Научная статья на тему '«Польская» Березина: «Живая» память'

«Польская» Березина: «Живая» память Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
565
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАЖЕНИЕ ПРИ БЕРЕЗИНЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ПОЛЯКОВ / РУССКАЯ КАМПАНИЯ 1812 Г / ИДЕЯ СВОБОДЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / BATTLE ON BEREZINA / HISTORICAL MEMORY OF POLES / RUSSIAN CAMPAIGN OF 1812 / IDEA OF FREEDOM / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Постникова А. А.

Данная статья посвящена изучению памяти поляков о последнем сражении войны 1812 г. при Березине. Это событие для польских солдат стало символом разочарования в идее независимой Польши. Со временем под воздействием французской литературы Березина для поляков становится проявлением героизма солдат Великой армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«POLISH» BEREZINA: «LIVE» MEMORY

The author has addressed to the formation of historical memory of Poles about the battle on Berezina on November, 28th 1812. The Polish soldiers had taken part in the Russian campaign of 1812 in the structure of the Great army of Napoleon. The image of Berezina in the memory of Poles remaining a symbol of fidelity of their compatriots to the idea of freedom, was especially staticized during the moments of the growth of movement for independence. The Polish representation of this event, based mainly on the French lit-erature, is formed after the next rise of struggle for independence in 30 40th of XIX cen-tury. Sense of an image of this battle for them consists in a victory of Poles. At the present stage Poland, which has entered the European Union, addressing to an image created still in the XIX century, revives events on Berezina as an example of the active participation in the European policy.

Текст научной работы на тему ««Польская» Березина: «Живая» память»

ОТ ПОЛИТИКИ ЗАБВЕНИЯ К ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ

УДК 94(438).07

«ПОЛЬСКАЯ» БЕРЕЗИНА: «ЖИВАЯ» ПАМЯТЬ

А.А. Постникова

Уральский государственный педагогический университет, кафедра всеобщей истории E-mail: alina33_07_87@mail.ru

Данная статья посвящена изучению памяти поляков о последнем сражении войны 1812 г. при Березине. Это событие для польских солдат стало символом разочарования в идее независимой Польши. Со временем под воздействием французской литературы Березина для поляков становится проявлением героизма солдат Великой армии.

Ключевые слова: сражение при Березине, историческая память поляков, русская кампания 1812 г., идея свободы, Европейский союз.

«POLISH» BEREZINA: «LIVE» MEMORY

A.A. Postnikova

The author has addressed to the formation of historical memory of Poles about the battle on Berezina on November, 28th 1812. The Polish soldiers had taken part in the Russian campaign of 1812 in the structure of the Great army of Napoleon. The image of Berezina in the memory of Poles remaining a symbol of fidelity of their compatriots to the idea of freedom, was especially staticized during the moments of the growth of movement for independence. The Polish representation of this event, based mainly on the French literature, is formed after the next rise of struggle for independence in 30 - 40th of XIX century. Sense of an image of this battle for them consists in a victory of Poles. At the present stage Poland, which has entered the European Union, addressing to an image created still in the XIX century, revives events on Berezina as an example of the active participation in the European policy.

Key words: battle on Berezina, historical memory of Poles, Russian campaign of 1812, idea of freedom, European Union.

Память поляков о событиях войны 1812 года была тесно связана с надеждами на восстановление независимости их страны. Как и 200 лет назад, сегодня поляки уверены в том, что с падени-

ем Наполеона рухнули надежды Польши на обретение свободы1. Образ Березины в памяти поляков на протяжении долгих лет, оставаясь символом преданности их соотечественников идее свободы, особенно актуализировался в моменты активизации борьбы за независимость.

В своей борьбе за свободу польские патриоты вновь и вновь, в ожидании помощи от Франции, обращались к историческим сюжетам, связанным с преданным служением поляков Наполеону. Наибольшую значимость война 1812 года как пример франкопольского сотрудничества приобрела после подавления польского восстания 1831 года. Символом всех жаждущих польской свободы становится поэма А. Мицкевича «Пан Тадеуш», написанная в 1834 г. в Париже. Автор образно показал ту ненависть к России, которая тревожила души поляков перед войной 1812 года, и которая стала причиной их перехода на сторону Наполеона.

