DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_162
ПОНЯТИЕ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОТХОДЫ» И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE CONCEPT OF "ELECTRONIC WASTE" AND THE LEGAL BASIS OF TREATMENT WITH ELECTRONIC WASTE IN THE RUSSIAN FEDERATION
КАЗАТЕНКОВ Ян Сергеевич,
соискатель кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 125933, Москва, Садовая-Кудринская ул., 9. E-mail: [email protected];
Kazatenkov Ya.S.,
Applicant of the department environmental and natural resource law Moscow State Law University (MSAL). 125933Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Бурный рост информационных технологий и их внедрение во все общественные процессы и отношения привел к неизвестной до этого проблеме - росту устаревших и замененных на более современные, электронных устройств. Таким образом, в правовом и общественном поле возникло новое понятие: «электронные отходы». Основная опасность электронных отходов заключается не только в их постоянно увеличивающемся объеме, но в том, что почти все они содержат опасные химические элементы и соединения, которые, оказавшись не переработанными, приводят к загрязнению окружающей среды и негативно влияют на здоровье человека и других живых организмов. В мировом сообществе уже на протяжении нескольких десятков лет пытаются решить проблему надлежащей утилизации электронных отходов, однако рост числа выброшенных устройств опережает возможности переработки. В Российской Федерации сегодня также действуют нормативы и стандарты обращения с электронными отходами. Однако очевидно, что эта сфера требует еще большего внимания, регламентации и практической работы.
Abstract: The rapid growth of information technologies and their introduction into all social processes and relations has led to a previously unknown problem - the growth of electronic devices outdated and replaced by more modern ones. Thus, a new concept has emerged in the legal and social field: "electronic waste". The main danger of electronic waste lies not only in their constantly increasing volume, but also in the fact that almost all of them contain dangerous chemical elements and compounds that, if not recycled, lead to environmental pollution and negatively affect the health of humans and other living organisms. The world community has been trying to solve the problem of proper disposal of electronic waste for several decades, but the growth in the number of discarded devices outstrips the possibilities of recycling. In the Russian Federation, regulations and standards for the management of electronic waste are also in force today. However, it is obvious that this area requires even more attention, regulation and practical work.
Ключевые слова: Электронные отходы, утилизация, переработка, электронные устройства, химические элементы, полигоны электронных отходов, окружающая среда, повторное использование.
Keywords: Electronic waste, recycling, recycling, electronic devices, chemical elements, electronic waste landfills, environment, reuse.
Для цитирования: Казатенков Я.С. Понятие ««электронные отходы» и правовые основы обращения с электронными отходами в Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 162-165. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_ 162.
For citation: Kazatenkov Ya.S. The concept of "electronic waste" and the legal basis of treatment with electronic waste in the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 162-165. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_162.
Статья поступила в редакцию: 28.03.2023
Научно-техническая революция, начавшаяся в обществе на рубеже ХХ и XXI веков, привела к возникновению совершенно новой угрозы для окружающей, связанной с появлением нового типа отходов - электронных.
Необходимо сразу же заметить, что единой трактовки понятия «электронные отходы», полностью раскрывающей ее содержание не существует не только в международной правовой практике, но порой и в национальном законодательстве, где регионы самостоятельно решают, что понимать под этим определением.
Электронные компоненты содержатся в оборудовании самых разных сфер деятельности и масштабов работы. Однако чаще всего под электронными отходами понимается отработавшее электротехническое и электронное оборудование, ранее функционирующее при низком напряжении (не более 1000 В для переменного тока, 1500 В - для постоянного тока1). Таким образом, в широком смысле электронные отходы представляют собой различные бытовые, компьютерные или коммуникационные устройства, такие как холодильники, стиральные и посудомоечные машины, телевизоры и мониторы, СВЧ-печи, компьютеры, аппараты для печати и копирования и многие другие приборы, которые вышли из строя либо оказались невостребованными.2
Как отмечают специалисты, уже при производстве электронных устройств и их внутренних компонентов (полупроводниковых чипов, модулей памяти, периферийных и визуализирующих частей) используются сотни различных материалов, включая токсичные растворы хлорированных веществ, антивоспламеняющиеся препараты, поливинилхлориды, тяжелые металлы, пластики, лаки, краски и т.п. Многие из них могут оказывать вредное влияние на окружающую среду и здоровье работников на этой стадии жизненного цикла.3 Логично предположить, что по истечению срока службы или полезности вред от таких компонентов сохраняет свое негативное действие на окружающую среду.
