Т.Н. Ильина*
ПОНЯТИЕ «АДВОКАТУРА» В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация. В статье анализируется термин «адвокатура» в России во второй половине XIX - начале ХХ века, представлены его семантические и правовые особенности. Доказывается тезис о том, что состав дореволюционной адвокатуры был неоднороден, в него входили различные лица, осуществлявшие правозащитные функции. В статье дается краткий анализ каждой из названных категорий.
Ключевые слова: адвокатура, присяжный поверенный, помощник присяжного поверенного, частный поверенный, кандидат на судебные должности, нелегальная адвокатура.
Одной из центральных категорий, с которыми сталкивается исследователь при изучении научной проблемы, является терминология. Конечно, данное понятие выходит за пределы чисто научного изучения: терминами оперирует и законодательство, и правоприменительная практика. Терминология служит одним из приемов юридической техники, в случае несовершенства правовой нормы законодатель в первую очередь пытается уточнить именно языковую нагрузку термина.
Под юридическим термином понимают слова, употребляемые в законодательстве, являющиеся с одной стороны - обобщенными наименованиями юридического понятия, а с другой - имеющие точный и единственный смысл1. Исторически правовые понятия (то, что определяет термин) прошли свое развитие от конкретных к абстрактным, от казусов к широким нормативным предписаниям, способным охватить всю полноту общественных отношений, которые они регулируют. При этом следует отличать термины, используемые в законодательных актах, и термины, употребляемые в научных работах. Первые характеризует однозначность понимания, а также определенная статичность и неизменность содержания. Такие термины составляют смысловую основу нормативного акта, от их точного и единообразного использования зависит правильное применение правовой нормы в целом.
Для терминов правовой науки (как и любой другой науки) нет подобных ограничений. Таким терминам присуща вариативность, они подвержены процессам развития языка, его лексико-семантическим особенностям, использованию слов-синонимов, в научных текстах приветствуется приведение концептуальных различий на определение того или иного термина. Все это делает использование термина в научной литературе более
* Ильина Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета, кандидат юридических наук, tanayunik((rambler.ru
1 См., например: Язык закона / под. ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. С. 65.
свободным, зависящим от вкуса исследователя, служащим инструментом индивидуального авторского стиля.
Однако лексико-семантические особенности русского языка часто препятствуют однозначному применению термина в нормативном акте. Так, в правовой лексике могут использоваться многозначные термины, что приводит к ошибкам в правоприменительной деятельности. Но при этом опытный правоприменитель правильно понимает большинство терминов либо за счет контекста их использования, либо благодаря уточнению, данному самим законодателем. Сложность понимания термина может быть также вызвана введением его в правовой оборот впервые, неудачным заимствованием из иностранного языка или наличием терминов-синонимов.
На основе данных теоретических заключений попытаемся определить содержание термина «адвокатура» в России во второй половина XIX-начале ХХ века. Данный термин стал «заложником» двух противоположных тенденций при его употреблении. С одной стороны, «адвокатура» - слово, имеющие несколько значений, с другой - наряду с термином «адвокатура» существовало несколько синонимичных понятий.
В современной России понятие «адвокатура» несет двойную смысловую нагрузку. Во-первых, как указано в статье 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «адвокатура» - это профессиональное сообщество адвокатов, то есть общность лиц, имеющих статус адвоката, обязанных состоять в особых организационных структурах - региональных адвокатских палатах2. Во-вторых, в более общем значении «адвокатуру» можно понимать как действующий на определенных принципах общественный институт, гарантирующий гражданам право на квалифицированную юридическую помощь. Такое понимание термина «адвокатура» является, по сути, общепризнанным. В большинстве западноевропейских стран адвокатура рассматривается как профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, к которым относятся, с одной стороны все лица, ведущие юридическую практику, а с другой - составляющее особую организационно-правовую корпорацию с собственной компетенцией. Например, такое понимание адвокатуры исходит из смысла Основных положений о роли адвокатов, принятых на восьмом конгрессе ООН в 1990 году3.
Термин «адвокатура» имеет латинское происхождение, глагол «advoco» переводится как «приглашаю», а «advocatus» как «призванный». Именно в этой транскрипции слово адвокат вошло в большинство европейских
2 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.
3 Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) // http://zakon.kuban.ru/private/advokat/opra90.htm#3 (дата обращения - 1 сентября 2012 г.)
