Научная статья на тему 'Польские спецпереселенцы в Горном Алтае: сохранение наследия'

Польские спецпереселенцы в Горном Алтае: сохранение наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
411
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПОРТАЦИИ / СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ОСАДНИКИ / РЕПАТРИАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / DEPORTATIONS / FORCED SETTLEMENTS / OSADNIKS / REPATRIATION / POLITICAL REPRESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неверова Н.В.

Статья посвящена проблеме депортаций в военные и послевоенные годы СССР и их влиянию на место высылки. Особое внимание уделено изучению вопроса по польским спецпереселенцам в Ойротской автономной области, бывшей в тот период времени частью Алтайского края. В работе представлены основные положения относительно причин депортации польского населения с западных территорий Белорусской ССР, Украинской ССР и Литовской ССР, вошедших в состав СССР с началом войны. Указаны социальные группы, подвергшиеся депортациям, их экономическое и политическое положение в ссылке, отношение с местными жителями и администрацией. Помимо вышесказанного, дается краткий обзор процесса реабилитации депортированных и их репатриации. Труд основан на обширном исследовательском и источниковом материале.The article is devoted to the problem of deportations during the World War II and postwar years in the USSR. Particular attention is paid to the issue of the Polish forced settlements in the mountain area of the Oirot Autonomous Region (the region was a part of the Altai Krai in USSR). The work illustrates the main issues on the reasons of deportations of the Polish people from the Western territory of the Byelorussian, Ukrainian, and Lithuanian SSR which were parts of the USSR before the outbreak of war. The paper indicates the social groups which were deported; their economic and political situation and the relations with the local residents and administration. This document gives an overview of the rehabilitation and repatriation of Polish forced settlements. The article is based on the extensive research material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Польские спецпереселенцы в Горном Алтае: сохранение наследия»

Неверова Н.В. Польские спецпереселенцы в Горном Алтае...

УДК 94(571.151)

Н.В. Неверова

Горно-Алтайский государственный университет,

Горно-Алтайск, Россия

ПОЛЬСКИЕ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В ГОРНОМ АЛТАЕ: СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Статья посвящена проблеме депортаций в военные и послевоенные годы СССР и их влиянию на место высылки. Особое внимание уделено изучению вопроса по польским спецпереселенцам в Ойротской автономной области, бывшей в тот период времени частью Алтайского края. В работе представлены основные положения относительно причин депортации польского населения с западных территорий Белорусской ССР, Украинской ССР и Литовской ССР, вошедших в состав СССР с началом войны. Указаны социальные группы, подвергшиеся депортациям, их экономическое и политическое положение в ссылке, отношение с местными жителями и администрацией. Помимо вышесказанного, дается краткий обзор процесса реабилитации депортированных и их репатриации. Труд основан на обширном исследовательском и источниковом материале.

Ключевые слова: депортации, спецпереселенцы, осадники, репатриация, политические репрессии.

Составной частью историко-культурного наследия Алтайского края и Республики Алтай является наследие польской диаспоры, сохранившей свое этнокультурное своеобразие. Поляки оказались на территории Горного Алтая в рамках различных процессов: от добровольных переселений до депортации. Депортация народов в годы Великой Отечественной войны остается одним из наиболее дискуссионных вопросов в исторической науке. Историки различных политических взглядов имеют собственную оценку событий, происходивших в 1940-е гг., с кардинально разными подходами к рассмотрению проблемы. Наиболее радикальный подход характерен для западных историков. В отечественной же истории вопрос депортаций народов практически не затрагивался до конца 1980-х гг. В конце XX - начале XXI в. начинают выходить крупные работы, посвященные данной проблеме, публикуются сборники архивных материалов, нормативные документы, ведется статистический подсчет пострадавших [Козлов, 2011, с. 35].