Воспоминания поляков о великом французском императоре, намеревавшемся даровать им свободу, предопределили восхваление французского оружия в польских трудах. В период 30-40-х гг. XIX в. события на Березине возрождаются на страницах книг как пример мужества солдат Великой армии2. Первым среди поляков подробно описал действия армии Наполеона на Березине Р. Солтык, в 1812 г. капитан из «разведывательного бюро» генерала М. Сокольницкого. Воспользовавшись французскими источниками, он воспроизвел те концепции, которые уже сформировались во Франции. Так, по мнению Солтыка, Великая армия атаковала русские позиции пер-вой3. Он, подобно французским авторам, считал, что сражение на правом берегу закончилось атакой генерала Думерка. На этой основе он и сделал вывод о победе французов: «Блестящая атака кавалерии Думерка привела Великую армию к победе»4. Совершенно очевидно, что в этот период польский образ Березины формировался почти исключительно на основе французского «образа», что не позволило глубоко и убедительно проанализировать характер участия поляков в войне 1812 года.

1 См.: Historia Sl^ska / / URL: http://www.polskiedzieje.pl (дата обращения:

10.11.2012).

2 См.: Chlapowski D. Lettre du général Chlapowski sur les événements militaires en Pologne. P., 1831; Ostrowski A. Zywot Tomasza Ostrowskiego, ministra Rzeczypospolitej. Paryz, 1840. Т. 2.

3 См.: Soltyk R. Napolén en 1812. P., 1836. P. 306.

4 Ibid. P. 308.

Через несколько лет ситуация изменилась: под воздействием европейских революций середины XIX в., пробудивших национальные чувства у многих народов, поляки начали создавать «независимую» историю Польши. Стремление выделить роль именно поляков в войне 1812 года вызвало необходимость в публикации мемуаров участников Наполеоновских войн5. В этих воспоминаниях польские солдаты давали неоднозначные оценки событиям на Березине. Генерал Д. Хлаповский выразил мнение, что именно поляки обеспечили переправу Великой армии через Березину и выиграли сражение на правом берегу реки: «Сражение на Березине, выигранное только поляками, было последним в русской кам-пании»6. Ж. Залуйский, в 1812 г. капитан 1-го полка гвардейских улан, отметил роль в сражении как поляков, так и французов: «28 ноября состоялась знаменитая битва на правом берегу Березины. Кирасиры Думерка и поляки отличились в этом сражении»7.

Публикация мемуаров вызвала всплеск интереса к событиям на Березине в польском обществе. Художник Я. Суходольский, долгие годы интересовавшийся Наполеоновскими войнами, в 1866 г. завершил написание картины «Переправа Великой армии через Березину». Но до сих пор символом Березины для поляков остается картина другого художника - В. Коссака. Заинтересовавшись последними днями пребывания Великой армии в России, Коссак посетил место сражения на Березине. Сделав зарисовки, уже через год он представил публике широкомасштабное полотно под кратким и столь много говорящим названием «Березина». Безысходность ситуации, в которой оказалась Великая армия - вот что было запечатлено на этой картине. Для усиления картины отчаяния, в котором пребывал Наполеон, художник, пренебрегая историческими фактами, перенес сцену сожжения знамен на переправу. «Группа угрюмых солдат окружает разведенный на снегу костер. По правой стороне расположилась императорская свита, за которой сплошной стеной стоят кавалеристы. Перед костром на барабане сидит Наполеон в любимом мундире и шубе, подаренной ему императором Александром I после Тильзитского мира. Понурым взором смотрит Наполеон на

5 См.: Zaluski J. Wspomnienia o pulku lekkokonnym polskim Gwardyi Napoleona. Krakow, 1865; Krasinski J.I. Pami^tniki. Poznan, 1871; Chlapowski D. Op. cit.; Kolaczkowski K. Wspomnienia. Krakow, 1898.

6 Chlapowski D. Op. cit. P. 296.

7 Zaluski J. Op. cit. P. 275.

свидетелей его славных победоносных походов, на знамена, пожираемые огнем. Сжигая эти знамена, Наполеон как бы сжигает свое славное прошлое»8, - так описывает эту сцену современный белорусский автор Г.Ю. Мазинг.

