Научная статья на тему 'Польша как субъект международных отношений в 1939-1945 гг'

Польша как субъект международных отношений в 1939-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
823
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОДПОЛЬНАЯ" ПОЛЬША / РАДА НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА / ДЕЛЕГАТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА / АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛОНИЯ / ИЮЛЬСКИЙ МАНИФЕСТ 1944 Г. / СОГЛАШЕНИЕ В БУФФАЛО 1944 Г / UNDERGROUND" POLAND / IS GLAD NATIONAL UNITY / DELEGATURA GOVERNMENT / AMERICAN POLONIUM / THE JULY MANIFEST 1944 / THE AGREEMENT IN BUFFALO 1944

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самоделкин Павел Андреевич

Статья посвящена вопросу, чем была Польша в годы Второй мировой войны. Возникновение польских представительств в США и СССР сделало дипломатическое признание государствами-союзниками правительства в эмиграции формальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poland as an international entity in 1939-1945

The article is devoted to question, what a Poland was in time of the Second World War. The arising of polish representation institutes in USA and USSR made diplomatic confession of the government in Exile formal.

Текст научной работы на тему «Польша как субъект международных отношений в 1939-1945 гг»

УДК 94(438)"1939/1945"

П. А. Самоделкин

ПОЛЬША КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ в 1939-1945 гг.

Статья посвящена вопросу, чем была Польша в годы Второй мировой войны. Возникновение польских представительств в США и СССР сделало дипломатическое признание государствами-союзниками правительства в эмиграции формальным.

The article is devoted to question, what a Poland was in time of the Second World War. The arising of polish representation institutes in USA and USSR made di plomatic confession of the government in Exile formal.

Ключевые слова: «Подпольная» Польша, Рада Национального Единства, Делегатура правительства, американская Полония, Июльский манифест 1944 г., Соглашение в Буффало 1944 г.

Keywords: "Underground" Poland, is glad National Unity, Delegatura Government, American Polonium, the July manifest 1944, the Agreement in Buffalo 1944.

В исторической науке уделено немало внимания польскому вопросу в годы Второй мировой войны. Однако до сегодняшнего дня отсутствовало какое-либо исследование, предметом которого было бы само государство Польша, его состояние, черты и признаки в период с 1939 по 1945 г.

Стереотипно считалось, что на территории Польши во время войны устанавливались немецкий или советский оккупационные режимы, что в итоге привело к созданию Польши, находившейся до 1990-х гг. в орбите влияния СССР. А польский вопрос в годы войны включал дискуссии союзников по антигитлеровской коалиции по поводу послевоенных границ, правительства, оказания помощи силам подполья, польско-советских дипломатических отношений - всего того, что относилось к делу восстановления Польши после войны. Говоря иным языком, действительные на тот момент субъекты международного права (Большая тройка) определяли место в мире и форму польской государственности, разрушенной III рейхом. Стоило бы добавить, что и сами поляки участвовали в процессе определения судьбы своего будущего послевоенного государства (правительство в эмиграции в Лондоне, например), но с этим возникают некоторые трудности.

Известно, что начиная с 17 сентября 1939 г. [1] и практически до конца Второй мировой войны Польши как целостного, суверенного государства с определенной территорией, находящей-

© Самоделкин П. А., 2010

ся под управлением легитимного правительства, не существовало.

В результате раздела в 1939 г. территории II Республики Польша перешли под управление различных административно-политических образований. Так называемая Малая Польша (Краков) и Мазовия (Варшава) вошли в состав генерал-губернаторства Ганца Франка. Великая Польша (Познань) и польское Поморье [2] были присоединены к Германии в качестве рейхсгау -имперских округов Вартеланд и Данциг-Западная Пруссия соответственно. Польская Силезия (Катовице) и Тешинская область (польское За-ользье) [3] вошли в состав немецкой земли Верхняя Силезия с центром в Бреслау (польский город Вроцлав).

Восточные территории довоенной Польши (так называемые «восточные кресы» - литовские (Ви-ленщина), западнобелорусские, западноукраин-ские земли) до начала Великой Отечественной войны, фактически до немецкой оккупации, в период с 17 сентября 1939 г. до 22 июня 1941 г., находились под властью советской администрации [4].

Вильнюсская область, входившая ранее в состав Польши, согласно договору о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 г., оказалась под литовской юрисдикцией [5]. Однако в 1940 г. в составе Литовской ССР она была присоединена к СССР.

Таким образом, в результате так называемого «четвертого раздела Польши» произошло расширение правового, военно-политического и административного пространства III рейха на восток, а СССР - на запад. II Республика Польша, оперировавшая в процессе строительства своего национального государства в 1920-1930 гг. исторической памятью, этнографическими характеристиками и границами польского расселения, территориально оказалась разделенной на сферы влияния двух государственно-политических и экономических систем [6].

Оккупация, или занятие территорий, довоенной Польши стала причиной волны эмиграции польского населения и вынужденной «эвакуации» государственных структур власти на Запад. 17 сентября 1939 г. в Румынию эмигрировал президент Игнаци Мосьцицкий. Чуть позже он перебрался во Францию, где 30 сентября распустил правительство Фелицьяна Славоя Складов-ского [7] и передал все свои полномочия Владиславу Рачкевичу.

