Научная статья на тему 'ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СППР, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ'

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СППР, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СППР / КЛАССИФИКАЦИЯ СППР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожный А.М., Чуваков А.В.

В данной статье рассматриваются аспекты применимости СППР в различных ситуациях. Так же приведены принципы работы систем поддержки принятия решения и классификация этих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE ASPECTS OF DSS USAGE, METHOD OF PROCEDURE AND CLASSIFICATION OF DSS

This article is devoted to the study of aspects of the applicability of DSS in various situations. The principles of the decision support systems and the classification of these systems are also considered.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СППР, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ»

УДК 331.108.26

Задорожный А. М. студент магистратуры Чуваков А. В., к.х. н.

доцент

кафедра Вычислительной Техники ФГБОУ «Самарский Государственный Технический Университет»

Россия, г. Самара

Zadorozhnyi A. M., Master's student Samara State Technical University

Russia, Samara

Chuvakov A. V., Candidate of chemical sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Computing Technics

Samara State Technical University

Russia, Samara

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СППР, ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

В данной статье рассматриваются аспекты применимости СППР в различных ситуациях. Так же приведены принципы работы систем поддержки принятия решения и классификация этих систем.

Ключевые слова: СППР, классификация СППР, принципы работы.

POSITIVE ASPECTS OF DSS USAGE, METHOD OF PROCEDURE AND CLASSIFICATION OF DSS

This article is devoted to the study of aspects of the applicability of DSS in various situations. The principles of the decision support systems and the classification of these systems are also considered.

Keywords: DSS, classification of DSS, methods of procedure.

В настоящее время деятельность крупных ИТ компаний связана с необходимостью ежедневно принимать решения различной сложности от которых зависит функционирование компании и её прибыль. Эффективность деятельности предприятия определяется обоснованностью и профессионализмом принимаемых решений. Задача выбора наиболее подходящего варианта усложняется еще и за счет необходимости учета большого количества разнообразных факторов. В первую очередь, это вызвано сложностью сбора и анализа объема информации, необходимого для принятия правильного и взвешенного решения. И всё же одно лишь обладание информации не гарантирует принятие правильно решения.

Часто, для того чтобы решить сложную задачу, привлекаются эксперты - специалисты в своей области знаний. К сожалению, иметь в штате компании экспертов по всем проблемным областям знаний чаще всего просто невозможно. Кроме того эксперт должен лишь предлагать

обоснованные варианты решения руководителю, опираясь на которые руководитель, после изучения предоставленной информации, сможет принять всесторонне рассмотренное и взвешенное решение. Такое решение будет иметь большую эффективность, так как он подкреплено глубокими профессиональными знаниями в проблемной области. И, так как невозможно держать штат экспертов, помощь может оказать применение математических методов, нашедших применение в современных информационных системах поддержки принятия решений (СППР). Использование СППР облегчает работу руководителя, выступая связующим звеном между пользователем (ЛПР) и источниками информации (БД), и повышает эффективность работы руководителя, высвобождая дополнительные временные ресурсы. Поэтому наличие СППР дает преимущества перед конкурентами.

Система поддержки принятия решений представляет из себя компьютерную систему, путем сбора и анализа большого объема целевой информации, оказывает влияние на процесс принятия решений различного характера.

Основной областью применения СППР является нестандартные ситуации и слабоструктурированные проблемы, в которых необходимы сбор и анализ большого количества информации. Для них характерна высокая степень неопределенности, затрудняющей принятие объективного решения. Процедура принятия решений в таких ситуациях требует механизма определения системы предпочтений ЛПР и более глубокого сравнительного анализа альтернативных вариантов.

Основными принципами использования СППР и ее формирования являются: поддержка ЛПР посредством обеспечения всей необходимой информацией; оперативный поиск запрашиваемой информации; генерация альтернативных вариантов решения поставленной задачи; прогнозирование результата реализации возможный решений; непрерывная эволюция системы за счет наращивания ее возможностей.

