Научная статья на тему 'Понимание жизни в узком и широком смысле: сравнительный анализ'

Понимание жизни в узком и широком смысле: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
жизнь / узкое понимание жизни / широкое понимание жизни / определение жизни / загадка жизни. / life / narrow understanding of life / broad understanding of life / definition of life / riddle of life.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова М.М.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать взаимодополнящий характер двух определений понятия "жизнь" – узкого и широкого в их неразрывности – с точки зрения биологии и с точки зрения философии. И, если со стороны биологии определение жизни обосновано достаточно содержательно, теоретически и практически, то философское понимание зачастую воспринимается как метафора. Между тем, широкая философская трактовка и в науке, и в других сферах культуры, играет не менее серьёзную роль. В работе предпринята попытка обосновать тезис о том, что понятие "жизнь" в широком смысле слова имеет научную, научно-философскую значимость, а не просто служит образно-художественным дополнением. Данное исследование призвано акцентировать единство феномена жизни с необходимостью описываемого одновременно на разных уровнях бытия. В результате, присутствие в теоретическом дискурсе двух трактовок способствует поддержанию гармонии между разными мировоззренческими платформами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding life in a narrow and broad sense: a comparative analysis

The purpose of the study is to show the complementary nature of the two definitions of the concept of "life" – narrow and broad in their inseparability – from the point of view of biology and from the point of view of philosophy. And, if from the biological side the definition of life is justified quite meaningfully, theoretically and practically, then the philosophical understanding is often perceived as a metaphor. Meanwhile, a broad philosophical interpretation in science and in other spheres of culture plays an equally serious role. The paper attempts to substantiate the thesis that the concept of "life" in the broadest sense of the word has scientific, scientific and philosophical significance, and not just serves as a figurative and artistic complement. This study is designed to emphasize the unity of the phenomenon of life with the need to be described simultaneously at different levels of being. As a result, the presence of two interpretations in theoretical discourse contributes to maintaining harmony between different ideological platforms.

Текст научной работы на тему «Понимание жизни в узком и широком смысле: сравнительный анализ»

Understanding life in a narrow and broad sense: a comparative analysis

Smirnova Marina Mikhailovna, Postgraduate student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk

The purpose of the study is to show the complementary nature of the two definitions of the concept of "life" - narrow and wide in their inseparability - from the point of view of biology and from the point of view of philosophy. And, if from the side of biology the definition of life is substantiated quite meaningfully, theoretically and practically, then philosophical understanding is often perceived as a metaphor. Meanwhile, a broad philosophical interpretation both in science and in other areas of culture plays an equally important role. The paper attempts to substantiate the thesis that the concept of "life" in the broad sense of the word has a scientific, scientific and philosophical significance, and not just serves as a figurative and artistic addition. This study is intended to emphasize the unity of the phenomenon of life with the necessity of being described simultaneously at different levels of being. As a result, the presence in the theoretical discourse of two complementary interpretations helps to maintain harmony between different worldview platforms.

Keywords: life; narrow understanding of life; broad understanding of life; definition of life; riddle of life.

Цитировать: Смирнова М.М. Понимание жизни в узком и широком смысле: сравнительный анализ // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 160-164. EDN: KKTEES. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.27

Смирнова Марина Михайловна, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева, Красноярск

Уфимцев Александр Евгеньевич, +7 999 313 63 07.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать взаимодополнящий характер двух определений понятия «жизнь» – узкого и широкого в их неразрывности - с точки зрения биологии и с точки зрения философии. И, если со стороны биологии определение жизни обосновано достаточно содержательно, теоретически и практически, то философское понимание зачастую воспринимается как метафора. Между тем, широкая философская трактовка и в науке, и в других сферах культуры, играет не менее серьёзную роль. В работе предпринята попытка обосновать тезис о том, что понятие «жизнь» в широком смысле слова имеет научную, научно-философскую значимость, а не просто служит образно-художественным дополнением. Данное исследование призвано акцентировать единство феномена жизни с необходимостью описываемого одновременно на разных уровнях бытия. В результате, присутствие в теоретическом дискурсе двух трактовок способствует поддержанию гармонии между разными мировоззренческими платформами.

