Научная статья на тему 'Положительная и отрицательная аксиология концепта «Krieg» (на материале немецких поэтических текстов XIX В. )'

Положительная и отрицательная аксиология концепта «Krieg» (на материале немецких поэтических текстов XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положительная и отрицательная аксиология концепта «Krieg» (на материале немецких поэтических текстов XIX В. )»

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ И ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ АКСИОЛОГИЯ КОНЦЕПТА «KRIEG»

f

(на материале немецких поэтических текстов XIX в.)

I

Т. А. Корнеенко

Сложная структура концептов абстрактных имен определяется наличием нескольких слоев, в каждом из которых проявляется на-ционально-культурная специфика. Ю. С. Степанов, определяя концепт как основную ячейку культуры в ментальном мире человека, считает, что «в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры — исходная форма, сжатая до основных признаков содержания история, современные ассоциации, оценки и т. д.» [8, с. 43]. Специфика национального сознания находит свое выражение в языке именно при реализации ассоциативного и оценочного компонентов концепта. Поэтому в ходе анализа культурного концепта «KRIEG» в немецких поэтических текстах нами выделялись периферийные признаки концепта, оценочность которых либо выражена вербализующими языковыми единицами, либо имплицитно присутствует в свободных ассоциациях. В качестве языкового материала использовались произведения таких поэтов, как К. Брентано, Г. Гейне, Ф. Гельдерлин, Т. Кернер, Д. Лилиенкрон, Л. Уланд,

О

А. Шамиссо, Ф. Шиллер, И. Эйхендорф и др.

В первую очередь обратим внимание на некоторые особенности выражения оценочно-сти в художественном тексте. Как известно, прагматическая функция художественного текста преобладает над информативно-смысловой, так как автор выражает в нем свое отношение к действительности, свое видение мира с позиций определенного эстетического идеала. Прагматическая функция художественного текста, как и в любом виде искусства, осуществляется, по выражению Т. де Мауро, путем «производства экспрессивных форм» [3, с. 73]. Наиболее глубоко этот вопрос рассмотрен у В. Н. Телия, которая выделяет три типа высказываний: дескриптивные, аксиологические, экспрессивные, — указывая на то, что высказывания с рациональной оценочностью могут усиливаться эмотивной модальностью, выражающей собственное от-

ношение говорящего, за счет чего достигается эффект экспрессивно окрашенного значения [9, с. 10]. Таким образом, оценочность может относиться к эмоциональности как часть к целому в рамках одного высказывания, поэтому в художественных текстах значимость высказываний с «двойной модальностью» (термин В. Н. Телия) особенно высока. Следовательно, оценочность в художественном тексте следует рассматривать в единстве с эмоциональностью, имея в виду их взаимообусловленность.

Действительно, оценка событий в проанализированных нами текстах в большинстве своем является эмоциональной. Лишь в ограниченном количестве высказываний содержится рациональная оценка, однако, как отмечает JL О. Чернейко, в именах рациональных оценок социальных отношений также присутствуют коннотативные эмоционально-оценочные семы [10, с. 114]. Например, в оценке войны как справедливой (die gerechte Sache, die Gerechten schlagen), в оценке военного мастерства (so schoss ich gut) присутствуют положительные эмосемы. В признании военного мастерства врага также присутствует положительная эмотивная направленность, которую можно трактовать как признак уважительного отношения к достойному противнику (sicher der Kunst und des Arms, der Kreter waifenkund'ge Scharen, ebenso gut wie ich). Таким образом, в текстах в целом наблюдается преобладание эмоциональной оценки. Причем в современной когнитивной лингвистике существует мнение, согласно которому оценка может выражаться не только эмоционально-оценочными средствами, но и в целом любыми средствами передачи эмоций, так как они могут быть классифицированы по характеру значимости в терминах абсолютных оценочных предикатов «хорошо/плохо» [7, с. 74]. Следовательно, средства эмотивности также должны рассматриваться как средства выражения оценочной модальности.