Для анализа и выработки предложения СППР использует различные методы: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др.

Классификация, общая архитектура и принципы построения СППР.

По типу взаимодействия СППР с пользователем можно выделить три основных типа:

- пассивные СППР лишь помогающие в процессе принятия решения. Системы такого типа не могут выдвигать конкретного предложения, но только осуществляют информационную поддержку ЛПР;

- активные СППР. Они принимают непосредственное участие в формировании решения;

- кооперативные СППР, непосредственно взаимодействующие с

пользователем. Выдвинутое системой решение пользователь имеет возможность отредактировать в соответствии со своим видением проблемы и вернуть его в СППР для повторного анализа, после чего заново обработанное предложение снова предоставляется пользователю.

Компьютерная СППР - это интерактивная автоматизированная система, которая использует модели выработки решений и обеспечивает пользователям доступ к распределенным базам данных и предоставляют обширный выбор функционала отображения информации. В таком понимании СППР можно представить в виде совокупности следующих систем: комплекса распределенных технических средств; комплекта математических моделей и методов; анализа состояний и выработки решений; базы данных; систему управления моделями, методами, обработки и отображения информации. Можно выделить три ключевые составляющие СППР: база данных, база моделей и программная подсистема.

Ко всему прочему, СППР так же делятся по типу данных, с которыми они работают. Выделяют три основных типа: оперативные, тактические стратегические. Оперативные СППР предназначаются для немедленного реагирования на изменение текущей ситуации при управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Такие системы представляют из себя конечный набор отчетов, построенных на данных из транзакционной системы предприятия, адекватно отображающей в режиме реального времени основные аспекты производства финансов.

Классификация СППР Стратегические СППР находят свое применение в анализе большого объема разнородной информации, собранной из разных источников. Основная цель систем этого типа - поиск наиболее рационального варианта решения задачи с учетом различных фактор, влияющих на процесс: происходит глубокая проработка специально подготовленных данных.

СППР тактического типа обеспечивают решение задач, в которых требуется предварительный разбор и анализ информации. С помощью таких

система принимаются решения на более длительный промежуток времени. Объем решаемых задач сокращается, но значительно возрастает их важность.

Использованные источники:

1. Alter S. L. Decision support systems : current practice and continuing challenges. Reading, Mass.: Addison-Wesley Pub., 1980.

2.Терелянский П.В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования: монография / П. В. Терелянский; ВолгГТУ.- Волгоград, 2009.127 с.

3. Система поддержки принятия стратегических решений АСТРИДА / Д. Беркли, О.И. Ларичев, Е.М. Мошкович, П. Хэмфрис // Проблемы и методы принятия уникальных и повторяющихся решений. - М.: ВНИИСИ, 1990. - С. 9-25.

УДК 331.108.26

Задорожный А. М. студент магистратуры Чуваков А. В., к.х. н.

доцент

кафедра Вычислительной Техники ФГБОУ «Самарский Государственный Технический Университет»

Россия, г. Самара

Zadorozhnyi A. M., Master's student Samara State Technical University

Russia, Samara

Chuvakov A. V., Candidate of chemical sciences, associate professor Associate Professor of the Department of Computing Technics

Samara State Technical University

Russia, Samara ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ИТ-СФЕРЕ И СПОСОБЫ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ПАРАМЕТРОВ В данной статье рассматриваются способы оценки профессиональных качеств сотрудников ИТ-сфере, для дальнейшей их формализации с целью применения при подборе персонала на ИТ-проекты и использования в системах поддержки принятия решений.

Ключевые слова: персонал, оценка персонала, формализация, СППР.

PARAMETERS OF APPRAISAL OF PERSONNEL PERFORMANCE IN IT-SPHERE AND METHODS OF THEIR

FORMALIZATION.

This article is devoted to the study of methods of appraisal of personnel competencies in IT-sphere for future reference in the process of staff recruitment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.