УДК 351.74 (52) ББК 67.7
© 2021 г. Кобец Петр Николаевич,
главный научный сотрудник центра организационного обеспечения научной деятельности Всероссийского научно-исследовательского института МВД России доктор юридических наук, профессор.
E-mail: pkobets37@rambler.ru
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ЯПОНСКОЙ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье исследован опыт деятельности полицейских органов Японии. В процессе исследования автор приходит к выводу о том, что японская полиция выступает в качестве активного агента профессиональной государственной кампании, в полном объеме реализовывая запросы и ожидания всего японского населения.
Ключевые слова: японская полиция, взаимодействие с населением, противодействие преступности, охрана правопорядка, гражданское общество, гражданский контроль, централизованная вертикаль, линейный уровень.
Kobets Peter Nikolaevich - Chief Researcher, the All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor.
POSITIVE EXPERIENCE OF THE JAPANESE POLICE IN THE FIELD OF PROTECTION OF LAW
AND CRIME PREVENTION
The paper examines the experience of the activities of the Japanese police authorities. In the course of the research, the author comes to the conclusion that the Japanese police act as an active agent of a professional state campaign, fully realizing the requests and expectations of the entire Japanese population.
Keywords: Japanese police, interaction with the population, crime prevention, law enforcement, civil society, civil control, centralized vertical, linear level.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время Япония известна всему миру как одно из самых безопасных государств, в котором население беспрекословно повинуется букве закона. С сегодняшним низким уровнем преступности она является одной из самых безопасных в мире, особенно по сравнению с европейскими, североамериканскими, карибскими и африканскими странами. Население в 2020 г. составило 126 476 461 человек. Как в одной из густонаселенных стран мира, очень удивительно, что в Японии наблюдается один из самых невысоких показателей преступности. И при этом, возможно, многих удивляет и тот факт, что в Японии до сих пор применяется смертная казнь. Показатель преступности очень низок, а преступности с применением огнестрельного оружия практически равен нулю. Уровень насильственных преступлений, вандализма, уличной преступности и злоупотребления наркотиками, а также других преступлений в стране восходящего солнца также крайне низок [1].
Столица Японии Токио считается самым безопасным мегаполисом в мире. На миллион его жителей в год приходится около сорока ограблений. Ночью по улицам страны практически безопасно передвигаться, и ма-
лолетние несовершеннолетние дети обычно сами ездят на общественном транспорте в гости к родственникам или в тематические парки. Во многих частях Японии можно оставить велосипед незапертым на замок, а портфель без присмотра в поезде и не беспокоиться о том, что его похитят. Также нередки случаи, когда население не боится оставлять свои автомобили работающими с ключом в замке зажигания или оставляют свои дома незапертыми, когда выходят их них. В Японии сумки, найденные в поездах, иногда доставляются в дом владельца человеком, который нашел их, для выяснения адреса владельца используются водительские права либо иные документы. Многие японцы не переходят дорогу в неположенных местах, даже если на дороге нет интенсивного движения, а они сильно спешат. Большинство исследователей связывает такое поведение японцев и низкий уровень преступности в стране с однородным населением и группоцентрированным обществом.
В 2018 г. Национальным управлением полиции было объявлено, что в стране восходящего солнца зафиксирован один из самых низких показателей регистрируемой преступности за прошедшие 70 лет [2, с. 41]. Во многом
такое положение дел объясняется эффективной работой японской полиции в сфере охраны правопорядка и профилактики преступности. В эпоху реставрации Мэйдзи (1868-1912 гг.) Япония построила эффективное национальное государство. В рамках этого процесса она внедрила полицейскую систему, которая функционирует и поныне. В 1872 г. японское правительство направило в Европейские государства своих представителей во главе с суперинтендантом Т. Кавайи (Toshiyoshi Kawaji) для изучения полицейской системы. В 1873 г., изучив европейский полицейский опыт работы, японские представители вернулись, после чего в 1874 г. было создано Токийское столичное полицейское управление в Министерстве внутренних дел [3, с. 45].