Электронные отходы можно условно разделить на две категории:
1. Отходы с возможностью повторного использования после устранения неисправностей. К этой категории относятся устройства, которые вышли из строя и были заменены владельцами на новые, однако не утратили своей пригодности в современных условиях.
2. Отходы, подлежащие переработке для извлечения вторичных ресурсов: материальных либо энергетических. К таким устройствам можно отнести те приборы, которые получили повреждения, при которых их ремонт представляется нецелесообразным, а также устаревшие устройства, не представляющие реальной ценности для современного общества (видеомагнитофоны, факсы, пейджеры, пленочные фотоаппараты и т.д.). Извлечение материальных ресурсов может предполагать разбор на запасные части для ремонта аналогичных устройств либо особую переработку для извлечения отдельных веществ, например, драгоценных или редкоземельных металлов.
Сегодня основной мировой проблемой становится не выход приборов из строя, а их выход «из моды». Буквально ежедневно на рынке появляются новые смартфоны, ноутбуки, планшеты и другие устройства с еще более продвинутыми функциями, заставляя пользователей менять их все быстрее и быстрее. В такой ситуации проблема утилизации электронных отходов становится все более острой.
В 2019 г. объем электронных отходов вырос, согласно отчету Глобального мониторинга электронных отходов ООН достиг отметки в 53,6 млн. тонн, увеличившись на 21% за последние 5 лет. Это составляет около 7,3 кг выброшенной бытовой техники и электронных устройств на каждого жителя Земли. В случае сохране-
1 Согласно ГОСТ 30331.1-2013.
2 Иванова А.П. Правовое регулирование электронных отходов: теория и практика // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право: Реферативный журнал. 2021. №3.
3 Нагайцева Д.А. Отходы электрического и электронного оборудования: актуальные проблемы текущего правового регулирования и перспективы развития // Экологическое право. 2022. № 5. С. 34 - 37.
ния текущей динамики роста, к 2030 г. общемировой объем глобальных электронных отходов вырастет может значений в 70-75 млн. тонн. 1
При этом по последним данным, собранным ЮНЕП (Программа ООН по защите окружающей среды), в настоящее время собирается надлежащим образом перерабатывается менее 18% электронных отходов.2 Большая же часть просто складируется на мусорных полигонах без какого-либо контроля.
Все это происходит на фоне того, что специалисты фиксируют в местах хранения электронных отходов высокие значения соединений брома, фталатов, токсичных пластмасс, ртути, которые чрезвычайно легко проникают в почву и грунтовые воды.
Прямой контакт со компонентами свинца, кадмия, хрома, полихлорвинилом наносит серьезный вред здоровью живых организмов. В результате этого, у людей и животных в таких неблагоприятных районах могут развиваться злокачественные новообразования, патологии дыхательной системы, сердечно-сосудистые заболевания, нервные расстройства.
Борьба с подобной угрозой ведется по всему миру разными способами. Так, еще в конце 1980-х в ФРГ началась разработка механизмов расширенной ответственности производителей, которые включали в себя программы, направленные на то, отработавшая свое электронная продукция не попадала бы в общий поток отходов. При этом расходы на ее утилизацию должны были принимать на себя производители электроники.