Ключевые слова: жизнь; узкое понимание жизни; широкое понимание жизни; определение жизни; загадка жизни.

5.7.7

Смирнова М.М.

Понимание жизни в узком и широком смысле: сравнительный анализ

Мистично не то, как мир существует, а то, что он вообще существует.

Людвиг Витгенштейн

Понятие «жизнь» является одним из фундаментальных понятий науки в целом, а в биологии и философии занимает особое место. Определений жизни за всю историю науки было дано великое множество, что, конечно, не даёт оснований считать, будто человечество смогло разгадать загадку жизни, раскрыть саму её суть. И здесь необходимо начинать с анализа дефиниций жизни. В качестве примера материалистического по своему характеру определения помимо хорошо известного высказывания Энгельса о жизни как форме существования белковых тел с постоянным обменом веществ с окружающей их средой, можно процитировать аналогичные по смыслу слова отечественного биофизика М.В. Волькенштейна: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот» [3]. В качестве же примера более широкого по смыслу определения, но краткого по форме, вполне подойдёт высказывание генетика Э.Н. Трифонова. Он считает, что все трактовки едины в одном: жизнь - это «самовоспроизводство с изменчивостью» [15].

Что касается философии – понятию «жизнь» уделяли большое внимание такие мыслители, как Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель и другие [10; 2; 8; 6, 45].

Итак, если взять весь спектр попыток выявить, что составляет суть жизни через формулировки определений, критериев, признаков, то можно выделить два подхода в понимании жизни: узкий и широкий. При этом одни и те же критерии могут соответствовать двум противоположным полюсам одновременно, но находиться эти полюса будут на разных смысловых уровнях.

Но прежде чем начать поиск ответов на вопросы, целесообразно дифференцировать и проанализировать общие признаки и критерии, которые были сформированы в ходе развития тех или иных областей науки, с целью сопоставления их с каждым из двух подходов к определению понятия «жизнь».

Назовём следующие признаки живого:

- высокоорганизованное строение (иерархичность);

- наличие метаболизма (энергия получается из окружающей среды);

- воспроизводство себе подобных (размножение);

- рост и развитие;

- клеточное строение и состав;

- общность происхождения;

- адаптация (приспособление к окружающей среде);

- присутствие и передача генетической информации (наследование признаков);

- гомеостаз (поддержание стабильности системы);

- дыхание и некоторые функции, особо выделяемые различными биологами;

- способность страдать (этот признак стал добавляться в последние годы многими биоэтиками).

И, как было сказано выше, отмеченные свойства могут иметь прямую корреляцию, слабую, или не иметь вообще никакой корреляции с теми или иными интерпретациями жизни.

В связи с определением понятий вообще и понятия жизни, в частности, целесообразно обратиться к тенденции, которую задал в 40-е годы ХХ века Людвиг Витгенштейн. Речь идёт об утверждении Витгенштейна о трудности определения часто используемых понятий в повседневном вербальном общении. В качестве примера мыслитель приводит вопрос об атрибуции слова «игра», и его виденье состоит в невозможности отобразить суть данного понятия строгим перечислением признаков, т. к. игры бывают весьма различными. Но зато эта задача может быть решена, если найти и обнаружить то, что (возможно, незримо) присутствует в любой игре – нечто родственное и объединяющее все игры [4, 3]. Но это обнаружение «сердцевины понятия» и составляет самую трудность.

Для рассмотрения и анализа вместо многообразных определений целесообразно акцентировать внимание на жизненных явлениях, отражающих содержание идеи ограниченного или широкого понимания жизни.

В узком понимании: к феномену жизни в первую очередь относят существование так называемых живых систем, организмов, видов; их иерархию, а структурные уровни жизни снизу – начинаются с молекулярного и заканчиваются биосферным.