языков4. В России термин «адвокат» в значении лица, осуществляющего защиту или представительство в суде, известен с середины XVIII века. Достаточно вспомнить знаменитые высказывания Екатерины II: «Адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива» и относящееся уже к XIX веку Николая I: «Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживём и без них»5. Приведенные цитаты говорят не только о неупотреблении термина «адвокат», но и иллюстрируют отношение власти к институту адвокатуры. Надо полагать, что этим объясняется отсутствие официального закрепления термина в нормативных документах. Этим же, на наш взгляд, объясняется отказ от термина «адвокат» в будущем, при введении института адвокатуры во второй половине XIX века. В проекте судебной реформы, известном как «Основные положения преобразования судебной части в России», разработанном Государственным советом, впервые вместо слова «адвокат» был употреблен термин «присяжный поверенный». Такая замена была обусловлена желанием законодателей использовать привычный для русского человека термин, при этом наделив его новым смыслом. «Присяжный» означало «давший присягу», т.е. выполняющий установленные законом функции на ходатайство в суде. В одном из критических замечаний на проект преобразований секретарь уголовного суда города Воронежа отмечал, что законодатель «избегает названия «адвокат» по какому-то предубеждению» и предложил использовать термин «присяжные целовальники», правда, последнее было сделано в шутку. Секретарь уголовного суда считал, что поверенные, коими до судебной реформы являлись ходатаи, негативно воспринимались общественностью6.
Более конструктивная критика «Основных положений», ссылаясь на иностранный опыт, базировалась на положении о необходимости разделить в правовом положении собственно адвоката, т.е. защитника и поверенного, т.е. представителя тяжущегося в суде. Так, во Франции со Средневековья были известны адвокаты ^vocat) и поверенные (avoues), занимающиеся письменной подготовкой дела к судебному процессу. К ним, как правило, предъявлялись более низкие требования, чем к адвокатам. В Италии наблюдалась такая же ситуация. Защитники «^wocato» и поверенные «procuratori» обладали различным правовым статусом. Для желающего стать адвокатом требовалось закончить университет со степенью доктора права, пройти трехлетнюю стажировку у практикующего адвоката и после сдать государственный экзамен. Поверенным также были необходимы юридическое образование и продолжительная стажировка. В Англии издревле адвокаты были подразделены на две категории: барристеров и солиситоров. Барристеры являлись собственно адвокатами, выступали в суде,
4 аdvocate (англ.); аdvokat (швейц. нем.); аdvokat (нем.); аvocat (фр.); аvvocato (ит.).
5 История русской адвокатуры. Т. 1. / под ред. И.В. Гессена. М., 1997. С. 30.
6 Там же. С. 67.
солиситоры же выполняли обязанности юрисконсультов .
Таким образом, в зарубежных странах при организации адвокатуры исходили из тезиса о том, что каждый адвокат являлся поверенным, но не каждый поверенный мог быть адвокатом. Отличие данных терминов заключалось в различных плоскостях профессиональной деятельности и, как следствие, в разных квалификационных требованиях. Отечественный законодатель отказался от подобного деления. В ходе судебной реформы 1864 года в России была учреждена адвокатура, совмещающая функции защиты и судебного представительства, а адвокаты получили название
8 тз
присяжных поверенных . В последующем многие представители данной профессии усматривали в таком совмещении отрицательные стороны. Е.В. Васьковский утверждал, что слияние правозаступничества и судебного представительства «повредило достоинству профессии»9. Развивая мысль Васьковского, адвокат М. Гребенщиков отмечал, что русские адвокаты «пледируют только иногда по назначению суда, а главным образом действуют в конкурсах, занимаются взысканием по бесспорным документам и другими тому подобными вещами, требующими не столько познаний в области юридических и общественных наук, сколько известной ловкости и юркости»10. Такое искажение сущности адвокатской деятельности объясняется не только положениями закона, но и во многом жизненными реалиями того времени. Развитие промышленности, банковского дела, торговли влекло за собой появление различных дел о злоупотреблениях, несостоятельности, о банкротствах, всевозможных финансовых разбирательствах, увеличилось количество земельных споров. Все эти вопросы становились объектами судебных разбирательств с участием квалифицированных адвокатов. Вместе с тем число присяжных поверенных в первые годы реализации судебной реформы было невелико. Например, в Петербурге при окружном суде состояло всего 27 адвокатов11. В 1870-е годы
численность государственных защитников возросла. В Московском округе в
12
1878-1879 годах состояло 268 присяжных поверенных , в Харьковском -
13
119 . В это время адвокатура сосредотачивалась в основном в столицах и крупных городах, и лишь незначительная ее часть занималась адвокатской практикой при окружных судах. Так, в Курске количество первых адвокатов
7 Организация адвокатуры в современных европейских государствах // Юридический вестник. 1890. Т. VI. Кн. 2. С. 247-251.
