Научная статья на тему 'Помощь США Тайваню в сфере образования в послевоенный период (1951–1965)'

Помощь США Тайваню в сфере образования в послевоенный период (1951–1965) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ТАЙВАНЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / АМЕРИКАНСКАЯ ПОМОЩЬ / U.S. AID / USA / TAIWAN / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются основные этапы и цели американской помощи Тайваню в области образования. Выделяется ведущая роль США в реформировании тайваньской системы образования и обучении специалистов за рубежом. Особое внимание уделяется влиянию изменений в сфере образования на процесс перестройки общества послевоенного Тайваня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

U.S. aid to Taiwan in education in the post-war period (1951–1965)

The article considers the main stages and goals of U.S. aid to Taiwan in the field of education. Highlighted the leading role of the U.S. in the Taiwanese education system reform and training specialists abroad. Special attention is paid to the influence of changes in education on the process of post-war reconstruction of society in Taiwan.

Текст научной работы на тему «Помощь США Тайваню в сфере образования в послевоенный период (1951–1965)»

ПОМОЩЬ США ТАЙВАНЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1951-1965)

Д.И. Петров

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные этапы и цели американской помощи Тайваню в области образования. Выделяется ведущая роль США в реформировании тайваньской системы образования и обучении специалистов за рубежом. Особое внимание уделяется влиянию изменений в сфере образования на процесс перестройки общества послевоенного Тайваня.

Ключевые слова: США, Тайвань, образование, американская помощь.

После Второй мировой войны США предоставили Тайваню значительную экономическую и военную помощь, что в немалой степени способствовало быстрому политическому и экономическому развитию данного региона. Однако куда меньше внимания уделяется тому факту, что наравне с финансовой и военной поддержкой США также предоставляли помощь в развитии тайваньского образования, оказав на него сильное влияние и тем самым отчасти заложив базу для превращения Тайваня в «экономическое чудо».

При поддержке США на Тайване была значительно реформирована система образования, включая высшее образование, система обучения за рубежом, научное образование. Были заимствованы американские концепции и методики преподавания. Также влияние распространилось на экономику, политику и культуру.

Тайваньскими политическими и общественными деятелями активно перенимались американские политические и экономические модели устройства, шел процесс популяризации американской культуры в обществе.

Таким образом, через помощь в области образования Америка фактически осуществила перестройку общества послевоенного Тайваня.

После поражения и отступления Гоминьдана на Тайвань в 1949 г. гоминдановское правительство в целях стабилизации своей власти с 1951 по 1965 г. принимает значительную американскую помощь.

После Второй мировой войны мир оказался поделен на два враждующих лагеря - социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США. Между двумя этими блоками началась так называемая «холодная война».

Разрушенные войной европейские страны и развивающиеся страны Африки и Латинской Америки получали значительную помощь США. Тайвань, располагаясь на дальневосточной передовой этого противостояния, занимал особое место в американской внешней политике. Во многом именно поэтому на него приходилось больше внимания, чем на остальных союзников. В период с 1951 по 1965 г. американская ежегодная помощь Тайваню составляла «около ста миллионов долларов, в то время это составляло примерно 5-10% его годового ВНП, что примерно равнялось 10 долл. на человека в год» (1). Помощь США другим странам в тот же период времени была значительно меньше. Например, сумма, переданная Филиппинам, в пересчете на количество населения, составляла 2 долл. на человека в год, Тайланд получал сумму, равную 1,3 долл. в год (2).

С правовой точки зрения американская помощь Тайваню начинается с «Взаимного договора о безопасности» 1951 г. Одновременно с оказанием помощи Китайской Республике, правительство США отправляет эскадру 7-го флота в Тайваньский пролив для ее защиты от наступающей армии коммунистов.

Гоминдановское правительство совместно с кабинетом министров организовало «Комиссию по использованию американской помощи», основной задачей которой было утверждение плана субсидирования, распределение средств, контроль выполнения плана и его результатов. Главой комиссии являлся председатель правительства (3). Комиссию по американской помощи в 1963 г. реорганизовали и переименовали в «Комитет развития международного экономического сотрудничества».