Необходимо отметить, что японская полиция с самого своего образования пользовалась большим авторитетом у населения страны, в силу ее национальных особенностей. Так, после создания государственного полицейского управления на службу в нем, как правило, набирались бывшие японские самураи, которые в период реставрации Мэйдзи оказались без работы, поскольку феодальные отношения были отменены. Полицейские из числа бывших самураев никогда не использовали огнестрельного оружия. Полицию стали принудительно вооружать огнестрельным оружием только в 1946 г. в связи со специальным приказом оккупационного адмирала Д. Макартура. Но даже по прошествии двух лет этот приказ мало, кто выполнял и не вооружался [4, с. 38]. И в настоящее время высокий уровень доверия к полиции во многом достигнут из-за того, что свои служебные обязанности сотрудники полиции выполняют, не используя огнестрельное оружие.
К 1880-м гг. полиция превратилась в общенациональный инструмент государственного контроля, она способствовала объединению и модернизации страны в первой половине ХХ столетия. Особенно в сельской местности полицейские пользовались большим авторитетом и таким же уважением, как и сельский староста. Полицейские службы Японской империи были поставлены под полный централизованный контроль. Кроме того, в то время полицейская структура открыто выступала как орудие по надзору и политическому контролю. Полиция располагала личным делом каждого японского гражданина [5, с. 103].
После капитуляции в 1945 г. оккупационные власти сохранили довоенную полицейскую структуру в стране до тех пор, пока Парламент не принял закон «О полиции» 1947 г. [6, с. 1130]. В городах и крупных поселках существовали
свои собственные муниципальные полицейские, а национальная сельская полиция отвечала за небольшие города, деревни и сельские районы. Но большинство японских муниципалитетов было слишком мало, чтобы иметь крупные полицейские силы, поэтому иногда они не могли справиться с серьезными правонарушениями. Кроме того, чрезмерная фрагментация полицейской организации снижала эффективность полицейской деятельности. В 1951 г. в закон «О полиции» 1947 г. были внесены поправки. В 1954 г. был принят новый закон «О полиции», сохранивший достоинства прежнего закона и улучшивший его институциональные недостатки. Полная реструктуризация полиции привела к созданию более централизованной системы. Все оперативные подразделения, за исключением Императорской гвардии, были реорганизованы в префектурные полицейские управления для каждой префектуры, а Национальное полицейское управление было создано в качестве центрального координирующего органа для этих полицейских управлений. В результате была сформирована действующая и в настоящее время полицейская система на основе строго централизованной вертикали полицейской службы. Закон «О полиции» 1954 г., действующий в настоящее время, сохраняет некоторые сильные стороны послевоенной системы.
По мнению отечественных исследователей, в Японии существует своя специфическая система предупреждения преступности [7, с. 15]. Национальное полицейское агентство (далее - НПА) представляет из себя учреждение, находящееся в ведении Национальной комиссии общественной безопасности Кабинета министров Японии, и является центральным учреждением японской полицейской системы, а также центральным координирующим органом правоохранительных органов в ситуациях национального чрезвычайного положения в Японии. НПА не имеет собственных оперативных подразделений, за исключением Имперской Гвардии. Его роль заключается в надзоре за полицейскими управлениями префектур и определении общих стандартов и политики [8, с. 9].
