В.Ц. Головачёв
ИВ РАН
Полвека изучения этнической истории Тайваня в историографии КНР (1949-2000)
Изучение этнической истории Тайваня учёными КНР, формально берущее отсчёт с 1949 г., имеет свои особенности, принципы и традиции, главная из которых состоит в неизменном рассмотрении истории острова как «неотъемлемой важной составной части истории Китая». Хотя в материковом Китае нет научных учреждений, специализирующихся на этнической истории Тайваня, её активное изучение ведётся во всех ведущих центрах тайваньских исследований и многих других научных центрах, составляя воистину важную часть китайского «тайваневедения».
В России наиболее широкий обзор китайской историографии по данной теме (монографий, сборников статей, научной периодики и интернет-ресурсов) был опубликован в 2008 г. Ю.А. Азаренко (см. [1]). Несмотря на несколько «зауженное» название - «Этнолингвистические процессы на Тайване в освещении историографии КНР» -статья Азаренко обрисовывает общие тенденции изучения учёными КНР этнических процессов и языков народов Тайваня в прошлом и настоящем. В ней обсуждается актуальность этнологических исследований Тайваня в КНР, их периодизация и развитие, рассмотрены различия в терминологии материковых и тайваньских этнологов, а также взаимосвязь их исследований [1, с. 45].
В публикуемой ниже работе на основе широкого круга источников предложен более подробный и развёрнутый обзор китайских исследований по этнической истории Тайваня. При этом из-за ограниченного объёма публикации данный обзор включает лишь полувековой период (1949-2000), а историография КНР шестого десятилетия (2000-2009) будет рассмотрена в отдельной статье. Систематизация и
© Головачёв В.Ц., 2013
139
ретроспективный анализ собранных материалов позволяют автору предложить свою периодизацию «тайваньских» этноисторических исследований в КНР, отличную от периодизации самих китайских учёных.
Инфраструктура и периодизация исследований в КНР
К ведущим научным учреждениям, изучающим этническую историю Тайваня, относятся Центральный университет национальностей Ф^й^^, Университет Сямэнь МП^ (ниже - УС), НИИ национальностей при КАОН Ф НИИ Тайваня при КАОН Всекитайская лаборатория изучения соотечественников из Тайваня Ф^^Ш^^^Ш^Я ШЩ и т.д. Курсы истории аборигенов Тайваня, до сих пор обозначаемых в КНР псевдоэтнонимом гаошань цзу (букв.: «горные народности»), традиционно преподаются в Центральном университете национальностей, УС и других вузах КНР [56, с. 118]. Каждое из названных учреждений имеет свою историю и специфику, сообразные этапам развития общих исследований по истории Тайваня.
Подобно общему изучению истории Тайваня, исследования учёных КНР по этнической истории острова развивались в несколько этапов. Старший секретарь центра изучения истории Тайваня при КАОН Ван Цзянь выделяет 3 главных этапа в изучении истории Тайваня (1949-1966; 1976-2000; 2000 - наст. вр.). Эту периодизацию в целом признают и другие его коллеги.
Самой первой работой по этнологии острова, написанной с позиций «марксистской истории», была статья Цзянь Бо-цзаня «Изучение варварских народностей Тайваня», вышедшая ещё в 1947 г. А первой публикацией времён КНР стала статья Хуан Цзинь-ли «Тайваньские народности гаошань» [28; 29; 52, с. 7-8]. В целом, указанный 1-й этап (1949-1966) был связан со сбором и осмыслением первичных научных материалов. Он отражал новую политику властей КНР и борьбу двух берегов Тайваньского пролива. В 1950-1960-х гг. изучению истории Тайваня уделялось особое внимание, так как это направление исследований давало исторические основания для освобождения острова в 1945 г. из-под власти Японии, а после 1949 г. -от режима Чан Кай-ши. Изданные в те годы научные труды о Тайване [3; 21] содержали в основном общие сведения по этнической истории. Их особенностью был резкий упор на темы национально-освободительной борьбы тайваньцев против западных держав и колониального правления Японии [4; 15; 30; 46; 57], а также на изучение миграций аборигенного и китайского населения, с целью доказать историческую принадлежность острова Китаю [3; 19; 21].
