Научная статья на тему 'Полярный хронотоп в кино: смыслы, жанры, возможности'

Полярный хронотоп в кино: смыслы, жанры, возможности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полярный хронотоп / кино / игровой художественный фильм/сериал / Арктика / Антарктика / polar chronotope / cinema / fictional film / TV series / the Arctic / the Antarctic

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прокофьева Виктория Юрьевна

В статье говорится о необходимости создания базы художественных игровых фильмов, местом действия в которых становятся Арктика и Антарктика. Вводится термин «полярный хронотоп», понимаемый как использование в качестве кинолокаций снежных пейзажей и возможность реализации смысловых стратегий в этих «интерьерах» в зависимости от заявленного жанра. В рамках исследования делается сравнительный анализ художественных игровых фильмов об Арктике и Антарктике в жанровом и сюжетно-тематическом аспектах. Автор обращает внимание на различия фильмов о полюсах в построении образов персонажей, в особенностях представления пейзажей на экране и приходит к выводу, что, если в фильмах о Севере возможно драматическое, романтическое и даже комедийное киноповествование, возможны не только сильные духом и телом персонажи, но и влюблённые, смешные, обычные люди обычных профессий, дети, сказочные и фэнтезийные герои, то на юге допустимы исключительно динамические события, персонажам приходится выживать в борьбе не только с природой, но и с другими персонажами, не всегда принадлежащими к роду человеческому, что делает действие быстрым и жёстким, а характеры гиперболизированными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polar chronotope in cinema: meanings, genres, possibilities

The article speaks about the need to create a database of fictional films, in which the Arctic and Antarctic become the scene of action, the concept of a polar chronotope is introduced, understood as the use of snow landscapes as cinematographic locations and the possibility of implementing semantic strategies in these “interiors” depending on the declared genre. Within the framework of the research, a comparative analysis of fiction films about Artic and Antarctica in genre and subject-thematic aspects is made. The author draws attention to the differences between films about the poles in the construction of characters’ images, in the peculiarities of the presentation of landscapes on the screen and comes to the conclusion that if dramatic, romantic and even comedic film narration is possible in films about the north, not only characters strong in spirit and body are possible, but also lovers, funny, ordinary people of ordinary professions, children, fairy-tale and fantasy heroes, then on the southern edge only dynamic events are permissible, the characters have to survive in the struggle not only with nature, but also with other characters that do not always belong to the human race, which makes the action is fast and tough, and the characters are exaggerated.

Текст научной работы на тему «Полярный хронотоп в кино: смыслы, жанры, возможности»

ПРОКОФЬЕВА В.Ю.

Полярный хронотоп в кино: смыслы, жанры, возможности

V. PROKOFIEVA

Polar chronotope in cinema: meanings, genres, possibilities

Сведения об авторе:

Прокофьева Виктория Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Санкт-Петербург) vicproc@ram bler. ru

Author:

Viktoria Yurievna Prokofieva, Doctor of Philology, Professor of the Department of Media Communication Technologies, St. Petersburg State University of Film and Television (St. Petersburg) vicproc@rambler.ru

Аннотация

В статье говорится о необходимости создания базы художественных игровых фильмов, местом действия в которых становятся Арктика и Антарктика. Вводится термин «полярный хронотоп», понимаемый как использование в качестве кинолокаций снежных пейзажей и возможность реализации смысловых стратегий в этих «интерьерах» в зависимости от заявленного жанра. В рамках исследования делается сравнительный анализ художественных игровых фильмов об Арктике и Антарктике в жанровом и сюжетно-тематическом аспектах. Автор обращает внимание на различия фильмов о полюсах в построении образов персонажей, в особенностях представления пейзажей на экране и приходит к выводу, что, если в фильмах о Севере возможно драматическое, романтическое и даже комедийное киноповествование, возможны не только сильные духом и телом персонажи, но и влюблённые, смешные, обычные люди обычных профессий, дети, сказочные и фэнтезийные герои, то на юге допустимы исключительно динамические события, персонажам приходится выживать в борьбе не только с природой, но и с другими персонажами, не всегда принадлежащими

к роду человеческому, что делает действие быстрым и жёстким, а характеры гиперболизированными.