8 Судебные уставы Александра II. Ч. III. СПб., 1867. Ст. 353-406.
9 Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. СПб., 1893. С.
10 Гребенщиков М. Задачи адвокатуры // Журнал гражданского и уголовного права. 1886. Кн. 5. С. 3.
11 Бородин Д.Н. Исторический очерк русской адвокатуры. Пг., 1915. С. 66.
12 История русской адвокатуры. Т. 2 / под ред. М.Н. Гернет. М., 1916. С. 370.
13 Левенстим А.А. Харьковский судебный округ. 1867 - 1902 гг. Исторический очерк. Харьков, 1903. С. 85.
исчислялось единицами, а к концу 1870-х годов их стало 10 человек14, что, несомненно, не могло удовлетворить существовавших в регионе потребностей. Подобная ситуация была типичной для всех провинциальных окружных судов. Недостаток адвокатов был заметнее в уголовном судопроизводстве. И.Я. Фойницкий отмечал, что подсудимые часто вопреки статье 566 Устава уголовного судопроизводства остаются без защитника. Один судья, участвовавший в выездных сессиях окружного суда, констатировал «одно из самых печальных явлений в деятельности новых судов» - «в провинции подсудимые почти никогда не имеют защитников»15.
Ситуация с нехваткой профессиональных адвокатов разворачивалось на фоне существования нескольких категорий лиц, которые по различным основаниям могли выступать в суде в качестве защитника или представителя. Некоторые из них действовали абсолютно законно, обладая особым организационно-правовым статусом. Другие в нарушение или в обход закона находили возможность представлять интересы своих клиентов в суде или вести уголовную защиту. К первой группе можно отнести частных поверенных, помощников присяжных поверенных, кандидатов на судебные должности, ко второй - так называемую нелегальную адвокатуру.
Дадим краткий анализ каждой из таких категорий.
Присяжные поверенные являлись ядром российской адвокатуры второй половины XIX - начала ХХ века. Учреждения судебных установлений определили совокупность профессиональных обязанностей присяжных поверенных - специальную адвокатскую этику. Эти правила предписывали не разглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела, не нарушать установленные законом сроки, не действовать во вред клиенту16. Однако список требований, предъявляемых к ведению дела присяжным поверенным, имел не оконченный характер, многие моменты этой стороны адвокатской деятельности были не отрегулированы. Так, например, практика советов присяжных поверенных (корпоративного органа самоуправления присяжной адвокатуры) признала недопустимым использование подложных доказательств, противоречащим адвокатской этике было признано стремление приватного воздействия на судей и присяжных заседателей .
Присяжный поверенный, назначенный для производства дела, не мог отказаться от его исполнения без достаточной аргументации причин своего отказа. Более того, согласно разъяснениям Сената, принятие уголовной защиты лица, в невиновности которого адвокат не уверен, а также представительство в гражданском процессе «не чистого на руку» истца не
14 Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 32. Оп. 9, Д. 518. Л. 2; Оп. 10. Д. 873. Л. 1-84; Оп. 13. Д. 307. Л. 100-204.
15 Вербловский Г. О подсудности гражданских дел крестьян // Журнал уголовного и гражданского права. 1881. Кн.5. С. 45.
16 Судебные уставы императора Александра II. Ч. III. СПб., 1914. Ст. 403-404.
17 Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. I. СПб., 1996. С. 496.
являлось нарушением профессиональных обязанностей присяжного
18
поверенного . При этом возбуждение гражданского производства по заведомо несостоятельному делу могло послужить основанием для дисциплинарного взыскания присяжного поверенного. Таким образом, решение о принятии и ведении дела во многом зависело от самого адвоката. Однако закон закрепил несколько ограничительных положений. Так, адвокат не мог участвовать в судебном процессе против своих близких родственников, представлять интересы обеих сторон или переходить от одной стороны к другой в рамках одного судебного разбирательства19.
Одной из важнейших обязанностей присяжных поверенных в дореволюционной России было ведение дел лиц, которые были не в состоянии нанять себе адвоката, т.е. пользующихся правом бедности. Малообеспеченные граждане подавали прошение в окружной суд или совет присяжных поверенных с тем, чтобы им предоставили юридическую помощь. Назначение присяжных поверенных для ведения дел лиц, пользующихся правом бедности, в качестве защитников или представителей осуществляли советы присяжных поверенных, а также председатели окружных судов. Распределение дел проходило по строго определенной очереди. Московский совет назначал адвокатов относительно старшинства -по времени вступления в сословие. В Петербурге долгое время назначение осуществлялось по алфавитному списку20. В функции адвоката, принявшего ведение дела лица, пользующегося правом бедности, входило не только производство его в первой инстанции, но на дальнейших стадиях судебного процесса. Присяжный поверенный не мог единолично, без согласия клиента, отказаться от ведения дела в следующих инстанциях.