140
Созданный в 1951 г. Центральный институт национальностей вёл в те годы в основном этнографическое изучение аборигенов Тайваня (культура, лингвистика и пр.) [1, с. 47-48]. В 1958 г. при КАОН в Пекине был основан НИИ национальностей и создана рабочая группа по изучению тайваньских аборигенов. Сотрудники этих структур проводили этнографические опросы немногих аборигенов, осевших после 1945 г. в материковом Китае. В одном из таких опросов участвовал советский этнограф Г.Г. Стратанович. Запись опроса двух представителей народности Амэй, выполненная в 1957 г. в Пекине силами сотрудницы КАОН Ван Юэ-лань и работника комитета по делам нацменьшинств КНР Чжан Най-хуа, была затем издана Стра-тановичем в журнале «Советская этнография» [26].
Помимо Пекина, подобные этнологические исследования велись и в провинции Фуцзянь. Например, в УС изучение туземцев Тайваня началось задолго до создания КНР. Китайский антрополог Линь Хуэй-сян [17], который вёл в 1929 г. на острове полевые исследования гаошань, выпустил в 1930 г. первую в Китае монографию о первобытной культуре тайваньских аборигенов [18]. В 1931 г. Линь переехал в Сямэнь, где в 1936 г. издал двухтомную «Этническую историю Китая» [20], в начале 1950-х гг. он всё ещё продолжал изучение первобытной культуры Тайваня. Одним из учеников Линь Хуэй-сяна был известный этнолог Чэнь Го-цян, который стал изучать гаошань по окончании университета в 1951 г. С 1958 г. Чэнь возглавил рабочую группу по полевым опросам тайваньских аборигенов, живших в КНР. На основе опросов и письменных материалов его группа составила черновик «Краткой истории и краткого описания народностей гаошань», изданный в 1963 г. НИИ национальностей АН КНР [10].
В целом, из-за полной изоляции острова, после 1949 г. все тайваньские исследования велись в КНР опосредованно и дистанционно. Сильная политизированность выводов, слабость научной традиции и полный разрыв с тайваньской учёной средой предопределили не слишком высокий уровень этноисторических работ по Тайваню в КНР этого периода. К середине 1960-х гг. из-за постепенного спада международного значения «тайваньской проблемы» и после начала «культурной революции», изучение всей истории Тайваня было почти полностью прервано на 10 с лишним лет [2, с. 8].
Второй этап (1976-2000) изучения истории Тайваня в КНР Ван Цзянь относит к периоду с конца «культурной революции» в 1976 г. до перехода к комплексным междисциплинарным исследованиям после 2000 г. На деле тайваневедение КНР пребывало в застое до 1978 г., когда все ведущие центры почти одновременно вернулись к
141
изучению истории Тайваня. Мощным стимулом для нелёгкого возрождения стала публикация 01.01.1979 «Письма-обращения к соотечественникам из Тайваня» Озвученные в 1981 г. «9 пунктов Е Цзянь-ина» и «6 пунктов Дэн Сяо-пина» (1983) ещё больше выявили важность изучения тайваньской проблемы в КНР.
Возвращение исследований в нормальное русло и расцвет изучения истории Тайваня в КНР ускорила и наметившаяся со второй половины 1980-х гг. «оттепель» в научных связях двух сторон Тайваньского пролива. К 1987 г. в КНР появились первые обзоры этноистори-ческих исследований на Тайване [31]. 2 августа 1988 г. тайваньские учёные (группа из 19 чел.) впервые прибыли на конференцию в УС и тем самым «прорубили окно» в материковый Китай, возродив прямые связи с китайскими коллегами. По итогам конференции был издан сборник из 16 статей, 6 из которых прислали тайваньцы. В 1992 г. группа учёных из НИИ Тайваня при УС впервые приняла участие в научной конференции на острове [14, с. 63; 24; 25]. После этого связи учёных обрели действительно двусторонний, регулярный и активный характер, всё менее зависимый от политической конъюнктуры.
К особенностям второго этапа Ван Цзянь относит рост научного уровня, переход к внимательному и объективному изучению особенностей истории Тайваня, при прежнем акценте на общность истории Тайваня и Китая [2, с. 9-10]. В сфере этнических исследований второй этап был тоже связан, прежде всего, с возрождением традиций, прерванных «культурной революцией». К примеру, план научной работы на 1978-1985 гг. в лаборатории истории Тайваня при истфаке УС включал «отношения ханьцев и гаошань», «историю и текущее положение гаошань», «восстание в Ушэ» и другие темы, изучавшиеся ещё в 1950-1960-х гг. [52, с. 12-13]. Открытый в 1980 г. при этом университете НИИ Тайваня провёл в октябре того же года форум по случаю 50-летия антияпонского восстания аборигенов в Ушэ [56, с. 120]. В следующие два года под руководством профессора Чэнь Го-цяна была издана серия работ, посвящённых мифам и преданиям тайваньских аборигенов, отношениям аборигенов с Чжэн Чэн-гуном и др. В 1982 г. под редакцией Чэнь Го-цяна вышла в свет «Краткая история народностей гаошань», по сути, доработанный вариант «Краткой истории и краткого описания народностей гаошань» (1963) [11; 38; 41; 42].
