Научная статья на тему 'Поминайте наставников ваших и подражайте вере их. . . '

Поминайте наставников ваших и подражайте вере их. . . Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП / ИЖЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харин Егор Сергеевич (Отец Георгий)

В статье раскрываются малоизвестные факты из начального, детско-юношеского периода жизни митрополита Ижевского и Удмуртского Николая (Шкрумко), проведенных на малой родине в Украине. Статья содержит уникальные воспоминания самого митрополита, записанные автором статьи, и родственников. Показаны некоторые обстоятельства его прихода к церкви и исторические события, повлиявшие на дальнейшую судьбу священника. Обращается внимание на то, что жизнь архиерея с детства была связана с преодолением трудностей, что способствовало формированию достойной и многогранной Личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поминайте наставников ваших и подражайте вере их. . . »

ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ

Г. Харин

«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ И ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ...»

В статье раскрываются малоизвестные факты из начального, детско-юношеского периода жизни митрополита Ижевского и Удмуртского Николая (Шкрумко), проведенных на малой родине - в Украине. Статья содержит уникальные воспоминания самого митрополита, записанные автором статьи, и родственников. Показаны некоторые обстоятельства его прихода к церкви и исторические события, повлиявшие на дальнейшую судьбу священника. Обращается внимание на то, что жизнь архиерея с детства была связана с преодолением трудностей, что способствовало формированию достойной и многогранной Личности.

Ключевые слова: архиепископ, Ижевская Епархия, коллективизация, митрополит Николай, Русская Православная Церковь, Украина.

В марте 1993 г. на Ижевскую и Удмуртскую кафедру был назначен новый архиерей - архиепископ Николай. Это было особое время для нашей Республики. Начали восстанавливаться храмы, открываться монастыри и воскресные школы. Одним словом, настало время Второго Крещения Руси. Господь судил автору статьи быть причастным к этому

Харин Егор Сергеевич (Отец Георгий) - священник, протоиерей, настоятель храма Святителя и Чудотворца Николая г. Ижевска, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ МП, кандидат исторических наук.

чуду. Однажды, в 1993 г., после исповеди священник (им был ныне правящий Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин) предложил мне начать помогать в церкви - быть алтарником. Для того чтобы служить в храме требовалось благословение настоятеля - архиерея. И вот по наущению одного будущего митрополита я оказался в кабинете другого будущего митрополита. Новоназначенный архиепископ Николай принял меня очень живо, по-отечески. Дал благословение помогать в алтаре. Так начался мой скромный путь в храме. Теперь прошло уже 23 года, из них 22 мы были под руководством нашего владыки - митрополита Николая. Трудно написать о духовном облике этого удивительного человека. Трудно, но просто необходимо сказать несколько слов о сыне украинской земли, так много сделавшем для Удмуртии. Настоящая статья посвящена детству и юности ижевского архиерея.

Будущий святитель родился 22 мая 1927 г. в с. Кизя Каменец-Подольского района Хмельницкой области в самый день памяти Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Святителя Николая митрополит Николай глубоко чтил и, даже приняв монашество, оставил прежнее имя, и день памяти Чудотворца праздновал как свои именины. Родился будущий митрополит на Западной Украине в нелегкое время. 1929 год И. Сталин назвал «Годом великого перелома» — «решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни».

Именно в это время был арестован отец будущего митрополита -Яков Захарович Шкрумко. Арестованный в 1937 г., он получил 10 лет лагерей. Вернувшись в 1947 г. весь больной, вскоре умер. Через некоторое время была арестована и выселена в Винницкую область и мать владыки - Марфа. Семейное придание гласит, что эта строгая, верующая женщина кричала бегущим за арестантской подводой детям: «Держитесь Тихона!». Маленькие дети думали, что речь идет о каком-то родственнике. И только годы спустя они поняли, о чем просила мать во время ареста - держаться канонической, «Тихоновской» Церкви, не уклоняться в раскол, хранить Православие.

