12. Hornblower S. A. A commentary on Thucydides. Oxford: Clarendon Press, 1991.
13. Laidlaw W. A. A history of Delos. Oxford: Blackwell, 1933.
14. Schoeffer V. de. Die Deli Insulae Rebus. Berlin: Verlag von S. Calvary& Co., 1889.
15. Schoeffer V. de Delos // Paulys. Real-Encyclopedie der classischen Alter-tumswissenschaft. Neue Bearbeitung. Unter Mitwirkung Zahlreicher Fachgenossen. Herausgegeben von Georg Wissowa. Vierter Band: Corniscae - Demodoros. Stuttgart, 1901.
16. Whibley L. Amphictyony // Encyclopedia of religion and ethics. Vol. 1. Part 2: Algonquins. Art. J. Hastings, 2001.
УДК 94(430).085: 323.2
И. В. Лохова
ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ В ГЕРМАНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. И ОТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ СТРАНЫ К РЕШЕНИЮ РАБОЧЕГО ВОПРОСА
В статье отмечается, что индустриаль- данным фактом, вырабатывает различные
ное развитие Германии приводит к росту численности рабочего класса в стране и ухудшению условий жизни рабочих. Германская политическая элита, обеспокоенная
модели решения рабочего вопроса.
Ключевые слова: рабочий класс, промышленность, социальное страхование, Германия, заработная плата.
I. V. Lokhova
THE CONDITIONS OF WORKERS IN GERMANY IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES AND THE ATTITUDE OF THE COUNTRY'S POLITICAL ELITE TOWARDS WORKERS' QUESTION
The author points out that industrial development in Germany led to an increase in numbers of working class and brought about worsening of workers' living conditions. Germany's political elite, which was worried by
Новая волна индустриализации в последней трети XIX в. полностью меняет экономический и социальный облик Германии, в том числе структуру общества. К 1900 г. 39 % самодеятельного населения Германии было занято в промышленности, почти сравнявшись с данным показателем в сельском хозяйстве (40 %). Для сравнения во Франции доля занятых в промышленности достигла 30 %, а в Великобритании 51 % [27]. В промышленных регионах Германии процент сельского населения был еще ниже. В Саксонии в 1895 г. в селе проживало всего около 17 % населения региона [14, c. 80].
Следовательно, бурное развитие промышленности в стране вело к увеличению численности рабочего класса в Германии.
that fact, worked out various models of handling workers' question.
Key words: working class, industry, social insurance, Germany, wages.
С 1882 по 1895 гг. численность рабочих возросло с 10,7 млн чел. до 12,8 млн чел., в том числе занятых в промышленности и ремесле с 4,1 млн чел. до 6 млн чел. [3, c. 20]. В 1907 г. численность рабочих достигла 17,8 млн чел., в том числе 8,6 млн чел., занятых в промышленности. В отдельных секторах промышленного производства рост численности рабочих достиг впечатляющих масштабов. С 1882 по 1907 гг. численность рабочих, занятых в горнодобывающей промышленности, выросла с 441 тыс. чел. до 963 тыс. чел., в машиностроении с 285 тыс. чел. до 907 тыс. чел., в химической промышленности с 58 тыс. чел. до 159 тыс. чел., в металлообработке с 529 тыс. чел. до 1186 тыс. чел. [16, s. 45]. Важной
чертой промышленного развития Германии рубежа XIX - начала ХХ вв. становится концентрация значительного числа рабочих в рамках одной фирмы/предприятия. На предприятиях Ф. Круппа в конце XIX в. трудилось более 64 тыс. чел., на предприятиях Сименс и Гальске - около 42,9 тыс. чел., АЭГ - более 35,5 тыс. чел. и т. д.
Важным элементом индустриализации Германии в последней трети XIX в. являлся рост удельного количества женщин, занятых в промышленности: если в 1875 г. доля женщин в промышленном производстве достигла 16,3 %, то к 1907 г. данный показатель увеличился до 17,8 %. Наибольший процент женщин, занятых в промышленном производстве, достигал в текстильной промышленности и производстве одежды (50 % всех работающих в отрасли), производстве бумаги (32,6 %), пищевой промышленности (22,1 %) и химической промышленности (16,2 %) [15, s. 104-105]. В сфере услуг доля женщин к 1907 г. составила 38,1 %.