Польское население было выслано с территорий, вошедших в состав СССР с началом Второй мировой войны: западных областей БССР и УССР, а также Литовской ССР. Поляки, издавна проживавшие на этих территориях, часто выступали против Советского Союза, что, по мнению советского руководства, превращало их в потенциальных противников советской власти, порождало опасность шпионажа с их стороны в пользу врага, сепаратизма и иных видов подрывной деятельности. Эффективным решением проблемы с точки зрения власти стала депортация наиболее неблагонадежных слоев населения и их семей [www.scepsis.net/library/id_1237.html].

Крупнейшим актом выселения поляков стала депортация в феврале 1940 г., проводившаяся в условиях строжайшей секретности, без

предупреждения и с нарушением имущественных прав [www.old.memo. ru/history/POLAcy/g_1.htm]. Первоначально ссыльные делились на две основные категории: «осадников», в число которых входили бывшие военнослужащие польской армии, чины полиции и администрации, и «лесников» - служащих лесной охраны. По указу наркома внутренних дел Л.П. Берии они размещались в районе лесозаготовок Кировской, Вологодской, Пермской, Новосибирской, Свердловской, Омской областей, Красноярском, Алтайском краях и Коми АССР [Иосиф Сталин..., 1992, с. 5]. Позднее, к числу осадников и лесников присоединились и «беженцы», т.е. поляки, прибывшие в западные области УССР и БССР с территорий, оккупированных немцами. Всего, по подсчетам В.Н. Земскова [1990, с. 7], на момент 1941 г. было выслано 96593 поляка, из них осадники составили большую часть (88654 чел.), остальные же числились в качестве беженцев (7939 чел.). В Алтайском крае было размещено 9886 чел., в том числе 5926 осадников и 3960 беженцев. Следует отметить, что не все из них являлись поляками. В Ойротской автономной области депортированных поляков было относительно немного. В 1943 г. их насчитывалось 312 чел., большая часть из которых проживала в Ойрот-Туре [Политические репрессии..., 2017, с. 194]. По данным исследователя В.А. Скубневского [2005, с. 109], 6 мая 1944 г. в Ойротской области проживало 309 поляков.

Летом 1941 г. депортация была проведена на территории Прибалтики: в Эстонии, Латвии и Литве. Депортированные размещались в Кировской, Новосибирской областях, Красноярском и Алтайском краях, Коми АССР, а также в Казахстане. В Алтайском крае преимущественно были поселены спецпереселенцы из Литвы численностью 7462 чел., большуя часть из которых (3940 чел.) отправили в Бийск [Политические репрессии..., 2017, с. 195]. Среди депортированных из Литвы были как литовцы, так и поляки. Поселенцы размещались по положениям, установленным для осадников. Согласно докладной записке на имя заместителя начальника ГУЛАГа НКВД СССР майора Г.Б. Завго-роднего от 3 ноября 1942 г. в Алтайском крае насчитывалось 1394 семьи ссыльнопоселенцев из Прибалтики, из которых только 1486 чел. были трудоспособными, остальные являлись инвалидами или детьми до 16-ти лет. Расселили же их в 33 районах Алтайского края и Ойротской автономной области для работы в совхозах [Иосиф Сталин., 1992, с. 189].

Условия жизни спецпереселенцев на Алтае были тяжелыми. Поляки сложно адаптировались к местным сибирским условиям. Поселенцам было запрещено общаться с местными жителями, местное население к ссыльным относилось настороженно. Старики, дети и инвалиды очень тяжело переносили тяготы ссылки. Переселенцам недоставало продовольствия, медикаментов. Большая часть ссыльных привлекались к работам на лесозаготовке, изготовлении кирпича, полевым работам и прочим хозяйственным работам. Однако производительность труда была крайне низкой. Это было

Неверова Н.В. Польские спецпереселенцы в Горном Алтае.