В соответствии с вышесказанным, в ана- es verströmt mein Blut). Однако в тех случаях, лизируемых текстах были рассмотрены раз- когда ближайший контекст этих единиц свинообразные средства выражения оценки. Как зан со справедливой войной, с великой целью, было отмечено, имена рациональных оценок присутствуют в ограниченном количестве. Большую роль в выражении оценки играет эмоционально-оценочная лексика (grause Schmerzen), а также собственно эмотивные

данные признаки, наряду с отрицательной оце-ночностью, проиобретают высокую оценку с точки зрения социальной значимости (doch Heldenblut ist dir geflossen). Еще в большей степени подобная оценочная двойственность присуща признаку «смерть» (противопоставление umsonst sterben — fürs Vaterland fallen, er schlug sie tot um das Christentum). Особый эффект достигается при вербализации этого признака в контексте, лишенном экспрессивности, при этом смерть оценивается как обычное и неизбежное явление (Der Leib gehört der Erde, die Seel dem Himmelszelt; der eine fällt, die andern rücken nach), подчеркивается обесценивание отдельной человеческой жизни (Meine Waffen sind nicht gebrochen, nur mein Herze brach). Также выявлен ряд признаков, связан-С точки зрения когнитивной лингвистики, ных непосредственно с отрицательным отно-

средства, такие как номинанты эмоций (weh, traurig, schrecken, Wut, Furcht), дескрипции (zittern, bleich). Особую роль в художественном тексте играют метафоризаторы эмоций (der Schiffe mastenrecher Wald), потенциально-эмотивная лексика (Vaterland, Freiheit). Выявлялись и средства выражения других модальностей, связанных с аксиологической, и сводимые к знаку «+» или «-» (желание ich will es tragen), а также дескрипции, имеющие конно-тативное оценочное значение (sein brechend Auge, beugt das Haupt).

каждое высказывание вербализует какой-либо признак концепта и может быть рассмотрено как узел фрейма и отнесено к определенному концептуальному слою. Рассмотрим выявленные средства выражения оценочности в соответствии со структурой концепта «KRIEG», для чего требуется: 1) определить, какая оце-ночность выражается в тексте при вербализации того или иного признака; 2) рассмотреть концептуальные слои в их аксиологическом аспекте.

шением к различным сторонам войны, например, безнадежное положение (ohne Hoffnung; nie komm ich gesund nach Haus), переживание потери (als wär's ein Stück von mir), тоска по дому и мирной жизни (doch wie fern sind Strom und Türme; er sieht sein Dorf im Arbeits-frieden), неприятие послевоенной реальности (ich wollt es war wieder erst Krieg), тревога за семью (ich habe Weib und Kind zu Haus, die ohne mich verderben; dir Gott befehl ich Weib und Kind), осознание опасности (des Feindes Auge wacht;

В числе наиболее устойчивых рассмотрим ein brodelnd Kochen). Наиболее широко пред-

такие признаки концепта «KRIEG», как «ранение» и «кровь». Их вербализации сообщают тексту особую выразительность, так как они связаны с чувственным восприятием, через которое концептуализируются абстрактные эмоциональные сущности. В большинстве случаев они являются метафоризаторами душевных страданий и тем самым выражают негативную оценку (mit wundem Herzen; die Wunde brennt; brachen alte Wunden auf), либо служат для осуждения врага, борьбы, славы, достигнутой силой, оружием (Bluthund, blutige Wangen, Kränzen blut'gen Ruhms). С другой стороны, они широко используются в натуралистических описаниях, которые воздействуют на читателя непосредственно прагматически, за счет потенциальных эмосем этих единиц, вызывая сопереживание и сочувствие к боли (die Wunden klaffen; ward gespalten mir das Haupt;

ставлены признаки, связанные с переживанием военного поражения (lange harren sie Vermssiter; heute wir alle bluten), в том числе переживание французскими солдатами разгрома их армии и пленения Наполеона (die klägliche Kunde; die trauriger Mär), переживание немецким народом первоначального вторжения Наполеона в западные земли (jetzt weint es unter fremden Streichen). Устойчивым признаком является отрицательное отношение к врагу (die Würger, die Ehrenlosen, meuchlings, verdächt'ger Gauch), осуждение деспотизма и связанного с ним кровопролития (verruchter Mörder; mit blutroter Hand), присутствует и выражение негативного отношения к войне вообще (Höllenlärme).

