время поездки в Монголию. Это учитель Малков из Кяхты и член ВСОР-ГО В.Н. Флоренсов из Иркутска. Архивы В.Л. Котвича рассосредоточены по разным архивохранилищам, преимущественно в России и Польше, и ждут еще своего времени, чтобы соединившись в одном труде, рассказать о выдающемся востоковеде.
В целом фонды СПФ АРАН могут способствовать созданию более целостной картины развития научного монголоведения в России.
Литература
1. СПФ АРАН. Ф.775 о. 1, д. 257, л. 1об.
2. М. Тубянский, С. Ольденбург, Ф. Щербатской О рукописном наследии
B.П. Васильева / СПФ АРАН. Ф. 775, оп. 1, д. 256_6, л. 77.
3. СПФ АРАН. Ф. 775, оп. 1, д.248 Обозрение буддийской литературы.
4. СПФ АРАН. Ф. 775, оп. 1, д.187.
5. Полянская О.Н. Монголоведные исследования В.Л. Котвича (1872-1944). К 140-летию со дня рождения // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып. 7. Серия История.
C. 109-110.
6. СПФ АРАН. Ф. 761, оп. 2, д. 220.
Полянская Оксана Николаевна - канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории Бурятского государственного университета, Улан-Удэ.
Polyanskaya Oksana Nikolaevna - candidate of historical sciences, lecturer of department of general history of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 94(571.54-21)
Я 205 © А. Явловский
ПОЛЬСКИЕ СТРАНИЦЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КЯХТЫ/ТРОИЦКОСАВСКА
В статье затрагивается тема участия поляков в общественной истории и материальной культуре города Кяхты/Троицкосавска. Читатель найдет краткое описание польского сообщества, проживавшего в этом приграничном городе. Особое внимание уделяется польским ученым, работавшим в этой части Азии, таким как Юлиан Талько-Хринцевич. Дополнительно статья содержит подробный список польских научных журналов конца XIX- начала XX вв., которые хранятся в Кяхтинском краеведческом музее им. В.А. Обручева. Ключевые слова: Польское сообщество, Кяхта/Троицкосавск, материальная культура, общество, социальная история, Азия, Юлиан Талько-Хринцевич, Кяхтинский краеведческий музей, польские научные журналы, этнографические исследования.
A. Jawlowski
POLISH PAGES IN THE SOCIAL HISTORY AND MATERIAL CULTURE OF KYAKHTA / TROITSKOSAVSK
This article treats about the participation of the Polish people in the social history and material culture of Kiahta/Troitskosavsk. The reader will find a short
description of the history of the Polish community living in this border town. Special attention was paid to the research conducted by Polish scientists in this part of Asia. The article also presents a figure of Julian TalkoHryncewicz and his research. Additionally, it contains a detailed list of Polish scientific journals from the end of the XIX century and the beginning of the XX century stored in the Kiahta museum after the name V.A. Obruchev.
Keywords: Polish community, Kiahta/Troitskosavsk, material culture, society, social history, Asia, Julian Talko - Hryncevich, Kiahta museum, Polish scientific journals, anthropological research.
На сегодняшний день Кяхта представляет собой тихий провинциальный городок, расположенный в интереснейшем регионе пограничья стран и культур, которое способствует созданию неповторимого калейдоскопа культурных, этнических, природных, а также климатических разнообразий. Именно здесь, в долине Кяхты сибирская тайга, в конце концов, уступает степи и пустыне Центральной Азии, по которым пролегли старинные торговые пути, тянувшиеся к Дальнему Востоку, Индии и Тибету. Люди, живущие на этой земле, и те, кто прибыли с разных сторон света создали причудливую мозаику этнических групп и культур. Среди тех, кто внес заметный вклад в богатую историю и культуру этого места были и поляки.
