Научная статья на тему 'ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-КОНТЕНТ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ'

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-КОНТЕНТ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОНЛАЙН-РЕПУТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петраш Елена Вадимовна

Социальные сети приобретают все большее значение в качестве важного источника информации для путешественников. Туристы используют информацию из социальных сетей на всех этапах планирования и реализации путешествия. Пользовательский контент стал онлайн-разновидностью классического «сарафанного радио». Положительная онлайн-репутация становится необходимым условием конкурентоспособности туристских дестинаций. Подавляющее большинство работ по затронутой теме носит теоретический характер, а их выводы и предложения основаны на литературном анализе и предположениях. Целью данного исследования является тестирование экспериментальной концептуальной модели для измерения взаимосвязи между репутацией туристской дестинацией в Интернете и ее конкурентоспособностью. В эмпирической части исследования была протестирована концептуальная модель устанавливающая взаимосвязь между репутацией в интернет-среде и конкурентоспособностью туристской дестинации. Результаты показали общий коэффициент надежности внутренней согласованности 0,907, что указывает на очень высокую степень согласованности внутренних данных. Это исследование подтверждает наличие взаимосвязи между онлайн-репутацией и конкурентоспособностью туристских дестинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петраш Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USER-GENERATED ONLINE CONTENT AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF A TOURIST DESTINATION

Social networks are becoming increasingly important as an important source of information for travelers. Tourists use information from social networks at all stages of planning and implementing a trip. User-generated content has become an online version of the classic “word of mouth”. A positive online reputation becomes a necessary condition for the competitiveness of tourist destinations. The vast majority of works on the topic are theoretical in nature, and their conclusions and proposals are based on literary analysis and assumptions. The purpose of this study is to test an experimental conceptual model to measure the relationship between the reputation of a tourist destination on the Internet and its competitiveness. In the empirical part of the study, a conceptual model was tested that establishes the relationship between reputation in the Internet environment and the competitiveness of a tourist destination. The results showed an overall internal consistency reliability coefficient of 0.907, which indicates a very high degree of internal data consistency. This study confirms the relationship between online reputation and the competitiveness of tourist destinations.

Текст научной работы на тему «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ОНЛАЙН-КОНТЕНТ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ»

Пользовательский онлайн-контент как фактор конкурентоспособности туристской дестинации

Петраш Елена Вадимовна,

кандидат искусствоведения, доцент, Московский архитектурно-строительный институт E-mail: triphtong@yandex.ru

Социальные сети приобретают все большее значение в качестве важного источника информации для путешественников. Туристы используют информацию из социальных сетей на всех этапах планирования и реализации путешествия. Пользовательский контент стал онлайн-разновидностью классического «сарафанного радио». Положительная онлайн-репутация становится необходимым условием конкурентоспособности туристских дестинаций. Подавляющее большинство работ по затронутой теме носит теоретический характер, а их выводы и предложения основаны на литературном анализе и предположениях. Целью данного исследования является тестирование экспериментальной концептуальной модели для измерения взаимосвязи между репутацией туристской дести-нацией в Интернете и ее конкурентоспособностью. В эмпирической части исследования была протестирована концептуальная модель устанавливающая взаимосвязь между репутацией в интернет-среде и конкурентоспособностью туристской дестинации. Результаты показали общий коэффициент надежности внутренней согласованности 0,907, что указывает на очень высокую степень согласованности внутренних данных. Это исследование подтверждает наличие взаимосвязи между онлайн-репутацией и конкурентоспособностью туристских дестинаций.

Ключевые слова: туристская дестинация, конкурентоспособность, онлайн-репутация.

Введение

В наше время социальные сети стали важным источником информации для путешественников. Туристы используют социальные сети, обзоры путешествий, блоги и другой пользовательский контент, размещаемый в Интернете, чтобы собрать информацию для принятия собственных решений о дестинациях, которые они посетят, жилье, которое они забронируют, и обо всех других мероприятиях и услугах, которые они приобретут во время отпуска. Сегодня более трети всего населения мира являются активными пользователями социальных сетей. Количество активных пользователей Face-book в настоящее время достигло примерно 1,5 миллиарда человек по всему миру, в то время как другие социальные платформы продолжают расти.