Согласно ст. 13 Конституции Республики Польша от 23 апреля 1935 г., в военное время президент мог лично принимать решение о назначении своего преемника. Помимо прочего, президент мог также назначать и отстранять от должности главу правительства [8]. Это основа-

ние легализовало преемственность власти, сформированной, правда, в 1926 г., в результате государственного переворота Юзефа Пилсудского. Однако это не помешало США, Великобритании и Франции признать польское правительство в эмиграции в качестве субъекта международных отношений. Франция и Великобритания сделали это 30 сентября 1939 г. Вашингтон принял аналогичное решение 2 октября, о чем официально уведомил польское посольство.

30 сентября 1939 г. новым президентом было сформировано правительство во главе с Владиславом Сикорским, действовавшее сначала в Париже, а с лета 1940 г. - в Лондоне [9] и состоявшее из представителей партий, еще до войны поддерживавших и принимавших режим санации.

По сути, из-за границы на протяжении всей войны осуществлялось управление подчиненными этому правительству польскими вооруженными силами, действовавшими на территории довоенной Польши (Союзом вооруженной борьбы, Армией Крайовой - АК) [10], дивизиями, дислоцированными в Эльзасе, Лотарингии, Шампани, Бургундии, а также подпольными политическими организациями, в том числе Радой Национального Единства (РЕН) [11].

РЕН как политический представительный институт власти т. н. «подпольной Польши» [12] осуществлял свою деятельность на основе статей польской Конституции от 23 апреля 1935 г. [13], двух декретов президента Польши от 1 сентября 1942 г. и от 26 апреля 1944 г. «О временной организации власти на территории Республики Польша [14].

9 января 1944 г. Уполномоченный правительства Республики Польша обнародовал в Варшаве решение своего правительства о ее созыве и прекращении деятельности предшествующей организации - Государственного Политического Представительства (ГПП).

Теоретически она расширяла круг своих участников, так как включала в себя уже не только сторонников санации, но и «представителей демократических независимых организаций», активно участвовавших в борьбе с «оккупантом» и сохранявших «лояльные отношения с существовавшими легальными гражданскими и военными властями Государства Польского в Лондоне и их уполномоченными в стране» [15].

Устав РЕН, предложенный ГПП 12 марта 1944 г., был утвержден самой Радой 15 марта [16]. 26 апреля 1944 г. официально был опубликован декрет «О временной организации власти на территории Республики Польша», подписанный президентом Рачкевичем в том же месяце. В результате июльской реорганизации Делегатуры правительства в Государственную Раду Министров

[17] полномочия Рады были окончательно сформированы.

Она состояла из 15-18 представителей политических партий и общественных организаций. Кандидатуры, предложенные изначально ГПП [18], утверждались Делегатом правительства. Законодательных функций Рада не имела, кроме совещательных (п. 1, ст. 12). Делегат правительства обязался выслушивать мнение или всей РЕН, или ее председателя (п. 2, ст. 5; п. 3-4, ст. 12) [19].

Согласно п. 1 ст. 15 президентского декрета от 26 апреля Рада могла выражать мнение по вопросам, внесенным на ее повестку дня Делегатом правительства, и предлагать поправки, идеи и мнения по всем правительственным вопросам [20].

Являясь голосом политических сил, находящихся на территории подпольного польского государства, она могла консультировать Делега-туру правительства, Комендатуру АК и само правительство в эмиграции, что свидетельствует о ее широких функциях.

Это означало, что инициатива в борьбе с оккупантами принадлежала «стране», т. е. польской нации [21]. Правительство в эмиграции, в таком случае, брало на себя лишь решение дипломатических вопросов, координацию своих действий с союзниками и оказание военной помощи оккупированной Польше.

Интересно отметить, что в депеше участникам конференции в Сан-Франциско от 25 апреля 1945 г. Рада определяла себя уже как Сейм подпольной Польши (Sejm Polski Podziemnej), что теперь дает польским историкам основание признавать существование в годы войны на территории Польши парламента [22].

Таким образом, незадолго до Варшавского восстания (1 августа - 3 октября 1944 г.) механизм управления польскими территориями выстроился в довольно работоспособную систему государственных институтов власти в эмиграции и общественно-политических организаций, находящихся на территории довоенной Польши, роль связующего звена между которыми сыграли представительный орган РЕН и Делегатура правительства.

Существенным недостатком такого устройства оказалась большая временная затрата в обоюдном взаимодействии. В условиях военного времени технические задержки, связанные с дешифрованием радиограмм и передачей информации подпольным организациям, создавали видимость их самостоятельности и независимости от решений правительства в эмиграции и в то же время обреченности в ситуациях, когда требуется решение или определенное действие самого правительства.

Это явно свидетельствовало об оторванности правительства, отсутствии у него определенных ресурсов, оперативности в управлении, слабости

в вопросе определения целей и действий АК в связи со стратегическими установками и требованиями союзников, неспособности удовлетворить ожидания поляков на оккупированных территориях [23].