Несколько слов надо сказать об этой удивительной женщине. По воспоминаниям ее внука, протоиерея Николая, это была очень сильная женщина. С раннего детства осталась она без родителей. Сиротская доля приучила к главному - труду и упованию на милость Божию. Именно

эти два качества она вложила в своих детей. Всего их родилось 11 человек. Выжило пятеро: Мария (1917-2009), Андрей (1919-1941), Николай (1927-2015), Алексей (1931-2009), Татьяна (1934 г.р.). Сама Марфа Шкрумко прожила сто лет (1887-1987). К врачам не обращалась. Таблеток не призвала. «В обуви я ее видел только в церкви... А так - до поздней осени, иногда до самого снега - все время босиком.», - вспоминает отец Николай (внук Марфы Шкрумко). Все дети были воспитаны в глубоком религиозном чувстве. «Засыпаем - бабушка в углу на коленях молится, просыпаемся - та же картина. Бабушка молится за всю семью. Потом мы вставали. Читали «Отче наш», «Верую» и нам давали завтрак. Потом шли в школу». Свою ревность к спасению эта простая женщина превратила в настоящий подвиг. От руки сына-архимандрита она приняла монашеское пострижение в Почаевской лавре - сначала в мантию с именем Мавра, а потом и в великую схиму с прежним именем Марфа.

Весьма показательный случай рассказан самим владыкой: «Простой народ в деревне с недоверием относился к некоторым батюшкам [которые сотрудничали с советской властью. - Прим. авт.]. Говорили: «Это советский», и верующие старухи от него шарахались. И вот когда я освободился, не мог поехать к маме. А потом стал иеромонахом, уехал за границу, но приезжал редко, только когда вызывали. Отпусков не было. И я этих отпусков не признавал и до сегодняшнего дня не признаю. Если по служебным делам вызывали из-за границы, я ехал. Решал вопросы по службе и просил благословения навестить маму. И вот эти простые люди говорили: «Знаешь, это советский батюшка». И мама - родная мама! меня спрашивает: «Вся наша семья, все были репрессированы, и ты тоже, как же ты попал за границу? А ты не такой, как они говорят - советский?» Родная мама! Это она мне говорила, когда ей было уже 90 лет, я не стал подробно объяснять. Сказал просто: «Нет, мама, я - не из тех».

Одним из самых страшных последствий коллективизации в Украине стал голод 1932-1933 гг. Основные его причины: выполнение плана хлебозаготовок было достигнуто путем изъятия значительной части посевного фонда; в ходе хлебозаготовительной кампании у колхозов было конфисковано зерно. Положение крестьян ухудшилось с введением паспортного режима в городах и так называемого закона о «пяти колосках», предусматривавшего за кражу колхозной или социалистической собственности расстрел или 10 лет лагерей с конфискацией имущества.

Крестьяне, лишенные продуктов питания, были обречены на мученическую смерть. Голод 1932-1933 гг. вызвал огромную смертность населения, особенно среди детей и стариков. Крестьяне были вынуждены есть собак, кошек, крыс, трупы лошадей, листья и кору деревьев. Встречались случаи каннибализма. По различным подсчетам, во время голода погибло от 3,5 до 9 млн. человек. Таким был результат коллективизации в Украине.

О своем тяжелом и голодном детстве митрополит Николай не любил вспоминать. Одно из не многих его воспоминаний - рассказ о первом посещении Почаевской лавры: «Это было в 1942 году. Я пошел в Почаево пешком, от нас это 240 км. Промыслительно, что из моих родственников никого не было, с чужими людьми пошел. Мы так здесь наголодались, когда тут были немцы, а потом советские прошли, оставалось одно пепелище, потом посетил Господь страшной засухой. Это было уже лето, и так я был рад, что попал туда. А я пацаном уже прислуживал в храме, знал хорошо, когда кадило подать. И вот там я решился... [остаться в монастыре. - Прим. авт.]. Меня оставляют в монахи. И я рад, счастлив! Но люди, с которыми я пришел, не оставляют меня, потому что сказали дома, чтобы я вернулся. Это меня огорчило. А я уже знал тут одного старца, который стал мной руководить, и вот приходится уходить, со слезами пошел к нему в келью: «Батюшка, благословите», - даже всплакнул. Он остановился с клюшечкой, сунул руку в карман, достал просфорочку, какие-то там денежки были у него, дал мне, по голове меня погладил, говорит: «Коля, раз так, что нельзя тебе здесь оставаться, дома говорят, чтобы ты вернулся, иди с Богом. Без благословения родителей нельзя. И так вот он за голову меня держит и говорит мне: «Иди., а Почаевским монахом будешь! Иди с Богом». И как интересно мне предсказал этот монах в 42-м году. А в конце 1972 года я в Иерусалим был назначен. Из Иерусалима в конце 1982 года меня отозвали и назначают... наместником Почаевской Лавры. Я вспомнил этого монаха ровно через 40 лет!»