До начала XX в. польская самоотверженность, проявленная в русской кампании 1812 г., оставалась фактически незамеченной другими нациями. Ситуация изменилась перед Первой мировой войной, когда во внешнеполитической стратегии Франции Польша вновь стала играть одну из ключевых ролей. Французское общество, заинтересовавшись участием поляков в сражении на Березине, признало их смелость, проявленную совместно с французскими солдатами и объявило о франко-польской победе в этом сражении9. Среди же самих поляков существовал настоящий культ Наполеона, в котором видели истинного защитника и освободителя.

Именно в этот период вышло из-под пера польских авторов большинство художественных романов и исторических исследований, посвященных русской кампании 1812 г. и участию в ней поляков10.

Среди польских историков начала ХХ в. наиболее подробно проанализировал ход сражения на Березине Я.В. Шельминский. Используя польские мемуары, он создал героическую историю участия своих соотечественников в событиях на Березине, пытаясь одновременно оправдать некоторые их действия11. Так, по мнению историка, Домбровский был вынужден сдать Борисов, потому что враг был слишком многочисленен. Вместе с тем, Шельминский попытался показать, что русское командование одолевал настоящий страх перед Великой армией. В качестве доказательства этого он привел неожиданный для историографии того времени факт того, что русское командование было осведомлено о подготовке французами переправы в Студянке. Вступление в сражение со стороны русской армии, по утверждению историка, было вынужденным. Чаплиц, начав атаку, изначально понимал, что он обречен на поражение12. Вполне понятно, что

8 Мазинг Г.Ю. Березина, год 1812. Минск, 1991. С. 99.

9 См.: Bulletin Polonais littéraire, scientifique et artistique. 1910-1918.

10 См.: Sokolnicki M. General Michal Sokolnicki. Warszawa, 1912; Jezierski E. Napoleon zdobywca swiata. Warszawa, 1913; Handelsman M. Francja - Polska 1807-1813. Warszawa, 1914.

11 См.: Chelminski J.V., Malibran A. L'Armée du Duché de Varsovie... P., 1913.

12 См.: Ibid. P. 148.

Шелминский предлагал акцентировать внимание лишь на действиях поляков в сражении на правом берегу. Особо автор отметил борьбу генерала Зайончека с русскими. При этом создавалось впечатление, что воевали одни поляки; представителям других наций, входивших в состав Великой армии, места не нашлось. В целом, в образе Березины Шельминского отчетливо прослеживаются ставшие уже традиционными к тому времени символы польской славы: героизм, кровь, бесполезные жертвы13.

Однако упоминания о значительных потерях поляков в сражении на Березине не пошатнули польскую преданность Наполеону. Продемонстрировал польскую веру во французского императора писатель С. Жеромский в своем знаменитом романе «Пепел». Это произведение на долгие годы стало источником формирования образа Березины в сознании большинства поляков. Первоначально роман вышел в журнале «Иллюстрированный еженедельник», а в 1904 г. был опубликован полностью. В небольшом отрывке, посвященном войне 1812 года, писатель, изобразив осмотр Наполеоном польских войск, ярко показал бескорыстное желание солдат сражаться во имя французского императора. При этом автор, преследуя цель создания героической эпопеи участия польских солдат в Наполеоновских войнах, решил даже не упоминать о трагедии отступления Великой армии.

После Первой мировой войны сконструированный историками и писателями образ великого французского императора и героического сражения на Березине продолжал господствовать в сознании поляков. 5 мая 1921 г. в Варшаве был открыт первый памятник Наполеону на площади, названной именем французского императора. Монумент представлял собой колонну с водруженным на ней бюстом Наполеона. Еще один памятник в честь Наполеона скульптора М. Каменьского был воздвигнут в 1923 г. перед Высшей военной школой. Надпись, высеченная на этой скульптуре, стала очередным подтверждением непреходящей верности поляков Наполеону: «Великому полководцу Высшая Военная Школа», и дата - 1923 год. В этом же году после заключения Рижского мира в Польшу был перевезен памятник князю Юзефу Понятовскому работы Б. Торвальдсена. Через несколько лет поляки установили еще один памятник - солдатам Великой армии, погибшим в 1812 г., который стал символом

13 См.: Chelminski J.V., Malibran Л. L'Armée du Duché de Varsovie... P. 152.

