Научная статья на тему 'Понятие «альтруизм» и его сущность'

Понятие «альтруизм» и его сущность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альтруизм / эгоизм / нравственность / мораль / теории альтруизма / altruism / egoism / morality / moral / theories of altruism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хачатурова Кристина Григорьевна, Федотова Ирина Борисовна

Целью исследования является рассмотрение понятия «альтруизм» и его сущности в современном мире. Методы. Теоретический анализ методической, педагогической литературы по данной теме. Результат. Проанализирована сущность альтруизма в современном мире, рассмотрена эволюция понятия «альтруизм» теории нравственного, нормативного, социального обмена, а также эволюционного альтруизма. Вывод. Распространяя знания об альтруизме, можно научить общество уважать жизнь каждого человека вообще и ученика в частности на основе принципов гуманизма, воспринимая правильно потребности других людей и реагируя на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept оf "Altruism" and its Essence

The aim of the study is to consider the concept of "altruism" and its essence in the modern world. Methods. Theoretical analysis of methodological and pedagogical literature on this topic. Result. The essence of altruism is analyzed in the modern world, the evolution of the concept of "altruism" is considered the theory of moral, normative, social exchange, as well as evolutionary altruism. Conclusion. By spreading knowledge about altruism, it is possible to teach society to respect the life of every person in general and the student in particular on the basis of the principles of humanism, correctly perceiving the needs of other people and responding to them.

Текст научной работы на тему «Понятие «альтруизм» и его сущность»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.013

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-85-88

Понятие «альтруизм» и его сущность

© 2023 Хачатурова К. Г.

Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия; e-mail: khachaturova-95@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является рассмотрение понятия «альтруизм» и его сущности в современном мире. Методы. Теоретический анализ методической, педагогической литературы по данной теме. Результат. Проанализирована сущность альтруизма в современном мире, рассмотрена эволюция понятия «альтруизм» - теории нравственного, нормативного, социального обмена, а также эволюционного альтруизма. Вывод. Распространяя знания об альтруизме, можно научить общество уважать жизнь каждого человека вообще и ученика в частности на основе принципов гуманизма, воспринимая правильно потребности других людей и реагируя на них.

Ключевые слова: альтруизм, эгоизм, нравственность, мораль, теории альтруизма.

Формат цитирования: Хачатурова К. Г. Понятие «альтруизм» и его сущность // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 1. С. 85-88. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-85-88

The Concept of "Altruism" and its Essence

© 2023 Kristina G. Khachaturova

Pyatigorsk State University Pyatigorsk, Russia; e-mail: khachaturova-95@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to consider the concept of "altruism" and its essence in the modern world. Methods. Theoretical analysis of methodological and pedagogical literature on this topic. Result. The essence of altruism is analyzed in the modern world, the evolution of the concept of "altruism" is considered - the theory of moral, normative, social exchange, as well as evolutionary altruism. Conclusion. By spreading knowledge about altruism, it is possible to teach society to respect the life of every person in general and the student in particular on the basis of the principles of humanism, correctly perceiving the needs of other people and responding to them.

Keywords: altruism, egoism, morality, moral, theories of altruism.

For citation: Khachaturova K. G. The Concept of "Altruism" and its Essence. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 1. Pp. 85-88 DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-1-85-88 (In Russian)

Введение

В настоящее время общество пребывает в состоянии нарастающей напряженности, которая объясняется ростом агрессивности, эгоцентризма, стресса в обществе. Поэтому социальные явления, направленные на улучшение качества жизни людей, привлекают все больше и больше внимания. Одно из таких явлений - это альтруизм, который одновременно выступает в

качестве цели жизни, так как экзистенциальные вопросы актуальны по-прежнему и могут служить ориентирами для будущего общества.

Целью исследования является рассмотрение сущности понятия «альтруизм» и его роли в современном мире.

Методы: теоретический анализ методической, педагогической литературы по данной теме.