Датой основания Кяхты считается 1728 г., но во многих источниках, можно встретить также дату на год раньше. По моему мнению, данное расхождение не является столь важным и связано оно с образованием на месте нынешнего города районного казачьего форта в 1727 г. под названием Форт Новотроцкий. Как бы то ни было вопрос даты основания города остается в компетенции историков. Нам интереснее то, что с самого начала город в первую очередь служил важным пунктом на карте российско-китайских политических и торговых контактов. Уже в упомянутом 1728 г. на реке Кяхта был возобновлён и подписан договор о российско-китайской границе. Российская сторона была представлена графом боснийского происхождения Саввой Владиславич-Рагузинским. Именно он был инициатором создания обменных пунктов и товарных складов на территории и окраинах Новотроцкого Форта.
Создание новой точки зоны пограничья и развития торговых отношений было обосновано в первую очередь его выгодной локализацией. Долина реки Кяхта соединила дороги, ведущие на запад в Москву и за ее пределы, в Западную Европу и даже через Атлантический океан в Америку с пустынными районами Монголии, находящейся в те времена в составе Китая, Ургой (ныне Улан-Батор), Пекином и другими торговыми центрами Дальнего Востока.
Период с конца XVIIIв. до второй половины ХХ в. считается временем расцвета Кяхты/Троицкосавска. Основной причиной динамичного развития города - в дополнение к упомянутой природной пограничной локализации - было его участие в системе торговой коммуникации - так называемом Чайном пути. Именно благодаря этому Кяхту/Троицкосавск можно рассматривать как важное звено в цепи мировой торговой системы
растянувшейся от Китая на востоке до Англии и Северной Америки на западе.
Сильная геополитическая и экономическая позиция Кяхты пришла в упадок по причине развития других торговых путей, особенно морского транспорта и железной дороги. В ущерб интересам Кяхты сыграло развитие Транссибирской магистрали. Эти и другие события привели к постепенному оттоку купцов и предпринимателей. Многие из них переместили свои предприятия в Москву, Санкт-Петербург или в другие сибирские города, лежащие на пути разрастающейся Транссибирской магистрали.
Тем не менее, Кяхта/Троицкосавск не сразу потеряла свою сильную стратегическую и культурную позицию. На рубеже XIX и XX вв., несмотря на постепенную потерю экономической мощи, город по-прежнему привлекал посетителей. В частности, исследователей и ученых. Он все чаще начинает функционировать в качестве удобной базы для исследователей Центральной Азии и Южной Сибири - в основном геологов, натуралистов, географов, картографов, а также историков и специалистов этнографических исследований этих регионов. Среди них были ученые и польской национальности.
Точное описание истории поляков в Кяхте, безусловно, требует отдельной монографии. Здесь мы приведём лишь некоторые ключевые факты и имена, появляющиеся в контексте истории и развития города и региона.
Многое о поляках, живущих в девятнадцатом веке в Кяхте / Троицко-савске мы можем узнать, читая работы Агатона Гиллера (Agaton Giller). Особенно интересна в этом отношении написанная в 1869 г. работа «Описание Забайкальского края». Гиллер представляет более пяти сотен лиц польского происхождения, проживающих на территории Забайкалье. Некоторые из них описаны с особенной подробностью. (Стоит отметить здесь, что автор не сосредотачивается исключтельно на поляках, но также дает широкие описания коренных народов Сибири - основном бурятов и орочонов. Особое внимание уделял он также большой китайской общине, проживающей в частности на территории Кяхтинского района). Во время службы в царской армии, Гиллер в первую очередь уделял внимание вопросу ссыльных. В связи с этим значительную часть своих исследований он посвятил полякам, живущим Кяхте/Троицкосавске.