В то же время индустриализация в Германии не проходила равномерно. После пересечения Эльбы полностью менялся ландшафт страны. Если к западу от Эльбы росли промышленные предприятия, шахты, новые промышленные центры, то к востоку от реки начинались бесконечные сельскохозяйственные угодья, небольшие деревушки и имения юнкеров. Восточная Пруссия, Померания, Познань, часть Силезии попали в аграрный пояс страны, где доминировало юнкерское хозяйство. Перестройка хозяйства на товарный лад привела к разорению десятков тысяч крестьянских хозяйств. Этот процесс ускорил мировой аграрный кризис, механизацию производства и рост импорта в Германию дешевой аграрной продукции из России, США, Австро-Венгрии, Канады, Аргентины и других стран [9, с. 327]. В данных условиях в восточных районах Пруссии возникает переизбыток рабочих рук в сельском хозяйстве. В результате разорившиеся крестьяне покидали свои родные места и направились в города в поисках работы, тем самым обеспечивая германскую промышленность дешевой рабочей силой.
Даже в условиях экономического подъема во второй половине 90-х гг. уровень безработицы достигал 2,5-3,4 %.
Однако германская промышленность не была в состоянии поглотить высвободившиеся рабочие руки в селе. Выходом из сложившейся ситуации становится эмиграция немцев, прежде всего, в США. С 1866 по 1895 гг. из страны уехало около 2,9 млн чел. В тоже время экономические успехи Германии вели к сокращению эмиграции из страны: если в 1881-1882 гг. ее покинуло около 400 тыс. чел., то в 1912 г. всего 18,5 тыс. чел. Более того, Германия становится привлекательной для сезонных и постоянных рабочих из других государств. В 1910 г. в Германии трудилось 1,2 млн иностранных рабочих, из них около 70 % приходилось на выходцев из России и Австро-Венгрии, часть из них шла работать в промышленность.
Рабочий класс Германии не был однороден по своему характеру. Он разделялся по региональному и отраслевому принципу, и нередко интересы разных отраслей и секторов не совпадали, а иногда и конкурировали. Рабочие делились в зависимости от доходов и социального статуса. Элитой считались высококвалифицированные рабочие. Они имели высокий уровень дохода и приличный уровень жизни, догоняя по этому показателю средний класс. Квалифицированный каменщик в 1907 г. в Берлине мог заработать 40 марок в неделю, а его помощник более 27 марок. Для сравнения оплата квартиры в столице Германии за год колебалась от 100 до 300 марок, обед в среднем - 2,5 марки, проезд поездом от Берлина до Потсдама -1,5 марки [25, s. 308].
Затем следовали образованные рабочие. В 1907 г. численность данной категории рабочих составляла примерно 4,9 млн чел., их уровень доходов постоянно рос. Замыкали социальную лестницу рабочего класса трудящиеся, имевшие низкий уровень квалификации. В 1907 г. их численность достигла 3,5 млн чел. Эта была самая уязвимая часть пролетариата, имевшая низкий уровень доходов и соответственно низкий уро-
вень жизни. Разница уровня доходов между второй и третьей группой в зависимости от сектора промышленного производства составляла от 20 до 55 %. Самую мизерную заработную плату получали рабочие швейных фабрик - в размере 8,8 марок [25, s. 308]. При всей элитарности высококвалифицированных рабочих даже их положение было уязвимым. По достижении 40-45 лет им могли снизить заработную плату в связи с падением интенсивности труда, поскольку рабочий в 40-45 лет не мог уже на равных конкурировать в интенсивности труда со своими 20-30-летними коллегами.
