Научная статья на тему 'ПОЛУЧЕНИЕ НАНОКОМПОЗИТОВ ПОЛИМЕР-ЖЕЛЕЗО ВОССТАНОВЛЕНИЕМ Fe2+ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ ПОЛИМЕРОВ'

ПОЛУЧЕНИЕ НАНОКОМПОЗИТОВ ПОЛИМЕР-ЖЕЛЕЗО ВОССТАНОВЛЕНИЕМ Fe2+ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ ПОЛИМЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Ю. С. Яблоков, А. И. Прокофьев, И. М. Паписов

Восстановлением Fe2+ в водных растворах полиэтиленгликоля, полиакриламида и поливинилпирролидона получены нанокомпозиты полимер-железо. Частицы железа в композитах достаточно устойчивы к окислению на воздухе. Методами электронной микроскопии и ферромагнитного резонанса оценен размер частиц нульвалентного железа в композитах. Обсуждены возможные причины образования частиц железа малого размера и их устойчивости к окислению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Ю. С. Яблоков, А. И. Прокофьев, И. М. Паписов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF POLYMER-IRON NANOCOMPOSITES BY REDUCTION OF IRON(II) IN AQUEOUS SOLUTIONS OF POLYMERS

Polymer-iron nanocomposites were prepared by reduction of Fe2+ in aqueous solutions of polyethylene glycol), poly(acrylamide), and poly(N-vinylpyrrolidone). It was found that iron particles incorporated into the nanocomposites were not susceptible to oxidation in air. The size of zero-valent particles in the composites was estimated by electron microscopy and ferromagnetic resonance spectroscopy. The reasons for the formation of small iron particles and their oxidation stability are discussed.

Текст научной работы на тему «ПОЛУЧЕНИЕ НАНОКОМПОЗИТОВ ПОЛИМЕР-ЖЕЛЕЗО ВОССТАНОВЛЕНИЕМ Fe2+ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ ПОЛИМЕРОВ»

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, Серия Б, 1999, том 41, №6, с. 1055-1057

УДК 541.64:532.72:546.72

ПОЛУЧЕНИЕ НАНОКОМПОЗИТОВ ПОЛИМЕР-ЖЕЛЕЗО ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ¥е2+ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ ПОЛИМЕРОВ1

©1999 г. Ю. С. Яблоков*, А. И. Прокофьев**, И. М. Паписов*

*Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет)

125829 Москва, Ленинградский пр., 64

**Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова Российской академии наук

117813 Москва, ул. Вавилова, 28

Поступила в редакцию 28.10.98 г. Принята в печать 30.12.98 г.

Восстановлением Ре2+ в водных растворах полиэтиленгликоля, полиакриламида и поливинилпирро-лидона получены нанокомпозиты полимер-железо. Частицы железа в композитах достаточно устойчивы к окислению на воздухе. Методами электронной микроскопии и ферромагнитного резонанса оценен размер частиц нульвалентного железа в композитах. Обсуждены возможные причины образования частиц железа малого размера и их устойчивости к окислению.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что восстановлением ионов металлов (главным образом благородных) в растворах полимеров получают золи, частицы которых характеризуются размерами от одного до десятков нанометров в поперечнике и узким распределением по размерам [1]. Ограничение роста частиц связывают с экранированием их поверхности макромолекулами. В случае эффективного экранирования растущих частиц полимером можно надеяться на получение достаточно устойчивых к окислению на воздухе малых частиц металлов, более активных, чем благородные. В настоящей работе предпринята попытка получения малых частиц железа, стабилизованных в полимерной матрице, путем восстановления Ре2+ в водных растворах полимеров. Ранее сообщено о получении таким способом нанокомпозитов никель-поли-мер [2-4].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Восстановление Ре2+ проводили натрийборгид-ридом в водном растворе при концентрациях Ре804 и восстановителя 0.04 и 0.03 моль/л соответственно. Концентрация полимера составляла

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российско-

го фонда фундаментальных исследований (код проекта

96-03-32133).

