Научная статья на тему 'Понятие «Брак» в контексте научных теорий'

Понятие «Брак» в контексте научных теорий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13819
1792
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / СЕМЬЯ / СУПРУЖЕСКИЙ СОЮЗ / АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / MARRIAGE / FAMILY / MARITAL UNION / THE ANALYSIS OF FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макарова Ирина Александровна

Рассмотрены проблемы толкования понятия ‘брак’. Проанализированы особенности толкования брака и семьи отечественными и зарубежными исследователями. Основное внимание уделяется социологическому подходу к определению брака и семьи, предлагается авторский способ толкования и определения основных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of ‘marriage’ in the context of scientific theories

The article concerns a history of interpretation of the term ‘marriage’. There are discussed the features of the interpretation of ‘marriage’ and ‘family’ by domestic and foreign researchers. The author focuses on the so-called sociological approach to the definition of marriage and family, and on the basis of the material studied proposes her own method of interpretation and definition of these key concepts.

Текст научной работы на тему «Понятие «Брак» в контексте научных теорий»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 121-125.

ПОНЯТИЕ «БРАК» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

Рассмотрены проблемы толкования понятия 'брак'. Проанализированы особенности толкования брака и семьи отечественными и зарубежными исследователями. Основное внимание уделяется социологическому подходу к определению брака и семьи, предлагается авторский способ толкования и определения основных понятий.

Ключевые слова: брак; семья; супружеский союз; анализ семейной жизни.

Социология нацелена на поиск истины и, как любая наука, выполняет две основные функции: когнитивную и прогностическую. Как считает А. Штомпка, социология выполняет еще и такую функцию, которой нет и не может быть в естественных науках. Эту третью функцию социологической истины называют освободительной: она состоит в просвещении людей о механизмах социальной жизни и развенчании ложного сознания и идеологической лжи1.

Семья и брак - те социальные институты, к которым причастны все люди на земле. Каждый человек включен в них тем или иным образом или хотя бы имеет к ним свое отношение. Являясь одними из древнейших социальных образований и неотъемлемой частью повседневной жизни современных людей, брак и семья на протяжении всей человеческой истории вызывали интерес исследователей. Этот интерес связан с желанием понять место семьи в социуме и её взаимосвязи с государством; он обусловлен также выполнением семьей функций воспроизводства человека и удовлетворения самых насущных потребностей индивида.

Понятия 'брак' и 'семья' тесно связаны. В литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Брак и семья - одни из древнейших социальных институтов. Античный брак был моногамным. Характерную черту как греческой, так и римской семьи составляло господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений. О семье и браке - причем с точки зрения их именно социальных функций - немало размышляли классики античной философии.

Платон в «Законах» и «Государстве» детально описывает формы создания брака,

полезного для государства. По его мнению, дело мужчины - осмысление и построение мира. Поскольку к деторождению и браку мужчины не имеют склонности, то к созданию семей с женщиной их должен приучать обычай, поскольку «сами они вполне бы могли довольствоваться сожительством друг с другом»2.

Браки, по мнению Платона, должны контролироваться правительством, которое обязано преследовать цели государства, а вовсе не отвечать чувствам своих граждан. Платон, правда, допускает, чтобы каждый выбирал себе пару в соответствии с внешним видом -красивые подбирали красивых и наоборот. Но причиной здесь служит его уверенность, что таким образом полнее будут реализованы общественные интересы2. В сочинениях Платона «семья общественная» совпадает в своих пределах и интересах с самим государством.

Аристотель определяет семью как общение, возникшее естественным путем для удовлетворения повседневных надобностей. Взгляды Аристотеля на функции брака и семьи в основном изложены в работе «Политика». Первичной ячейкой социальной жизни Аристотель считал семью3. Потребность во взаимном обмене ведет к общению семей и появлению селений. Несколько семей образуют селение, а общество, состоящее из нескольких селений, - это уже полития или государство. В отличие от Платона Аристотель кладет в основу общественного устройства именно семью. Элементами семьи, по Аристотелю, являются не только муж и жена, отец и дети, но и хозяин и раб. Таким образом, Аристотель связывает брак с семьей, и последняя выступает не только как биологическая ячейка, связанная с продолжением рода, но и как социальная группа, в рамках которой осуществляется экономическая и отчасти даже политическая деятельность4.