Подобная концепция реализуется в современной Европе в Директиве Европейского Парламента и Европейского Совета от 4 июля 2012 г. № 2012/19/ЕС «Об отходах электрического и электронного оборудования»3, согласно которой, ответственность за утилизацию выбывшей из употребления электроники возложена на производителей. Однако многие специалисты отмечают, что, в итоге, все расходы на утилизацию несет конечный потребитель. Это связано с тем, что законодатель просто назначает плательщика, с которым ему удобнее работать. В данном случае такими плательщиками становятся производители, которых гораздо меньше, чем потребителей, а следовательно процесс сбора платежей становится проще и дешевле.4
Сегодня в США и в Европе действуют специальные рынки, где продаются демонтированные и восстановленные компоненты плат, извлеченные из электронных отходов. Эти компоненты извлекаются на производствах, где используются робототехнические системы, обеспечивающие возможность самостоятельной идентификации и демонтажа тех компонентов, на которые существует дефицит. Такой подход позволяет поддерживать требуемый набор компонентов, востребованных на рынке, не превращая одни виды отходов в другие - никому не нужные запчасти. Однако следует согласиться с тем фактом, что постоянное обновление производителями элементной базы и относительно низкая стоимость абсолютно новых компонентов неизбежно ведут к серьезному ограничению повторного использования демонтированных компонентов из-за их быстрого устаревания.5
Большая работа в утилизации электронных отходов проходит в Китае, где этот процесс во многом связан с извлечением прибыли. Так, большое число небольших китайских компании занимаются переработкой электронного мусора, извлекая наиболее ценные компоненты с плат выбрасываемых устройств, такие как накопители данных, центральные и графические процессоры и даже мелкие конденсаторы и резисторы. После этого извлеченные материалы идут на продажу — в лучшем случае после тестов на работоспособность и с пометкой «б/у», в худшем же — продаются как совершенно новые без всяких проверок. Именно этим объясняется своего рода «лотерея» при покупке дешевых китайских устройств от неизвестных производителей.
Подобная масштабная работа приводит к тому, что Китай с каждым годом перерабатывает все больше электронного мусора, который приносит многим компаниям хороший доход.6 Однако представляется, что такие процессы должны находится под более пристальным контролем со стороны специальных государственных структур.
Международные соглашения, призванные обеспечить более тщательный надзор над перемещением электронных отходов между государствами, так как в отсутствие единообразных норм, многие отходы, в зависимости от целого ряда факторов, могут считаться или не считаться отходами в целом или опасными отходами в частности. По общему правилу, содержащемуся в приложении VIII к Базельской конвенции 1989 г.7, электронные отходы подпадают под категорию «опасные», а, следовательно, все их трансграничные перемещения должны регулировать положениями данной Конвенции. При этом приложение IX предусматривает исключение из общего правила. Так, электрические и электронные агрегаты, предназначенные для «непосредственного повторного использования», квалифицируются как неопасные отходы. Эта же норма указывает на то, что в некоторых странах электронные отходы, предназначенные для непосредственного повторного использования, не рассматриваются как отходы.8
Подобной лазейкой пользуются многие компании из развитых стран, отправляя большую часть отходов, подлежащих утилизации, в развивающиеся страны. Так, по некоторым данным около 80% электронных отходов, образующихся в США, отправляется, якобы «для повторного использования», в страны Африки и Азии со слабыми режимами регулирования охраны труда и техники безопасности обращения с отходами. В результате этого, около 75% таких устройств впоследствии признаются не подлежащими ремонту и просто оказываются на свалке, загрязняя огромные территории.9
Ситуация с электронными отхода в России пока не достигла состояния критической. Это во многом связано с тем, что научно-техническая революция в нашей стране началась позже, чем в большинстве развитых стран запада. Так, последние данные, опубликованные в ноябре 2021 г. британской компании «Clear It Waste Removal», специализирующейся на утилизации мусора, говорят о том, что Российская Федерация занимает лишь 30-е место в Европе по объему электронных отходов.10 Тем не менее, активную работу в этой сфере нужно начинать уже сейчас.
Отечественное законодательство в отношении электронных отходов представлено Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»11, в котором определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления, к которым относятся и электронные устройства, на здоровье человека и окружающую среду.
Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года № 84-р была утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года12. В данном документе указано, что электронные отходы содержат значительные объемы токсичных материалов, опасных для здоровья, но при этом различные ценные компоненты могут быть излечены из этого вида отходов и использованы в качестве вторичных ресурсов. Однако никаких четких указаний на процедуру утилизации и переработки отходов документ не содержит.
Российская Федерация является участником и международных соглашений о работе с электронными отходами. Особый интерес в этом плане представляет
1 Электронные отходы: проблемы для окружающей среды и способы утилизации // URL: https://rcycle.net/othody/vdy/elektronnye-problemy-dlya-okruzhayushhej-sredy-i-sposoby-utilizatsii (дата обращения 24.03.2023).
2 Форти В., К. Балде, Р. Кюр Глобальный мониторинг электронных отходов, 2020 год: Объем, потоки и потенциал циркуляционной экономики. - Бонн/Женева/Роттердам: МАТО, 2020.
3 Директива Европейского Парламента и Европейского Совета от 4 июля 2012 г. № 2012/19/ЕС «Об отходах электрического и электронного оборудования» // Official Journal of the European Union. 2012. N L 197. P. 38.
4 Семчук И.М., Брыкин А.В. Анализ и перспективы рынка вторичной переработки электроники и компонентов электронных устройств в РФ // Успехи в химии и химической технологии. 2011. №13 (129).
5 Патрушева Т.Н., Барашков В.А., Чурбакова О.В., Петров С.К. Экологические проблемы производства и утилизации электронных средств // Журнал СФУ. Техника и технологии. 2018. №6.
6 Электронный мусор как способ заработка: опыт Китая и России в 2022 году // URL: https://habr.com/ru/company/selectel/blog/693112/ (дата обращения 25.03.2023).
7 Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Заключена в г. Базеле 22.03.1989) // Собрание законодательства РФ. 29 апреля 1996 г. № 18. Ст. 2066.
8 См.: Liz Carney, Nigeria Fears E-waste «Toxic Legacy» // BBC NEWS, 19.12.2006. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/6193625.stm (дата обращения: 23.03.2023).
9 Amankwah-Amoah J. Global business and emerging economies: Towards a new perspective on the effects of e-waste // Technological forecasting and social change. 2016. Vol. 105. P.13.
10 Электротехнические отходы (мировой рынок) Электронный мусор // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 27.03.2023).
11 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»// Собрание законодательства РФ, 29.06.1998, № 26, ст. 3009.
12 Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 05.02.2018, № 6, ст. 920.
Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования1, подписанное в 2018 г. на заседании Совета глав правительств СНГ в Душанбе (вступило в силу для РФ 27 июня 2021 г.). Основной задачей указанного документа является создание региональной системы обращения с электронными отходами с целью максимального вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве источника вторичных материальных ресурсов с помощью освоения наилучших доступных технологий.
Важным документом, регламентирующим порядок обращения с электронным мусором в России, является ГОСТ Р 551 02-20122 (далее - ГОСТ). В нем установлены требования по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке вышедшего из использования электронного оборудования. Однако широкое применение ГОСТа пока не стало распространенной практикой, так как российское законодательство в качестве одного из принципов стандартизации признает добровольность использования подобных документов.
В такой ситуации, многое будет зависеть от степени ответственности государственных органов, законодательно устанавливающих стандарты работы с электронными отходами. Так, в Республике Адыгея в Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)3 имеется указание на то, что накопление электронных отходов осуществляется в соответствии с указанным выше ГОСТом.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»4 с 2021 года вводится запрет на захоронение электронных отходов. Это, безусловно, является важным шагом, призванным стимулировать развитие переработки электронного и электрического оборудования, и такая стратегия уже начала давать позитивные результаты.
Практически крупные продавцы электронной техники в России уже запустили программы сбора ненужной бытовой и электронной техники с целью переработки и утилизации. Так, представители сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» сообщили, что только за первые семь месяцев 2022 г. на их лицензированные предприятия для последующей переработки было передано порядка 2000 тонн электротехнических отходов, включая батарейки, что превысило показатель 2019 г. в 10 раз.5 И все же, как отмечают специалисты, в условиях отсутствия централизованного сбора электронных отходов, а также четких механизмов надзора и контроля за всеми стадиями обращения с ними эффективность подобных программ в долгосрочной перспективе еще только предстоит оценить.
