Научная статья на тему 'Понимание Родины в философской концепции И. А. Ильина'

Понимание Родины в философской концепции И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1243
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. ИЛЬИН / РОДИНА / ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СВЯТЫНЯ / АКТ ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ОБРЕТЕНИЕ РОДИНЫ / ЛИЧНОСТЬ / I. A. ILYIN / MOTHERLAND / SPIRITUAL REALITY / SHRINE / ACT OF SPIRITUAL SELF-IDENTIFICATION / MOTHERLAND ACQUIRING / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чикаева Татьяна Александровна

Автор статьи обращается к наследию И. А. Ильина и анализирует одну из важнейших тем его творчества проблему Родины. Родина понимается философом как духовная реальность, святыня, обладающая субъектностью и материнским гендером. Как субъект она воплощена во всех личностях, считающих её таковой, и проявляется в национальном менталитете. Родина неотделима от эмпирических объектов, но не сводима к ним. В работе делается вывод о том, что идеи И. А. Ильина сегодня актуальны и могут рассматриваться как основа для социально-философской дефиниции категории «Родина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF MOTHERLAND IN I. A. ILYIN’S PHILOSOPHICAL CONCEPTION

The article applies to I. A. Ilyin’s philosophical heritage and analyses one of the key issues of his creative work the problem of Motherland. The philosopher considers Motherland as spiritual reality, shrine, which possesses subjectivity and maternal gender. As a subject it is personified in all the personalities who consider it in such a way and manifests itself in the national mentality. Motherland is an integral part of empirical objects but is not reduced to them. The author concludes that I. A. Ilyin’s conceptions are relevant and can be considered as a basis for the social-philosophical definition of the “Motherland” conception.

Текст научной работы на тему «Понимание Родины в философской концепции И. А. Ильина»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-12-1.29

Чикаева Татьяна Александровна

ПОНИМАНИЕ РОДИНЫ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И. А. ИЛЬИНА

Автор статьи обращается к наследию И. А. Ильина и анализирует одну из важнейших тем его творчества -проблему Родины. Родина понимается философом как духовная реальность, святыня, обладающая субъектностью и материнским гендером. Как субъект она воплощена во всех личностях, считающих её таковой, и проявляется в национальном менталитете. Родина неотделима от эмпирических объектов, но не сводима к ним. В работе делается вывод о том, что идеи И. А. Ильина сегодня актуальны и могут рассматриваться как основа для социально-философской дефиниции категории "Родина". Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2018/12-1/29.1^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 1. C. 134-137. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

134

^БЫ 2618-9690. № 12 (98) 2018. Ч. 1

УДК 13.130.3 Дата поступления рукописи: 01.10.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-1.29

Автор статьи обращается к наследию И. А. Ильина и анализирует одну из важнейших тем его творчества -проблему Родины. Родина понимается философом как духовная реальность, святыня, обладающая субъект-ностью и материнским гендером. Как субъект она воплощена во всех личностях, считающих её таковой, и проявляется в национальном менталитете. Родина неотделима от эмпирических объектов, но не сводима к ним. В работе делается вывод о том, что идеи И. А. Ильина сегодня актуальны и могут рассматриваться как основа для социально-философской дефиниции категории «Родина».

Ключевые слова и фразы: И. А. Ильин; Родина; духовная реальность; святыня; акт духовного самоопределения; обретение Родины; личность.