81

франко-польской дружбы. На табличке монумента были высечены слова «Французы и поляки - вечная дружба».

Заметное сближение Франции и Польши в 20-е и 30-е гг. XX в. вновь возродило в польской науке образ Березины как героической борьбы солдат этих двух стран. Выразителем этой идеи стал военный историк М. Кукель. В своем труде, опубликованном в 1930 г., при описании событий на Березине автор использовал делопроизводственные документы, польские и французские мемуары. В отличие от предыдущих польских историков, Кукель попытался объективно оценить действия своих соотечественников в событиях на Березине, и подверг открытой критике Домбровского за сдачу им врагу Борисова14. Историк довольно низко оценил боеспособность русской армии, отметив медлительность Чичагова, трусость Ланжерона, нерешительность Чаплица, что в итоге предопределило провал плана по уничтожению Великой армии. В сущности, на страницах своего исследования Кукель возродил образ Березины, сформировавшийся в сознании поляков под воздействие французской версии событий еще в первой половине XIX века.

Разрыв внешнеполитических связей между Францией и Польшей, наступивший в социалистический период после Второй мировой войны, привел к угасанию интереса к русской кампании. Но те поляки, которые не смирились с установлением социалистического режима и эмигрировали за рубеж, продолжали хранить память об этом событии. Ведя борьбу за свободу Польши, за ее право вести независимую от внешнего воздействия политику, польские интеллектуалы обратились к судьбам великих соотечественников. Историки возрождали сюжеты русской кампании 1812 г., как правило, только в рамках биографий отдельных личностей или общей истории Польши15.

Между тем, в социалистической Польше в 1961 г. вышло исследование историка Г. Зыха. Следуя традициям советской историографии, воспевающей Бородинское сражение, автор решил подробно не останавливаться на сражениях на Березине16. Воздействие на польскую науку концепций войны 1812 г., созданных в СССР, должно было «разоблачать» культ Наполеона в сознании

14 Kukiel M. Wojna 1812 roku. Krakow, 1937. T. 2. P. 405.

15 Askenazy S. Kiaze Josef Poniatowski. Warszawa, 1974; Halecki O. A history of Poland. L., 1978; Przewalski S. General Maciej Rybinski. Wroclaw, 1949.

16 Zych G. Op. cit.

поляков. Отступление Великой армии и Березина теперь становятся символами разочарований польских патриотов. Идея бессмысленности самопожертвования польских солдат, оказавшихся на службе деспотичного Наполеона, оказалась ярко выражена в фильме великого режиссера А. Вайды «Пепел», представленный польским и советским зрителям в 1965 году. В основу кинокартины режиссер положил одноименный роман Жеромского. Вайда прекрасно удалось показать как самоотверженность поляков, так и равнодушие Наполеона к судьбам Польши. Роман, созданный как акт неугасающих надежд поляков на помощь Франции, усилиями виртуозного режиссера был превращен в произведение, несущее совершенно противоположную идейную нагрузку. Вайда позволил себе добавить к повести сюжет отступления Великой армии как финал героической, но бессмысленной эпопее участия поляков в Наполеоновских войнах. Равнодушие Наполеона к протягивающему ему руку, просящему спасение польскому солдату стало символом жертв, брошенных на алтарь тщеславия французского императора. Под воздействием фильма Вайды историки многих стран начали проявлять интерес к мужественной борьбе поляков за Наполеоновскую идею объединения Европы. В большей степени эта тема приобрела актуальность в момент активизации процесса европейской интеграции. Историк, личность которого объединяет Германию и Англию, Отто фон Пивка (Д. Смит) посвятил специальное исследование польским солдатам в составе Великой армии. Автор, отметив преданность поляков Наполеону в сражении на Березине, подчеркнул, что именно они, понеся значительные потери, прикрывали переправу Великой армии17.