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 17. N0. 1. 2023

Результаты и обсуждение

Под «альтруизмом» подразумевается моральный принцип, указывающий на бескорыстие действий, направленных на удовлетворение запросов, интересов других людей. Этот термин, введенный Франсуа Ксавье Контом, основателем социологии, закрепил понятие, противоположное «эгоизму». Затем его активно использовал Герберт Спенсер. Уже в XIX веке, под некоторым влиянием утилитаризма, под альтруизмом понимается ограничение личных интересов во благо общества. Альтруизм отличался от принципа уважения, полностью запрещающего отношение к другому человеку в качестве средства достижения своих целей. Более того, альтруизм шире и принципа справедливости, запрещающего ущемление, ограничение интересов других людей. В своем истинном смысле понятие альтруизма изначально было воплощено в заповеди любви. В христианстве, а точнее, в Пятикнижии, где впервые встречается этот термин, главной основой альтруизма была заповедь милосердия, а сам альтруизм принимался за основополагающий моральный закон. В соответствии с новоевропейской философией милосердие трактовалось в духе альтруизма, содействие благу другого человека рассматривалось в качестве основы морали. Выгода других людей становилась приоритетнее личной выгоды и имела исключительное значение. С середины XIX в. альтруизм в качестве морального принципа подвергся критике со стороны христианских и особенно православных мыслителей, которые считали, что альтруизм «по-новоевропейски» неприемлем. Это объяснялось тем, что альтруизм якобы связан с «человекоугодием», предполагающим забвение Бога и обязанность человека ему служить, выполнять все его заповеди.

Альтруизм базируется на бескорыстных действиях одного субъекта, ориентированных на устранение проблемы другого человека, и эти действия лишены эгоистичных мыслей. Такое социальное явление направляет человека на жизнь ради других, на помощь им и реализацию в этом своей любви к человечеству. В таком контексте, содержанием которого является нравственное поведение личности, альтруизм рассматривали философы XIX века - В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев.

В начале ХХ в. этот феномен альтруизма был в центре внимания не только философов и социологов, но и психоаналитиков, этологов и эволюционистов. Последователи Ч. Дарвина и К. Лоренца занимались изучением альтруизма с позиций эволюционной этики. Психоаналитической школой была обнаружена связь между собственным чувством вины и добрыми делами для других людей. Несмотря на пристальное изучение феномена альтруизма, большая часть научных школ делала взаимоисключающие выводы и оставила почву для последующих размышлений о бескорыстии человеческой природы.

Во 2-й половине XX в. философские и этические проблемы, связанные с сущностью альтруизма, получили развитие в исследованиях «просоциального» поведения. В них альтруизм анализировался в контексте практических отношений между людьми, основанных на таких формах, как солидарность, благотворительность, доброжелательность. Эта проблема была переосмыслена и в контексте этики заботы. Представителями социобиологии Р. Триверсом и Э. Уилсоном была сделана попытка отразить в эволюционной генетике все биологические предпосылки альтруизма, а также неопределенность того, что именно считается так называемым «личным интересом». Но реальная проблема, отражающаяся в дилемме «альтруизм-эгоизм», заключается в противопоставленности не только общих и частных интересов, но и «моего/ чужого». Как следует из определения понятия «альтруизм», речь идет о продвижении интересов другого человека как ближнего и равного. Альтруизм отличается и от принципа коллективизма, ориентирующего человека на сотворение блага для всего людского сообщества. Вероятно, такое определение требует нормативного и прагматичного объяснения того, кто именно оценивает это идеальное благо, особенно в той ситуации, когда «другой» не может полностью оценить, что составляет его реальный интерес.

Анализируя природу альтруистических настроений у людей, некоторые из мыслителей утверждали, что способность к совершению добрых поступков присуща людям изначально, другие же ищут социальный мотив для подобной деятельности.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Каковы причины проявления людьми альтруизма в разные периоды истории человечества? Исследователями выделено несколько основных существующих форм этого социального явления, одной из которых является нравственный альтруизм. Оба понятия - «мораль» и «нравственность» - давно известны человечеству. Они выполняют функцию регуляторов общественных отношений и являются основой формирования человеческой культуры в целом и отдельной личности в частности. Одни исследователи устанавливают взаимозаменяемость этих слов, другие нацеливают на различение. В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слова «мораль» и «нравственность» объясняются так: «Мораль - это нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность» [2, с. 339]. «Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [2, с. 392]. Принципы, провозглашаемые нормами морали и нравственности, безусловно, определяют здоровое развитие общества и человека. Альтруизм - один из этих принципов. В противовес эгоизму он провозглашает способность к самоотречению, человеколюбие, благое действие для общества и людей. Угрызения совести становятся единственным мотивирующим началом для действий любого индивида. Совесть, как механизм регулирования человеческих отношений, не позволяет людям спокойно делать то, что может доставить страдания другим. Те представления о добре и зле, которые были сформированы в детстве, будут влиять на людей на протяжении всей оставшейся жизни. Человек, который бескорыстно заботится о других, живет в соответствии с золотым правилом нравственности, и внутреннее принятие морального закона не позволит ему руководствоваться эгоистичными намерениями и выгодой. Альтруизм мыслится как уважительное, справедливое отношение и соучастие в отношении к другому субъекту. Примерами такой деятельности в современном мире могут служить объединения волонтеров, благотворительные фонды, некоммерческие организации. Чем больше в обществе осуществляется взаимопомощь, тем больше растет вероятность увидеть в будущем такое об-

щество, которое реализует гуманистические этические принципы.

