Научная статья на тему 'Понимание концепта "здоровье" студенческой молодежью'

Понимание концепта "здоровье" студенческой молодежью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "ЗДОРОВЬЕ" / "СОБСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ" / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТРАТЕГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ / HEALTH-CONCEPT / SELF-HEALTH RECOURSES CONCEPT / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-SAVING BEHAVIOR / CROSS-SUBJECT CONCEPT OF THE YOUTH-HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Татьяна Викторовна, Веселова Елена Константиновна, Юркова Елена Владимировна

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования концепта «здоровье», выполненного в рамках когнитивного психологического подхода. Подчеркивается значимость междисциплинарного характера исследования проблематики здоровья, представлений о здоровье; раскрыты основные методологические принципы психологического исследования концепта «здоровье». Концепт «здоровье» изучается как элемент мировоззрения человека, интегрирующий его личный опыт и знания. В ходе эмпирического исследования был описан концепт «собственные ресурсы здоровья» и его соотношение с концептом «здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анисимова Татьяна Викторовна, Веселова Елена Константиновна, Юркова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF HEALTH AS PERCEIVED BY UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of a theoretical and experimental research of the concept of health conducted within the framework of the cognitive psychological approach. The paper underlines the significance of interdisciplinary nature of health-related research, including health-related attitudes, and points out the main methodological principles of psychological research of the concept of health. The concept of health is studied as an element of person’s belief system that integrates personal experience and knowledge. The experimental research allowed to describe the concept of «inner health resources» and its correlation with the concept of health.

Текст научной работы на тему «Понимание концепта "здоровье" студенческой молодежью»

41. Sober E., Wilson D. S. Unto Others: The Evolution and Psychology of Unselfish Behavior. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1999. 416 p.

42. Vollhardt J. R. Altruism born of suffering and prosocial behavior following adverse life events: A review and conceptualization // Social Justice Research. 2009. 22 (1). P. 53-97.

43. Wildman J., Hollingsworth B. Blood donation and the nature of altruism // Journal of Health Economics. 2009. Vol. 28. N 2. P. 492-503.

44. Zaki J., Mitchell J. P. Intuitive Prosociality // Current Directions in Psychological Science. 2013. N 22. P. 466-470.

Т. В. Анисимова, Е. К. Веселова, Е. В. Юркова

ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПТА «ЗДОРОВЬЕ» СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

Статья подготовлена в рамках работы по гранту РФФИ, № 17-29-02438/17, «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России», 2017-2019 гг.

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования концепта «здоровье», выполненного в рамках когнитивного психологического подхода. Подчеркивается значимость междисциплинарного характера исследования проблематики здоровья, представлений о здоровье; раскрыты основные методологические принципы психологического исследования концепта «здоровье». Концепт «здоровье» изучается как элемент мировоззрения человека, интегрирующий его личный опыт и знания. В ходе эмпирического исследования был описан концепт «собственныересурсы здоровья» и его соотношение с концептом «здоровье».

Ключевые слова: концепт «здоровье», «собственные ресурсы здоровья», здоровый образ жизни, стратегии здоровьесберегающего поведения, Интегральная ресурсная концепция здоровья молодежи.

T. Anisimova, E. Veselova, E. Yurkova THE CONCEPT OF HEALTH AS PERCEIVED BY UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of a theoretical and experimental research of the concept of health conducted within the framework of the cognitive psychological approach. The paper underlines the significance of interdisciplinary nature of health-related research, including health-related attitudes, and points out the main methodological principles ofpsychological research of the concept of health. The concept of health is studied as an element of person's belief system that integrates personal experience and knowledge. The experimental research allowed to describe the concept of «inner health resources» and its correlation with the concept of health.

Key words: health-concept, self-health recourses concept, healthy lifestyle, health-saving behavior, cross-subject concept of the youth-health.

Болезнь одна лишь заразительна. Здоровье не заразительно...

П. Я. Чаадаев

Введение 2025 года, принятая в нашей стране, обо-

Стратегия развития медицинской науки значила основную цель государственной в Российской Федерации на период до политики в области здравоохранения:

«сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи» [1].

Наука к проблемам обеспечения здоровья человека обратилась достаточно давно, ими занимались и занимаются ученые из различных областей знания: в основном в рамках медицинских, биологических, социологических, философских и экологических измерений, обеспечивая общенаучный характер анализа. Интенсивные междисциплинарные исследования начались с конца ХХ века, когда они стали предметом социально-политических и общественных дискуссий, благодаря той динамике общества, которая привела к множеству социальных, коммуникативных, политических, экономических и других процессов.

