Научная статья на тему 'Понятие "государственный заказ" в законодательстве и цивилистической науке'

Понятие "государственный заказ" в законодательстве и цивилистической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3956
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / STATE ORDER / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / STATE PURCHASES / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ / PLACING OF ORDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антоненко Мария Александровна

Проводится теоретический анализ законодательства и научного толкования понятия «государственный заказ». Изучается и анализируется необходимость введения универсального понятия «государственный заказ», дается его определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion “State order” in legislation and civil jurisprudence

The article provides the reader with theoretical analysis of legislation and scholarly interpretation of the notion “state order”. The author examines the necessity to introduce universal notion of “state order” and gives its definition.

Текст научной работы на тему «Понятие "государственный заказ" в законодательстве и цивилистической науке»

Таблица . Сравнение толкований джихада

«Сахих аль-Бухари» «44 способа поддержать Джихад»

Правовой статус Необходимое действие в определенных условиях Обязанность каждого мусульманина

Цели джихада Сохранение, физическое выживание Установление исламского государства (халифата), распространение ислама

Направленность действий На угрозу со стороны «неверных» — язычников На угрозу со стороны «неверных» — язычников и всех тех, кто не разделяет данные убеждения . Обвинение мусульман (такфир)

Методы проведения Объединение мусульман, осуществление военных действий Война с «неверными» . Избегание открытого вооруженного столкновения

Участники Физически здоровые мужчины — мусульмане Все мусульмане (мужчины, женщины, дети)

мусульманам на богословском и юридическом уровнях отличий традиционного толкования джихада от частных радикальных взглядов исламистских богословов . Реализация комплекса мер, включающих разностороннюю работу с мусульманами в сферах просвещения и социальной политики, во многом сможет оказать помощь в оптимизации государственно-религиозных отношений и снижении уровня межрелигиозной напряженности

1 Аль-Азм С. Что такое исламизм? URL: http://middle-east . posov. com/index/islamizm/0-5 (дата обращения: 13 . 01. 2015) .

2 Прозоров С. М. Бида // Ислам: энциклопедический словарь . М ., 1991. С . 41.

3 Баширов Л. А. Ваххабизм: истоки, особенности вероучения // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом . 2007. № 1-2 . С . 203.

4 Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 г. — конец ХХ в .) . 2-е изд . , расш . и доп . М . , 1999. 671 с .

5 Сикоев Р. Р. От панисламизма к радикальному исламизму // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке . 2011 . № 6 . С . 466-474.

6 Джихад . URL: htps://vk . com/club71381590 (дата обращения: 15 . 01. 2014) .

7 Аль-Ауляки А. 44 способа поддержать Джихад . URL: http://anwar-al-awlaqi . blogspot . ru/2013/08/44. html (дата обращения: 20.01.2015) .

8 О противодействии терроризму [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 26 февраля 2006 г. URL: http://base . garant . ru/12145408/ (дата обращения: 21. 01. 2015) .

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : в ред . Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 91, с изм . от 17 июня 2014 г.) . URL: http://base .garant. ru/10108000/ (дата обращения: 20 .01.2015) .

10 Родионов М. А. Ислам классический . СПб . , 2001 . С . 94-95.

11 Ханмагомедов Я. М. Сунна — один из важнейших источников мусульманского права // Вестник Дагестанского государственного университета . 2011. № 5 . С . 231-232 .

12 Сахих аль-Бухари. URL: http://www. islam .by/sh/sb/?-ref=58 (дата обращения: 21. 01. 2015) .

13 Священный Коран / пер на англ . яз . с введением и комм . Маулана Мухаммада Али // Ахмадийа Анжуман Ишаат Ислам . Лахор, 1997. С . 87.

14 Напоминание о важности и обязательности освобождения пленных . URL: http://www. sunnaonline . com/home (дата обращения: 25 .12 .2014) .

УДК 34 © М. А. Антоненко, 2015

Понятие «государственный заказ» в законодательстве и цивилистической науке

М. А. Антоненко

Проводится теоретический анализ законодательства и научного толкования понятия «государственный заказ». Изучается и анализируется необходимость введения универсального понятия «государственный заказ», дается его определение.

Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, гражданское право, размещение заказов.

Отношения, связанные с удовлетворением по- тивного развития экономики страны . Так, поставка требностей государства в товарах, работах и услугах, товаров, вызванная такими потребностями, являет-всегда играли значительную роль в области эффек- ся одной из частей системы правоотношений, кото-

рая образуется в результате осуществления государственного заказа .

При этом сложно представить себе регулирование многих отношений без норм-дефиниций, в том числе таких отношений, как публично-правовые и частноправовые, тесным образом связанные с формированием государственного заказа. Для обеспечения качественного процесса размещения заказов представляется актуальным рассмотреть юридическое толкование «государственного заказа» как самостоятельного понятия, являющегося важной составляющей в гражданско-правовом регулировании таких отношений .

