Научная статья на тему 'АЛЬТРУИЗМ КАК МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО САМОСОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВА'

АЛЬТРУИЗМ КАК МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО САМОСОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / АЛЬТРУИЗМ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клыпа Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема духовности с позиции психологии личности как потребность в ценностях, не существующих в материальном мире и как процесс смыслообразования и самоактуализации человека. Одним из механизмов духовного развития личности и общества является альтруистическое поведение. Рассмотрено содержательное значение альтруизма в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTRUISM AS A MECHANISM FOR SPIRITUAL SELF-PRESERVATION OF SOCIETY

The article discusses the problem of spirituality from the position of the psychology of the person as a need for values that do not exist in the material world and as a process of sense-formation and self-actualization of a person. One of the mechanisms of spiritual development of the personality and society is an altruistic behavior. Considered the meaningful meaning of altruism in the modern world.

Текст научной работы на тему «АЛЬТРУИЗМ КАК МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО САМОСОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВА»

способов обработки информации, в которых важное место занимают именно разделение объектов на классы и установление связей между ними. При закреплении пройденного материал можно использовать упражнения, направленные на развитие именно навыков интеграции и дифференциации. Учащиеся в этом случае не «выпадают»из-под контроля - их вынуждают использовать навыки дифференциации и интеграции только после того, как они уже усвоили материал. Кроме того, процедура тестирования становится более справедливой, и это дает равные возможности всем участникам в демонстрации того, что они знают или умеют.

Средние подростки начинают испытывать трудности в усвоении материала как раз в ситуации, когда имеют низкую когнитивную интегрированность. Педагоги могут помочь им преодолеть сложности, используя упражнения, развивающие данную характеристику когнитивной сферы. Нужно помогать школьникам в формировании навыков установления связей между предметами и явлениями, использования знаний из одной области учебных дисциплин в другой и т.д. Помочь детям развить когнитивную интегрированность помогут задания, направленные, например, на умение находить аналогии, выстраивать разнообразные взаимосвязи, строить цепочки зависимостей явлений и т.д.

Совсем иной ракурс связи учебных дисциплин с изучаемыми характеристиками познавательной сферы открывается нам в старшем подростковом возрасте. Если у подростка низкие показатели когнитивной дифференцированности, то у него часто возникают проблемы с изучением гуманитарных дисциплин. Если подросток имеет низкие показатели когнитивной интегрированности, он может испытывать трудности в усвоении предметов естественнонаучного цикла. В связи с этим мы можем сформулировать разные рекомендации для педагогов в зависимости от предметов, которые они преподают. Учителям русского и иностранного языков, литературы, истории и т.д. следует учить детей выделять как можно больше признаков в рассматриваемых категориях, разбивать предметы на разнообразные классы, классифицировать изучаемые свойства и т.д. Учителям математики, химии, физики и т.д. необходимо вырабатывать у школьников такие навыки, как умение находить аналогии, выстраивать разнообразные взаимосвязи, строить цепочки зависимостей явлений и т.д., т.к. именно эти навыки потребуются детям при изучении данных дисциплин.

Во время обучения в школе учащиеся с различными характеристиками конструктивной системы могут оказывать взаимное влияние друг на друга, увеличивая показатели. В связи с этим можно применять практику, при которой подростка с низкими показателями по какой-либо из характеристик объединяют в пару с учеником, имеющим высокие показатели по этой характеристике. Сам учитель также может модифицировать задания, связанные с текстом, занятиями по учебнику и использованием раздаточных материалов, чтобы адаптировать их ко всем группам учащихся. В среднем классе многие дети обладают средней для данного возраста когнитивной сложностью. Лишь немногие попадают в группу риска, и задача учителя - вовремя заметить этих учащихся и оказать им помощь. Данный подход требует от учителя обратить внимание на состав класса, чтобы учесть его характеристики при планировании уроков, отборе материалов и выборе методик преподавания, а также оказывать индивидуальную помощь отдельным ученикам с низкой когнитивной сложностью.