Все эти нюансы стали условиями для активизации и популяризации иных польских политических организаций, находящихся на территории других ключевых союзнических государств, претендовавших на роль представителей польских интересов, являвшихся, правда, не субъектами международных отношений, а акторами международной жизни.

Слабость правительства в эмиграции, единственного признанного преемника власти II Республики Польша [24], заставила союзников искать иные польские ресурсы, используемые в качестве инструментов для проведения своих политических идей. Речь идет об американской Полонии и просоветских Крайовой Раде Наро-довой (КРН) с Польским Комитетом Национального Освобождения (ПКНО).

Американцы польского происхождения к началу 1940-х гг. представляли собой довольно обособленную общину, отличавшуюся от американского общества. Они сохраняли свой язык и культурную идентичность, несмотря на то что жили в Соединенных Штатах.

Большая их часть расселилась в центральной и западной частях США (в штатах Иллинойс, Мичиган, Огайо, Индиана, Висконсин, Миннесота) и на северо-восточном побережье Америки (в Пенсильвании, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Массачусетсе, Коннектикуте) [25].

Многие из них в начале 1940-х гг. были потомками поляков, которые эмигрировали в Америку еще во второй половине девятнадцатого столетия. Очередная волна переселения была обусловлена началом Второй мировой войны. В связи с этим историки выделяют две дефиниции: «старая Полония» и «новая Полония». Под первой понимается население США польского происхождения. Под второй - польские иммигранты в США 1939-1940 гг.

Понятие польской общины - «Полония», популяризировавшееся к 1940-м гг., по сути, обозначало уже не польскую общность, а комплекс организаций и общественных институтов, созданных поляками в США, идеология которых основывалась на дуальной лояльности к Соединенным Штатам и к Польше [26].

Главные польские организации находились в районах наибольшей концентрации поляков: в Чикаго, Нью-Йорке и Филадельфии. Крупными среди них были находившиеся в Чикаго польский Национальный Союз, возглавляемый Чарльзом Розмарэком, и польский Римско-католический Союз.

Роль католической церкви была огромна в религиозной, политической и социальной жизни польского сообщества. Польские католики отличались от других американских католиков (ирландской, французской и прочих общин) традиционностью ритуалов, месс, которые справлялись на родном языке, с польскими обычаями и часто польским священником.

Поляки создавали школы, клубы и церкви, выпускали 41 газету на родном языке. Несмотря на эти связующие факторы, идентифицировавших польскую общину в США, польские организации и СМИ преследовали разные цели, имели различные, а то и противоположные общественные миссии.

Например, Национальный Комитет Американцев Польского Происхождения (НКАПП), учрежденный 20-21 июня 1942 г. в Нью-Йорке Майклом Венгжинкем, всегда критиковал польское правительство Сикорского за хорошие отношения с СССР [27].

После разрыва дипломатических польско-советских отношений в апреле 1943 г., в связи с открытием Катынской трагедии, НКАПП обрушился на деятельность просоветских польских организаций в Америке - Американского Славянского Конгресса (АСК) и Лиги Косцюшко. Не обошло стороной и поведение нового польского премьера в эмиграции - Станислава Миколай-чика, которого обвиняли в наивности перед союзниками в целом. Весь этот круг проблем неоднократно дискутировался в нью-йоркском ежедневнике «Новый мир» (Nowy ¡^¡а^ и детройтском «Польском ежедневнике» (Бг1епшк РоЬЫ).

Организация НКАПП возражала против любого сотрудничества с Советским Союзом [28]. При нем был создан Оргкомитет польско-американских обществ на Востоке, под руководством Розмарэка, который курировал этот вопрос [29].

Американский историк, профессор Т. МакГин-ли констатировал, что в разрыве указанных политических отношений и в Катынской проблеме НКАПП увидел «советскую двуличность» [30] и угрозу послевоенной независимости Польши, что вызвало серьезное замешательство не только среди американских поляков. Поэтому с подачи польского правительства в эмиграции на основе НКАПП, редакторов и журналистов антисоветской польской прессы, польских социальных организаций в Буффало был сформирован Польский Американский Конгресс (ПАК), учредительный съезд которого состоялся 28 мая - 1 июня 1944 г.

Принципами ПАК стали: во-первых, тесное сотрудничество с американским правительством для ускорения победы «возлюбленной Америки и ее союзников», во-вторых, поддержка американской внешней политики, основанной на Атлантической хартии и Четырех свободах [31].

Следует отметить, что члены этой организации (Розмарэк, экс-президент польского Национального Союза; Франк Янушевский, издатель польских газет «Detroit Polish Daily News» и «Dziennik Polski», и Вэгжинэк, организатор НКАПП и издатель «Nowy Swiat») были республиканцами. В Высший Совет ПАК входило десять представителей польского духовенства, что создавало впечатление сильной организации американских поляков, противостоящей советскому влиянию.

Противоположное направление, просоветское [32], включало в себя упомянутый АСК (учрежденный в 1942 г.), Лигу Косцюшко (учрежденную в ноябре 1943 г. в Детройте), Компартию США (одним из основателей которой был поляк Болеслав Геберт), группу «Демократы Нью-Йорка», Общество американо-советской дружбы, Американский польский Трудовой Совет (под руководством Леона Кшицкого), общество «Полония» (под председательством Гебер-та), а также лиц, имевших отношение к профессору Оскару Ланге и ксендзу Станиславу Орле-маньскому.