Чикаева Татьяна Александровна, к. филос. н., доцент

Московский художественно-промышленный институт umoi@rambler. гы

ПОНИМАНИЕ РОДИНЫ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И. А. ИЛЬИНА

В 2018 году российская философия отмечает 135 лет со дня рождения одного из выдающихся мыслителей прошлого Ивана Александровича Ильина. Идеи и концепции И. А. Ильина уже давно стали классикой отечественной и мировой философии, а рассматриваемые им вопросы справедливо можно назвать фундаментальными проблемами бытия общества и личности. Проживая в эмиграции, будучи по не зависящим от себя причинам оторван от России, И. А. Ильин много думал о ней, писал, предлагал своё решение насущных и стратегических вопросов. Он связывал с ней все помыслы и устремления, клялся в вечной верности [10, с. 161]. При этом любовь и преданность России, Родине не смогло поколебать даже откровенное неприятие философом советской власти, советского государства. Родина и государство для И. А. Ильина - хотя и связанные между собой, но различные понятия. Сегодня, когда патриотическую идею в России и в мире пытаются использовать для достижения частных политико-идеологических целей, актуальным становится прочтение понимания смысла категории «Родина» русским философом.

Настоящая статья ставит целью анализ представлений И. А. Ильина о сущности Родины и решение вопроса о перспективности сделанных им выводов для современного мировоззрения. Научная новизна проведённого исследования заключается в систематизации взглядов философа на Родину как одновременно онтологический и аксиологический объект, первичный по отношению к человеку и социальной группе, но становящийся доступным пониманию только при условии духовного творчества личности.

И. А. Ильин неоднократно обращался к проблеме Родины, патриотизма, что свидетельствует о важности для него этой темы, о потребности в её раскрытии, признании значимости её для личности, группы, общества. Одной из решаемых мыслителем задач было обоснование объективной дефиниции Родины, преодоление недостатков её формального политико-этнографического определения. Русский мыслитель отвергает все те определения Родины, которые носят бытийственно-материальный характер. Он пишет: «Ни одно из них, взятое само по себе, не составляет родины: ни пространственное рядом-жительство людей, ни кровная связь происхождения, ни национальная и расовая принадлежность, ни привычный быт, ни хозяйственное единение, ни природа, ни общность положительного права или государства» [4, с. 318]. По его мнению, это часто ошибочно принимают за Родину или Отечество, но это «просто любое из обычных содержаний и условий жизни» [Там же]. Со всем этим можно порвать, не испытывая терзаний и страданий, заменить чем-то другим, тогда как Родина является сущностью, неизменно связанной с человеком. Родина, по мнению философа, даётся навсегда [Там же, с. 207]. Аналогичные природные или климатические условия найти можно, но Родина у человека только одна, иметь свою Родину - значит жить и дышать ею, воспринимать её как святыню до последнего мгновения своей жизни [1, с. 63]. В качестве аргумента в пользу данного тезиса И. А. Ильин подмечает, что русский человек всегда испытывает тоску по Родине [2, с. 197].

И. А. Ильин критикует марксистскую позицию о том, что «рабочие не имеют отечества». Данная концепция заключается в том, что у неимущего рабочего нет прочного отеческого дома, а, следовательно, нравственной связи с Отечеством. В качестве Отечества пролетарий начинает рассматривать те страны, где условия жизни рабочих лучше, чем на Родине. Философ отмечает, что так мыслить может только человек, действительно не имеющий Родины, лишённый патриотизма, связывающий отношение к Родине с материальным благополучием и условиями быта [4, с. 124-125]. И. А. Ильин утверждает, что «Родина» - понятие не материальное, а духовное. Она является духовной сущностью бытия нации, воплощением её умственного и нравственного строя, системы ценностей. Родина для И. А. Ильина, прежде всего, не земля, не место пребывания, а её дух и её святыни [Там же, с. 207].

Под ней понимается духовная жизнь народа, её творческие создания и её необходимые условия. В этом состоит для мыслителя её сущность [Там же, с. 320]. «Подлинное жилище Родины, согласно высказыванию И. А. Ильина, это духовность, те душевные состояния, которые обращают человека к Богу и Божественному на небесах и на земле» [1, с. 65]. Философ делает вывод о том, что «Родина - это духовное единство своего народа, оно носит целостный характер, невзирая на многообразие личностей, которые могут отнести себя к сынам родины» [4, с. 324]. Мыслитель подчёркивает значение Родины как идентификационного фактора.