Отличительной особенностью прохождения службы в японской полиции является строгая централизованная вертикаль. Важная роль в ней отводится Национальной Комиссии общественной безопасности. Ею назначается глава НПА - Генеральный комиссар НПА, который является самым высокопоставленным полицейским Японии. Что касается заместителя генерального комиссара, то им является старший комиссар. Секретариат
генерального комиссара - это его штат. Гражданское политическое руководство осуществляется Национальной комиссией общественной безопасности. Такой же принцип организации полиции и в сорока семи японских префектурах, в которых комиссия общественной безопасности находится в подчинении губернатора, утверждающего руководителя полиции префектуры, кандидатуру которого согласовало НПА, поскольку оно координирует работу полицейских подразделений в префектурах. НПА руководит деятельностью управлений семи полицейских округов (региональное полицейское бюро), в подчинении которых находятся полицейские подразделения отдельных префектур. Полицию префектуры возглавляет начальник штаба, у которого в подчинении несколько отделений полиции, которые в свою очередь осуществляют руководство городскими полицейскими будками «КоЬап» (далее - Кобан) и постами полиции в сельской местности «Chuzaishо» (далее - Тю-заишо). В рассматриваемых структурных подразделениях проходят службу около 40 % японских полицейских, при этом ими задерживается примерно 60-65 % всех преступников. Соответственно, «низовой уровень» личного состава японской полиции занят основной работой в сфере предупреждения и пресечения противоправных деяний [9, с. 120-121].
Токийское столичное полицейское управление, созданное в 1874 г., ввело систему полицейских будок КоЬап, в которых работали посменно караульные. Впоследствии данная система была внедрена в других префектурах. Они располагались рядом с оживленными перекрестками, торговыми центрами во всех жилых районах. С 1881 г. полицейские будки были реорганизованы и стали участковыми отделениями полиции, которые были рассчитаны на 6 сотрудников полиции. Кроме того, в 1888 г. Национальное правительство Японии дало указание всем префектурам, за исключением Токио, создать жилые полицейские будки Тюзаишо в сельской местности. Впоследствии такая организационная форма работы развилась в нынешнюю полицейскую систему [10, с. 45]. В 1994 г. слово КоЬап было выведено латинизированными буквами перед всеми полицейскими мини-участками.
Считается, что система Кобан основывается на континентально-европейской модели полицейской деятельности, которая была направлена на расширение охвата всей территории - система, которая требовала высокого уровня рассредоточения полицейских сил. Прусская модель, в частности, привлекла внимание правительства Мэйдзи. Прусский по-
лицейский чиновник Генрих Фридрих Вильгельм Хен служил советником японского министерства внутренних дел в 1885-1891 гг. После своих инспекций местных органов власти он рекомендовал увеличить численность полицейских сил, чтобы обеспечить более эффективное наблюдение за городским и сельским населением. Жилые полицейские будки Тюзаишо должны были всегда быть готовыми реагировать на любое происшествие. Действующие в настоящее время на всей территории Японии 6 200 Кобанов и 6 600 Тю-заишо заняты выполнением основной работы по поддержанию общественного порядка на локальном уровне [11].
Вся Япония разделена на юрисдикции для полицейских участков, районы которых далее подразделяются на юрисдикции для полицейских будок. Сегодня Кобан - мини полицейский участок и Тюзаишо, который обычно укомплектован одним либо двумя офицерами, находится в центре деятельности полиции в Японии. Кобан является местом, в котором от трех до пяти полицейских выполняют свою работу. Каждый Кобан и Тюзаишо функционируют как филиал полицейского участка и, соответственно, охватывают определенные территории обслуживания - районы. Главное их отличие - территория обслуживания. Ко-бан, как правило, отвечает за территорию обслуживания площадью всего около 0,22 квадратных миль, но из-за высокой плотности населения в стране на этой территории может проживать порядка 8 500 человек. В сельской местности Тюзаишо обслуживает территорию от 18 до 25 квадратных миль с проживающим на ней населением около 3 000 человек. Деятельность каждых 10-15 будок контролирует одно отделение полиции [12, с. 462].
Японские полицейские органы - одни из самых оснащенных в мире, и при этом самые загруженные работой среди полицейских структур развитых стран. Они отвечают за поддержание безопасности на обслуживаемой территории, бдят днем и ночью, первыми реагируют на экстренные вызовы граждан. Патрулируя окрестности и регулярно посещая дома, сотрудники местной полиции поддерживают тесные отношения с гражданами. Они обеспечивают общественную безопасность, предотвращая преступления, задерживая подозреваемых, контролируя движение транспорта, проводя профилактические беседы с несовершеннолетними правонарушителями, а также предоставляя консультации населению по вопросам обеспечения безопасности. Японские полицейские постоянно патрулируют свою территорию
обслуживания, но делают это в основном пешком или на велосипеде. У них, конечно же, есть полицейский транспорт (автомобили, мотоциклы, вертолеты и др.), но им они используются не так часто. Следует также отметить, что у японской полиции существуют меры по стимулированию общественности при оказании помощи полиции, например, в виде нагрудных знаков за содействие полиции, а также похвальных листов [13, с. 118].