Изучение этнической истории и культуры Тайваня в УС, лидировавшем в области тайваньских исследований в начале 1980-х гг., вели известные антропологи Чэнь Би-шэн ШШШ [36], Чэнь Кун-ли Чжу Тянь-шунь Ши Лянь-чжу Сюй Лян-го
142
Тай Бао-линь Чэнь Фэй-бао и др. Схожие исследова-
ния продолжались также в открытом в 1984 г. Институте Тайваня при КАОН, центральном университете национальностей, в стенах Всекитайской ассоциации соотечественников из Тайваня (Бу Янь-цзи "и), Государственного исторического музея (Лю Жу-чжун кафедры антропологии при университете Фудань в Шанхае (Линь Цзя-хуан
и ряда других научно-образовательных центров Китая [2, с. 11-12; 52, с. 14-16].
Что касается тематики, то тайваньский историк Чэнь Му-шань выделил 11 «горячих тем» по истории острова, которыми занимались в 1978-1986 гг. китайские историки. В этот список вошли такие темы, как ранняя история Тайваня, отношения между аборигенами и китайцами, политика минского клана Чжэн, изучение эпохи японского правления и др. [47, с. 141].
Усилия китайских учёных сделали возможным выход к концу 1980-х гг. ряда обобщающих работ по этнической истории и культуре Тайваня [41; 46; 48; 55]. Наряду с этим, стала насущной потребность в историографических обзорах и осмыслении итогов этнических исследований по Тайваню за минувшие 40 лет в КНР [6; 37; 56], а также в знакомстве с этноисторическими исследованиями и современной этнической политикой на самом Тайване [31].
Ещё одной яркой вехой на пути к взаимному сближению стала подготовка и синхронная публикация «тайваньского спецвыпуска», предпринятая в 1990 г. китайским журналом Вэнь ши чжиши (Знание культуры и истории, 1990, № 4 (106)) и тайваньским журналом Говэнь тяньди (Мир китайских письмён, 1990, №4 (59)). Именно в этих выпусках по обе стороны Пролива появились две важные обзорные статьи по этническим исследованиям Тайваня в КНР и на самом Тайване [27; 56].
Примером уже не эпизодического, но регулярного сотрудничества нового типа стал проект «Сравнительное изучение миньнаньско-тайваньской социальной культуры», реализованный НИИ антропологии при УС и НИИ антропологии тайваньской Академии Синика. Крупнейший тайваньский историк и антрополог, академик Ли И-юань (как и многие другие его коллеги) многократно выступал в КНР с лекциями об этнологических исследованиях на острове [12; 13; 52, с. 16]. Появились и первые плоды соавторства отдельных учёных, такие как этноисторическая монография «История пионеров-обитателей Тайваня», изданная в 1999 г. Ши Ши (Чунцинский пединститут) и Хуан Да-шоу (Тайваньский университет) [55].
143
Парадоксально, но возникший к началу 1990-х гг. в КНР всплеск контактов и интереса к опыту тайваньских коллег совпал с почти 10-летним глубоким спадом изучения тайваньских аборигенов. Почти до конца 1990-х гг. в Китае не выходило крупных работ по этой тематике. Число журнальных статей по аборигенам в 1991-2000 гг. упало, в сравнении с 1983-1990 гг., в десятки раз. В плане качества содержания описательные работы доминировали над теорией и проблемными исследованиями [52, с. 18]. Известный китайский этнолог Чэнь Цзянь-юэ объясняет этот спад целым рядом важных причин:
- этнографические и лингвистические материалы, собранные в КНР до 1958 г., были использованы в последующие 40 лет по много раз;
- учёные КНР слишком долго не имели шансов выезжать на Тайвань для полевых изысканий, не могли изучать реальные проблемы формозцев и были обречены на историописания на базе китайских письменных источников;
- труднодоступность находящихся на Тайване и за рубежом источников и материалов по голландскому и японскому колониальным периодам;
- уход из жизни или на пенсию многих ведущих тайваневе-дов. Кроме того, бурный рост связей через пролив побудил многих учёных переключиться на изучение проблем современной политики, что ещё больше обострило дефицит кадров в сфере аборигенных и прочих исследований Тайваня.
