К 50 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ
-->уч— =-
УДК 312.6(09)(47)
ПОЛУВЕКОВОЙ ПУТЬ СОВЕТСКОЙ САНИТАРНОЙ СТАТИСТИКИ
Доктор мед. наук Е. Л. Ноткин (Москва)
С самого зарождения отечественной санитарной статистики как отрасли медицины предметом ее стало изучение здоровья населения в связи с условиями его жизни. Этим духом были проникнуты взгляды М. В. Ломоносова, первые медико-топографические описания П. 3. Кон-доиди, идеи М. Я. Мудрова и С. Г. Зыбелина. Особую роль в развитии отечественной санитарной статистики сыграла земская санитарная организация. Естественно, что отечественная гигиена, также развивавшаяся как общественная медицинская дисциплина, должна была слиться с санитарной статистикой в едином стремлении изучать состояние народного здоровья и факторы внешней среды, влияющие на него, с целью разработки оздоровительных мероприятий. Подобное единение гигиены и санитарной статистики явилось характерной особенностью развития профилактической медицины в нашей стране. Нельзя не вспомнить в связи с этим Ф. Ф. Эрисмана и А. П. Доброславина, И. И. Молессона и В. А. Левицкого, Е. А. Осипова и П. И. Куркина, С. М. Богословского и Е. М. Дементьева, А. И. Погожева и П. А. Пескова, которыми законно гордится наша отечественная медицина.
Санитарно-статистические исследования дореволюционного периода, расширяя рамки научного познания и служа грозным обличением господствующих классов, не имели выхода в "практику. Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция, поставившая заботу о народном здравоохранении на уровень первостепенных задач, открыла широкие перспективы и перед санитарной статистикой. В. И. Ленин в первые годы Советского государства провозгласил лозунг: «Социализм — это учет». Его методологические указания в этой области стали i для всей советской статистики, в том числе и санитарной, незыблемым теоретическим фундаментом. Санитарная статистика превратилась в функцию государственной деятельности. Еще в 1918 г. в составе Центрального статистического управления РСФСР был учрежден отдел статистики народного здравия (руководитель С. М. Богословский), а в системе организованного в том же году Наркомздрава РСФСР — отдел статистики (первые руководители Е. И. Яковенко и П. А. Кувшин-ников).
В период гражданской войны и иностранной интервенции санитар- ^ ная статистика решала вопросы, связанные с обеспечением санитарных потребностей фронта и борьбой с эпидемиями. Проведена перепись
врачебных кадров, обеспечившая правильное их распределение для нужд фронта и тыла. Органы санитарной статистики ввели необходимый для оперативных противоэпидемических мероприятий учет инфекционных заболеваний. Была создана единая система медицинского учета и отчетности для всех типов учреждений. Под руководством центральной санитарно-статистической комиссии (состоявшей из представителей Наркомздрава и Центрального статистического управления) были выработаны и опубликованы в 1920 г. «Правила и формы медико-статистической регистрации».
После того как наша страна перешла к восстановлению разрушенного народного хозяйства, перед здравоохранением встали задачи оздоровления труда и быта. Для того чтобы наметить оздоровительные мероприятия, необходимо было прежде всего определить состояние здоровья народа (естественное движение населения, физическое развитие, заболеваемость). Задача эта была нелегкая. Издававшиеся в дореволюционной России ежегодные сведения о естественном движении населения и острозаразных болезнях перестали публиковаться с начала первой мировой войны. Наркомздрав принял меры к восстановлению этих материалов за период 1913—1923 гг. и опубликовал их в 1924 г. Специальная комиссия по изучению санитарных последствий первой мировой войны выпустила большой труд (под редакцией П. И. Курки-на, П. А. Кувшинникова и М. М. Грана с участием С. А. Новосельского, В. И. Бинштока, Е. И. Яковенко и др.), в котором были определены размеры санитарных потерь в войну и влияние ее на естественное движение населения.
Крупные санитарно-демографические исследования, сочетавшиеся с характеристикой санитарного состояния сельских местностей, осуществлены в Украинской ССР в 1923 и 1924 гг. (под руководством А. Н. Марзеева и С. А. Томилина). Тогда же (с 1925 г.) стали проводиться экспедиции в отдельные национальные области и автономные республики (Калмыкия, Дагестан и др.) в целях социально-гигиенического исследования проживающих в них народностей. Успеху этих работ во многом содействовал анамнестический метод в демографии, разработанный Г. А. Баткисом.
Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения отразила благоприятные сдвиги в демографических процессах. Составленные по данным этой переписи таблицы смертности по Европейской части СССР (С. А. Новосельский и В. В. Паевский) и УССР (Ю. А. Корчак-Чепур-ковский) показали резкое увеличение средней продолжительности жизни (с 32 лет в 1896—1897 гг. до 44 лет в 1926—1927 гг.). Ценные работы, посвященные детской смертности, были осуществлены В. В. Паевским в Ленинграде, Р. Б. Коган в Москве и С. А. Томилиным на Украине.
