НАШИ УЧИТЕЛЯ
ПОМЕРАНЦЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1925 -2000)
Владимиру Петровичу Померанцеву - доктору медицинских наук, профессору - 12 февраля исполнилось бы 90 лет. Его ученики чтят Владимира Петровича как основателя кафедры госпитальной терапии № 1 лечебного факультета Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова (МГМСУ), педагога, который многое сделал для совершенствования преподавания терапии. Владимир Петрович создал школу и воспитал плеяду учеников, занявших достойное место среди ученых России.
Родился Владимир Петрович в семье госслужащих Померанцева Петра Александровича и Апполинарии Леонтьевны в городе Дно Тверской области. Затем семья переехала в город Торопец, где и прошли его детские и школьные годы. С началом Великой Отечественной войны Владимир Петрович окончил ФЗУ и до поступления в институт работал токарем на военном заводе.
В 1949 г он окончил с отличием 1 -й Московский медицинский институт, и в тот же год по конкурсу был зачислен в клиническую ординатуру, а по окончании ее в 1952 г - в аспирантуру при факультетской терапевтической клинике того же института, которой руководил выдающийся отечественный терапевт академик АМН СССР В.Н. Виноградов.
В 1955 г В.П. Померанцев блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительная ха-
«Всё годы в памяти стирают, Но только смерти вопреки, Пока живут ученики -Учителя не умирают»
рактеристика новых сердечных гликозидов». Ввиду ценности работы Совет лечебного факультета 1 ММИ рекомендовал «войти в Медгиз с просьбой напечатать диссертацию в виде отдельной монографии». Обучение в клинике было непростым. Владимир Никитич Виноградов отличался сложным характером и высокой требовательностью к сотрудникам, однако Владимир Петрович сумел хорошо зарекомендовать себя. В.Н. Виноградов дал ему следующую характеристику: «за время работы ординатором и аспирантом клиники тов. Померанцев В.П. хорошо освоил методы клинического исследования и лечения больных, проявил большой интерес к научно-исследовательской работе, хорошо освоил ряд специальных методов исследования: электрокардиографию, ангиокардиографию, в течение 3 лет проводил цикловые практические занятия со студентами IV курса и успешно справлялся с этой работой».
В.Н. Виноградов предлагает В.П. Померанцеву должность ассистента факультетской терапевтической клиники, но молодому специалисту хотелось самостоятельности. Главным управлением учебными заведениями Минздрава СССР кандидат медицинских наук В.П. Померанцев был направлен в Крымский государственный медицинский институт (Симферополь). С 1955 г. он работал ассистентом, с 1957 г. - доцентом кафедры факультетской терапии, в 1959-1968 гг. заведовал кафедрой госпитальной, а затем факультетской терапии педиатрического факультета. В это время он неоднократно был в командировках, в том числе в 1957-1958 гг. - во Вьетнаме (консультант госпиталя), в 1962-1963 гг. - в Камбодже (главный терапевт госпиталя).
В 1967 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук на тему «Опыт изучения функционального состояния миокарда у больных ревматизмом и ревматическими пороками сердца (по данным векторного анализа электрокардиограммы, поликардиограммы и реографии легких)». Научными консультантами были профессора А.Н. Нестеров и М.В. Коханович. Вскоре Владимир Петрович получил приглашение на работу в Москве от Е.И. Чазова, и в 1968 г. становится научным руководителем первой поликлиники Четвертого главного управления при Минздраве СССР Будучи прекрасным преподавателем и методистом, В.П. Померанцев воз-
Наши учителя
вращается к кафедральной работе, и в 1970 г становится заведующим кафедрой госпитальной терапии МГМСУ В.П. Померанцев руководил кафедрой госпитальной терапии № 1 почти четверть века, в 1992 г он перешел на должность профессора той же кафедры и стал руководителем Учебно-методического центра МГМСУ В этот период им было реализовано много идей, которые способствовали повышению качества преподавания терапии в университете.