Социальные сети влияют на путешественников на всех этапах процесса планирования путешествия: до, во время и после отпуска (Fotis, Buhalis and Rossides, 2012). Интернет-оценка становится для туристов важным инструментом при принятии решений о поездке (Platov et al., 2020). Большинство путешественников, путешествующих с целью отдыха, заходят в Интернет на ранних этапах путешествия.

В последние годы увеличилось количество исследований влияния социальных сетей на поведение путешественников. Сегодня все туристские дестинации соревнуются в привлечении посетителей. Поскольку тенденции туризма указывают на то, что в будущем количество пользователей социальных сетей будет расти, а количество онлайн-бронирований путешествий увеличится, туристским дестинациям необходимо постоянно улучшать свой онлайн-имидж и репутацию. Репутация является важным компонентом конкурентоспособности дестинации (Minghetti and Celotto, 2015). Хорошая репутация в Интернете представляет собой устойчивое конкурентное преимущество для туристических направлений.

Анализ литературы показывает, что существует большой пробел в исследованиях по измерению влияния онлайн-репутации на конкурентоспособность дестинации. Данное исследование представляет концептуальную модель для измерения взаимосвязи между онлайн-репутацией и конкурентоспособностью туристских дестинаций. Для выявления и исключения потенциальных проблем, которые могут возникнуть в ходе основного исследования, было проведено пилотное исследование, результаты которого представлены в данной статье.

сз о

со £

m Р

сг

от А

Репутация представляет собой сложную систему оценочных представлений, применяемую во многих сферах. Репутация может рассматриваться с психологической, социологической, экономической, организационной, маркетинговой и коммуникационной точек зрения (Marchiori and Cantoni, 2011). Репутацию можно определить как стабильное в течении длительного времени позитивное или негативное мнение людей о каком либо предмете, факте или явлении.

Пользовательский контент по своей сути является онлайн-разновидностью классического «сарафанного радио» (Wyrwol, 2014). В литературе описано множество вариантов объяснений механизмов воздействия на человека информации из интернет-источников. В исследованиях влияния пользовательского онлайн контента одной из наиболее популярных стала теория дуального процесса (Cheung and Thadani, 2012). Данная теория утверждает о наличии двух типов воздействия на восприятие получаемых сообщений: информационного и нормативного. Нормативное воздействие направлено на формирование конформного поведения человека в отношении позитивных ожиданий социума. Индивид ведет себя конформно для того, чтобы получить одобрение и принятие со стороны группы и избежать отторжения. Информационное воздействие нацелено на принятие информации, сгенерированной другим индивидом, как достоверных данных об объективной реальности.

Теория дуального процесса была применена в исследовании того, как пользователи онлайн форума потребителей оценивают достоверность онлайн-рекомендаций (Cheung et al., 2009). Было обнаружено, что факторы информационного влияния, а также нормативные факторы значительно повлияли на воспринимаемую достоверность отзывов. Базируясь на результатах этого исследования Marchiori (2013) включила три детерминанты, основанных на информации (компоненты онлайн-сообщений), в свою концептуальную модель, чтобы определить, как онлайн-отзывы влияют на онлайн-репутацию дестинации. Этими тремя компонентами онлайн-сообщения являются: сила аргументов, односторонность сообщения и согласованность сообщения.

В маркетинговой литературе доверие потребителей рассматривается как один из наиболее значимых поведенческих факторов в Интернете. Интернет долгое время использовался путешественниками в качестве информационного канала, а в последние два десятилетия они сами стали создателями контента (Dickinger, 2011). Электронное сарафанное радио приобретает все большую популярность, так как пользователи доверяют ему и воспринимают его как информативное. Ряд ис-Е следований показал, что потребители также с до-£ верием относятся к информации, представленной — в социальных сетях (Del Chiappa, 2011; Gharib et g al., 2019; Yoo and Gretzel, 2011). Путешественники ^ полагают, что отзывы, размещенные на интернет-Ü площадках, являются полезными при принятии ре-

шения о покупке (Gabbianelli and Pencarelli, 2020; Jalilvand and Samiei, 2012).