Компартия США (в центральном комитете которой находилось польское бюро, возглавляемое Гебертом) и польско-американская секция Международного Рабочего Союза, являясь частью Коминтерна на Западе, с декабря 1941 до июля 1944 г. координировали свою деятельность через секретаря посольства СССР в США Василия Зарубина [33]. Имея с последним постоянные контакты, Геберт (псевдоним «Атаман») создал т. н. «группу Атамана» [34], или агентурную сеть, распространившую свое влияние на Управление стратегических служб и Управление военной информации США [35].

В целом действия этой условной группы заключались в организации интенсивной радиопропаганды «Polish Radio Hours» в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, Кливленде, Буффало и других городах, во встречах с польским премьером Си-корским в декабре 1942 г. [36], в визите в Москву Ланге и Орлеманьского в мае 1944 г. [37]

Левая еженедельная газета «Народный голос» (Glos Ludowy), редактируемая Гебертом и выпускаемая в Детройте, 4 июля 1942 г., спустя несколько дней после образования НКАПП, назвала организацию «замаскированной агентурой клики Бека» [38], министра иностранных дел II Республики Польша, противника СССР. Ее деятельность была окрещена как «неамериканская и прогитлеровская», направленная на разлом союза США, Великобритании и СССР.

В поле постоянной критики также находилось польское правительство Миколайчика, особенно после Катынской трагедии и разрыва польско-советских отношений. В знак поддержки просовет-

ского Союза Польских Патриотов (СПП) с весны - лета 1943 г. в США публиковалась советская газета «Свободная Польша».

Словом, состояние американской Полонии к 1944 г. нельзя оценивать однозначно. Два ее направления ставили перед собой главную цель -освобождение Польши от гитлеровской Германии. Однако сильный политический голос, лоббировавший польские интересы или возражавший против внешней политики США, в наивысшей степени возымел ПАК, который оказал непосредственное влияние на формирование отношения руководства США к польскому вопросу в 1944 г.

Иным проявлением дефиниции «Польша» необходимо признать польские организации, действовавшие под влиянием СССР: Крайову Раду Народову (КРН, Krajowa Rada Narodowa) и Польский комитет национального освобождения (ПКНО).

КРН - польское представительство, созданное в ответ на пошатнувшееся, на взгляд Кремля, положение правительства Миколайчика, было сформировано по инициативе Польской рабочей партии (ПРП). В ночь с 31 декабря 1943 г. на 1 января

1944 г. состоялось ее первое заседание, на котором были приняты «Временный устав КРН и местных народных советов», декрет о принципах организации Армии Людовой (AL - Народной Армии), а также декларация, призвавшая «польский народ» к борьбе в союзе с СССР против фашизма.

21 июля 1944 г., после вступления Красной Армии на территорию Польши, КРН образовала временный орган исполнительной власти -ПКНО, который находился в Люблине. 31 декабря 1944 г. КРН преобразовала ПКНО во Временное правительство Польской Республики, а 21 апреля

1945 г. КРН заключила договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Советским Союзом.

Принятый так называемый «Июльский манифест» ПКНО от 22 июля 1944 г. отменял польскую конституцию 1935 г., все нормативно-правовые акты немецкого генерал-губернаторства Франка, а также призывал сотрудничать с Красной Армией.

Отмена конституции 1935 г. означала непризнание польского правительства в эмиграции, всей административно-правовой системы, функционирующей пусть и в военном режиме. Под сомнение ставилась легитимность деятельности общественно-политических организаций и институтов власти, взаимодействующих с правительством Миколайчика на территории самой Польши.

Причина крылась в непринятии государственного переворота Юзефа Пилсудского в 1926 г. как легитимного способа прихода к власти, режима санации и факта преемственности самой власти в лице правительства в эмиграции.

Таким способом польскому правительству в эмиграции и подвластным ему структурам создалась политическая альтернатива [39], что сразу вызвало немало дискуссий внутри Большой тройки. Для США, Великобритании, а до апреля 1943 г. - для Советского Союза единственным признанным субъектом международных отношений было польское правительство в эмиграции.

С точки зрения существовавшего международного права только оно имело право заключать договоры с государственными структурами других стран, устанавливать и поддерживать дипломатические отношения с другими субъектами международных отношений. Себя оно считало легитимным преемником власти II Республики Польша и просуществовало в Лондоне вплоть до 1990 г.

Для СССР таким субъектом с определенного момента времени стало выступать ПКНО, находившееся с 1 августа 1944 г. в Люблине и преобразованное позже во Временное правительство. На его основе в июне 1945 г. было создано Временное правительство национального единства (ВПНЕ) послевоенной Польши, которое в октябре того же года подписало Устав ООН. Оставаясь де-факто под советским контролем, оно в итоге было признано США, Францией и Великобританией.

Со стороны США это произошло после того, как 6 февраля, в ходе Ялтинской конференции, Рузвельт высказал мнение, что в действительности с 1939 г. никакого польского правительства не существовало. Тогда он предложил, чтобы союзники помогли полякам созвать это правительство - сначала временное, а потом настоящее, когда «наступит возможность для проведения свободных выборов» [40].