Abstract

The article speaks about the need to create a database of fictional films, in which the Arctic and Antarctic become the scene of action, the concept of a polar chronotope is introduced, understood as the use of snow landscapes as cinematographic locations and the possibility of implementing semantic strategies in these "interiors" depending on the declared genre. Within the framework of the research, a comparative analysis of fiction films about Artic and Antarctica in genre and subject-thematic aspects is made. The author draws attention to the differences between films about the poles in the construction of characters' images, in the peculiarities of the presentation of landscapes on the screen and comes to the conclusion that if dramatic, romantic and even comedic film narration is possible in films about the north, not only characters strong in spirit and body are possible, but also lovers, funny, ordinary people of ordinary professions, children, fairy-tale and fantasy heroes, then on the southern edge only dynamic events are permissible, the characters have to survive in the struggle not only with nature, but also with other characters that do not always belong to the human race, which makes the action is fast and tough, and the characters are exaggerated.

Ключевые слова:

полярный хронотоп, кино, игровой художественный фильм/сериал, Арктика,

Антарктика.

Keywords:

polar chronotope, cinema, fictional film / TV series, the Arctic, the Antarctic.

Обращение к суровым полярным районам в качестве объекта кинематографического исследования произошло в 1920-30-е гг.: именно эти десятилетия породили в экранной документалистике такие направления, как экспедиционное и этнографическое кино, а первые фильмы - «Два океана» (1933) В. Шнейдерова и «Нанук с Севера» (1922) Р. Флаэрти соответственно - и по сей день изучаются специалистами1. В эти же десятилетия снежные пейзажи и суровые северные условия появляются

См., напр.: Головнёв И.А. Арктика в объективе советского кино: «Два океана» Владимира Шнейдерова // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 144-153; Он же. Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино. «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 113-123.

в кино игровом: в 1925 г. в США вышла комедия Ч. Чаплина «Золотая лихорадка», а в 1936 г. в СССР - фильм С. Герасимова «Семеро смелых». Оба фильма, во многом различных, объединяет одно: они приключенческие, то есть остросюжетные, где персонажам надлежит выпутаться из сложных ситуаций и обстоятельств, которые заданы в первую очередь местом действия. С тех пор кинематограф подарил миру множество фильмов, действие которых происходит в самых трудных по части выживания географических зонах планеты - Арктике и Антарктике. Думается, что настало время для создания некоей энциклопедии или базы данных, в которых эти фильмы были бы представлены профессионально, в виде жанровой классификации. Пока же Интернет предлагает лишь разного объёма списки фильмов об Арктике и Антарктике1, где кинотексты представлены в той последовательности и тех жанрах, как они мыслятся авторами подборок, не разделяющих документальные, анимационные и игровые ленты, не говоря уже об их жанровом репертуаре.

О том, что каждое произведение искусства формирует своё представление пространственно-временного континуума, впервые заговорил М.М. Бахтин, введший в литературоведение термин «художественный хронотоп» и определивший его как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе»2. В киноведении этот термин нашел свою интерпретацию, хорошо показанную в статье В.Ф. Познина, высказавшего гипотезу о том, что «в конкретном хронотопе в зависимости от сюжетного и композиционного построения эпизода или фильма может доминировать либо экранное художественное время, либо экранное художественное пространство»3. Многочисленные подборки фильмов об Арктике и Антарктике говорят о том, что у зрителя сформировано представление о соответствующем экранном пространстве и пора найти ему термин. В англоязычной литературе такой термин предложен - arctic discourse, именно им пользуются авторы книги о документальном кино про Арк-тику4, предлагая свою типологию фильмов об этом географическом пространстве. Данный термин становится заглавным в сборнике статей

См., напр.: Топ-15 лучших фильмов об Арктике и Антарктике // CADELTA.RU. 26.04.2019 [Электронный ресурс] URL: https://cadelta.ru/movies/id3877 (дата обращения: 15.05.2021).

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234. Познин В.Ф. Художественное пространство и время в экранном хронотопе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. № 1. С. 93. Arctic Cinemas and the Documentary Ethos. Lilya Kaganovsky, Scott MacKenzie, Anna Westerstahl Stenport. Bloomington, Indiana University Press, 2019. 392 p.