В биологии высшую ступень иерархии непосредственно перед венцом иерархии («жизнь») занимают надцарства, включающие в себя три домена: бактерии, эукариоты и археи – бактерии представляют собой одноклеточные живые организмы с неоформленным ядром, эукариоты – это ядерные многоклеточные, и археи, организмы схожие с бактериями, но с отличиями; например, некоторые особенности метаболизма и гены сближают архей с эукариотами, а от бактерий их отделяет отсутствие мембранного строения.

Ступенью ниже в иерархии живых организмов располагаются четыре основных царства: животные, растения, бактерии и грибы. Вирусы (которые относят к прокариотам) занимают неоднозначную позицию относительно иерархии живых организмов, так как учёные на данный момент не определились – относить ли вирусы, не имеющие клеточного строения к форме жизни (в классическом понимании) [9; 11; 14]. Классическое понимание жизни, как правило, отвечает перечисленным выше критериям, а отклонения от них – повод поставить под сомнение отношение явления к живому, как это происходит с вирусами.

Фундаментальное научное понимание жизни всегда ставит целью отгородить от неживого, и если рассматривать данный вопрос на примере клетки, то различие будет состоять в том, что живая клетка метаболизирует, в ней происходят непрерывные химические реакции с выработкой энергии для поддержания упорядоченности и передачи своей генетической информации следующему поколению. Источник энергии для живого организма – внешний, окружающая среда. Жизнь в традиционном понимании – всегда материальна, и, обращаясь к словам Платона: «Материя есть полная бесформенность» [12, 451], можно сказать, что жизнь в таком случает выступает как вариант одной из многочисленных форм, которую приняла материя.

Для классического понимания жизни важны, в целом, все перечисленные выше критерии, но два можно выделить особо, это: передача своей ДНК-информации и внешний источник энергии [9].

Если рассматривать «жизнь» в широком понимании – первые ассоциации такой интерпретации будут с образностью, но данный вид восприятия, если проанализировать глубже, лишь образным кажется только «на поверхности», и то, что эта гипотеза имеет под собой фундамент можно обосновать. И даже критерии, называемые для классической жизни, способны соответствовать широким представлениям о жизни.

Было сказано: «дайте философу время и бумагу, и он докажет вам что угодно» [13, 262], опровергать идею данного высказывания не входит в задачи этой статьи, но будет уместно заметить, что для любого серьёзного доказательства или обоснования необходима точка опоры, основа.

Весьма часто можно услышать или прочитать, что: идеи приходят, теории путешествуют во времени и пространстве, память живёт, вдохновение посещает, а также – многие другие отвлечённые понятия «ведут себя» схожим образом. Привычно относиться к подобным высказываниям как к фигуре речи, украшению языка, употреблению такого рода выражениям – как использованным для «красного словца». Но так ли эфемерны данные понятия и что стоит за ними, есть ли упомянутый выше фундамент, и что может выступать в его роли? Попробуем предпринять попытку прояснить ситуацию.

Идея от др.-греч. ίδέα «вид, понятие, образ», но в русском языке слово «идея» чаще всего отождествляется с мыслью. Но идея – не только мимолётная, случайная мысль, а, часто – нечто более оформленное, весомое, отражающее взгляд (или систему взглядов) на какой-нибудь аспект реальности. Если вдуматься, идеи могут вести себя как живой организм и «править миром» [12], не только в образно-художественном ключе, и, прежде чем какой-нибудь личности овладеть идеей, она, сначала приходит к ней, а вследствие способна руководить ею самой. Идеи умеют путешествовать во времени и пространстве, и словно бы выбирать своих носителей, в соответствии с их потенциалом сохранения, развития и передачи конкретной идеи. Например, гипотеза Анри Пуанкаре, прежде чем стать теоремой Пуанкаре-Перельмана, прошла длинный путь многочисленных попыток доказать её, предпринятых большим количеством выдающихся умов: математиками, топологами, физиками-теоретиками. Тем не менее, далась эта одна из «задач тысячелетия» только в руки российского гения, петербургского математика Григория Перельмана.

