факторов. К последним в научной литературе относят факторы, обусловленные спецификой профессиональной деятельности, личностными особенностями сотрудника МЧС и социально-психологическим климатом в служебном коллективе и за его пределами.
Факторами, способствующими возникновению профессиональной деформации сотрудника МЧС и связанными со спецификой службы, являются детальная регламентационная деятельность и ее экстремальный характер, психические и физические перегрузки, повышенная ответственность.
Уровень психологического благополучия и высокой психологической устойчивости (адаптивных способностей) личности сотрудника достигается за счет развития эмоциональной сферы, путем оптимизации стиля психологических защит.
Список литературы:
1. Басейн, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Басейн, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков // Психологический журнал. 2008. №3. 148с.
2. Безносов. СП. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. д. п.н. / СП. Безносова -СПб. 2007. 35 с.
3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация и воспитание личности / СП. Безносова / Ленингр. гос ун-т; под. ред. А.А. Крылова. - Л.: ЛГУ, 2003. -Вып. 13.- 214с.
4. Борисова, С. Е. Профессиональные стереотипы как предпосылка и проявление профессиональной деформации сотрудников МЧС / С.Е. Борисова // Профессионал. 2001 - № 2 - 233с.
5. Пиняева, С. Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С. Е. Пиняева, Н. В. Андреев // Вопр. психологии. 2008. 59с.
Торкунова О.И., Машин В.Н., Свиридов А.А.
ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ КАК СОЗИДАТЕЛЬНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО НАЧАЛА В ПСИХОЛОГИИ
ВУНЦВВС «ВВА им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина»,
г. Воронеж
Ключевые слова: счастье, нравственное отношение, деятельность, творчество А.Грина
Key words: happiness, moral attitude, activity, creativity A. Green
Аннотация: В статье рассматривается счастье как психологический феномен, особенности русской литературной школы глубоко нравственного отношения к жизни и поисков счастья для человека
Abstract: The article deals with happiness as a psychological phenomenon, especially Russian literary school of deeply moral attitude to life and the search for happiness for man
Во второй трети XX века, под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорта, Э. К. Роджерса, В. Франка, Э. Эриксона и др.), феноменология счастья получила свое развитие в рамках позитивной психологии (М. Селигман, Дж. Вейланат, Д. Майерс, Э. Динер и др.). В отечественной науке проблемы психологии счастья наиболее полно были проанализированы в исследованиях И.А. Джидарьян, Т.В. Экскакусто.
Само понимание счастья, как отражающее экзистенциальный аспект бытия человека, восприятие и понимание мира в целом и сущности личности, содержит в себе множество противоречий. Так, счастье определяется и как эмоциональное состояние, и как моральное сознание, и как осознание удовлетворенности.
В контексте психологических исследований счастья, выделяют следующие три основные принципа:
1) влияние жизненных событий относительно кратковременно, что обусловлено адаптацией к ним человека;
2) жизненные события как источники счастья (или страдания) и возможность для роста личности должны рассматриваться с точки зрения мировоззрения соответствующей культуры;
3) в общий уровень счастья человека свой вклад вносят его цели и ценности.
Счастье можно определить как психологический феномен, характеризующийся осмысленностью жизнедеятельности человека, доминированием позитивного эмоционального состояния, целостным восприятием времени, положительным отношением к себе и окружающему миру [5].
Б.С. Братусь выделяет 4 ступени развития представлений человека о счастье:
1. Эгоцентрическая ступень. Человек счастлив независимо оттого, счастливы ли вокруг другие. Плюсом даже является, если окружающие вокруг несчастны - на этом фоне ярче выражается собственное счастье.
2. Счастье связано с процветанием группы, с которой
идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если несчастна его группа.
3. Счастье подразумевает его распространение на всех людей, все человечество.
4. Появляется ощущение связи с Богом, и счастье представляется как служение Ему и соединение с Ним [1].
