Научная статья на тему 'Помощник ювенального судьи с функциями социального работника'

Помощник ювенального судьи с функциями социального работника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СУДЬЯ / ПОМОЩНИК СУДЬИ С ФУНКЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Ботагоз Акимгереевна

Статья посвящена развитию ювенальной юстиции в Республике Казахстан. Одним из важных факторов становления и развития ювенальной юстиции является присутствие в системе ювенальной юстиции ее основополагающего принципа социальной насыщенности. Автор в данной статье пишет о роли помощника ювенального судьи с функциями социального работника, приводит анализ международного опыта, законодательства и свое видение о функциях социального работника в качестве помощника судьи при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помощник ювенального судьи с функциями социального работника»

Омарова Ботагоз Акимгереевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва, кандидат юридических наук

ПОМОЩНИК ЮВЕНАЛЬНОГО СУДЬИ С ФУНКЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Один из основных принципов ювенальной юстиции - социальная насыщенность, сущность которой состоит в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности.

О роли социального работника (психолога) упоминалось еще в Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы одобренной Указом Президента РК, от 19 августа 2008 года, где говориться о том, что необходимо принятие нормативных правовых актов, предусматривающие значительное изменение роли социальных служб и их активное участие:

1) в качестве социального работника, изучающего социальное окружение подростка, оказавшегося в конфликте с законом, а также готовящего спектр социализирующих решений - для предложения судье в качестве вариантов, возможных в виде альтернативы лишению свободы;

2) в качестве медиатора-посредника, организующего и осуществляющего процесс примирения сторон (в рамках процедур, предусмотренных законом, с использованием так называемого восстановительного подхода и возможности заглаживания вреда обвиняемым потерпевшему - в качестве законодательно закрепленного субъекта, осуществляющего вышеназванные действия);

3) в качестве лица, способствующего социализации (социального, бытового и трудового устройства) несовершеннолетнего, возвращающегося из специализированных образовательных учреждений или мест лишения свободы [1].

Анализируя текст вышеуказанной Концеп-

ции нужно отметить, что здесь идет речь о роли социального работника в отношении несовершеннолетних правонарушителей, то есть те, которые уже совершили правонарушение и или отбыли наказание.

Акцентируя внимания на этом моменте, нужно отметить, что до сих пор не введены подобные должности в системе ювенальной юстиции в Республике Казахстан.

Конечно, существуют такие государственные органы, как Комиссии по делам несовершеннолетних, центры адаптации несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, но роль этих органов заключается в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних - Комиссия по делам несовершеннолетних, Центры адаптации несовершеннолетних, и устройство детей, лишившихся родительского попечения - Органы опеки и попечительства. Но, эти государственные органы призваны обеспечить защиту прав и законных интересов тех детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, например, как бродяжничество, беспризорность, потеря семьи и т.д., но не преступивших закон.

В ряде стран, например, во Франции, предусмотрено обязательное составление «социального исследования» подростка-правонарушителя, в котором содержится специальное досье на него, отражающее личностные характеристики и которое ведет либо судья, либо сотрудники службы надзора, психологи, педагоги и др. Возможно в ряде случаев помещение подростка в так называемые центры наблюдения для углубленного изучения его личности, а материалы, составленные в результате этого, затем передаются судье для дальнейшего решения дела. При этом параллельно подробно

выясняют условия жизни подростка в семье, для чего обязательно посещают место его проживания [2, С. 48-49].

В Германии, если правонарушение совершено подростком, следует такая процедура: проводится полицейское расследование, материалы поступают к прокурору, который либо выносит обвинительное заключение, либо закрывает дело без специальных условий или с предписанием, например, надзора школы или родителей. В случае обвинения происходит уведомление помощника прокурора, специального социального работника, который приступает к составлению подробного досье для судьи и отчет об имеющихся материалах. В ходе рассмотрения дела социальный работник обладает правом совещательного голоса. Причем, как подчеркивают специалисты, альтернативные виды наказания рассматриваются не в качестве смягчения наказания, а для оптимизации системы уголовного правосудия. Более того, если во многих европейских странах службы пробации работают как органы контроля за условно осужденными и освободившимися, то в Германии офицеры пробации остаются социальными работниками, решающими задачу обеспечения доступа правонарушителей к социальным правам [3, С. 102].