Кобаны работают по сменной системе -трехсменная система по всей стране, за исключением Токийского столичного полицейского управления, где установлена Metropolitan Police Department с четырехсменная ротация. Кобаны расположены «в шаговой доступности», а их сотрудники оказывают разнообразную помощь населению. Внешний вид Кобанов не регламентируется, поэтому его помещение может быть любого вида, как правило, их стараются вписывать в местный ландшафт. В Кобане есть офис, спальное помещение, а также складское помещениями в задней части или наверху здания. Сотрудники полиции, которые несут службу в Кобанах, дружелюбны, предупредительны и вежливы, обучены общению с детьми и со стариками. Наиболее примечательной чертой Кобанов является общественный полицейский аспект. Значительное число полицейских, прослуживших много лет в Кобане, продолжает работать на низовом уровне на протяжении всей своей карьеры, поддерживая тесные связи с местной общиной [14, с. 117].
Тюзаишо, которые раньше превосходили по своему числу Кобаны примерно в два раза, встречаются только в сельской местности. Типичный Тюзаишо представляет из себя небольшой дом, в котором офицер полиции живет со своей семьей, а к фасаду пристроен офис для ведения полицейских дел. Полицейский несет ответственность за охрану порядка в сельской местности. Его отношения с сельскими жителями часто бывают довольно доверительными и считаются идеалом отношений полиции и сельской общины. Сегодня в результате разрастания городов многие Тюзаишо все чаще преобразовываются в Кобаны. Существование Кобана и Тюзаи-шо вселяет в жителей чувство уверенности. Система Кобан привлекла большое внимание во всем мире, и такие страны, как Сингапур и Индонезия внедрили у себя систему Кобан. Отечественные и зарубежные специалисты очень высоко оценивают работу сотрудников полиции, осуществляющих свою служебную деятельность в Кобанах и Тюзаишо, определяя их в качестве адаптивных институтов,
характер которых определяется окружением, в котором они находятся [15].
Эффективная японская политика в сфере противодействия преступности во многом объясняется общественной ориентированностью, обращением к разнообразным видам неформального контроля со стороны гражданского общества и общественных организаций, особенной семейной политикой, направленной на формирование общественно полезных стандартов и привычек по правомерному поведению [16, с. 60]. Все основополагающие документы, определяющие задачи японской полиции, обязательно содержат упоминания о необходимости предупреждения и предотвращения противоправного поведения, оказания помощи гражданам во время любых затруднений и др. Каждое японское отделение полиции в обязательном порядке обязано создать совет по связям с общественностью, в которых работают представители гражданского общества. Полицейскими поощряются меры по противодействию преступности. Они способствуют организации проживающих в криминогенных районах лиц, проводят с ними обучающие занятия по противодействию преступным проявлениям. В результате население стремится к поддержанию тесных контактов с сотрудниками полиции, имеет доверительные отношения с ними и стремится оказать посильное содействие при проведении расследования [17, с. 96]. По мнению специалистов, японские полицейские выступают в качестве первоочередного субъекта, осуществляющего борьбу с преступностью. В качестве основного содержания такой профилактической работы выступает противодействие первичным, вторичным и рецидивным преступным проявлениям. Полицейская деятельность носит линейный характер и направлена в первую очередь на противодействие преступности несовершеннолетних и международных преступных сообществ, поскольку ими совершается больше всего противоправных деяний. Основная функция полицейских не только правоохранительная, но и социальная, и обслуживающая. Поскольку полицейские находятся в постоянном контакте с населением, полицейскими оказывается помощь в решении социальных, бытовых и других проблем, с которыми общество сталкиваются ежедневно.