С начала 20-х годов стали развиваться исследования, касающиеся физического развития населения. Большую роль в успешном их проведении сыграло созданное в Институте социальной гигиены (дир. А. В. Мольков) Центральное антропометрическое бюро, руководимое В. В. Бунаком; оно разработало методику обследования, приемы статистической обработки и анализа получаемых материалов.
Систематическое наблюдение за физическим развитием школьников осуществляли Л. А. Сыркин, Д. И. Арон и др. В 1925 г. П. И. Кур-кин опубликовал книгу «Физическое развитие рабочего», в которой наряду с работой Ф. Ф. Эрисмана и изложением работ В. А. Левицкого и других санитарных врачей привел проанализированные им данные о физическом развитии рабочих-подростков Москвы и Московской губернии за 1923—1924 гг.
Все эти и другие работы показали благотворное влияние советского строя на физическое развитие населения. Введение карточной регистрации первичных заболеваний (в Москве с 1923 г.) способствовало
появлению исследований, посвященных общей заболеваемости. Исследования 1925 г. по Москве и Московской губернии (С. М. Богословский, Л. А. Брушлинская, П. И. Куркин и А. А. Чертов) определили уровни заболеваемости (на 1000 населения) в целом, а также по полу, возрастам, классам и формам болезней.
Местные исследования по различным областям были проведены также на Украине и в БССР. Уже в те годы обнаружилось уменьшение распространенности некоторых заболеваний по сравнению с дореволюционным временем.
Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в СССР поставили перед органами здравоохранения задачи коренной перестройки их работы, улучшения медицинского обслуживания рабочих и трудящегося крестьянства, особой заботы о работниках ведущих отраслей промышленности и т. д. В связи с этим потребовалась решительная перестройка методов, содержания и организации санитарной статистики, не избавившейся еще к тому времени от пережитков земского периода. Были пересмотрены формы учета и отчетности в соответствии с нуждами оперативного руководства и планирования, проведены всесоюзные переписи учреждений здравоохранения, медицинского персонала, больных, находившихся в стационарах и учреждениях внебольничной помощи.
Важное значение в перестройке и дальнейшем развитии санитарной статистики имело создание сети научно-методических бюро санитарной статистики в республиках и большинстве областей во главе с Центральным бюро (дир. П. А. Кувшинников). Центральное бюро организовало исследование общей заболеваемости в ряде городов и сел СССР в 1939—1940 гг., разработало и проанализировало результаты переписей кадров и учреждений здравоохранения.
В 1935 г. была создана кафедра санитарной статистики на санитарно-гигиеническом факультете I Московского медицинского института, которую возглавил П. А. Кувшинников. Кафедра стала методическим центром для преподавателей кафедр социальной гигиены, ведущих курс санитарной статистики, и работников научно-методических бюро, базой подготовки научных кадров по санитарной статистике.
Нельзя не отметить плодотворную деятельность отдела медицинской и санитарной статистики Наркомздрава СССР (руководителями отдела в рассматриваемый период были Г. А. Баткис и Л. С. Каминский), а также Центральной санитарно-статистической комиссии, обсуждавшей на своих заседаниях все важнейшие вопросы организации, содержания и методики санитарной статистики.
В области демографической статистики многие методические вопросы решались Демографическим институтом АН СССР, где С. А. Новосельским и В. В. Паевским были разработаны показатели для мигрирующих масс населения, дано математическое обоснование анамнестического метода и т. д. В Академии наук Украины успешно работал в этой области В. В. Птуха. Всесоюзная перепись населения 1939 г. представила возможность разработки таблиц смертности и продолжительности жизни. Однако начавшаяся в 1941 г. война помешала развертыванию этой работы. Таблицы удалось составить лишь в отдельных областях. Тем не менее они показали дальнейшее снижение смертности и увеличение продолжительности жизни в СССР.
В изучении заболеваемости населения на первый план выступили работы, касающиеся временной нетрудоспособности. Методические основы этих исследований были разработаны еще в 20-х годах П. А. Кув-шинниковым, Н. А. Вигдорчиком, Ф. Д. Маркузоном и др. С учетом интересов промышленных предприятий в 30-х годах был введен опера-тивно-сигнализационный учет невыходов на работу по болезни, позволивший хозяйственным руководителям рациональнее маневрировать
кадрами. Тем не менее для более успешной борьбы за выполнение промфинплана необходимо было добиться систематического снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а это могло быть обеспечено лишь при анализе уровня, характера и причин заболеваемости. Методику такого анализа разработали деятели санитарной статистики Н. А. Вигдорчик, П. М. Козлов, П. В. Тихомиров и др.
