Научная статья на тему 'Понимание и осознание элементов учебных текстов'

Понимание и осознание элементов учебных текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понимание / осознание / understanding / awareness

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калугин Юрий Евгеньевич, Прохоров Александр Владимирович

В статье рассмотрены существенные черты и особенности осознания как понятия и как процесса. Предложена дефиниция понятия «осознание». Обсуждаются методы повышения осведомленности с акцентом на ее отличие от понимания, особенно в дистанционном образовании. Также рассматриваются психологические аспекты осознания, подчеркивая его значение в обучении. Подчеркивается важность интеграции осознания в учебные материалы, отличая его от понимания как усвоения смысла информации. Указывается, что осведомленность включает в себя соединение опыта с объективными предметами и интеграцию информации в систему знаний. В статье рассматриваются психологические теории, поддерживающие осознание как процесс, происходящий наряду с эмоциональными переживаниями, и его роль в приобретении знаний. Учитывая связь осознания с пониманием, в статье предлагаются его объяснительная, эвристическая и предсказательная функции. Кроме того, предлагаются методы развития рефлексии учащихся, направленные на повышение ценности информации и улучшение результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING AND AWARENESS OF THE ELEMENTS OF EDUCATIONAL TEXTS

The article discusses the essential features and peculiarities of awareness as a concept and as a process. The definition of the concept of “awareness” is proposed. Methods of raising awareness are discussed, with an emphasis on its difference from understanding, especially in distance education. The psychological aspects of awareness are also considered, emphasizing its importance in learning. The importance of integrating awareness into educational materials is emphasized, distinguishing it from understanding as the assimilation of the meaning of information. It is indicated that awareness includes combining experience with objective subjects and integrating information into a knowledge system. The article examines psychological theories that support awareness as a process that occurs along with emotional experiences, and its role in the acquisition of knowledge. Taking into account the connection of awareness with understanding, the article suggests its explanatory, heuristic and predictive functions. In addition, methods of developing students’ reflection aimed at increasing the value of information and improving learning outcomes are proposed

Текст научной работы на тему «Понимание и осознание элементов учебных текстов»

Понимание и осознание элементов учебных текстов

Калугин Юрий Евгеньевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Современных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» E-mail: prokhorovav@susu.ru

Прохоров Александр Владимирович,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой Современных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» E-mail: prokhorovav@susu.ru

В статье рассмотрены существенные черты и особенности осознания как понятия и как процесса. Предложена дефиниция понятия «осознание». Обсуждаются методы повышения осведомленности с акцентом на ее отличие от понимания, особенно в дистанционном образовании. Также рассматриваются психологические аспекты осознания, подчеркивая его значение в обучении. Подчеркивается важность интеграции осознания в учебные материалы, отличая его от понимания как усвоения смысла информации. Указывается, что осведомленность включает в себя соединение опыта с объективными предметами и интеграцию информации в систему знаний. В статье рассматриваются психологические теории, поддерживающие осознание как процесс, происходящий наряду с эмоциональными переживаниями, и его роль в приобретении знаний. Учитывая связь осознания с пониманием, в статье предлагаются его объяснительная, эвристическая и предсказательная функции. Кроме того, предлагаются методы развития рефлексии учащихся, направленные на повышение ценности информации и улучшение результатов обучения.

Ключевые слова: понимание, осознание.

В практике построения и освоения учебных текстов для дистанционного или заочного образования приходится все время принимать во внимание, что тексты следует строить с учетом их понимания и последующего осознания учащимися. Если термин «понимание» отражен во всех словарях, то дефиницию к понятию «осознание» мы не нашли. Есть, в частности, глагол - «Осознать - полностью довести до своего сознания, понять» [1, с. 307]. То есть осознать и понять - одно и то же. Мы же представляем, что эти понятия имеют существенные отличия и постараемся их развести.

Дефиниция термина «понимание» в психологии имеет два значения: «1) способность постичь смысл и значение чего-нибудь и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними и внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий» [2, с. 419].

В свою очередь из этимологии слова «осознание» следует, что какой-то элемент, состояние, действие, принимаемое нашим сознанием как что-то знакомое, то есть знаемое. С другой стороны является основой для признания того факта, что имеет гораздо большее значение, чем ему придавалось, и требует реакции на него соответствующим образом. Например: «Я осознал данное явление, ужаснулся глубине его смысла и понял, что готов ...» или «Я, наконец, осознал, что в этом направлении двигаться бесперспективно.».