В систему ювенальной юстиции Италии включены ювенальные суды, прокуратура, судебные социальные службы, пенитенциарные учреждения. В соответствии с законом процедура рассмотрения дел в системе ювенальных судов главным образом нацелена на ограничение соприкосновения несовершеннолетних с общей системой правосудия, в связи с чем помимо ювенальных судов действуют ювенальная полиция, ювенальная прокуратура, юридическая служба по делам несовершеннолетних, которые могут даже располагаться в одном здании. Они отвечают за гражданские, административные и уголовные дела с участием несовершеннолетних. В Италии досудебная пробация означает приостановку разбирательства на определенный срок, в течение которого (обычно 8 месяцев) правонарушитель обязан посещать реабилитационные и образовательные программы, в том числе организуемые церковью, что фактически равноценно, как считают некоторые исследователи, условному наказанию. И здесь значительную работу проводят местные отделы социального обслуживания, которые взаимодействуют с прикрепленными к судам службам по делам несовершеннолетних [4,

С.146].

Важная роль в системе ювенальной юстиции Польши принадлежит службе кураторов. Их статус установлен Законом 1986 года о кураторах по семейным и уголовным делам. Кураторы являются штатными сотрудниками суда и выполняют поручения судей по конкретным делам. Так, по поручению судьи куратор составляет отчет о личности подростка и ситуации в семье. В отчете содержится не только результаты его исследования, но и рекомендации о помощи семье и/или мерах воспитательного воздействия. Как правило, судьи следуют рекомендациям кураторов. Судья может поручить куратору контроль за поведением подростка на этапе следствия до суда. На кураторов возложена обязанность контролировать поведение несовершеннолетнего на этапе исполнения решения суда с периодическим представлением отчетов судье. Куратор посещает семью подростка, учебное заведение, организацию, в которой подросток трудится (если уже работает), может вызывать ребенка для бесед и в суд, если сочтет это полезным для дела. Куратор ведет переговоры с родственниками и иными заинтересованными лицами для совместного поиска путей решения проблем. На одного куратора обычно приходится порядка 15 дел, которые он ведет самостоятельно, а также 3035 дел, при ведении которых он опирается на помощь волонтеров, и, кроме того, примерно 50 дел, требующих периодического контроля за положением детей, содержащихся в центрах для лечения психических заболеваний и в исправительных учреждениях. На должность куратора принимают лицо старше 24 лет, имеющее высшее педагогическое, юридическое, психологическое образование или высшее образование по специальности социальной работы. Кандидат на указанную должность проходит специальную подготовку, после чего год работает в суде на должности практиканта. После этого кандидат сдает экзамен, состоящий из теоретической части (право, педагогика, социальное воспитание), практических вопросов по делам, которые он вел в качестве практиканта и написания отчета по конкретному делу [5, С.171].

О необходимости социального исследования жизни и обстоятельств при которых совершено правонарушение несовершеннолетним и о компетентных органах, делающих соответствующие доклады упоминается и в международных документах.

Так, правило 16 Пекинских правил гласит: «Во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу» [6].

Доклады о результатах социального обследования (социальные заключения или доклады до вынесения приговора) оказывают незаменимую помощь в большинстве случаев, связанных с судебным разбирательством дел несовершеннолетних, говориться в комментарии к данному правилу. Компетентные органы должны знать о соответствующих фактах, касающихся несовершеннолетнего, например, о социальном и семейном окружении несовершеннолетнего, его учебе в школе, воспитании и т. д. Для этой цели в некоторых судебных системах используются специальные социальные службы или сотрудники, выполняющие эти функции для судов. Эти функции могут выполняться другими сотрудниками, в том числе должностными лицами системы пробации. Поэтому в данном правиле указывается на необходимость соответствующих социальных служб для квалифицированной подготовки докладов о результатах социального обследования.

Правило 7 Токийских правил гласит: «Если существует возможность составления докладов о социальном обследовании, судебный орган может воспользоваться докладом, подготовленным компетентным уполномоченным должностным лицом или учреждением. Доклад должен содержать социальную информацию о правонарушителе, которая имеет отношение к характеру правонарушений, совершавшихся данным лицом, и к его нынешним правонарушениям. Он должен также содержать информацию и рекомендации, которые имеют отношение к процедуре вынесения приговора. Доклад составляется на основе фактического, объективного и беспристрастного материала, а мнения формулируются в четких выражениях»

[7].