Отметим, что справочник наиболее эффективных российских доступных технологий ИТС 15-2016 предусматривает два основных вида утилизации и обезвреживания опасных электронных отходов:6
1) разборка устройства с извлечением компонентов с ресурсной ценностью и передача организациям на вторичную переработку;
2) измельчение неразобранных устройств с дальнейшей сортировкой лома и получением полиметаллического концентрата.
В тех случаях, когда использованные электронные устройства не могут использоваться повторно, то применяется иной способ утилизации, наименее экологичным из которых является сжигание. Однако даже этот способ может быть обращен на пользу общества, если в результате вырабатывается термическая энергия.
Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на некоторые успехи, сегодня в России отсутствует эффективная комплексная система сбора и утилизации электронных отходов. Необходимо тщательное изучение и внедрение положительного зарубежного опыта, как в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования, так и для инновационно-технического развития. Наилучшим примером может стать Япония, где на законодательном уровне регулируется и находится под контролем весь жизненный цикл каждого электронного устройства.
Правовое обеспечение сферы утилизации электронных отходов в РФ также пока выглядит недоработанным: в законодательстве отсутствует единое официальное определение электронных отходов, законодательно не детализируется порядок их сбора и переработки, требуется государственная поддержка программ утилизации электронного оборудования.
Решение указанных проблем требует согласованной работы органов власти всех уровней, поддержки бизнес-сообщества и высокого уровня сознательности гражданского общества.
5 иблиография:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»// Собрание законодательства РФ, 29.06.1998, № 26, ст. 3009.
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84 «Об утверждении стратегии промышленности по утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р <Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается> // Собрание законодательства РФ, 07.08.2017, N 32, ст. 5107.
4. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 ноября 2020 г. N 227 "О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)" // Советская Адыгея. 2020. 21 ноября.
5. ГОСТ Р 55102-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14 ноября 2012 г. N 803-ст. М.: Стандартинформ, 2014.
6. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Заключена в г. Базеле 22.03.1989) // Собрание законодательства РФ. 29 апреля 1996 г. N 18. Ст. 2066.
7. Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования (подписан в г. Душанбе, 1 июня 2018 г.) // Бюллетене международных договоров, январь 2022 г., №1.
8. ИТС 15-2021. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов) (утв. Приказом Росстандарта от 22.12.2021 N 2964). - М.: Бюро НДТ, 2021.
9. Директива Европейского Парламента и Европейского Совета от 4 июля 2012 г. N 2012/19/ЕС "Об отходах электрического и электронного оборудования" // Official Journal of the European Union. 2012. N L 197. P. 38.
10. Абанина Е.Н., Сухова Е.А. Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография. - М.: Юстицинформ, 2022. 222 с.
11. Жилкина Т.В. Сравнительный анализ системы утилизации электронных отходов в Российской Федерации и за рубежом / Т.В. Жилкина, А.Ш. Закерова // Молодой ученый. 2022. № 18 (413). С. 267-269.
12. Иванова А.П. Правовое регулирование электронных отходов: теория и практика // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право: Реферативный журнал. 2021. №3.
13. Нагайцева Д.А. Отходы электрического и электронного оборудования: актуальные проблемы текущего правового регулирования и перспективы развития // Экологическое право. 2022. N 5. С. 34 - 37.
14. Патрушева Т.Н., Барашков В.А., Чурбакова О.В., Петров С.К. Экологические проблемы производства и утилизации электронных средств // Журнал СФУ. Техника и технологии. 2018. №6.
1 Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования (подписан в г. Душанбе, 1 июня 2018 г.) // Бюллетене международных договоров, январь 2022 г., №1.
2 ГОСТ Р 55102-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов. Утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14 ноября 2012 г. № 803-ст. - М.: Стандартинформ, 2014.
