114
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, с. 114-121
УДК 347
ПОЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА РАБОТНИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РЕЦЕПЦИИ В РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
© 2017 г. О.В. Никулина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград
yamboglo89@mail.ru
Поступила в редакцию 18.05.2017
Анализируется правовое положение работодателей и работников в правоотношениях по созданию и использованию служебных результатов интеллектуальной деятельности за рубежом. Применены такие методы, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Даны результаты анализа норм зарубежного законодательства о служебных результатах интеллектуальной деятельности. Приводится сравнительная характеристика отечественного и зарубежного права в исследуемой области. На основании изученных материалов раскрываются перспективы совершенствования положений отечественного законодательства в сфере регулирования отношений по поводу создания работниками служебных творческих результатов и дальнейшему их использованию. Аргументирована необходимость заимствования в отечественное законодательство правил регулирования, содержащихся в зарубежных источниках права, а именно: положений относительно уведомления работодателя о создании результата интеллектуальной деятельности, а также норм, в которых предусмотрено право автора и его наследников на получение денежного вознаграждения за использование служебного творческого результата в случаях, установленных договором между работодателем и автором.
Ключевые слова: служебный результат интеллектуальной деятельности, произведение, изобретение, работник, работодатель, государственный служащий, рецепция, зарубежное законодательство.
Нормы права различных государств о результатах интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе служебных, имеют особенности, изучение которых дает возможности для лучшего познания положений российского права, а также его совершенствования.
На современном этапе развития возросла потребность в изучении опыта законотворческой деятельности стран - участников СНГ, так как законодательство этих стран намного ближе российскому. Помимо этого, актуальным является исследование правовых предписаний стран континентальной системы права (например, Германии, Франции) и англосаксонской (Великобритании, США).
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 г. № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах»1 (далее - Закон) служебным является произведение науки, литературы и искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), которое создано автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Важно заметить, что, в отличие от ст. 1295 ГК РФ, нормы белорусского Закона указывают на необходимость закрепления трудовых обязанностей автора по созданию РИД в
трудовом договоре. Согласно ст. 17 Закона, исключительное право на служебное произведение признается за автором, но переходит к нанимателю с момента создания РИД, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Автор и его наследники имеют право на получение авторского вознаграждения за использование служебного произведения в случаях, которые определены договором между нанимателем и автором, при условии, что исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю. Указанное правило, с одной стороны, дает больше возможностей участникам правоотношений по определению оснований для выплаты вознаграждения, а с другой - лишает автора гарантий на получение вознаграждения, поскольку выплата не является обязанностью нанимателя.
Помимо этого, в силу ст. 17 Закона, если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на РИД, не начнет его использование или не передаст исключительное право на него другому лицу, исключительное право на такой творческий результат переходит к автору. Однако стороны могут договориться об ином, например в рамках договора предусмотреть более длительный (более 5 лет) или короткий (менее 5 лет) срок, исклю-
чить возможность возврата к автору исключительного права.
Наниматель имеет гарантированную государством возможность вносить в служебное произведение изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью его адаптации к конкретным условиям использования. Для реализации этого права, по общему правилу, согласия автора не требуется.
Согласно ст. 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах» Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6-1, произведение является служебным, если оно создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя2. Действие норм статьи 14 Закона не распространяется на энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Исключительные права на служебное произведение принадлежат работодателю, который вправе при любом его использовании указывать свое наименование. Автор имеет право на вознаграждение за каждый вид использования произведения. Статья 16-1 Закона содержит правила о минимальных ставках авторского вознаграждения. Указанные ставки устанавливаются Правительством Республики Казахстан, когда практическое осуществление имущественных прав в индивидуальном порядке невозможно в связи с характером произведения или особенностями его использования (например, публичным исполнением, воспроизведением произведения в личных целях без согласия автора и другими случаями).
Законодательство Кыргызской Республики, а именно Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 14 января 1998 года № 63, определяет служебное произведение как созданное в порядке выполнения служебного задания работодателя. Речь идет именно о конкретном поручении, исключая возможность создания такого РИД в порядке выполнения служебных обязанностей. Исключительные права на использование служебного произведения способом, обусловленным целью задания и в вытекающих из него пределах, принадлежат работодателю. Автор за каждый вид использования РИД может претендовать на выплату вознаграждения, величина которого устанавливается договором между ним и работодателем. Право автора на использование произведения, а также получение авторского вознаграждения принадлежат ему в полном объеме независимо от договора, заключенного с работодателем, в следующих случаях: а) по истечении 10 лет с момента представления произведения; б) до истечения 10 лет с момента
представления произведения при согласии на это работодателя.