В XVIII - начале XIX в. специфической призмой, через которую рассматриваются брак и семья, явилась теория естественного права. Неравенство прав мужчины и женщины в этой теории оправдывалось естественным - физическим - превосходством мужчины, а социально-экономическая природа полового неравенства игнорировалась либо мыслилась как следствие антропологических - природных - различий5. Брак во все большей степени начинает осознаваться как личностный союз. Он потихоньку выводится из-под церковной монополии, и, хотя ритуал придания ему статуса священного таинства сохраняется, все большее значение в браке приобретают договорные отношения. Влечение между полами облагораживается исключительностью и должно регулироваться правовыми законами. Соответственно, Кант и Фихте трактуют брак как нравственно-правовой институт6.

Характерной правовой особенностью брака, по Канту, является наличие в нём двух элементов равной значимости. Во-первых, фактическое сожительство не является браком, поскольку оно не закреплено законом. Но, с другой стороны, и брачный договор сам по себе ничего не стоит, ибо он может быть фиктивным. Кроме того, Кант подчеркивает моральный аспект брака. Без согласия сторон и взаимной доброй воли брак существовать не может. Это согласие должно быть полным и добровольным. Вступление в брак должно быть осознанным поступком, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины7.

Кант определяет брак как «соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга» или как «половое общение по закону», т. е. юридический договор7. Определение Кантом брака как правового договора способствовало формированию нового отношения к браку со стороны общества, побуждая к переосмыслению феодально-религиозных догм, существовавших в сфере брачно-семейных отношений.

Фихте считал, что определение Канта ограничено и недостаточно. Фихте делил людей на два типа: активные мужчины и пассивные женщины. В его понимании брак - не просто юридический союз, а это естественный и нравственный союз. Фихте утверждал, что нет брака без любви и нет любви вне брака. В качестве нравственного основания брака

он признавал любовь, считая, что брачные отношения должны сочетать в себе природные и нравственные характеристики мужчины и женщины8. Таким образом, Кант и Фихте рассматривают брак с точки зрения естественного права, когда без согласия сторон брак не может существовать. Любовь определяется немецкими философами как мотив для брака.

Э. Дюркгейм отмечает, что в семье есть два типа отношений: между полами и между поколениями. Семья состоит из двух различных союзов. Первый союз - это супружеская пара, которая образуется путём выбора и соглашения, соединяет двух представителей одного и того же поколения, а другой союз -это семейная группа в собственном смысле этого слова, т. е. явление природы, кровное родство, соединяет предыдущее поколение со следующим. Другой союз так же древен, как и само человечество, а первый принял организованную форму в относительно позднюю эпоху. Такое разделение позволяет рассмотреть семью не только как брачный союз, но и как социальную группу, к которой принадлежит индивид9. Дюркгейм обращал внимание на изменения, которые происходят с семьей: 1) под влиянием урбанизации и других глобальных социальных процессов семья теряет свои важные функции; 2) с уменьшением количества членов семьи снижается уровень ее солидарности; 3) семья становится менее прочной в силу того, что происходит замена брака по договоренности родителей добровольным браком вступающих в него.

Таким образом, в период с середины до конца XIX столетия сложилась прочная основа в изучении важнейшей и самой интимной сферы человеческой жизни - брачно-семей-ной. К началу ХХ в. в изучении брака и семьи имелись разнообразные идеи о социальной значимости и исторической изменчивости семьи и брака, определенные теоретические наработки и некоторая эмпирическая база.