Вся система организации труда на промышленном производстве основывалась на максимальном получении прибыли, в том числе с помощью эксплуатации труда рабочих. Рабочие в буквальном смысле слова трудились на износ. Избыток рабочей силу существенно удешевлял труд рабочих и делал их незащищенными, их можно было в любой момент уволить и нанять новых рабочих, готовых работать на любых условиях. Трудовое законодательство в Германии как таковое отсутствовало. Рабочий день превышал 12 часов в сутки, зачастую доходя до 18 часов [23, s. 217]. В случае гибели кормильца его семья бедствовала. Чтобы улучить положение семьи, жены и дети рабочих вынуждены были трудиться, в том числе на тяжелом производстве [19, s. 156-157].
Рабочие активно включаются в процесс урбанизации страны, которая активно происходила в Германии. Если в 1800 г. городское население германских земель составило 10 %, то к 1910 г. данный показатель увеличивается до 49 % [15, р. 11]. В 1871 г. в городах, насчитывавших более 100 тыс. чел., проживало 4,8 % населения страны, в 1910 г. этот показатель вырос до 21,3 %.
Концентрация рабочих в городах особенно остро ставила жилищный вопрос, так как подавляющая часть рабочих в 6080-е гг. XIX в. проживала в тяжелейших условиях [19, s. 151-153]. Жилищная проблема затронула и Рурскую область, куда устремились тысячи немцев из Восточной Пруссии и других восточных земель страны. Если в
1842 г. в Бохуме проживало 4200 жителей, то в 1907 г. их численность приблизилась к 120 тыс. чел., из них 78 % составляли рабочие [10, с. 184]. В Эссене в 1850 г. проживало всего 9 тыс. чел., в 1910 г. их численность достигла 295 тыс. чел. Большую часть жителей Эссена также составляли рабочие.
Рабочие жили в переполненных помещениях, в том числе сараях, подвалах. В 1871 г. в Берлине по данным городского инспектора в одном небольшом доме проживало 250 семей, скученность была ужасающей [20, s. 9]. По свидетельству очевидца, посетившего жилища рабочих Верхней Силезии в начале 70-х гг. XIX в., они напоминали убогие лачуги средневековых крестьян, где процветали мрак, сырость, теснота и зловонные запахи [24, s. 23].
Семьи рабочих стремились снять собственное жилье. Холостые рабочие пытались снять жилье с обедом часто у рабочих семей. В 1900 г. более 20 % семей рабочих сдавали «угол», получая за это дополнительные средства. В Берлине в 1880 г. 7,1 % домохозяев-рабочих сдавали комнату и 15,3 % кровать на ночь [20, s. 19]. Такая ситуация была присуща и другим развитым в индустриальном отношении регионам странам [21, р. 467-479]. Даже в начале ХХ в. в Рурской области чувствовался острый дефицит жилья: так, с 1890 по 1914 гг. на угольные шахты региона прибывало ежегодно в среднем 15 тыс. чел. [2, с. 165]. В 1914 г. только в горнодобывающей промышленности Германии более 80 тыс. горняков снимало жилье. Молодым рабочим, снимавшим кровать, удавалось существенно экономить на расходах. Администрация предприятий терпимо относилась к практике сдачи кровати или комнаты внаем в фабричном жилом фонде. С одной стороны, это позволяло привлечь дополнительную рабочую силу на производство, а с другой стороны, давало возможность повысить доходы рабочих и снизить социальную напряженность.
На многих промышленных предприятиях страны утверждается авторитарно-патерналистский стиль управления. Он символизировал традиционный патернализм,
который был присущ средневековому германскому обществу, его проповедовали юнкеры и ряд крупных промышленников, в том числе Крупп, фон Штумм и другие. На производстве выстраивалась жесткая иерархия, и любое неподчинение каралось самым строгим образом. Неслучайно, что многие промышленники сравнивали свое производство с иерархией, сложившейся в армии и на государственной службе. За преданность хозяину и хороший труд рабочие поощрялись надбавками к заработной плате и другими льготами, в том числе при обеспечении жилым фондом.