Как психологический феномен счастье можно с точки зрения трех основных позиций:
1. как ценность (цель или результат деятельности);
2. как позитивное аффективное состояние;
3. как удовлетворенность жизнью [2].
По мнению М. Аргайла, существует три концепции счастья: физиологическая; коммуникативная; потребностная. Такой подход к пониманию счастья можно обозначить как довольно утилитарный, где «теряется» сам человек - мыслящий, ответственный, активный субъект своей жизни.
В отечественной психологии исследуются представления о счастье в российском менталитете. И.А. Джидарьян отмечает, что для русского народа счастье заключается в поиске высоких идеальных оснований бытия, а также в наличии смысла жизни и стремлении к нему. Для россиян очень важны умение радоваться жизни и тому, что имеешь; любить и быть любимым; семейное благополучие; самореализация и личностный рост; ощущение полноты жизни. Большую роль играет осознание нужности другим людям [3].
Понимание счастья как созидательного и деятельностного начала, мы находим в глубоко психологичной прозе А.Грина. Подчинившись высокой цели, случай у него теряет ограниченность частного эпизода, становится обобщением. Жизнь как бы непроизвольно подкидывает случай, а искательство, свойственное гриновским героям, подключает случай к большой жизненной цели. Приключение становится проверкой готовности человека к деянию. Хозяином случая становится человек, и чудесное подчиняется целесообразному действию. Целесообразность не в практическом, а в ее глубоком одухотворенном смысле.
Любовь к прекрасному - определяющая черта его персонажей. Восхищение было активным, и писатель, говоря о пружинах и характере действия в сюжете, доказывал, что только в борьбе за благо другого постигается смысл жизни, ценность ее наград и утрат, облик достижимого счастья.
У А. Грина русская школа глубоко нравственного отношения к жизни и поисков счастья для человека. Грин с решительностью
фантаста вынес действие за пределы обычной обстановки, изменил, отстранил весь антураж, внес экзотику, обратился к рассказу и роману приключений, которых не знала русская литература.
Грин дает новое психологическое знание, опираясь на созидательное начало человеческих желаний. Писатель подталкивает героя к желанной метаморфозе, доказывая, что даже заурядный человек способен к быстрому росту под сильным воздействием перемен. Необходимо, чтобы житейская осмотрительность до конца была побеждена бесстрашием свободного духа. На пути к неизведанному человека связывает страх перед умственным, душевным и физическим напряжением. Откинув сомнения, преодолев инерцию чувств и мыслей, люди творят чудеса.
Романтическое преувеличение у Грина взросло на почве реальности, его позиция романтика была не бегством от людей, а следствием любви к людям, к их единственной и неповторимой жизни. Он говорил о жажде счастья у человека, который требует к себе внимания не завтра, а сегодня, сейчас. Романтик Грин переселив своих героев за горизонт обыденности, позволил восторжествовать добру над злом. Победа относится на счет пересоздающей силы красоты. Безнравственность получает воздаяние по заслугам. Грин разрабатывает и утверждает пункты морально-этического кодекса в общечеловеческом измерении, но и с конкретным адресом. Этим кодексом четко обозначалась гуманная, русская природа его психологизма.
«Неотъемлемое, присущее человеку» Грин находит в тяге к необычайному. Один из его персонажей говорит от имени всех: « Я очень прост, во мне странно только то, что я надеюсь на невозможное» [4]. На наших глазах меняются стереотипные представления о духовных и физических задатках человека. Невозможное сегодня -завтра сбывается, и поэтому не увядает романтика Грина. Романтик будет сражаться за нравственное здоровье людей, говорить об уважении к духовному миру людей, отстаивать и утверждать человеческое в человеке, его право быть счастливым.
В самом известном произведении А.Грина «Алые паруса» появляется формула - «так называемые чудеса», то, что подвластно самому человеку. Ожидание чуда и свершение чуда - на этом отрезке, составляющем и эпизод, и всю жизнь героев, открывал Грин тонкие грани человеческой души. Тематические линии прежних рассказов собираются в фокусе главной мысли. Она совпадает с убеждением М. Горького: человек - единственное чудо на земле.