Питирим Сорокин рассматривает состояние семьи как основной индикатор общественной жизни. Его работы, посвященные семье, не носят фундаментального характера. Однако те факты, которые он изучал, и те выводы, которые он делал на основе анализа семейной жизни, заслуживают самого серьезного внимания. В статье «Кризис современной семьи (социологический очерк)» пишет о том, что семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории

испытала ряд изменений. Она продолжает изменяться и сейчас, развитие ее форм не остановилось. Эти изменения связаны с трансформацией всей остальной социальной жизни, основ современного общества. «Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в "единую плоть", в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы, следуя определению Модестина, понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божественном и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что, в принципе, современный брак означал полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач. Эта связь была до сих пор достаточно прочной и для огромного большинства - пожизненной. Два существа, действительно, превращались в "плоть еди-ну" и совместно с детьми представляли своего рода "государство в государстве"»10. Современная семья представляет собой супружеский союз, союз родителей и детей и союз родственников и свойственников. Основанием союза супругов является брак, который признан государством и заключен в определённой юридической форме, а следовательно, влечет за собой определенные личные и имущественные юридические последствия.

Один из ведущих социоантропологов Британии Эдвард Вестермарк в своей фундаментальной работе «История брака», обращаясь к многочисленным историческим примерам, показал, что брачными признавались отношения только лишь тогда, когда женщина беременела и рожала ребенка. Разрабатывая теорию брака, он подчеркивал, что брак имеет корни в семье, а не наоборот. Поскольку некоторые формы семьи и брака заложены в инстинктивной природе человека, брак и семья всегда будут существовать как группа первичного значения в обществе, несмотря на далеко идущие изменения в других социальных институтах11.

Э. Гидденс рассматривает брак «как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При

заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны»12.

Современные представления о браке имеют различную теоретическую и методологическую направленность.

Белорусский ученый Е. М. Бабосов пишет: «Брак - это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям»13. Автор выделяет несколько форм брака: моногамию, полигамию и групповой брак. Нельзя не обратить внимания на то, что автор весьма противоречиво истолковывает брак. С одной стороны, он подчеркивает обязательное правовое регулирование брака и включает этот аспект в даваемое определение. С другой стороны, понимает, что брак имеет разные исторические формы, что брак существовал еще тогда, когда право, юридический закон отсутствовали как регуляторы половых отношений.

Г. Ф. Шершеневичем в начале XX в. было дано следующее определение брака: «брак -это союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной фор-ме»14. Определяющими чертами брака считались взаимная склонность, ведение общего хозяйства, необязательность регистрации брака и полная свобода разводов. И. А. Загорский считал, что «брак - это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям»15.

В 1949 г. Н. В. Рабинович была предпринята попытка внести в ст. 1 Основ Союза ССР и республик о браке и семье следующее определение: «Брак представляет собой свободно заключаемый супругами союз, а семья основана на любви супругов друг к другу и на взаимной привязанности членов семьи», которое не получило поддержки16.

В современной российской и зарубежной литературе под браком понимается семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Или несколько иначе: брак -это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключаемый в органах

ЗАГСа. Встречается и такое определение: брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи.

Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе.

Таким образом, в современной литературе нет общепризнанного определения семьи. Авторы всех приведенных выше определений рассматривают брак как совместный союз мужчины и женщины.

«В то время как брак является только отношением, семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей», - пишет А. Г. Харчев17. Важным моментом в понимании семьи как института является понимание взаимосвязи семьи и брака, имманентности этой связи.

В условиях трансформации отношений женщин и мужчин в обществе появляются новые формы брака, которые если и не получают правового закрепления, но и не вызывают отторжения у общества. В современном обществе можно наблюдать такие брачные формы, как:

- пробный брак - это устный договор между мужчиной и женщиной, прежде чем вступить в законные отношения, пожить какое-то время вместе. Они понимают, что во время встреч между ними может быть все хорошо, но это вовсе не означает, что так же будет и тогда, когда они начнут жить семейной жизнью. Поэтому прежде чем оформлять свои отношения официально, стоит попробовать пожить вместе как муж и жена, а потом уже решить, как поступить, идти в загс или расставаться;

- свингерство - это обмен партнерами внутри семейных пар. С беспорядочными сексуальными связями он имеет мало общего. Свингеры, как правило, люди сексуально раскрепощенные. И все-таки настоящий классический свингинг предполагает обмен партнерами именно между устойчивыми парами;

- «открытый» брак - брак, при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости открытых отношений - половых