5-18 г/л. Раствор Ре804 продували аргоном и тщательно очищали от Ре3+ по реакции

Ре° + 2Ре3+ = ЗРе2+,

приводя раствор в контакт с металлическим железом при рН 6 и комнатной температуре до отсутствия реакции с роданидом аммония. При недостаточной очистке от ионов Ре3+ в условиях восстановления образуется Ре(ОН)3, который дает собственный сигнал ферромагнитного резонанса (ФМР) с g = 2-2.4, накладывающийся на широкий сигнал частиц Ре°. Раствор натрийбор-гидрида с полимером (рН 9-10) также продували аргоном, и затем в атмосфере аргона подавали в него раствор Ре804. Реакционную смесь фильтровали на стеклянном фильтре и сушили в атмосфере аргона; полученный таким образом композит содержал 80% железа.

Использовали следующие полимеры: поли-Ы-винилпирролидон (ПВП) с Мп = 4 х 104 ("О^вЬ!", Япония); ПЭГ с Мп = 2 х 104 ("ЗЬисЬаП", ФРГ). По-лиакриламид (ПАА) получали радикальной полимеризацией акриламида в спиртовом растворе (концентрация акриламида 20%, концентрация ДАК 0.2%). Реакцию вели в токе азота при 60°С. Полимер отфильтровывали, промывали этанолом, сушили на воздухе. ММ определяли вискози-метрически по формуле [5]

[Л] = 6.8 х 10М066 Использовали ПАА с М- 5500.

1056

ЯБЛОКОВ и др.

Ш/ёН

Н, мТл

Спектры ФМР нанокомпозитов полимер-железо при 77 К. 1 - ПЭГ, 2 - ПВП и 3 - ПАА.

Спектры ФМР регистрировали на спектрометре "Уапап" Е-12А в Х-диапазоне при 77 и 300 К. Коэрцитивную силу ферромагнитных частиц определяли по методике [6]. Электронно-микроско-пические исследования проводили на микроскопе "Атгау Г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Продукт восстановления Ре2+ представляет собой черные хлопья, устойчивые при хранении на сухом воздухе.

При контакте с влагой воздуха полученные на-нокомпозиты полимер-железо меняли свой цвет с черного на светло-бурый. Это объясняется тем, что равновесие на поверхности частиц

Бе0 + 2Н+ Ре2+ + 2Н

быстро смещается вправо за счет связывания продуктов реакции растворенным в воде кислородом воздуха. В частности, далее Ре2+ окисляется до Ре3+, т.е. идет образование гидроокисей Ре(ОН)3 и РеО(ОН). Эти особенности железа необходимо учитывать при синтезе и сушке нано-композита. Сушка композита на воздухе приводит к его быстрому окислению, тогда как удаление влаги без доступа воздуха (вакуум, аргон)

Возможные размеры частиц железа в композитах, соответствующие экспериментально определенным значениям коэрцитивной силы

Полимер Коэрцитивная сила, Э Возможный размер частиц, А

минимальный максимальный

ПВП 137 ±5 40 1300

ПЭГ 137 + 5 40 1300

ПАА 390 ±5 60 600

позволяет получить черный, устойчивый на воздухе продукт. В то же время порошок железа, полученный без полимера, после сушки в атмосфере аргона быстро окислялся. Устойчивость к окислению частиц железа в полученных композитах, как и в описанных ранее композитах полимер-никель [2-4], логично связать с достаточно эффективным экранированием поверхности частиц металла макромолекулами, связанными с этой поверхностью за счет нековалентных взаимодействий; полагают [1], что существенную роль при этом играют гидрофобные взаимодействия.

В спектрах ФМР всех изученных образцов наблюдались очень широкие линии поглощения (эффективная ширина более 4000 Э), практически не зависящие от температуры регистрации (300 и 77 К) и природы полимера (на рисунке в качестве примера приведены некоторые из полученных спектров). Такая картина характерна для крупных многодоменных кластерных ферромагнетиков [7].

Известно [8], что коэрцитивная сила ферромагнитных частиц критическим образом зависит от их размеров: увеличивается до 10-15 нм, а затем падает с дальнейшим ростом частиц. Поэтому одна и та же величина экспериментально определенной коэрцитивной силы может соответствовать как малому, так и относительно большому размеру частиц. С учетом этого обстоятельства в таблице приведены найденные с помощью данных [8] оба возможных размера частиц для каждого из использованных полимеров. По результатам электронной микроскопии, размеры полученных частиц составляли 50-150 нм в поперечнике. Несмотря на хорошее соответствие этих размеров максимальным из двух возможных значений, приведенных в таблице, к такому совпадению следует относиться с осторожностью.