В процессе обучения также необходимо учитывать и гендерные особенности когнитивной сложности подростков. Установлено, что когнитивная система девочек отличается большей когнитивной дифференцированностью, в то время как мальчики обычно показывают большую когнитивную интегрированность системы [4]. Таким образом, учителя могут давать индивидуальные задания детям с учетом их гендерных особенностей. При закреплении пройденного материала девочкам лучше предложить задание, которое будет развивать их когнитивную интегрированность, в то время как мальчикам -задание на развитие когнитивной дифференцированности. Например, девочкам можно предложить найти сходства между предметами, а мальчикам - найти как можно больше отличий. Девочек можно попросить найти как можно больше способов использования полученных знаний в других предметных областях, мальчиков - составить список изученных свойств предмета и т.д.

Конечно, существует большое количество государственных и частных консультационных центров, предлагающих курсы обучения навыкам тех учащихся, которые испытывают трудности в понимании и усвоении материалов (они учат детей, не соответствующих основным профилям, работать теми способами, которые соответствовали бы требованиям для основного потока), однако учителя могут оказывать куда большее влияние и добиваться гораздо больших результатов простым преподаванием с ориентацией на основной состав и непосредственной помощью учащимся группы риска.

Литература:

1. Назарова, В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастных интеллектуальных особенностей школьников: канд. диссертация / В.В. Назарова. - М., 2001.

2. Келли, А.Дж. Теория личности / А.Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с.

3. Ливер, Б.Лу. Обучение всего класса / Б.Л. Ливер. - М.: Новая школа,1995. - 48 с.

4. Калинкина, Е.М. Динамика когнитивной сложности у подростков / Е.М. Калинкина. - Вологда, ВГПУ, 2012. - 54 с.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

АЛЬТРУИЗМ КАК МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО САМОСОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается проблема духовности с позиции психологии личности как потребность в ценностях, не существующих в материальном мире и как процесс смыслообразования и самоактуализации человека. Одним из механизмов духовного развития личности и общества является альтруистическое поведение. Рассмотрено содержательное значение альтруизма в современном мире.

Ключевые слова: духовность, альтруизм, альтруистическая направленность.

Annоtation. The article discusses the problem of spirituality from the position of the psychology of the person as a need for values that do not exist in the material world and as a process of sense-formation and self-actualization of a person. One of the mechanisms of spiritual development of the personality and society is an altruistic behavior. Considered the meaningful meaning of altruism in the modern world.

Keywords: spirituality, altruism, altruistic orientation.

Введение. Интерес к данной проблеме вызван особенностями развития мирового сообщества на современном этапе (политика, экология, морально-нравственные позиции, пандемия, искусственный интеллект и др.). Современный мир подошел к тому рубежу, когда оголились его глобальные проблемы, доведенные до абсурда. В первую очередь это касается

проблемы духовности: дегуманизация, деморализация людей, рост межличностных, межэтнических, международных конфликтов, разделение людей на низшие и высшие слои населения и т.д.

В связи с этим стоит подчеркнуть, что именно духовная сторона бытия человека является средством ориентации в окружающем мире (на основе норм, догм, идей, образов) и взаимодействия с ним. Через духовность идет познание человеком самого себя, осознание своего предназначения в этом мире, определение смысла жизни. Необходимо отметить, что, как правило, идеальные нормы, рожденные одной исторической эпохой, заменяются другими, вызывая в обществе состояние духовного противоборства и даже тотального разрушения. Возникает вопрос, а существуют ли механизмы духовного самосохранения народа? История развития человечества показывает, что определенные механизмы духовного самосохранения, заложенные в обществе и культуре существуют. Одним из них является альтруизм.

Изложение основного материала статьи. Идея о духовной исторической миссии России, о России как духовном «сердце мира», «сердце человечества», как «Третьего Рима» развивается на протяжении нескольких веков.

Эта идея непосредственно связана с православным возрождением нашей страны, актуализации в народном сознании духовных смыслов. В настоящее время это наиболее актуально в связи с активно проявляющейся русофобией в странах Европы и США.

Отечественная духовно-нравственная традиция исходит из стремления к единству людей, отношение к другому человеку как к брату. Анализируя психологические характеристики мировоззрения людей Древней Руси на основе «вненучных источников» [определение В.А. Кольцовой], следует выделить стремление славян выстраивать отношения между людьми основанные на дружелюбии, понимании, принятии, помощи, смирении, самопожертвовании, на использовании принципа «суда по справедливости». Все это свидетельствует о глубинных нравственно-психологических ценностях русского народа, можно сказать «бессознательного» нации.