Полезными для изучения являются зарубежные правовые нормы о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах.
В соответствии с п. 1 Положения о служебных объектах промышленной собственности Республики Беларусь от 23.12.1998 г. № 19574 объект промышленной собственности (ОПС) признается служебным, когда он относится к области деятельности нанимателя. Существенным является наличие одного из условий: а) деятельность, которая привела к созданию ОПС, должна относиться к служебным обязанностям работника; б) такой объект создан в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя; в) при создании ОПС работником были использованы опыт или средства нанимателя.
Работник, который создал служебный объект промышленной собственности, обязан письменно уведомить об этом нанимателя. Уведомление должно содержать: 1) характеристику объекта, раскрывающую его с полнотой, достаточной для определения пригодности этого объекта в деятельности нанимателя; 2) материалы, необходимые для оформления заявки на служебный объект. Право на получение патента на ОПС, сотворенный работником, принадлежит нанимателю. Однако договором между сторонами может быть предусмотрен иной порядок. Работник имеет право на вознаграждение, если наниматель получит патент на служебный объект промышленной собственности либо примет решение о сохранении такого объекта в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу, а также если не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам.
Значительно расширяет перечень служебных изобретений в сравнении с отечественным правом законодательство Казахстана. Согласно п. 2 Положения о служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, создаваемых в Республике Казахстан, «служебными признаются изобретения, созданные творческим трудом работников предприятий всех форм собственности, служащих организаций, учреждений (в том числе военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и органов национальной безопасности) в процессе выполнения ими своих служебных и трудовых обязанностей, а также заданий производственного, научно-исследовательского, художественно-графического и иного характера, полученных работником от работодателя»5. Из указанного определения вытекает следующее: в качестве работодателя выступают «предпри-
ятия, организации любых форм собственности, воинские части, учреждения, в списочном составе которых как основном месте работы или службы значатся работники и в сфере деятельности которых создаются и (или) используются служебные изобретения». Работником является физическое лицо, которое осуществляет у работодателя свою трудовую деятельность как основную и его труд в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, приказами и должностными инструкциями непосредственно связан с основной научной или производственной деятельностью работодателя.
Автор служебного изобретения в течение одного месяца после его создания должен уведомить об этом работодателя или зарегистрировать изобретение в порядке, установленном работодателем. Пункт 11 Положения содержит требования, предъявляемые к содержанию такого уведомления, среди них: 1) необходимость указания фамилии, имени, отчества и занимаемой должности автора (авторов), наименования изобретения, а также условий и места создания изобретения, предполагаемой области его применения; 2) описание, составленное с полнотой, достаточной для раскрытия сущности, определения категории и оценки пригодности изобретения в деятельности работодателя.
В силу п. 7 указанного Положения Республики Казахстан, при отсутствии в договоре трудового найма или в отдельном соглашении условий, касающихся прав сторон в отношении служебных изобретений, права на получение патента на изобретения, которые созданы работником в период работы у работодателя, принадлежат работнику.
Вознаграждение работнику за создание служебного изобретения устанавливается на условиях и в размере, которые определяются условиями договора. При получении работником творческого задания на создание конкретного служебного изобретения вознаграждение ему выплачивается на основании индивидуального договора, заключаемого между работодателем и работником. Автору должны быть уплачены два вида вознаграждения - поощрительное (за создание служебного изобретения) и основное (за его использование).
В Кыргызской Республике в отношении служебных изобретений, промышленных образцов действует специальный закон - «О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах» от 16.07.1999 г. № 746. Закон определяет, какие именно результаты творческой деятельности являются служебными, между какими субъектами складываются правоотношения по их созданию, а также права участни-
ков этих отношений. В силу названного Закона, служебными признаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, которые созданы работником в период действия трудовых (служебных) отношений в результате выполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей либо при выполнении им конкретного задания нанимателя, зафиксированного в соответствующей документации, с которой работник был ознакомлен до создания служебного РИД. Обязанности работника по созданию творческого результата определяются следующими документами: должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организаций и иными аналогичными документами. Указание на эти документы содержится непосредственно в анализи-
7
руемом нормативном акте .