«Арктические дискурсы: введение», исследующем образы Арктики в различных текстах начиная с середины XIX в. В «постромантическом мире», как указывается во введении, «образы Арктики фиксируются в повторяющихся темах и интертекстах. Обычно Арктика представляется либо ледяным адом, либо обитаемым раем, причём последнее, очень старое представление вновь появляется в футурологических видениях экологов об Арктике, полной жизни, которой угрожают не холод, лёд и зимняя тьма, а человеческое влияние»1 (перевод наш. - В.П.).

В русскоязычной литературе термин арктический дискурс встречается в работах социолингвистической и лингвокультурологической направленности, связанных с представлением региона в информационном пространстве2, поэтому для анализа фильмов с пространственной привязкой к Арктике и Антарктике позволим себе предложить другой термин - полярный хронотоп. Под полярным хронотопом мы подразумеваем сюжетную привязку в кино к полярным регионам, использование в качестве мест съёмок снежных пейзажей и возможность реализации смысловых стратегий в этих «интерьерах» в зависимости от заявленного жанра. Попробуем проследить, как та или иная территория влияет на художественный язык и формирует семиотику фильма. Речь будет идти об игровом художественном кино, многочисленные мультипликационные фильмы на полярную тему брать во внимание в пределах данной статьи не будем, ибо этот объект требует отдельного исследования.

В зависимости от выбора режиссёром и сценаристом места действия из двух крайних точек планеты, где очень холодно, много снега и льда, могут быть реализованы определённые сюжетные ходы. Важными в сюжетной и жанровой организации фильма оказываются следующие различия территорий: Арктика закреплена за несколькими государствами, имеет постоянное население, флору и фауну (белые медведи и волки наиболее кинематографичны), природные ресурсы, в том числе золотые месторождения; Антарктика - более суровый в климатическом отношении материк, население которого - временные станции различных государств.

Полярный хронотоп оказывается основным в исторических фильмах и байопиках, рассказывающих историю открытия северных земель и воссоздающих на экране реальные события и личности, связанные

Arctic discourses: an introduction. Anka Ryall, Johan Schimanski and Henning Wsrp. Newcastle, 2010. P. 10.

См., напр.: Шарова Е.Н. Роль арктического дискурса в формировании идентичности жителей Северного региона // Регион: экономика и социология. 2016. № 4. С. 139-152.

с этими открытиями. Таковы «Баллада о Беринге и его друзьях» (СССР, 1970), «Челюскинцы» (СССР, 1984) - о гибели во льдах парохода «Челюскин», «Новая земля» (Нидерланды, 2011) - о В. Баренце, «Первые» (Россия, 2018) - о российских исследователях Севера, «Террор» (США, 2018, 2 сезона), сериал об экспедиции Д. Франклина к северному побережью Канады в 1845 г.

В фильмах об Арктике чаще реализуются драматические сюжеты встречи пришлого гостя и местного населения, завязывания отношений с девушкой. Таков эпический триллер о человеческих страстях в нечеловеческих условиях арктической тундры «Нереальный Север» (Великобритания - Франция, 2007), где действие разворачивается медленно, пейзажи плавно сменяют один другой, камера скользит и периодически замирает, предоставляя зрителю созерцать отрешённую красоту льдов и северного сияния. В условиях этой величественной природы тихо и незаметно живут мать и дочь, чей мир оказывается разрушен с появлением полузамёрзшего путника, который разбивает устоявшийся порядок жизни двух женщин, рождая в них чувства и чувственность к нему и ревность друг к другу. Отношения полярного лётчика и эскимосской женщины показаны в фильме «Потерянный в снегах» / «Идущий по снегу» (Канада, 2003), где реализуется ещё один частый сюжет полярного хронотопа - падение самолёта и необходимость выживать в новых условиях. В данной картине этот сюжет дополнен драмой: лётчик вёз больную местную девушку в больницу, теперь им нужно справиться с ситуацией вдвоём, она умеет ладить с тундрой, но у неё мало сил, для общего спасения надо объединить усилия, научиться понимать друг друга и взаимодействовать. Так в полярном хронотопе приключенческий экшен соединяется с лирикой отношений.