Русские философы (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франкл, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский и др.), изучая проблемы человека, особое место отводили вопросу о цели и назначении человека, ставили акцент на онтологической, аксиологической, морально-этической проблематике. Понятие «духовность» определялась ими как устремленность к возвышенному, высшим ценностям, нравственным императивам, как постоянный поиск человеческого в себе - в человеке.

Вопрос о природе духовности, ее детерминантах не имеет однозначного ответа, поскольку сфера духовности выходит за рамки рациональности, чувственно-волевой сферы, являясь гораздо сложнее по содержанию всех этих компонентов. Вне всякого сомнения, можно отметить, что духовность не формируется исключительно посредством образования. По мнению русских философов, человек непрерывно «создается», «самосозидается», вырабатывая и проявляя способность, умение выйти за рамки узкоэгоистического стремления выжить и преуспеть, и бескорыстно действовать во благо другого либо общества в целом. Именно такие характеристики соотносятся с понятием «альтруизм». Несмотря на разнообразные подходы к анализу проблемы альтруизма, очевидно, что альтруистическое поведение всегда осуществляется в определенной ситуации и представляет собой специфический вид взаимодействия людей в социуме.

Современная молодежь (в опросе участвовали студенты, обучающиеся по психолого-педагогическому направлению) определяют и оценивают альтруистическое поведение с разных позиций, как положительно (гораздо больший процент), так и отрицательно: «На мой взгляд, альтруизм - одно из важнейших качеств в человеке. Это способность человека помочь другому, несмотря на все те трудности, которые есть у него в жизни. Это способность безвозмездно помогать, не ожидая ничего взамен. Это то, на чем все еще держится наш мир. Если бы не было этого качества, то, на мой взгляд, мир бы давно рухнул. Далеко не все обладают этим качеством. Но те, в ком это есть, могут по праву считаться «людьми на вес золота»; «Я считаю, что альтруист - человек, который без личных целей и мотивов помогает людям, его действиями руководит лишь искренняя любовь и сопереживание другим. В некоем роде это самопожертвование собой ради благополучия окружающего мира»; <«Альтруизм - это бескорыстная забота о ближних, щедрость и доброта по отношению к другим. Альтруист - это человек, любящий других больше себя, готовый для других, в ущерб себе, сделать все возможно и невозможное. В современном мире очень немного, можно даже сказать мало настоящих альтруистов»; «Для меня альтруист это человек, который всегда делает что-то хорошее и доброе на бескорыстной основе, не требуя ничего взамен. Такой человек только в самый последний момент может думать о себе, для него важнее другие люди, но не он сам. Этот человек жертвует своими нуждами и потребностями в пользу другого человека»; «Альтруисты стараются угодить другим, не учитывая свои интересы и желания», «Я думаю, что альтруизм - это когда человек ставит интересы других превыше своих. На мой взгляд, это очень глупо, потому что человек в итоге живёт жизнью других, а не своей»; «Альтруизм вредит как самому человеку (альтруисту), так и тому, кому помогают»; «Я отношусь к альтруистическому поведению отрицательно. Поскольку мы живём в такое время, когда люди не ценят хорошего отношения к себе, и тем более, когда для них делают что-то хорошее и не просят ничего в замен. Человек может это просто использовать себе во благо, манипулируя альтруистом. И для чего это нужно, быть чьей-то "марионеткой"? Только себе вредить. Не отрицаю, что есть люди, которые будут ценить такую отдачу от альтруиста, но, как мне кажется, таких людей очень мало».

Следует подчеркнуть, что существует подход отрицающий саму возможность существования альтруизма, основанный на том, что все аспекты поведения человека детерминированы личным интересом. Об этом говорил еще Гельвеций. Да и сейчас попытки низвести альтруизм до эгоизма весьма популярны среди современной молодежи. Даже студенты педагогических специальностей высказывают суждения о том, что «человек помогает другим, поскольку вид страданий другого человека расстраивает меня, я готова помочь, чтобы не страдать самой», «человек не может бескорыстно действовать, не считаясь со своими интересами, это противоречит его природе» (по результатам опроса студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению).

В научной литературе существуют разные подходы к пониманию феномена «альтруизм». Проблема альтруизма в истории научной мысли развивалась задолго до определения и использования этого понятия.