В то время все предложения, связанные с американской помощью, выдвигаемые другими правительственными органами, должны были отправляться на проверку в комитет по американской помощи, лишь после этого могли быть отправлены в тайваньское отделение Агентства США по международному развитию и лишь затем пересылались центральному правительству США, после чего соответствующее подведомственное управление вносило последние поправки и выносило решение, хотя местное отделение Агентства США по международному развитию не имело права решающего голоса, но имело большое влияние на решения, принимаемые в Белом Доме.

Образование было одной из частей плана американской помощи, имевшей строгую процедуру реализации. Она представляла собой план, проводимый «министерством образования» и провинциальным комитетом народного образования Тайваня. Затягиванию осуществления плана образования также способствовало то, что он мог быть осуществлен лишь после одобрения в главном комитете по безопасности (4).

По запросу гоминдановского правительства в 1952 г. при аккредитованном в Китае отделении Американского управления по международному сотрудничеству был организован отдел по образованию.

«План американской помощи включал содействие развитию начального и среднего образования в средней школе старшей ступени, профессиональное образование по техническим и с\х специальностям, научные исследова-

ния, обучение за рубежом, домашнее образование и развитие администрации органов просвещения» (5).

При оказании помощи Тайваню США выбирали проекты, наиболее соответствующие их интересам и совпадающие с целью развития образования, часто связанные с социально-экономическим развитием. Делалось это потому, что таким образом легче можно было добиться результатов и заслужить благодарность тайванского народа.

В 1950-х и 1960-х гг. энергично развивающаяся наука и техника Тайваня получили финансовую и техническую помощь США. До того, как в 1979 г. «министерство образования» учредило «Комитет по образовательному и научному руководству» и начало составление новых учебных пособий, практически все тайваньские учебники по естественным наукам использовали американские научные учебные материалы 1960 г. (6). Среди популярной научной литературы также было немало переводов американских изданий.

В университетах многие преподаватели естественных наук, участвуя в тех или иных программах, получали в США ученую степень, а затем возвращались на Тайвань. Лабораторное оборудование так же по большей части было импортировано из США.

Правительство Тайваня в январе 1959 г. приняло «Государственную долгосрочную программу по развитию науки», и 1 февраля министерство образования и Академия Наук Тайваня совместно создали «Государственную комиссию по долгосрочному развитию науки», отвечающую за выполнение этого плана. Она состояла из трех комитетов: физико-математических наук, биологических наук и гуманитарно-социальных наук. Члены этих комитетов отвечали за рассмотрение заявлений на поставку научно-исследовательского оборудования от различных учебных учреждений и заявления на научные субсидии от научных сотрудников. После рассмотрения они пересылались в соответственные американские структуры для подтверждения (7).

«Государственная долгосрочная программа по развитию науки» была рассчитана на 5 лет (1959-1963 гг.).

Первые несколько лет средства для финансирования данной программы поступали из нескольких источников: от государственных предприятий, от Китайского фонда по развитию образования и культуры, Азиатского фонда. Это деньги шли, главным образом, на научные исследования.

В сентябре 1958 г. отдел среднего образования министерства образования Тайваня разработал «Наброски плана по развитию научного образования в средней школе», в 1961 г. по плану американской помощи были выделены средства, составлены математические и другие экспериментальные материалы для средней школы первой ступени, руководства для преподавателей. Содержание учебника все еще соответствовало принятым образовательным стандартам, отличался лишь порядок подачи материала (8).

В ноябре 1962 г. был основан редакционный комитет для разработки учебных материалов по математике и естественным наукам для средней

школы высшей ступени. Он состоял из математической, физической, химической и биологической групп, которые изучали и анализировали все новые американские учебные пособия, руководства для преподавателей, лабораторные справочники и другие материалы (9).

В то время тайваньские высшие учебные заведения делились, в первую очередь, на два вида - государственные высшие учебные заведения и частные. Национальный Университет Тайваня был главным приоритетом американской помощи. С 1952 по 1962 г. в течение 10 лет сумма субсидий, выделенных этому учебному заведению, достигла 272 372 000 новых тайваньских долларов. Деньги были потрачены на улучшения, которые коснулись не только преподавания, опытов и исследований, но и развития инфраструктуры кампуса.