связано и с отсутствием необходимых жилищных условий для поселенцев. Так, в с. Куташ в двух бараках ютилось 208 чел. [Спецзаписка начальника УНКВД...]. Бараки не отапливались. Сами депортированные не старались поддерживать чистоту в своей среде обитания. Скученность, грязь, антисанитария, все вместе взятое приводило к тому, что люди в бараках постоянно болели. В Теньгинском совхозе «Овцевод» Ойротской автономной области поселенцы были размещены в квартирах без бытовых условий, а часть -в помещениях для скота [Спецзаписка начальника УНКВД.]. Не случайно, множество ссыльных погибло зимой 1941 г.

С установлением союзнических отношений СССР с Польшей в декабре 1944 г. практически прекращается высылка поляков. Начинается процесс репатриации. Всего, по данным на 17 июня 1945 г., в лагерях и тюрьмах находилось 25047 чел. польского происхождения [Иосиф Сталин., 1992, с. 217]. Л.П. Берия обратился к И.В. Сталину с просьбой о частичном освобождении поляков, взятых в плен в составе немецкой армии, из лагерей [Иосиф Сталин., 1992, с. 217]. Для тех, кто остался в СССР, улучшались условия проживания. Несмотря на проведение нескольких акций по репатриации спецпереселенцев в послевоенные годы, массовым это явление становится лишь после смерти И.В. Сталина. С 1954 г. поляков, как и остальных спецпереселенцев, начинают снимать с учета, а в дальнейшем дают свободу перемещения. До 1960 г. ссыльные поляки в основной массе вернулись в Польшу [Земсков, 1990].

Поляки - это лишь часть от большого числа народов, подвергшихся депортациям [www.scepsis.net/library/id_1237.html]. Депортации были продиктованы условиями военного времени, в которых даже малейшее подозрение в возможности пособничества врагу давало «право» на высылку «неблагонадежных». Военное время накладывало ограничения на условия, в которых проживали спецпереселенцы. Продовольствие, одежда, обувь, табак направлялись на фронт, о снабжении заключенных не думали. Однако лишь войной невозможно оправдать все те действия, которые проводило советское руководство в отношении разных народов и социальных групп. Депортации наносили ущерб экономике и полностью противоречили конституционным основам СССР.

В настоящее время в Республике Алтай проживают потомки депортированных поляков и добровольные переселенцы. Часть поляков или людей, имевших смешанное польско-литовское происхождение, навсегда связали свою жизнь с Алтаем. Многие репатрианты, уже проживая на родине в Литве и Польше, не забывают Горный Алтай, где они провели самые трудные годы в своей жизни. В настоящее время поляки Горного Алтая создали национально-культурное объединение «Родник» (Здруй), костяком которого являются преподаватели Горно-Алтайского государственного университета, а идейным вдохновителем и одним из создателей - Н.Э. Гартман-Ягелло. Польское общество и поляки Горного Алтая в целом активно участвуют в культурной жизни г. Горно-Алтайска и Рес-

публики Алтай, охотно принимают участие во всех мероприятиях. Не забывая трагические события пребывания своих земляков на Алтае, они популяризируют польскую культуру, активно взаимодействуют с историко-культурными сообществами Польской Народной Республики, посещают Польшу с визитами, участвуют в выполнении различных историко-культурных проектов. Задачами общества в настоящее время являются сохранение памяти о польских спецпереселенцах, поиск и увековечивание имен, сбор информации о местах расселения поляков, их численности и социально-бытовых условиях [Вохменцева, 2015, с. 65].

Силами польского национально-культурного объединения «Родник» сохраняются памятники, посвященные депортированным, такие как памятный крест ссыльным литовцам в Горно-Алтайске и памятник польско-литовским ссыльным на месте массового захоронения депортированных в с. Куташ [Вохменцева, 2015, с. 66]. Для гостей из Польши устраиваются экскурсии по памятным местам. В число таких мест входят с. Куташ, Горно-Алтайск и с. Турочак, где отбывал ссылку будущий президент Польши Войцех Ярузельский. Поляки охотно посещают исторические места, где первоначально расселяли депортированных людей, от того времени остались следы бараков польско-литовских поселенцев, а сейчас стоят памятники жертвам политических репрессий. Из мемориальных памятников, связанных с В. Ярузельским, наибольшей популярностью пользуется памятник его отцу Владиславу Яру-зельскому в Бийске. Из памятных мест, связанных с польско-литовской ссылкой в Горном Алтае, следует назвать захоронения в селах Ябоган, Кара-Коба, Озерное, Усть-Кан, Куташ [Спецпереселенцы...].

