Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ПОНЯТИЕ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Си Чжэньсинь

На основе концептуальных положений системно-целостного методологического подхода уточнены содержательные характеристики дидактического подхода (наличие методологических оснований, нормативный характер, инструментальность, целостность), охарактеризованы его функции и структура, представляющая собой единство методологического, нормативного и технологического компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT “DIDACTIC APPROACH” IN THE MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE: THE CONTENT -RELATED AND STRUCTURAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS

On the basis of the conceptual states of the system and holistic methodological approaches there are specified the content-related characteristics of the didactic approach (the existence of the methodological basis, the nominative character, instrumentality and integrity). The author characterizes its functions and structure, forming the unity of the methodological, nominative and technological components.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

педагогические науки

* * *

1. Grebenyuk O.S. O razvivayushchih vozmozh-nostyah uchebno-vospitatel'nogo processa // Sovershen-stvovanie uchebno-vospitatel'nogo processa: problemy vospityvayushchego obucheniya: sb. nauch. tr. / otv. red. prof. V.S. Il'in. Volgograd, 1976. S. 90-97.

2. Il'in V.S. Process vospitaniya v obuchenii kak pedagogicheskaya problema. Ego sushchnost'. Prob-lematika issledovaniya // Sovershenstvovanie ucheb-no-vospitatel'nogo processa: sb. nauch. tr. Volgograd, 1976.

3. Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj etap: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ster. M., 2008.

4. Novozhilova M.M., Vorovshchikov S.G., Tav-rel' I.V. Kak korrektno provesti uchebnoe issledova-nie: ot zamysla k otkrytiyu / predisl. V.A. Badil. 5-e izd., pererab. i dop. M., 2011.

5. Sel'e G. Ot mechty k otkrytiyu. M., 1987.

6. Sergeev N.K. Izbrannye trudy po pedagogike / otv. red. N.M. Borytko. Volgograd, 2011.

7. Smirnova I.M. Trebovaniya k formulirovke temy nauchno-metodicheskogo issledovaniya // Nauka i shkola. 2015. № 4. S. 70-76.

си чжэньСинь

(Янцюань, кнР)

понятие «дидактический подход» в современной педагогической науке: содержательные и структурно-функциональные характеристики

На основе концептуальных положений системно-целостного методологического подхода уточнены содержательные характеристики дидактического подхода (наличие методологических оснований, нормативный характер, инструментальность, целостность), охарактеризованы его функции и структура, представляющая собой единство методологического, нормативного и технологического компонентов.

Ключевые слова: категориальный аппарат педагогики, дидактический подход, системно-целостный подход, структура, функции.

Identification of topic formulation with the content of the applied thesis work

On the basis of the analysis of the thesis works and the methodology concepts of the scientific and pedagogical studies there are described the typical mistakes in the topic formulations of the studies topics that are illustrated by the specific examples. There are considered the possible consequences from the incorrect topic formulation. The author substantiates the rules of the identification of the topic formulation with the content of the applied thesis work.

Key words: choice of topic, issue, result, means, topic, condition, topic formulation.

С точки зрения методологии педагогики одним из важнейших направлений исследовательской деятельности является определение понятий, составляющих категориальный аппарат педагогической науки [5, с. 98-114; 7, с. 194-204]. Согласно позиции представителей школы системно-целостного методологического подхода (В.С. Ильин и его научная школа, Н.К. Сергеев и его научная школа), определение научного понятия осуществляется через процедуру выявления сущностных (содержательных) характеристик, структуры и функций того педагогического феномена, важнейшие параметры которого необходимо представить в определении. При этом определение может быть представлено не только в виде краткой дефиниции, но и в виде описательного определения, в котором даются развернутые характеристики разных аспектов изучаемого педагогического феномена [10]. «Описывая те или иные стороны объекта (иногда в сравнении с другими - сходными либо принципиально отличными), показывая его специфику, исследователь тем самым выделяет его из круга других образовательных феноменов» [5, с. 102]. В данной статье с позиций системно-целостного методологического подхода пред-

(Статья поступила в редакцию 21.11.2022)

О Си Чжэньсинь, 2023

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ставлено описательное определение понятия «дидактический подход».

