Алиция Володзъко (Варшава)
Польша и Россия: взгляд в будущее
С древних времен известна в Польше легенда: три брата, Лех, Чех и Рус, стали родоначальниками трех племен, из которых потом выросли польская, чешская и русская государственность. В XIV в. автор сВеликопольской хроники» был уверен, что предки славян — потомки рода библейского Яфета, подчеркивая общность происхождения и языков славянских народов. Идея братства между славянами стала популярна особенно в XIX в., в эпоху борьбы многих из них за национальное освобождение, когда во всей Европе возродился интерес к национальной истории и народной культуре, фольклору. Напомню слова Пушкина о Мицкевиче: польский поэт, по словам русского поэта, мечтал о времени, «когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся». Некоторые считают такую мечту идеологическим мифом, утверждая, что ход истории опроверг возможность межэтнической общности славян. Действительно, были между славянами этапы отчужденности, до сих пор существуют взаимные претензии. Известно, что более тесны связи России с болгарами и сербами, чем с поляками. Стоит напомнить статью Александра Солженицына «Покаяние и самоограничение как категории национальной жизни», в которой писатель подсчитал многовековые взаимные национальные обиды Польши и России, призывая оба народа — русских и поляков — к взаимному покаянию, прощению друг другу грехов и дальнейшей жизни в согласии. Все это действительно было, многое разделяло нас, рождало вражду — Баторий под Псковом, Смутное время и польские войска в Кремле (их пребывание породило легенду об Иване Сусанине), затем три раздела Польши, подавление польских национально-освободительных восстаний в XIXв., война 1920г., 17 сентября 1939г. и 45 лет зависимости Польши от советской империи. Порождено много недоверия, которое некоторыми политиками используется сейчас как политический капитал, антирусский или же антипольский. Было, однако, и другое, противоположное, — Пушкин и Мицкевич, два возвышенных символа польско-русских отношений, был Александр Герцен, спасший честь русской демок-
296
Алиция Володзько
ратии, защищая право польских повстанцев 1863 года на борьбу за национальную независимость, были видные польские ученые, такие, как профессор Вацлав Ледницкий или Мариан Здзе-ховский, которые в довоенной Польше, не очень дружественно настроенной по отношению к Советской России, изучали феномен русской культуры, оценив, в частности, достижения литературы, почитаемой ими в качестве одной из лучших в мире.
В современной Польше интерес к русской культуре не уменьшается. Наоборот — когда нет принуждения, интерес этот возрастает. Вспомним недавно ушедших из жизни Виктора Воро-шильского и Анджея Дравича, которые на переводческом поприще служили в Польше, выражаясь словами Пушкина, «почтовыми лошадьми русского просвещения». Благодаря их деятельности многие из поляков смогли познакомиться с лучшими произведениями русской литературы, особенно той, которая долгие годы была под запретом, — например, с творчеством Платонова, Булгакова, Бунина, Зайцева, Шмелева. А также с достижениями русской философской мысли — Бердяева, Флоренского, Розанова и многих других.
Сегодня интенсивно работают польские русисты в разных научных центрах— Вроцлаве, Кракове, Сосновце, Ополе, Ольш-тыне и, разумеется, в Варшаве. Недавно появилась антология люблинского ученого — профессора Яна Орловского, представляющая польскую тему в русской литературе (Miecze i gaiazki oliwne. Antología poezji rosyjskiej w Polsce (wiek XVIII-XX) / Wybr. i oprac. J. Orlowski. Warszawa, 1995); немного ранее — исследование Анджея Кемпиньского о стереотипах «Лях — Москаль» в русской и польской литературе (A.K$pinski. Lach i Moskal, z dziejáw stereotypu. Warszawa; Kraków, 1990). Они многое раскрывают в нашем миропонимании, помогают понять, как рождалось стереотипное мышление, которое стало причиной наших заблуждений.
Да, Польша идет теперь другим путем, чем Россия. Собственным путем. Мы совершаем ошибки и учимся на них. Достоевский, впрочем, как и многие другие русские мыслители XIXв., настоятельно подчеркивал, что Польшу от России разделяет вера — православие чуждо католицизму. В конце 40-х годов Николай Бердяев писал, что для западного христианского сознания «католического и протестантского, профетическая сторона христианства была совсем подавлена, за редкими исключениями... В русской религиозной философии, которая была
оригинальным русским продуктом, была выражена идея Бого-человечества, которая плохо понимается западными христианскими мыслителями и даже трудно выразима на иностранных языках» (статья «Россия и новая эпоха», 1948г.). Сегодня идеи экуменизма позволяют думать прежде всего о нашей схожести, о том, что все мы христиане и наши общие цели— стремление к нравственному совершенствованию, к добру и справедливости, к Богу. Стало быть, есть смысл думать прежде всего о том, что нас объединяет, а не о том, что делит, разъединяет.