Таким образом, являясь частью современного многонационального народа Республики Алтай, современные поляки представляют собой особую историко-культурную и этноисторическую группу, отличающуюся историко-культурным своеобразием и вносящую свой вклад в этническое разнообразие Республики Алтай.

Библиографический список

Бугай Н.Ф. Депортация народов [Электронный ресурс] // Научно-просветительский журнал «Скепсис». URL: www.scepsis.net/library/id_1237.html

Гурьянов А.Э. Польские спецпереселенцы в СССР [Электронный ресурс] // НИПЦ «Мемориал». URL: www.old.memo.ru/history/POLAcy/g_1.htm

Вохменцева Н.В. Поляки в Горном Алтае в 30-50-е годы ХХ века в документах и фактах // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2015. № 3 (9). С. 62-67.

Земсков В.Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД - МВД СССР) // Социологические исследования. 1990. № 11. С. 3-17.

Иосиф Сталин - Лаврентию Берии: «Их надо депортировать...»: документы, факты, комментарии. М., 1992. 288 с.

Козлов Н.Д. Депортация в годы Великой Отечественной войны в отечественной историографии // Царскосельские чтения. 2011. № 15. С. 34-38.

Политические репрессии в Горном Алтае (1922-1953 гг.): колл. монография. Горно-Алтайск, 2017. 280 с.

Паршикова Т.С. Применение естественнонаучных методов...

Скубневский В.А. Польские спецпереселенцы в Алтайском крае в годы Второй мировой войны // Краеведческие записки. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 103-112.

Спецзаписка начальника УНКВД по Алтайскому краю К.С. Волошенко заместителю наркома внутренних дел В.В. Чернышеву об устройстве спецпереселенцев в Алтайском крае [Электронный ресурс] / Архив Александра Н. Яковлева. URL: www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1021575

Спецпереселенцы в Горном Алтае [Электронный ресурс] URL: https:// история.авра.рф/index.php/Спецпереселенцы_в_Горном_Алтае.

N.V. Neverova

Gorno-Altaski State University, Gorno-Altaysk, Russia

POLISH FORCED SETTLEMENTS IN THE ALTAI MOUNTAINS: PRESERVATION OF HERITAGE

The article is devoted to the problem of deportations during the World War II and postwar years in the USSR. Particular attention is paid to the issue of the Polish forced settlements in the mountain area of the Oirot Autonomous Region (the region was a part of the Altai Krai in USSR). The work illustrates the main issues on the reasons of deportations of the Polish people from the Western territory of the Byelorussian, Ukrainian, and Lithuanian SSR which were parts of the USSR before the outbreak of war.

The paper indicates the social groups which were deported; their economic and political situation and the relations with the local residents and administration. This document gives an overview of the rehabilitation and repatriation of Polish forced settlements. The article is based on the extensive research material.

Key words: deportations, forced settlements, osadniks, repatriation, political repression.

УДК 902(571.150):5

Т.С. Паршикова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МЕТОДОВ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НА АЛТАЕ (1940-1960-е гг.)

Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ в рамках реализации проекта №16-18-10033 «Формирование и эволюция систем жизнеобеспечения у кочевых социумов Алтая и сопредельных территорий в поздней древности и средневековье: комплексная реконструкция»

В статье осуществлено обобщение сведений о применении методов естественных наук в ходе исследований на Алтае в 1940-1960-е гг. Этот период рассматривается как этап первоначального освоения и внедрения методов естественных наук в изучение археологических материалов. На основании историо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.