Японской полицией в рамках предупреждения преступности реализовывается комплекс мероприятий по работе с несовершеннолетними. Они патрулируют места постоянного нахождения несовершеннолетних - рестораны быстрого питания, подземные переходы, станции
метро и др. Кроме того, места, в которых запрещено находиться несовершеннолетним. На полицейских автомобилях устанавливаются громкоговорители, через которые во время патрулирования полицейские информируют население о необходимости соблюдения правил поведения и законодательных норм. В целях разъяснительной и профилактической работы японской полицией выдаются рекомендации для префектур, которые касаются информации о нежелательной для несовершеннолетних видеопродукции, играх, периодических и иных печатных изданиях. В целях общепрофилактических мер воздействия на преступность несовершеннолетних полицейскими осуществляется всесторонняя пропаганда законопослушного поведения. В этой работе полицейским всецело помогают общественные организации и школы, издавая большими тиражами самую разнообразную адаптированную для несовершеннолетних профилактическую юридическую литературу - комментарии к законодательству и др.
Основы профилактической работы закреплены в Законе о полиции 1954 г., зафиксировавшем в качестве основной задачи - предотвращение преступности. Дальнейшая практика работы полицейских подразделений показала, что решение указанных в упомянутом законодательном акте вопросов невозможно без активных контактов с общественными формированиями граждан. Поэтому в полицейских нормативных документах указывается необходимость установления контактов с населением и рядом общественных организаций. Работа общественных организаций и ассоциаций осуществляется в масштабе префектуры. Помимо этого, каждый год под эгидой Минюста проводится специальная «июльская компания», связанная с поддержанием правопорядка. В результате работы по профилактике преступности происходит не только ее количественное уменьшение, но и снижение ее отдельных видов. Сниже-
Литература
1. URL: https://www.macrotrends.net/countries/ JPN/japan/crime-rate-statistics.
2. Квашис В.Е. Преступность в Японии: вчера, сегодня и завтра // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1 (59).
3. Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981.
4. Военный канон Японии: первоисточники / сост. Т. Клири. М., 2016..
5. Еремин В.Н. К вопросу о типологической характеристике современного японского
ние преступных проявлений во многом объясняется комплексной профилактической работой, ключевая роль в которой принадлежит гражданским инициативам и взаимодействию гражданского общества, и полиции.
Руководство НПА полагает, что важнейшей обязанностью японских офицеров полиции является регулярное посещение мест жительства граждан. Поэтому посещение жителей в их домах происходит не реже двух раз в год. Вовремя этой процедуры японскими полицейскими заполняются на всех проживающих в доме или квартире специальные карточки информационного учета, которые отражают необходимые сведения и персональные данные обо всех проживающих членах семьи. В том числе полицейские фиксируют информацию, указывающую род деятельности, транспорт в собственности, время ухода и возвращения с работы, с кем из членов семьи в первую очередь можно связаться в случае непредвиденных обстоятельств.
В заключение необходимо отметить, что японский опыт организации работы полиции показал, что ее деятельность не может быть эффективной без одобрения общества и тесного взаимодействия с гражданами. Японская полицейская политика в сфере профилактики преступности направлена на первичную, вторичную и рецидивную преступность, при непосредственном тесном контакте с иными правоохранительными органами и населением. В стране выстроена строго централизованная вертикаль полицейской службы. Японские органы полиции свою работу по противодействию преступности сосредотачивают на линейном уровне. Япония является одним из первых государств в мире, которое включилось в работу по привлечению населения к оказанию помощи полиции. И сегодня в стране функционирует эффективный механизм по взаимодействию полиции и гражданского общества.
Bibliography
1. URL: https://www.macrotrends.net/countries/ JPN/japan/crime-rate-statistics.
2. Kvashis V.E. Crime in Japan: yesterday, today and tomorrow // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 1 (59).