И все же детство - есть детство. В патриархальной среде с укоренными православными традициями оно протекало в храме. С детских лет будущий святитель прислуживал в Вознесенском храме в родном селе. С того далекого времени Николай полюбил службу Божию на всю жизнь. Обычный крестьянский быт. Вели свое хозяйство. Именно здесь будущий митрополит научился делать все своими руками. Как сам часто

говорил «все умел делать»: покрыть крышу, скосить, отремонтировать. Видимо из детства идут слова, которые он любил повторять: «Не будьте беспечны.», т.е. не будьте праздны, не проводите времени впустую. Говорил и сам не был праздным. Оставшись без отца и матери, ходил на заработки. Бывало, что бит был за это дважды: националисты били за то, что пришел с колхоза. А комсомольцы в родной деревне могли побить, что идешь «с бендеры». Побьют и хлеб отнимут. А дома - младший брат и сестра. «Трудно было.», - говаривал владыка.

О военном времени вспоминал: «Для меня эти дни особенно памятны. Те места, где я жил, с первых дней были взяты немцами. Это страшное бедствие. Голод, страх. Страх такой, что за все надо было бояться. Немцы начали расстреливать евреев. В маленьком городке, ближайшем к моей деревне, Каменец-Подольске жило сорок тысяч евреев. Их всех расстреляли. Выгнали их за город, обманули, сказали, что будут отправлять в Палестину. Они хорошо знали, куда их ведут, но никуда ведь не денешься. Много евреев жило по деревням, они держали магазины, мельницы. И в нашей деревне жили пять семейств. Это были добрые соседи. Я хорошо помню одну семью, они были портные. Если надо что-то из одежды - надо идти к портному. А вот если моему отцу они шили что-то из облачения, то старый еврей сам приходил. А тогда было так - если кто имел добрые отношения с евреями, то этих людей ждала та же участь, что и евреев. Вот это такой был страх. Потом всех трудоспособных стали вывозить в Германию. Я сейчас все это вспоминаю и думаю, Господи, это был какой-то кошмарный сон. Разве можно это забыть? И когда наступило 9 мая, мне сказали - Победа! Даже не верилось. Не верилось, что это правда.». Родственники владыки вспоминают, что во время оккупации будущий митрополит убегал по реке подальше от села, чтобы не угнали в Германию. Не скройся он тогда, его, молодого парня, непременно бы угнали на работы.

Трудное детство, заключение в лагерь, героическое обучение в семинарии, многолетнее служение Церкви и народу, видимо, и сформировали особый дар митрополита Николая - никогда не терять присутствия духа, всегда все свое упование возлагать на Промысел Божией и быть утешителем для людей. Верю, что написание научных и популярных трудов, достойных масштаба этого Человека - дело обозримого будущего.

Будущий митрополит Николай со своей матерью. Украина, 1954 г.

Архимандрит Николай (Шкрумко) -наместник Почаевской Лавры

Источники и литература

1. Вечная память. Преставился ко Господу митрополит Николай (Шкрумко), бывший Управляющий Патриаршими приходами // Официальный сайт Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде. 2015. 4 июня [Электронный ресурс]. - URL: http://www.orthodox-canada. com/ru/russkiy-vechnaya-pamyat-prestavüsya-ko-gospodu-mitropoHt-nikolay-shkrumko-byivshiy-upravlyayushhiy-patriarshimi-prihodami/ (дата обращения: 17.11.2015).

2. Из воспоминаний о служении приснопамятного Владыки Николая (Шкрумко) в Канаде // Официальный сайт Патриарших приходов Русской Православной Церкви в Канаде. 2015. 16 июня [Электронный ресурс]. - URL: http://www.orthodox-canada.com/ru/russkiy-iz-vospominaniy-o-vladyike-nikolae-shkrumko/ (дата обращения: 02.11.2015).

3. Никодим (Ротов), архим. История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме. 2009. 4 марта [Электронный ресурс]. - URL: http://rusdm.ru/history/33 (дата обращения: 25.11.2015).

4. Православные вести. Ижица: общественная православная газета. -2012. - № 4 (Апрель).

5. Феофан (Лукьянов), игум. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме // Loveisrael.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://loveisrael.ru/articles/rdm (дата обращения: 18.11.2015).

6. Фокин И. «Сталинское» наследие // Официальный сайт районного центра Лоухи. 2003. 12 февраля [Электронный ресурс]. - URL: http://louhi. onego.ru/culture/hist_camp_eng.htm (дата обращения: 02.11.2015).

7. Харин Г., свящ. Митрополит Николай (Шкрумко). Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. - Ижевск, 2016.

8. Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) Духовные школы во 2-й половине XX - начале XXI века // Седмицами: сайт цер-ковно-научного центра «Православная Энциклопедия». 2009. 9 октября [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sedmitza.ru/text/823744.html (дата обращения: 19.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.