3 Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 ноября 2020 г. № 227 «О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» // Советская Адыгея. 2020. 21 ноября.
4 Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2017, № 32, ст. 5107.
5 Россияне придумали хитрый и гениальный способ заработка на утилизации старой техники // URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-11-18_rossiyane_pridumali_hitryj (дата обращения 27.03.2023).
6 «ИТС 15-2021. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)» (утв. Приказом Росстандарта от 22.12.2021 N 2964). - М.: Бюро НДТ, 2021.
15. Россияне придумали хитрый и гениальный способ заработка на утилизации старой техники // URL: https://www.cnews.ru/news/tcp/2022-11-18_rossiyane_pridumali_hitryj (дата обращения 27.03.2023).
16. Семчук И.М., Брыкин А.В. Анализ и перспективы рынка вторичной переработки электроники и компонентов электронных устройств в РФ // Успехи в химии и химической технологии. 2011. №13 (129).
17. Форти В., К. Балде, Р. Кюр Глобальный мониторинг электронных отходов, 2020 год: Объем, потоки и потенциал циркуляционной экономики. -Бонн/Женева/Роттердам: МАТО, 2020.
18. Электронные отходы: проблемы для окружающей среды и способы утилизации // URL: https://rcycle.net/cthcdy/vidy/elektrcnnye-prcblemy-dlya-ckruzhayushhej-sredy-ispcscby-utilizatsii (дата обращения 24.03.2023).
19. Электронный мусор как способ заработка: опыт Китая и России в 2022 году // URL: https://habr.ccm/ru/ccmpany/selectel/blcg/693112/ (дата обращения
25.03.2023).
20. Электротехнические отходы (мировой рынок) Электронный мусор // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 27.03.2023).
21. Amankwah-Amcah J. Glcbal business and emerging eccncmies: Tcwards a new perspective cn the effects cf e-waste // Technclcgical forecasting and sccial change. -Elsevier, 2016. Vcl. 105. P. 1-30.
22. Carney L., Nigeria Fears E-waste "Tcxic Legacy" // BBC NEWS, 19.12.2006. URL: http://news.bbc.cc.uk/2/hi/africa/6193625.stm (дата обращения: 23.03.2023).
References:
1. Federal Law Nc. 89-FZ cf 24.06.1998 "On Prcducticn and Ccnsumpticn Waste"// Ccllecticn cf Legislaticn cf the Russian Federaticn, 29.06.1998, Nc. 26, Article 3009.
2. Decree cf the Gcvernment cf the Russian Federaticn Nc. 84 dated January 25, 2018 "On apprcval cf the industry strategy fcr the dispcsal and neutralizaticn cf prcducticn and ccnsumpticn waste fcr the pericd up tc 2030" // SPS "CcnsultantPlus".
3. Order cf the Gcvernment cf the Russian Federaticn dated 25.07.2017 N 1589-p <On apprcval cf the list cf types cf prcducticn and ccnsumpticn waste, which include useful ccmpc-nents, the burial cf which is prchibited> // Ccllecticn cf Legislaticn cf the Russian Federaticn, 07.08.2017, Nc. 32, Article 5107.
4. Rescluticn cf the Cabinet cf Ministers cf the Republic cf Adygea dated Ncvember 18, 2020 Nc. 227 "On the Prccedure fcr the accumulaticn cf sclid municipal waste (including their separate accumulaticn)" // Scvetskaya Adygea. 2020. Ncvember 21.
5. GOST R 55102-2012. Naticnal Standard cf the Russian Federaticn. Rescurce ccnservaticn. Waste management. Guidelines fcr the safe ccllecticn, Stcrage, Transpcrtaticn and disassembly cf spent electrical and electrcnic equipment, with the excepticn cf mercury-ccntaining devices and devices. Apprcved and put intc effect by Order cf Rcsstandart dated Ncvember 14, 2012 N 803-art. M.: Standartinfcrm, 2014.