В работах, посвященных исследованию потребительского поведения, процессу принятия решений отводится самое главное место (Kozak, 2010). В данном процессе именно информация выступает детерминирующим фактором. В большинстве случаев, потребители не располагают полной исчерпывающей информацией и поэтому, принимая то или иное решение они вынуждены также решить, насколько имеющаяся информация достоверна и актуальна. Теория сигналов стала весьма подходящей базой для раскрытия механизма использования потребителями онлайн-информации как сигнала качества при принятии решений. Потребители хорошо осознают концепцию репутации и проявляют способность дифференцировать лидирующие мнения о дестинациях, размещенные на интернет-площадках (Marchiori et al., 2013). Вполне правомерно предположить, что между интернет-репутацией туристской дестинации и ее конкурентоспособностью существует тесная взаимосвязь, к такому выводу приходят многие авторы, однако анализ литературы свидетельствует, что глубоких исследований этой взаимосвязи еще не проводилось.

За последнее время конкурентоспособность туристских дестинаций стала центральной темой во многих исследованиях, где она рассматривалась с различных точек зрения, однако, несмотря на это, какой-либо общепринятой дефиниции данного явления до сих пор не сформировалось (Платов, Тарчоков, 2021). Конкурентоспособность туристской дестинации определяется тем, насколько дестинация умеет формировать и интегрировать продукт с добавленной стоимостью, непрерывно обеспечивать привлекательность для посетителей, способствовать созданию позитивных впечатлений, и главное, уметь это делать лучше других дестинаций (Amaya-Molinar et al., 2018; Dwyer and Kim, 2003).

К настоящему времени сформирован целый ряд моделей, способных объяснять и измерять конкурентоспособность туристской дестинации. Интегрированная модель измерения конкурентоспособности дестинации Dwyer и Kim (2003) является наиболее известной. В ней индикаторы были разделены на пять подгрупп: обеспеченные ресурсы, поддерживающие факторы, управление дестина-цией, ситуационные условия и факторы спроса. Туристский спрос представляет собой особую форму спроса, на которую воздействуют многочисленные факторы социального, экономического и политического характера. Условия спроса состоят из трех главных компонентов: осознание, восприятие и предпочтения.

Во многих исследованиях конкурентоспособности дестинаций не учитывалась точка зрения туриста. Конкурентоспособность дестинации обычно рассматривается с позиций экономики и маркетинга дестинации, тогда как привлекательность дестинации рассматривается с точки зрения туриста.

Анализ литературы показывает, что существуют теоретические доказательства того, что онлайн-репутация, сформированная на основе пользовательского контента, может определять ход процесса принятия потребительских решений, влиять на туристский спрос и, таким образом, на конкурентоспособность туристской дестинации.

Цель исследования

Целью данного исследования является тестирование экспериментальной концептуальной модели для измерения взаимосвязи между репутацией туристской дестинацией в Интернете и ее конкурентоспособностью.

Материалы и методы исследования

Основным методом эмпирической части исследования является опрос, проведенный с помощью анкетирования. Анкета содержит 42 переменные, распределенные по соответствующим блокам, и социально-демографические характеристики респондентов.

Предлагаемая в данном исследовании модель содержит следующие блоки переменных: отношение респондента к онлайн-отзывам, отношение респондента к репутации, уровень доверия респондентов к социальным медиа, процесс принятия решений, условия спроса.

Переменные, представленные в анкете, измеряются с помощью традиционной пятибалльной шкалы Лайкерта. Измерения проводились с использованием так называемых «мягких данных». В нашем случае это показатели удовлетворенности туристов, поскольку удовлетворенность туристов является ключевым фактором конкурентоспособности туристской дестинации. Целевой группой исследования стали туристы, которые ранее искали информацию о Москве в социальных сетях. Опрос проводился с марта по июнь 2022 года. Было получено 132 заполненных анкеты. Онлайн-сервис Google Forms использовался для создания и сбора онлайн-профилей через социальные сети. Описательная статистика и анализ надежности были наиболее подходящими в этом исследовании. Анализ достоверности использовался для проверки того, насколько переменная или набор переменных соответствует своему объекту измерения. По этой причине был использован коэффициент надежности внутренней согласованности (альфа Кронба-ха), показывающий внутреннюю согласованность характеристик, описывающих один объект. Для анализа собранных данных мы использовали пакет статистических программ, предназначенных для социальных исследований (IBM SPSS20).

Результаты исследования и их обсуждение

Справочная информация о демографических и других характеристиках респондентов представлена в таблице 1.

Таблица 1. Социально-демографические характеристики респондентов

Характеристика %

Пол

Женщины 55

Мужчины 45

Цель поездки

Туризм 83

Деловая 17

Сколько раз в год вы путешествуете?