Вместо термина «работодатель» в Законе используется понятие «наниматель» - «юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работни-ком»6. Нанимателю принадлежит право на подачу заявки и получение охранного документа на служебные РИД (если иное не предусмотрено договором между ним и работником). Автор обладает правом авторства и иными личными неимущественными правами, а также правом на вознаграждение. Законодательством зафиксирован минимальный размер авторского вознаграждения, а также ответственность нанимателя за ненадлежащее исполнение обязательства по его уплате.
Согласно Закону Азербайджанской Республики от 10 июня 1997 года № 312-^ «О патенте», служебным признается то изобретение, которое создано работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, а также -письменным заданием работодателя. Если эти условия не соблюдены, то право на РИД принадлежит работнику. В силу ст. 13 Закона, работодателем признается собственник предприятия, любой организационно-правовой формы, на котором осуществляет трудовую деятельность работник, являющийся автором, или уполномоченные им руководители предприятия, полномочный орган, а также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятель-
8
ностью, не запрещенной законодательством . Автор изобретения обязан письменно уведомить работодателя о создании служебного изобретения в течение одного месяца. Правом на получение патента на такой РИД обладает работодатель, который может от него отказаться в трехмесячный срок после того, как к нему поступило уведомление, тогда право на получение патента перейдет к работнику. Переход прав на
изобретение к работнику, в связи с решением работодателя об отказе от прав на него, оформляется договором об уступке прав. Однако даже в таком случае работодатель имеет право на использование патента по лицензионному договору в течение шести месяцев с даты, когда патент был получен автором.
За создание служебного изобретения работодатель должен выплатить работнику вознаграждение, сумма платежей определяется на основании договора. При этом если полученный работодателем доход не соответствует сумме вознаграждения, то работник вправе потребовать увеличения суммы вознаграждения или выплаты дополнительного вознаграждения.
Регулирование отношений по созданию служебных РИД в странах Европейского союза построено по-разному. В одних государствах действуют патентные законы (Франция), в других специальные законы, например закон о служебных изобретениях (Германия). Отдельное регламентирование отношений предусмотрено с участием таких изобретателей, как государственные служащие.
Изучение правовых положений Германии в области инноваций, связанных с созданием изобретений, является практически значимым для отечественного права. В стране действует как отдельный закон о служебных изобретениях, так и самостоятельный закон о промышленной собственности [1, с. 140], который соединяет между собой нормы иных законов, а также международных соглашений.
Патентным законом ФРГ от 16.12.1980 г. установлено, что охране подлежат патентоспособные изобретения. Критерии патентоспособности: новизна, неочевидность изобретения; промышленная применимость (изобретение может быть изготовлено, применено в промышленности, сельском хозяйстве). Необходимо отметить, что «работа, связанная с проектированием, конструированием или каким-либо другим видом деятельности, требующей проявления умственных способностей, рассматривается как обычная работа по трудовому договору, а не как работа по созданию изобретений» [2, с. 1-5].
Закон Германии «О служебных изобретениях» от 25.07.1957 г. содержит два основополагающих принципа: 1) обеспечение благоприятных условий для работодателей, способствующих присвоению изобретений служащих; 2) стимулирование изобретательской деятельности посредством выплаты вознаграждения служащему, создавшему РИД.
Согласно указанному Закону, «служебными изобретениями являются созданные во время рабочих отношений изобретения»9. Они могут
быть сотворены автором-работником в рамках основной его деятельности или в значительной степени опираться на опыт или деятельность предприятия-работодателя. Служебное изобретение должно быть окончательно создано автором в период трудовых (служебных) отношений. Если это правило не соблюдено и работник завершил создание РИД после увольнения, то работодатель имеет право требовать возмещения причиненного ему вреда или предъявить требования об уступке прав на служебный творческий результат. Однако обозначенные права возникают у него при совокупности следующих условий: вина автора в форме умысла; воздержание в период трудовых отношений от завершения работы над созданием изобретения. Авторами служебных изобретений являются работники частного сектора, государственные служащие, в том числе военнослужащие, и преподаватели (исследователи) высших учебных заведений. Каждой категории работников (служащих) в нормативном акте посвящена отдельная статья.