Социально-психологическое обследование несовершеннолетнего подсудимого регламентирована статьей 481 УПК РК (Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних) с це-

лью уточнения данных о его личности и выбора наиболее рациональных мер по его реабилитации и ресоциализации: проводится исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, определяется уровень психического развития несовершеннолетнего и иных особенностей его личности, выясняются причины и условия совершения им преступления, определяются меры по их устранению, предупреждению правонарушающего поведения такого подростка в будущем.

Данная статья 481 УПК РК в полной мере отражает требования международно-правовых норм и, конечно, же такую работу должен проводить не судья, а человек обладающий специальными знаниями детской психологии, педагогики, психиатрии.

Однако, нужно иметь ввиду, что данная норма только лишь детализирует статью 117 УПК РК, согласно которой, по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие и предусмотренные уголовным законом признаки состава преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) кто совершил запрещенное уголовным законом деяние;

3) виновность лица в совершении запрещенного уголовным законом деяния, форма его вины, мотивы совершенного деяния, юридическая и фактическая ошибки;

4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

5) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

6) последствия совершенного преступления;

7) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

8) обстоятельства, исключающие преступность деяния;

9) обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Кроме отмеченных обстоятельств, которые должны быть отражены в отчете помощника судьи, он также должен учитывать заключения, например, психологической экспертизы, о личных психологических особенностях несовершеннолетнего. Экспертные заключения могут быть дополнены материалами о семейном и социальном окружении подростка. Анализ этих данных позволит помощнику подготовить конкретные предложения о возможности применения к несовершеннолетнему судом конкретных мер воздействия. Эта же

информация позволит подготовить и провести примирительные процедуры.

Отмечая положительный опыт внедрения помощника судьи с функциями социального работника, Кингисеппский городской суд Ленинградской области (Россия), отмечает следующее. Собирая информацию, необходимую для изучения личности несовершеннолетнего, помощник судьи вступает в контакт с подростком, проводит с ним доверительные беседы и тем самым уже этим начинает оказывать положительное влияние на изменение его мировоззрения, что имеет позитивное воспитательное значение для подростка. При необходимости, помощник судьи помогает решать имеющиеся проблемы по устройству на учебу и т.д.

Работа помощника судьи начинается сразу после поступления уголовного дела в суд и передачи его на рассмотрение судье, то есть на стадии подготовки к судебному заседанию. Таким образом, уже на начальной стадии уголовного процесса начинается реабилитационная работа с несовершеннолетним, открывается возможность вернуть подростка к всевозможным социальным связям, нормальным отношениям с окружающими, что является очень важной и своевременной мерой по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Судом после вынесения решения осуществляется контроль за его исполнением не только самим подростком, но также и родителями и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые должны исполнять данное решение по поручению суда или в соответствии с возложенными на них законом функциями независимо от указаний суда.

Судом проводится работа не только с осужденными несовершеннолетними и теми, к кому применены принудительные меры воспитательного воздействия, но и с теми, в отношении которых дела были прекращены по различным (кроме реабилитирующих) основаниям.

На каждого несовершеннолетнего правонарушителя в суде оформляется личное дело, в котором содержатся карта социально-психологического сопровождения, характеристики, решение суда (приговор, постановление) и лист послесудебного сопровождения, в котором отражается полная информация о проводимой после решения суда работе.

При рассмотрении дела по новым ювеналь-ным технологиям с привлечением помощника с функциями социального работника, при более активной работе суда с подростками и их семьями, несовершеннолетние и их родители стали более открыты в судебном заседании, с большим желанием сотрудничают с судом в вопросах исправления подростков, выражают готовность к проведению реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними.

Наблюдается повышение воспитательного значения судебного процесса. Кроме того, теперь родители знают, что могут обратиться в суд за консультацией, помощью, где им, по возможности, окажут содействие в организации встречи с тем или иным специалистом.

В рамках «постсудебной» работы в суде проводятся ежеквартальные собеседования с подростками, совместно со службами, участвующими в программах реабилитации (исполнении приговоров, постановлений суда), для обсуждения достигнутых результатов в работе по исправлению несовершеннолетних [8, C. 28].