В современной дидактике термин «подход» относится к часто употребляемым. Однако в подавляющем большинстве случаев данный термин используется в составе словосочетаний, таких как «личностно ориентированный подход», «проблемный подход», «компе-тентностный подход» и др. При этом в научно-педагогической литературе подробно раскрывается содержание перечисленных подходов в их многообразных авторских модификациях (концепциях), однако само понятие «дидактический подход» не рассматривается и не определяется. Следует согласиться с Е.Н. Степановым и Л.М. Лузиной, утверждающими: «Приходится констатировать, что частое употребление понятия "подход" еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности, такими как цель, принцип, форма, метод, прием» [11, с. 138]. Между тем определение понятия «дидактический подход» позволит упорядочить и представить в единой логике содержание многообразных подходов, разработанных к настоящему времени в теории обучения, выявить их общие черты и принципиальные различия, систематизировать эти подходы и определить их возможности и границы применения в современной системе образования.

Анализ словарных определений, научных публикаций по дидактике и методике* показал, что наряду с термином «дидактический подход» в современной педагогике широко используются термины «подход к обучению», «подход к организации обучения», причем последние термины употребляются чаще, чем первый. Из контекста понятно, что перечисленные термины используются как синонимы. Поэтому для выявления содержательных и структурно-функциональных характеристик дидактического подхода мы использовали также материалы, где данный феномен обозначен синонимичными терминами. Продуктивным оказалось обращение к исследованиям методологического характера, где используется термин «методологический подход», к работам, выполненным в проблемном поле

* Анализировалась научная литература по проблемам методики обучения русскому языку как иностранному, поскольку проводимое автором исследование связано с дидактическими подходами, применяемыми в процессе подготовки преподавателей русского языка в Китае.

теории воспитания, в которых термин «подход» рассматривается применительно к воспитанию, и к научно-методическим публикациям, где также широко используется термин «подход» применительно к обучению. Возможность анализа определений, сформулированных в разных отраслях педагогической науки, базируется на наличии в терминах «дидактический подход», «методологический подход», «методический подход», «подход в воспитании» общей родовой категории -«подход».

Слово «подход» является многозначным. Выделим те значения данного слова в обыденном языке, которые важны с точки зрения задач нашего исследования.

1. Подходом называется способ рассмотрения какой-либо проблемы (например, «индивидуальный подход»).

2. Если кто-либо стремится «найти подход» к кому-либо, это означает, что человек ищет способы взаимодействия, общения с кем-либо (например, «найти подход к ученикам»).

3. Подходом к делу называется общий план какой-либо деятельности (например, «формальный подход»).

Приведенные значения слова «подход» объединяет то, что в них содержится ориентация на выполнение определенным образом выстроенной в стратегическом и тактическом планах деятельности по решению какой-либо проблемы.

В методологии педагогики под подходом понимается «совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [12, с. 27]. В другом исследовании методологический подход определяется «как принципиальная методологическая ориентация исследования, как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [4, с. 74]. А. Петров рассматривает методологический подход в двух аспектах: 1) как исходный принцип, исходную позицию, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности; 2) как направление изучения объекта (предмета) исследования [9]. Согласно определению Н.В. Ип-политовой, методологический подход - это «принципиальная методологическая ориентация исследования, основанная на совокупности принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятель-

ности» [6, с. 13]. В представленных определениях акцентируются две основополагающих характеристики подхода - отражение в нем определенных мировоззренческих положений и направленность на решение определенной задачи, проблемы (в данном случае исследовательской) в стратегическом плане. Тем не менее, рассматривая функции методологического подхода, исследователи обращают внимание и на обеспечение в его рамках «тактической» составляющей исследовательской деятельности. Так, Н.В. Ипполитова выделяет конструктивно-праксеологическую функцию методологического подхода, которая предполагает «выявление и применение способов, приемов организации практической деятельности по преобразованию исследуемого объекта» [Там же, с. 14].

В немногочисленных определениях, представленных в дидактических исследованиях, указывается на то, что подход обычно относится к средствам и способам деятельности, используемым для достижения определенной цели обучения, определяемой теми или иными теоретическими положениями. Выявлению сущности дидактического подхода может способствовать указание А.И. Кукуева и В.А. Шевченко на то, что «подход как одно из понятий, главным признаком которого является научность, лежит в основе педагогической теории и определяет состояние педагогической практики... именно подход лежит в основе формирования принципов и методов обучения» [8, с. 11]. Данные определения указывают на связь между педагогической наукой (в данном случае дидактикой) и практикой обучения; они могут также служить указанием на целостность дидактического подхода, включающего в себя теоретические положения и описание способов организации учебного процесса.