События 1989 г., ознаменовавшие начало возрождения независимой Польши, вновь вызвали необходимость обращения к героической истории страны. Именно в 90-е гг. XX в. возродилась «польская» Березина, освобожденная от французского и советского влияния. Зарождению этого процесса способствовал историк Р. Белецкий. На основе внушительного количества польских мемуаров он воспроизвел участие своих соотечественников в сражении на Березине. Историк, отметив значительную роль поляков в спасении Великой армии, подкрепил выводы своих предшественников ссылками на разнообразные источники. Но, реставрировав польскую Березину XIX в., Белецкий внес в эту версию значи-

17 Pivka O. Napoleon's polish troops. London, 1974. P. 28.

83

тельные изменения, связанные, прежде всего, с критикой действий Наполеона. Более того, долгие годы, находясь под влиянием советской историографии, историк, в отличие от других польских исследователей, обратился к действиям русской армии. Белецкий, в противовес советской историографии, обвинявшей Чичагова, попытался оправдать адмирала, отметив, что тот не смог бы в одиночестве справиться с Великой армией. При описании сражения на Березине автор создал картину героической баталии с участием польских солдат. Отметив самоотверженность своих соотечественников в битве на правом берегу, он закончил ее словами Домбровского: «Наполеон, спасая французские войска, отправил их на Зембин, и только поляков принудил идти в бой»18. Исследование Белецкого о событиях на Березине, ставшее наиболее основательным в польской историографии, стало своего рода актом демонстративного неприятия как французской, так и советской традиций, ознаменовав тем самым важную веху в формировании и «кристаллизации» «польской» Березины.

В 90-е гг. XX в. Польша, пребывая в трудном положении определения своего места в мире, вновь была вынуждена искать внешнеполитических союзников. Стремясь приблизиться к западным странам, поляки стали возрождать историю своего участия в великих европейских событиях. Совершенно не случайно они вновь обратились к Наполеоновским войнам, к сюжетам преданного служения поляков Франции и «единой Европе».

Тема верности Польши Наполеону приобретает большую актуальность с ростом антироссийских настроений в польском обществе. Поэтому война 1812 года стала представать в восприятии поляков как героическая борьба за освобождение. На волне анти-российских тенденций А. Вайда в 1999 г. экранизировал поэму

А. Мицкевича «Пан Тадеуш». Начинается фильм с жестокого подавления русским войсками в 1830-1831 гг. восстания в Польше. Затем на экране появляется поэт Мицкевич, который, эмигрировав в Париж, под впечатлением недавних событий с надеждой обращается к портрету Наполеона и просит великого императора о помощи полякам. Вообще же тема формирования «польского» культа Наполеона в период 90-х гг. ХХ и начала XXI в. стала весьма актуальной для польской науки. Это было предопределено

18 Bielecki R. Berezyna 1812. Warszawa, 1990. Р. 181.

84

стремлением подтвердить историческую причастность Польши к странам Запада19.

Со времени вступления Польши в Евросоюз традиция преклонения перед Наполеоном только усиливается. Вместе с тем пройдя длительный путь национального самоопределения, пытаясь ориентироваться то на Францию, то на Россию (СССР), в последние годы в Польше заметно усилился интерес к историческим связям с Англией20. Пытаясь обрести свою национальную идентичность в рядах Европы, в Польше более не подвергается сомнению образ Наполеона как спасителя, вселившего в сердца поляков стремление к борьбе за свободу. В этом плане весьма показательным является исследование Д. Наврота, который обратился к осмыслению взаимоотношений Литвы и Наполеона. Описывая сражение на Березине, он разделил мысль о том, что французский император в ходе этих событий спас армию: «Военный гений Наполеона позволил Великой армии вырваться из окружения русских на Березине»21. Историк А. Неуважный при анализе событий на Березине подчеркнул значительную роль польских солдат в спасении Великой армии и французского императора: «Поляки составляли третью часть сил, с помощью которых Наполеон смог противостоять русским с 26-28 ноября. В результате этого сражения Великой армии удалось переправиться на другой берег. Решающую роль в битве сыграли польские части»22.

Суждение о военном гении Наполеона и о самоотверженности польских солдат, которые обеспечили благополучную переправу через Березину, прочно вошло в сознание поляков. Один из ведущих польских исторических журналов опубликовал в 2010 г. статью, в которой читателям был представлен польский солдат как истинный герой Березины: «Переход через Березину казался невозможным. Наполеон находился в критической ситуации. Только благодаря героическим действиям поляков ему удалось

19 Nieuwazny A. My z Napoleonem. Wroclaw, 2006. Pochodaj A. Legenda Napoleona I w kulturze polskiego romantyzmu. Warszawa, 2002.