Благодаря этому укрепляется надежда на новое, гармоническое сосуществование. Чем дольше мы живем свободно, независимо от русской империи, тем больше осознаем и чувствуем историческую и, прежде всего, культурную общность наших народов. Несомненно, объединяет нас язык и культура. Это ойи помогают созидать общие духовные ценности.
Думается, что славянскую идею в целом надо понимать как потенциал достижений славянской культуры, а также комплекс задач в сфере культуры на пороге нового тысячелетия. С этой точки зрения главная мысль, выраженная в названии нашей встречи— «Славянский мир— общность и своеобразие» — представляется весьма интеллектуально плодотворной и современной.
Мы должны сознавать, что на рубеже тысячелетий мир глобально пересматривает традиционные ценности. Переоценивается весь исторический процесс и историческое, а также культурное наследие прошлого.
Перед человечеством стоит много вопросов, на которые еще пока нет ответов. Прежде всего это вопрос, каким будет завтрашний день мира, реальна ли надежда, что мир станет лучше, сумеет ли человечество преодолеть пороки минувших тысячелетий— распри и ненависть, эгоизм и корысть, словом, все то, что приводит к войнам, трагедиям народов, несчастиям отдельной человеческой личности.
Бесспорных мыслей не бывает. Однако рискну высказать такую, с которой, как представляется, будут согласны все те, кто стремится к углублению понимания проблем славянства. Я имею в виду следующее: если мы будем глядеть прежде всего в прошлое, если только прошлое будет для нас путеводной звездой в завтрашний день, то мы никогда не избавимся от привычки мыслить стереотипами, которые не объединяют, а разъединяют. Единственный вывод, к которому приходишь, анализируя
298
Алиция Володзъко
минувшее, мне думается, таков — история отнюдь не является учительницей жизни. Нельзя исключительно на ее опыте строить будущее. Или иначе. Не история политических и военных действий, государств, борющихся не на жизнь, а на смерть за мировое господство друг с другом, может служить примером того, как нам надо жить. Образцом может стать история культуры.
По-настоящему объединяет народы только то, что обращено в будущее. В сегодняшнем мире все чаще наблюдается рост стремлений народов, государств, целых континентов к единению. Это вполне понятно — общими силами легче решать гигантские задачи, которые встали перед человечеством и которые не под силу народам, действующим в одиночку. Это задача также и для славянского мира в целом. Думается, что сила славянской идеи, значение и роль славянских народов в мире проявятся прежде всего в том, в какой степени они выработают общую программу на будущее. Эта программа не может быть антагонистична по отношению к главным, глобальным тенденциям мирового развития, наоборот, должна с ними совпадать.
Я хочу обратиться ко всем тем, кто озабочен будущим славянского мира. Давайте создадим по-настоящему свободный, неконъюнктурный, независимый и широко доступный форум обмена славянской мыслью. Дает нам такой шанс современная техника. Я имею в виду создание большого центра славянской культуры в Интернете. Сегодня сеть Интернета предоставляет широчайшие возможности для обмена мыслями, для развития науки и вседоступности культуры. Не газета и не книга, а электронная сеть, которая делает возможным непосредственный, личностный контакт каждого с каждым. Это сегодня тот инструмент, который определяет эффективность наших действий почти в каждой отрасли. Через год, два, три он будет если не единственным, то во всяком случае главным средством общения. Если в ближайшее время мы не создадим такого славянского центра, жизнь отбросит нас на периферию. Дело не в нашем сервере или даже десяти серверах, а в широкой сети, которая объединит все славянские кафедры наших стран, все литературные центры, библиотеки и архивы, учителей и учеников, писателей и вообще людей культуры. Вчера телефон облегчал такие контакты — сегодня сеть должна непрестанно кипеть жизнью, гарантировать получение самой свежей информации. Именно это будет содействовать общности славянского
мира. Каждый из наших народов пойдет, разумеется, своим путем, но столь близкие контакты облегчат взаимопонимание, Личные связи, личные контакты рождают если не дружбу, то, несомненно, взаимопонимание. А к этому каждый из нас должен стремиться.