Многие исследователи подчеркивают, что «...наука фиксирует поступательное развитие психики человека от коллективного бессознательного и общинного поведения к индивидуальному самосознанию и личной ответственности. В историческом плане это приводит к самоочевидным изменениям в методах мышления, стилях творчества и паттернах поведения людей по мере смены эпох и цивилизаций» [2, с. 30-31]. Выполненный ранее анализ показал, что «смена социокультурных эталонов представлений о здоровье человека происходила в контексте изменения мировоззренческих взглядов на сущностные качества человека, на понимание того, что является главным для адекватного, успешного и удовлетворяющего взаимодействия с окружающим миром. Именно широкий спектр мировоззренческих контекстов, раскрывающих многообразие понимания сущностных качеств человека и его здоровья, создает научную интригу при разработке прогностичной и практически применимой классификации отече-

ственных подходов к здоровью человека» [3, с. 32].

Существует множество представлений о «здоровье», различающихся в зависимости от того, с каких позиций оно изучается (с медицинских, психологических, философских, социокультурных и т. д.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «.состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.» [4].

Междисциплинарный характер исследований в области здоровья предоставляет возможность для психологов выделить свою, не узкоспециализированную, а инте-гративную нишу [5, 6, 7, 8]. Так, в рамках теоретических разработок представлена такая модель, как Интегральная ресурсная концепция здоровья молодежи, обобщающая и систематизирующая современные эмпирические данные о психосоциальных ресурсах здоровья учащейся молодежи [3, 9]. «Однако сегодня проведение подобных исследований затруднено многообразием определений и теорий здоровья, которое провоцирует аналитическое дробление предметного поля исследований здоровья и не позволяет создать целостную картину здоровья молодежи в контексте детерминирующих его факторов» [9, с. 20].

Вместе с тем именно социально-психологический подход к анализу проблематики здоровья позволяет раскрыть мотиваци-онные, интеллектуальные, социальные и другие аспекты позиционирования здорового образа жизни.

Многомерность и масштабность объекта исследования создает возможности для различных подходов и направлений проведения психологических исследований. При организации и проведении нашего исследования мы исходили из следующих методологических оснований.

1. Исследование в контексте влияния актуальных тенденций (глобализация, консью-

меризм, технологичность и др.) на психологические процессы, протекающие в обществе [10]. Указанные тенденции современного общества формируют обыденную жизнь, создавая различные социальные тренды. Так, глобализация (понимаемая как интеграция на политическом, экономическом, социогуманитарном уровнях) приводит и к усилению потребности индивидуализации и личной автономии таким образом, что в современной социокультурной ситуации сталкиваются тенденции повышения общественной значимости здоровья (государственные проекты и глобальная реклама здорового образа жизни) и повышения личной ответственности за сохранение и поддержание собственного здоровья. Консьюмеризм (понимаемый как потребительская точка зрения на что-либо) означает тенденцию продать (рекламировать) любой продукт, эффективный для получения прибыли, будь то фитнес-абонемент или сигареты. Тогда как для общества важно формирование покупательского поведения, ориентированного на здоровое потребление. Развитие технологий в современном обществе привело к медиатизации общества, то есть «.именно СМИ создают и формируют то общество, в котором слова и символы играют большую роль, чем реальность и факты, в формировании как когнитивных структур человека, так и его здоровьесберегающего поведения» [11].

2. Исследование субъективности, представленности в сознании человека значимых жизненных реальностей. Другими словами, важны не столько имеющиеся в науке концепции и теории, сколько опыт конкретного человека, в котором интегрированы знания и модель мира. Именно они определяют мировоззрение, в котором представлены разные грани субъективного взгляда на здоровье. Понимание, так же как и все познавательные процессы, отражает не столько внутренний мир человека,

сколько характер взаимодействия с миром. В этом взаимодействии отражается человек «как он есть» и его вектор направленности изменений себя, а также результат изменения человеком самого себя. Такой ракурс рассмотрения темы здоровья особенно актуален, так как позволяет прогнозировать поведение человека.

Целью нашего исследования является анализ понимания концепта «здоровье» и ресурсов здоровья студенческой молодежью.

Объект исследования — студенческая молодежь в возрасте от 19 до 26 лет. Выбор объекта исследования неслучаен. С одной стороны, студенческая молодежь — это особая социальная группа преимущественно в возрасте от 18 до 24 лет, отличающаяся своим статусом в обществе. Она мобильна и обладает теми показателями здоровья, которые выгодно выделяют ее среди других социальных групп. С другой стороны, это период, когда происходит активное построение собственного образа жизни и включение во все виды общественной деятельности.

В качестве методов исследования использовались: анкетирование, метод определения понятий, метод контент-анализа, методы математико-статистической обработки данных (первичные статистики, ¿-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону).

Анализ существующих теорий понимания дает основание говорить о том, что процесс понимания сводится в конечном итоге к пониманию понятий. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия представляют собой совокупность простых признаков, то есть признаков, не содержащих логических выражений. В данном контексте здоровье относится к сложным понятиям.