По его мнению, «Родина есть великое лоно, объединяющее всех своих сынов так, что каждая душа соединена с ней», а личность тождественна Родине и неотрывна от неё в духовной жизни [3, с. 234-235]. Под Родиной подразумевается «нечто от духа и для духа» [5, с. 175]. Родина, следовательно, это духовная сущность, которая первична по отношению к личности, группе, народу, обществу. Она, хотя и существует как лич-ностно-сокровенная идея, всегда надындивидуальна [10, с. 164].

Она связана с различными объектами, но не может быть сведена к одному из них или к их совокупности. Родина многогранна и имеет сложную уровневую структуру. Философ предлагает следующую дефиницию Родины: это «есть духовная жизнь народа... в то же время она есть совокупность творческих созданий этой жизни... и, наконец, она объемлет все необходимые условия этой жизни - и культурные, и политические, и материальные», под которыми понимается хозяйство, территория и природа [5, с. 185].

Философ подчёркивает, что Родина существует вне времени, она есть «такое, что остаётся сущим и объективным, несмотря на смену поколений. Родина есть нечто единое для многих» [3, с. 234].

Родина, по мнению мыслителя, обладает качествами субъекта, она мать, воспитавшая своих сыновей. Философ сравнивает патриотизм с любовью ребёнка к матери, отмечая, что во время войны «так же просто встают люди на защиту своей Родины и её духовного состояния» [4, с. 75], как на защиту себя, своих близких. Родина представляет собой персонифицированную сущность, наделенную организующим началом и преобразующей силой [6, с. 83]. Не случайно И. А. Ильин назвал сборник своих статей «Родина и мы», подчёркивая её субъектность, возможность вступления в диалог, во взаимоотношение с личностью, группой, народом. Родина для И. А. Ильина - это живое существо, которое воплощено во всех личностях, признающих её таковой. Неважно, проживает ли человек в том государстве, где его Родина, или нет. Эмигранты остаются «живыми её кусками» [4, с. 206]. Принадлежностью к ней определяется повторение в личности тех качеств, которые свойственны национальной культуре.

Россия, по его мнению, наделила тех, для кого является Родиной, следующими чертами: ширью, легкостью, простотой, добротой, глубиной чувств, мечтательностью, даровитостью, темпераментом [Там же]. Качеством, которое передано русскому человеку его Родиной, является духовная свобода. Ею, по словам мыслителя, «проникнуто все наше лучшее, все драгоценнейшее - и православная вера, и обращение к царю, и воинская доблесть, и наше до глубины искреннее, певучее искусство, и наша творческая наука, и весь наш душевный и духовный уклад» [8, с. 418].

Формальное политико-идеологическое причисление личности к той или иной Родине, пребывание в гражданстве не является подтверждением тому, что у данного человека есть Родина. Не зависит она от таких параметров личности, как подданство, происхождение или язык. И. А. Ильин обращает внимание на то, что «есть люди, никогда не бывавшие в России и еле говорящие по-русски, но сердцем поющие и трепещущие с Россией», и, напротив, те, кто, будучи русским по крови, подданству и языку, предают свою Родину [5, с. 176].

Философ, следовательно, связывает базисные черты национального менталитета с понятием Родины, предполагает, что через актуализацию, воплощение глубинных черт своего менталитета, которые были унаследованы от предков, личность способна обрести свою Родину. Это применимо, по его мнению, к потомкам российских эмигрантов, которые родились вдали от России, никогда не видели её воочию, и их окружали другие условия и иной быт [1, с. 64].

Родина существует объективно, но человеку предстоит обрести её, то есть сделать факт существования Родины понятным и доступным для себя, вступить во взаимосвязь с Родиной как духовной реальностью. Обретение Родины И. А. Ильин рассматривает как акт духовного самоопределения, указывающий человеку его творческую почву. Нахождение на территории государства, с его точки зрения, не детерминирует обретение своей Родины, для этого необходимо патриотически насытить и оживить свою душу [4, с. 318], то есть осознать, прочувствовать свою близость с Отечеством.