Особенно важно, что Гиллер сумел точно оценить количество членов католической общины Кяхты/Троицкосавска, которую он называет чисто польской. Благодаря ему, теперь известно, что в 1860 г. в общей сложности пребывало 89 лиц польской национальности, в том числе 10 женщин и 79 мужчин [см. Kose 2008]. Кроме того, автор оставил описания социально-нравственного уклада жизни кяхтинского сообщества. Гиллер представляет поляков проживающих в городе как лиц, пользующихся уважением и социальным престижем. Среди наиболее часто выполняемых ими занятий Агатон Гиллер отмечает профессию учителя (в основном иностранных языков) и пианиста. Он также упоминает о неким Гже-гоже Козяркевиче, исполняющего обязанности директора местного орке-
стра, чей репертуар автор оценивает как «легкий». Он также дает точное количество роялей, находящихся в домах кяхтинских купцов. По его мнению, примерно в 1860 г. у, их было 13 [см. Giller 2007].
Согласно сообщениям Гиллера, статус проживающих здесь поляков был довольно высоким. Тем не менее, стоит отметить, что не все поляки являлись представителями местной интеллигенции. Многие из них оказались в данном регионе Сибири в рамках военной службы. Можно выделит два типа военных польского происхождения, проходящих службу в российской армии в конце первой половины XIX в. Первые - это участники Ноябрьского восстания, т.е. солдаты армии Польского Королевства, насильно включенные в состав царской армии1. Во вторую группу можно причислить обычных призывников, в основном крестьян находящихся на обязательный военной службе, судьба которых забросила в этот далекий регион российско-китайского пограничья. В Кяхте польские новобранцы служили при охране государственной границы в составе казачьих образований. Стоит отметить, что обычные призывники являются наименее описанной группой поляков, живших в Забайкалье. В действительности, ничего не известно о точном месте происхождения новобранцев, условиях военной службы, их семейном положении и т. д. [Семёнов, 2007]. Определенно больше информации можно узнать о политических ссыльных, особенно выходцев из знати.
Один из самых известных поляков, чья судьба была связана с Кяхтой /Троицкосавском, несомненно, Юлиан Талько-Гринцевич, который жил в Кяхте/Троицкосавске во второй половине XIX в. Жизнь и научная карьера этого выдающегося ученого стала предметом нескольких подробных биографических исследований. Тем не менее, вспомним о нескольких основных фактах его жизни, связанных с данной местностью.
Талько-Гринцевич не был ссыльным. В Сибирь его привлекли хорошие финансовые условия работы, предлагавшиеся в том регионе врачам. В поисках доходов, которые могли бы поправить не наилучшее материальное положение, Талько-Гринцевч и его жена поселились в Кях-те/Троицкосавске, где он устроился на работу в качестве врача терапевта. Помимо этого он работал в местном санитарном и судебно-врачебном комитетах. Результаты его медицинской практики оформились в многочисленные статьи в специализированных журналах, которые чаще всего касались встречающихся в Сибири заболеваний.
В общей сложности в Сибири он провел 16 лет. Его деятельность перешла далеко за пределы медицинской практики. Талько-Гринцевич имел за собой довольно обширные исследования в области физической антропологии. Однако он не ограничивался исключительно проблемами биологии и анатомии. Много внимания он уделял также вопросам культурной специфики коренных народов Сибири. Объектом его интересов и описа-
1 В период от 1832 по 1834 г. в российскую армию было включено 69 357 солдат армии Польского Королевства. Польские солдаты чаще всего призывались для службы на Кавказ, в Сибирь, а также на бывшие российские территории Средней Азии [Семёнов 2007: 127; Nowinski 1995: 434].
ний были буряты, эвенки, якуты, остяки, сойоты, татары и другие азиатские народы - монголы и тибетцы. Интересным примером сочетания дисциплин явилась статья, опубликованная им в 1893 г. в этнографическом журнале «Wisla» под названием «Несколько слов о тибетской медицине и ее связь с фольклором». Интерес Талько-Гринцевича в этнографических исследованиях вылился, в то, что после возвращения в Польшу, уже в качестве заведующего кафедрой физической антропологии Ягеллонского университета, он работал над созданием Этнографического музея в Кракове. Он является одним из авторов концепции этого объекта.