В связи с этим группе респондентов (п = 64) было предложено дать собственные определения понятия здоровья.

Концепт (от лат. conceptus) — содержание понятия, смысл [12].

Результаты

В качестве единиц контент-анализа ответов респондентов были выделены следующие:

1. Адекватность понимания содержания понятия «здоровье».

Критерием выступали результаты сравнения описания концепта здоровья, данного опрашиваемыми, с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Использовалась экспертная оценка. Экспертом выступал специалист, имеющий опыт работы по анализу текстов (психолог).

2. Полнота понимания содержания понятия здоровья.

Критерии отнесения описания, данного респондентами, к физическому, душевному и социальному компонентам концепта здоровья определялись на основании соответствия критериям, предложенным в модели Интегральной ресурсной концепции здоровья молодежи [3]. То есть если в описании концепта содержатся указания на ресурсы, относящиеся к уровню физического здоровья (физкультура, спорт,

здоровый образ жизни и пр.), то это физический компонент; если в описании понятия содержатся указания на ресурсы, относящиеся к уровню психического и личностного здоровья (способность к рефлексии и самоуправлению поведением, оптимальное функционирование психических процессов), то это душевный (психологический) компонент; если в описании понятия содержатся указания на ресурсы, относящиеся к уровню социального здоровья (адекватность в микро-и макросоциальных отношениях), то это социальный компонент.

Результаты контент-анализа определения концепта здоровья и ресурсов здоровья представлены в таблице.

Распределение полученных ответов респондентов по критериям адекватности/ неадекватности, полноты/фрагментарности даваемого определения показало, что концепт «здоровье» определяется аудиторией достаточно адекватно (56% выделяют не менее 2-х компонентов в соответствии с определением ВОЗ), но не в достаточной мере полно. Так, только 8% отмечают все три составляющие концепта здоровья.

Результаты контент-анализа определения концепта «здоровье» и ресурсов здоровья

Описания концепта здоровья в соответствии с компонентами (кол-во) Описание ресурсов здоровья в соответствии с компонентами (кол-во)

физический психологический социальный физический психологический социальный

13 0 0 26 0 0

31 13

0 10 0 0 12 0

5 0

2

0 0 1

2 7

То есть респонденты в понимании здоровья отдают предпочтение физическому (77%) и психологическому (73%) компонентам, совместно физическому и психологическому — 50% опрошенных. Социальный компонент оставлен без должного внимания (8%), что, возможно, связано с глобальными тенденциями индивидуализации современной жизни. Подобное отношение согласуется с определением собственных ресурсов здоровья, где безусловное предпочтение отдано физическому компоненту (всего 65,6%). Это означает высокую вероятность использования и опоры в жизни на развитие своего физического потенциала. Не случайно предпочтение спорта и активных хобби: из указавших хобби респондентов 65% отметили, что они любят заниматься в свободное время спортом, танцами, фит-несом. Наличие хобби рассматривается как стратегия поддержания здоровья (ресурсы физические, психологические и социальные).

Необходимо также отметить, что между видами хобби и определением как концепта здоровья, так и имеющихся собственных ресурсов для поддержания здоровья не обнаружено значимых корреляций.

Также нет значимых связей между полнотой и адекватностью понимания концепта здоровья и определением собственных ресурсов. Таким образом, полного и адекватного понимания концепта «здоровье»

недостаточно для организации собственного здоровьесберегающего поведения.

Обнаруженная отрицательная взаимосвязь между физическим и психологическим компонентами ресурсов здоровья (р < 0,01 при г < 0) показывает, что студенты, признающие свой физический ресурс, не находят у себя психологического, и наоборот.

В то же время получены значимые различия в понимании того, что здоровье предполагает сочетание физического и психологического компонентов. 31 ответ из 64-х значимо отличается от признания такого сочетания у себя в качестве ресурса: 13 ответов из 64-х (^критерий = 3,5 при ^критическом 1,98 для р = 0,05). Это значит, что хотя осознание необходимости гармоничного развития физического и психологического ресурсов не приводит к признанию наличия у себя такой гармонии и реальной опоры в качестве ресурсов здоровья, но оно определяет вектор, направление изменения себя.

Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое исследование показало, что понимание студенческой молодежью того, что есть концепт «здоровье» и «собственные ресурсы здоровья», может быть рассмотрено в рамках когнитивного психологического исследования. Общей является проблема представленности в сознании студенческой молодежи социальной составляющей концепта «здоровье», а также его возможностей в обеспечении здоровье-сберегающего поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/23/stranitsa-967/strategiya-razvitiya-meditsinskoy-nauki-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (дата обращения: 25.09.2018).

2. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М.: МГУ, 2002. 320 с.