Но если человек велик, значит, и творчество счастья - дело его собственных рук. Так закономерно подошел Грин к теме «Алых парусов», к убежденному, интенсивно красочному рассказу о достижимом счастье. «Алые паруса» - вершина, взлет представлений «о прекрасном несбыточном». Оно, «по существу, так же сбыточно, как загородная прогулка» [4]. Соединение судеб капитана Грэя и Ассоль под алыми парусами сбывшихся надежд в окружении команды «Секрета» - апофеоз феерии и апофеоз пути гриновского романтического искателя. Масштабы личности Грэя запечатлены в оптимальных намерениях и в законченных действиях. Его связь с людьми и его роль в их жизни выражены как непосредственное, прямое созидание счастья.
С «Алых парусов» начинает крупно воплощаться основное гриновского героя. Его задача - сделать людей счастливыми, дополнив красоту мира. Грин называет это потребностью человека подсказать жизни «нечто существенное». Все компоненты феерии стройно, гармонично ведут к четкому выводу: счастлив неповторимый человек, способный творить духовные и нравственные ценности на радость окружающим.
Основание феерии - «склонность к необычайному». Но необычайное Грина это всего лишь «так называемые чудеса» -исходная всех действий Грэя, осуществляющего мечту Ассоль. Те черты героев, которые заложены в реально существующих людях, и те их поступки, что лишь по виду кажутся сверхъестественным знамением, а в сущности характеризуют естественный ход вещей для всякого, кто обладает даром воображения. Цельная душа, хранимая любовью, оказалась неподвластной ни злым людям, ни страшной практике отверженности.
Делать необычное в обычных условиях и добиваться таких условий, когда необычное кажется обычным, - вот фундамент фантастических построений Грина и линия двух главных героев. Грин творит идеальное из живого, и он не просто насыщает строчку блеском и оригинальностью образа, гоняясь за иносказанием, за причудливостью сказки, а показывает правду страстей человека в борьбе за счастье.
Переосмысленная «прекрасная неправильность» живой действительности - это и есть чудо, сопутствующее и подвластное людям. Счастливый путь «открытий и действий» подсказывает сама жизнь. Благодаря Ассоль - здесь Грэй произносит знаменитые слова о творчестве счастье - «я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Самое простое -
дать пятак человеку, если он нуждается. Но самое важное для души, которая «таит зерно пламенного растения - чуда»,- сделать чудо. Внести в жизнь человека окрыляющую красоту. «Новая душа будет у него и новая у тебя» [4]. Жажда и способность людей находить в необычном близкое и нужное счастье утверждается как закон жизни. Грин писал свою феерию с гордостью за человека, своими руками меняющего жизнь, делающего счастливым себя и близких людей.
Таким образом, в понимании счастья как созидательного и деятельностного начала можно выделить две основные позиции: счастье как мотив (жизненная цель и объект стремлений) и как результат деятельности человека. Счастье прочно связано с миром ценностных отношений и приоритетов, способно одновременно выступать в различных ролях: в роли оценок, «помечающих» предмет деятельности и регулирующих ее ход, и в роли ценностей, которые обогащают и превращают в дополнительный мотив деятельности сам ее процесс.
Список литературы:
1. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. - М.: Менеджер; Роспедагенство,1994. - 60 с.
2. Виничук Н.В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов. Автореф. Дис... канд-та психол. Наук: 19.00.01. - Хабаровск: Дальневост. гос. Ун-т путей сообщ., 2008. - 24 с.
3. Джиджарьян А.И. Представления о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алетейя, 2001. - 242 с.
4. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. Изд. 2-е, доработанное и дополн. М.: Худож. лит., 1980. - 216с.
5. Тренинг позитивного мышления. Коррекция счастья и благополучия. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 427 с.
Шумилин С.Ю., Ойношев А.Э.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина»,
г. Воронеж
Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональный рост, профессия.
Keywords: professional orientation, professional growth, profession.