Талько-Гринцевич также проводил исследования на территории современного Кяхтинского района и приближенных к нему местностей. Результаты этих научных изысканий в области физической антропологии над населением региона опубликованы в статье «Материалы по антропологии Забайкалья и Монголии». Талько-Гринцевич внес фундаментальный вклад в развитие культуры и науки в Кяхтинском районе. Отметим, что именно по его инициативе был создан филиал «Императорского русского географического общества» в Троицкосавске, где он проработал директором в течение 14 лет. За это время он основал научную библиотеку и музей, который до сих пор действует под названием Краеведческий музей имени академика В. А. Обручева в Кяхте. Кроме того, он организовал и руководил работой кяхтинского научного издательства «Работа Троицко-Кяхтинскокой секции Надамурского отдела Императорского русского географического общества». В знак признания высоких результатов его научной деятельности и организаторской работы Царская власть удостоила в 1898 г. престижной наградой московского «Общества любителей природы, антропологии и этнографии». Вскоре после этого, в 1900 г. он был награжден титулом «незаменимый член товарищества». Следующее признание его деятельности было выражено со стороны Санкт-Петербургского географического общества, члены которого, предоставили ему золотую медаль общества [Machlanski, 2008].
Кроме того, благодаря усилиям Талько-Гринцевича Кяхтинский краеведческий музей обладает обширной коллекцией польских журналов и научной периодики рубежа XIX и XX вв. К ним относятся „Biuletyn Mi^dzynarodowego Towarzystwa Naukowego w Krakowie"; „Biuletyn Polskiej Literatury Naukowej w Krakowie"; „Wisla. Miesi^cznik Poswi^cony Krajoznawstwu i Ludoznawstwu"; „Rocznik Towarzystwa Naukowego Miasta Poznania"; „Ziemia. Popularny Tygodnik, Katalog Polskiej Literatury Naukowej w Krakowie"; „Kosmos. Czasopismo Polskiego Towarzystwa Przyrodnikow Imienia Kopernika"; „Lud".
Данная коллекция представляет собой невероятно ценный документ польской научной мысли, а также свидетельством состояния эмпирического знания рассматриваемого периода. Она может послужить важным источником знаний о состоянии и достижениях научных исследований, проводившихся в то время в Польше, а также полезным материалом для исследований по истории науки и понимания науки как отрасли культуры. Но прежде всего, это важная коллекция памятников польской матери-
альной и духовной культуры. Среди этих изданий особого внимания заслуживают «Lud» и « Wisla». Опубликованные на их страницах статьи и описательные монографии представляют собой начала польской этнографической мысли. Именно те вопросы, поставленные в них должны рассматриваться как начальный этап польской этнологии. Они также являются ценным источником знаний, в том числе о польской народной культуре.
Кроме того, в коллекции Музея имени академика Обручева в Кяхте хранятся восемь икон, авторство которых приписывают польскому портретисту, выпускнику Академии искусств Санкт-Петербурга, Каролу Филиппу Райхелю. Рожденный в 1788 г. в Варшаве, художник принимал участие в создании иконостаса кяхтинской Воскресенской церкви. Иконы его авторства также находятся Успенской церкви. Период его работы на территории современной Кяхты приходится на 1845-1857 гг.
По словам сотрудников музея, иконы находятся в плачевном состоянии и требуют немедленной реставрации. Кроме того, в связи с плохим состоянием, иконы в настоящее время находятся в хранилищах музея и не представляются общественности. Отмечу лишь, что мне не удалось увидеть работ Райхеля. Об их существовании я узнал от сотрудников музея и г-жи Галины Мостовшчиковой, члена национально-культурной автономии поляков «Наджея» в городе Улан-Удэ. О хранящихся в музее работах Райхеля Галина Мостовшчикова также сообщила во время конференции «Современные тенденции развития полонийного движения в России», которая состоялась 19 сентября 2008 г. в здании Восточносибирской академии культуры и искусств города Улан-Удэ.