Ни разу 26

Один 39

2-3 28

3-5 7

Какие источники информации о путешествиях вы используете чаще всего?

Социальные сети 20

Отзывы потребителей 47

Обмен мультимедийными файлами 18

Вики 5

Блоги 9

Другое 1

Возраст, лет

Менее 20 8

21-30 42

31-40 21

41-50 14

51-60 9

Более 61 6

Вы используете отзывы других путешественников как источник информации?

Часто 69

Иногда 26

Нет 5

Ваш уровень пользователя интернета

Начинающий 3

Средний 17

Продвинутый 59

Экспертный 21

55% респондентов составили женщины и 45% мужчины. Самую большую группу составила возрастная группа (42%) от 21 до 30 лет, а наименьшую по численности - от 51 до 60 лет (9%) и старше 61 года (6%). Большое количество молодых респондентов оказалось продвинутыми пользователями Интернета (59%) и экспертами - 21%. Эти респонденты путешествуют 2-3 раза в год (22%) и регулярно используют в качестве источника информации отзывы других путешественников (69%). Среди этих источников информации самыми популярными были обзоры потребителей (47%), за ни-

сз о со от m Р от

от А

ми следуют социальные сети (20%), обмен мультимедийными файлами (18%), блоги (9%), вики (5%).

Анализ надежности был выполнен с использованием компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS для расчета коэффициента надежности внутренней согласованности. Результаты показали общий коэффициент надежности внутренней согласованности 0,907, что указывает на очень высокую степень согласованности внутренних данных (таблица 2).

Таблица 2. Описательная статистика и статистика надежности

Переменные Средняя Стандартное отклонение Альфа Кронбаха

Отношение к онлайн-обзорам 3,59 0,841

Отзывы убедительны 3,67 0,836

Отзывы сильные 3,56 0,952

Отзывы хорошие 3,88 0,822

Отзывы подчеркивают положительные стороны дестинации 3,85 1,043

Отзывы отражают положительные мнения о де-стинации 3,76 0,965

Отзывы касаются положительных и отрицательных сторон дестинации назначения 3,77 1,147

Мнения, опубликованные в Интернете, не являются противоречивыми 3,48 1,028

Мнения, опубликованные в Интернете, совпадают 3,27 0,945

Авторы выразили похожие мнения о дестинации 3,44 0,895

Авторы обзоров имели аналогичный опыт в де-стинации 3,42 1,069

Отношение к репутации со стороны пользователя 3,67 0,874

Я хочу понять онлайн-репутацию дестинации в целом 3,89 1,105

Я хочу знать, какие аспекты дестинации имеют негативную репутацию в Интернете 3,65 1,174

Я хочу понять, есть ли у пользователей общее мнение о дестинации 3,86 1,063

Я хочу знать, предоставила ли дестинация путешественникам то, что я хотел бы получить 3,85 1,168

Я хочу определить преобладающее мнение, опубликованное в социальных сетях 3,73 1,209

Продолжение

Переменные Средняя Стандартное отклонение Альфа Кронбаха

Я хочу найти контент, который отличается от преобладающего мнения, выраженного в социальных сетях 3,78 1,349

Доверие к социальным сетям 3,55 0,854

Комментарии других путешественников, как правило, достоверны 3,64 0,973

Отзывы путешественников добросовестны 3,43 0,973

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отзывы других путешественников - надежный источник туристической информации 3,71 0,996

Отзывы, оценки и комментарии других путешественников более правдивы, чем оценки, представленные в официальных источниках 3,67 1,085

Мнения заслуживают доверия 3,37 0,895

Мнения различны 3,55 0,933

Принятие решения 3,67 0,688

Отзывы в социальных сетях полезны для принятия правильного решения 3,57 1,074

Другие люди рекомендовали мне, какую дестина-цию выбрать 3,59 1,089

Выбор дестинации делает друг или член семьи 2,94 1,164

Климат - определяющий фактор при выборе де-стинации 3,82 0,933

Члены группы, с которой я обычно путешествую, согласились с моим выбором дестинации 2,45 1,274