В обычной действительности осознание (соединение с сознанием) может относиться к любому воспринимаемому объекту, состоянию или действию. В обыденном сознании осознание чего-то воспринимается нами как состояние сосредоточение на какой-то мысли, принятии и оценке ее ценности. На основании этого следует или вовлечение ее в действительность с выстраиванием какой-то сферы обнаружения, приложения, продолжения, или наоборот отказ от дальнейшей работы с объектом. Осознать, значит проникнуться сознанием, что предмет мысли имеет для индивида определенную ценность, которая отражается в том-то и том-то и может быть использована или применена там-то и там-то или наоборот - отвергнута.

В обучении осознание обычно связано с тем, что учебная информация, во-первых, воспринимается, во-вторых, понимается в соответствии с имеющимся запасом информационных матриц в коре головного мозга, в третьих, должна встраиваться в имеющуюся систему знаний и умений. Вот на последнем этапе и требуется осознание, как мерило ценностной составляющей усвояемого зна-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ния, и как определитель места новой информации в системе знаний.

Рассмотрим, как определяют ведущие психологии данное понятие.

В структуре сознания (по А.Н. Леонтьеву) понятие осознание, как утверждает В.Г. Аникина [4], отсутствует.

Вот как определяет осознание ученый-психолог С.П. Рубинштейн: «осознание совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи его определяющие» [3, с. 12]. Там же по отношению к усвоению (присвоению) какого-то учебного материала:

1. «...для того чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо осознать те связи, которые его обосновывают»;

2. «это такое усвоение знаний, при котором именно результат усвоения является сознательной целью индивида» [там же, с. 15].

Отсюда следует, что осознание следует представлять в виде некого психологического акта, который проявляется вместе с эмоциональным переживанием в момент привязки связей к определенной понимаемой (усваиваемой) мысли.

В творческом наследии В.С. Выготского по свидетельству В.Г. Аникиной [4] «... можно отметить первичные характеристики осознания как психологического акта:

- осознание - это феномен сознания;

- осознание является дискретным явлением в сознании психологический акт);

- осознание - процесс сознания, результатом которого является представление о деятельности сознания».

То есть, на основании всего приведенного следует считать, что осознание есть психологический акт проявления самой же деятельности сознания, направленный на обнаружение связей, которые его и вызывают.

На основании всего сказанного выше, в логике обработки и освоения информации из учебных текстов, следует, что понимание и осознание как отдельные акты деятельности сознания сопровождают процесс присвоения знаний. Поэтому, если понимание какой-то информации необходимо для постижения ее смысла, то осознание факта понимания чего-то, способствует её присвоению как знания, со всеми вытекающими свойствами, функциями и характеристиками.

Если присвоение этой информации представляет собой цель всего обучения, то понимание ее есть начало освоения, то осознание объекта усвоения связано с уяснением связей объекта, его определяющих, то есть встраивание эле] ментов информации в существующую, присвоен-с= ную ранее систему взглядов, мыслей, отношений. ~ То есть, вначале происходит понимание главной сэ мысли, а затем осознание вместе с обнаружением ем существенных связей, присущих объекту усво-z ения, а также отнесение этих связей к результату

освоения и присвоение этого объекта как результата, определяемого целями образования.

Из рассмотрения процесса понимания, как он представлен в [5], следует, что осознание сопровождает процесс понимания. Первый раз оно проявляется при возникновении матрицы смысла (включение переживания), как результат выстраивания матрице из отдельных составляющих, относящихся к смыслу. Второй раз, как заключительный аккорд, позволяющий принять полученный объект как элемент знания и, следовательно, вскрыть известные три функции знания: объяснительную, переноса (эвристическую) и прогностическую.

Так благодаря осознанию полученного результата мы имеем вполне готовое знание, позволяющее его применить для текущего текста (объяснительная функция), использование которой осуществляется в контексте, а эвристическая - возможна в применении, как к контексту, так и подтексту [6]. Прогностическая же закладывается, как правило, в подтекст. Осознание того, что мы можем совершать, дает возможность оценить целевые установки. То есть осознание помогает установить, в какой мере были выполнены целевые учебные установки при понимании какой-то определенной порции материала. Именно с точки зрения использования понятого по трем функциям и удается выявить в какой мере понятый материал позволяет нам выявлять полно или неполно, а может быть что-то дает и сверх. Отсюда становится ясным, что только после осознания того, что понимаемая информация придала определенный смысл элементам изучаемого текста, последний можно считать присвоенным.

В свете всего сказанного предлагается принять следующую трактовку педагогического понятия: осознание - психологический акт определения ценности объекта понимания или восприятия, мысленного соотнесения и встраивания его в различные схемы и системы окружающего мира.

Встает задача - учесть акт осознания в процессе присваивания информации студентами в учебном процессе.