Иметь свою Родину, по представлению философа, означает то, что ценности национальной культуры воспринимаются как свои, сугубо личностные, а следование им осуществляется как на сознательном, так и на бессознательном уровне, то есть является для человека естественным, неотъемлемым качеством его жизни. Человек являет и осуществляет свою Родину, по мнению И. А. Ильина, когда «он любит так, как любит его народ, молится его молитвою, рассуждает так же, как и он, "народно" творит» [1, с. 66].

Пути обретения Родины могут начинаться разными способами - «от религиозного инстинкта, от зова крови, от изучения родной истории, но у всех путей одно окончание - обретение Родины» [5, с. 183]. Из этого высказывания вытекает то, что личность не может обрести Родину, следуя формально определённым идеологически и логически выверенным нормам и правилам, то есть нельзя вызвать искренне патриотическое чувство централизованно.

Каждый человек обретает Родину на пути духовного самосовершенствования и духовного творчества, которые носят, без сомнения, индивидуальный характер. У каждой личности свой путь обретения Родины, и он не может повторяться, но обретённая Родина представляется в сознании каждой личности как сущность, обладающая определёнными качествами, вызывающая одно и то же патриотическое чувство, то есть, несмотря на индивидуализацию пути обретения Родины, это всегда одна и та же сущность.

Родина, как следует из рассуждений И. А. Ильина, обладает субъектностью и субстанциональностью, она существует объективно, но для личности приобретает качество существования только в процессе духовного саморазвития. Человек может и не обрести Родины, возможно вовсе не иметь родины и, как и другие безродные, мутить и пытаться привить другим своё убожество. «Но кто раз имел её, тот никогда её не потеряет, разве только сам предаст её и не посмеет покаянно к ней вернуться. А нам всем Родина дала уже. неумирающее и неистощающееся богатство, в нас самих укрытое» [4, с. 207].

136

^ЭЫ 2618-9690. № 12 (98) 2018. Ч. 1

Наличие Родины, любовь к ней отличает человека духовного от «духовного идиота», для которого всё то, что означается словом «дух», является бессмысленным выражением [5, с. 183]. Таким образом, как отмечает С. В. Корнилов, И. А. Ильин указывает на то, что качества личности, личная духовность человека является существенным фактором взаимосвязи человека и Родины, определяет особенности обретения личностью своей Родины [7, с. 85].

Ценность Родины для личности, социальной общности, по мнению философа, велика. Это святыня, это «вершина, с которой человеку может действительно открыться общечеловеческое братство всех людей перед лицом Божиим». Родина понимается здесь как организм национальной духовной культуры. Её функции, с точки зрения И. А. Ильина, состоят в том, чтобы пробуждать в человеке духовность, раскрывающуюся в актах национальной культуры [3, с. 253].

Философ утверждает, что «святыня веры и Родины - вот наше достоинство и наша честь» [4, с. 225]. Ради Родины можно жить и ради неё стоит умереть [Там же, с. 320]. Качества Родины предопределяют то отношение к ней, которое называется патриотизмом. Любят Родину не за что-то, а за то, что она является Родиной. По образному выражению И. А. Ильина, Родина - один из тех предметов, «которые, прежде всего, "по хорошу мил", а потом уже по "милу хорош"» [5, с. 179]. Она, по его мнению, является живой духовной силой, в которую нельзя не верить [4, с. 324].

Родина - духовная субстанция, объект, в который можно уверовать, то есть «прилепиться душою, мыслями и делами» [3, с. 18]. Мы можем сделать вывод о том, что концепция И. А. Ильина раскрывает Родину как истинное, всеобъемлющее, объективное, духовное благо, которое становится доступным всем, кто её обрёл в духовном акте.

