Научная статья на тему 'Положения Конвенции Совета Европы о кибербезопасности'

Положения Конвенции Совета Европы о кибербезопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
кибербезопасность / преступность / информационное пространство / Конвенция Совета Европы / cybersecurity / crime / information space / Council of Europe Convention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Викторовна Левашова, Анатолий Анатольевич Витюк

Глобализация и новые технологии коммуникаций и связи (прежде всего Интернет) принесли обществу огромные блага в различных сферах общественной жизни и параллельно создали проблемы, которые требуют скоординированных действий для обеспечения безопасности в информационном пространстве. Киберпреступность и кибербезопасность — это взаимосвязанные понятия, которые требуют детального изучения. Юридические, технические и организационные задачи, поставленные проблемой кибербезопасности, являются глобальными и далеко идущими и могут быть разрешены только посредством последовательной стратегии, учитывающей роль международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provisions of the Council of Europe Convention on cybersecurity

Globalization and new technologies of communication and communication (primarily the Internet) have brought huge benefits to society in various spheres of public life and at the same time created problems that require coordinated actions to ensure security in the information space. Cybercrime and cybersecurity are interrelated concepts that require detailed study. The legal, technical and organizational challenges posed by the problem of cybersecurity are global and far-reaching and can only be resolved through a consistent strategy that takes into account the role of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Положения Конвенции Совета Европы о кибербезопасности»

Закон и право. 2021. № 11. С. 128-130. Law and legislation. 2021;(11):128—130.

Научная статья УДК 343.3/.7

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-128-130 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

Положения Конвенции Совета Европы о кибербезопасности

Ольга Викторовна Левашова1, Анатолий Анатольевич Витюк2

1 2 Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина,

Липецкая область, Елец, Россия

1 olia.levaschova@yandex.ru

2 vityukshadik@mail.ru

Аннотация. Глобализация и новые технологии коммуникаций и связи (прежде всего Интернет) принесли обществу огромные блага в различных сферах общественной жизни и параллельно создали проблемы, которые требуют скоординированных действий для обеспечения безопасности в информационном пространстве.

Киберпреступность и кибербезопасность — это взаимосвязанные понятия, которые требуют детального изучения. Юридические, технические и организационные задачи, поставленные проблемой кибербезопасности, являются глобальными и далеко идущими и могут быть разрешены только посредством последовательной стратегии, учитывающей роль международного сотрудничества.

Ключевые слова: кибербезопасность, преступность, информационное пространство, Конвенция Совета Европы.

Для цитирования: Левашова О.В., Витюк A.A. Положения Конвенции Совета Европы о кибербезопасности // Закон и право. 2021. № 11. С. 128—130. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-128-130

Original article

Provisions of the Council of Europe Convention on cybersecurity

Olga V. Levashova1, Anatoly A. Vityuk2

1 2 Yelets State University named after I.A. Bunin, Lipetsk Region, Yelets, Russia

1 olia.levaschova@yandex.ru

2 vityukshadik@mail.ru

Abstract. Globalization and new technologies of communication and communication (primarily the Internet) have brought huge benefits to society in various spheres of public life and at the same time created problems that require coordinated actions to ensure security in the information space. Cybercrime and cybersecurity are interrelated concepts that require detailed study. The legal, technical and organizational challenges posed by the problem of cybersecurity are global and far-reaching and can only be resolved through a consistent strategy that takes into account the role of international cooperation.

Keywords: cybersecurity, crime, information space, Council of Europe Convention.

For citation: Levashova O.V. Vityuk A.A. Provisions of the Council of Europe Convention on cybersecurity // Law and legislation. 2021;(11):128—130. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-128-130

Современные компьютерные технологии способствовали интеграции экономики в единую глобальную систему, состояние

© Левашова О.В., Витюк А.А. М., 2021.

которой в значительной степени определяется функционированием фондовых бирж и рынков капитала. Однако технический прогресс и глобализация в сфере торговли и финансовой деятель-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

ности открыли возможности не только для социального развития, но и для появления новых и развития традиционных форм преступности.

В связи с этим появился термин «киберпре-ступность». Он охватывает различные виды деятельности и используется для обозначения любых нарушений закона, при совершении которых или содействии в совершении которых используются электронные средства.

Мировое сообщество и отдельные государства в целом пытаются принять необходимые меры по борьбе с указанным негативным явлением. Наиболее значимым международным документом на сегодняшний день является Конвенция Совета Европы о киберпреступности 2001 г.

Рассмотрим некоторые положительные аспекты, нашедшие свое отражение в Конвенции Совета Европы от 2001 г.:

1) в рамках данной Конвенции была поставлена цель ее принятия и соблюдения, а именно, выработка всеобъемлющей и гармоничной политики уголовного права, касающейся вопросов преступлений в сфере информационных технологий, которая бы защищала общество от кибер-преступности как на внутригосударственном, так и региональном уровне;

2) в Конвенции классифицируются основные виды правонарушений в киберпространстве, а дополнительные протоколы, принятые в г. Страсбург в 2003 г., дополняют классификацию некоторыми видами правонарушений, в частности, дискриминацией, распространением расистских взглядов, ксенофобией и оправданием геноцида и расизма в киберпространстве;

3) особое внимание в рамках данной Конвенции уделяется сфере международного сотрудничества.

Последняя из названных особенностей видится нам наиболее продуктивной, поскольку взаимная кооперация является одним из наиболее перспективных направлений развития политики, направленной на пресечение и наказание киберпре-ступлений, особенно с учетом исследования тенденции к трансграничности киберпреступности.