20 В английской науке также наблюдается оживленный интерес к истории Польши. Исследователи, обращаясь к положению поляков в период Наполеоновских войн, утверждают, что они искренне и верно служили Наполеону, который ассоциировался в их сознании с долгожданной свободой Отечества (Davies N. God's playground: a history of Poland. London, 2005; Carter F.W. Trade and urban development in Poland. London, 2006).

21 Nawrot D. Litwa i Napoleon w 1812 roku. Warszawa, 2008. P. 658.

22 Nieuwazny A. Op. cit. P. 111-112.

избежать поражения. Когда остатки V корпуса прикрывали переправу, остальные польские солдаты самоотверженно строили мосты, по которым могла перейти Великая армия»23. Тезис о Березине как великой польской победе повсеместно встречается на страницах журналов24.

Подобно французам, поляки, наряду с провозглашением победы в сражении на Березине, признают, что эта битва нанесла Великой армии смертельный удар: «В период отступления польские и французские солдаты сражались еще под Борисовым, но уже во время переправы через Березину Великая армия полностью распалась»25.

Поляки проявляют интерес к осмыслению событий на Березине, не только в формате научно-популярных публикаций, но также в плане их меморализации через памятники. В одном из польских журналов была опубликована статья с романтичным названием «Река без возвращения»26, в которой были описаны памятники, посвященные боевой славе Великой армии на Березине. При описании самого сражения автор статьи отметил самоотверженность не только поляков, но и немцев, швейцарцев и французов. Оживленный интерес в польском обществе проявился к образу Березины и в живописи, а именно в творчестве

В. Коссака27 и Я. Суходольского28.

Подобно тому, как это произошло с французами, Березина вошла и в коммуникативную память поляков. К примеру, по поводу новой европейской конституции, предложенной Н. Саркози, польская газета написала, что французский правитель вновь обещает спасти Европу от новой «Березины»29.

23 Napoleon a sprawa polska // URL: http://www.polskiedzieje.pl (дата обращения: 10.11.2012).

24 Wielkie slowa w polskim Sejmie / / URL: www. rp. pl (дата обращения: 10.11.2012).

25 Dzieje 14-go pulku kirasjerow Ksiçstwa Warszawskiego / / URL: http://www.napoleon.org.pl/pulki/kirasjerzy.php (дата обращения: 10.11.2012).

26 Grzegorz Lys. Rzeka bez powrotu / / URL: www. rp. pl (дата обращения:

10.11.2012).

27 Malkowska М. Berezyna oficjalnie i prywatnie / / Там же

28 URL: http://www.mhmt.pl/rewaloryzacja-zamku/etapy-rewaloryzacji (дата обращения: 10.11.2012).

29 'Le Monde': Traktat Lizbonski zwyciçstwem obowi^zku nad demokraj / / URL: www. rp. pl (дата обращения: 10.11.2012).

Участники различных польских военно-исторических форумов, часто обсуждая действия Наполеона в русской кампании 1812 г., неустанно восхищаются его военным гением, подчеркивая, что Великую армию на Березине разгромить не удалось30.

Таким образом, польская историческая память о Березине, тесно связанная с борьбой за независимость, актуализировалась в те моменты, когда Польша пыталась стать частью «европейского мира». Возлагая огромные надежды на Францию, поляки подчеркивали свою преданность Наполеону, непоколебимую даже в ситуации той безысходности, которая возникла на Березине. Польское представление об этом событии, основанное преимущественно на французской литературе, формируется после очередного взлета борьбы за независимость в 30-40-е гг. XIX в. Результаты французского влияния на польскую память, связанные с победой Великой армии на Березине, не удалось затушевать даже фактом польско-советского сотрудничества, подлинного или мнимого. На современном этапе Польша, вступившая в Евросоюз, обращаясь к образу, созданному еще в XIX в., возрождает события на Березине как пример своего активного участия в европейской политике. Так, «польская» Березина оказалась устойчивой перед требованиями времени, став символом преданности Наполеону, самоотверженности в сражениях за национальную свободу.

30 Strona glôwna forum 1812 // URL: http://www.napoleon.org.pl/pul-ki/kirasjerzy.php (дата обращения: 10.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.