В советские годы государственный заказ выступал обязательной частью системы исходных данных планирования и организации деятельности предприятий, объединений и организаций. В качестве управленческого акта советского периода государственный заказ был ограничен субъектами-исполнителями и размещался в соответствии с утвержденными планами. Уклонение адресатов от заключения договора являлось административным правонарушением, влекущим уплату штрафа в доход государства 1 .

Термин «государственный заказ» был закреплен законом от 30 июня 1987 г. № 7284-Х1 «О государственном предприятии (объединении)», где он определялся как исходные данные для планирования предприятием (организацией) своей деятельности . Согласно этому закону, государственный заказ носил плановый характер, с учетом которого исполнялся приказ государства на организацию и поставку продукции, работ, услуг для удовлетворения общественных нужд и обеспечения экономического развития

В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие «государственный заказ» Так, в первом законе РФ о закупочной деятельности — Законе РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» 2 (утратил силу) — не было дано определение понятия «государственный заказ» В более поздних законах о закупках 3 также отсутствовало определение государственного заказа

Бюджетный кодекс РФ ранее содержал понятие «государственный заказ» (первая редакция от 1 января 2000 г.) . Так, в соответствии с п. 4 ст. 72 (пункт утратил силу) «государственный или муниципальный заказ — это совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета» 4 . В настоящее время определение государственного заказа в Бюджетном кодексе также отсутствует

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

встречается рассматриваемое понятие Согласно п 1 ст 3, «это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации» 5 .

Данное определение имеет развернутый контекст, но узкую направленность, непосредственно касающуюся государственного оборонного заказа В связи с этим применять его как обобщенное и универсальное не представляется целесообразным и логичным

Анализируя Федеральный закон от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 6, можно отметить, что ни в одной редакции не предлагалось определения государственного заказа То же можно сказать и о Федеральном законе от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 7, который пришел ему на смену В нем также не нашло отражения понятие «государственный заказ» Такой пробел в законодательстве, на наш взгляд, влечет определенные последствия для участников отношений в сфере закупочной деятельности

Ввиду отсутствия должной нормативной регламентации в науке нет единства мнений по поводу современного понятия государственного заказа Представим различные точки зрения

Некоторыми учеными государственный заказ рассматривается как управленческий распорядительный акт, «адресованный государственным заказчикам, предусматривающий необходимость заключения определенных государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Российской Федерации в товарах, работах, услугах, с учетом выделенных на эти цели средств федерального бюджета» 8, а также «устанавливающий объемы выделенных государственных или муниципальных средств, виды и количество товаров, работ и/или услуг, а также сроки и другие условия, связанные с удовлетворением соответствующих государственных или муниципальных нужд» 9 . Данную идею поддерживают П. С. Тарабаев и В. А. Щербаков Подобная позиция весьма аргументирована, однако не совсем точна, так как государственный заказ формируется задолго до государственного контракта, его реализующего

Т. А . Московец рассматривает данное понятие как совокупность нормативных правовых и иных актов, предусматривающих «поставки продукции, выполнение работ и предоставление услуг для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация» 10. В целом стоит отметить, что такое определение скорее подходит для государственного оборонного заказа, так как государственный заказ, как правило, не решает задач, направленных на оборону и безопасность страны

Л . В. Андреева, характеризуя государственный заказ как юридический термин, указывает, что это «соответственно государственный или правовой акт, который должен устанавливать объем средств, необходимых для удовлетворения определенных государственных и муниципальных нужд, условия заключения договора, а также сроки удовлетворения соответствующих нужд» 11 Не оспаривая данную точку зрения, стоит лишь добавить, что если рассматривать государственный заказ в качестве документа, то может возникнуть непонимание с понятием государственного контракта, что неудобно для участников отношений по формированию государственного заказа

А . Н . Асаул и другие авторы рассматривают государственный заказ как «перечень товаров, работ и услуг, планируемых к закупке за счет бюджетных средств» 12 .

В. В. Кикавец пишет о государственном заказе как о совокупности этапов, которые формируют процесс удовлетворения государственных нужд При этом он отмечает, что данные этапы должны состоять из «прогнозирования, планирования и формирования, размещения, исполнения и контроля» 13.

Говоря о потребностях, формирующих государственный заказ, следует согласиться с мнением К В Кичика, который предлагает свое определение государственного (муниципального) заказа, рассматривая его как «конкретизированные потребности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) в товарах, работах и услугах, закрепленные в правовом акте (нормативно-правовом акте или акте применения права), удовлетворяемые посредством размещения заказа в установленном законом порядке (по общему правилу, среди неопределенного круга лиц — потенциальных поставщиков) с заключением государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора, содержащих необходимые требования к этим товарам, работам и услугам, а также условия продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлет-

ворения государственных (муниципальных) нужд» 14 . При этом К В Кичик не указывает, за счет каких средств будет происходить финансирование, что, возможно, будет порождать вопросы при формировании и реализации заказов

Государственный заказ как задание и поручение государства представляют такие авторы, как Т. В. Файберг, Л . М. Давлетшина и Л . И . Шевченко . При этом Л И Шевченко и Г Н Гредин добавляют, что «государственный заказ может быть только по отношению к государственному предприятию, функционирующему на публично-правовой основе» 15 . На наш взгляд, верно рассматривать государственный заказ как задание или поручение государства, так как такая формулировка отражает целевую направленность государственного заказа При этом необходимо отметить, что государственный заказ выступает в качестве инструмента для удовлетворения государственных нужд .

