Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ♦'

ПОНЯТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ♦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ / ПРАВОВЫЕ АРХЕТИПЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонтенкова Елена Андреевна

В статье рассматривается этнокультурная экспертиза законодательных новелл, направленная на выявление важных проблемных сфер для правового регулирования жизнедеятельности малочисленных этносов, ведущих традиционный образ жизни, а также принятия управленческих решений. Автор предлагает признать, что для всех народов России, не только малочисленных, но всех ведущих традиционный образ жизни и сохраняющих традиционные ценности, необходима этнокультурная экспертиза всех законодательных инноваций в сфере цифровой экономики и государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF ETHNO-CULTURAL EXPERTISE OF LEGISLATION: CONCEPTUAL ASPECTS

The article considers the ethno-cultural expertise of legislative innovations (novellas), aimed at identifying important problem areas for the legal regulation of the life activities of small ethnic groups leading a traditional way of living, as well as managerial decisions making. The author proposes to recognize that an ethno-cultural expertise of all legislative innovations in the field of the digital economy and public administration is necessary for all the peoples of Russia, not only the innumerous ones, rather for all peoples leading a traditional way of living and preserving traditional values.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ♦»

УДК 340.1

DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-19

Леонтенкова Елена Андреевна,

соискатель Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижегородский областной суд, судья, 603951, г. Н. Новгород, ул. Студенческая, д. 23 email: superbegemot@rambler.ru

Leontenkova, Elena A.,

PhD-Student at the N. I. Lobachevskiy Nizhny Novgorod State University, Judge of Nizhny Novgorod Regional Court, 23 Studencheskaya Str., Nizhny Novgorod, 603951, Russian Federation, email: superbegemot@rambler.ru

ПОНЯТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

THE CONCEPT OF ETHNO-CULTURAL EXPERTISE OF LEGISLATION: CONCEPTUAL ASPECTS

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается этнокультурная экспертиза законодательных новелл, направленная на выявление важных проблемных сфер для правового регулирования жизнедеятельности малочисленных этносов, ведущих традиционный образ жизни, а также принятия управленческих решений. Автор предлагает признать, что для всех народов России, не только малочисленных, но всех ведущих традиционный образ жизни и сохраняющих традиционные ценности, необходима этнокультурная экспертиза всех законодательных инноваций в сфере цифровой экономики и государственного управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурная идентичность; этническое правосознание; юридическая этнология; правовые архетипы; законодательная инновация; этнологическая экспертиза; модернизация права.

ABSTRACT. The article considers the ethno-cultural expertise of legislative innovations (novellas), aimed at identifying important problem areas for the legal regulation of the life activities of small ethnic groups leading a traditional way of living, as well as managerial decisions making. The author proposes to recognize that an ethno-cultural expertise of all legislative innovations in the field of the digital economy and public administration is necessary for all the peoples of Russia, not only the innumerous ones, rather for all peoples leading a traditional way of living and preserving traditional values.

KEYWORDS: ethno-cultural identity; ethnic legal consciousness; legal ethnology; legal archetypes; legislative innovation; ethnological expertise; modernization of law.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Леонтенкова, Е. А. Понятие этнокультурной экспертизы законодательства: концептуальные аспекты [Текст] / Е. А. Леонтенкова // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. -2022. - Т. 9, № 2. - С. 172-178. - Б01: 10.18522/23136138-2022-9-2-20.

FOR CITATION:

Leontenkova, E. A. THe Concept of Ethno-Cultural Expertise of Legislation: Conceptual Aspects [Text] / E. A. Leontenkova. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. -2022. - Vol. 9, No. 2. - P. 172-178 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-2-20.