Безусловно, суровость полярного хронотопа реализуется на экране в теме становления характера в жёстких условиях. Об этом фильмы «Не кричи "Волки!"» (США, 1983), «В ледниковом плену» (США - Канада, 2003), в которых главной сюжетной линией становится выживание человека в суровых условиях Севера. В качестве персонажей выбираются представители профессий, связанных с работами в Арктике, то есть люди, достаточно подготовленные к суровой жизни, но жёсткие условия дополняются какими-либо происшествиями (внезапная болезнь, травма, нападение животных или утрата необходимого оборудования), заставляющими главного героя преодолевать не только природные трудности, но и самого себя.

Полярный хронотоп помогает показать на экране столкновение характеров в новых условиях («Как я провёл этим летом», Россия, 2009), а также реализовать тему поисков и разведки недр - по сути,

производственную драму. Таковы российские экранизации романа О. Ку-ваева «Территория» 1978 и 2014 гг. - о страсти к своему делу, о долге, чести и достоинстве геологов, ищущих золото на Чукотке. Производственной драмой можно назвать и сериал «Арктический воздух» (Канада, 2012, 3 сезона), повествующий о пилотах, ежедневно летающих на Север на небольших спортивных и огромных военных самолётах.

Тема повседневных арктических авиаперелётов часто выводит на шпионский сюжет («Лисы Аляски», ГДР, 1964 и др.) или используется как отправная точка в фильмах о выживании в снегах. В последнем случае завязкой киноповествования служит авиакатастрофа с выжившими персонажами, не подготовленными к суровому Северу. Выживать им приходится ещё много раз в разных обстоятельствах, что делает сюжет очень напряжённым (см., напр.: «Схватка», США, 2011; «Затерянные во льдах», Исландия, 2018).

Встречи с арктической фауной в кино могут быть как основой сюжета (многочисленные экранизации повести Д. Лондона «Белый Клык», советский фильм «Под северным сиянием», 1990; романтическая драма «Влюблённые и медведь», Канада, 2016 и др.), так и в качестве эпизода встречи с агрессивными животными, источниками опасности, - волками или медведем, появляющимися в кульминационной части киноповествования, или же в качестве её отправной точки, как в первом эпизоде первого сезона сериала «Фортитьюд» (Великобритания, 2015).

Пейзажи в фильмах об Арктике не исключительно снежные: операторы показывают зрителю и горы, и водную поверхность, и северную растительность, и, конечно, северное сияние.

Жанровый репертуар фильмов об Арктике весьма широк: драма с её вариантами (романтическая, производственная, криминальная), детектив, боевик, фантастика, фэнтези (многочисленные фильмы о поиске детьми Санта-Клауса, живущего на Северном полюсе, или о нём самом), так называемые фильмы для семейного просмотра, в которых главные герои - дети и подростки. Из последних необходимо отметить советский фильм «Включите северное сияние» (СССР, 1972), где на 25-й минуте школьники продолжительно любуются северным сиянием, и «Выжить в Арктике» (Норвегия, 2014), в котором трое детей оказываются во льдах недалеко от Шпицбергена - современная история о робинзонах Севера.

Полярный хронотоп может стать даже местом комедийного повествования. Такова норвежская комедия «Север» (2009) - о бездельнике и прожигателе жизни, узнающем, что где-то на Севере растёт его сын, и совершающем путь, в прямом и переносном смысле, к новой жизни;

преодоление препятствий делает его другим человеком. Так полярный хронотоп позволяет в лёгкой форме, через комедийность положений показать становление характера. А в российском комедийном сериале «Полярный» (2019) полярный хронотоп позволяет «заморозить» на Севере «лихие 1990-е», куда и перебирается главный герой, известный в тот период бандит, в поисках выхода из трудной ситуации, так сказать, в привычную среду обитания. Так метафорически реализуется тема сохраняющего всё и вся холода, которая часто эксплуатируется в фантастических фильмах и хоррорах о замороженном во льдах полюсов зле, которое на беду себе и планете извлекает человек (фильмы о внеземной жизни, таящейся в вечной мерзлоте, которую выпускают на волю учёные, -«Арктический хищник», США, 2010, 8-й эпизод 1-го сезона «Секретных материалов» и многие другие).