Отметим, что студенты, осваивая текст, часто не осознают на рубежных этапах, что они находятся в конце этого этапа, и какой смысл имеет присваиваемая информация. То есть, нет четкого осознания что, зачем и почему? Поэтому следует направить осмысление в определенное русло. Это можно сделать различными способами, направленными на появление осознания присвоенных студентом знаний. Рассмотрим некоторые.

1. Контрольные вопросы в конце изучаемого текста следует формулировать так, чтобы они настраивали на осознание освоенной информации. В частности, вопрос можно начинать со слов: «Можно ли полностью осознать значение ...?» или «Осознаете ли Вы, что ...?». Это было бы действенно, если бы студенты ими не пренебрегали. Однако контрольные вопросы студенты часто игнорируют.

2. Включение в контекст разнообразных упражнений, так как именно они и косвенно направляют мысль учащегося в определенное русло, которое принуждает осознать смысл понятой информации. Например, вводится какая либо закономерность, определяется свойство и сразу же за этим предлагается рассмотреть какую-то ситуацию, которую можно разрешить, используя пройденную закономерность, свойство.

3. Наиболее действенным средством, считаем, является предложение в тексте или онлайн во время лекции на рубежном этапе, осознать, что получено, освоено, усвоено. Также желательно в процессе изложения основного текста сказать: «... теперь осознаем тот факт, что.» или «Эта мысль, несомненно, отражает.» и т.д. В контекстных высказываниях возможно стоит направить и продлить цепочку словами: «... теперь несложно осознать, что ...» или поставить вопрос: «К этому еще что-то можно добавить для осознания того-то?».

Предлагаем продлить и наработать другие приемы и способы создания условий для студентов осознать учебный материал, так как, считаем, что поэтапное осознание студентами учебной информации значительным образом повысит ее ценность в самом сознании учащегося, так и в целом повлияет на эффективность обучения.

Литература

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз. 1984. - 797 с.

2. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.

3. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб.: Питер. Ком., 1998. -688 с.

4. Аникина, В.Г. Проблема осознания в культурно-исторической теории л.с. выготского в контексте исследования рефлексии / В.Г. Аникина // Психологический журнал. - 2009, том 30, № 2, с. 81-86

5. Калугин, Ю.Е. Понимание учебных текстов. / Ю.Е. Калугин, А.В. Прохоров // Universum: пси-

хология и образование. - № 4(106). - М. Изд. «МЦНО», 2023. - с. 46-49 6. Калугин, Ю.Е. Учебные тексты для дистанционного образования. / Ю.Е. Калугин, А.В. Прохоров // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. - 2021. - № 3-3. - С. 66-69.

UNDERSTANDING AND AWARENESS OF THE ELEMENTS OF EDUCATIONAL TEXTS

Kalugin Yu.E., Prokhorov A.V.

South Ural State University (National Research University)

The article discusses the essential features and peculiarities of awareness as a concept and as a process. The definition of the concept of "awareness" is proposed. Methods of raising awareness are discussed, with an emphasis on its difference from understanding, especially in distance education. The psychological aspects of awareness are also considered, emphasizing its importance in learning. The importance of integrating awareness into educational materials is emphasized, distinguishing it from understanding as the assimilation of the meaning of information. It is indicated that awareness includes combining experience with objective subjects and integrating information into a knowledge system. The article examines psychological theories that support awareness as a process that occurs along with emotional experiences, and its role in the acquisition of knowledge. Taking into account the connection of awareness with understanding, the article suggests its explanatory, heuristic and predictive functions. In addition, methods of developing students' reflection aimed at increasing the value of information and improving learning outcomes are proposed.

Keywords: understanding, awareness. References

1. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian language / S.I. Ozhe-gov / ed. N. Yu. Shvedova. - M.: Rus. language 1984. - 797 p.

2. Dictionary of a practical psychologist / comp. S. Yu. Golovin -Minsk: Harvest, 1997. - 800 p.

3. Rubinstein, S. P. Fundamentals of general psychology / S.P. Rubinstein. - SPb.: Peter. Kom., 1998. - 688 p.

4. Anikina, V.G. The problem of awareness in the cultural-historical theory of hp. Vygotsky in the context of the study of reflection / V.G. Anikina // Psychological journal. - 2009, volume 30, no. 2, p. 81-86

5. Kalugin, Yu.E. Understanding educational texts. / Yu.E. Kalugin, A.V. Prokhorov // Universum: psychology and education. - No. 4 (106). - M. Publishing house. "MCNO", 2023. - pp.46-49

6. Kalugin, Yu.E. Educational texts for distance education. / Yu.E. Kalugin, A.V. Prokhorov // Modern science: current problems of theory and practice. Series: humanities. - 2021. - No. 3-3. - pp. 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.