Между Родиной и личностью существуют внешние эмпирические связи, которые не тождественны ей, но могут быть её символами [4, с. 319]. Одна из таких связей раскрывается во взаимоотношениях Родины и государства, развивающихся аналогично форме и содержанию. Для И. А. Ильина «государство определяется именно тем, что оно есть положительно-правовая форма родины, а Родина есть его творческое, духовное содержание» [Там же, с. 328].

Под государством философ понимает «организованное единение духовно-солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих её патриотической любовью и поддерживающих её самоотверженной волею» [Там же, с. 331]. Государство и Родина не тождественны друг другу, но могут пребывать в единстве, которое складывается и крепнет при условии наличия внутренне крепкого и неколеблющегося правосознания, то есть когда воля личности направлена на данное единство [3, с. 317].

Посредством государственного союза осуществляется, по его мнению, единение личности с народом. Истинная политика состоит, следовательно, в отождествлении гражданина и Родины, в принятии гражданами интересов своего государства и всех справедливых интересов своих сограждан [5, с. 252]. Это обуславливает обязательность любви к Родине или патриотизма для «любого субъекта права, так как без этого он не может и не будет блюсти её интересы» [4, с. 170].

Философ утверждает, что человеку, сомневающемуся или отвергающему Родину и патриотизм, свойственно не вспоминать о правосознании как живой силе. Происходит разрыв между формальным правом и действительностью ввиду отсутствия понимания того, что, как пишет И. А. Ильин, «действующее в стране право - закон, указ, полномочие, - не может жить и применяться вне живого правосознания» [3, с. 265].

Символами или образами Родины могут, с точки зрения И. А. Ильина, быть произведения творчества. Национальный гений может отразить народный дух, раскрыть его сущность в образах, понятных многим, поэтому его творчество означает духовное освобождение многих, позволяет массам обрести свою Родину [4, с. 323]. Для России таким гением, прежде всего, по мнению мыслителя, является А. С. Пушкин, творчество которого является «солнечным средоточием... истории», и в котором личность способна и призвана найти свою Родину [1, с. 70]. Литературе, языку И. А. Ильин отводит особое место в вопросе понимания и восприятия Родины, утверждая то, что «не любить его (язык), не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу Родину» [8, с. 426].

Духовная сущность Родины отвергает, по мнению философа, попытки свести все проявления духа только к ней. И. А. Ильин указывает на то, что дух живёт во всех людях и всех народах, поэтому «любить свою Родину не значит считать её единственным сосредоточием духа», не видеть этого - «значит быть духовно-слепым, а потому быть лишённым и патриотизма и правосознания» [4, с. 327-328]. Важным является замечание философа о недопустимости идеализировать государство или иной эмпирический объект, с которым ассоциируется Родина, или же любить Родину, не обращая внимания на её недостатки, либо сознательно возводя их в достоинства. В противном случае патриотизм станет «любовью, которая мирится с негодностью предмета своей любви и постепенно, подвергаясь всё более и более сильны атакам, способна разочароваться в нём или сменить на другой» [5, с. 184].

Духовная сущность Родины, её обретение в процессе нравственно-духовного развития личности, напротив, позволяет преодолеть противоречие между величием народного духа и недостатками политико-экономического развития и национального быта. Политико-экономическое, социальное или иное устройство жизни народа может быть ущербным, это необходимо озабоченно признать и найти пути для преодоления, осознавая, что сущность Родины состоит в том, что «достойно Божьего благословения, то, что составляет её вклад в развитие Духа» [Там же, с. 180-181]. Вера в Родину для И. А. Ильина означает, как справедливо указывает Н. В. Чекер, «не слепое поклонение ей как некому идолу», речь идёт о «действенной включенности в судьбу своей Родины, которое невозможно без уверенности в осмысленности ее судьбы» [9, с. 128].