Возводились новые общежития для студентов и преподавателей, появилась система отопления, водопровода, электричество и прочее коммунальное благоустройство. Благодаря этому к 1962 г. Национальный Университет Тайваня мог принять вдвое больше студентов, чем до получения американской помощи (10).

В феврале 1965 г. Комиссия США по атомной энергетике заключает с Национальным Университетом Цинхуа соглашение о совместных исследованиях сроком на один год. В целях укрепления двусторонних научных связей и решения технических вопросов на Тайвань была послана группа специалистов из Национального центра атомных исследований США.

В этот период времени отправка студентов в США на американские средства, учебный обмен с Тайванем так же шел непрерывным потоком. Например, с 1952 по 1957 г. американо-тайваньский студенческий обмен происходил в основном на основании «Закона об информационном и образовательном обмене от 1948 г.», известного так же как Закон Смита-Мундта, целью которого было укрепление культурно-академических связей китайских и американских народов и их взаимное изучение.

После того как в 1958 г. на Тайване начала действовать программа Фул-брайта, все мероприятия по образовательному и научному обмену стали действовать через эту программу. После 1962 г. оба плана по обмену стали действовать совместно (11). По этим программам и выдавались гранты для преподавателей высших учебных заведений, ученых-исследователей, аспирантов и преподавателей средней школы для повышения квалификации в США. Кроме того, тайваньские школьники получали стипендии на получения высшего образования в Америке, также немало инженерно-технических работников было отправлено в США на курсы повышения квалификации.

После поражения и отступления Гоминьдана на Тайвань для ускорения развития экономического строительства были необходимы дополнительные материальные и людские ресурсы. Американская помощь в сфере образования как раз помогла выполнить второй пункт. При американской поддержке большое количество сотрудников было отправлено в США на обучение, по-

лучили подготовку в общей сложности более 10 000 чел. Были организованы несколько сотен различных образовательных программ. Благодаря новому подходу и технологиям, заимствованным у США, китайские культурные преимущества тесно соединились с концепцией современной рыночной экономики, это и стало основой создания «экономического чуда» (12).

Но стоит также отметить, что американская помощь тайваньскому образованию также создала масштабную проблему утечки специалистов. Из всех студентов, которые уехали на обучение за границу с 1957 по 1963 г., к 1964 г. лишь 7% вернулись на Тайвань (13).

Между этим явлением и программой американской помощи существует сильная связь. Один из главных американских советников «Национального научного совета» Джозеф Б. Платт в марте 1965 г. на одном из совещаний выступил с докладом под названием: «Эмиграция ученых и развитие Тайваня: китайско-американское сотрудничество». Он указал, что «самые одаренные молодые люди, составляющие научный и технический потенциал Тайваня, отдают свой талант на службу другим странам, главным образом США» (14). «Очень жаль, что американская помощь стала одной из причин, вызвавших эмиграцию специалистов за рубеж. Люди, получившие образование в США, оставались там» (15).

Образование и политика находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Поэтому, финансируя программы по обучению тайваньских специалистов в Америке, американское правительство использует их для продвижения проамериканских настроений на Тайване. Общественные и политические деятели, получившие образование в США, были более склонны к сотрудничеству с Соединенными Штатами, чаще поддерживали выгодные для них решения. Но, что не менее важно, они перенимали американский взгляд на концепции административного управления, внешней политики и др.

Кроме того, США фактически являлись единственных источником западной культуры на Тайване. В рамках «культурного обмена» широко пропагандировались американские ценности, американский стиль жизни, американская культура. И специалисты, прошедшие подготовку за рубежом и являвшиеся уже отчасти носителями этой культуры, способствовали ее популяризации.

Одним из показателей этого процесса является возросший интерес к преподаванию и изучению английского языка. В этот период активно проводилось обучение квалифицированных преподавателей английского языка, совершенствовалась методика его изучения и преподавания. Активное проникновение американской культуры на Тайвань последовательно и целенаправленно создавало тенденцию к росту проамериканских настроений во всех слоях тайваньского общества.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что послевоенная помощь США Тайваню в сфере образования имела очень глубокие и далеко идущие последствия. Мы можем сделать два вывода:

Во-первых, помощь в области образования сочеталась с экономической и военной помощью, ее стратегической целью было служить государственным интересам США. В период холодной войны помощь в сфере образования использовалась Америкой как средство преобразования Тайваня в своих целях.