В случае возникновения забастовок и других актов неповиновения предприниматели использовали самые жесткие меры. Они прибегали к услугам полиции при разгоне демонстраций рабочих и зачистки предприятий от бастующих, массовому увольнению рабочих и привлечению штрейкбрехеров. Иногда крупные предприятия создавали собственные «наемные армии» для борьбы с рабочими.
Большие споры в германском обществе вызывали дискуссии о характере протекционистской политики, которые напрямую затрагивали интересы рабочих. Часть промышленной буржуазии и аграрии выступали за значительное увеличение таможенных тарифов для защиты национальной экономике, мотивируя это тем, что конкуренция с другими государствами разоряет германских производителей, ведет к падению доходов граждан и государства и способствует массовой безработице в стране [6, с. 371]. Сторонники свободной конкуренции отмечали опасность протекционизма, который, в конечном итоге, ведет к падению конкурентоспособности национальной экономики.
Более того, возник раскол между самими сторонниками протекционизма, между промышленниками и аграриями. Промышленники настаивали на увеличении пошлин на ввоз в Германию промышленных товаров, при минимальных ставках - на импорт сельскохозяйственной продукции. Они рассчитывали, что дешевое импортное сырье
и продовольствие помогут им увеличить прибыль, в том числе при сохранении минимальных ставок заработной платы рабочим. Аграрии требовали максимального увеличения протекционистских пошлин на аграрный импорт, рассчитывая, таким образом, на рост цен на продовольствие внутри Германии и на увеличение своих доходов.
Таможенные законы 1885 и 1887 гг., существенно увеличивавшие таможенные тарифы на ввоз продовольствия и сырья для промышленного производства, означали победу юнкеров и аграриев в целом. В результате этой политики цены на зерно внутри страны выросли в 5 раз, рост цен был зафиксирован на большинство продовольственных товаров, хотя в результате мирового аграрного кризиса за пределами Германии цены на продовольствие падали. Дороговизна продовольствия самым негативным образом затронула интересы рабочих. Промышленникам пришлось пойти на повышение заработной платы с целью недопущения социального взрыва, но не всегда эта компенсация была равносильна росту цен.
Германия становится первым государством, где социальные реформы вводятся сверху, по инициативе правительства. В германских государствах еще в XVII-XVIII вв. распространяется идеология о решающей роли государства в конструировании всеобщего и индивидуального благосостояния граждан. В XIX в. самым известным разработчиком данной доктрины становится Л. фон Штайн, который в 50-60-е гг. XIX в. сформулировал основные принципы построения социального государства. Пример Великой французской революции 1789 г. и последующих политических катаклизмов во Франции заставил ученого задуматься о роли монархии в современном обществе, причинах социальных конфликтов и путях их разрешения [12]. Л. фон Штейн признавал, что по мере развития буржуазного общества нарастали противоречия между элитой и трудящимися, особенно промышленными рабочими. По его мнению, противоречия между трудом и капиталом должны
были регулироваться и в конечном итоге сниматься именно государством. Ученый, будучи сторонником классической монархической идеи, полагал, что монархия должна стать на путь социальных реформ, ибо в противном случае она превратится в деспотию. Монархия (государство) должно стоять выше интересов отдельных классов и социальных групп, в том числе буржуазии. В таком случае оно сможет улучшить положение рабочих и интегрировать их в немецкое общество [13, с. 575].
По мнению Л. фон Штейна, главные инструменты улучшения положения рабочих классов заключаются в создании государством условий для реализации личностью своего потенциала, поощряя ее к самодеятельности, прежде всего, с помощью соответствующей законодательной базы. Согласно учению Л. фон Штейна, основная задача социального государства как раз и заключалась в создании равных условий для всех его граждан [12, с. 95]. Л. фон Штейн считал, что чем состоятельнее будут граждане, тем сильнее будет государство. Поэтому в рамках развития немецкой политической философии концепция Л. фон Штейна выполняла свое предназначение, она служила главной идеи Германии - созданию мощной империи через укрепление социальной гармонии и социально-политической стабильности в немецком обществе [4, с. 77].