Таким образом, проведённый анализ концепции Родины в творчестве И. А. Ильина позволяет сделать вывод о том, что она, с точки зрения философа, представляет собой духовную реальность, обладающую высшей ценностью, святостью, для личности, принадлежащей к народу и национальной культуре. Дефиниция Родины, предложенная философом, устанавливает онтологический и аксиологический аспект раскрытия её содержания, и, следовательно, может рассматриваться как основа социально-философского определения категории «Родина».

Список источников

1. «В краю чужом...». Зарубежная Россия и Пушкин / сост., вступ. ст. и коммент. М. Филина. М. - Рыбинск: Руссюй мръ; Рыбинское подворье, 1998. 495 с.

2. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: в 2-х т. М.: МП «Рарог», 1992. Т. 1. 344.

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М.: АСТ, 2006. 365 с.

4. Ильин И. А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995. 511 с.

5. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Рус. кн., 1993. Т. 1. 400 с.

6. Колупанова Т. Ю. Лексическая репрезентация образа России в языковом сознании И. А. Ильина // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II международной научной конференции (г. Москва, 20 апреля 2018 г.). М.: МХПИ, 2018. С. 82-84.

7. Корнилов С. В. Образы Родины в философии русского зарубежья // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II международной научной конференции (г. Москва, 20 апреля 2018 г.). М.: МХПИ, 2018. С. 84-86.

8. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с.

9. Чекер Н. В. И. А. Ильин: Родина как музыка духа // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы международной научной конференции (г. Москва, 21 апреля 2017 г.). М.: МХПИ, 2017. С. 126-129.

10. Шакирова Е. Ю. Иван Александрович Ильин о Родине и о России (размышления по прочтению произведений И. А. Ильина) // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II международной научной конференции (г. Москва, 20 апреля 2018 г.). М.: МХПИ, 2018. С. 161-164.

UNDERSTANDING OF MOTHERLAND IN I. A. ILYIN'S PHILOSOPHICAL CONCEPTION

Chikaeva Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Moscow Art-Industrial Institute umoi@rambler. ru

The article applies to I. A. Ilyin's philosophical heritage and analyses one of the key issues of his creative work - the problem of Motherland. The philosopher considers Motherland as spiritual reality, shrine, which possesses subjectivity and maternal gender. As a subject it is personified in all the personalities who consider it in such a way and manifests itself in the national mentality. Motherland is an integral part of empirical objects but is not reduced to them. The author concludes that I. A. Ilyin's conceptions are relevant and can be considered as a basis for the social-philosophical definition of the "Motherland" conception.

Key words and phrases: I. A. Ilyin; Motherland; spiritual reality; shrine; act of spiritual self-identification; Motherland acquiring; personality.

УДК 130.2 Дата поступления рукописи: 07.10.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-1.30

Предлагаемое исследование направлено на прояснение функционирования биополитики в архитектуре. Архитектурные постройки представлены в качестве объекта исследования медиафилософии, то есть как особый вид медиа, опосредующий властные отношения городского пространства. На основе концепции «олигоптикумов» Б. Латура и «паноптизма» М. Фуко описываются логика организации современного архитектурного пространства и его роль в осуществлении властных механизмов в регулировании биологической жизни современного человека. Концепции олигоптикумов, паноптикума и биополитических пространств призваны продемонстрировать непосредственную связь между наиболее общими политическими моделями управления и конкретной архитектурной топологией как их медиа с целью критического переосмысления образа современной архитектурно-городской среды.

Ключевые слова и фразы: архитектура; медиафилософия; медиальность; топология; олигоптикумы; паноп-тизм; власть; незримость; биополитика.

Яковлева Любовь Юрьевна, к. филос. н.

Санкт-Петербургский государственный университет jakovleva. ljubov@yandex. т

БИОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ МЕДИАЛЬНОСТИ

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ 18-011-00414 А «Политики медиа», СПбГУ.

Медиафилософский дискурс охватывает множество социополитических и культурных феноменов современности, позволяя рассматривать их через призму медиареальности. Одной из важнейших форм медиа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.