Работник, который создал патентоспособное служебное изобретение, в обязательном порядке должен уведомить об этом работодателя (нанимателя). Последний также обязан в письменной форме сообщить автору-работнику о получении уведомления. По мнению Р. Камалитдиновой, «указанные действия могут быть выражены посредством электронной почты или факсимильной связью. Требования письменной формы сохраняются лишь для целей осуществления процессуальных действий в случае разрешения спора...» [3]. Также автор отмечает, что «возможны случаи изменения статуса служебных изобретений с применением к ним положений о свободных изобретениях: когда работодатель письменно уведомляет работника об отказе от служебного изобретения; работодатель заявляет об использовании служебного изобретения в ограниченных пределах; в течение установленного законом срока либо работодатель не уведомляет работника о какой-либо форме право-притязания на служебное изобретение» [3]. Интеллектуальными правами на изобретение обладает работодатель, если не выразит свой отказ в течение четырех месяцев с момента получения уведомления.
Согласно Закону Германии «О служебных изобретениях», автор РИД имеет право на вознаграждение, которое должно быть разумным. Выплата вознаграждения осуществляется в зависимости от того, как использует такой результат творческой деятельности работодатель -неограниченно или ограниченно. Размер его определяется соглашением сторон, однако если
оно не может быть достигнуто в силу каких-либо обстоятельств, то величина вознаграждения устанавливается работодателем. При этом автора необходимо уведомить о том, какая сумма вознаграждения будет выплачена. Формы выплаты вознаграждения могут быть использованы следующие: а) в виде единовременного платежа; б) в виде периодических платежей; в) в порядке, соответствующем методическим рекомендациям о выплате авторского вознаграждения за служебные изобретения, создаваемые при осуществлении работниками трудовой деятельности в частных компаниях. В стране действуют как директивы Минтруда о порядке расчета авторского вознаграждения, тарифные ставки, так и коллективные соглашения.
Возникновение правового режима служебных изобретений в Великобритании регламентировано Патентным законом 1977 г.10, согласно положениям которого служебным является РИД: а) созданный работником в ходе выполнения трудовых обязанностей, однако такое создание должно быть ожидаемо (договор трудового найма; имеет место конечная цель - сотворение охраноспособного изобретения); б) созданный работником в ситуации, когда он принят на соответствующую должность не в целях исполнения технических, научных обязанностей. Работник при исполнении своих трудовых обязанностей должен «способствовать выгоде» работодателя.
В соответствии со ст. 39-40 Закона изобретение принадлежит работодателю, если: 1) оно создано в процессе выполнения обычных служебных (трудовых) обязанностей; 2) оно создано за пределами служебных (трудовых) обязанностей, но его создание было специально поручено работнику; 3) оно создано в ходе выполнения служебных (трудовых) обязанностей, предусматривающих создание РИД.
Нанятый работник в Великобритании имеет возможность требовать выплаты вознаграждения за служебное изобретение, когда на него получен патент и работодатель извлекает «исключительную» прибыль от его использования. Служащий также может претендовать на вознаграждение в случае переуступки работодателю прав на РИД или выдачи ему неисключительной лицензии [4].
Во Франции отношения в сфере интеллектуальной собственности урегулированы специальным кодифицированным нормативным актом -Кодекс интеллектуальной собственности Франции от 01.07.1992 г.11, которым предусмотрена правовая охрана как авторского права и смежных прав, так и объектов промышленной собственности (в том числе служебных изобретений). Документ состоит из двух частей: первая часть
регулирует отношения по созданию литературных, художественных результатов интеллектуальной деятельности; вторая часть регламентирует промышленную собственность; третья часть посвящена применению норм на заграничных территориях.
Система правового регулирования служебных изобретений, построенная во второй части Кодекса, предусматривает несколько типов таких изобретений. А именно: 1) РИД, созданные в ходе выполнения автором-работником обязанности по изобретательству, содержащейся непосредственно в трудовом договоре; 2) созданные работниками за пределами трудовых обязанностей. В первом случае предполагается, что вознаграждение, причитающееся автору, включается в его заработную плату (высокооплачиваемая деятельность)11. Помимо Кодекса исследуемые отношения могут быть урегулированы коллективными соглашениями. Большинство таких соглашений предусматривает, что изобретение должно быть запатентовано и привести к его коммерческому использованию.