Получается, что польское правительство в эмиграции как признанный союзниками субъект международных отношений в ходе войны таковым не являлся. Преемственность государственной власти II Республики Польша была подвергнута сомнению американским руководством. 9 февраля, на той же конференции Стеттиниус сделал предложение, подготовленное Госдепартаментом США, о трансформации существовавшего временного польского правительства путем кооптации в него иных польских представителей с целью создания ВПНЕ, что не могло не порадовать Сталина [41].

Не вдаваясь в подробности и сложности вопроса о польских границах и территориях, особенно на завершающей стадии войны, нужно отметить, что Рузвельт отдал всю инициативу его решения СССР. Понималось, что восточные территории довоенной Польши были заселены преимущественно восточными славянами, поэтому, с точки зрения политического реализма, они должны были включиться в состав СССР.

Таким способом восстанавливалась историческая справедливость и сохранялись добрые отношения с Советским Союзом, а Польша получала компенсацию на западе - ей возвращались земли, занятые ранее Германией. Однако все это означало, что Рузвельт отказался от идеалистической идеи проведения там плебисцитов, как это требовала Атлантическая хартия 1941 г., а после Ялтинской конференции публично признал, что решение ее судьбы следует отложить до тех пор, пока послевоенные условия не позволят вернуться к этому вопросу [42].

В итоге можно констатировать, что цельного польского государства в годы войны де-юре не существовало. Его территории управлялись польскими, немецкими и советскими органами власти. Легитимность правительства в эмиграции, субъекта международных отношений, была подвергнута критике просоветским ПКНО, на основании которого в 1945 г. было образовано признанное союзниками новое Временное правительство.

Военные успехи СССР на завершающемся этапе войны, расширение его военно-политического, правового и административного пространства на запад указывали на наличие мощного потенциала и ресурсной обеспеченности у просоветских польских организаций. Признание западными союзниками их права на восстановление польской государственности умаляло и нивелировало мнение и действия правительства в эмиграции и, в частности, американской Полонии, превращая их просто в субъекты международной жизни, в инструменты по достижению своих политических целей или в объекты приложения своих политик.

Примечания

1. 16 сентября силы Вермахта занимали западную и центральную часть Польши и находились на линии Осовец - Белосток - Бельск - Каменец-Литовск -Влодава - Владимир-Волынский - Замосць - Львов -Самбор. 17 сентября польско-советскую границу пересекла Красная Армия и вскоре заняла территории к востоку от линии Нарев - Висла - Сан, разделившей Польшу на сферы влияния между Германией и СССР, подписавших 23 августа 1939 г. договор о ненападении, или Пакт Молотова - Риббентропа. См.: Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 года. URL: http:// www. lituanus.org/1989/89_1_03.htm. Такой порядок был закреплен договором от 28 сентября 1939 г. «О дружбе и границе» и просуществовал до 22 июня 1941 г., т. е. до начала Великой Отечественной войны.

2. Имеются в виду те территории Польши, которые до войны имели выход к Балтийскому морю (район Гдыни), и т. н. «Данцигский коридор», который отделял Восточную Пруссию от Германии и при этом не принадлежал ни Польше, ни Германии. Гданьск (Данциг) с 1919 г. был вольным городом под управлением Лиги Наций. По Версальскому договору 1919 г. Польше было предоставлено лишь ведение его иност-

ранных дел, управление железнодорожным сообщением, право свободного пользования водными коммуникациями, таможенная деятельность, а с 1926 г. -право содержать в гавани склад военного снаряжения под охраной польских военнослужащих.

3. Восточная часть Силезии с центром в Чешине -спорная территория между Польшей и Чехословакией (междуречье Одры, Ользы, Остравы и Белой с городами Острава, Богумин, Карвина, Коняков). На конференции в Спа в 1920 г. Чешинская область вошла в состав Чехословакии, тогда как абсолютное большинство ее населения составляли поляки. В результате военной операции, начавшейся 2 октября 1938 г. при поддержке III рейха, 11 октября Чешинская область вошла в состав II Республики Польша. См.: Klimko J. Politické a právne dejiny hraníc predmníchovskej republike (1918-1938). Bratislava. 1986. S. 35; Siwek T. CeskV Tesín, Tisk. 2002. S. 5; K otázce vysídlení obcanú CSR ze Sudet, Tgsínska, Podkarpatské Rusi a Slovenské republiky v letech 1938/1939. URL: http://www.bruntal.net/2007072602-k-otazce-vysidleni-obcanu-csr-ze-sudet-tesinska-podkarpatske-rusi-a-slovenske- republiky-v-letech-1938-1939; Dekret Prezydenta RP z 11 pazdziernika 1938 r. o zjednoczeniu odzyskkanych ziem Slgska cieszynskiego z Rzeczgpospolitg Polskg // Rogowski S. Historia ustroju i prawa w Polsce. 1918-1989. Wybór zródel. Warszawa, 2006. S. 55.