По уголовным делам, рассматривающимся в окружном суде или судебной палате, подсудимый мог выбрать себе в защитники любое лицо, имеющее право осуществлять уголовную защиту. Российское уголовно-процессуальное законодательство конца XIX - начала XX века не предусматривало участие адвоката на досудебных стадиях уголовного производства. Подсудимый обращался за помощью к защитнику только после получения копии обвинительного листа. Однако закон обязывал присяжных поверенных, осуществляющих защиту, получать необходимые данные, относящиеся к делу, проводить сбор сведений о своем подзащитном, осуществлять поиск дополнительных доказательств, упущенных предварительным следствием.
За свои услуги присяжные поверенные имели право на вознаграждение. Его размер определялся соглашением клиента с адвокатом. При отсутствии подобного договора размер вознаграждения выплачивался по специальной
18 Там же. С. 495.
19 Судебные уставы императора Александра II. Ч. III. СПб., 1914. Ст. 401-402.
20 История русской адвокатуры Т. 2. / под ред. М. Н. Гернета. М., 1916. С. 257.
таксе . Ведение дел лиц, пользующихся правом бедности, осуществлялось присяжными поверенными бесплатно.
Для успешного функционирования института присяжной адвокатуры законом был предусмотрен ряд условий, необходимых для занятия адвокатской практикой в качестве присяжного поверенного. Совокупность требований для правозащитников составляли: 25-летний возраст, наличие высшего юридического образования, пятилетний стаж работы помощником
присяжного поверенного, а также соответствие определенным моральным
22
качествам и нравственным характеристикам .
Таким образом, законом были урегулированы основные моменты профессиональной деятельности присяжных поверенных. К адвокатам предъявлялись достаточно высокие квалификационные требования. Например, высшее юридическое образование было необходимо только для получения статуса адвоката, для судей и прокуроров оно могло быть заменено определенным опытом работы. Кроме того, законодатель учредил не просто адвокатуру, а самоуправляющуюся независимую корпорацию присяжных поверенных. Прием в адвокатуру, лишение статуса адвоката, дисциплинарный надзор за защитниками осуществляла сама корпорация в лице совета присяжных поверенных. В результате в России была образована независимая профессиональная адвокатура, отвечающая всем представлениям о квалифицированной юридической помощи.
Наиболее близкими в правовом отношении к присяжным поверенным являлись помощники присяжных поверенных. Помощниками являлись лица, имеющие высшее юридическое образование и в течение пяти лет
23
стажирующиеся под руководством присяжного поверенного . Закон четко не определил правовой статус помощника, поэтому на протяжении рассматриваемого периода он понимался по-разному. Во-первых, помощник мог осуществлять функции собственно адвоката, имея лишь незначительные ограничения своих профессиональных прав. Во-вторых, стажер мог исполнять функции фактического помощника у присяжного поверенного, при этом не имея самостоятельной адвокатской практики. И, в-третьих, помощник мог занимался адвокатской практикой, но при этом обязан был выполнять поручения и своего патрона, и совета присяжных поверенных, постоянно отчитываясь о проделанной работе. Таким образом, за исключением первой формы взаимоотношений помощника и присяжного поверенного, стажер был лишен определенной самостоятельности и мог действовать только по передоверению своего патрона. В остальном его правовой и процессуальный статус был схож со статусом присяжного поверенного, и помощник пользовался правами адвоката.
21 Там же. С. 396.
22 Судебные уставы императора Александра II. Ч. III. СПб., 1914. Ст. 354-355.
23 Там же. Ст. 354.
Следующей категорией адвокатов в дореволюционной России выступали частные поверенные. Появление этого института связано с нехваткой присяжных поверенных, особенно на периферии.
25 мая 1874 года были приняты «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам», учреждавшие частную адвокатуру. Законодатель преследовал цель не только обеспечить юридической помощью большую часть населения страны, но и узаконить так называемую «нелегальную адвокатуру» в лице различных ходатаев, сделать их подконтрольными судам.
Согласно закону от 25 мая 1874 года, для того чтобы получить разрешение самостоятельно вести дела в качестве частного адвоката,
24
необходимо было подать прошение в окружной суд или судебную палату , сдать экзамен и оплатить соответствующее свидетельство. В целом профессиональная деятельность частных адвокатов была схожа с работой присяжных поверенных.