Список польских периодических изданий и журналов в коллекции Краеведческого музея в Кяхте2:
Biuletyn Mi^dzynarodowego Towarzystwa Naukowego w Krakowie -Krakow
номера:
1898 г.: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, декабрь
1903 г.: № 1-10.
1904 г.: № 1 - 9.
1906 г.: № 1 - 9.
1907 г.: № 10.
1908 г.: № 1 - 10.
1909 г.: № 1 - 10.
1911 г.: № 1A - 10A.
1912 г.: № 10A, 1B, 2B, 9B, 5W, 6W.
Biuletyn Polskiej Literatury Naukowej w Krakowie - Krakow
номера:
1907 г.: том IV № 3 - 4, том VII № 1 - 2.
2 Материал подготовлен на основе исследования «Польскоязычная литература в книжном собрании Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А. Обручева» Любови Филипповой, руководителя отдела редкой книги Краеведческого музея в Кяхте.
1908 г.: том VII № 3 - 4.
1909 г.: том VIII № 1 - 4, том IX № 1 - 2.
1910 г.: том IX № 3 - 4, том X № 1 - 2.
1911 г.: том X № 3 - 4.
Wisla. Miesi^cznik Poswi^cony Krajoznawstwu i Ludoznawstwu -Warszawa.
номера:
1898 г.: № 1 - 4.
1899 г.: № 1 - 12.
1900 г.: № 1 - 6.
1901 г.: № 1 - 6.
1902 г.: № 1 - 5.
1903 г.: № 1 - 6.
1904 г.: № 1.
Rocznik Towarzystwa Naukowego Miasta Poznania - Poznan
номера:
1895 г.
Ziemia. Popularny Tygodnik - Warszawa
номера:
1897 г.: том XVI № 8, 10 - 19, 21 - 29, 31 - 52.
1898 г.: том XVII № 1, 2 - 18.
Katalog Polskiej Literatury Naukowej w Krakowie - Krakow.
номера:
1901 г.: том I № 1, 3.
1902 г.: том I № 4, том II № 1 - 2.
1903 г.: том II № 3 - 4, том III № 1 - 3.
1904 г.: том III № 4.
1905 г.: том IV № 1 - 4.
1906 г.: том IV № 1 - 4, том VI № 1 - 2.
Kosmos. Czasopismo Polskiego Towarzystwa Przyrodnikow Imienia Kopernika - Lwow.
номера:
1896 г.: № 1 - 12.
1897 г.: № 1 - 12.
1898 г.: № 1 - 12.
1899 г.: № 1 - 3, 6 - 12.
1900 г.: № 1 - 12.
1901 г.: № 2 - 12.
1902 г.: № 2 - 12.
1903 г.: № 1 - 12.
1904 г.: № 1 - 7, 9 - 12.
1905 г.: № 1 - 7.
1906 г.: № 1 - 12.
1907 г.: № 1 - 12
1908 г.: № 1 - 5.
1909 г.: № 1 - 12.
1910 г.: № 1 - 12.
1911 г.: № 1 - 12.
1912 г.: № 1 - 12.
1913 г.: № 1 - 12.
1914 г.: № 1 - 3.
Lud. Organ Towarzystwa Ludoznawczego we Lwowie -Lwów/Kraków.
номера:
1896 г.: № 1 - 4, Lwów.
1987 г.: № 1 - 2, 4, Lwów.
1898 г.: № 1 - 4, Lwów.
1900 г.: № 1 - 4, Lwów.
1902 г.: № 2 - 4, Lwów.
1903 г.: № 1, 3 - 4, Lwów.
1904 г.: № 1 - 4, Kraków.
1905 г.: № 1 - 4, Kraków.
1906 г.: № 1 - 4, Kraków.
1907 г.: № 1 - 4, Lwów.
1908 г.: № 1 - 4, Lwów.
1909 г.: № 1 - 3, Lwów.
1910 г.: № 1 - 4, Lwów.
1911 г.: № 1, Lwów.