I Развивалось и третье направление исследований заболеваемости,
касающееся распространенности, тяжести и динамики отдельных важнейших. неэпидемических заболеваний и факторов, влияющих на них. Здесь имеется в виду так называемая диспансерная статистика. Диспансерный метод, основанный на систематическом наблюдении и лечебно-профилактическом обслуживании больных, создал возможности для проведения углубленных статистических работ. Они осуществлялись многими авторами по линии туберкулеза, онкологических заболеваний, трахомы; изучалось физическое развитие детей различных возрастов.
В период Великой Отечественной войны в центре внимания санитарной статистики встали вопросы, связанные с нуждами фронта. Появились методические пособия по постановке военно-медицинской статистики в действующей армии (Д. Н. Лукашевич, 1943; Е. Л. Нот-кин, 1943; Е. Я. Белицкая, 1945).
Деятели санитарной статистики активно участвовали в работе ко-
I миссии по изучению санитарных последствий военных лет. Вскоре
после окончания войны в составе учрежденной Академии медицинских наук был создан Институт социальной гигиены, санитарной статистики и истории медицины, а в нем—отдел санитарной статистики.
В соответствии с послевоенными задачами должна была перестроиться и санитарная статистика. Это прежде всего коснулось учета и отчетности и, в частности, по показателям качества и эффективности медицинского обслуживания. С 1949 г. в отчетах стационаров было отражено распределение больных по диагнозам с указанием средней длительности пребывания на койке, характеризовался объем хирургической работы, процент осложнений и т. д. С 1953 г. в карты амбулаторного больного был включен листок уточненных (заключительных) диагнозов, а также стали заполняться статистические талоны уточненных диагнозов на первичные обращения больных. Те же талоны использовались и для углубленных исследований общей заболеваемости, приуроченных к Всесоюзной переписи населения 1959 г.
В связи с организацией во всей поликлинической сети диспансерного обслуживания больных, страдающих длительно протекающими заболеваниями (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, ревматизм и др.), был введен учет по специальной карте и выработана система показателей качества профилактики и лечения. Введение в колхозах учета заболеваемости с временной нетрудоспособностью на основании справок (по форме № 289) вызвало к жизни новый раздел статистики заболеваемости и содействовало появлению ряда исследований в этой области I (М. М. Чумак, А. Ф. Борисовец, В. И. Берлин и др.).
Большой вклад внесли советские санитарные статистики в разработку номенклатуры и классификации болезней и причин смерти — пособия, помогающего правильно и единообразно фиксировать названия болезней, группировать и классифицировать их в целях изучения заболеваемости. В связи с изменяющимися запросами здравоохранения и развитием медицинской науки номенклатура и классификация болезней и причин смерти периодически пересматриваются. В Советском Союзе было 5 таких пересмотров; в них активно участвовали Г. А. Баткис, П. А. Кувшинников, А. М. Мерков, В. К. Овчаров, Е. А. Садвокасова, Б. Я. Смулевич и др. Последняя номенклатура введена в действие в 1965 г.; она построена применительно к международной (в целях сопо-
ставления советских и зарубежных санитарно-статистических данных) с учетом потребностей советских медицинских учреждений.
Санитарно-демографические исследования рассматриваемого периода характеризовались рядом особенностей. Впервые статистика стала рассматривать вопросы долголетия. В 1945 г. вышла в овет монография 3. П. Френкеля «Удлинение жизни и активная старость». С организацией Института геронтологии начали выходить работы, также посвященные этой проблеме. Широко использовались материалы переписи 1959 г. ЦСУ опубликовало полные таблицы смертности, выявившие дальнейшее значительное снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Институтом социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко (А. М. Мерков и Л. Е. Дарский) составлены краткие таблицы для всех союзных республик. Под руководством этого института составлены аналогичные таблицы для ряда отдельных областей. Опубликованы исследования естественного движения населения двух сел Коломенского уезда (района) за 100 лет, проведенные Л. К. Хоцяновым, книга Б. Ц. Урланиса «Рождаемость и продолжительность жизни в СССР», работа А. Г. Рашина «Население России за 100 лет», книга А. М. Меркова «Демографическая статистика», выдержавшая 2 издания, и ряд статей Б. Я. Смулевича.
Шагнула вперед и статистика здравоохранения. Начали издаваться статистические справочники; так, в 1946 г. вышел справочник, содер- ^
жавший сведения о ходе ликвидации ущерба, нанесенного советскому здравоохранению в годы войны; в 1956 и 1957 гг.—об итогах развития сети и деятельности учреждений здравоохранения к 1955 г. в сравнении с данными 1913, 1940 и 1950 гг. В 1960 г. ЦСУ издало справочник «Здравоохранение в СССР».