© Е. А. Леонтенкова, 2022

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживают представители свыше 190 национальностей, при этом используется более 270 языков и диалектов [16]. Видимо, сознание данного обстоятельства привело к появлению идеи этнокультурной экспертизы нормативно-правовых актов, предложенную А. И. Овчинниковым в одной из работ [15]. Автором было предложено осуществлять этнокультурный анализ проектов законов с позиции их соответствия этнокультурным ценностям и традициям. Он обратил внимание на важность такой экспертизы не только для сохранения этнокультурной самобытности, но и на то, что исторический опыт, язык, культура, традиции этноса, умноженные на особенности его представлений о правовых и политических идеалах, определяют оценочную деятельность правового мышления адресатов правовых норм, в корне трансформируя посылаемый смысл. Понимающего [15, с. 14]. Следовательно, бесполезно издавать законы, которые не могут быть адекватно поняты представителями различных этнокультур: правовая система должна быть, в первую очередь, адекватна национально-культурной самобытности народа, его правовому менталитету, его правовому идеалу, правосознанию, ценностям народа, а не экономической идее или правилам юридической техники. Именно последняя требует учитывать в понятиях и правовых идеалах этнокультурные особенности правосознания адресатов. Автор предлагает учитывать в ходе законопроектной работы следующие ориентиры: 1) религиозное сознание и его роль в жизни этноса; 2) отношение к Другим и Другому; 3) семья, власть, воспитание детей; 4) отношение к труду и к собственности. По его мнению, именно эти пункты позволят в наибольшей степени учитывать правопонимание этнических сообществ, подпадающих под действие закона.

Глобализация в сфере экономики и стандартизация в сфере культуры досуга не привели к стиранию этнокультурных различий. По всей видимости, понимание данного обстоятельства и привело к появлению в Законе о поправке новых юридических гарантий этнокультурного самоопределения. Предмет регулирования ст. 69 Конституции РФ после принятия поправ-

ки не только гарантирует обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, но и защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохраняет их этнокультурное и языковое многообразие [11]. Авторы комментария к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации отмечают новые тенденции в конституционном законодательстве государств ближнего и дальнего зарубежья, где народы внесли в свои конституции поправки, меняющие шкалу или приоритетность своих ценностей (например, Венгрия, Словакия, Испания, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Египет, Тунис, Бахрейн и др.). Нельзя не согласиться с ними относительно следующего утверждения: «В мире широко утверждается «ценностное» правопонимание, на смену иерархическому соотношению универсального и национального в праве приходит иное их сочетание, предполагающее «равноправие» и даже приоритет национального компонента» [23]. Действительно, современное право в условиях метамодерна, как справедливо отмечает В. Д. Зорькин, развивается в пользу национально-культурных условий самобытного развития правовых систем [8]. По всей видимости, современный мир развивается в пользу отказа от постмодернистского ценностного релятивизма.

Глобализационные процессы не привели к стиранию этнических различий. Более того, «сработал» механизм самозащиты этносов от потери идентичности: даже те этносы, которые казались в годы СССР практически навсегда утраченными с точки зрения сохранения их этнокультурной самобытности, в начале XXI века вдруг всерьез принялись за самоорганизацию своей идентичности. Примером тому могут быть результаты переписи населения: например, появились забытые уже представители народов: нагайцы, хазары или аланы.

Россия - полиэтническая страна, безопасность, целостность и стабильность развития которой зависит от гармонии в межэтнической коммуникации, следовательно, этнокультурная безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности. Органы госу-

дарственной власти отдают себе отчет в этом и постоянно используют концептуальные возможности подчеркнуть данное обстоятельство [21]. Однако существуют и обратные примеры.

Чаще всего не учитывается социокультурный и этнокультурный контекст осуществляемых с помощью права реформ, правотворческих новелл, особенно в условиях этнического и конфессионального своеобразия России, как в ряде регионов, так и в целом по стране. Это утверждение относится не только к малочисленным этносам, но и государствообразующе-му русскому этносу, иным крупным этносам нашего государства.

В качестве примера можно привести проблему исключения абортов из программы обязательного медицинского страхования. Представители различных этноконфессиональных групп, от казаков до этносов Северного Кавказа, крайне негативно воспринимают «право на аборт». В этом примере обращает внимание на себя то, что единым фронтом выступили против данного института представители всех народов России, в том числе и русского госу-дарствообразущего народа. Это подтверждает нашу гипотезу, что традиционные духовно-нравственные ценности для народов нашей страны едины и универсальны. Причиной такого единства является то, что все три крупные конфессии страны - христианство, ислам, иудаизм, базируются на единой для всех верующих основе - Декалоге Моисея. Не случайно эти три монотеистические религии называются авраамическими, так как восходят к единому пророку Аврааму. Можно привести немало общих и единых высказываний представителей православия, ислама, иудаизма, буддизма в нашей стране по ключевым вопросам общественной жизни. Например, 2 июня 2016 года на заседании Межрелигиозного совета России было принято заявление «О защите жизни нерожденных детей», выражающее консолидированную позицию относительно абортов. В заявлении говорится: «Мы, представители традиционных религиозных общин России, выражаем глубокую озабоченность в связи с массовой практикой абортов в нашей стране. Россия по числу абортов и в абсолютных, и в относительных показателях занимает одно из первых мест в мире - количество насильственно прерванных в лоне матери жизней, по раз-