Ученый полагал, что классовая замкнутость является одним из показателей отсталости общества. Человек не должен чувствовать безысходность своего положения, он должен иметь возможность повысить свой социальный статус путем перехода в следующую социальную группу по мере роста его доходов, появления собственности и повышения культурного уровня. Следовательно, Л. фон Штейн выступал за социальную (классовую) мобильность общества, за размытость классовых границ [13, с. 524].
Одновременно Л. фон Штейн ратовал за развитие различных форм самопомощи среди трудящихся, включая кооперацию, страхование, кассы самопомощи. Ученый уже 50-60-е гг. был свидетелем довольно
успешного развития в немецком обществе различных форм самопомощи среди низших слоев населения.
Часть германской буржуазии разделяла эту позиции, признавая особую роль государства в сглаживании классовых противоречий. Классическая манчестерская школа либерализма с ее принципами невмешательства государства в жизнь общества ими опровергалась. Немецкая историческая школа во главе с Г. Шмоллером призывала к активному вмешательству государства в жизнь общества, объясняя это спецификой исторического развития государства, где личность была неразрывно связана с государством, которое опекало человека в большинстве сфер общественной жизни [11, с. 30-38]. Поэтому новую социальную силу в лице бурно развивающегося рабочего класса также следовало интегрировать в структуры Германской империи.
Местные органы власти, находившиеся под контролем консерваторов, еще до социальных законов О. Бисмарка предпринимали самостоятельные шаги по улучшению положения рабочих. Они по мере сил и возможностей решали жилищный вопрос, проводили водопроводы в рабочие кварталы, оснащали их современной канализацией, транспортной системой и пр.
Католическая церковь, ориентированная на традиционные ценности патернализма, постепенно вырабатывала свою рабочую политику. Развитию данной тенденции способствовала эмансипация католического духовенства в XIX в., его значительная часть вышла из низов общества и среднего класса. Поэтому ему были понятны чаяния низших слоев населения, и клир не мог не реагировать на социальные язвы, поразившие общество. Наибольшая заслуга в этом плане принадлежит архиепископу Майн-ца В. фон Кеттелеру, опубликовавшему в 1864 г. первое исследовании о связи христианства с рабочим классом [6, с. 373]. Он постоянно призывал общество обратить внимание на обездоленные слои населения, в том числе на рабочих. Политика куль-туркампфа О. Бисмарка еще больше при-
вязала католическую церковь к рабочему классу. Правда, сам Ватикан в решении рабочего вопроса несколько отставал. Только в 1891 г. папа Лев XIII признал, что церковь должна играть более активную роль в решении социальных проблем. В то же время католики с большим подозрением относились к попыткам привязать рабочий класс к государству с помощью социальных реформ. В этом они усматривали угрозу расширению влияния церкви на рабочей класс. Поэтому католики выход видели в решении социальных проблем рабочих с привлечением самих рабочих и промышленников под контролем церкви.
Проводником этих идей становится партия Центра, отражавшая, прежде всего, интересы католиков Южной и Западной Германии, Эльзаса и Лотарингии, польских земель страны. Партия создается в декабре 1870 г. Она ставила основной целью сохранение ведущих позиции католической церкви в обществе, противостоя росту популярности социал-демократов и антикатолической политики О. Бисмарка. Партия выступала против наступления крупного капитала и пролетаризации общества, ратуя за создание корпоративного государства на основе христианской морали. Партия Центра поддерживала политику, направленную на улучшение положения рабочего класса, видя в этом один из инструментов создания надклассового общества. Отдельно партия декларировала необходимость труда женщин и детей, обеспечения рабочих нормальным жильем и системой здравоохранения [17, s. 62]. Во многом экономическая программа партии Центра являлась утопичной, поскольку она стремилась с помощью развития ремесленного производства остановить распространение капитализма.
Протестантская церковь, в частности лютеранская, господствовавшая в Пруссии и тесно связанная с правящими кругами королевства, долгое время не обращала внимания на рабочий вопрос, полностью в этом плане ориентируясь на государство и не делая самостоятельных шагов. К началу ХХ в. протестанты предпринимают некото-
рые попытки в проведении своей рабочей политики, но эти действия не расходились с правительственным курсом.