Во-вторых, успех помощи в сфере образования еще не явен, требуется длительное время, чтобы проявились результаты. Это дает возможность говорить о вторжении американской культуры на Тайвань, о том, что тайван-ское общество постоянно находиться под влиянием проамериканских настроений и атмосферы преклонения перед всем американским.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Бай Вэнь. Ханьдун Тайвань 50 Ши (50 вещей, потрясших Тайвань). - Тайбэй, 2002. -

С. 137.

(2) Ван Юйдэ. Ван Юйдэ цюаньцзи 1 тайвань: кумэнь лиши (Полное собрание Ван Юйдэ, Тайвань, часть первая: история лишений). - Тайбэй, 2000. - С. 206.

(3) Ло Дуньвэй. Мэйюань юньюн цзай гэфэнмянь фашэн сяого чжи яньцзю (Исследование эффекта американской помощи в различных аспектах). - Тайбэй, 1960.

(4) Лю Шаотан. Миньго даши жичжи (Значимые события республики). - Тайбэй,

1973. - С. 47.

(5) Фу Лиюй. Мэйюань шици тайвань чжундэн кэцзи цзяоюй фачжань (1951-1965) (Развитие науки и образования Тайваня в период американской помощи). - Тайбэй, 2006. - С. 336.

(6) У Даю. Вого кэцзи цзяоюй дэ хуэйгу юй цяньчжань «цзяоюй вэньти». - Тайбэй, 1984. - С. 126.

(7) Там же. - С. 134.

(8) «Цзяоюйбу» цзяоюй няньцзянь бяньцзунь вэйюаньхуэй. Ди сыцы «Чжунхуа миньго» няньцзянь (Ежегодный сборник министерства образования. - Вып. 4). - Тайбэй, 1974. - С. 943.

(9) Вэй Минтхун. Кэсюэ цзяоюй говэйфань «чжунхуа миньго» кайго циши нянь чжи (Образование Китайской республики через семьдесят лет с ее основания). - Тайбэй, 1981. - С. 1003.

(10) Тайвань дасюэ линянь лай цзешоу мэйюань юньюн чэнго цзянтао (Обзор итогов американской помощи Национальному Университету). - Тайбэй, 1966. - С. 17.

(11) Чжао Цина. Мэйго чжэнфу цзай тайвань дэ цзяоюй ю вэнхуа цзяолю ходун (19511970) (Деятельность американского правительства по культурному обмену на Тайване). - Тайбэй, 2001. - С. 97.

(12) Янь Цзыкуй. Мэйюань дуй «Чжун хуа миньго» цзинцзи фачжань чжи инсян (Влияние помощи США на экономическое развитие Китайской Республики). - Тайбэй. 1990. - С. 97.

(13) Дж. Мэган Грин. Ориджинс ов девелопментал стэйт ин тайвань: сайнс полиси энд

квест фор модернизэйшн (Истоки государственного развития на Тайване: политика в отношении науки и задачи модернизации). - Кэмбридж, Массачусес, 2008. -С. 65.

(14) Цао Си. Мэйго дуй тай цзяоюй юаньчжу: чжаньхоу (1951-1965) мэйго дуй тай цзяоюй юаньчжу. - Шанхай, 2011.

(15) Янь Цзыкуй. Мэйюань дуй «Чжун хуа миньго» цззинцзи фачжань чжи инсян (Влияние помощи США на экономическое развитие Китайской Республики). - Тайбэй, 1990. - С. 97.

U.S. AID TO TAIWAN IN EDUCATION IN THE POST-WAR PERIOD (1951-1965)

D.I. Petrov

Russian History Chair Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article considers the main stages and goals of U.S. aid to Taiwan in the field of education. Highlighted the leading role of the U.S. in the Taiwanese education system reform and training specialists abroad. Special attention is paid to the influence of changes in education on the process of post-war reconstruction of society in Taiwan.

Key words: USA, Taiwan, education, U.S. aid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.