ным оценкам, приближается к миллиону в год или даже превышает миллион. Эти страшные цифры отзываются болью в наших сердцах и побуждают нас сделать все возможное для защиты нерожденных младенцев... Те, кто отказывает в праве на жизнь неродившемуся ребенку, идут против Бога, совести и нравственных законов. Уничтожение беззащитной жизни, сокрытой в утробе матери, является тяжким грехом. Никакие соображения собственного комфорта, выгоды и ложные опасения не могут оправдать грех чадоубийства, который неизбежно приводит к негативным физиологическим, нравственным и духовным последствиям всех соучастников этого преступления» [7].

Легальность абортов в нашей стране вызывает немало протестов со стороны этнокон-фессиональных общин. Так, например, русские православные христиане неоднократно требовали ограничить право на аборт не по медицинским основаниям [17]. В ряде зарубежных государств такие ограничения существуют: например, еще в Польше в 1993 г. Закон о планировании семьи, защите плода и условиях прерывания беременности ввел запрет на производство абортов, который закрепляет всего три исключения: угроза жизни и здоровья матери; угроза здоровья ребенка, а также социальные показания - изнасилование [24].

Кстати в Европе вопрос об юридическом отказе от ряда действий по причине религиозных убеждений, несмотря на нарушение закона, решен в пользу этноконфессиональных групп: в решении от 6 сентября 1989 г., вынесенном по делу «Роммельфангер против Федеративной Республики Германии» (Rommelfanger v. Federal Republic of Germany), Европейская комиссия по правам человека признала право католической больницы требовать от своих сотрудников, во имя их долга верности Церкви, воздерживаться от абортов; религиозные убеждения могут служить важными причинами для отказа от работы в религиозные праздники и т. д. [12].

Исследование представителей Центра региональных исследований и урбанистики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС и кафедры демографии Института демографии НИУ ВШЭ помогло выявить особенности регионального уклада семейно-быто-вых отношений, в которых отличия Северного Кавказа от России в целом по семейным харак-

теристикам проявляются наиболее ярко и которые свидетельствуют о почти полной сохранности обычаев и традиций этносов: сохранение гендерных иерархий, которые ограничивают самореализацию женщин за пределами дома -получение образования и работы; действие по-коленческих иерархий: «отцы» вершат судьбу «детей» - так они влияют и на заключение брака; строгость следования мусульманским практикам (религиозное воспитание детей, пост, молитвы и пр.) [10]. В то же время традиционные ценности в семейно-бытовых отношениях не всеми разделяются [4].

Не учитывается и влияние нормативных актов и правоприменительных решений в хозяйственно-экономической сфере на сохранение и развитие традиционного образа жизни этносов Российской Федерации, которых более 150 по самым грубым подсчетам.

Например, крайне важным следует признать вопрос изъятия земельных участков, расположенных на территориях традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд у коренных малочисленных народов. Исследователи в сфере земельного права отмечают, что ст. 12 Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» не вполне соответствует принципу гарантии права на земли в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, не в полной мере гарантирует их права [1]. Авторы полагают, что данный механизм изьятия не учитывает специальную конституционную правосубъектность коренных малочисленных народов как обладателей права на землю. Должны существовать специальные нормы, направленные на защиту интересов коренных народов, связанных с изъятием земельных участков, расположенных на территориях традиционного природопользования.

Следует обратить внимание на то, что региональные законы демонстрируют опережающее правотворчество в этом вопросе. Например, в п. 3 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных мало-

численных народов Севера Республики Саха (Якутия)» установлена норма, согласно которой возможность изъятия закрепленных за коренными малочисленными народами Севера земель с их согласия на территориях традиционного природопользования установлена как крайняя мера, да и то в связи с особой необходимостью. Закон гарантирует, имущественные отступные в форме предоставления иных территорий либо компенсационных выплат [1].

