3. Лао Цзы. Дао дэ цзин : поэма / пер. с кит. В. Ф. Пере-лешина. М. : Время, 2000. 253 с.
4. Книга правителя области Шан / пер. с кит. Л. С. Переломова. М. : НИЦ Ладомир, 1993. 390 с.
5. Из книги мудрецов. Проза Древнего Китая / пер. с кит. и сост. И. С. Лисевич. М. : Худ. лит., 1987. 352 с.
6. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / пер. с кит. Ю. Л. Кроль. СПб. : Аист, 1997. Т. 1. 416 с.
7. Переломов Л. С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.). / отв. ред. Т. В. Степугина. М. : Вост. лит., 1962. 245 с.
8. Чернусь Н. Ю. Сведение права к законодательству (легизм) // Защита частных прав: проблемы теории и прак-
тики: сб. материалов II ежегодной междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2013. С. 169-174.
9. Недилько Ю. В. Формирование основных правил и аспектов толкования права в Древнем Китае // Современная научная мысль. 2013. № 3. С. 107-115.
10. Ковлер А. И. Антропология права. М. : Норма, 2002. 480 с.
11. Уголовные установления Тан с разъяснениями. Цзюани 1-8 (Тан люй шу и) / пер. с кит. В. М. Рыбаков. СПб. : Петербург : Востоковедение, 1999. 384 с.
© Ишкуватова Л. М., Ткаченко А. В., 2015
УДК 140.8
ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
В статье анализируется понятие экологического сознания в современной культуре. Автор обращает внимание на тот факт, что термин «экология» имеет самый широкий спектр применения. Но еще до научного осмысления этого термина в традиционной культуре существовали принципы экологического отношения человека к природе. Между тем существует необходимость определения понятия экологического сознания, которое играет важную роль в процессе формирования экологической культуры человека.
Ключевые слова: человек, экология, сознание, культура.
A. M. To6oee A. I. Toboev
THE CONCEPT OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
The article examines the concept of ecological consciousness in modern culture. The author draws attention to the fact that the term "ecology has the widest range of applications. But even before scientific understanding of this term in the traditional culture, there were principles of the man's ecological relation to the nature. Meanwhile, there is a need for the definition of ecological consciousness which plays an important role in the process of formation of the man's ecological culture.
Keywords: man, ecology, consciousness, culture.
Термин «экология» в научный обиход, как известно, ввел немецкий ученый Э. Геккель (1834-1919), который определял ее как науку об отношениях между растительным и животным миром с окружающей средой. В настоящее время этот термин используется в самых разных сочетаниях: экологическая культура, экологическая ниша, экологические проблемы и т. д. Особое место в этом терминологическом ряде занимает понятие экологического сознания, которое используется практически во всех науках, исследующих особенности взаимодействий человека и природы.
Понятие экологического сознания в современной научной литературе определяется как способность человека понимать свою общность с природой и уметь согласовывать свои действия с ее ритмами. Вопрос о статусе понятия остается открытым. Некоторые исследователи считают, что экологическое сознание - это самостоятельная форма общественного сознания наряду с такими формами, как нравственное сознание, обыденное, политическое и т. д. Существует противоположное мнение, согласно которому экологическое сознание органично включено во все сферы общественного сознания и не следует его выделять в качестве особого способа познания мира: «Экологическое сознание не выступает в качестве специфической отдельной формы сознания, но служит неизбежным аспектом всех основных
форм сознания, пронизывает и пропитывает их, тем самым выполняя роль интегратора не только индивидуального и общественного сознания, но и разнокачественных форм сознания общества, всей духовной жизни людей» [1, с. 46].
На наш взгляд, современные тенденции общественной жизни свидетельствуют в пользу первой точки зрения. Предполагаем, что экологическое сознание является самостоятельной формой общественного сознания, которая играет важную роль в формировании мировоззрения человека. Рассмотрим этот тезис в исторической ретроспективе.
Интерес к изучению природы возник уже в античной философии. Натурфилософы стремились объяснить феномен человека, основываясь на научных представлениях своего времени. Вся природа представлялась им живой, одушевленной и даже разумной. К этой мифологической идее многие ученые вернулись уже в прошлом веке: возникли концепции коэволюции, биосферы, ноосферы. События, произошедшие в духовной жизни общества, самым непосредственным образом повлияли на его отношение к природе. Стало понятно, что античное представление человека в качестве микрокосмоса не является красивой метафорой, а отражает действительное положение дел.