Нередко оценочную роль той или иной вербализации концепта необходимо рассматривать в соответствии с целым концептуаль-

ным слоем. Так, непосредственно к социокультурному, историческому, идеологическому слоям концепта «KRIEG» относится признак, связанный с первоначальным восторженным отношением к Наполеону в первые годы его

власти и представленный в основном ными средствами (von allem Hohen, was Menschenherz erhebt; blinken goldne Früchte wie holde heitre Sterne), эмоционально-оценочной лексикой (Männerwürde, Treu, Heiligkeit), потенциально эмотивной лексикой (Freiheit). Конкретные исторические события современности и других эпох, упоминаются довольно часто, но не столько с целью выражения отношения к этим событиям, сколько с целью передать с помощью исторической аллюзии политические убеждения, отстоять социальную позицию (bis hinter uns versinkt die Brut des Pharao! Da. rief Herr Struthahn Winkelried...). Подобные признажигтмогут вербализовываться не только путем упоминания конкретных фактов, но и наименованиями военных атрибутов (Trommle die leute aus dem Schlaf! Gib uns den Mann, der das Panier der neuen Zeit erfasse!). Признаки, обусловленные национально-культурным слоем концепта, связаны, как правило, с положительным восприятием некоторых аспектов войны в национальном сознании. В частности, это проявляется в любовании военной атрибутикой, мундиром, уважении к парадам и военной службе. Это отношение передается положительной эмоцио-нально-оценочной лексикой (stolz, stramm), потенциальными семами (der Herre Hauptmann), образными средствами (Weltgericht), дескрипциями (die Schuppenketten unterm Kinn; die Schärpe schnürrt den schlanken Leib), в том числе описанием стереотипной внешности представителей народа (das Auge blau und blond der Zopf), междометиями и восклицаниями (zum Doktor ausgesprochen, wohl gar — beim Regiment!). Свидетельством положительного отношения служит также образ бра-

вого солдата, созданный в жанре народной песни. Основными средствами являются простота, образность и присущий фольклорной традиции песенный ритм (Der Himmel ist ihr Zelt, ihr Tisch das grne Feld). Еще более укоренившимся в национальной традиции, определенной культурной константой, является образ рыцаря, используемый поэтами как пример доблести, особенно актуальный в связи с не-

обходимостью подъема национального самосознания. Положительная эмоционально-оценочная лексика используется в описании его внешности и геройских поступков (Ritter noch mit Fug; auf stolzem Ross von schnellem Huf; grosse Taten dort geschehen).

Также в национально-культурном содержании концепта «KRIEG» предполагается наличие особенных признаков, связанных с древним слоем концепта. Он формировался в то время, когда первоначальные чувственные ощущения, фиксируясь сознанием, переживались как эмоциональное отражение действительности. Для архаичного сознания повышенный эмоциональный тонус представлял собой единство мышечного и нервного возбуждения и психические аффекты буквально отождествлялись с физическими [6, с. 29]. Так, Н. В. Маракулина, исследуя закономерности генезиса семантики на примере некоторых немецких прилагательных, делает вывод о том, что в немецкой лингвокультурной общности существовали прочные ассоциации между подобным возбуждением в боевых ситуациях и положительным эмоциональным переживанием. Также отмечается закономерность положительных эмоций в ситуациях, связанных с самоутверждением и общественным признанием [2, с. 59], к которым архаичное сознание относило и боевые ситуации. Как свидетельствуют этимологические источники, варианты одного звукового комплекса *ker- и *uer-использовались, наряду с боевой ситуацией, для номинации различных предметов и явлений, например жертвоприношения [1, с. 278]. При этом означаемое ассоциировалось не с отрицательными эмоциональными пережива-ниямд, а с присущим архаичному сознанию поклонением и утилитарными ценностями. По мнению Ю. С. Степанова, эти древнейшие признаки скрыты во внутреннем, неосознаваемом слое концепта. Этот слой можно назвать историко-культурным: он содержит признаки, связанные с восхвалением древних предков-германцев (ihr Heiden und Dichter aus alter Zeit), с представлениями о похожих на предков и на богов совершенных людях (so wird das lockere Geschlecht gehaut seit zu festen Eisen recht; Moecht ich empor zu Himmels Lichten wie die starke Riesentnna mich aufrichten), типичные для немецкого национального сознания лесные мотивы. Практи-