Одним из первых философов, описавших феномен альтруизма, является Сенека. Он писал о благодеянии как о деятельности, направленной на благо других.

Шотландский философ XVIII в. Дэвид Юм указывал на то, что в разных языковых культурах существуют понятия, выражающие наивысшую добродетель, которую человек может проявить в течение своей жизни: «добродушный», «милосердный», «благородный», «благодетельный». Эти качества являются естественной потребностью человека, т.к. они необходимы для выживания общества.

Английский писатель, агностик Лесли Стивен (XIX в.), напротив, негативно писал об альтруизме как об опасном для человека занятии, поскольку он жертвует своим здоровьем, комфортом.

В научный оборот термин «альтруизм» был введен в XIX в. Огюстом Контом, французским философом. Он рассматривал категорию альтруизма через категорию «эгоизм». Считал, что эгоизм должен быть подчинен альтруизму - это главная задача человеческой жизни. Альтруизм по Конту - «Живи для других»: сильные должны самоотверженно опекать слабых, а слабые должны высказывать почтение к сильным («два лучших альтруистических инстинкта»).

Американский психолог XX в. Генри Мюррей рассматривает альтруизм как мотив помощи, который проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении утешать, опекать, защищать, заботиться.

В начале XX в. в работах русских философов активно обсуждалась идея соборности (В.С., Соловьев, А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, П. Флоренский и др.), связанная так или иначе с феноменом альтруизма.

Прежде всего следует указать на работу В.С. Соловьева «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897), в которой он подчеркивает, что смысл жизни человека заключается в добре, доступном нам внутренне через нашу совесть и разум. Считал, что человек по назначению своему «есть безусловная и внутренняя форма для добра как безусловного содержания; все остальное условно и относительно» [4, С. 96]. Философ объясняет альтруизм как естественное проявление человеческой природы, обнаруживающееся в нравственной солидарности с другими человеческими существами, и выделяет два правила альтруизма: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других (правило справедливости); 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других (правило милосердия), т.е. трактовал принцип альтруизма в духе христианской заповеди любви.

П. Флоренский в работе «Столп и утверждение истины» (1914), рассматривая проблему любви, отмечал, что любовь носит онтологический, а не психологический характер. Внешний альтруизм без внутренней устремленности к Богу несуществен. Альтруистическая любовь в большей степени синергийный (синергия - сотрудничество, содействие) акт, чем личностный (индивидуальный), и осуществляется как процесс соединения всех любящих с Божественной энергией, живой Истиной. Любовь без Бога - призрак любви.

В.В. Зеньковский - философ, богослов, педагог, психолог выработал свое учение о метафизике человека. Все его работы написаны в духе православного мировоззрения, в которых подчеркивается примат духовного начала в человеке. В своей работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934) обратил внимание на то, что «слабость и некая растерянность современной педагогической мысли связаны с ее подчиненностью, принципам натурализма, тогда как надлежащее свое осмысление педагогическое творчество может найти лишь на почве религии, в частности - в системе христианской антропологии», предполагающей альтруистическую любовь [1, С. 5].

Современные исследования феномена альтруизма рассматриваются с биосоциопсихологической позиции.

В.Р. Кейсельман [2] рассматривая модель альтруизма, выделяет виды альтруистического поведения: природный альтруизм (родственный/ родительский альтруизм, половой, реципрокный/ранговый/коалиционный, принудительный) и социальный альтруизм (подлинный и невротический), а также типы альтруизма: вынужденный и избыточный. В работе описан трансфинитный уровень альтруизма как высший духовный уровень альтруистического поведения, детерминированный базовыми общечеловеческими нормами и основан на свободе внутреннего мира и связанной с ним ответственности. Этот вид альтруизма свободен от агрессии, состоит в бескорыстном проявлении любви и добра.

В.Е. Якимова [7] выделяет такие виды альтруизма, как эмпатический, эгоистический, абстрактный (нормативный), неадаптивный (контрадаптивный). В случае эгоистического альтруизма благотворительность в пользу другого детерминирована стремлением к психологическому или моральному самоудовлетворению. Возникает вопрос: будет ли такой акт являться подлинным альтруизмом? Абстрактный или нормативный альтруизм детерминирован социальными нормами: религиозными, культурными (например, долг перед родителями, Родиной, смерть во имя идеи). Неадаптивный альтруизм - акт, приносящий вред самому субъекту.