К регулированию исследуемых отношений в США применяются нормы общего права, подписываются и реализуются трудовые договоры. Патенты на изобретения в США называются «патентами полезности» (utility patents), так как помимо них есть патенты на растения и патенты на промышленные образцы. Объектами изобретения выступают новые и полезные: процесс (method), машина (machine), механическое устройство или аппарат; изделие обрабатывающей промышленности (manufacture); состав материала (substance of matter); составы из двух или более веществ и все композитные изделия, которые получены в результате химического соединения и механического смешивания, а также газы, жидкости, твердые вещества; усовершенствования (improvement) машины, изделия [5].
Служебные изобретения могут быть созданы наемными работниками, осуществляющими свою деятельность по договору трудового найма, или государственными служащими. В нормах права США не содержатся положения, которые бы прямо устанавливали право работодателя (нанимателя) на получение патента. Права на такой результат интеллектуальной деятельности принадлежат автору, за исключением случаев, если: 1) переход прав к работодателю обусловлен договором трудового найма (присутствует прямая обязанность работника «изобретать», в самом начале работы оговаривается создание конкретного изобретения); 2) между сторонами заключено соглашение о переходе прав на служебное изобретение [4].
На практике значительная часть американских работодателей полагают, что их работники
«наняты для того, чтобы изобретать», а заработная плата уже содержит плату (компенсацию) за изобретательскую деятельность. Как указывают Г. Бромберг, Г. Соловьева и Л. Фать-кин, «это означает, что лица, нанятые с целью создавать изобретения, не получают от фирмы дополнительного вознаграждения за изобретения, которые они создают в период работы по найму» [6, с. 108-143]. Такое положение вызывает множество споров между участниками правоотношений по созданию и использованию служебного РИД. По мнению О.В. Сушковой, указанный выше тезис не является логичным, так как «если такое утверждение логически проанализировать, то тот работник-изобретатель, который не в состоянии изобрести, нарушает условия заключенного контракта и, по-видимому, подлежит увольнению» [7].
По иному пути регулирования служебных изобретений пошли азиатские страны. На территории Китайской Народной Республики действует Патентный закон (от 12.03.1984 г.), согласно которому служебным будет являться изобретение, созданное лицом в процессе выполнения служебной деятельности в организации, если такое лицо в ней числится, или с использованием материала (иных средств) организации [8, с. 337]. Организация, обладающая правом на получение патента на изобретение, должна выплатить автору вознаграждение. При использовании запатентованного служебного изобретения вознаграждение выплачивается из расчета распространения и применения такого результата интеллектуальной деятельности.
Законодательством Японии предусмотрено, что права на служебное изобретение, созданное работником или служащим в результате выполнения своих обязанностей, принадлежат автору. Последний предоставляет работодателю возможность использовать его на основе простой неисключительной лицензии [9, с. 656]. Однако на основании договора работник может передать работодателю право на получение патента, а тот, в свою очередь, должен будет выплатить ему вознаграждение (статья 35 Патентного закона Японии) [10, с. 515]. В случае если обучающийся (студент, аспирант) принимает участие в специальных проектах и заключает договор с образовательной организацией, то созданные им изобретения также признаются служебными.
Анализ приведенных выше норм зарубежного законодательства в области прав на служебные результаты интеллектуальной деятельности позволяет говорить о следующем:
1) для возникновения режима служебного результата интеллектуальной деятельности (произведения или изобретения) необходимо
наличие трудовых (служебных) отношений между автором и работодателем (нанимателем);
2) в правопорядках стран имеет место разграничение лиц, которые могут и (или) должны создать служебный РИД. В качестве участников исследуемых правоотношений во многих государствах (особенно европейских) выступают работник, служащий (в том числе военнослужащий) и работодатель, именуемый, в том числе, нанимателем;
3) распределение прав на служебный творческий результат происходит в каждом государстве по-разному. При этом, по общему правилу, исключительным правом на такой результат обладает работодатель (наниматель), конечно, при соблюдении определенных требований. Работодатель приобретает указанное имущественное право в отношении служебного РИД: а) если работник создает творческий результат в пределах (в ходе выполнения) своих непосредственных трудовых обязанностей, обозначенных в трудовом договоре (как, например, в США); б) в случае, когда РИД сотворён как в рамках трудовых (служебных) обязанностей, так и за их пределами (Великобритания, Германия, Франция и другие). Однако существуют государства, в соответствии с законодательством которых исключительное право принадлежит работнику, а работодатель использует служебный результат интеллектуальной деятельности на основании лицензии (Япония);
4) юридически значимым является уведомление работодателя о создании служебного изобретения, его форма и содержание;
5) вопрос о выплате вознаграждения решается на уровне договорных отношений сторон, путем подписания соглашения, в котором фиксируется размер, порядок и форма выплаты вознаграждения. Некоторые страны идут по пути установления минимальных ставок, применяемых при определении суммы выплаты (Кыргызская Республика). Помимо этого, распространено два вида вознаграждения: поощрительное и авторское. Следует также сказать, что в ряде стран вознаграждение включается в заработную плату работника (Франция, США).