Я выбираю дестинацию, потому что все выбирают это место 3,75 1,053

Привлекательная природа - определяющее условие выбора дестинации 3,89 1,112

Я могу найти много занятий в дестинации 3,84 0,975

Поездка в дестинацию, вероятно, улучшит мое здоровье 4,13 0,949

Дестинация может быть хорошим местом для отдыха 4,10 0,947

Условия спроса 3,74 0,808

Окончание

Переменные Средняя Стандартное отклонение Альфа Кронбаха

Дестинация популярна во всем мире 3,54 1,176

Онлайн-имидж дестинации оставляет положительное впечатление 3,78 0,896

Дестинация привлекательна 4,17 0,789

Дестинация имеет положительный имидж 4,17 0,819

Дестинация предлагает интересные мероприятия 3,43 1,011

Дестинация предоставляет высококачественные услуги 3,63 0,978

Дестинация хорошо рекламируется 3,19 0,954

Пребывание в дестина-ции кажется безопасным 3,87 0,838

Пребывание в дестина-ции не дорого 2,32 1,121

Добраться до дестинации легко 3,89 1,021

Значения коэффициента надежности внутренней согласованности большинства блоков модели превышали значение 0,8. Исключение составил блок «Принятие решений» со значением коэффициента надежности внутренней согласованности 0,688, что является лишь минимально допустимым.

Для описания и обобщения особенностей полученных данных был использован описательный статистический анализ. Проводя анализ первого блока «Отношение к онлайн-обзорам», можно отметить, что средние оценки находятся в пределах от 3,42 до 3,88.

Около половины (45%) респондентов согласились с тем, что комментарии являются убедительными, сильными и положительными. Наиболее низкий средний балл был получен по переменной «Мнения, опубликованные в Интернете, совпадают» (3,27), где 45% респондентов не обозначили четко свое отношение, а 52% были согласны с утверждением.

Второй блок «Отношение пользователя к репутации» содержал шесть переменных, которые имели средние оценки от 3,65 до 3,89. Большинство респондентов (73%) имеют желание понять какова интернет-репутация дестинации (3,89). 68% респондентов хотели бы узнать, есть ли у путешественников опыт пребывания в дестинации, который они сами хотели бы получить (3,85).

Представляют интерес результаты, полученные по блоку «Доверие к социальным сетям». Половина респондентов (52%) с доверием относятся к отзывам и другим материалам, опубликованным в интернете другими путешественниками, причем отзывам, оценкам и комментариям других путе-

шественников доверяют больше, чем информации, размещенной в официальных источниках. При этом, лишь 6% опрошенных категорически не признают чужие оценки заслуживающими доверия и 4% имеют сомнения в достоверности пользовательского контента.

Четвертая часть представленной концептуальной модели «Принятие решений» содержит 10 переменных чьи средние значения варьируются в диапазоне от 2,45 до 4,13. Опрос показал, что 57% респондентов не имеют желания посетить дести-нацию только по причине ее посещения большим количеством людей, 38% опрошенных не обязательно согласятся с выбором друга или члена семьи. Однако, при этом результаты показывают, что на решение 53% респондентов оказывают воздействие другие люди.

Последний блок «Условия спроса», состоящий из десяти переменных, получил средний балл 3,74. Основная часть респондентов (84%) поддержали мнение положительном имидже и привлекательности дестинации. 76% опрошенных считают пребывание в дестинации безопасным, а 6% с этим не согласны. Более половины опрошенных (58%) не согласились с утверждениями о низкой стоимости проживания в дестинации.

Оценивая результаты, можно сделать вывод, что онлайн-репутация дестинации положительна. Подтверждаются тезисы о том, что путешественники используют социальные сети на всех этапах планирования поездки и что люди доверяют пользовательскому контенту больше, чем другим источникам информации.

Заключение

Исследование было призвано заполнить существующий пробел, связанный с эмпирическими исследованиями. Ранее во множестве теоретических работ утверждалось, что онлайн-репутация может стать ведущим фактором увеличения туристского спроса и конкурентоспособности туристских де-стинаций.

Данное исследование, которое можно считать пилотным, было предпринято для проверки адекватности исследовательского инструмента. Кроме того, исследование выявило недостатки и ограничения предложенной модели. Проведение такого экспериментального исследования не может гарантировать успех крупномасштабного исследования, но увеличивает его шансы на успех.

Результаты исследования вносят свой вклад в научные разработки по изучаемому вопросу, де- е монстрируя доказательства связи между онлайн- Ц репутацией и конкурентоспособностью туристской С дестинации. °

Это исследование имеет некоторые ограничения: Ы

размер выборки небольшой; К

значение коэффициента надежности внутрен- ^ ней согласованности блока «Принятие решений» > низкое и относится к минимально допустимому; И

Однако эти ограничения не умаляют достоверности и актуальности результатов. Они послужат основой для дальнейших исследований в этом направлении.