Таким образом, являясь неотъемлемой частью ювенальной юстиции, социальный работник в качестве помощника судьи восполняет основополагающий принцип социальной насыщенности, о чем говорилось в начале статьи.

Подводя итог, можно обозначить основные функции помощника судьи (социального работника):

1) Сбор данных об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровне его психического развития и иных особенностях его личности, в соответствии со статьями 117 и 481 УПК ПК;

2) Подготовка отчёта суду (судье) о проведенном социально-психологическом обследовании несовершеннолетнего, в котором, в обязательном порядке, указывает свои рекомендации по назначению мер воздействия;

3) Контроль за исполнением судебного решения;

4) Взаимодействие с органами и учреждениями по профилактике безнадзорности и правонарушений (например при составлении отчета);

5) Беседы с несовершеннолетними, совместно со службами, участвующими в программах реабилитации (исполнении приговоров, постановлений суда).

Список литературы

1. О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы Указ Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года N 646 // "Казахстанская правда" от 28 августа 2008 года N 188 (25635)

2. Бертранд У. Защита прав несовершеннолетних во Франции. История вопроса//Демографические и экономические аспекты ювенальной юстиции. М., 2008, с. 48-49.

3. Шмидт В. Р. Интеграция подростков в конфликте с законом: зарубежный опыт. М., 2007, с. 102.

4. Маколи М. Дети в тюрьме. М., 2008,с. 146.

5. Автономов А. С. Ювенальная юстиция. Учебное пособие. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. — 171

6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года // http://www.un.org/ru/

7. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [Токийские правила] // http://www.un.org/ru/

8. Кульшина Э.Ю. Введение элементов ювенальной юстиции в Кингисеппском городском суде Ленинградской области // Вопросы ювенальной юстиции, №3 (12) 2007

Мацала Казацстан Республикасындагы ювеанлды эдшеттщ дамуына арналган. Ювеналды эдтеттщ цалыптасуы мен дамуыныц б1рден 6ip факторы реттде - ювеналды эдтеттщ талыцтыгыныц болуы болып табылады. Бул мацалада автор ювеналды судья квмекшiсiнiц элеуметт цызметкерретiндегi цызметi туралы, халыцаралыц тэжiрибеге сттене жасай отырып, элеуметтт цызметкердщ судьяныц кэмелетке толмагандарга цатысты эдт сотты жузеге асыру кезендегi квмекшiсi реттде цызметi туралы оныц зацнамасы туралы жазылган.

Ty^h свздер: ювеналды эдтет, кэмелетке толмагандар, судья, судьяныц элеуметтт цызметкердiц цызметiндегi кемекшт.

Статья посвящена развитию ювенальной юстиции в Республике Казахстан. Одним из важных факторов становления и развития ювенальной юстиции является присутствие в системе ювенальной юстиции ее основополагающего принципа - социальной насыщенности. Автор в данной статье пишет о роли помощника ювенального судьи с функциями социального работника, приводит анализ международного опыта, законодательства и свое видение о функциях социального работника в качестве помощника судьи при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, несовершеннолетний, судья, помощник судьи с функциями социального работника.

The article focuses on the development of juvenile justice in Republic of Kazakhstan. An important factor in the formation and development of juvenile justice is the presence in the juvenile justice system in the fundamental principles - social saturation. The author of this article writes about the role of the social works, analyzes the international experience, legislation and it's vision of the functions of the social works as an assistant jungle in the administration ofjuvenile justice.

Keywords: juvenile justice, underage, judge, judge assistant with function as social works.

Ботакез Эюмгерейк;ызы Омарова,

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия ^лттьщ университет мемлекет жэне теориясы мен тарихы,

конституцияльщ кафедрасыныц ага о^ытушысы, з.г.к.

Элеуметтж кызметкер кызме^мен ювеналды судьяныц кемекшю

Омарова Ботагоз Акимгереевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, конституционного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва, к.ю.н.

Помощник ювенального судьи с функциями социального работника

Omarova Botagoz Akimgereevna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law and constitutional right of the Eurasian National University named Gumilev, c.j.s.

Assistant of the juvenile judge with the functions of the social worker

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.