Фильмы об Антарктике в жанровом плане не такие разнообразные. Жёсткие условия выживания в самой южной точке планеты диктуют и жёсткие сюжетные линии фильмов, рассказывающих истории «за гранью реальности» в следующих жанрах:

• историческое кино / байопик: «Амундсен» (Норвегия, 2019), «Затерянные в Антарктиде» (Великобритания - Австралия, 2002, сериал об экспедиции Э. Шеклтона);

• фильмы, основанные на реальных событиях (драмы, катастрофы, приключения): «Закон Антарктиды» (СССР, 1962), «Антарктическая история» (Япония, 1983) и его ремейк «Белый плен» (США, 2005), «Ледокол» (Россия, 2016);

• героические фильмы СССР: «Семьдесят два градуса ниже нуля» (1976), «Антарктическая повесть» (1980);

• фантастика: «Нечто» (США, 1982, 2011), «Охотник за пришельцами» (США - Болгария, 2003), «Вирус» (Япония, 1980), «Новый Аль-катрас» (США, 2002);

• фантастический хоррор: «Чужой против Хищника» (США и др., 2004); «Нацисты в центре Земли» (США, 2012), «Атлантида» (Испания - Франция, 2017);

• детектив: «Белая мгла» (США и др., 2008), «Голова» (Испания, сериал, 2020).

В фильмах об Антарктике пейзажи исключительно снежные, а персонажам приходится выживать в борьбе не только с природой, но и с другими персонажами, не всегда принадлежащими к роду человеческому, что делает действие быстрым, а характеры гиперболизированными. Если в фильмах об Арктике возможно драматическое, романтическое и даже комедийное киноповествование, то на южном крае

В рамках очередной международной научно-практической конференции «Полярные чтения - 2021» впервые состоялась не просто секция с докладами, а научный семинар, завершившийся дискуссией, посвящённой проблемам, которые обсуждались в ходе работы секции. Она называлась «Полярные регионы в зеркале кинематографа». На снимке - обсуждение докладов. 19 мая 2021 г.

допустимы исключительно динамические события. Если в первых фильмах в качестве персонажей могут быть выбраны не только полярники, лётчики и геологи, но и обычные люди и даже дети, а также сказочные и фэнтезийные герои, то в фильмах об Антарктике в качестве протагонистов выбираются подготовленные люди, обладающие хорошей физической формой, интеллектом, специальными знаниями, мотивированные на пребывание в этих условиях и имеющие опыт жизни в них, а антагонистами - артефакты, формы внеземной жизни или фантомы потусторонних миров, часто вселяющиеся в представителей рода человеческого, а также сама природа, становящаяся агрессивной стихией. И если в арсенале фильмов про Арктику можно обнаружить фильм-катастрофу «Буря в Арктике» (Австралия - Канада, 2010), в котором климатическая аномалия локализована, то в антарктических декорациях появляется уже постапокалиптический триллер «Послезавтра» (США, 2004) - о том, что «а вдруг везде на планете будет так, как в Антарктике».

Объединяющими фильмы о полюсах становятся снежные приключения, которые не перестают привлекать и создателей фильмов, и зрителей. Положенные в основу разных жанров, они создают особый нар-ратив, реализующий полярный хронотоп. И сам выбор этих особых географических условий в качестве кинодекораций диктует сюжетные ходы, темы, мотивы, персонажный и жанровый репертуар игрового кинематографа.

Итак, мы видим, что полярный хронотоп в художественном игровом кино представлен достаточно широко, его жанровый репертуар разнообразен, а снежные локации позволяют реализовать многие смысловые стратегии режиссёрской мысли и сделать ленты интересными для зрителей. Назрело обобщающее исследование по полярному хронотопу в кино - аналитическая работа по типологизации фильмов об Арктике и Антарктике в различных аспектах: сюжетном, жанровом, персонажном, тематическом и т. п., а также необходимо создание баз фильмов о полюсах нашей планеты, документальных, художественных, анимационных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.