Рост рабочего движения и популярности социал-демократической партии требовали от властей принятия срочных мер для нейтрализации недовольства рабочих.
В рабочем движении Германии в 60-70-е гг. сложилось два направления. В 1863 г. создается Всеобщий германский рабочий союз во главе с Ф. Лассалем. Ф. Лассаль выступал против капитализма и любого классового общества. Он отмечал, что любой привилегированный класс будет стремиться к эксплуатации [7, с. 3]. Ф. Лас-саль вполне допускал постепенную трансформацию Пруссии в «свободное народное государство». Он отрицал монархию, ратуя за создание социальной республики [7, с. 430-431]. Для этого при поддержке государства в стране следовало создавать производственные ассоциации, развивать социальное законодательство и ввести всеобщее избирательное право [8, с. 252]. Ф. Лассаль испытал влияние идей Ф. фон Штейна, развивая собственное учение о «государственном социализме». В середине 70-х гг. союз насчитывал около 15,3 тыс. членов.
В 1869 г. в Эйзенахе была образована Социал-демократическая рабочая партия во главе с А. Бебелем и В. Либнех-том, насчитывавшая в середине 70-х гг. 9,1 тыс. членов. Партия стояла на принципах классического марксизма. Первоначально сторонники А. Бебеля уделяли меньше внимание развитию социального законодательства в сравнении с лассальянцами. В марте 1875 г. ВГРС и СДРП принимают решение об объединении.
После объединительного съезда, прошедшего 22-23 мая 1875 г. СДПГ усилила свои позиции в стране. Попытка О. Бисмарка бороться с партией репрессивными мерами не увенчалась успехом. Исключительный закон 1878 г., запрещавший деятельность СДПГ, полностью провалился. Если в 1874 г. социал-демократы набрали 351,4 тыс. голосов на выборах в рейхстаг, то
в 1884 г. они собрали уже 550 тыс. голосов [5, с. 251, 272]. Таким образом, исключительный закон, действовавший до 1890 г., привел абсолютно к противоположному результату - популярность СДПГ только росла. Поэтому требовались новые подходы в борьбе властей с ростом популярности социалистов.
О. Бисмарк еще в 60-е гг. проявлял значительный интерес к социальным реформам. Он поддерживал тесные связи со многими теоретиками социального реформирования общества, в том числе с Ф. Лас-салем. О. Бисмарк даже вынашивал идею проведения совместной австро-германской конференции по социальным вопросам [1, с. 230]. Политические бури в Германии, связанные с объединением страны, на время отвлекли внимание О. Бисмарка от реализации на практике социальных реформ.
О. фон Бисмарк с большой тревогой наблюдал за пролетаризацией рабочего класса и другими негативными последствиями индустриализации. Его настораживал рост бедности значительной части рабочих, что могло привести к большим политическим потрясением в будущем [19, s. 27]. Рост популярности среди них социалистических идей в очередной раз убеждал канцлера в необходимости существенных реформ, направленных на улучшение положения рабочего класса и его интеграцию в социальные структуры единой Германии. В противном случае рабочие служили источником распространения в стране революционных идей [28, s. 337-340]. О. Бисмарк стремился к достижению социального мира в Гер-
мании, сбив накал классовой борьбы и перераспределив доходы в пользу трудящихся слоев населения [22, s. 91].
Ремесленники и крестьяне не вызывали у О. Бисмарка серьезных опасений. Канцлер полагал, что они смогут сравнительно легко интегрироваться в современное немецкое общество, будучи собственниками и носителями национального духа, чего нельзя было сказать о рабочих.
Следует отметить, что экономический кризис 1873 г. и последовавшая за этим депрессия способствовали изменению общего политического и экономического климата в Германии. Идеи свободной экономики, свободного рынка окончательно потеряли популярность среди политиков и интеллектуалов. Становилась очевидной необходимость вмешательства государства в экономические и социальные процессы, происходившие в обществе, в том числе во взаимоотношения между рабочими и работодателями [26, s. 55]. К тому же кризис и депрессия еще сильнее ухудшили положение рабочих, их заработной платы зачастую не хватало на покрытие самых необходимых нужд [23, s. 6].
