8.4. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НАУКЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Маркарян Петрос Карапетович, аспирант, кафедра административного и служебного права ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы».
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению административной ответственности, ее предназначению и функциям. Обобщены и проанализированы мнения различных ученых-административис-тов, касающиеся административной ответственности, сформулированы авторское понятие административной ответственности и предложения по оптимизации действующего законодательства об административных деликтах.
Ключевые слова: административная ответственность, юридическая ответственность, административное принуждение, деликты, административные наказания.
THE NOTION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN SCIENCE AND LAGISLATION
Markaryan Petros Karapetovich, graduate student of chair of the administrative and office right, the North-Caucasian academy of public service.
Annotation. This article deals with the administrative responsibility, its destination and functions. Various opinions of administrative scientists concerning the administrative responsibility are summarized and analysed. The autor’s ntions of administrative responsibility and suogestion about the optimization of current legislation about administrative delikts are formulated.
Keywords: administrative responsibility, legal
responsibility, administrative compusion, delikts, administrative punishment.
Административная ответственность является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.
Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Меры административной ответственности в сфере административно-правового регулирования находят применение наряду с предупредительными, административно-пресекательными, административно-восстановительными мерами, мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Уяснение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения являются важнейшими задачами административного права, административно-правовой науки и юридической практики.
Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок примене-
ния мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности.
Углубленное изучение института административной ответственности является необходимым элементом подготовки специалистов органов государственной власти, наделяемых полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) независимо от сферы административно-правового регулирования; познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасности, пожарной безопасности и т. д.
В-третьих, законодательство об административных правонарушениях претерпело кардинальные изменения в связи с принятием и вступлением в силу ряда поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новеллы, включенные в последствии в Кодекс, обеспечили четкое разделение федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях, закрепили ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, а также исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы,судьям.
В-четвертых, административная ответственность находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями.
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.1
Административная ответственность характеризуется в первую очередь множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты правообеспечительной и правоохранительной деятельности органов государства и местного самоуправления в различных отраслях и сферах жизни общества. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, т. е. ее нормы и правила обязательны для всех без исключения физических и юридических лиц.
Принципами административной ответственности являются:
1. Законность.
2. Целесообразность ответственности.
3. Ответственность за вину.
4. Неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности.
5. Индивидуализация мер ответственности.
6. Гуманизм.
7. Гласность.
Основания административной ответственности являются классифицируются на следующие виды:
1 Акопов Л. В., Смоленский М. Б. Административное право, М.:
Дащков и К., 2007г.с.170
1) нормативное основание - нарушение административно-правового запрета;
2) фактическое основание - совершение административного правонарушения;
3) процессуальное основание - издание правоприменительного акта.
Цели административной ответственности опосредуются через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную.
Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов прав к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, собственно и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должны претерпевать правонарушители в силу совершенных ими противоправных деяний. А третья (сигнализационная) находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, раннее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализирует о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Некоторые авторы (А. Б. Агапов, например),2 [выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок для ограничения последствий вреда от возможного правонарушения, а именно ограничительную функцию, которая проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как: лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожалуй, отнести дисквалификацию как вид административного наказания.
Рассматривая юридическую (в том числе и административную) ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом статусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответственности)
В этой связи различные авторы выделяют различные концепции о стадиях юридической ответственности. Так, например, профессор И. В. Тимошенко определяет юридическую ответственность как сложное социально-правовое явление, которое характеризуется следующими признаками:
1) заключается в наступлении для правонарушителя определенного рода неблагоприятных правовых последствий - ограничений или лишений как морально-
2 Агапов А. Б. Административная ответственность. Учебник.- М., 2005. - С. 13
го, так и материального характера: лишение свободы, конфискация имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретным видом деятельности и др.;
2) налагается от имени государства принудительно (зачастую вопреки согласию правонарушителя);
3) налагается только за виновно (в форме умысла или неосторожности) совершенные деяния противоправного характера;
4) сочетается с публичным государственным осуждением и наряду с карательной функцией отчасти выполняет функцию восстановления нарушенного правопорядка, а также предупреждения правонарушений в будущем, как со стороны привлекаемого к ответственности лица, так и со стороны иных лиц.3
Поэтому в самом общем виде юридическую ответственность можно определить как применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и наказания лица, совершившего правонарушение.
М. В. Заднепровская выделяет таких стадий всего две: «стадия состояния» прав и обязанностей субъектов правоотношения ответственности (а таковыми субъектами всегда выступают государство в лице его определенного органа или должностного лица, с одной стороны, и лицо, совершившее правонарушение, с другой стороны) и стадия реализации прав и обязанностей субъектов правоотношения ответственности. Б. Т. Базылев выделят таких стадий уже три: становление (первоначальное развитие), конкретизация и осуществление юридической ответственности. А Б.Л. Назаров выделил их четыре: стадия возникновения юридической ответственности, стадия опосредования юридической ответственности (т. е. официальная оценка в правоприменительных актах компетентных на это органов) и стадия реализации юридической от-ветственности.4
Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения правоотношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любого другого вида юридической ответственности, на отдельные самостоятельные стадии будет, пожалуй, следующим:
1) стадия возникновения юридической ответственности (начинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);
2) стадия конкретизации юридической ответственности (начинается с момента обнаружения правонарушения должностными лицами компетентных органов государства и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);
3)стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания.