связей с другими людьми. Супруги, живущие в «открытом браке», гордятся тем, что не относятся друг к другу как к собственности, не ущемляют личностную свободу друг друга. Иногда такая позиция является следствием желания одного из супругов сохранить распадающийся брак;

- браки-посещения (гостевые браки) представляют собой официально оформленные отношения двух людей, проживающих отдельно (в разных городах, странах, квартирах), при этом периодически ходящих (приезжающих) друг к другу в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска, либо иногда живущих вместе, но не имеющих общего хозяйства;

- синергамный брак - это брак, близкий к двоеженству, двоемужеству, возможно и двойное двоеженство;

- гомосексуальный брак - брак между лицами одного пола.

Брак как социальное отношение и как социальный институт, регулирующий половые отношения людей, сегодня все более акцентируется на личностном аспекте и все чаще игнорирует социальную сторону.

В социологии под социальным браком понимаются исторически изменяющиеся формы отношений между мужчиной и женщиной, чьи половые отношения регламентируются обществом. Брак, другими словами, это социально регулируемое и исторически изменяющееся по форме гетерогенное половое отношение. А общественная регуляция в сфере половой жизни людей может быть разной: это табу, моральные и культурные нормы, традиции, религиозные предписания, юридические законы.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что ряд авторов считает, что брак создается с целью рождения и воспитания детей. С данной точкой зрения можно согласиться только отчасти, хотя бы потому, что 20 % браков в мире бездетны. Если мы положим в основу брака только деторождение, то тем самым перечеркнем все бездетные браки.

Группа авторов подчеркивает, что в основе брака лежит союз лиц, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Этот взгляд также является недостаточно обоснованным. В мире существует большое количество так называемых открытых браков, где супруги совместно не проживают и не ведут совместного хозяйства, а заботятся друг

0 друге не меньше, а, может быть, и больше проживающих вместе.

Третья группа авторов понимает под браком только союз мужчины и женщины, хотя в других странах давно существуют и однополые браки. Подобные пары могут узаконить свои отношения в Швеции, Франции. Если такие браки фактически существуют (незарегистрированные, и в России в том числе), то целесообразнее их признавать, нежели игнорировать.

С учетом сказанного, можно отметить следующее определение брака: брак - свободный и добровольный союз лиц, объединенных взаимной любовью и заботой друг о друге, заключаемый с целью создания семьи.

Таким образом, существует достаточно серьезная проблема, связанная с выработкой категорий понятий семьи и брака.

Примечания

1 См.: Штомпка, П. Социология социальных изменений [Электронный ресурс]. URL: http://socioline.ru/pages/petr-shtompka-sotsi-ologiya-sotsialnyh-izmenenij.

2 Платон. Филеб. Государство. Тимей. М. : Мысль, 1999. С. 350.

3 См.: Аристотель. Сочинения. Т. 3 [Электронный ресурс]. URL : http://grachev62.narod.ru/ aristotel/arpol3.html.

4 См.: Аристотель. Сочинения. Т. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEE-AST/ARISTOTEL/nikomah.txt.

5 См.: Кант, И. Основы метафизики нравственности. М. : Мысль, 1999. С. 472.

6 См.: Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 т. СПб. : МИФРИЛ, 1993. 655 с.

7 См.: Кант, И. Основы метафизики нравственности. С. 472.

8 См.: Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 т.

9 См.: Бабосов, Е. М. Прикладная социология. Минск : ТетраСистемс, 2001. 211 с.

10 Сорокин, П. Кризис современной семьи (социологический очерк) [Электронный ресурс]. URL: http://soul.dn.ua/material/599.

11 См.: Вестермарк, Э. История брака / пер. И. Семенова. М., 1986. 66 с.

12 Гидденс, Э. Социология. М. : Мысль, 1999. 362 с.

13 Бабосов, Е. М. Прикладная социология.

14 Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М. : Статус, 2005. 672 с.

15 Бурова, С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / Белорус. гос. ун-т. Минск : Право и экономика, 2010. 444 с.

16 См.: Афанасьева, И. В. Брак и семья [Электронный ресурс]. URL: http://www.to-1.ru/ar-ticles/248.

17 Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР. М. : Мысль, 1979. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.