Нормативным называется альтруизм, в рамках которого члены сообщества действуют в соответствии с представлениями о социальной справедливости. Нормы - это социальные ожидания, которые предписывают каждому человеку обязанности и определенные правила поведения. Оказание взаимопомощи основано на нормах социальной ответственности и взаимности. Нормы «правильного поведения» и личной ответственности не позволят человеку пройти мимо плачущего ребенка, избитого человека, брошенного животного.

Согласно теории социального обмена, человек все-таки извлекает выгоду из осуществления альтруистических намерений. Это может выражаться в укреплении уверенности и гордости за свои поступки, повышении самооценки, улучшении собственной репутации в обществе, что на самом деле превращается в замаскированный эгоизм. Иными словами, человек, помогающий людям, рассчитывает на их помощь в другой ситуации. И тогда становится необходимым и выгодным оказывать взаимопомощь в подобных расчетах.

Наряду с названными теориями не менее популярной стала концепция эволюционного альтруизма. Ученые, этологи и зоопсихологи, утверждают существование «праморали» животных, легшей в основу человеческой этики. Самоотверженность может быть невыгодна и даже опасна для особи, но при этом полезна для иных представителей ее вида, и поэтому она закрепляется в качестве инстинктивной программы вида Homo Sapiens.

Выводы

Итак, альтруизм предполагает такую стадию развития личности, когда отвергается жизнь лишь во имя утилитаризма, гедонизма, перфекционизма. Естественно, что на определенных этапах развития собственной личности человек может стремиться получить максимальное удовольствие - это для него чревато эгоизмом. Утилитаризм может позволить выстроить взаимовыгодные отношения в обществе, но и это не всегда приведет человека к ощущению состояния счастья. Перфекци-онизм ведет к осознанному изменению и совершенствованию личности, но и этого становится недостаточным для 10-20 % людей, живущих на Земле. И эти люди

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 1. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 1. 2023

оказывают бескорыстную помощь другим, они никогда не ставят свои интересы выше интересов других.

Если рассказать подрастающему поколению о нормах и законах, принятых в обществе, это не станет гарантией их альтруистического поведения по отношению к другим людям. Возможно, что человек может никогда не нарушить закон, не обидеть старших в семье, но он может и не совершить бескорыстного поступка на благо другого человека. Значит, необходимо воспитывать альтруизм, культивировать альтруистические настроения, пропагандировать их через средства мас-

стематический курс). 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 625 с.

2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия

maticheskij kurs). [Philosophy: Textbook (systematic course)]. 5th ed., reprint. and additional. Moscow: Dashkov and K°Publ., 2019. 625 p. (in Russian)

2. Ozhegov S. I. and Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeolog-icheskih vyrazhenij [Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseo-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Хачатурова Кристина Григорьевна, аспирант, кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания, Пятигорский государственный университет (ПГУ), Пятигорск, Россия; e-mail: kha-chaturova-95@mail.ru

Научный руководитель: доктор педагогических наук, заведующий кафедрой словесности и педагогических технологий филологического образования, ПГУ, Федотова Ирина Борисовна

совой информации, объясняя людям, какую помощь они могут оказать, тратя на нее немного времени. И тогда в этих обстоятельствах люди смогут позиционировать себя заботливыми и склонными к помощи, что, в свою очередь, будет благоприятствовать совершению новых альтруистических поступков. Распространяя знания об этом социальном явлении в школе и обществе, можно научить воспринимать потребности других людей, реагировать на них и относиться к жизни другого человека в соответствии с принципами альтруизма и гуманизма.

градова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2013. 874 с.

3. Соловьев В. С. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с.

ences. V. V. Vinogradov Institute of the Russian Language. 4th ed., supplemented. Moscow: OOO A TEMP Publ., 2013. 874 p. (in Russian)

3. Soloviev V. S. Opravdanie dobra [Justification of good]. Ed. O. A. Platonov. Moscow: Institute of Russian Civilization, Algorithm, 2012. 656 p. (in Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation Kristina G. Khachaturova, postgraduate, the chair of Intercultural Communication, Linguodidactics, Pedagogical Technologies of Education, Pyatigorsk State University (PSU), Pyatigorsk, Russia; e-mail: khacha-turova-95@mail.ru

Scientific supervisor: Doctor of Pedagogy, the head of the chair of Literature and Pedagogical Technologies of Philological Education, PSU, I. B. Fedotova

Литература

1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник (си- наук. Институт русского языка им. В. В. Вино-

References

1. Balashov L. E. Filosofiya: Uchebnik (siste- logical expressions] / Russian Academy of Sci-

Принята в печать 16.02.2023.

Received 16.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.