Все ограничения должны быть приняты во внимание для улучшения результатов будущих исследований.

Литература

1. Платов А. В., Тарчоков С.К. Управление конкурентоспособностью туристских дестинаций. М.: Кнорус, 2021. 206 с.

2. Amaya-Molinar, C., Sosa-Ferreira, A., Ochoa-Llamas, I., and Moncada-Jiménez, P. The perception of destination competitiveness by tourists. Revista Investigaciones Turísticas. 2018. Vol.14. Рр. 1-20

3. Cheung, C. M., and Thadani, D.R. The impact of electronic word-of-mouth communication: A literature analysis and integrative model. Decision Support Systems. 2012. Vol.54. № 1. Рр. 461-470,

4. Cheung, M. Y., Luo, C., Sia, C. L., and Chen, H. Credibility of electronic word-of-mouth: Informational and normative determinants of on-line consumer recommendations. International Journal of Electronic Commerce. 2009.Vol. 13. № 4. Рр. 9-38

5. Del Chiappa, G. Trustworthiness of travel 2,0 applications and their influence on tourist behaviour: An empirical investigation in Italy, In R. Law, M. Fuchs, and F. Ricci (Eds,), Information and communication technologies in tourism. Springer. 2011. Pp. 331-342,

6. Dickinger, A. The trustworthiness of online channels for experience- and goal-directedsearch tasks. 2011. Journal of Travel Research. Vol.50. № 4. Рр. 378-391.

7. Dwyer, L., and Kim, C. Destination competitiveness: Determinants and indicators. Current Issues in Tourism. 2003. Vol.6. № 5. Рр. 369-414

8. Gabbianelli, L., and Pencarelli, T. The Role of the Electronic Word-of-Mouth in the Hotel Industry. Exploring the Power of Electronic Word-of-Mouth in the Services Industry, edited by Sandra Maria Correia Loureiro and Hans Ruediger Kaufmann, IGI Global. 2020. Pp. 217-239

9. Gharib, R. K., Garcia-Perez, A., Dibb, S., and Isk-oujina, Z. Trust and reciprocity effect on electronic word-of-mouth in online review communities. Journal of Enterprise Information Management, 2019. Vol.33. № 1. 120-138.

10. Gryszel, P. Methods for the assessment of tourist destinations competitiveness. Szczecin University Scientific Journal., 2015. Vol. 872. Рр. 41-48.

11. Jalilvand, M. R., and Samiei, N. The impact of electronic word of mouth on a tourism destinais tion choice Testing the theory of planned behav-I ior (TPB). Internet Research. 2012. Vol. 22. № 5. - Рр. 591-612

сэ 12. Kozak, M. Holiday taking decisions - The role of spouses. Tourism Management. 2010. Vol. 31. Рр. i 489-494,

13. Marchiori, E., and Cantoni, L. The online reputation construct: Does it matter for the tourism domain? A literature review on destinations' online reputation. Information Technology and Tourism. 2011.Vol.13. № 3. Рр. 139-159

14. Marchiori, E., Cantoni, L., and Fesenmaier, D. R. (), What did they say about us? Message cues and destination reputation in social media, In L, Canto-ni and Z, Xiang (Eds,), Proceedings of the International Conference Information and communication technologies in tourism. Springer. 2013. Pp, 170182

15. Platov A.V., Zikirova S.S., Tarchokov S.K., Ly-soivanenko E.N. Online reputation as a determining factor in tourist consumer behavior. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 104. Pp. 722-729

16. Wyrwoll, C. Social Media: Fundamentals, Models, and Ranking of User-Generated Content. 1st ed, Springer. 2014. 167 p.

17. Yoo, K. H., and Gretzel, U. (2011), Antecedents and impacts of trust in travel-related consumer-generated media. Information Technologies and Tourism. Vol. 12. № 2. Pp.139-152.

USER-GENERATED ONLINE CONTENT AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF A TOURIST DESTINATION

Petrash E.V.

Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering

Social networks are becoming increasingly important as an important source of information for travelers. Tourists use information from social networks at all stages of planning and implementing a trip. User-generated content has become an online version of the classic "word of mouth". A positive online reputation becomes a necessary condition for the competitiveness of tourist destinations. The vast majority of works on the topic are theoretical in nature, and their conclusions and proposals are based on literary analysis and assumptions. The purpose of this study is to test an experimental conceptual model to measure the relationship between the reputation of a tourist destination on the Internet and its competitiveness. In the empirical part of the study, a conceptual model was tested that establishes the relationship between reputation in the Internet environment and the competitiveness of a tourist destination. The results showed an overall internal consistency reliability coefficient of 0.907, which indicates a very high degree of internal data consistency. This study confirms the relationship between online reputation and the competitiveness of tourist destinations.

Keywords: tourist destination, competitiveness, online-reputation. References

1. Amaya-Molinar, C., Sosa-Ferreira, A., Ochoa-Llamas, I., and Moncada-Jiménez, P. (2018), "The perception of destination competitiveness by tourists". Revista Investigaciones Turísticas, Vol. 14, pp. 1-20.

2. Cheung, C. M., and Thadani, D. R. (2012). "The impact of electronic word-of-mouth communication: A literature analysis and integrative model". Decision Support Systems, Vol.54, 1, pp. 461-470.

3. Cheung, M. Y., Luo, C., Sia, C. L., and Chen, H. (2009). "Credibility of electronic word-of-mouth: Informational and normative determinants of on-line consumer recommendations". International Journal of Electronic Commerce, Vol.13, 4, pp. 9-38

4. Del Chiappa, G. (2011). "Trustworthiness of travel 2.0 applications and their influence on tourist behaviour: An empirical investigation in Italy". In R. Law, M. Fuchs, and F. Ricci (Eds.), Information and communication technologies in tourism, Springer, pp. 331-342

5. Dickinger, A. (2011). "The trustworthiness of online channels for experience- and goal-directedsearch tasks". Journal of Travel Research, Vol. 50, 4, pp. 378-391.

6. Dwyer, L., and Kim, C. (2003). "Destination competitiveness: Determinants and indicators". Current Issues in Tourism, Vol. 6, 5, pp. 369-414.

7. Gabbianelli, L., and Pencarelli, T. (2020). "The Role of the Electronic Word-of-Mouth in the Hotel Industry". Exploring the Power of Electronic Word-of-Mouth in the Services Industry. edited by Sandra Maria Correia Loureiro and Hans Ruediger Kaufmann, IGI Global, pp. 217-239.

8. Gharib, R. K., Garcia-Perez, A., Dibb, S., and Iskoujina, Z. (2019). "Trust and reciprocity effect on electronic word-of-mouth in online review communities". Journal of Enterprise Information Management, Vol. 33,1, pp. 120-138.

9. Gryszel, P. (2015). "Methods for the assessment of tourist destinations competitiveness". Szczecin University Scientific Journal, Vol. 872, pp. 41-48.

10. Jalilvand, M. R., and Samiei, N. (2012). "The impact of electronic word of mouth on a tourism destination choice Testing the theory of planned behavior (TPB)". Internet Research, Vol. 22, 5, pp. 591-612.

11. Kozak, M. (2010). "Holiday taking decisions - The role of spouses". Tourism Management, Vol. 31, pp. 489-494.

12. Marchiori, E., and Cantoni, L. (2011). "The online reputation construct: Does it matter for the tourism domain? A literature review on destinations' online reputation". Information Technology and Tourism, Vol.13, 3, pp. 139-159.

13. Marchiori, E., Cantoni, L., and Fesenmaier, D. R. (2013). "What did they say about us? Message cues and destination reputation in social media". In L. Cantoni and Z. Xiang (Eds.), Proceedings of the International Conference Information and communication technologies in tourism, Springer, pp. 170-182

14. Platov A. V., Tarchokov S.K. (2021), Management of the competitiveness of tourist destinations. Moscow, Knorus, 206 p.

15. Platov A.V., Zikirova S.S., Tarchokov S.K., Lysoivanenko E.N. (2020), "Online reputation as a determining factor in tourist consumer behavior". The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Vol. 104, pp. 722-729

16. Wyrwoll, C. (2014). Social Media: Fundamentals, Models, and Ranking of User-Generated Content (1st ed.). Springer, 167 p.

17. Yoo, K. H., and Gretzel, U. (2011). "Antecedents and impacts of trust in travel-related consumer-generated media", Information Technologies and Tourism, Vol. 12, 2, pp. 139-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.