чески все признаки этого слоя сводятся к воспеванию древнего оружия, силы, военных побед предков, а также славы и богатства, достигнутых с помощью оружия (von alter Ehre und Pracht; der Schiffe mastenreicher Wald; von fürstlichen Taten und Werken; zu Häupten den guten Degen). О важности такого признака, как сила оружия свидетельствует не только большое количество подобных единиц, но и образное употребление соответствующей лексики в контексте, казалось бы, далеком от военной тематики (und er [der Hund] hatte schärfre Waffen und gebrauchte sie mit Macht; das [Kupido] hatte einen Stutzen in der Hand). Также выделен признак желания сражаться, которое отождествляется с желанием любить и стремлением к самоутверждению (ich zieh aus Liebes- nun in Kampfeslust; das breite Schwert, des Mannes wilde Zier; bis Ruhm und Ehre mir die Stirn umziehn). Стереотип «воин — настоящий мужчина» занимает значимое место в национальном сознании, порой вызывая у поэтов ироничный отклик (und vor ihm zittern alle; sein Aug' speit Feuerflammen aus). Среди лексических средств, реализующих данную группу признаков, выделены такие номинанты положительных эмоций, как радость, ликование (Lust, jubelnd).

Итак, многие вербализации идеологического, исторического, национально-культурного слоев концепта сводятся к общему признаку боевого духа, имеют оценочную функцию, выражающуюся в положительном отношении к справедливой войне, в призыве к борьбе за высшую ценность — свободу Отечества, к | возмездию (nach seiner Freiheit, seinen Rettern, nach der Vergeltung Raecher-hand). Принимая во внимание исторический фон создания рассматриваемых текстов, можно утверждать, что в них через выявленные признаки концепта «KRIEG» отражаются важные черты эпохи — подъем патриотизма, необходимый для борьбы с французской армией в Отечественной войне 1812 г. и сыгравший решающую роль в становлении национального единства, а также призыв к борьбе за демократические преобразования, начавшиеся в Европе благодаря наполеоновским войнам.

Особо следует выделить философский компонент, заключающий в себе общечеловеческие ценности и экзистенциальные смыслы. Так, война осуждается как шум, проявление

земной суеты (rm des Lebens; verirrt in dem Irdischen Getümmel), как сила, вычеркивающая человека из привычной жизни (und wusste nicht, wer ich bin), лишающая семьи, любви (dem treuen Weib den letzten Kuss und dann zum treuen Degen). Также сюда можно отнести и призыв к борьбе, не свойственный социальным и политическим проблемам, а провозглашающий общий принцип активного отношения к жизни (trotze, so bleibt dir der Sieg).