4. После 22 июня 1941 г. «восточные кресы» довоенной Польши были организованы в округа «Белосток» (литовские земли и западная Беларусь) и «Галиция» (западная Украина), вошедшие в состав генерал-губернаторства Франка, что означало расширение государственно-правового пространства III рейха на восток. Такой порядок продержался до середины 1944 г..

5. См.: Договор о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года. URL: http:// www.oldgazette.ru/lib/propagit/20/13.html

6. Если для Германии важна была ликвидация польского государства и включение польских земель в состав III рейха по большому счету на правах доминиона, то для Советского Союза это было справедливым присоединением исторических литовских, белорусских и украинских земель соответственно в состав Литвы (а затем Литовской ССР), БССР и УССР. Сопровождаемое сменой административно-правового устройства и порядка, в западных СМИ и среди самих поляков, оно трактовалось как вражеская оккупация и соучастие СССР совместно с Германией в уничтожении польского государства. Однако с началом Великой Отечественной войны акценты в западных СМИ стали меняться: СССР не мог больше считаться врагом. А из этого логически следовало, что и сентябрьская кампания 1939 г. не могла называться оккупацией, только лишь занятием восточных территорий Польши, в которых польское население составляло меньшинство, но этого не могли принять и признать, например, прозападные поляки.

7. Сформированное еще 15 мая 1936 г. правительство Складовского было последним в истории II Республики Польша, заседания которого проходили в Варшаве.

8. См.: Ustawa konstytucyjna z 23 IV 1935 roku. URL: http://karol.ginter.webpark.pl/1935.htm

9. Так называемое II правительство Сикорского существовало до 18 июля 1940 г. III правительство Сикорского работало с 20 июля 1940 г. до 4 июля

1943 г. 18-20 июля 1940 г. обязанности главы правительства выполнял заместитель Сикорского, министр иностранных дел Август Залеский. В число представленных партий входили Национальная партия, Партия труда, Народная партия, Польская социалистическая партия (Stronnictwo Narodowe (SN); Stronnictwo Pracy (SP); Stronnictwo Ludowe (SL); Polska Partia Socjalistyczna (PPS)).

10. Первые организации стали возникать в сентябре 1939 г.: Гвардия Людова (Gwardia Ludowa), сформированная PPS, Национальная Военная Организация (Narodowa Organizacja Wojskowa) сформированная SN. В октябре обе партии (PPS и SN) объединили свои усилия и сформировали Службу Победе Польши (Sluzba Zwyczçstwu Polski) под руководством ген. Михаила Токажевского-Карашевича. Однако данную инициативу не поддержал в Париже польский премьер -ген. Сикорский. Он распустил SZP и учредил новую организацию - Союз Вооруженной Борьбы (Zwigzek Walki Zbrojnej). ZWZ действовал с ноября 1939 г. до февраля 1942 г. во главе с комендантами Казимиром Соснковским и сменившем его Стефаном Грот-Ровец-ким. 14 февраля 1942 г. ZWZ был переформирован в Армию Крайову (АК) во главе с комендантом Ровец-ким. Главная комендатура обеих военных организаций подчинялась Главному Командующему вооруженных сил Польши, которым одновременно был глава правительства в эмиграции в Лондоне.

11. С февраля 1940 г. ZWZ взаимодействовал с Политическим Согласительным Комитетом (Polityczny Komitet Porozumiewawczy), который был сформирован из представителей санационных партий (SN, SL, SP, PPS). В марте 1943 г. вместо PKP было сформировано Государственное Политическое Представительство (Krajowa Reprezentacja Polityczna - KRP) - ГПП. Рада Национального Единства (Rada Jednosci Narodowej - RJN), провозглашенная в январе 1944 г., заменила KRP. Все эти военно-политические организации поддерживали связи с партиями, представленными в польском правительстве в эмиграции. См. Dziçciolowski S. Parlament Polski podziemnej, 19391945. Warszawa, 2004. S. 5.

12. Подпольная Польша (Polska Podziemna) - образ польского государства; реально существовавший комплекс государственно-политических структур и институтов власти как результат самоорганизации польского общества и альтернатива оккупационному режиму на территории довоенной Польши.

13. На основании ст. 25 (п. 5), 74, 79 (п. 2) Конституции 1935 г. организация правительства и его администрации, полномочия Председателя Совета Министров, самого Совета Министров определялись декретом Президента Республики Польша. Во время военного положения он мог созывать государственные законодательные органы путем подписания декрета, вносить изменения в текст Конституции, открывать и закрывать сессии заседаний Сейма и Сената, определять круг рассматриваемых ими вопросов. См.: Ustawa konstytucyjna z 23 IV 1935 roku. URL: http:// karol.ginter.webpark.pl/1935.htm

14. Первый декрет не был опубликован после его подписания премьером, лишь был доставлен Делегату правительства Республики Польша в ночь с 1 на 2 октября 1942 г. См.: Dekret Prezydenta RP z dnia 1 wrzesnia 1942 r. o tymczasowej organizacji wladz na ziemiach Rzeczypospolitej // Dziçciolowski S. Op. cit. S. 159-160; Armia Krajowa w dokumentach. T. II. S. 302-306. 20 де-