1912 г.: № 1 - 4, Lwów.
Литература
1. Giller A., Sladami spraw polskich w Kiachcie i Akatuii (w:) Kuczynski A. Syberia. 400 lat polskiej diaspory. Zaslania, martyrologia i sukces cywilizacyjny Polaków, Kraków, 2007.
2. Kose К., Polacy na Zabajkalu w swietle relacji Agatona Gillera, [в:] Семёнов Е. (ред.) Современные тенденции развития полонийного движения в России, Улан-Удэ, 2008.
3. Machlanski P., Zycie i dzialalnose lekarsko - antropologiczna Juliana Talko -Hryncewicza, [в:] Семёнов Е. (ред.) Современные тенденции развития полонийно-го движения в России, Улан-Удэ, 2008.
4. Мостовшчикова Г., Именитые поляки в истории Кяхты-Троицкосавска, реферат, представленный в рамках конференции Современные тенденции развития полонийного движения в России, Улан-Удэ, 19 сентября 2008 (рукопись доклада).
5. Полежаева Л., Улейская Т. (ред.), Польская интелегенция в Сибири XIX-XX вв., Красноярск, 2007.
6. Семёнов Е.В. Поляки - солдаты в Кяхте в середине XIX в., [в:] Леончик С., Филипова Л., Польскоязычная литература в книжном собрании Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А. Обручева, (рукопись доклада).
7. Nowinski F. Polacy na Syberii Wschodniej. Zeslancy polityczni w okresie mi^dzypowstaniowym, Gdansk, 1995
8. Skok H. Polacy nad Bajkalem 1863- 883, Warszawa, 1974.
9. Talko-Hryncewicz J., Na skrzyzowaniu handlowych dróg (w:) Kuczynski A. Syberia. 400 lat polskiej diaspory. Zeslania, martyrologia i sukces cywilizacyjny Polaków, Kraków, 2007.
10. Wites T., Wyludnianie Syberii i rosyjskiego Dalekiego Wschodu, Warszawa, 2007.
Явловский Альберт - доктор гуманитарных наук, социолог, адъюнкт кафедры методов исследования культуры Института прикладных общественных наук Варшавского университета.
Jawiowski Albert - ScD, sociologyist, Assisting Professor in the Department of Culture Research Methods, Institute of Applied Social Sciences, University of Warsaw.
УДК 94(510)+001-057.4
А 796 © И. Арванити
ВИТОЛЬД АНДЖЕЙ ЯБЛОНЬСКИЙ - УЧЁНЫЙ ГУМАНИСТ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ПОЛЬСКОЙ СИНОЛОГИИ
В данной статье автор рассматривает наследие Витольда Яблоньского и его роль в становлении польской синологии. Автор анализирует большой объем материалов первой половины XX в. Ключевые слова: Яблоньский, Польша, Китай.
I. Arvaniti
WITOLD ANDRZEJ JABLONSKI - HUMANIST SCHOLAR, FOUNDER OF THE POLISH SINOLOGY
In this article, the author examines the legacy of Witold Jablonski and his role in the Polish Sinology. The author analyzes a large amount of materials of the first half of XX century. Keywords: Jablonski, Poland, China.
„Сжившийся с мудрецами Востока, он сам обладал чертами мудреца, спокойно взирающего на мир, стремящегося найти истину и красоту на земле"1.
Здислав Либера
„[...] был Профессор Яблоньский ученым, научный кругозор которого далеко выходил за рамки профессиональной специальности. Ибо его интересовали социология и философия, история искусства и европейская литература, он прекрасно разбирался в вопросах религиоведения, наконец он был высококлассным переводчиком, который перевёл на польский язык ряд произведений китайской литературы"2. „В его характере не было
1 Libera Z. Z chinskiego notatnika (З. Либера, Из китайского дневника), „Wiedza i Zycie" („Знание и Жизнь"), 1958, № 7, с. 401.
2 Там же, с. 400.