В дальнейшем страны — участницы данной Конвенции, и в частности Европейского Союза, упрочили и углубили свое взаимодействие в рамках принятой концепции принятием ряда директив, касающихся:

■ противодействия сексуальной эксплуатации детей в информационной среде и распространению детской порнографии в сети;

■ атак на информационные сети;

■ сохранения безопасности сетей и информационных систем.

Кроме принятия указанных директив, в рамках Конвенции были созданы межгосударственные агентства и органы, катализирующие национальные усилия в борьбе с киберпреступнос-тью, которые не подменяют собой национальные институты правоохранительных органов, но служат для координации и своевременного предоставления технической, экспертной и информационной помощи при проведении расследования [2, с. 720].

Поскольку Российская Федерация отказалась от подписания данной Конвенции, остается лишь предполагать, какие позитивные черты и тенденции данной Конвенции могли бы служить на благо защищенности граждан от кибер-преступников. Тем не менее в рамках региональных организаций данная Конвенция хотя и является одним из основополагающих соглашений в области противодействия киберпреступности, она не единственная из документов, регламентирующих вопросы пресечения правонарушений в информационной среде.

Организация Объединенных Наций как ведущая международная организация универсального типа за последние годы активно принимает участие в процессах взаимодействия со странами и другими региональными организациями в вопросах обеспечения повестки дня и взаимодействия в сфере кибербезопасности.

Например, в 2011 г. по итогам 12-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию была принята Резолюция, решением которой была создана межправительственная группа экспертов, работа которой была направлена на всестороннее исследование проблем киберпреступности в мире, а также изучение мер, принимаемых странами — участницами ООН по противодействию.

Итогом работы данной группы экспертов стал доклад по всестороннему исследованию проблем киберпреступности, подготовленный и выпущенный в феврале 2013 г. [1].

Как отмечают специалисты данного исследования, большая часть стран не считают необходимым введение дополнительных форм в свои уголовные кодексы относительно киберпрост-ранства и киберпреступности, поскольку эффективное сотрудничество возможно уже на основе существующих соглашений и механизмов взаимодействия [2, с. 721].

Кстати, также считают и специалисты Евроазиатской группы согласно их типовому исследованию по киберпреступности. Эксперты отмечают, что все существующие соглашения, в частности региональные, такие, как соглашения и

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

концепции ЕС и Совета Европы, Стран СНГ, Африканских межправительственных организаций, Лиги арабских государств и ООН, так или иначе дополняют друг друга, особенно в вопросах положений, уже описанных в Конвенции Совета Европы от 2001 г. Кроме того, под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности в 2015 г. была подготовлена и одобрена Дохинская декларация, всецело описывающая направления борьбы с преступностью, в том числе по противодействию киберпреступности.

Следует отметить также, что при ООН как специализированное учреждение действует Международный Союз Электросвязи (МСЭ), который был основан еще в 1865 г. как Международный телеграфный союз, но стал специализированным учреждением ООН в 1947 г.

В состав данного Союза входят, а также являются участниками 193 государства мира и около 800 организаций по всему миру, включая другие организации регионального значения, академические заведения, бизнес-структуры.

Штаб данного учреждения находится в Женеве, помимо него, по всему миру действует 12 региональных представительств (в Российской Федерации оно находится в г. Москва).

Поскольку данный Союз входит в состав ООН как специализированное учреждение, в круг его основных направлений, помимо разработки технических стандартов информационного вещания и присоединения к обмену информацией, а также улучшения доступа к ИКТ по всему миру, входят вопросы исследования нарушений в информационной среде.

В связи с этим МСЭ в 2007 г. разработал программу «Глобальная Программа по Кибербезопасности» (ITU Global Cybersecurity Agenda), направленную на поддержание безопасности и открытости в информационном обществе 21-го столетия. Данная программа работает на основе пяти основных принципов:

■ законодательные меры;

■ технические и прикладные инициативы;

■ организационная структуризация;

■ наращивание потенциала в информационной среде;

■ международное сотрудничество в данной сфере.

Кроме того, Союз ежегодно собирает индексы различных исследовательских групп, организаций по регионам, бизнес-структур по странам, организациям и другим основаниям для более детального изучения и представления, а также анализа в динамике основных тенденций и изменений в вопросах кибербезопасности, о количестве атак, угроз и уязвимостией, полученных в результате отчетов данных организаций, исследовательских групп и т.д.

В результате исследования, проведенного МСЭ в 2017 г., был представлен отчет «Global Cybersecurity Index (GCI) 2017», который отразил основные меры и направления работы исследованных государств по противодействию киберпреступности и нормативных мерах, стратегических решениях согласно пяти принципам Глобальной Программы по Киберпреступности.

Список источников

1. Всестороннее исследование проблемы ки-берпреступности // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Проект, февраль 2013. ООН, Вена, 2013. 360 с.

2. Шматкова Л.П. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 720-723.

References

1. Comprehensive study of the problem of cybercrime // United Nations Office on Drugs and Crime. Project, February 2013. UN, Vienna, 2013. 360 p.

2. Shmatkova L.P. International cooperation in the fight against cybercrime: state and prospects // Young scientist. 2016. № 28. Pp. 720-723.

Информация об авторах

Левашова О.В. — кандидат юридических наук, доцент Витюк А. А. — магистрант

Information about the authors

Levashova O.V. — сапсНс^е of law, аssociate professor Vityuk A.A. — master's degree student

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.08.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.

The article was submitted 06.08.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.