Или приведем другой пример. Согласно ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [22]. Однако местности, приравненные к этим районам, не включают районы проживания народов Северного Кавказа. Тем самым существенно ограничивается сфера применения этой нормы, в то время как народов, ведущих традиционный образ жизни, на Северном Кавказе более двух десятков.

Безусловно значимым и важным следует признать единство правовой политики и юридической практики на всей территории Российской Федерации. Принцип законности должен быть единым для всех, невзирая на этнические обычаи и религиозные нормы. Кроме того, существует опасность возрождения отмирающих правовых обычаев и норм, например, некоторых адатов на Северном Кавказе и норм шариата, коллизирующих с законодательством РФ. Недопустимы случаи, когда оправдываются явления, которые Российская Федерация официально осудила, присоединившись к основным международно-правовым актам, например, убийства из «соображений чести», кровная месть, похищение невесты, попытки снижения брачного возраста у женщин в некоторых субъектах Российской Федерации и браки по принуждению [5]. По мнению Э. В. Горян, о проблеме домашнего насилия и насилия в отношении женщин говорят в основном право-

защитные общественные организации, а должностные лица и представители иных структур «ссылаются на культуру, обычаи, религию и традиции в качестве оправдания неисполнения своих обязанностей» [5, с. 136].

Для осуществления исследований этнокультурных оснований права и разработки методов и способов этнокультурного анализа правовой системы требуется использование цивилиза-ционного подхода к праву, принципа методологического плюрализма. В отечественной юридической литературе наблюдается целый спектр исследований, разрабатывающих этнокультурный подход к праву, правопониманию, государственности [9; 13; 18; 20]. Среди наиболее важных и значимых исследовательских установок следует выделить учет основных признаков и элементов социокультурной самобытности отечественной правовой системы и государственности; изучение духовно-нравственных оснований права, механизмов социального действия права и других характеристик права, раскрывающих системный характер взаимодействия различных социально-нормативных регуляторов и ценностно-нормативных систем в опосредовании общественных процессов, воздействии духовно-нравственных и религиозных идеалов, ценностей, архетипов на развитие юридической деятельности (правоприменительной, правотворческой, судебной, контрольно-надзорной) [14]. Важным следует признать привлечение методов анализа влияния этнокультурных традиций на правовое мышление и понимание правовых норм, на правосознание и юридические архетипы, предлагаются подходы, методы и способы исследования этнокультурных правовых ценностей, юридических символов и образов в контексте правосознания, правовой культуры и юридической деятельности (исполнительной, законотворческой, правоприменительной), юридической этнологии и антропологии.

Литература

1. Актуальные проблемы теории земельного права России : монография [Текст] / Е. Н. Абанина, Н. Н. Аверьянова, А. П. Анисимов и др. ; под общ. ред. А. П. Ани-симова. - Москва : Юстицинформ, 2020. - 800 с.

2. Андриченко, Л. В. Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской

идентичности [Текст] / Л. В. Андриченко // Журнал российского права. - 2020. - № 6. - С. 38-51.

3. Баранов, В. М. экспертиза в правотворческом процессе [Текст] / В. М. Баранов, А. И. Овчинников // Государство и право. - 2011. - № 6. - С. 28-33.

4. В «Новой газете» вышло интервью со Светланой Айвазовой об агрессии в семье, истоках и профилактике семейного насилия [Электронный ресурс] // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека : официальный сайт. - URL: http://president-sovet.ru/presscenter/news/ read/2778/ (дата обращения: 18.07.2016).

5. Горян, Э. В. Ликвидация калечащих женщин практик (FGM) в Дагестане в контексте борьбы с насилием в отношении женщин в России: приверженность международным стандартам или апелляция к культурным традициям? [Текст] / Э. В. Горян // Ойкумена. - 2017. -№ 1. - С. 136-151.

6. Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532 в ред. от 30 ноября 2019 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2016).

7. Заявление Межрелигиозного совета России о защите жизни нерожденных детей // URL: http://interreligious. ru/documents/statements/statements_4.html (дата обращения: 30.03.2022).

8. Зорькин, В. Д. Право метамодерна: постановка проблемы. Лекция на IX Петербургском международном юридическом форуме (СПб., 16 мая 2019 года) [Электронный ресурс] / В. Д. Зорькин // URL: https://rg.ru/2019/05/16/ zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (дата обращения: 30.03.2022).