В работах по методике обучения иностранным языкам понятие «подход» рассматривается как «базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний» [1, с. 364]. Подход к обучению (синоним термина «дидактический подход») с методической точки зрения рассматривается как «реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения» (цит. по: [3, с. 314]). Соглас-

но еще одному представленному в методической литературе определению, центром подхода «является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления, процесса, например процесса обучения» [13, с. 192]. Подход в методике обучения иностранным языкам предстает как единство трех составляющих: дидактических (выделено нами. - С.Ч.), лингвистических и психолингвистических основ процесса обучения [3, с. 314]. Таким образом, все представленные в приведенных определениях характеристики можно в полной мере отнести к дидактическому подходу. Подход к обучению определяет (т. е. теоретически обосновывает) определенную стратегию и позволяет реализовать ее на практике с помощью соответствующих теоретическим положениям методов обучения.

Представители теории воспитания определяют подход как «ориентацию учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающую к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности» [11, с. 138]. В данном определении обращают на себя внимание следующие моменты: 1) направленность подхода на организацию образовательной практики на основе определенных теоретических положений; 2) целостный характер подхода, обеспечиваемый единством теории и практики; 3) использование подхода как общего ориентира при организации педагогической деятельности.

обобщая сказанное, можно утверждать, что важнейшими содержательными характеристиками дидактического подхода являются:

- наличие мировоззренческих оснований (концептуальные положения, идеи), задающих специфику понимания сущности и целей обучения;

- инструментальность (способы, методы, формы организации деятельности), проявляющаяся в направленности на решение практических задач и проблем в сфере обучения;

- нормативный характер (принципы организации деятельности), следующий из того, что дидактический подход содержит указания по поводу организации процесса обучения в стратегическом и тактическом планах;

- целостность, обеспечиваемая в рамках дидактического подхода единством теоретических положений и системы способов организации деятельности.

известия вгпу

В педагогической науке имеются прямые указания на структуру феномена, обозначаемого категорией «подход». Рассматривая категорию «научный подход», А. Петров выделяет в его структуре два уровня: 1) концептуально-теоретический, включающий ведущие идеи и принципы, которые определяют содержание осуществляемой в рамках данного подхода деятельности; 2) процессуально-деятельностный, содержащий разработанные на основе концептуальных положений средства деятельности [9]. Н.В. Ипполитова, анализируя структуру подхода с учетом уровней методологии - философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического, - выделяет три уровня, позволяющих охарактеризовать подход как систему: 1) философско-прескриптивный (совокупность мировоззренческих идей исследователя, определяющих его научную позицию); 2) концептуально-дескриптивный (совокупность принципов, определяющих стратегию деятельности исследователя); 3) процес-суально-праксеологический (совокупность методов, средств, процедур, обеспечивающих реализацию выработанной стратегии) [6, с. 13]. Е.Н. Степанов и Л.М. Лузина, рассматривая воспитательный подход, обосновывают положение о входящих в его состав трех компонентах: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики, из которых одно является ключевым и обусловливает название подхода (например, «система» - системный подход);

2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности, оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса;

3) методы и приемы построения процесса воспитания, соответствующие общей ориентации подхода [11, с. 139-140]. В данном взгляде на структуру подхода обращает на себя внимание акцентирование роли понятий, с помощью которых с позиций методологии педагогики возможно описать содержание подхода, выделить его специфику и установить связь с другими подходами [5, с. 98].

Структура подхода находит отражение и в некоторых определениях. В методологическом словаре, составленном О.С. Анисимо-вым, представлено определение методологического подхода как «процедуры, в которой при построении методов, проектов деятельности предварительно вводится "онтология", исходным основанием которой служит содержание понятия, соответствующего названию подхода» [2, с. 214]. В этом определении в ка-

честве компонентов подхода обозначены мировоззренческие положения («онтология»), ключевое понятие и инструменты деятельности. По мнению А.И. Кукуева и В.А. Шевченко, «подход включает в себя принципы обучения, характеризуется присущими только ему ценностными ориентациями, реализуется в практическом методе. Он предполагает рассмотрение того или иного педагогического феномена через призму педагогически определенных понятий» [8, с. 11]. Данное определение кратко характеризует трехчастную структуру подхода (ценностные ориентации, принципы и методы обучения).

Анализ приведенных научных выводов, а также учет содержательных характеристик, описывающих дидактический подход, позволяют выделить в структуре дидактического подхода следующие компоненты:

- методологический, включающий ценностные ориентиры, концептуальные положения, категориальный аппарат;

- нормативный, в состав которого входят принципы как регуляторы деятельности преподавателя, его взаимодействия с обучающимися;

- технологический, представляющий собой систему методов, средств, приемов, технологий, форм организации учебного процесса, способов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

При этом методологический компонент является определяющим по отношению к двум другим, а нормативный обеспечивает связь между методологическим и технологическим компонентами.