Как полагает Чэнь Цзянь-юэ, главной причиной 10-летнего спада стало отсутствие у учёных КНР опыта полевой работы, что объективно приводило к переходу на исторические и историографические темы. А это, в свою очередь, вело к постепенному ослаблению и маргинализации исследований по аборигенам [52, с. 19-20]. После открытия Тайваня этот спад усугубился перегруппировкой сил, необходимой для изучения новых тем, проблем и периодов (прежде всего, японского колониального периода) на основе ранее недоступных в КНР материалов. Таким образом, спад аборигенных исследований отразил общий «кризис роста» китайского тайваневедения. Но, как водится, этот кризис предоставил новые возможности и создал предпосылки для перехода к новому, более продвинутому этапу исследований по этнической истории Тайваня в КНР. Мощнейшим внешним толчком для такого перехода стала смена правящих политических партий на Тайване в 2000 г., когда к власти пришли сторонники независимости острова.
144
Третий этап изучения истории Тайваня (2001 - наст. вр.), согласно периодизации Ван Цзяня, связан с созданием новых научных структур, усилением внимания к фундаментальным исследованиям, созданием информационных баз данных по тайваньской истории и активизацией связей с коллегами на Тайване. Новым веянием стала усилившаяся в XXI в. тенденция к изучению материалов и источников по Тайваню на иностранных языках, а также к сравнительному исследованию версий «Истории Тайваня», публикуемых по обеим сторонам Тайваньского пролива [2, с. 8, 10, 12, 14]. Оставляя подробный обзор этого этапа для будущей публикации, представим ниже наш собственный взгляд на историографию КНР периода 1949-2000 гг.
Ревизия общей периодизации: от возрождения с конца 1970-х гг к интернационализации и «тайванизации китайского тайваневе-дения» в 1990-х гг
Если 1-й этап периодизации Ван Цзяня (1949-1966) не вызывает возражений, то дальнейшая периодизация, на мой взгляд, требует серьёзной корректировки. Так, 2-й этап развития тайваневедения в КНР (1976-2000 гг. по Ван Цзяню) было бы резонно разделить на два отдельных периода: этап 1976 - рубеж 1990-х гг., который стал, по сути, возрождением за счёт традиционной «опоры на собственные силы», и 3-й этап - с конца 1980-х/рубежа 1990-х гг. до 2000 г. Соответственно, важнейшим отличием 3-го этапа был не просто численный рост новых структур (число НИИ Тайваня в КНР резко выросло уже в те годы), но и, прежде всего, эпохальное возрождение прямых связей между учёными КНР и Тайваня, сближение с тайваньской наукой, либерализация и общая интернационализация тай-ваневедения в КНР.
Наступление 3-го этапа ознаменовалось началом небывалых научных обменов, совместными встречами, исследованиями и публикациями, допуском китайских учёных к работе на самом Тайване, заметным расширением изучаемых периодов, тем, проблематики, и т.п. Для историков с обеих сторон Пролива наступила действительно новая эпоха всё более открытого и всё менее скованного политикой двустороннего сотрудничества, подкреплённого приходом в 1990-х гг. в науку нового поколения китайских историков. Выросшие уже после «культурной революции» молодые историки, многие из которых получили солидное образование не только дома, но и за границей, заметно расширили горизонты исследований и пытались не только обобщать, но и переосмыслить устоявшиеся подходы к традиционным научным проблемам, в т.ч. к вопросам этнической истории. К таким попыткам можно отнести изданный в 1996 г. (в основном
145
силами НИИ Тайваня при КАОН и УС) коллективный труд «Очерки истории Тайваня» [44].
Если до 1990 г. изучение этнической истории Тайваня в КНР фокусировалось в основном на обеспеченных китайскими письменными источниками периодах Мин и Цин (ХУ-Х1Х вв.), то с начала 1990-х гг. временной спектр и сфера интересов китайских учёных расширились за счёт более активного изучения периода японского правления на Тайване (1895-1945). В частности, активно изучались такие темы, как политика японцев в сфере культуры, языка, образования и религии, попытки японизации островитян и их сопротивление политике ассимиляции, движение за сохранение китайской культуры и многие другие проблемы [7; 8; 23; 32-35; 47-51].
Изучение аборигенов Тайваня, несмотря на заметный спад, также продолжало оставаться в сфере внимания китайских учёных. При этом оно стало всё больше учитывать данные современной островной науки, в свою очередь, заметно менявшейся в 1990-х гг. под влиянием «тайванизации» местной общественной жизни и академической среды [22]. Наконец, после 1990 г. УС и другие крупные центры тайваньских исследований стали всё чаще посылать своих людей за границу, в частности, в Голландию, для сбора исторических материалов по голландской эпохе колонизации Тайваня (1624-1661) [52, с. 19].