3. Коржова Е. Ю., Веселова Е. К., Анисимова Т. В., Залевский Г. В. Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 184. С. 31-44.

4. Справочник базовой информации ВОЗ по психическому здоровью, правам человека и законодательству, 2005 [Электронный ресурс]. URL: http: //www.who.int/mental_health/policy/WHO_Resource_ Book_MH_LEG_Russian.pdf (дата обращения: 25.09.2018).

5. Олесич Н. Я., СамуйловаИ. А., Анисимова Т. В. Психологический портрет спортсмена: интеллект в спорте или спорт без интеллекта? // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 91-92.

6. Anisimova T., Olesich N., Samuylova I. Cognitive development of student-sportsman — way for champions // Education and New Developments / Ed. by Mafalda Carmo. Lisbon, 2018. P. 312-316.

7. Панферов В. Н., Безгодова С. А. Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 20-33.

8. Самуйлова И. А., Сайдутова З. С. Представление о возможностях самоосуществления в стране как показатель психологического благополучия человека // Ананьевские чтения — 2017: Преемственность в психологической науке: В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов: материалы традиционной международной научной конференции. СПб., 2017. С. 277-278.

9. Ивлев Е. В., Кожемякина О. А., Микляева А. В., Рудыхина О. В. Психосоциальные ресурсы здоровья учащейся молодежи в отечественных и зарубежных эмпирических исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 186. С. 19-31.

10. Анисимова Т. В., Самуйлова И. А. Понимание социально значимых текстов как основа диалога власти и общества // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (12-14 апреля, Санкт-Петербург). Ч. 2. СПб., 2017. C. 118-126.

11. Бакулева К. К. Психологические аспекты изучения политической медиакомпетентности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 3. С.121-127.

12. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.

REFERENCES

1. Strategiya razvitiya meditsinskoy nauki v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyiy resurs]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/23/stranitsa-967/strategiya-razvitiya-meditsinskoy-nauki-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2025-goda (data obrascheniya: 25.09.2018).

2. Pronina E. E. Psihologiya zhurnalistskogo tvorchestva. M.: MGU, 2002. 320 s.

3. Korzhova E. Yu., Veselova E. K., Anisimova T. V., Zalevskiy G. V. Integralnaya resursnaya kontseptsiya zdorovya v kontekste otechestvennyih podhodov // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2017. № 184. S. 31-44.

4. Spravochnik bazovoy informatsii VOZ po psihicheskomu zdorovyu, pravam cheloveka i za-konodatelstvu, 2005 [Elektronnyiy resurs]. URL: http: //www.who.int/mental_health/policy/WHO_Resource_ Book_MH_LEG_Russian.pdf (data ob-rascheniya: 25.09.2018).

5. Olesich N. Ya., Samuylova I. A., Anisimova T. V. Psihologicheskiy portret sportsmena: intellekt v sporte ili sport bez intellekta? // Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi. 2018. № 4. S. 91-92.

6. Anisimova T., Olesich N., Samuylova I. Cognitive development of student-sportsman — way for champions // Education and New Developments / Ed. by Mafalda Carmo. Lisbon, 2018. P. 312-316.

7. Panferov V. N., Bezgodova S. A. Metodologiya integralnogo sinteza v psihologicheskoy nauke // Psihologicheskiy zhurnal. 2015. T. 36. № 1. S. 20-33.

8. Samuylova I. A., Saydutova Z. S. Predstavlenie o vozmozhnostyah samoosuschestvleniya v strane kak pokazatel psihologicheskogo blagopoluchiya cheloveka // Ananevskie chteniya — 2017: Preemstvennost v psihologicheskoy nauke: V. M. Behterev, B. G. Ananev, B. F. Lomov: materialyi traditsionnoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. SPb., 2017. S. 277-278.

9. Ivlev E. V., Kozhemyakina O. A., Miklyaeva A. V., Rudyihina O. V. Psihosotsialnyie resursyi zdorovya uchascheysya molodezhi v otechestvennyih i zarubezhnyih empiricheskih issledovaniyah // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2017. № 186. S. 19-31.

10. Anisimova T. V., Samuylova I. A. Ponimanie sotsialno znachimyih tekstov kak osnova dialoga vlasti i obschestva // Integrativnyiy podhod k psihologii cheloveka i sotsialnomu vzaimodeystviyu lyudey: vektoryi razvitiya sovremennoy psihologicheskoy nauki: materialyi VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (12-14 aprelya, Sankt-Peterburg). Ch. 2. SPb., 2017. C. 118-126.

11. Bakuleva K. K. Psihologicheskie aspektyi izucheniya politicheskoy mediakompetentnosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psihologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2014. № 3. S. 121-127.

12. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar / red. kol.: L. F. Ilichyov, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalyov, V. G. Panov. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.