Но почему решение пришло именно к нему, ведь у Перельмана были, казалось бы, блестящие конкуренты? Например, Ричард Гамильтон, американский математик и Шин-Тун Яу – китайский математик и физик-теоретик, получивший за свои успехи медаль Филдса, ещё до фурора, произведённого публикацией Перельмана с решением знаменитой задачи. И Гамильтон и Яу были сильно заинтересованы гипотезой Пуанкаре, но при всех усилиях, их попытки успехом так и не увенчались. Примечательно, что после встречи и общения Перельмана с Гамильтоном (в ходе которой Григорий задаёт вопросы учёному по интересующей его теме, а тот открыто и щедро отвечает на них), на предложенное Григорием в письме сотрудничество по работе над гипотезой Пуанкаре, профессор Гамильтон отвечает молчанием. [1, 82] Впрочем, о Гамильтоне Перельман отзывается с почтением, чего не скажешь о Яу, затеявшем, после публикации Перельмана с решением задачи, целую «антиперельмановскую» кампанию с попытками умалить значимость доказанной теоремы. Сам же Григорий Яковлевич, за всю историю своих взаимодействий с общественностью неизменно демонстрирует благородство и скромность, а также, готовность, при целесообразности, принять поправки в свою работу или разделить успехи трудов с каким-либо соратником. Тем не менее, теорема, многократно проверенная лучшими математиками планеты, признана доказанной, и если очень кратко, содержание её гласит, что: «любое замкнутое односвязное пространство гомеоморфно трёхмерной сфере» [7, 6], и вносит неоценимый вклад в топологию как раздел математики, квантовую физику, философию, и в расширение понимания устройства Вселенной.

Так, может быть, основной причиной, что идеи, пути решения задачи, которую учёные пытались решить сто лет – «выбрали» Григория Перельмана стали не только неординарные интеллектуальные способности, но и выдающаяся человеческие качества скромного гения?..

Если ту же идею, взятую нами для примера гипотетической формы жизни, и применить основные и обязательные критерии:

- наличие информационной системы и способность передать эту информацию (в виде кода) следующим поколениям;

- наличие метаболизма со внешним источником энергии;

то можем увидеть, что даже таким строгим критериям идея вполне отвечает – она существует в качестве информации и способна перемещаться во времени и пространстве, следуя какой-то своей уникальной логике, а что касается обмена веществ с внешней средой – в этой роли может выступать взаимодействие идеи с другими мыслями, идеями, теориями, и вследствие этого – идея может видоизменяться, обогащаться, расширяться. Схожие процессы возможны с другими подобными явлениями: теориями, гипотезами, книгами, они, как и жизнь в традиционном понимании осуществляют своё, не всегда заметное, движения в пространственно-временном континууме, и, возможно, самостоятельно «выбирают» своих носителей и преобразователей.

Возвращаясь к традиционному осмыслению жизни как феномена, стоит упомянуть, что с данным понятием связывают аспект, касающийся сознания, самосознания – жизнь, это нечто или некто, способный осознавать себя – «знать себя», другие живые системы, а также – окружающее её пространство. Но тут возникает другой вопрос: возможно ли доступными на сегодня научными методами выявить наличие сознания на каком-то из существующих теоретически уровней? На современном этапе эволюции науки в целом – нет оснований считать, что книга (например) способна обладать каким бы то ни было видом сознания – как мы и не можем отрицать такой вероятности.

Вопрос о разграничении (и определения, в целом) двух точек зрения на понимание жизни можно поставить и таким образом – предположительно, Вселенная состоит из одних и тех же веществ, и, следовательно, вся совокупность её объектов должна иметь единую первооснову, одну природу, и не содержать между любыми своими формами принципиального различия. При этом, вещества, составляющие основу пространства, могут быть настолько сложно организованы, что, всё же – иметь между разными своими формами основополагающие различия и моральное право провести черту между живым и неживым, традиционным (узким) пониманием жизни и расширенным.