В целом, 3-й этап этнических исследований Тайваня в КНР (рубеж 1990-х гг. - 2000 г.), на мой взгляд, можно характеризовать как этап преодоления самоизоляции, этап интернационализации и даже «тайванизации китайского тайваневедения», в смысле его прямого приобщения к бесценным материалам и богатому опыту исследований по ту сторону Пролива. Подключение к мировым исследованиям и новое научное «открытие» острова стимулировали рост интереса китайских учёных, перегруппировку научных сил и, в итоге, быстрое географическое, количественное и качественное расширение тайваньских исследований в КНР. При этом принципиальные подходы учёных КНР к трактовке этнической истории Тайваня, как части истории Китая, нисколько не изменились.
Этап начальной интернационализации и «тайванизации китайского тайваневедения» носил переходный характер и завершился к началу XXI в. Мощным внешним толчком для перехода на новый этап стал приход к власти на Тайване сторонников независимости, стремившихся отбросить общие для Гоминьдана и КПК установки на историческое и этнокультурное единство двух берегов Тайваньского пролива. В 2000-2008 гг. власти острова форсировали новый курс на радикальную ревизию самих основ местной истории и этнологии.
146
«Декитаизация» и «тайванизация» этнической истории, связанные с попытками ДПП выявить некую особую «островную идентичность», опирающуюся на некитайские (австронезийские) генетические корни, а также на отличные от Китая культуру и исторические судьбы тай-ваньцев, вынудили историков КНР принять ответные меры, а именно, перейти от экстенсивного усвоения опыта тайваньских коллег к активной критике их новых, нередко излишне политизированных подходов [43]. Для решения этой задачи после 2000 г. в КНР были мобилизованы небывалые ресурсы и предпринято массированное «контрнаступление», позволяющее говорить о выходе на 4-й этап развития китайского тайваневедения, который можно определить как системно спланированную общенациональную борьбу против «декитаизации» этноисторических и прочих тайваньских исследований сторонниками независимости острова.
Литература
1. Азаренко Ю.А. Этнолингвистические процессы на Тайване в освещении историографии КНР // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Новосибирск, 2008. Т. 7. № 4. Востоковедение. С. 45-51.
2. Ван Цзянь Чжунго далу дэ Тайвань ши яньцзю чжуанкуан Ф й ^IWo'Äi'WÄ^Ä (Обзор исследований по истории Тайваня в материковом Китае // Ханьсюэ яньцзю тунсюнь "Ж^'ВДЙШЖ. Тайбэй, 2009. № 28:1(109). С. 8-20.
3. Ван Юнь-шэн Тайвань шихуа aÄüS (Беседы об истории Тайваня). Пекин, 1955.
4. Вань Кэ-цзя Ш^Ш. Тайваньжэнь доучжэн шилюэ SÄAR^^^ (Краткая история борьбы тайваньцев). Наньчан, 1958.
5. Вэн Ду-цзянь (гл. ред.) ШШШ^Ш. Чжунго миньцзу гуаньси ши ганъяо Ф S (Очерки истории национальных отношений в Китае). Пекин, 1990, 2001.
6. Гао Вэнь-чуань Тайвань ши чжуаньцзя тань Тайвань ши яньцзю (Специалисты по истории Тайваня обсуждают изучение истории Тайваня) // Сюэшу цзе Ш-, 2005. № 5. С. 290-292.
7. Гун Фан ft^. Жи цзюй шици Тайвань гаодэн цзяоюй пинси 0ЩН^ ШйДй^^^^Я (Анализ и оценка высшего образования на Тайване в период японского правления) // Тайвань яньцзю цзикань SÄWÄ^T'J, 1998. № 2.
8. Гун Фан ft^. Жи цзюй шици Тайвань цзяоюй чжэнцэ дэ яньбянь 0 Щ ЩЩШШШЖШ.Ш^ШШ. (Метаморфозы образовательной политики на Тайване в период японского правления) // Тайвань яньцзю цзикань ШШЩ%Ш. И, 1996. № 3.