Согласно теории псевдоматричных процессов [2, 9], вероятность прекращения роста частицы новой фазы вследствие нековалентного взаимодействия ее поверхности с макромолекулой прогрессивно повышается с увеличением размера частицы. Даже при весьма слабых взаимодействиях полимер-поверхность (порядка 10^ Дж/м2) захват частицы макромолекулой и экранирование (т.е. прекращение роста) происходит при поперечнике частицы порядка 1—10 нм, причем чем сильнее взаимодействие, тем меньше размер образующихся частиц. По-видимому, именно к такого рода процессам относится исследованный нами случай восстановления железа в водных растворах полимеров. По аналогии с восстановлением никеля [2-4] в растворах тех же полиме-

ПОЛУЧЕНИЕ НАНОКОМПОЗИТОВ ПОЛИМЕР-ЖЕЛЕЗО

1057

ров, которые были использованы в нашей работе, следует ожидать, что эффект экранирования должен возрастать в ряду ПАА-ПЭГ-ПВП. Это дает основание считать наименьшие из возможных размеров, приведенных в таблице, более вероятными; частицы относительно большого размера, фиксируемые методом электронной микроскопии, могут представлять собой агрегаты, состоящие из более мелких частиц. С другой стороны, при очень малой толщине полимерных экранов в агломератах первичных малых частиц, экспериментально определяемые значения коэрцитивной силы могут зависеть от размера данных агломератов. Делать окончательные выводы о размерах частиц в полученных нами нанокомпо-зитах без дополнительных исследований нельзя. Однако абсолютно достоверно, что эти частицы гораздо меньше частиц железа, образующихся в отсутствие полимера (0.1-0.5 мм).

Авторы благодарят К.И. Болячевскую за синтез образцов ПАА и А.Г. Богданова за помощь в постановке электронно-микроскопических исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. H irai H., Toshima N. I I Tailored Metal Catalysts / Ed. by Ywasawa T., Tokyo: D. Reidel Publ. Com., 1986. P. 87.

2. Papisov I.M., Litmanovich A.A., Bolyachevskaya К.1., Yablokov Yu.S., Prokof ev A.I., Litmanovich О Ye., Markov S.V. // Macromol. Symp. 1996. V. 106. P. 287.

3. Паписов И.М., Яблоков Ю.С., Прокофьев А.И. // Высокомолек. соед. Б. 1994. Т. 36. № 2. С. 352.

4. Яблоков Ю.С., Прокофьев А.И. // Хим. физика. 1996. Т. 15. №2. С. 114.

5. Энциклопедия полимеров. М.: Советская энциклопедия. 1972. Т. 1. С. 30.

6. Солодовников С.П., Васильев А.Ю., Оленин А.Ю., Сергеев В.А. // Докл. АН СССР. 1990. Т. 310. № 4. С. 911.

7. Петров Ю.Н. Кластеры и малые частицы. М.: На- , ука, 1986. С. 395.

8. Вонсовский C.B. Магнетизм. М.: Наука, 1971. С. 805.

9. Литманович A.A., Паписов ИМ. // Высокомолек. соед. Б. 1997. Т. 39. № 2. С. 323.

Preparation of Polymer-Iron Nanocomposites by Reduction of Iron(II)

in Aqueous Solutions of Polymers

Yu. S. Yablokov*, A. L Prokof ev** and I. M. Papisov*

* Moscow State Automobile and Road Institute (Technical University), Leningradskii pr. 64, Moscow, 125829 Russia ** Nesmeyanov Institute of Organoelement Compounds, Russian Academy of Sciences, ul. Vavilova 28, Moscow, 117813 Russia

Abstract—Polymer-iron nanocomposites were prepared by reduction of Fe2+ in aqueous solutions of polyethylene glycol), poly(acrylamide), and poly(N-vinylpyrrolidone). It was found that iron particles incorporated into the nanocomposites were not susceptible to oxidation in air. The size of zero-valent particles in the composites was estimated by electron microscopy and ferromagnetic resonance spectroscopy. The reasons for the formation of small iron particles and their oxidation stability are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.