В. И. Майоров, выступавший на второй Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
3 Тимошенко И. В. Административная ответственность.- М.-Ростов н/Д., 2004.-С.6
4 Административная ответственность: Учеб. пособие для студентов вузов. -3-е изд., перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С.70
проблемы административной ответственности» крити-коавл действующую систему привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного
движения. В частности профессор Майоров обращает внимание на то, что контролирующие органы ставят перед собой только задачу выявить нарушение и наказать правонарушителя, не взирая на то, насколько то или иное правонарушение влияет на безопасность дорожного движения. Отметив, что в целях облегчения участи должностных лиц контролирующих органов законодатель не включил в действующий КоАП России норму об административной ответственности за создание аварийной обстановки, которая была в КоАП РСФСР, он сделал вывод, что нужно меньше наказывать, а больше создавать условия, способствующие снижению административных правонарушений на дорогах. 5
Таким образом административная ответственность представляет собой меры принудительного воздействия, применяемые к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности - претерпевать неблагоприятные последствия.
Применение административной ответственности всегда обусловлено совершением административного нарушения, следствием которого является назначение санкции (административного наказания) либо применение к лицу, подозреваемому в совершении проступка, меры административного пресечения.
Административные наказания должны быть соразмерны степени общественной опасности деликта и предусматривать применение к нарушителю мер юридически властного воздействия.
К административным наказаниям, устанавливающим непосредственные обременения имущественных прав нарушителя, относятся административный штраф, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета правонарушения. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, раннее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей (ст. 3.8 КоАП РФ). Назначение дисквалификации устанавливает лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация назначается судьей (ст.3.11 КоАП РФ).6
Определять понятие административной ответственности с учетом всей ее специфики нужно все-таки через призму общеправового подхода к понятию юриди-
5 Административное право и процесс, научно-практический журнал, Юрист., 2009г, №3 С. 38.
6 Кодекс РФ об административных правонарушениях с изм. и доп., М Кнорус 2010г
ческой ответственности, одной из разновидностей которой она является.
Юридическая ответственность - это «реакция» на правонарушение. Правонарушение - основание ответственности: где есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.
Эти давно сложившиеся положения ясно выражают неразрывную связь между двумя юридическими категориями - правонарушением и ответственностью.
Юридическая ответственность, если определить ее место в системе российского права, представляет собой комплексный по содержанию (состоящий из норм различных отраслей), своеобразный по структуре правовой институт, охранительный по назначению, одновременно это и функциональный институт, регулирующий деликтные отношения методом наказания правонарушителей. Юридическая ответственность -это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишения личного, организационного либо имущественного характера и характеризуется следующими признаками: а)представляет собой вид государственного принуждения; б)выражает состояние, при котором
правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия личного или имущественного характера; в)наступает в результате (т. е. является следствием) применения к правонарушителям санкций правовых норм; г) воплощается в процессуальной форме, т. е. возможна лишь при условии соблюдении определенного процессуального порядка, установленного законом (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, процессуальными нормами КоАП РФ, законодательства о государственной службе и др.)
Опираясь на приведенные выше признаки юридической ответственности, можно уверенно констатировать, то что административная ответственность, будучи одной из разновидностей юридической ответственности, обладает всеми признаками последней и в то же время своей определенной спецификой, а также сформулировать следующее ее определение, не претендующее, однако, на «истину в последней инстанции»: административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной законом процессуальной форме и отражающего специфическое правовое положение лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия личного, морального, имущественного или организационного характера в результате официального осуждения совершенного им административного деликта, т. е. нести заслуженное наказание.
Вместе с тем концептуально следует законодательно закрепить (в Разделе I «Общие положения» КоАП Российской Федерации) в определении административного правонарушения конструкцию общественно опасного деяния во избежание излишней вольности в трактовке деликтов. На самом деле, исходя из Действующего определения административного правонарушения, законодатель имеет возможность исклюю-чительно из соображений целесообразности включить в число наказуемых деяний и такие, которые не представляют никакой социальной опасности (вреда), и тем самым именем закона и государства вполне вероятно введение произвольных запретов, что не соответствует критериям правового государства.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 1 июля 2002 г с изменениями и дополнениями, М., Кнорус, 2010г.
2. Акопов Л. В., Смоленский М. Б. Административное право, М.: Дащков и К., 2007г.
3. Агапов А. Б. Административная ответственность. Учебник.- М., 2005г.
4. Административная ответственность: Учеб. пособие для студентов вузов. -3-е изд., перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
5. Солдатов А. П., Решетин В. М., Солдатов С. А. Актуальные проблемы административной ответственности, монография. Славянск-на-Кубани, 2009г.
6. Тимошенко И. В. Административная ответственность. -М.- Ростов н/Д., 2004г.
7. Хаманева Н. Ю. Административная ответственность: вопросы теории и практики, М., 2005г.
8. Административное право и процесс, научно-практический журнал, Юрист. 2009г.
Рецензия
Статья Маркаряна П.К. написана на перманентно злободневную и дискуссионную проблему. Среди учёных административистов равно как и в рядах правоприменителей всё ещё немало разночтений и разногласий в вопросе адекватного употребления и реализации концепции административной ответственности. Речь идёт не только и не столько об институциональной характеристике указанного правового института, сколько о чёткости оценочных понятий как в теории, так и в законодательстве об административных деликтах и соответствующих им наказаниях.
Автор статьи провёл весьма сжатый анализ некоторых точек зрения современных учёных, сформулировал отдельные нетривиальные тезисы в части понимания административной ответственности, принципов её применения etc.
Вместе с тем он справедливо отметил солидарно с мнением ряда известных административистов необходимость восстановления в определении административного правонарушения акцента на степень общественной опасности (вредности) деяния, что может поспособствовать качественному снижению воздействия волюнтаристских поползновений политиков и законодателей на квалификацию деликтов, исходя из некой не вполне обоснованной целесообразности.
Несмотря на некоторые стилистические погрешности, данная статья может быть рекомендована для опубликования в научном журнале.
Зав. кафедрой
административного и служебного
права ФГОУ ВПО
«Северо-Кавказская академия
государственной службы», профессор
д.ю.н., Л.В. Акопов