Выявленные содержательные характеристики и структура дидактического подхода позволяют определить его функции, заключающиеся в том, что дидактический подход

- выступает ориентиром для системной организации деятельности преподавания на основе определенных мировоззренческих (ценностных) и теоретических (общенаучных и конкретно-научных) положений;

- обеспечивает связь между теорией и практикой обучения, позволяет внедрять в процесс обучения проекты, базирующиеся на научно обоснованных моделях обучения;

- в силу этого создает условия для преобразования, совершенствования деятельности по организации процесса обучения.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что дидактический подход представляет собой целостный педагогический феномен, объединяющий в себе философско-миро-воззренческие, теоретические и нормативные

идеи и положения, и содержащий научно обоснованный педагогический инструментарий, позволяющий успешно решать задачи в сфере обучения.

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М., 2009.

2. Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. М., 2004. Т. 2.

3. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранных языков в начальной и средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012). СПб., 2012. Т. 2. С. 314316.

4. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

5. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Солов-цова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2008.

6. Ипполитова Н.В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2009. № 13(146). С. 9-14.

7. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.

8. Кукуев А.И., Шевченко В.А. Современные подходы в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 3. С. 10-12.

9. Петров А. основные концепты компетент-ностного подхода как методологической категории // Alma mater. 2005. № 2. С. 54-58.

10. Соловцова И.А. Определение понятий в научно-педагогическом исследовании: традиции и инновации // Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог. конф.-семинара. Волгоград; Краснодар; М., 2008. С. 262-267.

11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.

12. Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность. М., 1976.

13. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб., 2007.

14. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип

деятельности. М., 1978.

* * *

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij. M., 2009.

2. Anisimov O.S. Metodologicheskij slovar' dlya strategov. M., 2004. T. 2.

3. Bekarevich T.I. Ponyatie «podhod» v teore-ticheskih issledovaniyah po metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov v nachal'noj i srednej shkole //

Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. (Sankt-Peterburg, fevral' 2012). SPb., 2012. T. 2. S. 314-316.

4. Blauberg I.V., Yudin E.G. Stanovlenie i sush-chnost' sistemnogo podhoda. M., 1973.

5. Borytko N.M., Molozhavenko A.V., Solovco-va I.A. Metodologiya i metody psihologo-pedagogi-cheskih issledovanij. M., 2008.

6. Ippolitova N.V. Vzaimosvyaz' ponyatij «Meto-dologiya» i «metodologicheskij podhod» // Vestn. Yuzh.-Ural. gos. un-ta. Ser.: Obrazovanie. Pedago-gicheskie nauki. 2009. № 13(146). S. 9-14.

7. Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj etap. M., 2006.

8. Kukuev A.I., Shevchenko V.A. Sovremennye podhody v obrazovanii // Mezhdunarodnyj zhurnal eks-perimental'nogo obrazovaniya. 2010. № 3. S. 10-12.

9. Petrov A. osnovnye koncepty kompetentnost-nogo podhoda kak metodologicheskoj kategorii // Alma mater. 2005. № 2. S. 54-58.

10. Solovcova I.A. Opredelenie ponyatij v na-uchno-pedagogicheskom issledovanii: tradicii i inno-vacii // Yazyk pedagogiki v kontekste sovremenno-go nauchnogo znaniya: materialy Vseros. metodolog. konf.-seminara. Volgograd; Krasnodar; M., 2008. S. 262-267.

11. Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o so-vremennyh podhodah i koncepciyah vospitaniya. M., 2008.

12. Stefanov N. Mul'tiplikacionnyj podhod i ef-fektivnost'. M., 1976.

13. Tradicii i innovacii v metodike obucheniya inostrannym yazykam. SPb., 2007.

14. Yudin E.G. Sistemnyj podhod i princip deya-tel'nosti. M., 1978.

The concept "didactic approach" in the modern pedagogical science: the content-related and structural and functional characteristics

On the basis of the conceptual states of the system and holistic methodological approaches there are specified the content-related characteristics of the didactic approach (the existence ofthe methodological basis, the nominative character, instrumentality and integrity). The author characterizes its functions and structure, forming the unity of the methodological, nominative and technological components.

Key words: conceptual and categorical framework of pedagogy, didactic approach, system and holistic approach, structure, functions.

(Статья поступила в редакцию 21.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.