3. Inako Ts. Modern Japanese law. Translated from the Japanese. M., 1981.
4. The military canon of Japan: primary sources / comp. T. Cleary; translated from the English by A. Petrova. M., 2016.
права // Советское государство и право. 1977. № 3.
6. Кобец П.Н. Особенности формирования экономической модели Японии в оккупационный период 1945-1951 гг. // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т.10. № 6 (74). DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-61129-1137.
7. Кобец П.Н. Особенности и проблемы генезиса современного гражданского общества Японии // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. № 3.
8. Квашис В.Е. Полиция Японии: организация и эффективность // Общество и право. 2018. № 2 (64).
9. Квашис В.Е., Морозов Н.А. Полиция Японии: организация, функции, эффективность // Научный портал МВД России. 2015. № 1.
10. Зиядуллаев М.З. Зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 2 (63).
11. Police of Japan 2015. Tokyo: National Police Agency. 2015.
12. Шакурьянов Р.М. Японский опыт применения стратегии участия общественности в предотвращении преступности. В сборнике: Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований. Материалы международной научно-практической конференции. 2019.
13. Валиев Н.Д. Вопросы приемлемости (применения) опыта полиции зарубежных стран по взаимодействию с обществом и его формированиями в деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2018. № 1 (37).
14. Гордеев А.Ю. К вопросу о положительном опыте предупреждения преступлений в зарубежных странах // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 11A.
15. Nishimura K. On the Nagasaki Beat: the Art of Community Policing // Look Japan. 1997. March; BayleyD. Forces of Order. Berkeley, 1991.
16. Кобец П.Н. Влияние демографического кризиса в Японии на экономическое развитие страны и безопасность бизнеса // Безопасность бизнеса. 2019. № 5.
17. Майоров В.И., Севоюгин В.Е. Противодействие преступности на основе современных концепций взаимодействия полиции и общества: опыт зарубежных стран и России // Вестник Пермского университета // Юридические науки. 2017. Вып. 35. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-35-95-106.
5. Eremin V.N. On the question of the typological characteristics of modern Japanese law // The Soviet state and Law. 1977. № 3.
6. Kobets P.N. Features of the formation of the economic model of Japan in the occupation period of 1945-1951 // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2020. Vol. 10. № 6 (74). DOI: 10.35679/ 2226-0226-2020-10-6-1129-1137.
7. Kobets P.N. Features and problems of the genesis of modern civil society in Japan // Civil Society in Russia and abroad. № 3. 2019.
8. Kvashis V.E. Police of Japan: organization and efficiency // Society and Law. 2018. № 2 (64).
9. Kvashis V.E., Morozov N.A. Police of Japan: organization, functions, efficiency // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1.
10. Ziyadullaev M.Z. Foreign experience of the system of public order protection and prevention of offenses in populated areas // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2017. № 2 (63).
11. Police of Japan 2015. Tokyo: National Police Agency. 2015.
12. Shakuryanov R.M. The Japanese experience of applying the strategy of public participation in crime prevention. In the collection: Law enforcement activities of internal affairs bodies in the context of modern scientific research. Materials of the international scientific and practical conference. 2019.
13. Valiev N.D. Questions of acceptability (application) of the experience of the police of foreign countries on interaction with society and its formations in the activities of the internal affairs bodies of the Republic of Tajikistan // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. 2018. № 1 (37).
14. Gordeev A.Yu. On the question of the positive experience of crime prevention in foreign countries. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 2017. Volume 7. № 11A.
15. Nishimura K. On the Nagasaki Beat: the Art of Community Policing // Look Japan. 1997. March; BayleyD. Forces of Order. Berkeley, 1991.
16. Kobets P.N. The impact of the demographic crisis in Japan on the economic development of the country // Business security. 2019. № 5.
17. Mayorov V.I., Sevoyugin V.E. Counteraction to crime on the basis of modern concepts of interaction between the police and society: the experience of foreign countries and Russia // Vestnik Permskogo universiteta // Yuridicheskie nauki. 2017. Is. 35. DOI: 10.17072/1995-4190-201735-95-106.