Научная статья на тему 'Полузабытые художественные изделия из минералов'

Полузабытые художественные изделия из минералов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полузабытые художественные изделия из минералов»

© О.Г. Епифанцев, 2003

YAK 622.379

О.Г. Епифанцев

ПОЛУЗАБЫТЫЕ ХУАОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗЛЕЛИЯ ИЗ МИНЕРАЛОВ

В настоящее время на рынке получили широкое распространение художественные изделия из камня. Как правило, это традиционные формы в виде ювелирных украшений, настольных сувениров. Особенно распространены картины, выполненные в технике мозаики на основе крошки цветных минералов. Этот вид изделий из камня имеет достаточно древнюю историю, но претерпел существенные изменения. Первоначально это были живописные пейзажи, передний план на которых носил вещественный характер. «Наборными картинами», то есть пейзажами, собранными из камней, прославился уральский художник А.К. Денисов-Уральский [1]. Для придания большей выразительности, помимо, камней он употреблял также мох, корни деревьев и сухие растения. При наличии массивной деревянной рамы такие картины выглядели очень эффектно. Мастер делал сначала эскиз картины, прописывал дальние планы, а затем приклеивал скалы и берега рек из камней, из мха - кусты [2]. Изменения, произошедшие в этой технике в настоящее время, лишило картин оригинальности, в значительной мере их упростили.

Во второй половине 19 века на Урале большую популярность имели так называемые «Уральские горки». Это были искусно изготовленные из минералов горки, иногда с «гротом» внутри. По рассказам, эти своеобразные изделия были на Урале в каждом доме. К сожалению, в настоящее время большинство из них оказались утраченными по одной парадоксальной причине. Они собирались на клеящем материале на основе клейстера. Губительным разрушающим фактором явилась деятельность бактерий.

Все они рассыпались приблизительно в одно время.

Размер Уральских горок колебался от 20-30 сантиметров до одного метра в высоту. Наиболее грандиозной была горка-грот, созданная под наблюдением «учителя рисования, черчения с леплением моделей» В.Е. Дмитриева для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде [3]. Высота ее была около пяти метров. И сейчас во Франции находится одна из грандиозных горок, изготовленная для Советского павильона Всемирной выставки 1937 года в Париже.

А.Е. Ферсман описывал «искусственную гору из разных яшм, порфиров и других камней Урала», сделанную для Всесоюзной выставки Свердловской

гранильной фабрикой высотой порядка трех метров [4].Из наиболее крупных горок сохранились три, местонахождение которых известно. Автором и создателем их также является известный художник А.К. Денисов-Уральский. При изготовлении горок мастер делал сначала основание, затем оклеивал его камнем, придавая всей вещи вид грота, беседки, горы. Каждый камень должен лежать так, чтобы лучше были видны его достоинства - морфологические особенности агрегатов, кристаллическое строение, рисунок. Декоративные качества горок определялись художественным вкусом мастера и разнообразием применяемых минералов.

На Урале сохранились в памяти имена мастеров - горочников». Наряду с А.К. Денисовым-Уральским память хранит имена горочников - Д.К. Кубина и целого семейства Бессоновых.

Народные безымянные мастера вкладывали в горки глубокое

понимание уральской природы. В этих своеобразных слепках уральского ландшафта отражалось знание, какой камень с каким дружен в природе, в какой последовательности чередуются они в недрах земли, а также умение так расположить камень, чтобы цвет одного контрастно и живо подчеркивал красоту другого.

В наиболее известной горке Д.К. Кубина было использовано 117 различных минералов и декоративных горных пород. И расположены они были так, что самый придирчивый зритель не мог сказать, что так не бывает в природе. В теле горы была показана горная выработка с фигуркой горняка, разрабатывающего залежь полезного ископаемого. Над горняком нависает руда - бурый железняк, фиолетовый лепидолит и десятки других пород [3].

Уральские горки были излюбленными экспонатами художественных выставок. И.А. Ефремов описал горку Денисова-Урльского, экспонировавшуюся в 1916 г. в Петрограде [5]. Различные куски красивых горных пород подогнаны друг к другу так, что образуют модель заостренной скалы с глубокой пещеркой у подножья. Игольчатые кристаллы берилла, турмалина, а то и просто наколотые столбики отдельности гипса-селенита изображают сталактиты в сводах пещеры. В глубине сверкают щетки мелких кристалликов горного хрусталя, аметиста, топаза или синего корунда. Уступы скалы украшены искусным подбором полированных кусочков агата, малахита, азурита, красного железняка, амазонита. Кое-где вклеены черные зеркальца биотита, а в стенках «пещер» блестят, подсвечивая прозрачные камни, листочки белой слюды -мусковита или цинвальдита.

Одна из известных горок Денисова-Уральского находится в Горном музее Санкт-Петербургского горного института. Особенностью ее является встроенная с тыльной стороны модель горной выработки с крепью и средствами подъема.

Интересна история происхождения Уральской горки, хранящейся в Минералогическом музее

Иркутского государственного технического университета. Со слов работников музея, она была подарена потомками декабристов иркутскому купцу и в первый период стояла в витрине магазина. После революции она оказалась практически безнадзорной, из нее были выломаны наиболее ценные минералогические штуфы. Силами минералогического музея она отреставрирована и сейчас занимает место среди наиболее впечатляющих экспонатов.

По стечению обстоятельств в Екатеринбурге не сохранилось уральских горок, созданных Денисовым-Уральским. Более поздние изделия небольших размеров демонстрируются в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства и в Музее камня В.А. Пилипенко.

В геологическом музее Сибирского государственного индустриального университета имеется опыт воссоздания художественных изделий из минера-

лов «Уральские горки». В работе над горками были учтены рекомендации уральских знатоков камня, скудные литературные сведения и собственные наработки. На небольшом опыте мы убедились, что помимо эстетического эффекта, такой вид изделий из камня имеет большое познавательное значение. Последний момент особенно важен в рамках учебного заведения, так как способствует решению образовательных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семенова С.А. Очарован Уралом. Жизнь и творчество А.К. Денисова-Уральского. Свердловск: Средне-

Уральское книжное изд-во,1978. - С.77-78.

2. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - С.176.

3. Шакпнко И.М, Семенов В.Б. Завод Русские самоцветы. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1976. -С. 212-215.

4. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. - М-Л.: Гос. изд-во детской литературы,1953. - С. 114-115.

5. Ефремов И.А. Собрание сочинений. Т.4. Лезвие бритвы. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 8-14.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Епифанцев О.Г. - Сибирский государственный индустриальный университет. Геологический музей, Новокузнецк.

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания: Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

ЕПИФАН

G:\По работе в универе\2003г\Папки 2003^^7_03 CЛUsers\Таня\AppData\Roammg\Microsoft\Шаблоны\NormaШotm ПОЛУЗАБЫТЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МИНЕРАЛОВ

G_Operator_1

02.06.2003 9:57:00 5

08.11.2008 23:08:00 Таня

Полное время правки: 48 мин.

Дата печати: 08.11.2008 23:56:00

При последней печати страниц: 2

слов: 1 014 (прибл.)

знаков: 5 783 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.