9. Исаева, Н. В. Правовая идентичность как категория права и теоретико-правового анализа [Текст] / Н. В. Исаева. - Москва : Юрлитинформ, 2014.

10. Казенин, К. Почему на Северном Кавказе сохраняется особая модель брака. Молодежь в Дагестане и Карачаево-Черкесии чтит традиции и строит семью почти так же, как старшие поколения [Электронный ресурс] / К. Казенин, В. Козлов // URL: https://iq.hse.ru/ news/206170123.html (дата обращения: 30.03.2022).

11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

12. Маркова, Е. Н. Отказ от исполнения правовой обязанности по соображениям совести и религиозным убеждениям: критерии оценки и защита убеждений личности [Текст] / Е. Н. Маркова // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 3. - С. 33-45.

13. Овчинников, А. И. Архетипы правовой культуры и преемственность в государственно-правовом развитии России [Текст] / А. И. Овчинников // Юридическая техника. - 2011. - № 5. - С. 336-339.

14. Овчинников, А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России [Текст] / А. И. Овчинников // Философия права. - 2011. - № 5(48). - С. 16.

15. Овчинников, А. И. Этнокультурная экспертиза в правотворческой деятельности [Текст] / А. И. Овчинников // Северокавказский юридический вестник. - 2013. -№ 4. - С. 7-15.

16. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753 (дата обращения: 30.03.2022).

17. Сбором подписей под петицией против абортов занимаются общероссийское движение «За жизнь», а также движение «Православные добровольцы» [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/religion/20160927/1477998308. html (дата обращения: 30.03.2022).

18. Синюков, В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции [Текст] / В. Н. Синюков // Lex russica. - 2018. - № 10. - С. 18-29.

19. Синюков, В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию [Текст] / В. Н. Синюков. - Саратов : Полиграфист, 1994. - 496 c.

20. Скуратов, Ю. И. Категория «народ» в конституционном праве России (евразийские традиции и современность) [Текст] / Ю. И. Скуратов // Lex russica. - 2017. -№ 10. - С. 9-26.

21. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. в ред. Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. N 703) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.03.2022).

22. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763 (дата обращения: 30.03.2022).

23. Хабриева Т. Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Текст] / Т. Я. Хабриева, А. А. Клишас. - Москва : Норма, ИНФРА-М, 2020. - 240 с.

24. Ustawazdnia 7 stycznia 1993 r. o planowaniurodziny [Электронный ресурс] // Dz.U.z 1993 r. Nr 17, poz. 78. - URL: https://mojepanstwo.pl/dane/dziennik_ustaw/50880,ustawa-o-planowaniu-rodziny-ochronie-plodu-ludzkiego-i-warunkach-dopuszczalnosci-przerywania-ciazy (дата обращения: 30.03.2022).

References

1. Actual problems of the theory of land law of Russia: monograph [Text] / E. N. Abanina, N. N. Averyanova,

A. P. Anisimov, etc.; under the general editorship ofA. P. Anisimov. -Moscow : Justicinform Publ., 2020. - 800 p. [in Russian].

2. Andrichenko, L. V. Legal mechanisms for preserving the ethnocultural identity of the peoples of the Russian Federation and the formation of the All-Russian civil identity [Text] / L. V. Andrichenko // Journal of Russian Law. - 2020. -No. 6. - P. 38-51 [in Russian].

3. Baranov, V. M. expertise in the law-making process [Text] / V. M. Baranov, A. I. Ovchinnikov // State and Law. -2011. - No. 6. - P. 28-33 [in Russian].

4. An interview with Svetlana Aivazova about aggression in the family, the origins and prevention of family violence was published in Novaya Gazeta. [Electronic resource] // Council under the President of the Russian Federation for the Development of Civil Society and Human Rights : official website. - URL: http://president-sovet.ru/presscenter/news/ read/2778 (date of application: 18.07.2016) [in Russian].

5. Goryan, E. V. Elimination of FGM practices in Dagestan in the context of combating violence against women in Russia: adherence to international standards or appeal to cultural traditions? [Text] / E. V. Goryan // Oikumena. - 2017. -No. 1. - P. 136-151 [in Russian].