В эпоху эллинизма главным предметом философии становится мораль, которую рассматривали в качестве
основы человеческой жизни. Стоики, скептики и эпикурейцы искали универсальный закон бытия, которому должен следовать и человек. Аналогия с учением о Дао китайского мудреца Лао Цзы здесь будет весьма уместна. Как видим, и Восток, и Запад в основных своих духовных интенциях шли одинаковыми тропами. В философии Древнего мира содержатся элементы практически всех современных отраслей знания. Но принципиальным отличием знания той эпохи является его тотальность и сакральность. Мудрецы прошлого рассматривали знания в качестве великой тайны, в которую могут быть посвящены лишь немногие. Истинный путь познания, возможно, заключается в необходимости правильной интерпретаций знаний прошлого.
Традиционные формы отношения человека к природе обнаруживают себя не только в Античности или Китае. Подобные образцы поведения на протяжении многих веков сохранялись и в Сибири. Например, отношение алтайцев к природе всегда предполагало обращение к чему-то сакральному, от чего зависит судьба как отдельного человека, так и всего народа. Как пишут исследователи, «алтайцы считали за грех рубить в лесу деревья, чтобы развести огонь, - для этой цели предпочитали собирать сушняк. Охотники не убивали дичи больше, чем было нужно для пропитания или уплаты ясака. Общество, благосостояние которого всецело зависит от природы, всегда внимательно относится к ее сохранению. Но экологическая культура - это не только разумное природопользование. Это еще и сильное ощущение обществом своей соприродности» [2, с. 67].
Подобные примеры наводят на мысль, что учиться нужно не только наукам, но и искусству жизни в лоне родной природы. Между тем идея наживы подталкивает человека к уничтожению естественно-природного ландшафта. Например, в Горном Алтае незаконная вырубка деревьев - это основной вид экологических преступлений, которые совершаются, как правило, местными жителями. На фоне других мест особо выделяется Челышманская долина Республики Алтай, которая является природным заповедником. Ситуация усугубляется из-за нехватки лесничих, низкой заработной платы, социальной, правовой незащищенности, слабой технической обеспеченности работника лесного хозяйства. Эти же причины порождают в некоторых случаях злоупотребление должностными лицами своими полномочиями. Подобные случаи подвигают к поиску причин происходящего, установлению виновных лиц. Но, на наш взгляд, кроме юридической составляющей, которая, безусловно, является самой важной, в данной ситуации присутствует и сугубо философская проблема. Утверждаем, что поведение человека определяется уровнем развития его сознания, а именно экологического сознания. Полагаем, что кроме материальной нужды люди совершают экологические преступления из-за особенностей своих мировоззренческих установок. Они уверены, что имеют моральное право изменять окружающий мир, в том числе природный ландшафт. Человек, как самый совершенный вид живых организмов, возвышается над всей биосферой. Такие мировоззренческие ориентиры закладываются с самого раннего детства, вся система образования и воспитания подчеркивает возвеличивание человека над всем
остальным миром. Думаем, что человеческий эгоизм - это порождение прагматической и позитивистской идеологии. Заимствуя западные образцы культуры, Россия постепенно превратилась в большой остров на территории Евразии, на котором господствует классическое европоцентристское мировоззрение.
Европоцентризм превратился в догму, крайне нетерпимую к иным идеям, а особенно к «идеям-аборигенам», которые на протяжении тысячелетий определяли жизнь в Сибири, Азии, в том числе и способы взаимоотношений между человеком и природой. Так, например, долгое время под влиянием дарвинизма и вульгарного материализма происхождение человека рассматривалось как случайный и побочный результат эволюции природы. Случайность не может привести к возникновению сознания, вероятность такого события, по мнению некоторых ученых, такая же, как если бы обезьяна в течение бесконечного времени беспорядочно стучала по клавишам печатной машинки и в результате напечатала бы «Илиаду» Гомера.