В.П. Померанцев оставил яркий след в науке, став одним из пионеров разработки и внедрения в широкую клиническую практику тестов с физической нагрузкой. Одним из первых в нашей стране он стал использовать пробы с физической нагрузкой для диагностики заболеваний сердца, оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у больных ИБС и артериальной гипертензией, оптимизации лечения кардиологических больных. Уже в первый год своей работы в МГМСУ он создал на кафедре лабораторию, где в условиях теста с физической нагрузкой определяли различные функциональные параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем, биохимические показатели. Именно в это время в России была создана и стала функционировать система реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда, и В.П. Померанцев со своими сотрудниками внес свой вклад в ее разработку.
В.П. Померанцев - автор более 300 научных работ и 6 монографий, научный руководитель 6 докторских и 40 кандидатских диссертаций. Он отличался широкой эрудицией и постоянно был в курсе новых научных исследований, проводившихся в мире. Умение В.П. Померанцева выделить главное, сформулировать цель, определить, насколько она достигнута, привело к тому, что на всех защитных ученых советах он выступал с окончательной редакцией заключения ученого совета по диссертации. Никто лучше него, даже сам диссертант или его научный руководитель, не мог сформулировать в нескольких сжатых фразах то новое, что принесла выполненная работа в медицинскую науку и практику. В течение многих лет он был заместителем председателя экспертного совета ВАК СССР, председателем проблемной комиссии Минздрава РСФСР, членом защитных советов и президиумов правлений различных научных медицинских обществ, заместителем главного редактора журнала «Советская медицина».
Врач «старой» школы, он умел выделить в клинической картине основные симптомы и синдромы заболевания, логично объединить их в одно целое, виртуозно провести дифференциальный диагноз и выбрать оптимальный метод лечения.
Однако наиболее ярко его таланты проявились в педагогической работе. В.П. Померанцев очень серьезно относился к методической основе практических и лек-
ционных занятий. Он считал, что основа терапевтической клиники - это пациент, но к его лечению надо подходить уже во всеоружии теоретических знаний. Его лекции были методически выверены, имели четкую адресную направленность, логическую структуру и несомненную практическую значимость. Уже став полноправными врачами с достаточно большим стажем, его ученики продолжали пользоваться конспектами лекций В.П. Померанцева с неизменной для себя пользой, находя в них ответы на вопросы, которые ставила перед ними нелегкая врачебная жизнь и нестандартные больные.
Он постоянно работал над совершенствованием методики преподавания терапии студентам старших курсов, стал инициатором внедрения в преподавание графологических таблиц, тестирования, программированного контроля знаний студентов и современных методов визуализации преподавательского процесса. На кафедре был организован и по сей день активно работает научный студенческий кружок, регулярно проводились студенческие олимпиады, научно-практические студенческие конференции. Его «Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней» представляет собой замечательный образец методического пособия и выдержало 3 издания.
На жизненном пути многие годы рядом с Владимиром Петровичем была его супруга Елизавета Сергеевна. Она много сделала для того, чтобы Владимир Петрович смог реализовать свои лучшие качества в жизни и науке, помогала ему во всем. Они вырастили хороших детей - сына и дочь. Бывая в их семье, мы всегда ощущали тепло дома и доброе отношение к себе. Сейчас Елизавете Сергеевне 88 лет. Она мужественно пережила уход из жизни Владимира Петровича, находится на пенсии, остается хорошей и активной хозяйкой. Здоровья ей и долгих лет жизни.
Высокопрофессиональный педагог и ученый, В.П. Померанцев создал свою школу клиницистов. Среди его учеников известные профессора - Акатова Е.В., Васюк Ю.А., Верткин А.Л., Гороховская ГН., Задионченко В.С., Конев В.Ю., Лазебник Л.Б., Ли Е.Д., Мартынов А.И., Майчук Е.Ю., Остроумова О.Д., Пак Л.С., Панченкова Л.А., Прохорович Е.А., Степура О.Б., Хадзегова А.Б., Цкипури Ю.И. и большая плеяда доцентов и кандидатов наук.
Ученики Владимира Петровича благодарны ему за неоценимую помощь в их становлении в профессии, помнят и чтят его как эталон подлинного служения медицине, добросовестности в науке, как замечательного воспитателя молодежи.
Коллектив кафедры госпитальной
терапии №1 лечебного факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова