ЛОБАНОВ Р. А., РОМАНОВ К. М.
ПОНИМАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается манипуляция как один из феноменов межличностной коммуникации. Представлен краткий теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Выявлены особенности развития у студентов способности к пониманию манипулятивных воздействий.
Ключевые слова: манипуляция, психологическая культура, приемы манипуляции, личность манипулятора, реципиент манипуляции, психологическое влияние.
LOBANOV R. A., ROMANOV K. M.
UNDERSTANDING MANIPULATION AS AN ELEMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS
Abstract. The article considers manipulation as a phenomenon of interpersonal communication. A short theoretical analysis of the literature on the research problem is provided. The peculiarities of students' development of the ability to understand manipulative influences are revealed.
Keywords: manipulation, psychological culture, manipulation techniques, manipulator personality, manipulation recipient, psychological impact.
В самом общем значении манипуляция определяется как преднамеренное взаимодействие с объектами с заданной целью. Манипуляция как феномен психологии общения и межличностной коммуникации понимается как акт влияния на людей или управления ими с заведомо пренебрежительным подтекстом, а также как разновидность скрытого управления. В этом контексте понятие «манипуляция» приобретает отрицательную окраску и обнаруживает в себе деструктивные антисоциальные свойства. Именно поэтому принято описывать психологическое воздействие, вызывающее недовольство, которое так или иначе побудило человека совершить то, чего сам бы он никогда не совершил, как воздействие манипулятивное [4; 7].
Как любой предмет психологического исследования, манипуляция имеет ряд отличительный признаков, которые позволяет безошибочно отделить ее от схожих понятий.
1. Это вид психологического воздействия, при котором мишенью действий манипулятора выступают психические структуры личности человека.
2. Ключевой особенностью является то, что это воздействие всегда и при любом условии является скрытым и не должно быть замечено объектом манипуляции. Только
оставшаяся незаметной манипуляция считается успешно произведенной, а также, если манипулируемый верит, что происходящее с ним имеет совершенно естественный характер.
3. Хотя ряд исследователей усматривает основную опасность манипуляции в том ущербе, который причиняется объекту, следует в первую очередь заметить, что неоднократно подвергнутый успешному манипулятивному воздействию человек начинает воспринимать такой род взаимодействия как нечто само собой разумеющееся. Это кристаллизуется в его психике, становится привычкой, ведущей к смене прежних форм его жизнедеятельности.
4. При манипуляции реципиент воспринимается как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении цели, а не как целостная индивидуальная личность.
5. Специфическая самоподача манипулятора: демонстрируется всегда только лишь то, что способствует достижению цели.
Манипуляция - это отношение субъекта воздействия к другому человеку как к вещи, с тенденцией игнорирования его интересов. При этом осуществляется скрытое воздействие с привлечением опосредованного давления на его личностные структуры, которое выражается в ряде особых манипуляционных приемов. Их задача сводится к влиянию на психическое состояние адресата таким образом, чтобы в итоге добиться оптимизации его поведения и мышления в корыстных целях манипулятора, который, в свою очередь, воспринимает реципиента только как средство достижения необходимого результата. Таким образом, манипуляция является не обычной ложью или обманом в чистом виде, а своеобразной смесью лжи и правды со специальной формой ее подачи. Поэтому распознать такое воздействие для среднестатистического человека порой представляет собой сложную задачу [2; 5].
Макиавеллический или манипулятивный тип личности (название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI в. Никколо Макиавелли «Государь») - это смягченный вариант авторитарного типа. Макиавеллизм также определяется как циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям, которые воспринимаются слабыми, зависимыми объектами, приспособленными исключительно для использования ради достижения целей макиавеллиста.
Макиавеллист - это субъект, манипулирующий другими на основе определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием подобного поведения. По его мнению, манипулирование другими людьми соответствует самой природе человека, и потому он не находит в этом ничего зазорного. В использовании других людей он видит лишь наиболее эффективный и рациональный способ взаимодействия с окружающим миром.
Макиавеллист всегда идет на манипуляцию осознанно, четко представляя собственную в ней выгоду.
Подобное отношение макиавеллистом не просто усваивается и применяется, но и транслируется в общество, порождая в нем особую «идеологию манипуляции». Люди, подвергшиеся манипуляционному воздействию или достаточно долго наблюдающие его со стороны, приобретают устойчивые личностные деформации, при которых перестают воспринимать манипуляцию как что-то из ряда вон выходящее и начинают сами предвзято относиться к иным формам психологического влияния, замечая в них несуществующую корыстную подоплеку [1; 3].
В современном обществе, в связи с крайне низким уровнем научного психологического образования, у людей отсутствует или ограничено понимание научной психологической терминологии, которое, ко всему прочему, искаженно преподносится массовой культурой. Наличествующие у человека житейские психологические знания и несовершенное психологическое мышление позволяют ему получить весьма приблизительное и ограниченное представление о манипуляционном воздействии на него в повседневной жизни.
Психологическая культура - это система психических процессов и свойств, благодаря которой человек осуществляет понимание себя и других людей как субъектов и как личностей. Она также позволяет ему эффективно воздействовать на других людей и на самого себя, иметь адекватное отношение к людям и к самому себе. Высокий уровень развития психологической культуры значительно повышает возможности человека, качество его жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм (в том числе, связанных с манипуляцией).
Современное общество переживает глубокий кризис, который заключается в том, что со своей главной задачей - формированием полноценной личности человека - оно не справляется. Это проявляется в низком уровне общего развития выпускников школ, резком падении интереса к знаниям, массовой бездуховности молодежи, увеличении числа трудновоспитуемых подростков. Поэтому всестороннее изучение предпосылок, закономерностей, а также проблемы формирования психологически здоровой личности является одной их самых актуальных проблем психологии на данный момент.
Дальнейшее развитие человеческого общества будет непосредственно связано с его все возрастающей психологизацией и с проникновением научных психологических знаний во все аспекты общественной жизни. Прямой закономерностью этого будет разработка и внедрение в жизнь различных психотехнологий для воздействия на человека, которые могут быть использованы в различных сферах жизни, с различными целями, не исключая и
антигуманные. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций, противостоять которым способна только личность, имеющая высокий уровень развития психологической культуры. Поэтому развитие психологической культуры людей всех возрастов представляет собой наиболее актуальную социальную и педагогическую задачу современности [6].
Задача данного исследования - выявить уровень развития у студентов способности к пониманию манипуляции. Выборка респондентов составила 79 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Из них 35 человек являются студентами историко-социологического института, обучающимися по специальности «Психология»; 44 человека являются студентами иных факультетов и институтов того же университета. Респонденты проходили «Опросник манипуляционных ситуаций», составленный на основе трудов С. Г. Кара-Мурзы и представляющий собой 21 описанную ситуацию, максимально приближенную к реальным жизненным условиям. Часть из них содержит в себе манипуляцию (10 ситуаций), а часть - нет (11 ситуаций). Исследование заключалось в сравнении понимания манипуляции как элемента психологической культуры студентами психологами и студентами других специальностей.
Для повышения достоверности результатов использовались методы количественной и качественной обработки: критерий ф* - угловое преобразование Фишера, И-критерий Манна-Уитни, критерий х2 - Пирсона.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Студенты имеют средний уровень развития способности к пониманию психологических манипуляций, причем это не зависит от их специальности.
2. Студенты-психологи ошибались при выполнении методики «Опросник манипуляционных ситуаций» также часто, как и студенты других специальностей.
3. Студенты-психологи в целом сделали столько же ошибок в каждой из ситуаций опросника, сколько студенты других специальностей.
4. Наиболее трудными для анализа и понимания манипуляции в ситуациях опросника для всех респондентов оказались № 12, № 13 и № 15, в которых не содержалось манипуляций.
5. Существует достоверная статистическая разница в выборе причин, помогавших выявлять манипуляционные ситуации в опроснике, между студентами-психологами и студентами других специальностей.
6. Студенты-психологи реже, чем студенты других специальностей, опираются на свой личный жизненный опыт в процессе анализа повседневных ситуаций на наличие или отсутствие в них манипуляции.
7. Студенты-психологи в большей степени, нежели студенты других специальностей, полагаются на научную литературу и обучение в университете при анализе повседневных ситуаций.
8. Студенты-психологи в меньшей степени, чем студенты других специальностей, полагаются при анализе повседневных ситуаций на популярную информацию, полученную из СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет).
ЛИТЕРАТУРА
1. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Институт
психологии РАН, 2005. - 226 с.
2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер,
2013. - 576 с.
3. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект,
2009. - 380 с.
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
5. Никишов С. Н., Осипова И. С. Основы психологии общения: учеб. пособие. -
Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 120 с.
6. Романов К. М. Психологическая культура личности. Учебное пособие. - М.:
Когнито-Центр, 2015. - 314 с.
7. Шейнов. В. П. Психологическое влияние. - Минск: Харвест, 2007. - 640 с.