В. И . Кузнецов дает расширенное в юридическом смысле, но не совсем точное с практической точки зрения определение государственного заказа, описывая его как «публично-правовой институт реализации Конституции, законов и функций Российского государства в части удовлетворения государственных нужд посредством специального административного режима отношений между государством и субъектами частного права, регулируемого материальными и процессуальными нормами конституционного, административного, бюджетного и гражданского права» 16.

Таким образом, практически все определения не имеют понятийной определенности, нет выработанных универсальных дефиниций, некоторые формулировки противоречивы, а некоторые не имеют практической значимости Понятие «государственный заказ» употребляется в различных значениях — как управленческий распорядительный акт либо как государственный или правовой акт, что может вызывать недопонимание, неразличение с термином «государственный контракт» Не все авторы считают, что важно уточнять, за счет каких средств происходит формирование государственного заказа, так как это может являться особенностью при выборе источников финансирования в сфере закупок При этом стоит заметить, что рассмотрение некоторыми учеными государственного заказа в качестве задания или поручения государства сразу определяет потребности, формирующие государственный заказ, что имеет, на наш взгляд, фундаментальное значение при установлении точности терминологии

Отношения, связанные с государственным заказом как объектом нормативно-правового регулирования, должны иметь единое законодательное определение и устанавливать четкие границы дей-

ствия правовых норм. В связи с этим уместно будет отметить суждение Д. А . Медведева, что «в науке должен четко проводиться в жизнь принцип: одно явление — одна категория» 17 Поэтому необходима и важна однозначность понятийного аппарата .

Таким образом, рассматривая сущность государственного заказа через призму нужд публично-правовых образований, мы формулируем следующее понятие . Государственный заказ — это форма выражения потребности органов государственного управления в выполнении задания на поставку товаров, производство работ, оказание услуг для удовлетворения нужд, вызванных государственной необходимостью Государственный заказ заключается в порядке, определяемом законом, он финансируется за счет бюджетных и внебюджетных средств Выполнение заказа закрепляется правовым актом

Такое понимание государственного заказа оказало бы положительное воздействие на отношения по формированию и реализации закупочной деятельности, исключило бы наличие разногласий среди участников отношений в вопросах регулирования государственного заказа, а также определило бы границы действий таких отношений .

В связи со становлением научных знаний о государственных закупках как институте гражданского права, универсальное определение государственного заказа приобретает все большее значение, а выработка теоретических положений о закупках способствует правильному развитию договорных связей между участниками отношений по формированию государственного заказа Введение универсального определения государственного заказа даст возможность более точно определить круг отношений, подпадающих под действие правовых норм о государственных закупках

1 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право : в 5 кн . М. , 2001. Кн . 1 . С 154.

2 О поставках продукции и товаров для государственных нужд : закон Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 2859-1 // Рос. газета. 1992. 30 июня.

3 О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд : федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 // Там же.

1994. 15 дек .; О поставках продукции для федеральных государственных нужд : федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ // Там же . 21 дек. ; О государственном материальном резерве : федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ // Там же . 1995. 17 янв .

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Там же . 1998. 12 авг.

5 О государственном оборонном заказе : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // Там же . 2012. 31 дек.

6 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 27 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Там же . 2005. 28 апр.

7 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Там же 2013 12 апр

8 Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд : автореф . дис . ... канд . юрид . наук. Екатеринбург, 2009. С. 12.

9 Щербаков В. А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации : автореф. дис . ... канд . юрид . наук. М. , 2009. С 8 .

10 Московец Т. А. О правовом понятии государственного оборонного заказа [Электронный ресурс] // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI в . 2007. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс». Абз. 27.

11 Андреева Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование М , 2009 296 с

12 Теория и практика организации и проведения подрядных работ торгов в регионе / А . Н . Асаул [и др. ] ; под ред . А. Н. Асаула. СПб. , 2005.

13 Кикавец В. В. Государственный заказ или государственные закупки: неопределенность понятий и целей — основная причина правовых коллизий сферы государственного заказа в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс» Абз. 167.

14 Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения : монография . М. , 2012. 260 с.

15 Шевченко Л. И., Гредин Г. Н. Госзаказ в системе государственного регулирования экономики. Кемерово, 1999. С 45 .

16 Кузнецов В. И. Правовое регулирование института государственного заказа : дис . канд юрид наук М , 2005 С 16, 17.

17 Медведев Д. А. Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственных предприятий : дис . ... канд. юрид. наук. Л . , 1990. С. 15 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.