Для того чтобы получить разрешение самостоятельно вести дела в качестве частного адвоката, необходимо было подать прошение в соответствующий суд. Законодатель предусмотрел как ответственность за подачу ложных сведений претендентом в частные поверенные, так и отзыв уже выданного свидетельства в случае обнаружения недостоверных данных в
25
предоставленной информации . Закон предоставлял суду или судебной палате право «удостовериться в надлежащих познаниях желающего получить свидетельство на хождение по делам», т. е. подвергнуть его специальному экзамену. От подобного экзамена освобождались лица, имевшие свидетельство от другого равного или высшего суда, а также лица,
получившие высшее юридическое образование или же «имеющие аттестаты
26
о выдержании соответствующего экзамена» .
Свидетельства на право хождения по чужим делам выдавали частным поверенным мировые съезды, окружные суды или судебные палаты за определенную плату. Свидетельство, полученное от Мирового съезда, облагалось денежным сбором в размере 40 рублей в год; если же поверенный желал вести дела при окружном суде или судебной палате, то оплачивал 75
27
рублей .
Списки частных ходатаев подлежали утверждению министром юстиции, а после - опубликованию в местных губернских ведомостях. Юрисдикция частных ходатаев ограничивалась тем судебным учреждением, которое выдало им свидетельство. В кассационных департаментах правительствующего сената частные поверенные могли участвовать только в тех делах, которые они вели в нижестоящих инстанциях.
24 Высочайше утвержденные Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам от 25 мая 1874 г. // ПСЗ-II. Т. XLIX. 53573. Ст. 6.
25 Там же.
26 Судебные уставы Александра II. Ч. III. СПб., 1914. Ст. 4066.
27 Там же. Ст. 10.
В отличие от присяжной адвокатуры, надзор за которой осуществлял совет присяжных поверенных, частные ходатаи не имели корпоративной организации и были поднадзорны тем судебным учреждениям, от которых получили свидетельство. В случае неправомерных действий частные поверенные могли быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, начиная
от предостережения и выговора и заканчивая исключением из числа
28
поверенных на срок до одного года или бессрочно .
Кроме того, частные адвокаты были объектом пристального внимания со стороны министерства юстиции, по постановлению которого от 29 декабря 1889 года «судебные места обязаны были доводить до его сведения информацию о лицах, получивших свидетельство на право быть поверенным»29. Эти данные поступали ежегодно в первый департамент министерства юстиции. Вместе с тем, независимо от характеристики, даваемой ходатаю местным судебным учреждением, министр юстиции был вправе отстранять от ведения чужих дел поверенных, «которые, по доходящим до него сведениям», не соответствовали предъявляемым к адвокатам требованиям30.
Частные поверенные выступали защитниками в уголовном процессе лишь по приглашению подсудимого. Председатель суда мог назначать их в качестве адвокатов для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет при недостатке присяжных поверенных и кандидатов на судебные должности. Подсудимым более старшего возраста частный поверенный не мог быть назначен31.
Вознаграждение частный поверенный получал на тех же условиях, что и государственный защитник. Частный ходатай должен был заключить письменное соглашение с клиентом, в котором оговаривалась сумма оплаты его услуг. Если такое соглашение не было заключено, оплата производилась в соответствии с фиксированной таксой, устанавливающейся законодателем по согласованию с советом присяжных поверенных и судебными
32
учреждениями на три года .
Институт частной адвокатуры получил широкое распространение в первые десятилетия своего существования. К 1890 году в России
33
насчитывался 2061 ходатаей . Частные поверенные были сосредоточены в тех местностях, где присяжная адвокатура либо вовсе отсутствовала, либо имела очень слабые позиции. Так, в 1914 году около половины ходатаев занимались практикой в 735 городах и селениях России, в которых
28 Там же. Ст. 14.
29 ГАКО. Ф. 32. Оп. 35. Д.2. Л. 31.
30 Высочайше утвержденные Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам от 25 мая 1874 г. // ПСЗ-II. Т. XLIX. 53573. Ст. 16.
31 Судебные уставы Александра II. Ч. III. СПб., 1914. Ст. 406-5.
32 Там же. Ст-ст. 395, 396.
33 Сборник статистических сведений Министерства юстиции за 1890 г. Вып. 6. СПб., 1891. С. 7.