Особо следует отметить новые, более совершенные методы разработки нормативов потребности в медицинском обслуживании (работы И. Д. Богатырева и его сотрудников в комплексе с профильными институтами Министерства здравоохранения, Института социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко и ряда кафедр социальной гигиены медицинских институтов). В этих исследованиях в основу расчетов были положены данные заболеваемости, специальных медицинских осмотров населения и экспертной оценки, производимой медицинскими специалистами различных профилей.
Статистика широко внедрялась в научные исследования — гигиенические, эпидемиологические, клинические и др. Наиболее рельефно это проявилось в гигиене, чему способствовали ликвидация санитарно-технического и утверждение физиолого-гигиенического направления. Если прежде санитарная статистика привлекалась (и то не в полной мере) чаще всего для решения вопросов гигиены труда, то теперь нет ни одной отрасли гигиены, не испытывающей потребности в ней. Так, данные о физическом развитии и заболеваемости детей используются для оценки влияния загрязненности атмосферного воздуха (М. С. Ка-ценеленбаум и др.); сведения о заболеваемости флюорозом и кариесом зубов кладутся в основу нормирования содержания фтора в воде (С. Н. Черкинский с сотрудниками, Р. Д. Габович, А. Ф. Аксюк и др.). Широко применяются статистические методы в оценке фактического питания населения (Г. М. Геллер, Н. Е. Дюбюк, А. М. Коган, А. П. Шиц-кова и др.). Следует отметить работы Е. И. Солтыского, изучавшего влияние сурового климата Арктики на здоровье пришлого населения, исследования комплексной экспедиции в Норильске, организованной Институтом гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана.
По инициативе И. Г. Фридлянда, на основе предложенного им метода данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности используются для оценки неспецифического действия промышленных ядов на здоровье рабочих. Исследования о влиянии производственной
обстановки на заболеваемость рабочих осуществляются в ряде гигиенических институтов — Московском им. Ф. Ф. Эрисмана, Свердловском, Новосибирском, Киевском и др. Санитарная статистика нашла широкое применение в исследованиях близорукости (Е. М. Белостоцкая) и общего состояния здоровья детей и подростков (С. М. Тромбах, В. М. Левин и др.).
► Статистика стала внедряться в физиологические, токсикологичес-
кие и другие экспериментальные исследования, главным образом для оценки достоверности тех или иных выводов. Успеху санитарной статистики в гигиене способствует систематическая работа по усовершенствованию статистических методов (Е. Л. Ноткин и др.).
Советская санитарная статистика приходит к 50-летию Советской власти с большими достижениями. Эти достижения, показывающие огромное ее превосходство над буржуазной статистикой, определены новым, социалистическим характером нашего государства и здравоохранения, завоеваны в борьбе с чуждыми марксизму-ленинизму течениями — мальтузианством и расизмом во всех их видах и проявлениях в демографии, пережитками земской статистики в изучении заболеваемости, биологизмом в анализе данных физического развития, формализмом и упрощенчеством в статистике здравоохранения.
Руководствуясь марксистско-ленинской теорией, санитарная статис-* тика, тесно связанная с гигиеной и со всем социалистическим здравоохранением, решая поставленные ими задачи, овладеет новыми рубежами, добьется новых успехов.
Поступила 27/У 1966 г.
УДК 613/614:001.8](571.53)(091)«1917—1967»
ИССЛЕДОВАНИЯ ИРКУТСКИХ ГИГИЕНИСТОВ ЗА 50 ЛЕТ
(1917—1967)
Проф. Я. М. Грушко
Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института
В Восточной Сибири врачи-патриоты под влиянием ссыльных декабристов, а также революционных демократов и классиков марксизма, труды которых проникли в этот отдаленный край еще во второй половине XIX столетия, проводили исследования в области общественной гигиены. Эти исследования имели медико-топографическое (Н. И. Кашин, А. Н. Бек, Ф. Шперк), санитарно-топографическое (Н. Е. Маковецкий) и социально-гигиеническое (М. Я. Писарев, Л. С. Зисман и др.) направление. Но меры общественной гигиены, разработанные прогрессивными врачами, в условиях царского строя не были реализованы. Проведение их в жизнь началось лишь в советский период, особенно в связи с развитием производительных сил Восточной Сибири.
Вскоре после открытия в 1921 г. медицинского факультета при Иркутском университете были организованы кафедра экспериментальной гигиены и кафедра социальной гигиены. Организатором обеих кафедр и первым их профессором был Николай Михайлович Анастасьев, в прошлом участковый врач, санитарный врач Забайкальской железной дороги и заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом Омского губздравотдела. Несмотря на то что он проработал в университете немного (до 1924 г.), ему удалось за короткий срок не только организо-