Жива ли клетка в отдельности от цельного и живого организма, или она – только крошечный «робот», выполняющий записанную в ней программу? Можно ли считать митохондрию живой, если обладать знанием, что является она бывшей бактерией, выбравшей отдать статус живого микроорганизма за возможность передать генетический код? Или почему до сих пор в научном мире существует сложность идентификации статуса биологических вирусов – живой ли он, а если нет – то какова его суть в контексте выявления соотношения и взаимодействия «живого» и «неживого»?

Как видно из поставленных вопросов и попыток ответить на них, – черту между живым и неживым сложно провести решительно, даже отталкиваясь от строгих материалистических критериев, тем более не всё просто с расширенным видением данного вопроса.

Учитывая аргументы, приведённые выше, мы находим вполне целесообразным и обоснованным сформулировать своё виденье в следующем ключе: и узкое, и широкое понимание жизни как феномена допустимо, как минимум – в пространстве философии, в контексте данного осмысления – эти две интерпретации теоретически могут лежать в двух различных смысловых плоскостях, имея в своей основе единую суть. Плюсы широкого значения понятия «жизнь» – расширение поля для осознаний, возможности взглянуть на привычные явления в ином свете, ином контексте, что может привести к новым открытиям, обоснованиям, доказательствам.

Признание того, что понятие «жизнь» допустимо трактовать более широко, чем в традиционном виденье, разумеется, не раскрывает полностью загадки, в чём именно заключается его суть, но возможно там, где пока затрудняется дать ответы наука, иногда это получается сделать поэзии, благодаря её интуитивному восприятию: «В коротенькое слово «жизнь» / вмещается всё мирозданье: / и птиц крутые виражи, / и трав глубокое дыханье, / и юный трепетный рассвет, / и тающий закат печальный… / Две параллели, только две, / Даются свыше изначально. / И у разбуженной версты / Вымаливаешь новой встречи, / Где свет мерцающей звезды / Как жизнь сама – красив и вечен» …

Конечно, понимание жизни в биологии не может передать того смысла, который был выражен в процитированном стихотворении Надежды Аншуковой [4], а ведь краткие яркие образы его вполне соответствуют и критериям жизни биологической…

Предпринятый анализ позволяет сделать вывод, что оба понимания, широкое и узкое – целесообразны. Более того, присутствие в теоретическом дискурсе двух взаимодополняющих трактовок способствует поддержанию гармонии между разными мировоззренческими платформами.

Литература:

1. Арсенов О. Григорий Перельман и гипотеза Пуанкаре. – М.: ЭКСМО, 2011. – 256 с.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. – М.: Канон-пресс. Кучково поле, 1998. – 384 с.

3. Биология: справочник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 608 с.

4. В коротенькое слово «жизнь». URL: https://www.chitalnya.ru/work/3370868/ (дата обращения: 1.05. 2023)

5. Витгенштейн Л. Философские исследования. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 347 с.

6. Вормс Ф. Как Бергсон вводит проблему жизни во французскую философию XX века // Логос. - 2009. - № 3. - С. 45-58.

7. Дужин С. Что же доказал Григорий Перельман? // Троицкий вариант – Наука. - 2012. - №10(104). - С. 6-7.

8. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 1996. – 607 с.

9. Книлович Н.М. Геккель, Эрнст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.) – СПб., 1890–1907.

10. Ницше Ф. Собрание сочинений: в 13 томах. Институт философии РАН. – М.: Культурная революция, 2005 – 2011.

11. Питер, Годфри-Смит. Метазоа. Зарождение разума в животном мире. – М.: Альпина нон-фикшн, 2023. – 416 с.

12. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С. 451–456.

13. Хайлайн Р. Двойная звезда. – Гражданин Галактики: романы. – СПб.: Сев. Запад, 1992. – 608 с.

14. Царство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

15. Что такое жизнь? Её огромное разнообразие не поддаётся простому определению. URL: https://newochem.io/opredelenii-zhizni/ (дата обращения: 13. 05. 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.