присяжных поверенных и их помощников насчитывались единицы . Поэтому можно говорить о существовании собственной юрисдикционной области для частных поверенных. В нее входили уездные города и селения, так как наибольшее количество частных адвокатов находилось вне мест расположения судебных палат и окружных судов. Такое положение вещей имело место в 8 из 12 судебных округов. В целом частная адвокатура выполнила возложенную на нее законодателем задачу - обеспечить юридической помощью российскую провинцию - и наравне с присяжными поверенными способствовала успешной реализации основополагающих принципов судебных уставов Александра II.
Еще одной категорией лиц, осуществлявших функции адвокатов были кандидаты на судебные должности. Этот институт был создан в России в ходе судебной реформы 1864 года. Его первоначальной целью была практическая стажировка лиц, имевших юридическое образование и
35
начинающих работу в судебном ведомстве . Основными занятиями кандидатов являлось исполнение обязанностей низших канцелярских должностей, а при успешности и усердии их выполнения стажеры могли быть командированы к исполнению обязанностей судебных следователей, присяжных поверенных, иногда товарищей прокуроров36. Получалось, что за время стажировки кандидат успевал познакомиться с большинством обязанностей чиновника судебного ведомства и в дальнейшем смог грамотно и четко действовать в качестве конкретного должностного лица. В правовом отношении кандидаты являлись государственными служащими, назначались на должность Министром юстиции по представлению председателя суда или
37
судебной палаты, но при этом не получали штатного жалования . Срок и формы стажировки кандидата не были определены законодательно, поэтому вся профессиональная деятельность стажеров зависела от того судебного учреждения, к которому он был прикреплен. Исполнение обязанностей адвоката не было самым распространенным видом деятельности кандидатов и было возможно в случае, если подсудимый не может сам пригласить себе защитника или если наличный состав адвокатуры в регионе окажется
38
недостаточным . Таким образом, кандидаты также помогали восполнить кадровый дефицит в адвокатуре. Существовало большое различие в выполнении кандидатами функций государственных защитников в провинции и в столицах. Как правило, в столицах корпорации присяжных поверенных были многочисленны, поэтому обязательная защита возлагалась в основном на официальную адвокатуру. В провинциальных судах, напротив,
34 Городынский ЯК. Наши суды и судебные порядки // Журнал министерства юстиции. 1901. № 2 . С. 55.
35 Судебные уставы 20 ноября 1864 г. СПб., 1914. Ч. III. Ст. 407.
36 Там же. Ст-ст. 409-417.
37 Там же. Ст. 407.
38 Муравьев Н.В. Кандидаты на судебные должности. М., 1886. С. 91.
почти все уголовные защиты осуществлялись кандидатами на судебные должности.
Разбор уголовных дел, рассмотренных при Курском окружном суде в период с 1867 по 1874 годы, выявил следующую тенденцию: 53 % защитников являлись кандидатами на судебные должности, 27 % относились лица, приглашенные подсудимыми, но не имеющие надлежащей квалификации, 12 % защитников были представлены помощниками присяжных поверенных и только в 8 % случаев уголовное дело вели
39
присяжные поверенные .
Следующая организационная категория адвокатуры - нелегальная адвокатура. В периодической прессе конца XIX - начала ХХ века можно встретить и другие наименования данного явления. Нелегальную адвокатуру также называли уличной, подпольной, кабацкой, сельской. Однако, если термины «нелегальная» и «подпольная», «уличная» указывают на незаконный и непрофессиональный характер деятельности такой адвокатуры, то термин «сельская» говорит об «электорате» ходатаев - их клиентами чаще всего выступало многомиллионное российское крестьянство. Также важно отметить, что такое явление, как нелегальная адвокатура довольно емкое. К этой группе принадлежали лица, осуществлявшие функции адвокатов, как противоправно, прямо нарушая существующее законодательство, так и лица, которые использовали различные возможности, данные законом, для граждан выступать в суде в качестве защитника или поверенного. Например, «Правила» 1874 года разрешали представлять чужие интересы лицам, не получившим установленного законом свидетельства. Такие ходатаи могли выступать только в мировых судах и не более, чем по трем делам в год. Данная «лазейка», определенная законом, сделала возможным распространение подпольной адвокатуры. Уложение о наказаниях относило к нелегальной адвокатуре лиц, «не пользующихся правом ведения чужих дел в судебных установлениях, но при этом осуществляющих адвокатскую деятельность в виде «подачи советов, составления бумаг по всякого рода судебным делам, из корыстных видов и с явной недобросовестностью, и в занятии в виде промысла и из корыстных видов, ведением в судебных установлениях чужих дел»40. Нелегальным адвокатам достаточно было в течение года перемещаться из одного мирового округа в другой, в каждом производя не более трех дел. Ответственность за незаконное занятие адвокатской практикой была введена лишь в 1912 году41.