Противоположную точку зрения высказал Ф. Шеллинг, который в своей натурфилософии человека понимал как осознанный замысел природы. Такую точку зрения принято называть «идеализмом природы», но эта гипотеза не получила широкого распространения. Однако вся логика развития научного знания доказывает, что в природе все имеет определенный замысел, она разумно распределяет свои силы. Интеллектуальная сила природы проявляется посредством человека, наделенного разумом. Сознание -это не только атрибут человека, но и сам способ его бытия, который позволяет придавать жизни целесообразный характер. Природа наделила человека способностью не просто жить, а жить осознанно, а это совсем другая, более высокая степень ответственности. Именно сознание человека связывает в единое целое все разрозненное многообразие природного мира. В любых, даже самых трагичных ситуациях сознание позволяет делать некоторые события предметом нашего мышления, предметом нашей заботы.
В Новое время, выбрав политику активной эксплуатации природных ресурсов, человек отказался от древнего принципа У-вэй, который означает невмешательство в ход объективных событий, позволяет идти своим путем, не нарушая состояния равновесия мира. Человек является наблюдателем и старается понять законы Вселенной, не изменяя существующий порядок вещей. Возвращение к традициям предков возможно при правильном воспитании сознания человека, формировании основ экологической культуры и экологического сознания. Под экологической культурой человека следует понимать всю совокупность способов его разумного отношения к природе, стремление действовать во имя ее сохранения, восприятие природы как основного элемента культурной среды.
В качестве определения понятия экологического сознания предлагаем следующую дефиницию. Экологическое сознание - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность идей и теорий, отражающих способы гармоничных отношений между человеком и природой.
Данная дефиниция понятия экологического сознания не претендует на универсальность и всеобщность, а явля-
ется рабочим определением, которое служит ориентиром в исследовании темы экологического сознания. В качестве основного элемента экологического сознания следует выделить экологические знания, которые отражают всю совокупность отношений человека и природы. Эта отрасль знания формировалась на протяжении тысячелетий во всех формах общественного сознания - мифологии, религии, философии, искусстве и науке. Идея формирования экологического сознания представляет собой постепенный сбор и анализ разрозненных знаний об экологии во всех сферах духовного опыта человека. Как утверждают классики, трагедии не пишутся святой водой, а лишь слезами и кровью. Что-то похожее произошло и с экологическими знаниями, они являются результатом очень непростого опыта взаимоотношений между человеком и природой.
Философия, используя свой богатый познавательный арсенал, изучает различные этапы формирования экологической культуры человека. Такое знание должно быть использовано в целях воспитания новых поколений людей, способных проявлять заботу об окружающем мире. Началом нового отношения к природе, на наш взгляд, должен стать критический анализ имеющейся экологической ситуации с целью выявления причин катастрофы. Сомнение не должно порождать агностицизм или нигилизм по отношению к человеческой активности. Это лишь эффективный инструмент, позволяющий сохранять здравый смысл даже в самых сложных ситуациях. По мнению отечественного философа Э. В. Ильенкова, для того чтобы воспитать человека не только убежденного в могуществе научного знания, но и умеющего применять знания для разрешения противоречий, необходимо примешивать к «несомненному» элемент сомнения, скепсиса. В современном мире критичность мышления практически исчезла, а на ее месте возникла бесконечная вера в чужие идеалы. Но это уже не разумный, а инстинктивный уровень существования человека в эпоху «капиталистической шизофрении» в терминах Ж. Делеза и Ф. Гваттари.
К. Маркс в свое время раскрыл тайну обогащения небольшой группы людей и сделал свое открытие достоянием общественности. Подобный же переворот в сознании людей, на наш взгляд, требуется и в отношении экологического просвещения. Так же как национальное самосознание требует определенной процедуры самоидентификации нации, так и экологическое сознание предполагает идентификацию человека как существа природного, генетически связанного со всем остальным миром.
Анализируя проблему формирования общественного сознания, Ж. К. Кениспаев пишет: «Важной составляющей сознания является представление россиянами своей истории, культуры и возможных перспектив эволюции. Началом национального самосознания является особое внимание к собственной духовной культуре, языку, способу мышления. Возникает острая необходимость в исторической памяти, в прошлом ищут события, которые показывают всю значимость нации для мировой истории. Создается общее настроение самолюбования, гордости за своих предков, за свою страну. Это время, когда новое поколение людей внимательно всматривается в свое прошлое и находит там достаточно оснований для того, чтобы забытые имена лю-
дей, стоявших у истоков нации, были вновь возрождены. Следует заметить, что это прекрасное время, которое переживает каждый народ, нация и каждый цивилизованный человек» [3, с. 12].