О. Бисмарк ставил далеко идущие цели. Канцлер понимал, что Германия только тогда сможет приступить к решению вопроса о мировом лидерстве в борьбе с Великобританией и другими конкурентами, когда она добьется внутриполитической стабильности [18, с. 80]. По его мнению, страна, отягощенная внутренними противоречиями и социальными конфликтами, не будет способна успешно отстаивать свои интересы на внешнеполитической арене.
Литература
1. Беспалова Л. П. Социальная политика Отто фон Бисмарка // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 4-2.
2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХУШ-ХХ вв.). М.: Владос, 1997.
3. История Германии в 3-х т. Т. II. От создания Германской империи до начала XXI века / под общ. ред. Б. Бонвича и Ю. В. Галактионова. Кемерово: «Книжный дом "Университет"», 2005.
4. Кочеткова Л. Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна// Философия и общество. 2008. № 3.
5. Меринг Ф. История Германии с конца средних веков. М.: Красная новь, 1924.
6. Палмер А. Бисмарк. Смоленск: Русич, 1998.
7. Сочинения Ф. Лассаля. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Изд. Н. П. Полякова, 1870.
8. Сочинения Ф. Лассаля. В 2-х т. Т. 2. СПб.: Изд. Н. П. Полякова, 1870.
9. Федоченко А. Торговля Бремена в 1904 г. // Сборник консульских донесений за 1904 г. Вып. IV. - СПб.: Товарищество Художественной Печати, 1904.
10. Хобсбаум Э. Век империи 1875-1914. Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
11. Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее метод. Хозяйство, нравы и право. Разделение труда. - М.: К. Т. Солдатенков, 1902.
12. Штейн Л. История социального движения Франции с 1789 г. СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1872.
13. Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб.: А. С. Гиероглифов, 1874.
14. Цейдлер Л. Заметки о сельскохозяйственной промышленности Саксонии // Сборник консульских донесений за 1906 г. Вып. I. СПб.: Товарищество Художественной Печати, 1906.
15. Bairogh P. Population urbainettaillesen Europe de XV-XX siècle. Lion, 1977.
16. Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Bd. 8. Stuttgart, 2000.
17. Deutshe Parteiprogramme 1861-1961. Frankfurt a Maine, 1967.
18. Gemeinhardt A. K. Bismarck und der Weg «Kaiserliche ßotschaft». Wasserburg am Lun, 2008.
19. Görtemaker M. Deutschland im 19 Jahrhundert / Schriftreihe der Burdeszentrale für politishe Bildung. B. 203. Bonn, 1987.
20. Informationen zur politischen Bilding. Bonn. № 164.
21. Model J., Hareven T. Urbanization and the Malleable Household. An Examination of Boarding and Lodging in American Families// Journal of Marriage and Family. 1973. № 35.
22. Mertzler G. Der deutsche Sozialstaat - Vom Bismarck sehen Erfolgsmodell zum Pflegefall. StuttgartMünchen, 2003.
23. Ploetz, Deutshe Geschichte/ Conz W. (hrts.), Hentsschel V. (hrts.). Würzburg, 1996.
24. Scholockow J. Der oberschiesische Industrie-Bezirk mit besonderer Rücksicht auf seine Kultur -u. Gesundheits-Verhältnisse. Berlin, 1876.
25. Stürmer M. Das ruhelose Reich. Deutschland 1866-1918. Berlin, 1983.
26. Stolleris M. Geschichte des Sozialreichts in Deutschland. Stuttgart, 2003.
27. Ultee W., Arts W., Flap H. Sociologie, vragen, uitspraken, bevindingen. Groningen, 1992.
28. Wossler O. Bismarks Sozialpolitik// Historische Zeitschrift. Bd. 167. H. 2.1943.