Регулирование отношений по созданию и использованию служебных результатов интеллектуальной деятельность в России и за рубежом отличаются по расположению правовых норм в системе нормативных актов государства, а также по глубине регулирования отношений. В ГК РФ служебным произведениям, изобретениям посвящено всего по одной статье (ст. 1295, ст. 1370 Кодекса), в иностранных государствах приняты специальные законы (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Германия и другие) или кодифицированные акты в области интеллектуальной собственности (Франция).
Таким образом, необходима рецепция в российское гражданское законодательство правил, касающихся порядка, формы и содержания уведомления работодателя о создании РИД, с внесением изменений и дополнений в главу 72 части IV ГК РФ (по аналогии с ней - в главы 7375), а также норм, предусматривающих права автора и его наследников на получение авторского вознаграждения за использование служебного РИД в случаях, которые определены договором между организацией (нанимателем) и автором.
Примечания
1. См.: Республика Беларусь. Законы. Об авторском праве и смежных правах [Текст]: Закон от 17.05.2011 г. № 262-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30 мая 2011 г. № 60, 2/1813.
2. См.: Республика Казахстан. Законы. Об авторском праве и смежных правах [Текст]: Закон от 10 июня 1996 года № 6-1 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996 год. № 8-9. Ст. 237.
3. См.: Кыргызская Республика. Законы. Об авторском праве и смежных правах [Текст]: Закон от 14 января 1998 года № 6 // Нормативные акты Кыргызской Республики. 1998 г. № 2.
4. См.: Республика Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь. Положение о служебных объектах промышленной собственности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.1998 г. № 1957. URL: http://www.belgospatent.org.by/russian/ docs/sluzhebn.pdf (дата обращения: 26.02.2017).
5. См.: Республика Казахстан. Положение о служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, создаваемых в Республике Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P940000896_ (дата обращения 20.02.2017).
6. См.: Кыргызская Республика. Законы. О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах [Текст]: Закон от 16.07.1999 г. № 74 // Г. «ЭРКИН-ТОО». № 66, от 13.08.1999 г.
7. Аналогичная формулировка предлагалась в проекте федерального закона РФ «О служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах» № 95700320-1.
8. См.: Азербайджанская Республика. Законы. О патенте [Текст]: Закон от 10 июня 1997 года № 312-IQ //
Сборник законодательства Азербайджанской Республики. 30 ноября 1997 г. № 5. Ст. 414.
9. См.: ФРГ. Законы. О служебных изобретениях: Закон от 25.07.1957 г. URL: https://ru.exrus.eu/Zakon-o-sluzhebnykh-izobreteniyakh-id4e3b25a16ccc 1970200 008e5 (дата обращения: 22.02.2017).
10. См.: Великобритания. Патентный закон Великобритании от 1977 г.: неофициальный консолидированный текст, подготовленный Патентным юридическим отделом 01.06.2014 г. М.: ВПТБ ФИПС, 2015.
11. См.: Франция. Кодекс интеллектуальной собственности Франции от 01.07.1992 г. [по сост. на 01.10.2010]. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text. jsp?file_id= 179120 (дата обращения: 20.02.2017).
Список литературы
1. Мингалаева Ж.А., Логинова Т.Е. Опыт правового регулирования объектов интеллектуальной собственности и инновационной деятельности (на примере Германии) // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 1 (15).
2. Фанер А.А. Соглашение о найме // Материалы семинара «Права интеллектуальной собственности и государственное финансирование исследований в России». Обнинск, 1996.
3. Камалитдинова Р. Краткий обзор правового регулирования служебных изобретений по праву России, Германии и Англии. URL: http://www.zakonia.ru/ analytics/77/52345 (дата обращения: 26.02.2017).
4. Добрынин В.О. Особенности правового регулирования служебных изобретений: Дис. ... канд. юр. наук: 12.00.03. URL: http://dis.rgiis.ru/files/dis/d40100102/ dobrynin-051214/dobrynin-051214-d.pdf (дата обращения: 16.04.2016).