Подобно этому можно анализировать процесс зарождения экологического самосознания. Пока доминирует первая часть - самолюбование человеком собственными талантами. Второй этап - критический анализ своего положения - еще, видимо, не наступил. Нельзя утверждать, что в России отсутствует система экологического образования. Она возникло еще в 60-х гг. прошлого века, а в 90-е гг. в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых документов по охране окружающей среды, в которых в качестве приоритетных направлений определены экологическое образование и просвещение населения. Знания есть необходимый элемент всякой цивилизации, и если они исчезнут, то исчезнет и само человечество. Стало очевидным, что знания об окружающей среде должны изучаться на всех уровнях системы образования - от начального до высшего. Они позволяют понимать последствия влияния человека на окружающую среду. Экологическое образование должно обеспечить формирование экологической культуры в обществе и бережное отношение человека к природе. Подобные изменения общественного сознания в отношении к природе будут положительно влиять и на принятие хозяйственно-экономических решений с целью наиболее рационального использования природных ресурсов.
Существующие в сознании человека ориентиры во многом определяют поведение человека, а его ценностная система отражает общую духовную ситуацию, сложившуюся в России. Сегодня ярко обозначились последствия внедрения в сознание россиян западных эгоистических устремлений. Ценности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, и целое поколение выросло в условиях потребительского индивидуализма. Инфантильное сознание человека означает, что человек ведет себя по стандартам юношеского возраста. Он не задумывается об ответственности за экологические преступления, считая, что «все так поступают и, значит, мне можно». Толпа, как известно, освобождает человека от ответственности, она же и индуцирует самые низшие инстинкты человека. «Глупость, - пишет М. К. Мамар-дашвили, - это то, что думается механически, само собой в нашей голове. И, напротив, ум - это то, что подумаем сами. Мы - собранные - подумаем, соберемся, и если повезет, если очень постараемся, то это и будет умом. А то, что само собой вертится в голове, как у участника потока, в толпе в просторечии называют глупостью» [4, с. 211].
Экологическое сознание - это самостоятельный выбор человека, в котором отражается степень его ответственности за окружающий мир. Это характеристика не только научного способа отношения к миру, но и в целом человека как существа разумного. Для решения этой задачи требуется формирование общей экологической культуры человека. Если сознание является основой экологической культуры, то существует необходимость в философской рефлексии над проблемами его формирования. Результаты исследования сознания человека, т. е. знания о нашем разуме,
мышлении, субъективности, занимают важное место в современной науке. Выход на мировоззренческий уровень предполагает, что научные и философские знания должны быть некоторым образом адаптированы к тому, чтобы транслировать их в первую очередь через систему образования. На наш взгляд, важной задачей является формирование в сознании человека представления о принципиальном единстве природы и человека, их взаимозависимости и огромной ответственности человека за экологическую ситуацию. Известно, что чем больше талантов дано человеку, тем выше спрос с него со стороны общества. Думаем, так же обстоит дело с человеком в эволюционной лестнице: ему даны самые прекрасные способности, связанные с познавательной деятельностью. Ни один другой вид на Земле не обладает такими талантами. Это означает, что человек - единственный, кто несет всю ответственность за нашу планету, за ее безопасность и процветание.
Представляется, что основной категорией в исследованиях по данной тематике будет понятие экологического сознания, которое пока не имеет единого определения.
Как принято в научных кругах, теоретическое осмысление этого понятия, уточнение его основного содержания будет носить дискуссионный характер, что вселяет надежду на конструктивный диалог между представителями различных наук.
1. Гимазетдинова А. Х., Солодухо Н. М. Экологическое сознание и экологический архетип. Казань : Изд-во КГТУ, 2008. 140 с.
2. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск : Наука, 1992. 176 с.
3. Кениспаев Ж. К. Сознание современного человека // Проблемы развития сознания в культуре и образовании. Барнаул : Изд-во АлтГПА, 2014. С. 10-15.
4. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М. : Прогресс, 1999. 352 с.
© Тобоев А. И., 2015