кабря 1943 г. на основании решения Государственного Политического Представительства (KRP) в декрет были внесены поправки, касающиеся некоторых функций, механизма формирования и взаимодействия правительства в эмиграции, Делегатуры и польского представительства на территории Польши. Изменения не были существенными, однако они свидетельствуют о доработке и отшлифовке этой системы отношений. См.: Poprawki do dekretu Prezydenta RP o tymczasowej organizacji wladz na ziemiach Rzeczypospolitej Polski uchwalone przez KRP (z dnia 20 grudnia 1943 r.) // Dziçciolowski S. Op. cit. S. 171-174. В связи с этим второй декрет отменял юридическую силу первого и был опубликован в варшавском журнале государственных правовых актов («Dziennik Ustaw RP») 26 апреля 1944 г. См.: Dekret Prezydenta Rzeczypospolitej z dnia 26 kwietnia 1944 r. o tymczasowej orgaanizacji wradz na terytorium Rzeczypospolitej // Dziçciolowski S. Op. cit. S. 204-205.

15. Под «Государством Польским» ad hoc следует понимать польское правительство в эмиграции и институт президентства (Panstwo Polskie w Londyniu), а под «страной» - территорию довоенной Польши (Kraj). См.: Komunikat Pelnomocnika Rzgdu na Kraj o utworzeniu RJN (z dnia 9 stycznia 1944 r.) // Dziçciolowski S. Op. cit. S. 180.

16. См.: Regulamin RJN uchwalony wstçpnie przez KRP 12 marca i zatwerdzony przez RJN 15 marca 1944 r. // Dziçciolowski S. Op. cit. S. 182-187.

17. Делегатура правительства была учреждена в 1940 г., устав её был принят Политическим Согласительным Комитетом 15 ноября 1942 г. По сути, это было связующее звено между польскими государственными институтами власти в Лондоне и общественно-политическими организациями «подпольной Польши». В результате реорганизации этого органа власти в 1944 г. Делегатом правительства становился вице-премьер правительства в эмиграции. См.: Dziçciolowski S. Op. cit. S. 6.

18. Тут необходимо понимать, что в декрете от 1 сентября 1942 г., в поправках к нему от 20 декабря

1943 г. и даже в декрете президента от 26 апреля

1944 г. «О временной организации власти на территории Польши» вместо Государственного Политического Представительства (KRP) всегда упоминается Политический Согласительный Комитет (PKP). См.: Dekret Prezydenta RP z dnia 1 wrzesnia 1942 r. o tymczasowej organizacji wladz na ziemiach Rzeczypospolitej // Àrmia Krajowa w dokumentach. T. II. S. 302-306; Poprawki do dekretu Prezydenta RP o tymczasowej organizacji ... S. 171-174; Dekret Prezydenta Rzeczypospolitej z dnia 26 kwietnia 1944 r. ... S. 204205.

19. Poprawki do dekretu Prezydenta RP o tymczasowej organizacji ... S. 171-174.

20. Dekret Prezydenta Rzeczypospolitej z dnia 26 kwietnia 1944 r. ... S. 204-205.

21. Польская нация включала в себя не только поляков, но и иные национальные меньшинства, населявшие территорию довоенной Польши, имевшей единое польское гражданство. В данном случае акцент делался не на этническое, а на юридическое понимание термина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Здесь нужно отметить, что правительством в эмиграции, или «Государством Польским» (Panstwem Polskim w Londyniu), были разработаны проекты создания Делегатуры на Край, Лрмии Крайовой, дей-

ствовавших в результате их реализации «в стране» (w Kraju). Это и была та самая «Республика Польша». Понятие «подпольной Польши» (Polski Podziemnej) возникает действительно на территории польских земель, в т. н. «стране» (w Kraju).

23. До Варшавского восстания правительство в эмиграции и политические структуры на территории Польши выступали одним общим тандемом, что показывало крепость их взаимодействия и общие векторы поведения: от включения действий АК в стратегические планы союзников в 1943 г. до признания открытого противодействия немецким и советским войскам с 1944 г. В ситуации, когда правительство ^анислава Mикoлайчика не могло склонить союзников к оказанию эффективной помощи во время Варшавского восстания, в его сторону последовали упреки из «страны». Например, депеша генерала Коморовского и генерала Янковского в Лондон требовала «вызвать советскую помощь в виде немедленного удара извне». Cм.: Назаребич P. Варшавское восстание 1944 г. M., 1989. C. 108-109.

24. Речь идет о разрыве польско-советских дипломатических отношений в 1943 г. и невозможности (или отсутствии необходимости) их восстановления на протяжении всей войны. Когда Рузвельт был еще на Каирской конференции (22-2б ноября 1943 г.), Хэлл обратил внимание на ресурсы и мощь польского правительства в Лондоне. 23 ноября 1943 г. в телеграмме Рузвельту он сообщал, что «польское Правительство находится в безнадежном положении». Это могло означать, что оно стало терять свои позиции как единственный представительный политический орган поляков.

25. Blejwas S. A. Polska diaspora w Stanach Zjednoczonych 1939-1989 // Walaszek A. Polska diaspora. Krakow, 2001. S. 92.

26. Mcginley T. K. Embattled P, Polish-Americans and World War II // East European Quarterly, XXXVII. 2003. № 3. September. S. 325.