5. Дахно И.И. Патентование и лицензирование: Учебное пособие. К.: МАУП, 2004.
6. Бромберг Г., Соловьева Г., Фатькин Л. Стимулирование изобретательства. М.: ИНИОН РАН, 1999.
7. Сушкова О.В. Современные проблемы изобретателя при закреплении прав на служебные изобретения (на примере законодательства США). URL: http://cat.convdocs.org/docs/index-90664.html (дата обращения: 24.02.2017).
8. Законы зарубежных стран по изобретениям и полезным моделям. Т. 2. Федеральный институт промышленной собственности. М., 2005.
9. Финкель Н.К. Патентное законодательство зарубежных стран. В 2 т. Т. 1. Переводы. М.: Прогресс, 1987.
10. Законы зарубежных стран по изобретениям и полезным моделям. Т. 1. Федеральный институт промышленной собственности. М., 2005.
THE REGULATIONS OF FOREIGN LEGISLATION ON THE RESULTS OF EMPLOYEES' INTELLECTUAL ACTIVITIES AND THE POSSIBILITY OF THEIR RECEPTION IN THE RUSSIAN CIVIL LAW
O. V. Nikulina
The purpose of this study is to provide a comprehensive analysis of the legal status of employers and employees in legal relations involving the creation and use of service results of intellectual activities in foreign countries. In our research, we applied such methods as analysis, synthesis, induction, deduction, generalization, classification, as well as formal-legal, comparative-legal and some other methods. The results of the analysis of foreign legislation norms pertaining to the performance of intellectual activities are presented. Comparative characteristics of domestic and foreign law in this field are given. Based on the materials studied, the prospects for improving the provisions of domestic legislation in the field of regulation of relations involving the creation of intellectual property results by employees and their further use are outlined. We argue that it is necessary to borrow and introduce into domestic legislation the rules of regulation contained in foreign sources of law, namely: the provisions concerning the notification of the employer about the creation of intellectual activity results, as well as the norms according to which the author and his heirs are entitled to receive a monetary reward for the use of the service result in the cases stipulated by the contract between the employer and the author.
Keywords: service results of intellectual activities, work, invention, employee, employer, civil servant, reception, foreign legislation.
References
1. Mingalaeva Zh.A., Loginova T.E. Opyt pravovogo regulirovaniya ob"ektov intellektual'noj sobstvennosti i innovacionnoj deyatel'nosti (na primere Germanii) // Vestnik Permskogo universiteta. 2012. Vyp. 1 (15).
2. Faner A.A. Soglashenie o najme // Materialy seminara «Prava intellektual'noj sobstvennosti i gosudarstvennoe finansirovanie issledovanij v Rossii». Obninsk, 1996.
3. Kamalitdinova R. Kratkij obzor pravovogo reguli-rovaniya sluzhebnyh izobretenij po pravu Rossii, Ger-manii i Anglii. URL: http://www.zakonia.ru/analy tics/77/52345 (data obrashcheniya: 26.02.2017).
4. Dobrynin V.O. Osobennosti pravovogo regulirovaniya sluzhebnyh izobretenij: Dis. ... kand. yur. nauk: 12.00.03. URL: http://dis.rgiis.ru/files/dis/d40100102/ dobrynin-051214/dobrynin-051214-d.pdf (data obrash-
cheniya: 16.04.2016).
5. Dahno 1.1. Patentovanie i licenzirovanie: Ucheb-noe posobie. K.: MAUP, 2004.
6. Bromberg G., Solov'eva G., Fat'kin L. Stimuliro-vanie izobretatel'stva. M.: INION RAN, 1999.
7. Sushkova O.V. Sovremennye problemy izobretatelya pri zakreplenii prav na sluzhebnye izobreteniya (na primere zakonodatel'stva SShA). URL: http://cat.convdocs.org/ docs/index-90664.html (data obrashcheniya: 24.02.2017).
8. Zakony zarubezhnyh stran po izobreteniyam i po-leznym modelyam. T. 2. Federal'nyj institut promysh-lennoj sobstvennosti. M., 2005.
9. Finkel' N.K. Patentnoe zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran. V 2 t. T. 1. Perevody. M.: Progress, 1987.
10. Zakony zarubezhnyh stran po izobreteniyam i po-leznym modelyam. T. 1. Federal'nyj institut promysh-lennoj sobstvennosti. M., 2005.