Интересны результаты эмпирического исследования американских психологов L.E. Park, J.D. Troisi, J.K. Maner [8] из государственного научно-исследовательского университета в США (Университета штата Нью-Йорк в Баффало), изучавших типы мотивации людей в ситуациях коллективного взаимодействия: альтруистическую и эгоистическую направленность. Альтруистическое поведение они определили как способность и желание людей быть отзывчивыми и внимательными к нуждам других без ожидания на взаимность. Исследователи отмечают, что альтруистическое поведение коррелирует с ощущением защищенности и адекватной самооценкой. Люди, демонстрирующие позитивный стиль привязанности, высокий уровень эмпатии, уверенность в себе и собственной значимости для других, более склонны к бескорыстному поведению, что очень ценно - индивиды, оказывающие социальную поддержку и помощь другим, обладают более сбалансированным психическим здоровьем, и наоборот, индивиды с преобладанием эгоистической направленности, обеспокоенные удовлетворением собственных потребностей, показывают в гораздо большей степени неудовлетворительное психологическое самочувствие. Авторы делают вывод, что альтруистическая направленность полезна и для самого человека, и для социума.

Считаю, что в работе со студенческой молодежью необходимо создавать условия, способствующие развитию альтруистической направленности личности, формируя у них умения самостоятельно стоить иерархию жизненно важных ценностей, позволяющих разрешать моральные дихотомии добра и зла, полезного и вредного, справедливого и несправедливого и на этой основе делать самостоятельный осознанный выбор поведения; навыки эмпатийного взаимодействия. Все эти умения и навыки связаны с формированием самодостаточности личности, без которой трудно ощутить целостность своего существования и проявлять альтруистические качества. Этот феномен доказан многовековой историей человечества, описан в трудах философов, психологов педагогов прошлого.

Выводы. Проблема альтруизма приобретает особую значимость в контексте современных процессов духовной глобализации на основе рефлексии альтруизма в различных культурах. Вместе с тем, в разных культурах мы находим отличительные характеристики альтруистического поведения. В одних культурах альтруизм рассматривается как фундаментальный компонент духовности, позволяющий человеку проявлять искреннее неравнодушное отношение к конкретным людям. Такой альтруизм детерминирует подавление эгоистических амбиций, определяет гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать. В других - происходит подмена альтруизма разумным эгоизмом, когда индивид во всех своих действиях исходит из любви к себе, но поскольку человек разумен, он начинает понимать, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным числом трудностей, прежде всего потому, что все желают одного и того же - удовлетворения своих потребностей. Поэтому люди постепенно приходят к выводу, что имеет смысл в какой-то мере ограничить себя, что делается вовсе не от любви к другим людям, а из любви к себе. Разумный эгоизм - гарант спокойной и нормальной совместной жизни. Такой подход активно поддерживается современной молодежью.

Разработка проблемы духовности предполагает изучение во многом утраченного наследия отечественной психологической мысли, развивавшей целостный подход к изучению человека, и исходившей из представления о первозначимости духовного уровня в иерархии соотношения духового, душевного и телесного в человеке.

Литература:

1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 1993. - 222 с.

2. Кейсельман В.Р. (Дорожкин). Грани альтруизма. - Киев 2016. - 320 с.

3. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 508 с.

4. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев. - Сочинения в 2 т. - Т. 1. - М., 1988.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. - М.: Изд-во АСТ, 2003. - 640 с.

6. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. - 1971, №10. - С. 193-213.

7. Якимова Е.В. Феномен альтруизма: новые аспекты и современные аналитические тенденции // Социологический ежегодник. - 2012: Сб. науч. тр. / Ред. и сост. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН. 2012. - С. 241- 266.

8. Park L.E., Troisi J.D., Maner J.K. Egoistic versus altruistic concerns in communal relationships // J. of social a personal relationships. - L., 2011. - Vol. 28, №3. - P. 315-335.

Психология

УДК 159.9.