6. Basel Ccnventicn cn the Ccntrcl cf Transbcundary Mcvements cf Hazardcus Waste and Their Dispcsal (Ccncluded in Basel cn 03/22/1989) // Ccllecticn cf Legislaticn cf the Russian Federaticn. April 29, 1996 N 18. St. 2066.
7. Agreement cn cccperaticn cf the CIS member states in the field cf waste management cf electrcnic and electrical equipment (signed in Dushanbe, June 1, 2018) // Bulletin cf Inter-naticnal Treaties, January 2022, Nc. 1.
8. ITS 15-2021. Infcrmaticn and technical guide tc the best available technclcgies. Dispcsal and neutralizaticn cf waste (except thermal methcds) (apprcved by the Order cf Rcsstandart dated 22.12.2021 N 2964). - Mcsccw: Bureau cf NDT, 2021.
9. Directive cf the European Parliament and cf the Eurcpean Ccuncil cf July 4, 2012 N 2012/19/EC "On waste electrical and electrcnic equipment" // Official Jcurnal cf the Eurcpean Unicn. 2012. N L 197. P. 38.
10. Abanina E.N., Sukhcva E.A. Legal prcvisicn cf environmental safety cf the Russian Federaticn: state and prospects cf develcpment: mcncgraph. - M.: Justicinfcrm, 2022. 222 p.
11. Zhilkina T.V. Ccmparative analysis cf the electrcnic waste dispcsal system in the Russian Federaticn and abrcad / T.V. Zhilkina, A.S. Za-kercva // Ycung scientist. 2022. Nc. 18 (413). pp. 267-269.
12. Ivancva A.P. Legal regulaticn cf electrcnic waste: thecry and practice // Sccial and humanitarian sciences. Dcmestic and fcreign literature. Ser. 4. State and Law: An abstract jcurnal. 2021. №3.
13. Nagaytseva D.A. Waste cf electrical and electrcnic equipment: current prcblems cf current legal regulaticn and develcpment prcspects // Envircnmental law. 2022. N 5. pp. 34-37.
14. Patrusheva T.N., Barashkcv V.A., Churbakcva O.V., Petrcv C.K. Ecclcgical prcblems cf prcducticn and utilizaticn cf electrcnic means // Jcurnal cf SIBFU. Equipment and techncl-ogies. 2018. №6.
15. Russians have ccme up with a clever and ingenicus way tc earn mcney cn the dispcsal cf cld equipment // URL: https://www.cnews.ru/news/tcp/2022-11-18_rcssiyane_pridumali_hitryj (accessed 27.03.2023).
16. Semchuk I.M., Brykin A.V. Analysis and prcspects cf the market fcr recycling electrcnics and ccmpcnents cf electrcnic devices in the Russian Federaticn // Successes in chemistry and chemical technology. 2011. №13 (129).
17. Fcrti V., K. Balde, R. Kur Glcbal mcnitcring cf electrcnic waste, 2020: Vclume, flcws and pctential cf the circulaticn eccncmy. - Bcnn/Geneva/Rctterdam: MATO, 2020.
18. Electrcnic waste: envircnmental prcblems and dispcsal methcds // URL: https://rcycle.net/cthcdy/vidy/elektrcnnye-prcblemy-dlya-ckruzhayushhej-sredy-ispcscby-utilizatsii (accessed 03/24/2023).
19. Electrcnic garbage as a way cf earning: the experience cf China and Russia in 2022 // URL: https://habr.ccm/ru/ccmpany/selectel/blcg/693112 / (accessed 25.03.2023).
20. Electrical waste (wcrld market) Electrcnic garbage // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (accessed 27.03.2023).
21. Amankwah-Amcah J. Glcbal business and emerging eccncmies: Tcwards a new perspective cn the effects cf e-waste // Technclcgical fcrecasting and sccial change. - Elsevier, 2016. Vcl. 105. P. 1-30.
22. Carney L., Nigeria Fears E-waste "Tcxic Legacy" // BBC NEWS, 19.12.2006. URL: http://news.bbc.cc.uk/2/hi/africa/6193625.stm (accessed: 03/23/2023).