6. The State Program of the Russian Federation "Implementation of the State national policy" (approved By Decree of the Government of the Russian Federation No. 1532 of December 29, 2016, as amended, dated November 30, 2019) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. - URL: http://pravo.gov.ru (date of application: 30.12.2016) [in Russian].

7. Statement of the Interreligious Council of Russia on the protection of the life of unborn children // URL: http:// interreligious.ru/documents/statements/statements_4.html (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

8. Zorkin, V. D. Metamodern law: problem statement. Lecture at the IX St. Petersburg International Legal Forum (St. Petersburg, May 16, 2019) [Electronic resource] / V. D. Zorkin // URL: https://rg.ru/2019/05/16/zorkin-priverzhennost-vernoj-filosofii-prava-pozvoliaet-tvorit-dobro.html (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

9. Isaeva, N. V. Legal identity as a category of law and theoretical and legal analysis [Text] / N. V. Isaeva. - Moscow : Yurlitinform Publ., 2014 [in Russian].

10. Kazenin, K. Why a special model of marriage persists in the North Caucasus. Young people in Dagestan and Karachay-Cherkessia honor traditions and build a family almost in the same way as older generations [Electronic resource] / K. Kazenin, V. Kozlov // URL: https://iq.hse.ru/news/206170123. html (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

11. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. -URL: http://www.pravo.gov.ru (date of application: 04.07.2020) [in Russian].

12. Markova, E. N. Refusal to fulfill a legal obligation for reasons of conscience and religious beliefs: criteria for assessing and protecting individual beliefs [Text] / E. N. Markova // Constitutional and Municipal Law. -2020. - No. 3. - P. 33-45 [in Russian].

13. Ovchinnikov, A. I. Archetypes of legal culture and continuity in the state-legal development of Russia [Text] / A. I. Ovchinnikov // Legal technique. - 2011. - No. 5. -P. 336-339 [in Russian].

14. Ovchinnikov, A. I. Basic values and constitutional development of Russia [Text] / A. I. Ovchinnikov // Philosophy of Law. - 2011. - № 5(48). - P. 16 [in Russian].

15. Ovchinnikov, A. I. Ethnocultural expertise in lawmaking activity [Text] / A. I. Ovchinnikov // North Caucasian Legal Bulletin. - 2013. - No. 4. - P. 7-15 [in Russian].

16. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.12.2016 No. 1532 (ed. dated 24.12.2021) "On approval of the State program of the Russian Federation "Implementation of the state national policies"" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753 (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

17. The All-Russian movement "For Life" and the movement "Orthodox Volunteers" are engaged in collecting signatures for the petition against abortion [Electronic resource] // URL: https://ria.ru/religion/20160927/1477998308.html (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

18. Sinyukov, V. N. Legislation in Russia: problems of social integration [Text] / V. N. Sinyukov // Lex russica. -2018. - No. 10. - P. 18-29 [in Russian].

19. Sinyukov, V. N. The Russian legal system: an introduction to general theory [Text] / V. N. Sinyukov. -Saratov : Polygraphist Publ., 1994. - 496 p. [in Russian].

20. Skuratov, Yu. I. The category "people" in the constitutional law of Russia (Eurasian traditions and

modernity) [Text] / Yu. I. Skuratov // Lex russica. - 2017. -No. 10. - P. 9-26 [in Russian].

21. Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by Decree Of the President of the Russian Federation on December 19, 2012, as amended. Decree of the President of the Russian Federation of December 6, 2018 N 703) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. -URL: http://www.pravo.gov.ru (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

22. Federal Law No. 135-FZ of 26.07.2006 (as amended on 01.04.2022) "On Protection of competition" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763 (date of application: 30.03.2022) [in Russian].

23. Khabrieva T. Ya. Thematic commentary to the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" [Text] / T. Ya. Khabrieva, A. A. Klishas. - Moscow : Norma, INFRA-M, 2020. - 240 p. [in Russian].

24. Ustawazdnia 7 stycznia 1993 r. o planowaniurodziny [Electronic resource] // Dz.U.z 1993 r. Nr 17, poz. 78. - URL: https://mojepanstwo.pl/dane/dziennik_ustaw/50880,ustawa-o-planowaniu-rodziny-ochronie-plodu-ludzkiego-i-warunkach-dopuszczalnosci-przerywania- ciazy (date of application: 30.03.2022) [in Polish].

Поступила в редакцию 03.06.2022 Received June 03, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.