9. Е Цзянь-ин. О возвращении Тайваня в лоно родины и мирном объединении. Текст интервью председателя ПК ВСНП Е Цзянь-ина от 30 сентября 1981 г. // URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/taiwan/txt/2002-06/07/ content 2032102.htm
147
10. Краткая история и краткое описание народностей гаошань под общей редакцией (первый черновик). Гаошань цзу цзяньши цзяньчжи хэбянь (чугао) йШ^Ш^Ш^^^ (№й). Сост.: Группа изучения социальной истории нацменьшинств в Фуцзяни (Фуцзянь шаошу миньцзу шэхуй лиши дяоча цзу бянь // Чжунго кэсюэюань миньцзу янь-цзюсо (НИИ этнологии КАОН). Пекин, 1963. 72 с.
11. Краткая история народностей «гаошань». Гаошань цзу цзяньши йШ ^Ш^. Фуцзянь, 1982.
12. Ли И-юань Тайвань хань миньцзу яньцзю дэ хуйгу юй цянь-чжань ШД'ЖЙ^ВДЯЙ^ИШ^ЙШ (Ретроспективы и перспективы изучения этнических ханьцев на Тайване) // Гуанси дасюэ сюэбао ЙША^^ Ш Гуанси, Наньнин, 1998. № 6.
13. Ли И-юань Тайвань сыши нянь миньцзу сюэ яньцзю сянь-чжуан цзи цзоусян (40 лет этнологических исследований на Тайване: современное состояние и пути развития) // Мяо лин фэн яо 14:1-8. Гуйчжоу, 1994 // URL: http://www.ioe.sinica. edu.tw/chnese/stafc9101/etliy-0030i.pdf
14. Ли Цзу-цзи ^fiS. Далу Тайвань ши яньцзю саньши нянь дэ хуйгу юй ганьсян (Ретроспективы, мысли и чувства к 30-летию исследований по истории Тайваня в материковом Китае) // Тайвань яньцзю 2009. № 1. С. 60-64.
15. Ли Чжи-фу Тайвань жэньминь гэмин доучжэн цзяньши aÄ Ай^^И^Щ^ (Краткая история революционной борьбы тайваньского народа). Гуанчжоу, 1955.
16. Линь Жэнь-чуань Цзиньнянь лай далу яньцзю Тайвань ши чжи сяньчжуан юй чжаньван Й^^АЙ^ЙШ^^^ИЖ^ЖШ (Текущее состояние и перспективы изучения Тайваня в материковом Китае в последние годы) // Тайвань яньцзю гоцзи сюэшу яньтаохуй луньвэнь цзи Ш
(Сборник статей международной научной конференции по тайваньским исследованиям). 2004 (7).
17. Линь Хуэй-сян Миньцзу сюэцзя Наньян яньцзюсо шоужэнь фусочжан Линь Хуйсян (Линь Хуэй-сян - этнолог, первый замдиректора НИИ Южных океанов) // Сямэнь дасюэ МПА^. URL: http://nanyang2.xmu.edu.cn/Article/ShowArticle.asp? ArticleID=727
18. Линь Хуэй-сян Тайвань фаньцзу чжи юаньши вэньхуа а^Ф
(Первобытная культура аборигенных народностей Тайваня) // Чжуанькань ди 3 хао (Спецвыпуск, № 3) - Голи чжунъян янь-
цзююань Ш^Ф^ВДЯК (Государственная академия наук). Пекин, 1930.
19. Линь Хуэй-сян Тайвань цзыгу ши Чжунго дэ линту а^ Й ^ ^ФШ WMi (Тайвань издревле является территорией Китая). Б.м., 1954.
20. Линь Хуэй-сян Чжунго миньцзу ши Ф Ш й^^ (Этническая история Китая). Шанхай, 1936. В 2 тт.
21. Лю Да-нянь и др. Тайвань лиши гайшу OiÄS^S^ (Очерки истории Тайваня). Пекин, 1956.
148
22. Лю Жу-чжун, Мяо Сюэ-мэн МЙП^, "ffi^^. Циндай Тайвань гаошань цзу шэхуй шэнхо (Общественная жизнь тайваньских гаошань в период Цин). Фуцзянь, 1992.
23. Мао Цзя-ци, Ху Хуа-цзюнь ^^ïf, йВД^Ш. Лунь 1937-1945 нянь Тайвань жэньминь дуй Жибэнь "Хуанминьхуа" юньдун дэ дичжи Ш 1937-1945
"Мй^" (О противодействии жителей
Тайваня японскому движению «коминка» в 1937-1945) // Дуннань вэньхуа Ж S^, 1995. № 3.
24. Сборник статей первой академической встречи двух берегов Тайваньского пролива по истории Тайваня (Хайся лян'ань шоуцы Тайвань ши сюэшу цзяолю вэньцзи ^^М^Й^П^^^Ж^Й^^). Сямэнь дасюэ чубаньшэ ЖПА^ЖШ±, 1990. 219 с.
