия о художественном пространстве и времени представляется работа с прозой В. П. Астафьева, в которой отчетливо проявилась такая отличительная черта русской классической литературы, как историзм — обостренное чувство связи времен. Для Астафьева взаимосвязаны прошлое, настоящее и будущее; он как бы соединяет времена, подчеркивает их неделимость и неотделимость от судеб людей и родной земли.
Особенностью творчества этого самобытного писателя является автобиографизм (ведущая составляющая понятия «пространство и время»). По словам Ю. Лощица, «Астафьев нашел себя как писатель, когда из вязкой почвы придуманных сюжетов и конфликтов, газетных штампов вырвался к тому, что сам пережил, перестрадал, передумал»; индивидуальная окраска, автобиографическая мотивировка его прозы воспринимается «не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений» [3, с. 5, 6]. В. Курбатов о произведениях писателя высказался так: «...сейчас почти со смятением видишь, что в книге сошлась вся Россия последних десятилетий. И, сохрани Бог, случись с нами что, по этой великой художественной археологии можно воскресить ее всю.» [1, с. 5]. Это действительно так.
Эпоха 30—40-х гг. XX в. показана писателем в «повествовании в рассказах» под общим заглавием «Последний поклон» и повести «Кража».
«Последний поклон» — книга новелл и рассказов автобиографического характера, складывавшаяся постепенно и собранная в единое повествование, в обширную панораму народной, крестьянской жизни предвоенных лет. Главное действующее лицо (герой, от имени ко-
торого ведется повествование) — мальчик, подросток, а рассказывает о нем умудренный жизненным опытом, хорошо образованный человек, размышления и комментарии которого гармонично сочетаются с воспоминаниями, впечатлениями ребенка, его восприятием событий. Писатель страницу за страницей перелистывает свое детство, создавая лирическую летопись обширнейшей крестьянской семьи и деревни в целом. Автор воссоздает истинный облик дорогой его сердцу родины и признается ей в любви.
Тема родины и тема времени тесно связаны в «Последнем поклоне». За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Астафьев высказывает свой взгляд на мир, на события, на то, что остается неизменным и вечным. Мы соприкасаемся с миром широким и светлым, исполненным добра, любви и уважения к людям.
«Последний поклон» — это поистине кладезь народной мудрости. Герои «повествования в рассказах» — простые люди, которые веками строили, ладили свою жизнь так, чтобы все в ней было правильно, справедливо. Они не в книгах, а в сердце своем хранят все лучшее, что накоплено поколениями. В их памяти — опыт предков, опыт народной жизни.
Впечатления беспризорного детства писателя нашли отражение в повести «Кража» — произведении, которое учит воспринимать чужую боль, как свою. Знание истории, без которого нет и не может быть настоящего гражданина, — это вместе с тем и понимание тягот, невзгод и лишений, которые вынесли на своих плечах наши отцы и матери, деды и прадеды. Книги В. П. Астафьева помогают нам охватить их глазом, понять умом. В них настойчиво звучит простая истина: не случаен ни один жизненный путь, потому что каждый человек есть образ времени, эпохи.
Неисчерпаема в нашей литературе тема войны. Появляются новые материалы, становятся известными новые факты, углубляется взгляд на войну. Совре-
111!111Й1И1!Ш № 3,
менников интересуют не просто солдат, а человек, не столько сражения и подвиги, сколько война как особый образ жизни, экстремальная ситуация, растянувшаяся на годы. Астафьев знает то, о чем пишет, ибо на фронте он был солдатом. В изображении Великой Отечественной войны писатель следует традициям Л. Н. Толстого, утверждая, что война — это горе и противоестественное явление. В современной пасторали о безысходной любви двух молодых людей «Пастух и пастушка» война показана как катастрофа. Об этом свидетельствуют картины варварства и разрушения, трагичной жизни природы в условиях войны, страданий земли от агрессии огня ко всему живому. Чувство связи защитников России с родной землей автором представлено как проявление духовности русских солдат; осознание гармонии с природой — как основа национальной культуры; история любви — как победа законов жизни во время войны.
Последние рассказы писателя о войне особенно интересны глубиной мысли человека, не просто много пережившего, испытавшего, но и за долгие годы осознавшего каждый поступок, сделавшего выводы, которые могут предостеречь молодое поколение от ошибок.
В рассказе «Связистка» панорама войны открывается через реальные события, историю страны и жизнь людей в страшных, часто невыносимых условиях, поведение в экстремальной ситуации; тему покаяния, ответственности за каждый свой поступок без какого-либо намека на самооправдание. О войне, об ответственности человека за свое поведение повествует и рассказ «Трофейная пушка». Модель общества, моральные принципы эпохи нашли отражение в рассказе о судьбе самого обыкновенного человека, побывавшего на войне и изувеченного там («Жестокие романсы»).
Послевоенная эпоха со всеми ее сложностями изображена В. П. Астафьевым в рассказе «Пролетный гусь». Это произведение — тяжкое раздумье о судьбе соотечественников в первые пос-
левоенные годы, о равнодушии государства к своим гражданам, к своим защитникам.
Современная автору жизнь нашла отражение в рассказе-предостережении «Людочка» о 70—80-х годах XX в. В нем описываются круг природы, круг людей, отсутствие проторенной дороги к Богу, неумение войти в спасительный круг; одиночество героини; опустошение в природе, олицетворяющее пустоту в душах людей.
Показывая через судьбы простых людей жизнь всей страны, В. П. Астафьев каждым своим произведением настойчиво и планомерно ведет читателей к осмыслению, пониманию главных жизненных ценностей, к осознанию разумности и духовности окружающего мира. Основа светлого таланта писателя — в утверждении ценности жизни, в сердечном, любовном отношении к миру, людям, в сопричастности их страданиям.
Поскольку художественное пространство и время являются фундаментальными основами литературного текста, школьное обращение к анализу данных категорий определяет рассмотрение таких художественных особенностей текста, как идейно-тематическое содержание, характеристика героев, организация произведения как художественного целого и т. д. Исходя из того что данные понятия являются в художественном тексте «объектом, субъектом и орудием изображения» [2, с. 211], категории художественного пространства и времени должны использоваться в качестве инструмента анализа литературного произведения и объекта теоретических знаний учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курбатов, В. Свет полудня и заката/ В. Курбатов // Астафьев В. П. Восьмой побег : повесть, рассказы. — М., 2007. — 640 с.
2. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970. — 384 с.
3. Лощиц, Ю. У жизненных начал (штрихи к портрету Виктора Астафьева) / Ю. Лощиц // Лит. в шк. — 1979. — № 1.
Поступила 19.03.09.