Как было отмечено выше, подпольная адвокатура функционировала посредством нескольких организационных форм.
Первой формой можно считать ходатаев, которые принимали только уголовные защиты. В дореволюционной России, в отличие от современности,
39 Подсчитано по: 200 уголовных дел // ГАКО. Ф. 32 «Курский окружной суд».
40 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1886. Ст. 9391.
41 Новиков В. О преследовании подпольной адвокатуры. // Право. 1913. № 27. Стб. 16251631.
в уголовном процессе могло участвовать любое дееспособное лицо, а в гражданском - только адвокаты. Современники отмечали, что наибольшее количество непрофессиональных защитников приходилось на
42
провинциальные окружные и мировые суды .
Второй разновидностью нелегальной адвокатуры можно считать все возможные формы участия лиц в гражданском процессе, допускаемые законом. Так, закон, кроме перечисленных выше случаев, разрешал вести чужие дела лицам, имеющим доверенность на управление имением или делами. Нелегальные адвокаты запасались подобными доверенностями и осуществляли представительство в судах.
Третий вариант для нелегальной адвокатуры заключался в том, что псевдоходатаи занимались оформлением юридических документов, что вообще не требовало никаких установленных законом оснований.
Таким образом, все перечисленные формы деятельности нелегальной адвокатуры можно считать незаконными лишь условно, поскольку такие адвокаты не нарушали закон. Скорее речь можно вести о непрофессиональной юридической помощи со стороны людей, не имеющих соответствующих навыков. При этом их деятельность имела негативный эффект: неквалифицированная помощь часто только усугубляла дело. Губернаторы в своих отчетах в конце 1870-х годов указывали на то, что представители подпольной адвокатуры вовлекают крестьян и крестьянские общества в неосновательные иски, пишут от их имени прошения в
43
административные учреждения и суды .
Для преодоления негативных последствий деятельности подпольной адвокатуры в среде присяжных поверенных были разработаны проекты реформ, имевшие своей целью создание специальной сельской адвокатуры. Согласно проектам новый институт должен был отличаться от адвокатуры, действовавшей на основе Судебных уставов 1864 года. Главным отличием было приобретение сельским адвокатом статуса государственного служащего. Но при этом им должна была быть предоставлена определенная независимость от органов управления, т.к. ведение крестьянских дел часто сопровождалось исками к административным учреждениям. Также проект предусматривал постоянное материальное вознаграждение адвокатов со стороны государства, как любого государственного служащего, и введение
44
специальной таксы для расчетов между сельским адвокатом и его клиентом . Такие «выгодные» условия, по мнению присяжных поверенных, должны были способствовать притоку молодых юристов в деревню.
42 См., например: Ходатаи по крестьянским делам // Судебная газета. 1888. № 39. С. 4.
43 См.: Дружинин Н. К вопросу о поверенных по крестьянским делам // Юридическая газета. 1892. № 67.
44 См., например: Дурасов М. Организация сельской адвокатуры // Журнал юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. 1898. Кн. 4. Апрель. С. 14-16.
В 1883 году Министерством внутренних дел также был разработан проект организации сельской адвокатуры. Согласно проекту казенные адвокаты должны были состоять при земских учреждениях и мировых судах и вести крестьянские дела ценою иска менее 500 рублей бесплатно, в остальных случаях - по особой таксе. Такие адвокаты должны были назначаться Министерством юстиции из лиц, имеющих юридическое образование45. Таким образом, казенные адвокаты в своем правовом положении должны были стать чем-то средним между присяжными поверенными и чиновниками. При учреждении сельской адвокатуры их статус был бы сопоставим со статусом кандидатов на судебные должности. Однако при всеобщем одобрении, важности и необходимости введения института крестьянской адвокатуры, он не был учрежден.
Итак, российская адвокатура второй половины XIX - начала ХХ века была представлена несколькими организационно-правовыми категориями, которые все вместе и каждую в отдельности можно назвать адвокатурой. Однако и нормативные акты того времени, и периодическая печать называли адвокатурой только присяжных поверенных, а также их помощников, которые в силу своего положения могли вести уголовные защиты и представлять интересы клиентов в гражданском процессе. Частная адвокатура всегда рассматривалась представителями присяжной адвокатуры как абсолютно не связанная с ними корпорация, к тому же позорящая звание адвоката. Кандидаты на судебные должности, выполняющие обязанности государственных защитников лишь в крайних случаях, скорее эпизодически не оказали, сколько-нибудь заметного влияния на состав адвокатуры. Нелегальная адвокатура, разумеется, также не входила в состав ни присяжной, ни частной адвокатуры, и ее упоминание в качестве особой категории обусловлено тем влиянием, какое она оказывала, прежде всего, на крестьянское население страны, и размахом ее деятельности.