27. Комитет возник по инициативе т. н. «пилсуд-чиков», которые, не найдя политического компромисса со сторонниками Cикopcкoгo, эмигрировали из Франции в C0A. Cм.: Cenckiewicz S. Komitet na celowniku «kominternu» // Jçdrzejewicz W. Polonia amerykanska w polityce polskiej. Historia KNAPP. Lomianki, 2006. S. 6.

28. Еще весной 1942 г. Игнацы Mатушeвcкий на страницах «Нового мира» писал, что договор <^и-корский - Mайcкий» от июля 1941 г. ослабил правовое и моральное положение Польши, пострадавшей от реализации пакта Риббентропа - Moлoтoва в 1939 г., и оправдал действия CCCT на ее восточных «крессах». Cм.: Matuszewski I. Pakt // Nowy Swiat. 1942. 25-30 III.

29. Blejwas S. A. Polska diaspora w Stanach Zjednoczonych 1939-1989 // Walaszek A. Polska diaspora. Krakow, 2001. S. 95.

30. McGinley T. K. Embattled Polonia, Polish-Americans and World War II // East European Quarterly, XXXVII. 2003. № 3. September. S. 328.

31. Цит. по: Lukas R. C. The strange allies: the United States and Poland, 1941-1945. Knoxville, 1978. S. 118. Cм. Polish American Congress, Records. URL: http:// www.ihrc.umn.edu/ research/ vitrage/ all/po/ POLpac.htm#scope

32. Польский историк А. Ченчала называет его движением в поддержку ^юза Польских Патриотов, учрежденного весной 1943 г. в CCCP. Cм.:

Cienciaia A. M. New light on Oskar Lange as an intermediary between Roosevelt and Stalin in attempts to create a new polish government (January - November 1944) // Acta Poloniae Historica. LXXIII. Warszawa, 1996.

33. Офицер НКВД, специалист по польским делам; на рубеже 1939-1940 гг. - комендант заключенных польских офицеров в Козельске.

34. В группу входили Артур Сальман («Стефан Арский»), Александр Герц, Авром Ланды («Хан»), Луис Буденц, Ланге, Орлеманьский, Кшицкий, Роман Мо-чульский и др. После войны Буденц, сменив политические взгляды, назвал Геберта агентом СССР. Это сразу послужило поводом для последующих внутренних конфликтов в Компартии США, например, с Моррисом Чайлдсом, коммунистом из штата Иллинойс.

35. Управление стратегических служб (Office of Strategic Service, OSS) - американская служба разведки, созданная 13 июня 1942 г. Уильямом Донова-ном. Управление военной информации (Office of War Information, OWI) - агентство пропаганды США, созданное в 1942 г., ответственное за распространение информации в государстве и проведение информационных кампаний за границей.

36. 20 декабря 1942 г. в Masonic Temple в Детройте Гебертом была организована встреча американской Полонии с Сикорским, прилетевшим с визитом в США. Польский премьер публично отказался от разработанной ранее в польском правительстве в эмиграции идеи двух врагов - «немцев и советов». На следующий день он лично встретился с Гебертом (в качестве председателя общества «Полония»), Кшицким (вице-председателем Промышленного Союза работников), Станиславом Новаком (сенатором США) и Хенриком Подольским (редактором «Народного голоса»). Акцент также делался на то, что все антисоветские про-

явления со стороны поляков расцениваются как пособничество Геббельсу, а деятельность Матушевского и всего НKAПП - как враждебная. Иронично замечалось, что сам Матушевский заслуживает немецкого Железного ^еста.

37. Профессор Ланге и ксендз Орлеманьский отправились в Москву во второй половине мая 1944 г. как представители американской Полонии. Встречи прошли с Вандой Василевской, Зигмундом Берлингом, И. В. Сталиным. После нескольких дней пребывания в СССР Ланге возвратился с заявлением Сталина, в котором гарантировалась «сильная и демократичная Польша». Особый рапорт о пребывании на территории СССР был приготовлен для госсекретаря ^рдел-ла Хэлла. См.: Cenckiewicz S. Komitet na celowniku «kominternu» // Jçdrzejewicz W. Polonia amerykanska w polityce polskiej. Historia KNAPP. Lomianki, 2006. S. 30.

38. Ibid. S. 8-9.

39. Именно альтернатива, так как, пользуясь той же риторикой, ПРП - ДОН - ПKНO не могли претендовать на легитимность свой власти, опираясь на силу и поддержку лишь СССР.

40. FRUS. The Conferences at Malta and Yalta 1945. Washington, 1955. P. 718.

41. В отличие от американской стороны англичане предлагали создать новое правительство на основе всего польского представительства.

42. Цит. по: Дурачински. Польские варианты политики по отношению к СССР (1943-1945) // Польша -СССР. 1945-1989. Избранные политические проблемы, наследие прошлого. М., 2005. С. 68; См.: Kimball W. F. Forged in War: Roosevelt, Churchill and the Second World War. P. 108-111; Gardner L. C. Spheres of Influence. The Great Powers Partition Europe, from Munich to Yalta. P. 117-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.