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Беляев Кирилл Владиславович

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Аннотация. В статье рассматриваются психологические и технические аспекты изучения предпочтений пользователей компьютерных игр. Проанализированы работы ученых-психологов в данной области. Эмпирически исследовано отношение респондентов к компьютерным играм, описан образ «идеальной» компьютерной игры, исходя из их ответов. Изучен общий уровень тревожности по методике Спилберга-Ханина. Сделаны выводы о предпочтениях пользователей компьютерных игр и их психоэмоциональном состоянии.

Ключевые слова: компьютерная игра, пользователь, отношение к компьютерным играм, востребованные жанры компьютерных игр, уровень тревожности.

Annotation. The article discusses the psychological and technical aspects of studying the preferences of users of computer games. Analyzed the work of psychologists in this area. The attitude of respondents to computer games is empirically investigated, the image of an "ideal" computer game is described based on their answers. The general level of anxiety was studied using the Spielberg-Khanin method. Conclusions are made about the preferences of users of computer games and their psycho-emotional state.

Keywords: computer game, user, attitude to computer games, popular genres of computer games, level of anxiety.

Введение. Компьютерные игры являются одним из наиболее интересным техническим явлением за последнее время. Их феномен изучают психологи, педагоги и сами разработчики, чтобы понять какой продукт будет наиболее востребован на рынке, каким образом он привлекает играющих, как повлияет на психоэмоциональное состояние пользователей и их мыслительные процессы и т.п.

Учеными изучаются эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, эмоциональные и социальные особенности играющих; предпринимаются попытки изучения способов избавления от игровой зависимости (Ю.Д. Бабаев, Е.О. Смирнов, В.С. Собкин, А.Г. Шмелев и др.). Как отмечают некоторые авторы: существует личностная предрасположенность к увлеченности компьютерным играм, а с ростом игрового опыта взаимосвязь между личностными особенностями и игровой активностью усиливается (С.К. Рыженко, Ю.В. Фомичева, Л.И. Шакирова). В ряде работ затрагиваются вопросы агрессивного состояния после компьютерных игр (В.И. Медведев, Ю.Д. Бабаева). Интересны исследования про роль компьютерных игр в процессе обучения, влияние их на мыслительную активность обучаемого (Е.П. Велихов, В.В. Рубцов, Е.И. Машбиц).

С.А. Шапкин выделяет психологические принципы, на которых должны строиться компьютерные игры. К ним относятся: гуманистичность, функциональность, когнитивное наполнение, эмоциональная включенность и прозрачность [10].

Также анализ литературы позволил выделить такие психологические функции компьютерных игр как компенсаторную, преобразовательную, психокоррекционную и психотерапевтическую. Вместе с тем, недостаточно работ, которые бы соединили вопросы, связанные с разработкой компьютерной игры и дальнейшем продвижением ее на рынке и личностными особенностями тех игроков, на которых она ориентирована.

Таким образом, при разработке компьютерной игры, наряду с ее техническими характеристиками, необходимо определить личностные и социальные особенности того сегмента рынка, на который она будет ориентирована. Основные вопросы, которые были затронуты нами в работе - это критерии выбора респондентами компьютерной игры; отношение респондентов к компьютерным играм и общий уровень их тревожности.

Изложение основного материала статьи. Нами было опрошено 45 респондентов, преимущественно студентов 2-3 курса КГУ им. К.Э. Циолковского (из них мужчин 67,7%). Все испытуемые обучаются по направлению «Информационные системы и технологии» и являются достаточно «продвинутыми» потребителями компьютерных игр. Респондентам было предложено три опросника - два разработано авторами исследования самостоятельно (направлены на изучение отношения респондентов к компьютерным играм) и методика Спилберга-Ханина (на выявление уровня тревожности).

Обратимся к полученным результатам, полученным по первому опроснику (отношение респондентов к компьютерным играм). Подавляющее большинство респондентов положительно относятся к компьютерным играм (82,2%), у остальных же отношение является нейтральным, количество респондентов с негативным отношением равно нулю. Диаграмма отношения к компьютерным играм представлена на рис. 1.

Рассматривая временной диапазон, который посвящают студенты компьютерным играм (исходя из опроса), можно понять, что все респонденты тратят разное количество времени на игры в неделю. Для 43,6% респондентов достаточно проводить за компьютерными играми менее 5 часов в неделю, 14,3% - 5-10 часов, 38,1% без перерыва проводят за играми до 25 и более часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.