Если же под адвокатурой понимать общественный институт, предоставляющий гражданам право на юридическую помощь, то все названные категории являлись отражением этого тезиса.
Таким образом, понятие «адвокат» в дореволюционной России - это многослойное образование, обозначающее различные правовые категории лиц, исполняющих правозащитные функции. Термин имел место лишь в научной литературе и периодических изданиях, в законе использовались более конкретные наименования: присяжный поверенный, помощник присяжного поверенного, частный поверенный и т.д.
Состав адвокатуры зависит, с одной стороны, от общекультурного и политического состояния общества, с другой - от системы судопроизводства. Учитывая организационные основы адвокатуры в России, реализация ее
45 См., например: Табашников Н. О ходатаях по крестьянским делам (по поводу проекта, выработанного Министерством внутренних дел) // Журнал уголовного и гражданского права. 1883 .Кн. 2. С. 1-20; Тютрюмов А. Проект казенной адвокатуры у земских начальников // Журнал уголовного и гражданского права. 1891. Кн. 1. С. 82-86.
функций на основании судебных уставов 1864 года происходила в разных социально-политических условиях, которые обусловили существование различных организационно-правовых групп в составе адвокатуры.
Рассмотрение организационных основ адвокатской деятельности и анализ способов трансформации ее организационной структуры на различных этапах развития государств позволяют выявить закономерности возможных путей позитивного изменения ее функционирования в современной России.
Библиографический список
1. Бородин Д.Н. Исторический очерк русской адвокатуры. - Пг., 1915. - 286 с.
2. Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Т. 1. - СПб., 1893. - 396 с.
3. Вербловский Г.О подсудности гражданских дел крестьян // Журнал уголовного и гражданского права. - 1881. - Кн.5. - С. 33-78.
4. Высочайше утвержденные Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам от 25 мая 1874 г. // ПСЗ-II. Т. XLIX. 53573.
5. Городынский ЯК. Наши суды и судебные порядки // Журнал министерства юстиции. - 1901. - № 2. - С. 1-43.
6. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 32. Оп. 9, Д. 518. Л. 2; Оп. 10. Д. 873, Л. 1-84; Оп. 13. Д. 307. Л. 100-204.
7. Гребенщиков М. Задачи адвокатуры // Журнал гражданского и уголовного права. -1886. - Кн. 5. - С. 1-23.
8. Дружинин Н.К вопросу о поверенных по крестьянским делам // Юридическая газета. - 1892. - № 67.
9. Дурасов М. Организация сельской адвокатуры // Журнал юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. - 1898. - Кн. 4. Апрель. -С. 1-19.
10. История русской адвокатуры. Т. 1. / под ред. И.В. Гессена. - М., 1997. - 376 с.
11. История русской адвокатуры. Т. 2. Сословная организация адвокатуры / под ред. М.Н. Гернета. - М., 1916. - 456 с.
12. Левенстим А.А. Харьковский судебный округ. 1867 - 1902 гг. Исторический очерк. - Харьков, 1903. - 163 с.
13. Муравьев Н.В. Кандидаты на судебные должности. - М., 1886. - 185 с. -репринтная копия.
14. Новиков В. О преследовании подпольной адвокатуры. // Право. - 1913. - № 27. -Стб. 1625-1631.
15. Организация адвокатуры в современных европейских государствах // Юридический вестник. - 1890. - Т. VI. - Кн. 2. - С. 247-251.
16. Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) // http://zakon.kuban.ru/private/advokat/opra90.htm#3 (дата обращения - 1 сентября 2012 г.)
17. Сборник статистических сведений Министерства юстиции за 1892 год. Вып. 8. -СПб., 1894. - 175 с.
18. Судебные уставы Александра II. Ч. III. СПб., 1867.
19. Табашников Н. О ходатаях по крестьянским делам (по поводу проекта, выработанного Министерством внутренних дел) // Журнал уголовного и гражданского права. - 1883. - Кн. 2. - С. 1-20.
20. Тютрюмов А. Проект казенной адвокатуры у земских начальников // Журнал уголовного и гражданского права. - 1891. - Кн. 1. - С. 82-86.
21. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. -СПб., 1898. - 918 с.
22. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.
23. Ходатаи по крестьянским делам // Судебная газета. - 1888. - № 39. - С. 4.
24. Язык закона / под. ред. А.С. Пиголкина. - М., 1990. - 200 с.