Охарактеризуем перечисленные признаки с точки зрения особенностей поэтического текста. Во-первых, они отличаются образностью. Например, положительная оценка войны выражается через апелляции к чувству прекрасного и высокого и реализуется с помощью образных средств (schlagen wie Zauberer; schon wogen die Junglinge). Устойчивым признаком является образ утренней зари (Morgenrot). Часто происходит персонификация битвы как чего-то великого и достойного (du kommst, о Schlacht!) или как злого существа (walzte unheilsch-wanger sich die Schlacht; sich ...blutige Wangen wusch; trankst mein rotes Blut — wozu?). Среди образных средств, выражающих положительную оценку, выделяется образ высшей силы. Этой силой чаще всего является бог (er [der Herr] wird auch für uns sprechen; den Gottes Zorn bewehrt; des grossen Gottes Rache), душа воюющих (doch sichrer kommt über sie die Seele der Junglinge), патриотический порыв (ihre Vaterlandsgesänge lähmen die Kniee), некий дух (manch grosser Geist). Образ высшей силы подкрепляется и через пространственные представления, когда сама битва происходит где-то наверху (ich kam vom Walde hernieder) или некая сила присутствует над полем боя (kommt über sie die Seele). Концептуализации сложных явлений через базовый чувственный опыт человека происходит при выражении оценки через звуки войны (Höllenlärme, Lärm des Lebens; aus der grossen Stadt klang dumpf Geräusch — отрицательная оценка; Tubaton des Weltgerichts — положительная оценка, значимость военной атрибутики). Распространенными являются и природные метафоры, через которые, как правило, выражается отрицательное отношение к войне (Der Himmel ist ihr Zelt, ihr Tisch das Gruene Feld; sank die kalte, finstre Nacht).

К специфике выражения оценочности именно в данных поэтических текстах отно-

сится и рефлексия поэта по поводу роли его стихов в освободительной борьбе. Словосочетание Leier und Schwert (название сборника Т. Кернера, вышедшего в 1814 г.) вербализует устойчивый признак концепта, так как встречается в произведениях разных авторов наряду с коррелирующими выражениями Lieder oder Tod; andre Zeiten,andre Musen; Fluch des Sängertums; Poesie, du Flammenquell и служит своеобразным поэтическим лозунгом. Это признак отношения к войне как к важной теме национальной лирики, а в более общем смысле — признак актуальности концепта, его национально-культурной значимости.

В заключение обратимся к общему соотношению выявленных признаков. Они отно-

сятся к различным слоям и отражают как негативное личностное восприятие войны и ее последствий, так и исторически и национально обусловленное положительное отношение к войне и ее отдельным проявлениям. Таким образом, оценочный аспект концепта «KRIEG» имеет индивидуально обусловленный компонент, в котором преобладают отрицательные признаки, и социально i обусловленный компонент, в котором на данном этапе преобладают положительные признаки; в целом положительных признаков оказывается чуть меньше, чем отрицательных. Наряду с этим, выявлено большое количество специфических признаков эмоционального подъема, что позволяет говорить о j важности оценки войны в данную эпоху. !

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

^ р

1. Маковский М. М. Этимологический словарь современного немецкого языка : слово в зеркале человеческой культуры. М. : Азбуковник, 2004. 630 с.

2. Маракулина Н. В. Лексика, коррелирующая с формами эмоционального отражения действительности / / Актуальные аспекты описания современной немецкой лексики. Калинин, 1985. С. 56—61.

3. Мауро Т. Де. Введение в семантику. М. : Дом интеллектуальной книги, 2000. 240 с.

4. Немецкая поэзия XIX века : сборник ; на нем. и русск. яз. М. : Радуга, 1984. 704 с.

5. Немецко-русский словарь ; под ред. В. В. Рудаша. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1947. 607 с.

6. Режабек Е. Я. Культурные границы языкового сознания / / Вопросы когнитивной лингвистики.

2006. № 3. С. 28—43.

7. Романова Т. В. Взаимосвязь категорий модальность-оценочность-эмоциональность в текстовой ре-презентации / / Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 3. С. 71—77.

8. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М. : Академический проект, 2004. 992 с!

9. Те ли я В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М. : Наука, 1986. 142 с.

10. Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М. : Изд-во МГУ, 1997. 320 с.

Поступила 10.06.08.

i f

!

i f

г >

г ж

í

i

\

»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.