25. Слово редакторов. Бяньчжэ дэ хуа ^^WiS // Вэньши чжиши. Тайвань чжуаньхао (шан бянь) и^^^ (±^). 1990, № 4 (106). С. 3.
26. Стратанович Г.Г. Некоторые данные по этнографии Амэй (гаошань) // Советская Этнография. М., 1958. № 5. С. 117-122.
27. Сюй Му-чжу, Чжань Ци-фэнь ii^ft,®^-^. Ланмань дэ маньхуан таньсяньчжэ? - Тайвань дэ миньцзусюэ яньцзю - "л^ ЕЙЙШ^'ВДЯ (Романтичные первопроходцы? Тайваньские этнологические исследования) // Вэньши чжиши. Тайвань чжуаньхао (шан бянь) и^^ 1990, № 4(106). С. 113-117. _
28. Хуан Цзинь-ли ^^Ш. Тайвань дэ гаошань цзу ПДЙ^йШШ (Тайваньские народности гаошань) // Дили чжиши ЙШЙШ, 1952, № 1.
29. Цзянь Бо-цзань Тайвань фаньцзу као (Изучение варварских народностей Тайваня). Шанхай, 1947.
30. Цянь Цзюнь-хуа, Ян Сы-шэнь ШВ'К. Тайвань жэньминь доучжэн цзяньши а'ЙАйП^Щ^ (Краткая история народной борьбы на Тайване). Тяньцзинь, 1956.
31. Чжан Чун-гэнь Ж^Ш. Тайвань дэ гаошань цзу яньцзю юй данцзюй туйсин дэ чжэнцэ ПШШШШ^^ШШтЙМЖ (Изучение народностей гаошань и политика, проводимая властями на Тайване) // Миньцзу яньцзю йШ^Я, 1987. № 5. С. 27-32.
32. Чжао Те-со ШШШ. Жибэнь дуй Тайвань дэ чжиминь тунчжи цзяньлунь (Коротко о колониальном правлении Японии на Тайване) // Нанькай сюэбао Й^^Ш, 1998. № 2.
33. Чжоу Сян-хэ ^ШШ. 1895-1937 Тайвань дифан шэхуй дэ цзяоюй хэ чжиминь данцзюй дэ тунхуа чжэнцэ. 1895-1937
Ke'MiWI^ttÄÄ (Образование в местном обществе и ассимиляционная политика колониальных властей на Тайване (1895-1937)) // Тайвань яньцзю цзикань SÄWÄ^Tll, 2003. № 3.
34. Чжун Ань-си М^Ш. Лунь Тайвань ихуй шэчжи цинъюань юньдун ШйДЩ^^ММЩ®^ (О петиционном движении за создание Национальной ассамблеи Тайваня) // Цзиньдай ши яньцзю Äfö^WÄ, 1993. 2.
35. Чжун Ань-си М^Ш. Жи цзюй шици Тайвань цзяоюй чжиду шупин 0 SH^ffiSÄflWM^^ff (Оценка системы образования на Тайване в период японского правления) // Цзиньдай ши яньцзю Ä^iWÄ, 1994. № 6.
149
36. Чэнь Би-шэн Ш^М. Чжунхуа миньцзу цзай Тайвань ^^K^ÄS Щ (Китайские народности на Тайване) // "Тайвань чжи цзянлай" сюэшу таолуньхуй луньвэнь цзи (Сборник статей конференции «Будущее Тайваня»). Пекин, 1983. С. 1-17.
37. Чэнь Го-цян, Го Чжи-чао 1949 нянь илай вого гаошань цзу яньцзю цзяньшу. (Краткое описание исследований по китайским народностям гаошань, начиная с 1949 года) // Миньцзу яньцзю дунтай КШВДЯ^^, 1991. № 1.
38. Чэнь Го-цян ÜS3S (ред.). Гаошань цзу шэньхуа чуаньшо
(Мифы и предания гаошань). Фучжоу, 1980.
39. Чэнь Го-цян ÜS3S. Гаошань цзу лайюань дэ таньтао йШШ^ШК ШМ (Выявление истоков происхождения народностей гаошань) // Сямэнь дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуй кэсюэ бань) МПА^^Ш
1961. № 2. _
40. Чэнь Го-цян Тайвань гаошань цзу яньцзю а'^йШШ'ВДЯ (Исследования Тайваньских народностей гаошань). Шанхай, 1988.
41. Чэнь Го-цян IMH^È. Гужоу тунбао - Тайвань гаошань цзу гуши ^ Й " "а^йШШЙ^ (Соотечественники по кости и плоти - сказания
тайваньских народностей гаошань). Фучжоу, 1982.
42. Чэнь Го-цян Ü03S. Чжэн Чэнгун юй гаошань цзу ^Р^Й^йШШ. (Чжэн Чэн-гун и народности гаошань). Цзянси, 1982.
43. Чэнь Кун-ли и др. "Жэньши Тайвань" цзяокэшу пинси "^Яа^" (Критика и анализ учебника «Знакомство с Тайванем»). Цзючжоу, 1999. 172 с.
44. Чэнь Кун-ли (гл. ред). Тайвань лиши ганъяо а^Й^Ш (Очерки истории Тайваня). Цзючжоу, 1996.
45. Чэнь Кун-ли Циндай Тайвань иминь шэхуй яньцзю М^а^ ^Ktt^WÄ (Исследование общества иммигрантов Тайваня в эпоху Цин). Сямэнь, 1990. 293 с.
46. Чэнь Ли-тянь Ш. Гаошань цзу жэньминь фаньдуй жикоу дэ гэ-мин доучжэн дэ шилюэ аШШАКНМВШ^^НВД^^ (Краткая история народной революционной борьбы горных народностей против японских захватчиков) // Миньцзу яньцзю КШ'ВДЯ, 1960, № 3.
47. Чэнь Му-шань Хайся лян'ань бяньсе "Тайвань ши" дэ фань-сы юй чжэнхэ ^^ШЖШШ WMS^M^ (Размышления и обобщения о написании «Истории Тайваня» двумя берегами Тайваньского пролива). Тайбэй, 1997.
48. Чэнь Сяо-чун Жи цзюй шици Тайвань миньцзу юньдун жо-гань вэньти дэ фэньси ВШ^ШЩ^ШЖ^^ШЙ^Я (Анализ нескольких проблем национального движения на Тайване в период японского правления) // Тайвань яньцзю цзикань 1993. № 2.
49. Чэнь Сяо-чун Жибэнь цзай Тай тунхуа чжэнцэ цзи ци шибай B^ÄS^^^ftÄÄ^^ (Ассимиляционная политика Японии на Тайване и её провал) // Тайвань яньцзю цзикань Тайбэй, 1992. № 3.
150
50. Чэнь Сяо-чун 1ИФЖ Жи цзюй шици Тайвань дэ Чжунхуа вэньхуа фусин юньдун (Движение за возрождение китайской культуры в период японского правления на Тайване) // Тайвань яньцзю 1993. № 1.
51. Чэнь Сяо-чун РФЖ Жи цзюй шици Тайвань цзяоюй фачжань шу лунь 0 SH^ffiSÄflWfl^^^ (Обзор развития образования на Тайване в период японского правления) // Тайвань яньцзю цзикань SÄ'WÄÄT'J, 1995. № 3-4.
52. Чэнь Цзянь-юэ Тайвань "юаньчжуминь" лиши юй чжэнцэ И Ш "Ш^й" Й^^ЙЖ (Аборигены Тайваня: исследование истории и политики). Пекин, 2009. 289 с.
53. Чэнь Цзянь-юэ Хайся лян'ань дэ Тайвань юаньчжуминь яньцзю дэ лиши юй сяньчжуан ^М^пШШШ^ЯЙШ^Ж (История и современное состояние исследований тайваньских аборигенов двумя берегами Тайваньского пролива) // Чжунго шэхуй кэсюэюань юаньбао
28.09.2006.
54. Ши Лянь-чжу, Сюй Лян-го Тайвань миньцзу лиши хэ вэньхуа оШЙШЙ^^П^^. (История и культура народностей Тайваня). Чжунъян миньцзу сюэюань чубаньшэ 1987.
55. Ши Ши, Хуан Да-шоу ЙА^. Тайвань сяньчжуминь ши ИШ
(История первых обитателей Тайваня). Шаньдун, 1999.
56. Юй Сяо ФВ^. Сыши нянь (1949-1989) лай Чжунго далу дэ Тайвань миньцзу сюэ яньцзю И+Ф (1949-1989)
(40 лет этнических исследований Тайваня в КНР (1949-1989)) // Вэньши чжиши. Тайвань чжуаньхао (шан бянь) ^^Й®. (±^). 1990,
№4(106). С. 118-123.
57. Ян Кэ-хуан Ш^Ш. Тайвань жэньминь миньцзу цзефан доучжэн сяоши (Малая история национально-освободительной борьбы тайваньского народа). Ухань, 1956.
151